Урок русского языка по теме: Антонимы
Тема урока: «Антонимы» (2 класс по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой)
Цели:
Образовательные: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы»; закрепить знания о синонимах; учить использовать в речи синонимы и антонимы.
Развивающие: содействовать развитию речи, внимания, орфографической зоркости; способствовать обогащению словаря учащихся.
Воспитывающие: создать условия для воспитания прилежания, трудолюбия.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс (2 част) под редакцией С.И. Иванова и др; ПК; мультимедиа, презентация; плакат «Сиди правильно при письме»;
Задачи для учащихся: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;
узнать их название;
сравнить их с синонимами;
учиться подбирать пары к словам.
Ход урока.
1. Оргмомент .Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; узнаем их название; сравним их с синонимами; научимся подбирать пары к словам.(Слайд 2) А сейчас запишите число, классная работа. (Слайд 3) Минутка чистописания
Думай медленно, работай быстро.
2. Актуализация знаний. На предыдущих уроках мы с вами познакомились с синонимами. Какие слова называются синонимы? Синонимы – слова приятели.
Подберите синонимы к словам…(Слайд 4)
3. Работа над новой темой.
А) Наблюдения. Но бывают другие слова. (Слайд 5) Найдите слова противоположные по значению.
Б) Давайте вспомним, почему слова близкие по значению называются синонимы. (Слайд 6) Синоним в переводе с древнегреческого языка значит «одноимённый». «Син» — один, «оним» — имя.
В греческом языке анти обозначает «против». Догадайтесь, как будут называться слова, противоположные по значению. Вернёмся к слайду 4 и поищем слова антонимы.
Сформулируйте правило, что такое антонимы. Проверим себя (Слайд 7) Обрати внимание «Антонимы отвечают на один и тот же вопрос».
4. Физминутка.( Слайд 8 )
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
5. Зрительный диктант. (Слайд 9,10 )
Наступила ночь.
На небе много звёзд.
Луна – спутник Земли.
Солнце – близкая звезда.
В космос полетел Гагарин.
Запись предложений.
Самопроверка.
Подберите антонимы к словам из предложений.
6. Упражнение в нахождении антонимов в тексте. (Слайд 11 ) Отгадайте загадки.
Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто.
Ночь, но если захочу, щёлкну раз – и день включу.
Назад всё ходит и вперёд, но никогда не устаёт.
Запишите пары слов антонимов.
7. Упражнение в подборе антонимов к словам. (Слайд 12, 13)
8. Итог урока. Продолжите предложения (Слайд 14)
Я узнал:
Я научился:
Сейчас я проверю, чему вы научились. (Слайд 15)
"Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь:…. (низко)
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь:… .(близко)
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:… .(пол)
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты:… .(нашел)
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты:… .(храбрец)
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай:… .(конец)
Не дорого начало, похвален конец.
9. Домашнее задание. Страница 61 №4
Тема урока: «Антонимы» (2 класс по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой)
Цели:
Образовательные: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы»; закрепить знания о синонимах; учить использовать в речи синонимы и антонимы.
Развивающие: содействовать развитию речи, внимания, орфографической зоркости; способствовать обогащению словаря учащихся.
Воспитывающие: создать условия для воспитания прилежания, трудолюбия.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс (2 част) под редакцией С.И. Иванова и др; ПК; мультимедиа, презентация; плакат «Сиди правильно при письме»;
Задачи для учащихся: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;
узнать их название;
сравнить их с синонимами;
учиться подбирать пары к словам.
Ход урока.
1 . Оргмомент .Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; узнаем их название; сравним их с синонимами; научимся подбирать пары к словам.(Слайд 2) А сейчас запишите число, классная работа. (Слайд 3) Минутка чистописания
Думай медленно, работай быстро.
2. Актуализация знаний. На предыдущих уроках мы с вами познакомились с синонимами. Какие слова называются синонимы? Синонимы – слова приятели.
Подберите синонимы к словам…(Слайд 4)
3. Работа над новой темой.
А) Наблюдения. Но бывают другие слова. (Слайд 5) Найдите слова противоположные по значению.
Б) Давайте вспомним, почему слова близкие по значению называются синонимы. (Слайд 6) Синоним в переводе с древнегреческого языка значит «одноимённый». «Син» - один, «оним» - имя.
В греческом языке анти обозначает «против». Догадайтесь, как будут называться слова, противоположные по значению. Вернёмся к слайду 4 и поищем слова антонимы.
Сформулируйте правило, что такое антонимы. Проверим себя (Слайд 7) Обрати внимание «Антонимы отвечают на один и тот же вопрос».
4. Физминутка.( Слайд 8 )
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
5. Зрительный диктант. (Слайд 9,10 )
Наступила ночь.
На небе много звёзд.
Луна – спутник Земли.
Солнце – близкая звезда.
В космос полетел Гагарин.
Запись предложений.
Самопроверка.
Подберите антонимы к словам из предложений.
6. Упражнение в нахождении антонимов в тексте. (Слайд 11 ) Отгадайте загадки.
Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто.
Ночь, но если захочу, щёлкну раз – и день включу.
Назад всё ходит и вперёд, но никогда не устаёт.
Запишите пары слов антонимов.
7. Упражнение в подборе антонимов к словам. (Слайд 12, 13)
8. Итог урока. Продолжите предложения (Слайд 14)
Я узнал:
Я научился:
Сейчас я проверю, чему вы научились. (Слайд 15)
"Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь : ... . (низко)
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь : ... .(близко)
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь : ... .(пол)
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты : ... .(нашел)
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты : ... .(храбрец)
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай : ... .(конец)
Не дорого начало , похвален конец.
9. Домашнее задание. Страница 61 №4
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО