"Образовательный минимум:от понимания к знанию"
Цель урока: обобщить полученные знания по предметам, научиться осмысленно оперировать понятиями и применять правила.
ФИО авторов:
Тутыгина Наталья Юрьевна, учитель математики,
высшая квалификационная категория
Некрасова Светлана Альбертовна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
Место проживания:
город Архангельск, Архангельская область
Название ОУ:
МБОУ Гимназия № 6 г. Архангельска
Учебники:
Учебник алгебры для 7 класса общеобразовательных учреждений/ С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин – М.: Просвещение, 2014;
Учебник геометрии для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2014;
Учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др; науч.ред. Н.М. Шанский - М.: Просвещение, 2014
Тема:
«Образовательный минимум: от понимания к знанию»
Класс:
7 класс
Продолжительность урока:
45 минут
Использование информационных технологий:
Презентация (количество слайдов – 23)
Редактор: Microsoft PowerPoint
Приложения: презентация, оценочный лист, карточки с упражнениями для групповой работы.
Методическая разработка заданий для открытого бинарного урока математики и русского языка в 7-м классе
«Образовательный минимум: от понимания к знанию»
Образовательный минимум по математике и русскому языку – это обязательная форма контроля в нашем учебном заведении с 5 по 8 класс. Образовательный минимум – это обязательное усвоение обучающимися теоретического (терминов и понятий) и частично практического материала по содержанию предметов за учебный период (учебные четверти). Единственное и неукоснительное требование сдачи образовательного минимума — это дословное заучивание всего объема теоретического материала, входящего в образовательный минимум. На уроке учащимся через набор определённых заданий было показано, что условием успешной сдачи образовательного минимума по предмету является умение осознанно оперировать понятиями.
Целью организации сдачи учащимися образовательного минимума является повышение качества образования
Задачи:
—
контроль над усвоением обязательного
объема знаний каждым обучающимся
и последующей коррекцией при
необходимости;
— систематизация
теоретического материала как фундамента
для дальнейшего развития ученика.
Цели урока: обобщить полученные знания по предметам, научиться осмысленно оперировать понятиями и применять правила.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Оборудование:
-
Мультимедийный проектор
-
Компьютер
-
Экран
-
Раздаточный материал
Технологии: технология проблемного обучения, технология критического мышления, технология здоровьесбережения.
Виды деятельности: фронтальная работа с классом, групповая работа.
Планируемые результаты:
Предметные – научиться правильно строить определения, формулировать правила.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов группы, не перебивая, принимать коллективное решение, контролировать действия партнера, договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов, учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов, строить речевое высказывание в устной форме, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, владеть общим приемом решения задач, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов.
Личностные УУД – формирование навыков индивидуальной и коллективной деятельности.
Этапы урока:
1. Мотивация практической деятельности обучающихся на уроке
(вступительное слово учителя). В этом году вы приступили к изучению математики, как настоящей науки. На каждом уроке алгебры и геометрии вы узнаёте и усваиваете то, что познавалось людьми веками. Серьёзность и трудность изучаемого вы уже могли почувствовать. Только за первый год вы узнали более 200 новых понятий, а к окончанию школы только в курсе геометрии их будет более тысячи. Чтобы научиться использовать полученные знания при решении задач и чтении учебника вы должны не просто знакомиться с понятиями, но и узнавать и понимать их смысл.
(слайд 2,3)
2. Работа с терминами «определения» и «понятия» (слайд 4-7)
3. Система заданий:
Виды деятельности |
Задания для деятельности обучающихся |
Фронтальная работа |
упражнение 1. К данному понятию подберите обобщающее понятие, т.е. такое слово(словосочетание), которое показывало бы, к какой группе (классу), явлений, понятий принадлежит данное слово. это родовой признак понятия. Например, циркуль - чертежный инструмент; глагол - часть речи (слайд 8) |
Фронтальная работа |
упражнение 2. Обобщите не одно, а два понятия, найдя самое точное обобщающее слово (словосочетание). Например, равнобедренный треугольник – прямоугольный треугольник – это треугольники (слайд 9-10) |
Групповая работа |
упражнение 3. Выделите существенные признаки (родовое понятие и видовое отличие) и запишите номер задания и буквы, под которыми напечатаны существенные признаки (слайд 11-12) |
Фронтальная работа |
упражнение 4. Необходимо выбрать пару понятий, связанных между собой отношением «вид-вид», т.е. понятий, которые относятся к одному классу объектов, явлений и для которых легко подобрать обобщающее слово (слайд 13-14) |
Фронтальная работа |
упражнение 5. Между понятиями может существовать отношение «часть-целое». Например, птица-стая. Назовите номера пар понятий, которые объединены связью «часть-целое» (слайд 15) |
Групповая работа |
упражнение 6. Разделить содержание понятия на группы, т.е. необходимо осуществить действие, называемое классификация. Например, все части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометия; все арифметические действия делятся на деление, умножение, сложение и вычитание (слайд 16-18) |
Групповая работа |
упражнение 7. Из данных понятий построить схемы; в записи ответов используйте буквы (слайд 19-20) |
Групповая работа |
упражнение 8. Собрать определение (слайд 21). |
4. Рефлексия (слайд 22)
Учащимся предлагается выбрать из предлагаемого списка умения и навыки, которые они использовали во время урока.
5. Домашнее задание
Выучить определения и правила – подготовиться к сдаче образовательного минимума по русскому языку и математике
Приложение.
УПРАЖНЕНИЕ 3. ВЫДЕЛИТЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ( РОДОВОЕ ПОНЯТИЕ И ВИДОВОЕ ОТЛИЧИЕ) И ЗАПИШИТЕ НОМЕР ЗАДАНИЯ И БУКВЫ, ПОД КОТОРЫМИ НАПЕЧАТАНЫ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ.
1.Смежные углы: а) углы, имеющие общую сторону, б) комбинация трех лучей, в) развернутый угол, г) сумма углов равна 1800 , д) стороны углов являются дополнительными полупрямыми.
2.Одночлен стандартного вида: а) числовой множитель на первом месте, б) правильная запись, в) вид, к которому приводится любой одночлен, г) одночлен.
3.Деепричастие: а)совершенный вид; б) добавочное действие при основном; в) вопросы что делая? что сделав?; г) сказуемое; д) не изменяется.
4.Дефис в наречиях: а) есть приставка КОЕ-; б) есть суффикс –НИБУДЬ; в) есть приставка ПО- и суффикс –ОМУ; г) есть приставка В- и суффикс –ЫХ; д) повтор однокоренных слов.
5.Многочлен: а)алгебраическое выражение, б) можно представить, как произведение многочленов, в) сумма одночленов, г) похоже на уравнение.
6.НЕ с причастиями: а) не употребляется без «не»; б) краткое причастие;
в) есть противопоставление с союзом «а»; г) наличие зависимых слов.
УПРАЖНЕНИЕ 6. ВНИМАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ СХЕМУ И К ПРОПУЩЕННЫМ СЛОВАМ, ОТМЕЧЕННЫМ НОМЕРАМИ, ПОДОБРАТЬ ИЗ СПИСКА СЛОВ, ОТМЕЧЕННЫХ БУКВАМИ, ПОДХОДЯЩИЕ.
Схема 1
|
а) аксиома параллельных прямых
б) 2-й признак равенства треугольников в) признак параллельности прямых г) математическое высказывание д) теорема о сумме углов треугольника е) теорема ж) признак равенства треугольников |
Схема 2
|
а) совершенный б) деепричастие в) вид г) наречие д) неизменяемое |
УПРАЖНЕНИЕ 7.ИЗ ДАННЫХ ПОНЯТИЙ ПОСТРОИТЬ СХЕМЫ, В ЗАПИСИ ОТВЕТОВ ИСПОЛЬЗУЙТЕ БУКВЫ.
Схема 1 |
Схема 2 |
а) 5х + 4 = 7, б) уравнение, в) линейное уравнение с двумя неизвестными, г) линейное уравнение, д) линейное уравнение с одним неизвестным, е) 7у + 4 = х. |
а) предлоги, б) подчинительные, в) производные, г) смысловые, д) частицы, е) служебные части речи, ж) союзы. |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
-
Фамилия Имя
упражнение
максимум баллов
полученные баллы
Упражнение 3
6
Упражнение 6
6 (3+3)
Упражнение 7
10 (5+5)
Упражнение 8
3
Итого:
25
Оценка
«5» - 25-23
«4» - 20-17
«3» - 16-13
Какие умения и навыки вы использовали во время урока?
(нужное подчеркнуть: не более трёх пунктов)
-
Поиск и выделение необходимой информации;
-
Определение основной и второстепенной информации;
-
Установление причинно-следственных связей;
-
Построение логической цепочки рассуждений;
-
Умение начинать и заканчивать свои действия в нужный момент;
-
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения;
-
Владение монологической и диалогической формами речи;
-
Умение договариваться;
-
Умение доказывать свою позицию;
-
Уважать друг друга.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»