В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Перспективный план использования пальчикового игротренинга в логопедической работе с детьми.

Перспективный план использования пальчикового игротренинга в логопедической работе с детьми.

Ирина Цыганок
Тип материала: Планирование
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 5073
Краткое описание
Данный материал представляет собой перспективный план использования пальчикового игротренинга в логопедической работе с детьми (блок специально организованного обучения)  старшей группы.
Описание
Аналитический обзор литературных данных показывает, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи (В.И. Бельтюков,, М.М. Кольцова, Л.А. Кукуев, Л.А. Новиков и др.) и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказывали существенное влияние на становление речевой функции. Именно систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Однако все больше авторов приходит к выводу, что использование разнообразных предметов при развитии мелкой моторики, является более эффективным способом в решении данной проблемы. Использование разнообразных предметов в пальчиковых играх стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, нормализуют мышечный тонус, стимулируют тактильные ощущения, формируют координацию движений и т.д. Помимо этого пальчиковые игры с предметами решают и другие задачи: развивают  внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительную и двигательную память, речь. Методика проведения пальчиковых игр с предметами: в начале недели логопедом с детьми разучивается пальчиковая гимнастика с использованием нетрадиционных материалов. Оптимальный вариант использования – середина занятия. Именно в этой части занятия пальчиковый игротренинг предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки. Сочетание манипуляции с предметами и речевым сопровождением в стихотворной форме, позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в занятия,  играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. Это позволяет:
  
   *Регулярно опосредовано стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей. 
  
   *Совершенствовать внимание и память — психические процессы тесно связанные с речью.  
   *Облегчить будущим школьникам усвоения навыков письма.
  
После того, как дети на занятии логопеда отработали пальчиковый комплекс (проговорили слова, выполнили правильно движения с предметом), начинается следующий этап работы с комплексом. Дети с воспитателем на вечерних занятиях повторяют данное упражнение (разучивают текст, автоматизируют движения). При этом воспитатель, по рекомендации логопеда, контролирует правильность выполнения (четкое произнесение слов, точность выполняемых движений с предметами).
  
   Предлагаем вам перспективный план использования пальчикового игротренинга в логопедической работе с детьми (блок специально организованного обучения).

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
СТАТЬЯ ПО ПЕРСПЕКТ. ПЛАНУ.doc Скачать

Перспективный план использования пальчикового игротренинга в логопедической работе с детьми.


Учитель-логопед

Цыганок Ирина Юрьевна

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 156»

г. Краснодара




Аналитический обзор литературных данных показывает, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи (В.И. Бельтюков, , М.М. Кольцова, Л.А. Кукуев, Л.А. Новиков и др.) и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказывали существенное влияние на становление речевой функции. Именно систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Однако все больше авторов приходит к выводу, что использование разнообразных предметов при развитии мелкой моторики, является более эффективным способом в решении данной проблемы.

Использование разнообразных предметов в пальчиковых играх стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, нормализуют мышечный тонус, стимулируют тактильные ощущения, формируют координацию движений и т.д. Помимо этого пальчиковые игры с предметами решают и другие задачи: развивают внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительную и двигательную память, речь.

Методика проведения пальчиковых игр с предметами: в начале недели логопедом с детьми разучивается пальчиковая гимнастика с использованием нетрадиционных материалов. Оптимальный вариант использования – середина занятия. Именно в этой части занятия пальчиковый игротренинг предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки. Сочетание манипуляции с предметами и речевым сопровождением в стихотворной форме, позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в занятия, играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. Это позволяет:

*Регулярно опосредовано стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

*Совершенствовать внимание и память - психические процессы тесно связанные с речью.

*Облегчить будущим школьникам усвоения навыков письма.

После того, как дети на занятии логопеда отработали пальчиковый комплекс (проговорили слова, выполнили правильно движения с предметом), начинается следующий этап работы с комплексом. Дети с воспитателем на вечерних занятиях повторяют данное упражнение (разучивают текст, автоматизируют движения). При этом воспитатель, по рекомендации логопеда, контролирует правильность выполнения (четкое произнесение слов, точность выполняемых движений с предметами).

Предлагаем вам перспективный план использования пальчикового игротренинга в логопедической работе с детьми (блок специально организованного обучения).




Лексическая тема

Комплекс пальчикового игротренинга

Цель упражнения

«Игрушки»

Прокатывание шарика с шипами между растопыренными пальцами от большого пальца к мизинцу и обратно сначала одной, потом другой рукой. Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу),
Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз),
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.
А теперь последний трюк -
Мяч летает между рук (переброс мяча из руки в руку).

Цель: развитие сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук, зрительно-моторной координации.


«Помещение детского сада»

Прокатывать горошинку пальцем по кругу, прижимая ее к столу по очереди сначала одной, потом другой рукой.

Дома я одна скучала, горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать:
«Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек.
Покрути и покатай и другому передай».

Цель: развивать тактильную чувствительность, координацию движений.


«Осень»

Растирать ладони шестигранным карандашом, движениями вверх-вниз.

Если листья пожелтели,

Дождь холодный моросит,

Птицы к югу полетели, -

Значит, осень к нам спешит.

Цель: развивать тактильную чувствительность, моторную ловкость.


«Овощи»

Бельевой прищепкой поочередно "кусаем" ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения Движения должны быть слабыми, не давящими.

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немного горошка

Цель: развитие тактильной чувствительности.


«Фрукты»

Используется решетка для раковины. Дети поочередно шагают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе по решетке, сопровождая игру произнесением стиха:

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Цель: развивать у детей точность движений, учить выполнять движение одновременно двумя руками.


«Деревья, грибы»

Дети прокатывают мяч-прыгун по столу пальцами правой или левой руки. Движения сопровождают стихотворением. Обращать внимание на то, чтобы движения были круговые.

Хочет белка все грибочки

Поразвесить на сучочки,

Чтоб, когда придет зима,

Вдоволь кушала она.

Цель: развивать координацию движений, тактильную чувствительность.


«Продукты»

Переминать между пальцев шарики, наполненные солью или горохом.

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

Цель: развивать моторную ловкость, тактильную чувствительность.


«Посуда»

Дети прокатывают мяч-прыгун по столу пальцами правой или левой руки.

Мы в новом магазине

Посуду покупали:

Тарелки, блюдца, чашки

На полках выбирали.

Красивую кастрюлю, молочник и солонку,

Набор ножей и вилок, шумовку и масленку.

Цель: развитие сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук


«Одежда»

Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает:

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем вещи мы стирать:

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки,

Шарф и шапку не забудем,

Их стирать мы тоже будем.

Цель: активизировать нервные оконча­ния, снятие напряжения.


«Домашние животные»

Дети катают грецкий орех (каштаны, воздушный шарик, наполненный мелкими камушками) между ладонями (по кругу), приговаривая:

Я в деревне отдыхаю,

Всех зверей домашних знаю:

Кролик, лошадь и коза,

Кот, корова и свинья.

А еще баран с овцой,

Да верный пес – помощник мой.

Цель: развитие тактильной чувствительности.


«Дикие животные»

Сжимание массажного мячика на ударные слоги.

Холодно зимой в лесу,

Жалко бедную лису.

Ярко-рыжая она,

Сразу на снегу видна.

Цель: развивать тактильную чувствительность.


«Зима»

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог.

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Цель: развитие зрительно-моторной координации.


«Новый год»

Разместить на столе шнурок зигзагом и предложить ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы ручейка.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем елку украшать:

Бусы, шарики, игрушки,

Дождик, звездочки, хлопушки

Миллион на ней огней –

Можно приглашать гостей.

Цель: развитие сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук


«Зимующие птицы»

Пластмассовые прищепки, поочередно «кусают» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу.

Снегирь и сорока, и клёст, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

Цель: развивать точность движений, мелко-моторные навыки.


«Домашние птицы»

Катать шишку между ладонями.

Во дворе стоит забор,

За забором птичий двор.

Тут галдеж и суета

Начинаются с утра:

Кукарекают, гогочут,

Громко крякают, болбочут гуси, утки, индюки,

Курицы и петухи.

Цель: развивать тактильную чувствительность, моторную ловкость.


«Животные жарких стран»

Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.

Привезли нам обезьянку,

Обезьянку-африканку,

Очень милую, смешную

И такую озорную.

Целый день она шалит

И на месте не сидит.

Цель: развивать тактильную чувствительность, моторную ловкость, точность движений.


«Город»

Вращать грецкие орехи по кругу, сначала медленно, затем увеличивает темп.

Это улица моя,

Здесь высокие дома,

Детский садик мой и школа –

Там учиться буду я.

Цель: развивать тактильную чувствительность, моторную ловкость.


«Транспорт»

Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).

Ракеты летают,

Плывут корабли,

И едут по трассе грузовики.

В метро под землей электрички гудят,

По кругу спешат то вперед, то назад.

Цель: активизировать нервные оконча­ния, снятие напряжения.


«Наша Армию»


Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).

Пограничником я буду,

Чтоб границы защищать,

И страна могла спокойно

Крепким сном ночами спать.

Цель: развитие сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук


«Весна. Наши мамы»

Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).

Огромный букет нарисую я маме

И с праздником женским поздравлю ее.

Пусть мамочку солнце согреет лучами,

И радостно птицы поют для нее.

Цель: активизировать нервные оконча­ния, снятие напряжения.


«Перелётные птицы»

Обматывать шнурком указательный палец левой руки.

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно.

Цель: развитие сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук


«Профессии»

Две пробки кладём резьбой верх. указательный и средний пальцы встают на них как «ноги». Двигаемся, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

Много есть профессий знатных,

И полезных и приятных.

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтер, строитель…

Сразу всех не называю,

Вам продолжить предлагаю.

Цель: развитие сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук


«Семья»

Используются "забавные узелки" на веревке (12 шт.). Перебирать узелки пальцами, на каждый узелок называть членов своей семьи. Движения надавливающие, вращательные.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья.

Цель: развивать координацию движений, тактильную чувствительность.


«Весна. Деревья»

Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник".

Цель: развивать координацию движений, тактильную чувствительность.



« Цветы»

Используется подставка под горячее с клеточками

Возле речки, на пруду,

На поляне и в саду, -

Всюду выросли цветы

Небывалой красоты.

Цель: развитие сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук


«Насекомые»

Пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу.

Раз, два, три, четыре, пять –

Насекомых надо знать:

Муха, бабочка, пчела,

Муравей, комар, оса,

Шмель, кузнечик и сверчок…

И у каждого шесть ног.

Цель: развивать координацию движений, учить концентрировать внимание на задании.


«Ягоды»

Решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стиха делая по шагу.

Раз, два, три, четыре, пять.

В лес идем мы погулять:

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Цель: развивать координацию движений, учить

концентрировать внимание на задании.


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос