Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
ТЕМА: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
цели: познакомить с новой ролью ь – показателя женского рода имён существительных.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Чистописание:
— Отгадайте, написание, каких букв мы будем сегодня повторять.
1. Эти буквы обозначают звуки парные по звонкости-глухости и непарные по твёрдости-мягкости.
( Ж–Ш)
2. Эти буквы обозначают звуки непарные по звонкости-глухости и непарные по твёрдости-мягкости. Они обозначают глухие согласные, всегда мягкие звуки.
(Ч — Щ ) - Как эти буквы можно назвать? (шипящие)
Не знать — не страшно, страшно – не узнать.
3. Повторение.
( о роли ь)
— Отгадайте загадки и напишите отгадки:
1. Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
А потом хвалили? (КАРТОФЕЛЬ)
2. По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (гусь) .
3. Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки!
Кто несёт меня? …
(коньки)
5. падают с ветки
Золотые монетки.
(листья)
4.Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной рубашке?
Это он,
Это он,
Ленинградский
(ПОЧТАЛЬОН)
— Что общего в записанных словах?
— Какую роль в словах- отгадках выполняет ь?
ь
смягчает разделяет
-А какую роль выполняет ь в этих словах:
Мышь, ночь, луч, нож, камыш, рожь, помощь, речь, товарищ..
— Сравните слова. Чем они похожи? Чем отличаются?
4. Сообщение темы и целей урока.
- Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке ?
(Мы постараемся узнать, когда пишется мягкий знак на конце существительных после шипящих и какую роль он выполняет в данных словах)
— физминутка -
5. Работа по теме урока.
-Чтобы достичь поставленной цели, давайте проанализируем слова, записанные на доске. Что общего есть у этих слов? (имена существительные, в единственном числе, на конце шипящий звук, в И. п.)
-А чем они отличаются?
(ПОДСКАЗКА: — Разделите слова на две группы:
лучмышь
ножрожь
камышпомощь
речь
-Какую ещё грамматическую характеристику можно дать словам из первой группы; из второй группы? (м. р. Ж. р.) )
-Какой можно сделать вывод о написании ь на конце существительных после шипящих?
— Давайте сравним наши выводы с информацией учебника.
6. Работа по учебнику.
(с. 29 – сам. чтение правила )
— Сравните наши выводы с правилом в учебнике.
Упр. 46 – коллективно.
- Определите род следующих имён существительных:
Туш, тушь,
свищ, ретушь,
плешь, брешь,
блажь
8. Работа с толковым словарём.
(выяснение лексического значения слов — коллективная работа)
7. Определение новой роли ь.
— Вернёмся к схеме о роли ь. Что нужно добавить к этой схеме, какую же ещё роль выполняет ь?
Ь
исцеляет вдохновляет указывает на
женский род
.
9. Итог урока.
— Что нового узнали? Чему научились на уроке?
10. Задание на дом.
-Поработайте дома со словарём или вспомните сами или обратитесь за помощью к старшим и найдите 5-10 слов с шипящим на конце, после которого пишется или не пишется ь.
ТЕМА: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
цели: познакомить с новой ролью ь – показателя женского рода имён существительных.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Чистописание:
- Отгадайте, написание, каких букв мы будем сегодня повторять.
1. Эти буквы обозначают звуки парные по звонкости-глухости и непарные по твёрдости-мягкости.
( Ж–Ш)
2. Эти буквы обозначают звуки непарные по звонкости-глухости и непарные по твёрдости-мягкости. Они обозначают глухие согласные, всегда мягкие звуки.
(Ч - Щ ) - Как эти буквы можно назвать? (шипящие)
Не знать - не страшно, страшно – не узнать.
3. Повторение.
( о роли ь)
- Отгадайте загадки и напишите отгадки:
1. Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
А потом хвалили? (КАРТОФЕЛЬ)
2. По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (гусь) .
3. Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки!
Кто несёт меня? …
(коньки)
5. падают с ветки
Золотые монетки.
(листья)
4.Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной рубашке?
Это он,
Это он,
Ленинградский
(ПОЧТАЛЬОН)
- Что общего в записанных словах?
- Какую роль в словах- отгадках выполняет ь?
ь
смягчает разделяет
-А какую роль выполняет ь в этих словах:
Мышь, ночь, луч, нож, камыш, рожь, помощь, речь, товарищ..
- Сравните слова. Чем они похожи? Чем отличаются?
4. Сообщение темы и целей урока.
- Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке ?
(Мы постараемся узнать, когда пишется мягкий знак на конце существительных после шипящих и какую роль он выполняет в данных словах)
- физминутка -
5. Работа по теме урока.
-Чтобы достичь поставленной цели, давайте проанализируем слова, записанные на доске. Что общего есть у этих слов? (имена существительные, в единственном числе, на конце шипящий звук, в И. п.)
-А чем они отличаются?
(ПОДСКАЗКА: - Разделите слова на две группы:
луч мышь
нож рожь
камыш помощь
речь
-Какую ещё грамматическую характеристику можно дать словам из первой группы; из второй группы? (м. р. Ж. р.) )
-Какой можно сделать вывод о написании ь на конце существительных после шипящих?
- Давайте сравним наши выводы с информацией учебника.
6. Работа по учебнику.
(с. 29 – сам. чтение правила )
- Сравните наши выводы с правилом в учебнике.
Упр. 46 – коллективно.
- Определите род следующих имён существительных:
Туш, тушь,
свищ, ретушь,
плешь, брешь,
блажь
8. Работа с толковым словарём.
(выяснение лексического значения слов - коллективная работа)
7. Определение новой роли ь.
- Вернёмся к схеме о роли ь. Что нужно добавить к этой схеме, какую же ещё роль выполняет ь?
Ь
смягчает разделяет указывает на
женский род
.
9. Итог урока.
- Что нового узнали? Чему научились на уроке?
10. Задание на дом.
-Поработайте дома со словарём или вспомните сами или обратитесь за помощью к старшим и найдите 5-10 слов с шипящим на конце, после которого пишется или не пишется ь.
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО