Интегрированный урок СБО – математики в 8 классе: «Считаем вместе и правильно»
Учебный материал соответствует программным требованиям коррекционных общеобразовательных учреждений VΙΙΙ вида, теме и задачам урока, возрасту обучающихся, их возможностям.
В ходе урока применены различные формы работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальный опрос. Были использованы дифференцированный и индивидуальный подходы. На уроке применялись разнообразные методы и приёмы работы: словесные, наглядные(карточки, таблицы), практические карточки, наглядные пособия: электросчётчик, лампа, лучина, свеча.
На уроке велась большая работа по развитию высших психических процессов, задания были направлены на развитие внимания, мышления, памяти, кругозора. В ходе урока обучающиеся проявляли большую активность, устойчивое внимание, интерес к уроку.
Интеграция с предметом: применение математических знаний в практических целях.
Задачи: научить снимать показания с электросчётчика, подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, заполнять квитанцию об оплате электроэнергии; развивать психические процессы: речь, внимание, память; расширять кругозор; воспитывать учебную мотивацию, показать необходимость экономии электроэнергии.
Оборудование: таблицы, индивидуальные карточки, образцы квитанций, квитанции, иллюстрации, электросчётчик, свеча, лампа, лучина.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
Учитель математики:
— Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, а урок интегрированный. Мы повторим выполнение арифметических действий с целыми и дробными числами и рассмотрим, как эти умения и навыки можно применить в практических целях на уроках СБО. А начнём мы с правила сравнения десятичных дробей. На доске вы видите лампочки, на которых написаны десятичные дроби и по одной букве, составив эти дроби в порядке возрастания, вы прочитаете тему урока по СБО, которую будете изучать сегодня на уроке.
ΙΙ. Постановка темы урока.
Учитель СБО:
— Итак, какие слова у вас получились? (коммунальные услуги)
— А что такое коммунальные услуги?
— С водой, электричеством, теплом мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, даже порой, не замечая этого: когда открываем кран, чтобы помыть руки, включаем свет в классе, чтобы было светло, — мы начинаем потреблять коммунальные услуги. Но за все коммунальные услуги нужно платить. Плату за коммунальные услуги называют коммунальными платежами. И вот сегодня на уроке мы с вами научимся подсчитывать стоимость одного из видов коммунальных услуг и заполнять квитанцию на его оплату, а о каком виде коммунальных услуг пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку:
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам
Светлое величество!
Это … .
(электричество)
ΙΙΙ. Работа по теме урока.
-О каком же виде коммунальных услуг пойдёт речь?
— Всегда ли была электрическая лампочка?
— Каких её родственников вы знаете? (лучина, свеча, факел, масляная лампа, керосиновая лампа, газовая лампа)
-Ребята, отгадайте ещё одну загадку:
Очень строгий контролёр
Со стены глядит в упор,
Смотрит, не моргая.
Стоит только свет зажечь
Иль включить в розетку печь-
Всё на ус мотает.
(электросчётчик)
— Что это такое? (показ образца электросчётчика)
Учитель математики:
— А теперь рассчитаем плату за израсходованную электроэнергию. Оплата электроэнергии производится согласно показанию электросчётчика. Показания электросчётчика на 18.04 2011г.: 8511. Снимите показания электросчётчика (показания снимают сами обучающиеся с образца электросчетчика: 8420) на сегодняшний день и ответьте на вопрос задачи. Сколько денег нужно заплатить за электроэнергию в мае, если цена за 1 кВт·ч составляет 1,53рубля?
— Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?(нет)
— Что нам не известно?(количество электроэнергии, потреблённое в течение месяца?)
— Как узнать, сколько электроэнергии потребили в течение месяца?(от последующего показания счётчика вычесть предыдущее)
1) 8511 – 8420 = 91(кВт·ч) – расход электроэнергии за месяц.
— А сколько стоит 1кВт · ч электроэнергии?(1,53р)
— Сколько же денег будут стоить 91кВт ·ч электроэнергии? Каким арифметическим действием мы можем это узнать? (умножением стоимости одного кВт·ч на количество израсходованной электроэнергии)
2) 1,53 · 91 = 139,23(р) – нужно заплатить за электроэнергию в мае.
- Ответили мы на вопрос задачи?(Да). Какой ответ получился?(139,23р). Переведите полученную десятичную дробь в целое число, полученное при измерении стоимости.(139,23р = 139р23к)
ΙV. Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!
V. Самостоятельная работа по карточкам.
Обучающимся раздаются индивидуальные карточки с заданиями и карточки с образцом выполнения задания.
Ι вариант
Заполни таблицу, если плата за 1кВт·ч – 1,53р:
№ | Показания счётчика | Оплата по счётчику | |
предыдущее | последующее | ||
1. | 5 646 | 5 735 | |
2. | 5 337 | 5 405 | |
3. | 2 007 | 2 101 | |
4. | 6 504 | 6 602 | |
ΙΙ вариант
Заполни таблицу, если плата за 1кВт·ч – 1,53р:
№ | Показания счётчика | Оплата по счётчику | |
предыдущее | последующее | ||
1. | 2 443 | 2 531 | |
2. | 3 515 | 3 601 | |
3. | 5 917 | 6 003 | |
ΙΙΙ вариант
Заполни таблицу, если плата за 1кВт·ч – 1,53р:
№ | Показания счётчика | Оплата по счётчику | |
предыдущее | последующее | ||
1. | 7 899 | 7999 | |
2. | 5 238 | 5 327 | |
Образец.
1,53р · (последующее – предыдущее)= …
Например:
№ | Показания счётчика | Оплата по счётчику | |
предыдущее | последующее | ||
1. | 3 271 | 3 367 | 146,88р |
2) 1,53р · 96 = 146,88
VΙ. Проверка самостоятельной работы.
Обучающиеся обмениваются листочками с выполненным заданием, а учитель вывешивает на доске правильные ответы. Дети проверяют друг у друга задания. Затем листочки сдаются учителю.
VΙΙ. Продолжение работы по теме урока.
Учитель СБО:
— Вам уже сказали, что оплата за электроэнергию производится согласно показаниям счётчика и вносится ежемесячно. А чтобы произвести оплату нужно заполнить платёжную квитанцию. Она находится в расчётной книжке, которую выдаёт энергосбыт (показ образца). Все поля платёжной квитанции должны быть заполнены полностью и разборчиво, в противном случае платёж может быть разнесён неверно.
— Сейчас мы с вами заполним квитанцию по образцу. Данные показания счётчика возьмём из первой решённой задачи.
VΙΙΙ. Практическая работа.
Учащиеся заполняют платёжные квитанции.
Учитель СБО:
— Ребята, а где можно произвести оплату за электроэнергию? Из предложенных иллюстраций учреждений исключите лишнее (Аптека, сбербанк, почта, супермаркет).
— А что будет, если вы вовремя не будете оплачивать электроэнергию?
— А надо ли экономить то, чего у нас на первый взгляд достаточно?
— Назовите способы экономии электроэнергии в школе.
ΙX. Итог урока.
Подводится итог урока, и выставляются оценки отдельно по СБО и отдельно по математике.
X. Домашнее задание.
Нарисовать мини-плакаты, призывающие беречь свет.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Краснинская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат VIII вида»
Ленинск –Кузнецкий район
Кемеровская область
Интегрированный урок СБО – математики в 8 классе: «Считаем вместе и правильно»
Подготовили:
Учитель СБО: Сизикова Валентина Васильевна
Учитель математики: Черепанова Елена Николаевна
с. Красное
2011
Интегрированный урок СБО – математики: «Считаем вместе и правильно»
Интеграция с предметом: применение математических знаний в практических целях.
Задачи: научить снимать показания с электросчётчика, подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, заполнять квитанцию об оплате электроэнергии; развивать психические процессы: речь, внимание, память; расширять кругозор; воспитывать учебную мотивацию, показать необходимость экономии электроэнергии.
Оборудование: таблицы, индивидуальные карточки, образцы квитанций, квитанции, иллюстрации, электросчётчик, свеча, лампа, лучина.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
Учитель математики:
- Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, а урок интегрированный. Мы повторим выполнение арифметических действий с целыми и дробными числами и рассмотрим, как эти умения и навыки можно применить в практических целях на уроках СБО. А начнём мы с правила сравнения десятичных дробей. На доске вы видите лампочки, на которых написаны десятичные дроби и по одной букве, составив эти дроби в порядке возрастания, вы прочитаете тему урока по СБО, которую будете изучать сегодня на уроке.
К О М М У Н А Л
0,1 2,101 5,09 8,309 11,9 13,045 19,1 27,11
Ь Н Ы Е
44,5 68,006 70,6 99,078
У С Л У Г И
7,001 7,12 7,3 7,407 7,7 7,904
ΙΙ. Постановка темы урока.
Учитель СБО:
- Итак, какие слова у вас получились? (коммунальные услуги)
- А что такое коммунальные услуги?
- С водой, электричеством, теплом мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, даже порой, не замечая этого: когда открываем кран, чтобы помыть руки, включаем свет в классе, чтобы было светло, - мы начинаем потреблять коммунальные услуги. Но за все коммунальные услуги нужно платить. Плату за коммунальные услуги называют коммунальными платежами. И вот сегодня на уроке мы с вами научимся подсчитывать стоимость одного из видов коммунальных услуг и заполнять квитанцию на его оплату, а о каком виде коммунальных услуг пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку:
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам
Светлое величество!
Это … .
(электричество)
ΙΙΙ. Работа по теме урока.
-О каком же виде коммунальных услуг пойдёт речь?
- Всегда ли была электрическая лампочка?
- Каких её родственников вы знаете? (лучина, свеча, факел, масляная лампа, керосиновая лампа, газовая лампа)
-Ребята, отгадайте ещё одну загадку:
Очень строгий контролёр
Со стены глядит в упор,
Смотрит, не моргая.
Стоит только свет зажечь
Иль включить в розетку печь-
Всё на ус мотает.
(электросчётчик)
- Что это такое? (показ образца электросчётчика)
Учитель математики:
- А теперь рассчитаем плату за израсходованную электроэнергию. Оплата электроэнергии производится согласно показанию электросчётчика. Показания электросчётчика на 18.04 2011г.: 8511. Снимите показания электросчётчика (показания снимают сами обучающиеся с образца электросчетчика: 8420) на сегодняшний день и ответьте на вопрос задачи. Сколько денег нужно заплатить за электроэнергию в мае, если цена за 1 кВт·ч составляет 1,53рубля?
- Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?(нет)
- Что нам не известно?(количество электроэнергии, потреблённое в течение месяца?)
- Как узнать, сколько электроэнергии потребили в течение месяца?(от последующего показания счётчика вычесть предыдущее)
1) 8511 – 8420 = 91(кВт·ч) – расход электроэнергии за месяц.
- А сколько стоит 1кВт · ч электроэнергии?(1,53р)
- Сколько же денег будут стоить 91кВт ·ч электроэнергии? Каким арифметическим действием мы можем это узнать? (умножением стоимости одного кВт·ч на количество израсходованной электроэнергии)
2) 1,53 · 91 = 139,23(р) – нужно заплатить за электроэнергию в мае.
- Ответили мы на вопрос задачи?(Да). Какой ответ получился?(139,23р). Переведите полученную десятичную дробь в целое число, полученное при измерении стоимости.(139,23р = 139р23к)
ΙV. Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!
V. Самостоятельная работа по карточкам.
Обучающимся раздаются индивидуальные карточки с заданиями и карточки с образцом выполнения задания.
Ι вариант
Заполни таблицу, если плата за 1кВт·ч – 1,53р:
№ |
Показания счётчика |
Оплата по счётчику |
|
предыдущее |
последующее |
||
1. |
5 646 |
5 735 |
|
2. |
5 337 |
5 405 |
|
3. |
2 007 |
2 101 |
|
4. |
6 504 |
6 602 |
|
ΙΙ вариант
Заполни таблицу, если плата за 1кВт·ч – 1,53р:
№ |
Показания счётчика |
Оплата по счётчику |
|
предыдущее |
последующее |
||
1. |
2 443 |
2 531 |
|
2. |
3 515 |
3 601 |
|
3. |
5 917 |
6 003 |
|
ΙΙΙ вариант
Заполни таблицу, если плата за 1кВт·ч – 1,53р:
№ |
Показания счётчика |
Оплата по счётчику |
|
предыдущее |
последующее |
||
1. |
7 899 |
7999 |
|
2. |
5 238 |
5 327 |
|
Образец.
1,53р · (последующее – предыдущее)= …
Например:
№ |
Показания счётчика |
Оплата по счётчику |
|
предыдущее |
последующее |
||
1. |
3 271 |
3 367 |
146,88р |
-
3367 – 3 271 = 96
-
1,53р · 96 = 146,88
VΙ. Проверка самостоятельной работы.
Обучающиеся обмениваются листочками с выполненным заданием, а учитель вывешивает на доске правильные ответы. Дети проверяют друг у друга задания. Затем листочки сдаются учителю.
VΙΙ. Продолжение работы по теме урока.
Учитель СБО:
- Вам уже сказали, что оплата за электроэнергию производится согласно показаниям счётчика и вносится ежемесячно. А чтобы произвести оплату нужно заполнить платёжную квитанцию. Она находится в расчётной книжке, которую выдаёт энергосбыт (показ образца). Все поля платёжной квитанции должны быть заполнены полностью и разборчиво, в противном случае платёж может быть разнесён неверно.
- Сейчас мы с вами заполним квитанцию по образцу. Данные показания счётчика возьмём из первой решённой задачи.
VΙΙΙ. Практическая работа.
Учащиеся заполняют платёжные квитанции.
Учитель СБО:
- Ребята, а где можно произвести оплату за электроэнергию? Из предложенных иллюстраций учреждений исключите лишнее (Аптека, сбербанк, почта, супермаркет).
- А что будет, если вы вовремя не будете оплачивать электроэнергию?
- А надо ли экономить то, чего у нас на первый взгляд достаточно?
- Назовите способы экономии электроэнергии в школе.
ΙX. Итог урока.
Подводится итог урока, и выставляются оценки отдельно по СБО и отдельно по математике.
X. Домашнее задание.
Нарисовать мини-плакаты, призывающие беречь свет.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»