Знакомство с поэтом Виктором Боковым
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Верхнекарачанская средняя общеобразовательная школа
Грибановского муниципального района Воронежской области
Разработка урока внеклассного чтения в 8 классе
на тему «Знакомство с поэтом Виктором Боковым»
Учитель русского языка и литературы
Фомина Людмила Владимировна
Верхний Карачан
2010
--------------------------------------------------------------------------
I. Вступительное слово учителя.
Сегодняшнее занятие посвящено Виктору Федоровичу Бокову. Мы познакомимся с биографией поэта, послушаем его стихотворения, будем учиться работать со стихотворным текстом в группах, попытаемся в процессе выполнения заданий, которые я для вас подготовила, открыть для себя как можно больше нового и интересного.
II. О непростой судьбе поэта рассказывает ученик, рассказ сопровождается показом презентации.
Поэт Виктор Федорович Боков родился 6 (19) сентября 1914 года в деревне Язвицы Владимирской области (ныне Сергиево-Посадский район Московской области) в семье крестьянина. У него было два брата и три сестры. Очень рано в нем пробудилась любовь к русскому слову, с 14 лет начал записывать в толстую тетрадь то, что слышал вокруг: частушки, присловья, клички, названия лесных урочищ. ...» Вот что он сам об этом рассказывал: «Деревня наша Язвицы стояла на бугре в двадцати километрах от Сергиева Посада. Родился я в лесной, речной, луговой стороне. Детство мое было и с орехами, и с грибами, и с рыбной ловлей. Речка наша Кунья манила к себе редкостных по распеву соловьев. Сам я так полюбил соловьиное пение, что стал высвистывать соловьиные мелодии…
Моими первыми учителями были — отец, мать, крестьянский труд, уличная гармонь и частушки, балалайка детских лет, сказки Аграфены. Слайд № 1
А из профессионалов-писателей, которые меня поддерживали, назову трех, уже ушедших из жизни художников слова,- Михаила Пришвина, в его доме я воспитывался с пятнадцати лет, Андрея Платонова, с которым я провел много бессонных счастливых ночей в разговорах о литературе, и Бориса Пастернака, который дал самую высокую оценку моим стихам в автографах книг, подаренных мне… Слайд №2
Рядом с деревней нашей стоял завод. Я поступил туда учеником токаря. Вьется стружка из-под резца, я за станком слежу, а в уме складываю, продолжаю свое творчество. Печатал и стихи, и прозу в заводской многотиражке. В цеху все звали меня «фантазер», «сказочник»».
Затем была учеба в Литинституте с 1934 по 1938 год, на одном курсе с Боковым учились К. Симонов, М. Матусовский, О. Высоцкая, С. Смирнов, С. Васильев, А. Макаров. Потом несколько лет работал Виктор Федорович консультантом при Всесоюзном Доме народного творчества. Слайд №3
В 1941 году Бокова приняли в Союз писателей. Он стал писать песни, их запели хоры, исполнители.
В 1942 году, находясь в действующей армии, Виктор Боков был арестован. “Особисты” прочитали его письмо родителям, где он жаловался на то, что их плохо кормят. Приплели ему и недозволительные “разговоры”, в результате осудили по 58-й статье и отправили на пять лет в Сиблаг. Слайд №4
Выжил за колючей проволокой Виктор Боков благодаря недюжинной физической силе и стихам. Земляки помнили, что будущий поэт в молодости поднимал с земли четыре мешка в сто килограммов и грузил их на машину. В сибирском лагере, сплавляя в ледяной воде лес и стоя на морозе у весов, взвешивая свиней, он потерял свой сильный голос.
Но четыре года лагеря не очерствили его певчую душу, однако научили мужеству. Согласитесь, ведь это не простой шаг — написать такое «Письмо в Нью-Йорк» сыну:
Оставил ты свои берёзы
И кроны трепетных осин.
Американские морозы
Тебе не нравятся, мой сын.
Твоя душа теперь во мраке,
В объятиях чужой зимы,
А я бы предпочёл бараки
И дальний холод Колымы.
Освобожден был в 1947 году. Вернувшись, жил в бедности: «Я ходил месяцами с небритым лицом, вспоминал петербургские ночи Некрасова, я питался, как заяц, капустным листом», — писал Боков в своих стихах о том времени. Потом шесть лет работы «в стол» без надежды хоть когда-нибудь быть опубликованным. Все переменилось с хрущевской оттепелью, давшей свободу для жизни и творчества сталинским лагерникам.
В 1958 году вышли в свет первые книги стихов Виктора Бокова – "Яр хмель" и "Заструги», а дальше появились сборники "Лирика" (1964), "Алевтина" (1965), "Избранное" (1970), "Стихотворения и песни" (1973), "Три травы" (1975), "Поклон России" (1976), "День за днем" (1991), "Стою на своем!" (1992), "В гостях у жаворонка" (1994), "Любовь моя, Россия!" (1994), "Боковская осень" (1996), "Россия в сердце не случайна" (1997), "Жизнь – радость моя" (1998), "Лик любви" (2001), "Чистый четверг" (2001), "Повечерье" (2002) и многие другие. Слайд №5
Творческая биография поэта была тесно связана с песней. Это вообще отдельная страница нашей национальной культуры. На стихи Виктора Бокова создано более 150 песен. Практически каждая становилась популярной и любимой в народе. Наверное, не найдётся никого, кто хоть раз не слышал «Оренбургский платок» в исполнении несравненной Людмилы Зыкиной. Слайд №6
А такие песни, как «На побывку едет», «Снег седины», «Не растёт трава зимою», «Колокольчик», «Я назову тебя зоренькой», «На Мамаевом кургане тишина»… Многим из них приписывается авторство «народная», и это ли не главное признание таланта Виктора Бокова.
В репертуаре любого хора и сейчас обязательно есть его песни. С большим удовольствием песни Бокова сейчас исполняют Елена Калашникова, Анна Литвиненко.
Виктор Боков – автор книги прозаических миниатюр "Над рекой Истермой. Записки поэта" (1960), которая трижды издавалась и получила высокую оценку критиков.
Он много занимался фольклором, собирал песни, стихи, сказы, частушки по деревням. Бывал в фольклорных экспедициях. Всё это со временем вылилось в антологию «Русская частушка». В творческих командировках по стране он встречался со многими людьми и везде интересовался темой частушки. По жизни остался собирателем и исполнителем частушки. Слайд №7
Боков писал не только стихи, но и эссе о творчестве Н. Некрасова, С. Есенина, Н. Асеева. Дарил читателям интересные страницы воспоминаний о М. Цветаевой, М. Пришвине, А. Платонове, Б. Пастернаке, с которыми его связывала творческая и личная дружба.
Расширяя свои творческие возможности, находил красоту в поэзии разных народов. Он перевёл на русский язык руны карело-финского эпоса «Калевала», а также стихи поэтов Советского Союза А. Гарши, К. Герасименко, М. Грубияна, С. Данилова, П. Заднипру, М. Квливидзе, А. Копштейна, И. Тарба, С. Чиковани, Р. Маршани и других.
Виктор Фёдорович выступал не раз и совсем в другом качестве. Он является лауреатом Всесоюзного конкурса на лучший киносценарий. А ещё он снялся в трёх художественных фильмах «Строговы» (В. Венгерова), «Серьёзные чудачества» (З. Гердта), «Про стихи» (З. Паперного). Слайд №8
Боков был членом Академии Российской словесности, членом Высшего творческого совета Союза писателей России, членом Совета старейшин Международного Союза писательских союзов.
Награжден несколькими орденами, в том числе "За заслуги перед Отечеством" III степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, "Дружбы Народов". Слайд №9
На родине Бокова, в дерене Язвицы, создан музей поэта. Слайд №10
В Сергиево-Посадском районе Московской области проходит ежегодный фестиваль "Боковская осень". Кроме того, в городе Пересвет Сергиево-Посадского района раз в два года устраивается фестиваль песен на стихи Бокова "Любовь моя, Россия". Слайд №11
Ушел из жизни Виктор Федорович 15 октября 2009 года на 96-ом году жизни.
Слово учителя.
Лишь немногие журналы печатали стихотворения поэта в последние годы. Среди них наш воронежский журнал «Подъем». В номере 10 за 2009г. вышла подборка стихотворений Бокова буквально за несколько недель до смерти поэта.
На сегодняшнем занятии мы познакомимся с этими стихотворениями. Стихи Бокова обращены к вкусу хлеба, запаху воды и воздуха, бесконечности дорог и неповторимой прелести нашей "малой родины".
II Работа в группах
Учащиеся, разделенные на группы, получают тексты со стихотворениями В. Бокова и задания.
Задание для 1 группы учащихся.
Представьте, что вы являетесь членами редакции журнала «Подъем». Ваша задача немного упрощена. Стихотворения уже отобраны и опубликованы. Постарайтесь объяснить, чем вы руководствовались при отборе стихотворений для публикации?
Слово учителя.
В одноим из своих интервью В.Боков так рассказывал журналистке: «… я по всем статьям воронежский. Я духовно и песенно родился там в 1937 году. Поехал в Воронеж в командировку, собирал песни, пробыл месяц, вернулся в Москву, меня исключили из Литинститута за непосещаемость. А я слушал в Кисляе баб воронежских, они меня любили, целовали, когда я уезжал, плакали. Плакали!.. Я им покупал пряники, водку на стол ставил — бабы, давайте спляшем, давайте споем и пошли, пошли. Эх-эх, эх!.. Чудо, как они пели, как плясали, я же ночи напролет с ними просиживал! Приехал из Воронежа, по тридцать песен один исполнял, концерты давал профессорам… А я с бабами связался, я нашел в них великий, величайший талант, так они пели эти песни! Да не один профессор с ними не сравнится! Приехал в Москву Андрей Платонов, он же ваш, воронежский, я ему пел, он плакал. Так что Воронеж мне счастье дал. Мне преподали бабы воронежские за один вечер больше, чем весь Литинститут...» Этой любовью к воронежским людям буквально пропитано стихотворение «Воронеж, Воронеж».
Задание для 2 группы учащихся.
Стихотворение «Воронеж, Воронеж».
Оно напоминает фрагмент из кинофильма. Предлагаю выделить отдельные картины-кадры из стихотворения и создать свой мини-сценарий.
Учащиеся делают наброски иллюстраций, пишут к ним комментарии (строки стихотворения). Один ученик готовит выразительное чтение стихотворения.
Слово учителя
Наш прославленный земляк А.В.Кольцов своими стихами вдохновил не одного поэта. Не остался безучастным к его творчеству и Боков. В стихах Бокова ощутимо творческое осмысление традиций Алексея Кольцова, в первую очередь – в использовании поэтических возможностей русского фольклора. Виктор Федорович много занимался фольклором. Благодаря стараниям Бокова появилась антология «Русская частушка». Сам Виктор Федорович мог на спор 1000 частушек петь пять часов кряду. Молодёжь сельская не могла его перепеть.
Задание для 3 группы учащихся.
Стихотворение «Часами я молился на Кольцова...»
Подготовить выразительное чтение стихотворения. Сочинить частушки, посвященные 80-летию журнала «Подъем». Можно использовать уже известную рифму (буриме).
Слово учителя
Владимир Григорьевич Гордейчев – русский поэт. Жил в Воронеже. Был членом редколлегии журналов «Октябрь», «Подъем». Виктор Боков был хорошо знаком с ним и посвятил ему стихотворение «Памяти Владимира Гордейчева».
Задание для 4 группы учащихся.
Стихотворение «Памяти Владимира Гордейчева». Выразительное чтение стихотворения. Идея оригинального памятника поэту. Попробуйте сконструировать памятник поэту на основе деталей, встречающихся в данном стихотворении.
Слово учителя.
До 40-х годов прошлого века Виктор Федорович участвовал в жизни деревни, образно говоря, знал, как она звучит. Для него деревня всегда была песенной. Когда после лагерей он вернулся, то увидел молчащую деревню. Многие гармонисты погибли на фронтах. Это его очень озаботило. Не случайно Боков одним из первых высказал идею создания знаменитой передачи «Играй, гармонь!».
Задание для 5 группы учащихся.
Стихотворение «Гармонь» Прочитайте выразительно стихотворение.
Вспомните художественные произведения, в которых гармонь помогала забывать о несчастьях, трудностях, которые испытывали герои. Назовите их авторов.
III. Представление работ групп. Обсуждение и подведение итогов.
V. Заключительное слово учителя
«Всю жизнь свою я посвятил литературе, поэтическому слову, о чем не жалею»,- говорил В.Боков. Поэта уже нет, а с нами остались его стихи, в которых живет загадочная Русская душа и звучит настоящая любовь к своей земле. Не к той, которая под гигантским именем Россия, но к малой Родине, которой лучше и любимее нет.
В заключение урока звучит музыкальная композиция из фрагментов песен на стихотворения В.Ф. Бокова. («Выходил на поля молодой агроном…», «Гляжу в поля просторные…», «На побывку едет…», «В чистом поле ясный месяц…», «Чтобы сердце было радо…», «Я назову тебя зоренька…», «Оренбургский пуховый платок».)
IV. Домашнее задание.
Выучить наизусть одно из понравившихся стихотворений В.Бокова.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Верхнекарачанская средняя общеобразовательная школа
Грибановского муниципального района Воронежской области
Разработка урока внеклассного чтения в 8 классе
на тему «Знакомство с поэтом Виктором Боковым»
Учитель русского языка и литературы
Фомина Людмила Владимировна
Верхний Карачан
2010
I. Вступительное слово учителя.
Сегодняшнее занятие посвящено Виктору Федоровичу Бокову. Мы познакомимся с биографией поэта, послушаем его стихотворения, будем учиться работать со стихотворным текстом в группах, попытаемся в процессе выполнения заданий, которые я для вас подготовила, открыть для себя как можно больше нового и интересного.
II. О непростой судьбе поэта рассказывает ученик, рассказ сопровождается показом презентации.
Поэт Виктор Федорович Боков родился 6 (19) сентября 1914 года в деревне Язвицы Владимирской области (ныне Сергиево-Посадский район Московской области) в семье крестьянина. У него было два брата и три сестры. Очень рано в нем пробудилась любовь к русскому слову, с 14 лет начал записывать в толстую тетрадь то, что слышал вокруг: частушки, присловья, клички, названия лесных урочищ. ...» Вот что он сам об этом рассказывал: «Деревня наша Язвицы стояла на бугре в двадцати километрах от Сергиева Посада. Родился я в лесной, речной, луговой стороне. Детство мое было и с орехами, и с грибами, и с рыбной ловлей. Речка наша Кунья манила к себе редкостных по распеву соловьев. Сам я так полюбил соловьиное пение, что стал высвистывать соловьиные мелодии…
Моими первыми учителями были - отец, мать, крестьянский труд, уличная гармонь и частушки, балалайка детских лет, сказки Аграфены. Слайд № 1
. А из профессионалов-писателей, которые меня поддерживали, назову трех, уже ушедших из жизни художников слова,- Михаила Пришвина, в его доме я воспитывался с пятнадцати лет, Андрея Платонова, с которым я провел много бессонных счастливых ночей в разговорах о литературе, и Бориса Пастернака, который дал самую высокую оценку моим стихам в автографах книг, подаренных мне»… Слайд №2
Рядом с деревней нашей стоял завод. Я поступил туда учеником токаря. Вьется стружка из-под резца, я за станком слежу, а в уме складываю, продолжаю свое творчество. Печатал и стихи, и прозу в заводской многотиражке. В цеху все звали меня «фантазер», «сказочник»».
Затем была учеба в Литинституте с 1934 по 1938 год, на одном курсе с Боковым учились К. Симонов, М. Матусовский, О. Высоцкая, С. Смирнов, С. Васильев, А. Макаров. Потом несколько лет работал Виктор Федорович консультантом при Всесоюзном Доме народного творчества. Слайд №3
В 1941 году Бокова приняли в Союз писателей. Он стал писать песни, их запели хоры, исполнители.
В 1942 году, находясь в действующей армии, Виктор Боков был арестован. “Особисты” прочитали его письмо родителям, где он жаловался на то, что их плохо кормят. Приплели ему и недозволительные “разговоры”, в результате осудили по 58-й статье и отправили на пять лет в Сиблаг. Слайд №4
Выжил за колючей проволокой Виктор
Боков благодаря недюжинной физической
силе и стихам. Земляки помнили, что
будущий поэт в молодости поднимал с
земли четыре мешка в сто килограммов и
грузил их на машину. В сибирском лагере,
сплавляя в ледяной воде лес и стоя на
морозе у весов, взвешивая свиней, он
потерял свой сильный голос.
Но четыре
года лагеря не очерствили его певчую
душу, однако научили мужеству. Согласитесь,
ведь это не простой шаг — написать такое
«Письмо в Нью-Йорк» сыну:
Оставил ты свои берёзы
И кроны трепетных осин.
Американские морозы
Тебе не нравятся, мой сын.
Твоя душа теперь во мраке,
В объятиях чужой зимы,
А я бы предпочёл бараки
И дальний холод Колымы.
Освобожден был в 1947 году. Вернувшись, жил в бедности: «Я ходил месяцами с небритым лицом, вспоминал петербургские ночи Некрасова, я питался, как заяц, капустным листом», - писал Боков в своих стихах о том времени. Потом шесть лет работы «в стол» без надежды хоть когда-нибудь быть опубликованным. Все переменилось с хрущевской оттепелью, давшей свободу для жизни и творчества сталинским лагерникам.
В 1958 году вышли в свет первые книги стихов Виктора Бокова – "Яр хмель" и "Заструги», а дальше появились сборники "Лирика" (1964), "Алевтина" (1965), "Избранное" (1970), "Стихотворения и песни" (1973), "Три травы" (1975), "Поклон России" (1976), "День за днем" (1991), "Стою на своем!" (1992), "В гостях у жаворонка" (1994), "Любовь моя, Россия!" (1994), "Боковская осень" (1996), "Россия в сердце не случайна" (1997), "Жизнь – радость моя" (1998), "Лик любви" (2001), "Чистый четверг" (2001), "Повечерье" (2002) и многие другие. Слайд №5
Творческая биография поэта была тесно связана с песней. Это вообще отдельная страница нашей национальной культуры. На стихи Виктора Бокова создано более 150 песен. Практически каждая становилась популярной и любимой в народе. Наверное, не найдётся никого, кто хоть раз не слышал «Оренбургский платок» в исполнении несравненной Людмилы Зыкиной. Слайд №6
А такие песни, как «На побывку едет», «Снег седины», «Не растёт трава зимою», «Колокольчик», «Я назову тебя зоренькой», «На Мамаевом кургане тишина»… Многим из них приписывается авторство «народная», и это ли не главное признание таланта Виктора Бокова.
В репертуаре любого хора и сейчас обязательно есть его песни. С большим удовольствием песни Бокова сейчас исполняют Елена Калашникова, Анна Литвиненко.
Виктор Боков – автор книги прозаических миниатюр "Над рекой Истермой. Записки поэта" (1960), которая трижды издавалась и получила высокую оценку критиков.
Он много занимался фольклором, собирал песни, стихи, сказы, частушки по деревням. Бывал в фольклорных экспедициях. Всё это со временем вылилось в антологию «Русская частушка». В творческих командировках по стране он встречался со многими людьми и везде интересовался темой частушки. По жизни остался собирателем и исполнителем частушки. Слайд №7
Боков писал не только стихи, но и эссе о творчестве Н. Некрасова, С. Есенина, Н. Асеева. Дарил читателям интересные страницы воспоминаний о М. Цветаевой, М. Пришвине, А. Платонове, Б. Пастернаке, с которыми его связывала творческая и личная дружба.
Расширяя свои творческие возможности, находил красоту в поэзии разных народов. Он перевёл на русский язык руны карело-финского эпоса «Калевала», а также стихи поэтов Советского Союза А. Гарши, К. Герасименко, М. Грубияна, С. Данилова, П. Заднипру, М. Квливидзе, А. Копштейна, И. Тарба, С. Чиковани, Р. Маршани и других.
Виктор Фёдорович выступал не раз и совсем в другом качестве. Он является лауреатом Всесоюзного конкурса на лучший киносценарий. А ещё он снялся в трёх художественных фильмах «Строговы» (В. Венгерова), «Серьёзные чудачества» (З. Гердта), «Про стихи» (З. Паперного). Слайд №8
Боков был членом Академии Российской словесности, членом Высшего творческого совета Союза писателей России, членом Совета старейшин Международного Союза писательских союзов.
Награжден несколькими орденами, в том числе "За заслуги перед Отечеством" III степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, "Дружбы Народов". Слайд №9
На родине Бокова, в дерене Язвицы, создан музей поэта. Слайд №10
В Сергиево-Посадском районе Московской области проходит ежегодный фестиваль "Боковская осень". Кроме того, в городе Пересвет Сергиево-Посадского района раз в два года устраивается фестиваль песен на стихи Бокова "Любовь моя, Россия". Слайд №11
Ушел из жизни Виктор Федорович 15 октября 2009 года на 96-ом году жизни.
Слово учителя.
Лишь немногие журналы печатали стихотворения поэта в последние годы. Среди них наш воронежский журнал «Подъем». В номере 10 за 2009г. вышла подборка стихотворений Бокова буквально за несколько недель до смерти поэта.
На сегодняшнем занятии мы познакомимся с этими стихотворениями. Стихи Бокова обращены к вкусу хлеба, запаху воды и воздуха, бесконечности дорог и неповторимой прелести нашей "малой родины".
II Работа в группах
Учащиеся, разделенные на группы, получают тексты со стихотворениями В. Бокова и задания.
Задание для 1 группы учащихся.
Представьте, что вы являетесь членами редакции журнала «Подъем». Ваша задача немного упрощена. Стихотворения уже отобраны и опубликованы. Постарайтесь объяснить, чем вы руководствовались при отборе стихотворений для публикации?
Слово учителя.
В одноим из своих интервью В.Боков так рассказывал журналистке: «… я по всем статьям воронежский. Я духовно и песенно родился там в 1937 году. Поехал в Воронеж в командировку, собирал песни, пробыл месяц, вернулся в Москву, меня исключили из Литинститута за непосещаемость. А я слушал в Кисляе баб воронежских, они меня любили, целовали, когда я уезжал, плакали. Плакали!.. Я им покупал пряники, водку на стол ставил - бабы, давайте спляшем, давайте споем и пошли, пошли. Эх-эх, эх!.. Чудо, как они пели, как плясали, я же ночи напролет с ними просиживал! Приехал из Воронежа, по тридцать песен один исполнял, концерты давал профессорам... А я с бабами связался, я нашел в них великий, величайший талант, так они пели эти песни! Да не один профессор с ними не сравнится! Приехал в Москву Андрей Платонов, он же ваш, воронежский, я ему пел, он плакал. Так что Воронеж мне счастье дал. Мне преподали бабы воронежские за один вечер больше, чем весь Литинститут...» Этой любовью к воронежским людям буквально пропитано стихотворение «Воронеж, Воронеж».
Задание для 2 группы учащихся.
Стихотворение «Воронеж, Воронеж».
Оно напоминает фрагмент из кинофильма. Предлагаю выделить отдельные картины-кадры из стихотворения и создать свой мини-сценарий.
Учащиеся делают наброски иллюстраций, пишут к ним комментарии (строки стихотворения). Один ученик готовит выразительное чтение стихотворения.
Слово учителя
Наш прославленный земляк А.В.Кольцов своими стихами вдохновил не одного поэта. Не остался безучастным к его творчеству и Боков. В стихах Бокова ощутимо творческое осмысление традиций Алексея Кольцова, в первую очередь – в использовании поэтических возможностей русского фольклора. Виктор Федорович много занимался фольклором. Благодаря стараниям Бокова появилась антология «Русская частушка». Сам Виктор Федорович мог на спор 1000 частушек петь пять часов кряду. Молодёжь сельская не могла его перепеть.
Задание для 3 группы учащихся.
Стихотворение «Часами я молился на Кольцова...»
Подготовить выразительное чтение стихотворения. Сочинить частушки, посвященные 80-летию журнала «Подъем». Можно использовать уже известную рифму (буриме).
Слово учителя
Владимир Григорьевич Гордейчев – русский поэт. Жил в Воронеже. Был членом редколлегии журналов «Октябрь», «Подъем». Виктор Боков был хорошо знаком с ним и посвятил ему стихотворение «Памяти Владимира Гордейчева».
Задание для 4 группы учащихся.
Стихотворение «Памяти Владимира Гордейчева». Выразительное чтение стихотворения. Идея оригинального памятника поэту. Попробуйте сконструировать памятник поэту на основе деталей, встречающихся в данном стихотворении.
Слово учителя.
До 40-х годов прошлого века Виктор Федорович участвовал в жизни деревни, образно говоря, знал, как она звучит. Для него деревня всегда была песенной. Когда после лагерей он вернулся, то увидел молчащую деревню. Многие гармонисты погибли на фронтах. Это его очень озаботило. Не случайно Боков одним из первых высказал идею создания знаменитой передачи «Играй, гармонь!».
Задание для 5 группы учащихся.
Стихотворение «Гармонь» Прочитайте выразительно стихотворение.
Вспомните художественные произведения, в которых гармонь помогала забывать о несчастьях, трудностях, которые испытывали герои. Назовите их авторов.
III. Представление работ групп. Обсуждение и подведение итогов.
V. Заключительное слово учителя
«Всю жизнь свою я посвятил литературе, поэтическому слову, о чем не жалею»,- говорил В.Боков. Поэта уже нет, а с нами остались его стихи, в которых живет загадочная Русская душа и звучит настоящая любовь к своей земле. Не к той, которая под гигантским именем Россия, но к малой Родине, которой лучше и любимее нет.
В заключение урока звучит музыкальная композиция из фрагментов песен на стихотворения В.Ф. Бокова. («Выходил на поля молодой агроном…», «Гляжу в поля просторные…», «На побывку едет…», «В чистом поле ясный месяц…», «Чтобы сердце было радо…», «Я назову тебя зоренька…», «Оренбургский пуховый платок».)
IV. Домашнее задание.
Выучить наизусть одно из понравившихся стихотворений В.Бокова.
Приложение
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»