Программа помощи в адаптации ученикам 1 класса
помощи в адаптации ученикам 1-го класса
Пояснительная записка
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. У ребенка меняется привычный уклад жизни, появляется новый круг общения, новые обязанности, новая социальная роль – ученик. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально- стрессовой ситуации.
Адаптация (приспособление, привыкание к новым условиям) – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса. В реализации программы задействованы учителя первых классов, учителя-предметники, работающие в 1-ых классах, медицинская служба, психолог, логопед, социальный педагог, родители, администрация.
Задачи, стоящая перед коллективом школы:
- создание максимально благоприятных условий для адаптации первоклассников к школе;
- оказание психологической помощи и поддержки ребенку и родителям;
- формирование у обучающихся позитивного отношения к школе;
- развитие у обучающихся социальных и общеучебных навыков;
Цель программы:
- Организация учебно-воспитательного процесса первоклассников с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период;
- Предупреждение и преодоление трудностей адаптационного периода у учащихся 1 класса
- Сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из детского сада в 1-ый класс
Планируемый результат: создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации первоклассников.
Раздел 1. Целенаправленная педагогическая деятельность по адаптации учащихся 1-го класса.
1.Организационная работа
№ | Вид деятельности | Сроки | Ответственные |
1. | Анализ достаточности учебно-методического обеспечения | Август- сентябрь | Библиотекарь, учитель |
2. | Организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для разнообразной деятельности детей | В течение года | Администрация, учитель |
3. | Введение новых форм организации деятельности учащихся (динамические паузы, целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры) | В течение года | Учитель |
4. | Организация работы по подготовке к школе будущих первоклассников | Ноябрь- май | Зам.директора по УВР, Учитель, набирающий 1 класс |
2.Работа с педагогическим коллективом
№ | Вид деятельности | Сроки | Ответственные |
1. | Совещания при заместителе директора по УВР | В течение года | Замдиректора по УВР |
1.1 | Ознакомление с нормативно-правовыми документами | Август-сентябрь | Замдиректора по УВР |
1.2 | Собеседование с учителями по особенностям календарно-тематического планирования в 1-ых классах | август | Замдиректора по УВР |
1.3 | Особенности организации деятельности учащихся 1-ых классов | сентябрь | Замдиректора по УВР |
2 | Заседания МО учителей начальных классов. Педконсилиум: обработка данных по классно-обобщающему контролю в 1-ых классах, уровень адаптации | Октябрь-ноябрь | Руководитель МО, замдиректора по УВР, психолог |
3 | Создание системы единого медико-психолого-педагогического контроля за динамикой развития детей | октябрь | Замдиректора по УВР, классный рук-ль, психолог, логопед, врач |
4. | Взаимопосещения уроков | В течение года | Учителя начальной школы |
5. | Методический семинар с воспитателями ДОУ по вопросам преемственности | март | Учителя, воспитатели ДОУ |
3.Работа с обучающимися
№ | Вид деятельности | Сроки | Ответственные |
1 | 1.1.Изучение личных дел 1.2.Изучение медицинских карт учащихся | август | Учитель, зам.директора по УВР Врач Учитель |
2 | 2.1.Составление расписания с учетом адаптационного периода 2.2.Ознаккомление учащихся с едиными требованиями в школе 2.3.Урок-ориентирование: «Наша школа» 2.4.Классные часы: «Знакомства» 2.5.Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся 2.6.Индивидуальная беседа о режиме дня. 2.7.Распределение обязанностей среди учащихся | сентябрь | Зам.директора по УВР Учитель Психолог, логопед Учитель |
3 | 3.1.Наблюдение и фиксирование трудных учащихся 3.2.Обсуждение организации досуговой деятельности учащихся 3.3.Классный час «Азбука поведения» 3.4. Индивидуальная беседа о режиме дня. | октябрь | Учитель, Зам.дир по УВР Учитель |
4 | 4.1.Итоги работы по проблеме адаптационного периода в школе 4.2.Разработка методических рекомендаций 4.3.Праздник «Посвящение в первоклассники» 4.4.Психолого-педагогические проблемы в обучении учащихся. | ноябрь | Психолог Учитель Психолог Логопед Учитель |
5.Работа с родителями
№ | Вид деятельности | Сроки | Ответственные |
1 | 1.1.Знакомство с родителями 1.2.Анкетирование родителей | сентябрь | Кл.рук-ль |
2 | 2.1.Индивидуальные беседы с родителями 2.2. Проведение родительского собрания «Роль адаптационного периода» 2.3.Обсуждение с родителями трудностей, возникших в воспитании первоклассников | В течение года Сентябрь- Октябрь В течение года | Кл.рук-ль Кл.рук-ль, психолог |
3 | 3.1.Проведение родительского собрания «Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи» | Октябрь | Кл.рук-ль |
4. | 4.1.Родительское собрание «Особенности обучения и специфика новой учебной системы» | Ноябрь | Кл.рук-ль |
5. | Консультации для родителей | В течение года | Кл.рук-ль, психолог, логопед |
6. | Оформление стенда «Информирование для родителей» | сентябрь | Кл.рук-ль |
7. | Организация Школы для будущих первоклассников | Ноябрь-май | Учитель |
2 раздел.Координация деятельности педагогического коллектива в период адаптации первоклассников
Форма деят-ти | Тематика | Ответственный | Сроки |
Администр.совещания | Задачи пед.коллектива в период адаптации | Зам.директора по УВР | август |
Заседания МО учителей нач.школы | Реализация программы помощи в адаптации | Рук-ль МО | сентябрь |
Классно-обобщающий контроль в 1-ых кл. | Изучение деят-ти первоклассников в период адаптации | Замдиректора по УВР | Сентябрь, октябрь |
Совещания при замдиректоре по УВР | Особенности организации деятельности учащихся 1-ых кл. | Замдиректора по УВР | В течение года |
Совещания при заместителе директора по ВР | Особенности классных коллективов 1-ых классов | Замдиректора по ВР | В течение года |
3 раздел. Аналитическая деятельность. Подведение итогов
1.Подготовка аналитических справок по итогам классно-обобщающего контроля в 1-ых классах, отчетов классных руководителей
2.Выработка рекомендаций и решений.
3.Выявление проблем, требующих дальнейшего контроля.
4.Проведение родительских собраний «Анализ итогов совместной деятельности школы, родителей в период адаптации»
УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете МОУ СОШ № 13 протокол №__ от «___»________2009г. |
Введено в действие приказом От «___»___________20__г. №___ Директор МОУ СОШ № 13 _______________И.Г.Захарова МП |
ПРОГРАММА
помощи в адаптации ученикам 1-го класса
Пояснительная записка
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. У ребенка меняется привычный уклад жизни, появляется новый круг общения, новые обязанности, новая социальная роль – ученик. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально- стрессовой ситуации.
Адаптация (приспособление, привыкание к новым условиям) – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса. В реализации программы задействованы учителя первых классов, учителя-предметники, работающие в 1-ых классах, медицинская служба, психолог, логопед, социальный педагог, родители, администрация.
Задачи, стоящая перед коллективом школы:
-
создание максимально благоприятных условий для адаптации первоклассников к школе;
-
оказание психологической помощи и поддержки ребенку и родителям;
-
формирование у обучающихся позитивного отношения к школе;
-
развитие у обучающихся социальных и общеучебных навыков;
Цель программы:
-
Организация учебно-воспитательного процесса первоклассников с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период;
-
Предупреждение и преодоление трудностей адаптационного периода у учащихся 1 класса
-
Сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из детского сада в 1-ый класс
Планируемый результат: создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации первоклассников.
Раздел 1. Целенаправленная педагогическая деятельность по адаптации учащихся 1-го класса.
1.Организационная работа
№ |
Вид деятельности |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Анализ достаточности учебно-методического обеспечения |
Август- сентябрь |
Библиотекарь, учитель |
2. |
Организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для разнообразной деятельности детей |
В течение года |
Администрация, учитель |
3. |
Введение новых форм организации деятельности учащихся (динамические паузы, целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры) |
В течение года |
Учитель |
4. |
Организация работы по подготовке к школе будущих первоклассников |
Ноябрь- май |
Зам.директора по УВР, Учитель, набирающий 1 класс |
2.Работа с педагогическим коллективом
№ |
Вид деятельности |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Совещания при заместителе директора по УВР |
В течение года |
Замдиректора по УВР |
1.1 |
Ознакомление с нормативно-правовыми документами |
Август-сентябрь |
Замдиректора по УВР |
1.2 |
Собеседование с учителями по особенностям календарно-тематического планирования в 1-ых классах |
август |
Замдиректора по УВР |
1.3 |
Особенности организации деятельности учащихся 1-ых классов |
сентябрь |
Замдиректора по УВР |
2 |
Заседания МО учителей начальных классов. Педконсилиум: обработка данных по классно-обобщающему контролю в 1-ых классах, уровень адаптации |
Октябрь-ноябрь |
Руководитель МО, замдиректора по УВР, психолог |
3 |
Создание системы единого медико-психолого-педагогического контроля за динамикой развития детей |
октябрь |
Замдиректора по УВР, классный рук-ль, психолог, логопед, врач |
4. |
Взаимопосещения уроков |
В течение года |
Учителя начальной школы |
5. |
Методический семинар с воспитателями ДОУ по вопросам преемственности |
март |
Учителя, воспитатели ДОУ |
3.Работа с обучающимися
№ |
Вид деятельности |
Сроки |
Ответственные |
1 |
1.1.Изучение личных дел 1.2.Изучение медицинских карт учащихся |
август |
Учитель, зам.директора по УВР Врач Учитель |
2 |
2.1.Составление расписания с учетом адаптационного периода 2.2.Ознаккомление учащихся с едиными требованиями в школе 2.3.Урок-ориентирование: «Наша школа» 2.4.Классные часы: «Знакомства» 2.5.Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся 2.6.Индивидуальная беседа о режиме дня. 2.7.Распределение обязанностей среди учащихся |
сентябрь |
Зам.директора по УВР Учитель Психолог, логопед Учитель |
3 |
3.1.Наблюдение и фиксирование трудных учащихся 3.2.Обсуждение организации досуговой деятельности учащихся 3.3.Классный час «Азбука поведения» 3.4. Индивидуальная беседа о режиме дня. |
октябрь |
Учитель, Зам.дир по УВР Учитель |
4 |
4.1.Итоги работы по проблеме адаптационного периода в школе 4.2.Разработка методических рекомендаций 4.3.Праздник «Посвящение в первоклассники» 4.4.Психолого-педагогические проблемы в обучении учащихся. |
ноябрь |
Психолог Учитель Психолог Логопед Учитель |
5.Работа с родителями
№ |
Вид деятельности |
Сроки |
Ответственные |
1 |
1.1.Знакомство с родителями 1.2.Анкетирование родителей |
сентябрь |
Кл.рук-ль |
2 |
2.1.Индивидуальные беседы с родителями 2.2. Проведение родительского собрания «Роль адаптационного периода» 2.3.Обсуждение с родителями трудностей, возникших в воспитании первоклассников |
В течение года Сентябрь- Октябрь В течение года |
Кл.рук-ль Кл.рук-ль, психолог |
3 |
3.1.Проведение родительского собрания «Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи» |
Октябрь |
Кл.рук-ль |
4. |
4.1.Родительское собрание «Особенности обучения и специфика новой учебной системы» |
Ноябрь |
Кл.рук-ль |
5. |
Консультации для родителей |
В течение года |
Кл.рук-ль, психолог, логопед |
6. |
Оформление стенда «Информирование для родителей» |
сентябрь |
Кл.рук-ль |
7. |
Организация Школы для будущих первоклассников |
Ноябрь-май |
Учитель |
2 раздел .Координация деятельности педагогического коллектива в период адаптации первоклассников
Форма деят-ти |
Тематика |
Ответственный |
Сроки |
Администр.совещания |
Задачи пед.коллектива в период адаптации |
Зам.директора по УВР |
август |
Заседания МО учителей нач.школы |
Реализация программы помощи в адаптации |
Рук-ль МО |
сентябрь |
Классно-обобщающий контроль в 1-ых кл. |
Изучение деят-ти первоклассников в период адаптации |
Замдиректора по УВР |
Сентябрь, октябрь |
Совещания при замдиректоре по УВР |
Особенности организации деятельности учащихся 1-ых кл. |
Замдиректора по УВР |
В течение года |
Совещания при заместителе директора по ВР |
Особенности классных коллективов 1-ых классов |
Замдиректора по ВР |
В течение года |
3 раздел. Аналитическая деятельность. Подведение итогов
1.Подготовка аналитических справок по итогам классно-обобщающего контроля в 1-ых классах, отчетов классных руководителей
2.Выработка рекомендаций и решений.
3.Выявление проблем, требующих дальнейшего контроля.
4.Проведение родительских собраний «Анализ итогов совместной деятельности школы, родителей в период адаптации»
Разработчик :
Заместитель директора по УВР
___________ Н.Н.Глебова
71-34-66
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»