Проект для логопедических занятий "Ширма многофункциональная"
на кончиках их пальцев.
В.А. Сухомлинский
Исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка института физиологии детей и подростков АНН СССР установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук / М.М.Кольцова 1973,1979 /. М.М.Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.» И.П. Павлов говорил: «… развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением ».
В литературе по логопедии описаны приемы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с заиканием (Л.И. Белякова, Н.А. Рычкова), с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева). Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. Поэтому и в своей коррекционной логопедический практике я уделяю большое внимание этому разделу. К вашему вниманию предлагается дидактическая ширма по развитию мелкой моторики рук.
Ширма представляет собой многофункциональное развивающее пособие для детей 3-7 лет. Она предназначена как для совместной со взрослым, так и для самостоятельной игры.
Ширма компактна и умещается на письменном столе перед ребёнком. Используется на индивидуальных логопедических занятиях, как вторая часть занятия или как физминутка.
При работе с пособием у ребенка развиваются:
- мелкая моторика пальцев рук
- тактильная чувствительность рук
- сенсорное и пространственное восприятие
- умение считать
- внимание
- память
Первое поле – «Помоги котёнку собрать игрушки».
«Мы по клеточкам – гуляем,
И игрушки собираем!»
Передвигаясь по клеточкам двумя пальцами (средним и указательным) находим игрушки.
Клеточки вырезаны из пластиковой решётки для раковины, котёнок и игрушки – самоклеющиеся наклейки.
Примерные виды заданий.
Цель: развитие мелкой моторики рук:
- прошагай по клеточкам
Цели: развитие пространственных ориентировок, умения ориентироваться, закрепление понятий вверху, внизу, справа, слева, математического счёта:
- прошагай три клеточки и т.д.
— поднимись до правого верхнего угла (левого верхнего, левого нижнего)
— какую первую игрушку ты собрал, сколько всего игрушек ты нашёл
Второе поле – «Необычные воздушные шары».
«Разноцветные шары
- Очень разные они»
Небо – самоклеющаяся плёнка, разноцветные воздушные шары с различным содержанием внутри ( с канцелярскими скрепками, с гречкой, с горохом, с фасолью).
Примерные виды заданий.
Цель: развитие тактильной чувствительности рук, логического мышления:
- потрогай каждый шарик и найди два одинаковых
— как ты думаешь, что там внутри
Цели: развитие пространственных ориентировок, умения ориентироваться, закрепление понятий вверху, внизу, справа, слева, в центре:
— покажи шарик – который в центре ( справа, слева, в правом нижнем углу и т.д)
Цель: развитие математического счёта, сенсорного восприятия:
— посчитай – сколько всего шаров, назови — какого они цвета
Третье поле – «Помоги развесить бельё. Поиграем на пианино. »
«Мамочка устала –
ведь она стирала.
Ну, а мы как сможем –
мамочке поможем!»
Основа – бежевая самоклеющаяся плёнка, бельевой шнур, одежда из гуммированной бумаги, канцелярские прищепки, пианино – к поролону пришиты пуговицы.
Примерные виды заданий.
Цели: развитие мелкой моторики рук, развитие пространственных ориентировок, умения ориентироваться, закрепление понятий вверху, внизу :
- возьми прищепочки и развесь бельё на верхней верёвке (на нижней)
Цели: развитие мелкой моторики рук, развитие пространственных ориентировок, умения ориентироваться, закрепление понятий левая рука, правая рука, слева — направо, справа — налево :
- поиграй на пианино и отдохни вместе с мамой
— поиграй на пианино левой рукой — слева – направо
- поиграй на пианино правой рукой — справа — налево
Истоки
способностей и дарований детей –
на
кончиках их пальцев.
В.А.
Сухомлинский
Исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка института физиологии детей и подростков АНН СССР установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук / М.М.Кольцова 1973,1979 /. М.М.Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.» И.П. Павлов говорил: «...развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением ».
В литературе по логопедии описаны приемы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с заиканием (Л.И. Белякова, Н.А. Рычкова), с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева). Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. Поэтому и в своей коррекционной логопедический практике я уделяю большое внимание этому разделу. К вашему вниманию предлагается дидактическая ширма по развитию мелкой моторики рук.
Ширма представляет собой многофункциональное развивающее пособие для детей 3-7 лет. Она предназначена как для совместной со взрослым, так и для самостоятельной игры.
Ширма компактна и умещается на письменном столе перед ребёнком. Используется на индивидуальных логопедических занятиях, как вторая часть занятия или как физминутка.
При работе с пособием у ребенка развиваются:
-
мелкая моторика пальцев рук
-
тактильная чувствительность рук
-
сенсорное и пространственное восприятие
-
умение считать
-
внимание
-
память
Кроме того, ширма позволяет детям получить положительные эмоции и удовольствие от процесса игры. Пособие включает в себя три поля.
Первое поле – «Помоги котёнку собрать игрушки».
«Мы по клеточкам – гуляем,
И игрушки собираем!»
Передвигаясь по клеточкам двумя пальцами (средним и указательным) находим игрушки.
Клеточки вырезаны из пластиковой решётки для раковины, котёнок и игрушки – самоклеющиеся наклейки.
Примерные виды заданий.
Цель: развитие мелкой моторики рук:
- прошагай по клеточкам
Цели: развитие пространственных ориентировок, умения ориентироваться, закрепление понятий вверху, внизу, справа, слева, математического счёта:
- прошагай три клеточки и т.д.
- поднимись до правого верхнего угла (левого верхнего, левого нижнего)
- какую первую игрушку ты собрал, сколько всего игрушек ты нашёл
Второе поле – «Необычные воздушные шары».
«Разноцветные шары
- Очень разные они»
Небо – самоклеющаяся плёнка, разноцветные воздушные шары с различным содержанием внутри ( с канцелярскими скрепками, с гречкой, с горохом, с фасолью).
Примерные виды заданий.
Цель: развитие тактильной чувствительности рук, логического мышления:
- потрогай каждый шарик и найди два одинаковых
- как ты думаешь, что там внутри
Цели: развитие пространственных ориентировок, умения ориентироваться, закрепление понятий вверху, внизу, справа, слева, в центре:
- покажи шарик – который в центре ( справа, слева, в правом нижнем углу и т.д)
Цель: развитие математического счёта, сенсорного восприятия:
- посчитай – сколько всего шаров, назови - какого они цвета
Третье
поле – «Помоги развесить бельё. Поиграем
на пианино. »
«Мамочка
устала –
ведь она стирала.
Ну,
а мы как сможем –
мамочке поможем!»
Основа – бежевая самоклеющаяся плёнка, бельевой шнур, одежда из гуммированной бумаги, канцелярские прищепки, пианино – к поролону пришиты пуговицы.
Примерные виды заданий.
Цели: развитие мелкой моторики рук, развитие пространственных ориентировок, умения ориентироваться, закрепление понятий вверху, внизу :
- возьми прищепочки и развесь бельё на верхней верёвке (на нижней)
Цели: развитие мелкой моторики рук, развитие пространственных ориентировок, умения ориентироваться, закрепление понятий левая рука, правая рука, слева - направо, справа - налево :
- поиграй на пианино и отдохни вместе с мамой
- поиграй на пианино левой рукой - слева – направо
- поиграй на пианино правой рукой - справа - налево
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»