Лабораторная работа "Вычисление площадей фигур в ходе экспериментальной деятельности"
7 класс Геометрическое черчение
Урок по теме:
Вычисление площадей фигур в ходе экспериментальной деятельности
Цели:
-
Создание условий для усвоения материала данной темы;
-
ознакомление с экспериментальной работой, на основании результатов которой выдвигаются гипотезы, делаются выводы;
-
формирование практических навыков в решении задач на вычисление площадей фигур.
Задачи: Способствовать развитию логического мышления, математической смекалки и графических навыков, аккуратности в выполнении заданий.
Оборудование: Учебник, таблицы, модели фигур, плакаты, координатная плоскость, калькулятор, чертежные инструменты, фА4.
Тип урока: Лабораторная работа.
Структура урока:
-
Организационный момент – 2 мин
-
Экспериментальная работа - 35 мин.
-
Заключительная часть – 3 мин.
Приветствие учащихся. Постановка цели урока, мотивация предстоящей экспериментальной деятельности на уроке.
На этом уроке все учащиеся – лаборанты, класс – 3 лаборатории /по рядам/, где проходит исследовательская и экспериментальная работа. Каждый учащийся занимается этой работой индивидуально. Но работа носит соревновательный характер. В конце урока итоги экспериментальной работы каждой лаборатории сравниваются и оцениваются, присваивается звание «инженера» или «техника».
Дома учащимися приготовлены для лабораторной работы: чертежный лист ф А4 с заготовленными координатными плоскостями и таблицами, модель треугольника высотой 9 см /основание треугольника не задано, поэтому треугольники у всех разные/, модель трапеции, калькулятор.
1 эксперимент: Работа с моделью треугольника, в который вписываем прямоугольники с различными высотами, данными в таблице 1:
Высота, см |
0,5 |
1 |
2 |
3 |
3,5 |
4 |
4,5 |
5 |
5,5 |
6 |
6,5 |
7 |
7,5 |
8 |
Основание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Площадь,S |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В
Проводя необходимые измерения (при заданной
высоте) и вычисления, заполняем таблицу. Линейкой измеряем, основание каждого прямоугольника. Вспоминаем формулу для вычисления площади прямоугольника. В каких единицах измеряется площадь фигур?
А С
Определите, при каком значении высоты основания, вписанный прямоугольник будет иметь большую площадь?
2 эксперимент: На координатной плоскости проведите прямые, которые будут пересекать оси координат в точках: А(х;0) и В(0;у), где значения x записаны в таблице 2, а значения у – находим путем измерения. Известно, что прямые проходят через точку С(5;4). Вычислите площадь всех полученных треугольников. Назовите формулу для вычисления площади треугольников. В каких единицах измеряется площадь треугольника? Какие получаются треугольники в нашем случае? (Прямоугольные). При каких значениях полученная площадь будет наименьшей?
Х |
8 |
9 |
10 |
11 |
14 |
16 |
20 |
У |
|
|
|
|
|
|
|
Площадь,S |
|
|
|
|
|
|
|
У
0 5 10 Х
3 эксперимент: Модель трапеции, заготовленную дома, двумя диагоналями разделите на четыре части. Сравните площади полученных треугольников, проведя необходимые измерения. Есть ли среди полученных треугольников такие, у которых площади равны? Ответ пояснить.
В С
А D
Подведение итогов лабораторной работы:
-
Оцениваются знания всех участников.
-
Отметить лучших учащихся, присвоив им звание «инженера».
-
Отметить общие ошибки, допускаемые во время работы.
Задание на дом: Для слабых учащихся доделать работу дома. На следующий урок принести чертежные инструменты, циркуль.
Используемая литература
-
Учебное пособие «Геометрическое черчение» 7 класс. Т.В.Григорьева, Т.А.Вихай, А.С.Потапов. Воронеж. Оформление. Воронежский государственный педагогический университет. 2006.
-
«Занимательное черчение» автор-составитель С.В. Титов. Волгоград. Изд-во «Учитель». 2006.
-
«Наглядная геометрия». И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. М., МИРОС, КПЦ «МАРТА».1992.
Самоанализ урока – лабораторной работы
«Вычисление площадей фигур путем экспериментальной работы»
учителя ИЗО и черчения МОУ СОШ №93
Казакевич Ирины Ивановны
Урок геометрического черчения «Вычисление площадей фигур» проводится в 7 классе, как итоговый урок по пройденной теме.
В методической разработке урока прослеживается четкая целевая установка урока и умение ставить задачи в достижении главной цели урока – проверить степень усвоения материала данной темы, привитие учащимся графической культуры, навыки в измерениях и вычислении площади фигур по формулам. Урок проводится в форме урока – лабораторной работы.
В самом начале урока проводится организационный момент, даются четкие инструкции для проведения такого урока.
В процессе этапов лабораторной работы ведется индивидуальная экспериментальная работа, делаются точные измерения с помощью чертежных инструментов, в вычислениях площадей фигур по формулам допускается применение калькуляторов.
На уроке прослеживается личностно-ориентированный подход, который приводит к доминированию атмосферы доброжелательности. Графическая деятельность учащихся была неотделима от их логического мышления и измерительных навыков.
На уроке оптимально сочетаются различные методы и приемы обучения. Четко прослеживается мотивация урока.
Осуществляется дифференцированный подход к учащимся на уроке. В ходе урока учитель ведет наблюдение за ходом выполнения работы, оказывает помощь отдельным учащимся, поддерживает определенное рабочее настроение, анализирует и оценивает проделываемую работу учащихся.
При подведении итогов оцениваются знания всех участников.
Дается домашнее задание.
Урок построен методически грамотно, в хорошем темпе, в соответствии с программой. Эффективность урока хорошая.
Не вызывает сомнения, что формирование необходимых навыков и умений, а также проверка и закрепление теоретических знаний в форме нетрадиционного урока более эффективны по сравнению с обычным уроком. Соревновательный момент повышает интерес учащихся к предмету, активизирует их работу на уроке, создает определенный эмоциональный настрой на получение и закрепление знаний.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Формирование познавательных универсальных учебных действий через использование современных образовательных технологий
- Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в контексте ФГОС ООО
- Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося в контексте ФГОС
- Использование современных образовательных технологий при конструировании урока, направленного на реализацию ФГОС ОО
В конспекте урока: цели формулируются со слов "Создание условий для...", а дальше - усвоения..., ознакомления..., формирования... и т.д. А с глагола в неопределённой форме начинается формулировка задач урока: способствовать развитию логического мышления, и т.д.
В презентации рекомендуется общими правилами использовать единый стиль оформления слайдов (фон, дизайн), каждый слайд должен иметь заголовок, размер шрифта не менее 24 пт, минимум текстовой информации (не более 30% на слайде). Зачем анимационные эффекты на тексте? На титульном слайде указывается тема без кавычек и точек в конце предложения и полные данные об авторе. Слайды 2, 3 и 7 - это для работы с классом?
В самоанализе Вы указываете соревновательный и игровой моменты в уроке, укажите в конспекте этап урока, где эти формы работы использовались. В чём заключается дифференцированный подход к учащимся? Как видно из материала, все учащиеся выполняют одинаковые задания, может при оценивании результатов работы? Тогда этот момент тоже необходимо конкретизировать. Надеюсь на понимание. С уважением, Ермолаева И.А.
С уважением, Ермолаева И.А.