Информационные технологии как средство повышения эффективности уроков технологии
Краткое описание
Использование компьютера на уроках швейного дела
Описание
Республиканское государственное образовательное учреждение "Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2»
Тема – «Информационные технологии как средство повышения эффективности уроков технологии».
Учитель технологии: Степанова Н.В.
Являясь учителем технологии, в настоящее время работаю над проблемой: «Информационные технологии как средство повышения эффективности уроков технологии».
Люди запоминают лишь
10% того, что прочитали,
20% того, что услышали,
30% что увидели,
50% что услышали и увидели,
70% что говорят и пишут,
90% что сделали своими руками.
Исследование американского
преподавателя Эдгара Дейла
В основу преподавания технологии положен деятельный подход к изучению трудовых процессов. При организации уроков предполагается создание у учащихся наглядно-образных представлений по изучаемой теме, а при выполнении практических работ о необходимых для этого трудовых действиях. Применение средств информационных технологий позволяют, учителю повысить наглядность в обучении.
Информационные технологии являются современными наглядными средствами. К ним относятся аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения. «Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств обучения:
1) хорошее обозрение;
2) чёткое выделение главного, основного при показе иллюстраций;
3) детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации;
4) привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера».
Выполнение данных условий при использовании средств информационных технологий значительно повышает эффективность уроков технологии.
Учитель, гармонично сочетая звуковые и аудиовизуальные потоки в процессе преподавания теоретического материала и практических умений, может добиться большего эффекта при освоении знаний и умений учащимися.
Применение средств информационных технологий, где используются подвижные образы, графические объекты, текст, видеоролики, диаграммы, графики, делают организацию познавательной деятельности учащихся более эффективной, превращает учащихся в активных участников учебного процесса.
Урок технологии с использованием компьютерных средств обладает своеобразной спецификой. Примерно треть урока занимает теория, мотивационная деятельность, а в конце анализ и рефлексия результатов, остальное время индивидуальная самостоятельная практическая работа учащихся. Объяснение теоретического материала происходит посредством лекции-диалога, на которой учащиеся погружаются в проблемную ситуацию.
Презентация лекции создаётся средствами Power Point и содержит слайды различного типа: содержащих текстовую и графическую информацию, фильмы с разъяснениями, с показом объектов недоступных непосредственному наблюдению. Учащиеся, опираясь на данную информацию, обдумывают и совместно решают поставленную перед ними проблему, учитель же ненавязчиво направляет их деятельность.
Предваряет практическую работу вводный инструктаж, который содержит видеофрагмент с динамическим показом приёмов и последовательности работы. После чего учащиеся переходят к активному повторению. «Активное повторение состоит в том, что ученик самостоятельно, не воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит в самом себе следы воспринятых им прежде представлений».
Каждый ребёнок работает на своём уровне и в присущем ему темпе. Тем учащимся, которые не могут выполнить активное повторение предлагаю пассивное повторение, они ещё раз просматривают видеофрагмент, либо презентацию.
Если в начале использования данных средств и методов обучения только 60 % учащихся могли выполнить активное повторение, теперь же это могут делать 98 % учащихся.
Мультимедийная поддержка уроков технологии предоставляет учащимся возможность активного «визуального » овладения учебным материалом, позволяет узнавать свойства изучаемого объекта, связать его зримый образ с физическими или техническими параметрами, задающими его.
От учителя, использующего средства информационных технологий требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.
На сегодняшний день информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Практически в каждой семье имеется компьютер. Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учёбе. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно много: это и перегруженность школьных программ, и оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое. Поэтому каждый учитель ставит перед собой цель — поддерживать интерес к учению, и поэтому приходится искать новые более эффективные методы и технологии.
Компьютер даёт учителю новые возможности, позволяя ему вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения, раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Если ранее мне приходилось пользоваться устаревшими таблицами, рисунками в учебниках, наглядностью, сделанной своими руками, то сейчас, я могу дидактический материал демонстрировать как на большом экране, так и размножив необходимые материалы, раздать каждой ученице на парту.
Используя ПК на уроке, я могу реализовать следующие важные задачи:
— наглядное представление материала
— использование развивающих методов обучения
— контроль и диагностика знаний учащихся.
С каждым годом количество уроков с использованием ИКТ увеличиваю. Я увидела, что детей очень увлекает процесс работы на компьютере и стала понемногу вставлять в уроки различные задания на ПК. Меня в первую очередь интересовало, как сделать так, чтобы девочкам было понятно, увлекательно и познавательно. Анализ уроков с использованием ИКТ показал, что знания учащихся стали более глубокие и качественные.
В настоящее время вся учительская документация мною разработана в электронном виде. На уроках активно использую для объяснения учебного материала содержание электронных учебников (рисунки, текстовую информацию, анимации). Но всё-таки, большее внимание уделяю созданию собственных презентаций. Мне кажется, что электронные учебники загоняют учителя в своеобразные рамки. Создавая же свои презентации, я сама становлюсь режиссёром и программистом урока. Также мне нравиться использовать на уроке мною же разработанные интерактивные задания, например, кроссворды и тестовые задания в программах Microsoft Excel и Microsoft Power Point.
Считаю, что учащиеся уже с 5-ого класса должны приучаться к работе с различными видами тестовых заданий. Поэтому задача учителя — научить детей работать с разными видами тестов. В своей профессиональной деятельности использование тестовых заданий я привела в систему, так как применяю такого рода задания и во время текущих уроков, и уроков-обобщений.
В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по технологии в том числе. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. При подготовке урока копирую необходимую для занятий информацию (текст, фотографии, анимации, видеоролики). Мне кажется, что использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению.
Для информационных технологий существуют и свои минусы. Длительное пребывание за компьютером может негативно сказаться на здоровье ученика. Поэтому важно соблюдать здоровьесберегающие технологии, важно не переборщить с использованием компьютера на уроке. Поэтому желательно использовать информационные технологии как элементы на уроке. Не все уроки целесообразно проводить с использованием мультимедийных презентаций. Содержание учебного материала некоторых тем предполагает общение учащихся, рассказ, сообщения, беседы, диспуты. Важно отметить и тот факт, что я не забываю использовать на уроках и традиционные методики устного опроса, как условия развития устной и письменной речи учащихся. Одним словом, полагаю, что учитель должен сочетать в своей педагогической практике инновационные технологии с традиционными. Это позволит педагогу устранить все те риски, которые возникают при использовании информационных технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация – это путь к другому образованию», — сказал один из специалистов в области информатизации образования.
Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.
Использование информационных технологий на уроках технологии помогает учителю повышать мотивацию обучения и приводит к целому ряду положительных следствий:
1. Повышает эффективность учебного процесса;
2. Облегчает понимание и восприятие материала учащимися;
3. Увеличивает психологическую обоснованность принятия необходимых выводов, решений, обобщений;
4. Сокращает время на подачу учебного материала;
5. Развивает активность и самостоятельность учащихся;
6. Способствует развитию внимания, памяти учащихся, информационно-коммуникативной компетенции, логического мышления;
7. Уменьшает количество ошибок допущенных учащимися при практической работе, что ведёт к повышению качества изделия.
Таким образом, информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Тема – «Информационные технологии как средство повышения эффективности уроков технологии».
Учитель технологии: Степанова Н.В.
Являясь учителем технологии, в настоящее время работаю над проблемой: «Информационные технологии как средство повышения эффективности уроков технологии».
Люди запоминают лишь
10% того, что прочитали,
20% того, что услышали,
30% что увидели,
50% что услышали и увидели,
70% что говорят и пишут,
90% что сделали своими руками.
Исследование американского
преподавателя Эдгара Дейла
В основу преподавания технологии положен деятельный подход к изучению трудовых процессов. При организации уроков предполагается создание у учащихся наглядно-образных представлений по изучаемой теме, а при выполнении практических работ о необходимых для этого трудовых действиях. Применение средств информационных технологий позволяют, учителю повысить наглядность в обучении.
Информационные технологии являются современными наглядными средствами. К ним относятся аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения. «Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств обучения:
1) хорошее обозрение;
2) чёткое выделение главного, основного при показе иллюстраций;
3) детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации;
4) привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера».
Выполнение данных условий при использовании средств информационных технологий значительно повышает эффективность уроков технологии.
Учитель, гармонично сочетая звуковые и аудиовизуальные потоки в процессе преподавания теоретического материала и практических умений, может добиться большего эффекта при освоении знаний и умений учащимися.
Применение средств информационных технологий, где используются подвижные образы, графические объекты, текст, видеоролики, диаграммы, графики, делают организацию познавательной деятельности учащихся более эффективной, превращает учащихся в активных участников учебного процесса.
Урок технологии с использованием компьютерных средств обладает своеобразной спецификой. Примерно треть урока занимает теория, мотивационная деятельность, а в конце анализ и рефлексия результатов, остальное время индивидуальная самостоятельная практическая работа учащихся. Объяснение теоретического материала происходит посредством лекции-диалога, на которой учащиеся погружаются в проблемную ситуацию.
Презентация лекции создаётся средствами Power Point и содержит слайды различного типа: содержащих текстовую и графическую информацию, фильмы с разъяснениями, с показом объектов недоступных непосредственному наблюдению. Учащиеся, опираясь на данную информацию, обдумывают и совместно решают поставленную перед ними проблему, учитель же ненавязчиво направляет их деятельность.
Предваряет практическую работу вводный инструктаж, который содержит видеофрагмент с динамическим показом приёмов и последовательности работы. После чего учащиеся переходят к активному повторению. «Активное повторение состоит в том, что ученик самостоятельно, не воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит в самом себе следы воспринятых им прежде представлений».
Каждый ребёнок работает на своём уровне и в присущем ему темпе. Тем учащимся, которые не могут выполнить активное повторение предлагаю пассивное повторение, они ещё раз просматривают видеофрагмент, либо презентацию.
Если в начале использования данных средств и методов обучения только 60 % учащихся могли выполнить активное повторение, теперь же это могут делать 98 % учащихся.
Мультимедийная поддержка уроков технологии предоставляет учащимся возможность активного «визуального » овладения учебным материалом, позволяет узнавать свойства изучаемого объекта, связать его зримый образ с физическими или техническими параметрами, задающими его.
От учителя, использующего средства информационных технологий требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.
На сегодняшний день информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Практически в каждой семье имеется компьютер. Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учёбе. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно много: это и перегруженность школьных программ, и оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое. Поэтому каждый учитель ставит перед собой цель — поддерживать интерес к учению, и поэтому приходится искать новые более эффективные методы и технологии.
Компьютер даёт учителю новые возможности, позволяя ему вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения, раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Если ранее мне приходилось пользоваться устаревшими таблицами, рисунками в учебниках, наглядностью, сделанной своими руками, то сейчас, я могу дидактический материал демонстрировать как на большом экране, так и размножив необходимые материалы, раздать каждой ученице на парту.
Используя ПК на уроке, я могу реализовать следующие важные задачи:
— наглядное представление материала
— использование развивающих методов обучения
— контроль и диагностика знаний учащихся.
С каждым годом количество уроков с использованием ИКТ увеличиваю. Я увидела, что детей очень увлекает процесс работы на компьютере и стала понемногу вставлять в уроки различные задания на ПК. Меня в первую очередь интересовало, как сделать так, чтобы девочкам было понятно, увлекательно и познавательно. Анализ уроков с использованием ИКТ показал, что знания учащихся стали более глубокие и качественные.
В настоящее время вся учительская документация мною разработана в электронном виде. На уроках активно использую для объяснения учебного материала содержание электронных учебников (рисунки, текстовую информацию, анимации). Но всё-таки, большее внимание уделяю созданию собственных презентаций. Мне кажется, что электронные учебники загоняют учителя в своеобразные рамки. Создавая же свои презентации, я сама становлюсь режиссёром и программистом урока. Также мне нравиться использовать на уроке мною же разработанные интерактивные задания, например, кроссворды и тестовые задания в программах Microsoft Excel и Microsoft Power Point.
Считаю, что учащиеся уже с 5-ого класса должны приучаться к работе с различными видами тестовых заданий. Поэтому задача учителя — научить детей работать с разными видами тестов. В своей профессиональной деятельности использование тестовых заданий я привела в систему, так как применяю такого рода задания и во время текущих уроков, и уроков-обобщений.
В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по технологии в том числе. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. При подготовке урока копирую необходимую для занятий информацию (текст, фотографии, анимации, видеоролики). Мне кажется, что использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению.
Для информационных технологий существуют и свои минусы. Длительное пребывание за компьютером может негативно сказаться на здоровье ученика. Поэтому важно соблюдать здоровьесберегающие технологии, важно не переборщить с использованием компьютера на уроке. Поэтому желательно использовать информационные технологии как элементы на уроке. Не все уроки целесообразно проводить с использованием мультимедийных презентаций. Содержание учебного материала некоторых тем предполагает общение учащихся, рассказ, сообщения, беседы, диспуты. Важно отметить и тот факт, что я не забываю использовать на уроках и традиционные методики устного опроса, как условия развития устной и письменной речи учащихся. Одним словом, полагаю, что учитель должен сочетать в своей педагогической практике инновационные технологии с традиционными. Это позволит педагогу устранить все те риски, которые возникают при использовании информационных технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация – это путь к другому образованию», — сказал один из специалистов в области информатизации образования.
Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.
Использование информационных технологий на уроках технологии помогает учителю повышать мотивацию обучения и приводит к целому ряду положительных следствий:
1. Повышает эффективность учебного процесса;
2. Облегчает понимание и восприятие материала учащимися;
3. Увеличивает психологическую обоснованность принятия необходимых выводов, решений, обобщений;
4. Сокращает время на подачу учебного материала;
5. Развивает активность и самостоятельность учащихся;
6. Способствует развитию внимания, памяти учащихся, информационно-коммуникативной компетенции, логического мышления;
7. Уменьшает количество ошибок допущенных учащимися при практической работе, что ведёт к повышению качества изделия.
Таким образом, информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
25 июня 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»