Рабочая программа по литературе. 6 класс
1) Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 8-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Про-свещение», 2006
2) Государственного стандарта общего образования,
3) Федерального компонента образовательного стандарта по литературе,
4) Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе,
5) Оценки качества подготовки выпускников основной школы по литературе: Сборник. 5-9 кл. /Сост Э.А.Красновский. – М.: Дрофа, 2000
6) Примерных программ основного общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поко-ления)
1) Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 8-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2006
2) Государственного стандарта общего образования,
3) Федерального компонента образовательного стандарта по литературе,
4) Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе,
5) Оценки качества подготовки выпускников основной школы по литературе: Сборник. 5-9 кл. /Сост Э.А.Красновский. – М.: Дрофа, 2000
6) Примерных программ основного общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения)
В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы). ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература»: на этапе основного общего образования: в 5-8 классах по 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).
Федеральный компонент образовательного стандарта по литературе
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ЗУН, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Цели.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
— использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,
— самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),
— умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),
— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,
— владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),
— определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,
— осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
— рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
— репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
— продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
— поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
— исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
— осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
— выразительное чтение художественного текста;
— различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
— ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
— заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
— анализ и интерпретация произведения;
— составление планов и написание отзывов о произведениях;
— написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
— целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия; уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями.
- владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика).
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии.
- отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения.
- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений.
- работать со справочными материалами.
Нормы оценки знаний, умений и навыков по литературе
Оценка устных ответов учащихся.
При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка “1” ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.
Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» — 90 – 100 %;
«4» — 78 – 89 %;
«3» — 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Оценка творческих работ
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
— соответствие работы ученика теме и основной мысли;
— полнота раскрытия тема;
— правильность фактического материала;
— последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
— разнообразие словарного и грамматического строя речи;
— стилевое единство и выразительность речи;
— число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается
правильное оформление сносок;
соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;
целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
Оценка дополнительных заданий
При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:
— “5” – если все задания выполнены;
— “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий;
— “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы;
— “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий.
Критерии оценивания презентаций
Критерии оценивания | Параметры | Оценка |
Дизайн презентации | — общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации; | |
— диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию; | | |
— текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами; | | |
— списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно; | | |
— ссылки – все ссылки работают | | |
| Средняя оценка по дизайну | |
Содержание | — раскрыты все аспекты темы; | |
| — материал изложен в доступной форме; | |
| — систематизированный набор оригинальных рисунков; | |
| — слайды расположены в логической последовательности; | |
| — заключительный слайд с выводами; | |
| — библиография с перечислением всех использованных ресурсов. | |
| Средняя оценка по содержанию | |
Защита проекта | — речь учащегося чёткая и логичная; | |
| — ученик владеет материалом своей темы; | |
| Средняя оценка по защите проекта | |
| Итоговая оценка | |
Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.
Муниципальное образование
Серовский городской округ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов «Полифорум»
Утверждено на
педсовете МОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов «Полифорум» Пр. №1 от « 26 » августа 2010 г
Руководитель ПТО
Баранова Н.В.
Рабочая программа
по литературе
6 класс
Анжелы Владимировны Желтышевой
на 2010 – 2011 учебный год
г.Серов
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1) Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 8-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2006
2) Государственного стандарта общего образования,
3) Федерального компонента образовательного стандарта по литературе,
4) Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе,
5) Оценки качества подготовки выпускников основной школы по литературе: Сборник. 5-9 кл. /Сост Э.А.Красновский. – М.: Дрофа, 2000
6) Примерных программ основного общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения)
В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы). ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература»: на этапе основного общего образования: в 5-8 классах по 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).
Федеральный компонент образовательного стандарта по литературе
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ЗУН, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Цели.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать:
-
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
-
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
-
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
-
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-
работать с книгой
-
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-
характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями.
-
владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.
-
использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика).
-
создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии.
-
отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения.
-
привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений.
-
работать со справочными материалами.
Нормы оценки знаний, умений и навыков по литературе
Оценка устных ответов учащихся.
При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка “1” ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.
Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Оценка творческих работ
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия тема;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается
правильное оформление сносок;
соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;
целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
Оценка дополнительных заданий
При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:
- “5” – если все задания выполнены;
- “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий;
- “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы;
- “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий.
Критерии оценивания презентаций
Критерии оценивания |
Параметры |
Оценка |
Дизайн презентации |
- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации; |
|
- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию; |
|
|
- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами; |
|
|
- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно; |
|
|
- ссылки – все ссылки работают |
|
|
|
Средняя оценка по дизайну |
|
Содержание |
- раскрыты все аспекты темы; |
|
|
- материал изложен в доступной форме; |
|
|
- систематизированный набор оригинальных рисунков; |
|
|
- слайды расположены в логической последовательности; |
|
|
- заключительный слайд с выводами; |
|
|
- библиография с перечислением всех использованных ресурсов. |
|
|
Средняя оценка по содержанию |
|
Защита проекта |
- речь учащегося чёткая и логичная; |
|
|
- ученик владеет материалом своей темы; |
|
|
Средняя оценка по защите проекта |
|
|
Итоговая оценка |
|
Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.
6 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа
Программа |
Базовый учебник |
Методическое обеспечение |
Дидактическое обеспечение |
Программа обще-образовательных учреждений 5 - 11 классы (базо-вый уровень) Под редакцией В.Я.Коровиной Допущено Минис-терством образова-ния и науки РФ 2004 |
Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / [авт.-сост. В.П.Полу-хина и др.]; под ред. В.Я.Коровиной. – 13-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2006 |
1) Егорова Н.В. Литература. 6 класс: Поурочные разработки. – М.: Вако, 2003 (1) 2) Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные ра-боты по литературе. 5-8 классы: Метод. пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998 3) Демиденко Е.Л. Новые контрольные и провероч-ные работы по литературе. 5-9 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003 4) Турьянская Б.И. Материалы к урокам литературы в 5, 6, 7 классах. – М.: Русское слово, 1996 5) Турьянская Б.И., Холодкова Л.А., Виноградова Е.А., Комисарова Е.В. Литература в 6 классе: Урок за уроком. 2-е изд., испр. – М.: ООО «Торгово-изда-тельский дом «Русское слово – РС», 2001 6) Егорова Н.В. Литература 6 класс: Поурочные раз-работки к учебникам-хрестоматиям В.П.Полухиной и Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Вако, 2006 7) Уроки литературы в 6 классе. (Серия «Внимание: опыт»). / Под ред. Е.А.Евлампиевой. – Чебоксары: «Клио», 1997 8) Занимательные материалы по литературе. 6 класс. / Сост. Н.И.Еременко. – Волгоград: ИТД «Ко-рифей», 2006 9) Еремина О.А. Поурочное планирование по лите-ратуре: 6 класс: к учебнику В.П.Полухиной «Литера-тура: 6 класс» / О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2006 10) Егорова Н.В. Поурочные разработки по зару-бежной литературе. 5-9 классы. – М. ВАКО, 2004 11) Егорова Н.В. Литература 6 класс: Поурочные разработки к учебникам-хрестоматиям В.П.Полухи-ной и Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Вако, 2006 (2) |
1) Полухина В.П. Чита-ем, думаем, спорим…: Дидакт.материалы по лит.: 6 кл. / В.П.Полухи-на. – 5-е изд. – М.: Про-свещение, 2001 2) Петрович В.Г., Пет-рович Н.М. Литература. Тетрадь для учащихся 6-го класса. – Саратов: «Лицей», 2000 3) Миронова Н.А. Тес-ты по литературе: 6-й класс: к учебнику-хрес-томатии «Литература. 6 класс»: Авт.-сост. В.П.Полухина / Н.А. Миронова. – М.: Изда-тельство «Экзамен», 2006 4) Пособие к учебнику-хрестоматии 6 класса. / Авт.-сост. В.П.Полухи-на. – М.: Просвещение, 1992 |
Учебно-тематический план курса
Раздел, кол-во часов, тема урока |
Тип, форма урока |
Формы контроля |
Составляющие качества образования |
Примечания |
||
П.-И. |
Д.-К. |
Ц.-О. |
||||
Введение. (1 час) 1. Художественное произведение. Ав-тор и герой. Отно-шение автора к ге-рою. Способы выра-жения авторской позиции. |
Лекция, беседа, работа с книгой. |
Проверка читательских дневников |
Знать: литература как особая форма познания действи-тельности; автор и герой в литератур-ном произведении; литература и дру-гие виды искусства |
Уметь: задать воп-рос, принять учас-тие в обсуждении |
Владение моно-логической и диа-логической речью |
Егорова-1, 12 Турьянская, 14 Егорова-2, 228 |
УНТ. (2 часа) 2. Обрядовый фольклор. |
Рассказ учите-ля с элемен-тами беседы, сопоставле-ние литер. и фольклорных произведений, словарная ра-бота, вырази-тельное чте-ние |
|
Знать: понятие об-рядового фолькло-ра; его основные жанры: колядки, масленичные пес-ни, весенние, лет-ние и осенние пес-ни. |
Уметь: анализиро-вать содержание, тематику и поэтику обрядовых песен. |
Показать, что на-родная поэзия – источник вдохно-вения для писате-лей и композито-ров; эстетическое значение обрядо-вого фольклора |
Егорова-1, 52-58 Демиденко, 26 Егорова-2, 41-47 Амбушева, 29-34 |
3. Пословицы и по-говорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки. Афорис-тичность загадок. |
Рассказ учителя, беседа, работа со словарем |
|
Знать: понятия по-словицы и поговор-ки, загадки, тема-тическое многооб-разие пословиц и поговорок; народ-ная мудрость в по-словицах. |
Уметь: отличать пословицу от пого-ворки; использо-вать пословицы в речи, толковать их прямой и перенос-ный смысл |
Красоту и цен-ность русских пословиц и пого-ворок |
Егорова-1, 58-61 Читаем…, 13 Егорова-2, 47 Амбущева, 14, 34-39 |
Из ДРЛ ( 1 час) 4. Русская летопись «Повесть времен-ных лет». «Сказа-ние о белгородском киселе» |
Рассказ учителя, беседа, устное рисование, чтение |
К/Р по теме «ДРЛ» Тест |
Знать: жанры ДРЛ; летопись, стиле-вые особенности летописи; сказание как летописный жанр; содержание «Сказания о белго-родском киселе» |
Уметь: выполнять художественный пересказ текста; характеризовать поэтику произве-дения |
Знакомство с ис-торией – осозна-ние себя в цепи поколений; отражение народ-ных идеалов в летописях: патри-отизма, ума, на-ходчивости. |
Егорова-1, 72-87 Турьянская, 47-51 Турьянская (5-7), 100 РТ №1, 12-16 Еременко, 14-19 Скрипкина, 41 Читаем…, 22 Пособие к учеб-нику, 11 Егорова-2, 59-67, 352 Амбушева, 49 |
Из РЛ XVlll века (1 час) 5. Русские басни. И.И.Дмитриев. «Му-ха»: осуждение без-делья, лени, хвас-товства. |
Рассказ учителя, беседа, чтение. |
|
Знать: творчество баснописца, представление о басне |
Уметь: правильно оформлять результаты с/р с книгой |
Осмысленное чтение и адекватное восприятие |
Егорова-1, 87-90 Егорова-2, 67 |
Из РЛ XlX века 6. И.А.Крылов. «Листы и корни»: роль власти и наро-да в достижении об-щественного блага. «Ларчик»: критика мнимого «механики мудреца» и неуме-лого хвастуна. |
Рассказ учителя, работа по учебнику, комментиро-ванное чтение |
Чтение наизусть басни (на выбор) |
Знать: творчество Крылова |
Уметь: говорить на тему |
Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности |
Демиденко, 105 |
7. «Осел и Соло-вей»: комическое изображение «зна-тока», не понимаю-щего истинного ис-кусства. |
Выразитель-ное чтение, беседа, анализ |
|
Уметь: пользо-ваться термино-логией изучаемого материала |
Осмысленное чтение и адекватное восприятие |
|
|
8. А.С.Пушкин. Ли-цейские годы. Тема дружбы в стихотво-рении «И.И.Пущи-ну». |
Рассказ учителя с эелементами беседы, выразительное чтение |
Чтение наизусть стихотворений (на выбор) |
Знать: сведения о лицейском перио-де жизни Пушкина; мотивы лирики по-эта |
Уметь: выступать с подготовленным сообщением |
Сочинение-мини-атюра «Дружба в моей жизни» |
Егорова-1,.92, 96-100 Турьянская, 52, 54, 56 Турьянская (5-7), 103, 104, 106 Миронова, 61 Читаем…, 31-37, 38 Пособие к учеб-нику, 13 Егорова-2, 70, 73, 267 Амбушева, 80 |
9. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека. «Зимняя дорога»: приметы зимнего пейзажа, навеваю-щего грусть. |
Беседа, выразительное чтение, объяснение учителя, закрепление теоретических знаний. |
Знать: двусложные размеры стиха; по-нятие об антитезе в стихотворении «Зимнее утро» |
Уметь: характери-зовать используе-мые в поэтическом тексте стилисти-ческие средства, фигуры речи; ха-рактеризовать композицию |
|
Егорова-1, 100 Турьянская, 58 Турьянская (5-7), 106 Миронова, 63 Скрипкина, 55 Читаем…, 38 Егорова-2, 76 |
|
10. «Узник» как вы-ражение вольнолю-бивых устремлений поэта. |
Рассказ учителя, с/р, анализ стихотворения |
Знать:вольнолюби-вый характер сти-хотворения; инто-национная окраска стихотворения |
Уметь: вырази-тельно читать; вступать в рече-вое общение |
Осмысленное чтение и адекватное восприятие |
Егорова-1, 94 Турьянская, 53 Турьянская (5-7), 104 Миронова, 59 Читаем…, 37 |
|
11. А.С.Пушкин. «Дубровский». Ссо-ра Кирилы Троеку-рова и Андрея Дуб-ровского. |
Слово учителя, чтение, беседа |
|
Знать: понятия «сюжет» и «компо-зиция»; роман как один из эпических жанров литерату-ры; историческую подоплеку произ-ведения; роль эпи-зода в повести; ав-торское отношение к героям. |
Уметь: составлять план событий, го-ворить о компози-ции романа; ана-лизировать неко-торые эпизоды, приводить в при-меры цитаты, от-стаивать свою точ-ку зрения |
Умение формулировать собственное отношение к произведению русской литературы, его оценка |
Егорова-1, 102, 105-112, 113-119, 119-123 Демиденко, 154 Егорова-2, 78-94 |
12. Протест Влади-мира Дубровского против несправед-ливых порядков, произвола и деспо-тии. Анализ эпизода «Пожар в Кистенев-ке». |
Аналитичес-кое чтение, беседа, устное рисование |
|
|
|||
13. Романтическая история любви Вла-димира Дубровско-го и Маши Троеку-ровой. |
Беседа |
|
Осмысленное чтение и адекватное восприятие |
|||
14. Подготовка к домашнему сочине-нию «Защита чело-веческой личности в романе А.С.Пуш-кина «Дубровский». |
Анализ текста, анализ планов, выбор эпизодов для сочинений |
|
Умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы |
|||
15. «Повести Белки-на». Повествование от лица вымышлен-ного автора как ху-дожественный при-ем. «Барышня-крес-тьянка». |
Слово учителя, беседа |
|
Знать: содержание текста, историю создания повести; художественные особенности по-вести |
Уметь: выполнять художественный пересказ отдель-ных эпизодов, от-стаивать свою точ-ку зрения; прово-дить сопостави-тельный анализ образов |
Нравственные аспекты – тема «маленького человека» |
Егорова-1, 123-125, 127, 130 Демиденко, 159 Егорова-2, 95, 97 |
16. Контрольная ра-бота (или тестиро-вание) по творчест-ву А.С.Пушкина. |
Урок проверки ЗУН |
К/р (или тест) |
|
|
|
Егорова-1, 135 РТ №1, 17 Еременко, 19-23 Читаем…, 39 Егорова-2, 356 |
17. М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Ту-чи»: тема, идея, композиция стихо-творения. |
Слово учителя, чтение, обсуждение Объяснение теоретических понятий |
Чтение наизусть стихотворе-ния (на вы-бор) Тест |
Знать: факты био-графии, содержа-ние и тематику сти-хотворения |
Уметь: вырази-тельно читать сти-хотворный текст |
Осмысленное чтение и адекватное восприятие |
Егорова-1, 137, 144-146 Турьянская, 70, 75 Турьянская (5-7), 112 Миронова, 68 Скрипкина, 58 Читаем…, 50 Пособие к учеб-нику, 21 Егорова-2, 103, 107 |
18. Мотив одиноче-ства в стихотворе-ниях Лермонтова «Листок», «На севе-ре диком…», «Утес». |
Знать: понятия «антитеза», «мета-фора»; мотивы ли-рики поэта; трех-сложные размеры |
Уметь: вырази-тельно читать по-этический текст; характеризовать стилистические средства |
|
Егорова-1, 146-150 Турьянская, 76 Миронова, 70, 72 Читаем…, 54 Егорова-2, 109-113 |
||
19. М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Раз-рушение красоты и гармонии человека с миром. Подготов-ка к сочинению по анализу одного сти-хотворения М.Ю. Лермонтова. |
Умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы |
Егорова-1, 142, 150-155 Турьянская, 79 РТ №1, 28 Еременко, 42-48 Читаем…, 55 Егорова-2, 105, 357 |
||||
20-21. Н.В.Гоголь (1809-1852). Исто-рия создания сбор-ника «Вечера на ху-торе близ Дикань-ки». Повесть «Ночь перед Рождест-вом». |
Слово учителя, чтение, обсуждение, пересказ, анализ |
Тест |
Знать: нежинский период жизни Гого-ля; понятия «по-весть» - малый эпический жанр, «олицетворение», «юмор» |
Уметь: характери-зовать компози-цию, язык, стиль произведения; характеризовать героя; выполнять художественный пересказ некото-рых эпизодов |
Умение формулировать собственное отношение к произведению русской литературы, его оценка |
Егорова-1, 155-166 Турьянская, 82-89 Турьянская (5-7), 116-119 РТ №1, 37 Миронова, 22 Еременко, 38-42 Демиденко, 212 Читаем…, 60-69 Пособие к учеб-нику, 28 Егорова-2, 113-122, 359 |
22. И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистичес-кий пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верова-ния и предания. |
Рассказ учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, анализ |
|
Знать: содержание понятия «пейзаж»; портреты героев как средство изо-бражения их харак-теров. |
Уметь: составлять тезисы и план про-читанного; вла-деть различными видами пересказа; выявлять роль психологической детали, авторскую позицию; исследо-вать речевую ха-рактеристику геро-ев |
Отражение существенных черт русского национального характера |
Егорова-2, 279-285, 362 |
23. Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа. |
Тест |
Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности |
||||
24. Ф.И.Тютчев. Особенности изоб-ражения природы в лирике Тютчева: «Листья», «Неохот-но и несмело…». «С поляны коршун поднялся…». Судь-ба человека и судь-ба коршуна. |
Рассказ учите-ля, выразит. чтение, бесе-да |
Наизусть стихотворе-ние (на выбор) |
Знать: роль антитезы в стихотворении. |
Уметь вырази-тельно читать поэтический текст |
|
Егорова-1, 208, 210, 211, 213 Турьянская, 121 Турьянская (5-7), 136 Миронова, 76 Пособие к учеб-нику, 44 Егорова-2, 148, 149, 151 |
25. А.А.Фет. «Ель рукавом мне тро-пинку завесила…». Природа как вопло-щение прекрасного. Эстетизация конк-ретной детали. «Еще майская ночь…». Перепле-тение и взаимодей-ствие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у бе-резы…». |
Рассказ учите-ля, выразит. чтение, бесе-да |
Наизусть стихотворе-ние (на выбор) |
Знать: о роли детали в поэтичес-ком тексте |
Уметь: анализиро-вать поэтический текст |
Природа как мир истины и красо-ты, как мерило человеческой нравственности. |
Егорова-1, 211 Турьянская, 125 Миронова, 79 Пособие к учеб-нику, 45 Егорова-2, 149 |
26. Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Же-лезная дорога». Картины подне-вольного труда. Ве-личие народа - созидателя. |
Слово учителя, чтение |
Наизусть фрагменты (на выбор) |
Знать: факты жиз-ни и творчества Некрасова; содер-жание стихотворе-ния; обличитель-ный пафос стихо-творения; своеоб-разие композиции: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фан-тастики; роль пей-зажа, в организа-ции поэтического текста; трехслож-ные размеры стиха |
Уметь: определять тематику произве-дения; особеннос-ти языка и стиля; определять раз-мер стихотворе-ния |
Осмысленное чтение и адекватное восприятие |
Егорова-1, 172, 178 Турьянская, 92—99 Турьянская (5-7), 121-123 РТ №1, 52 Читаем…, 69 Пособие к учеб-нику, 33 Егорова-2, 124-132 |
27. Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога |
Рассказ учителя, выразитель-ное чтение, анализ, беседа, объяснение теоретичес-ких вопросов |
Умение формулировать собственное отношение к произведению русской литературы, его оценка |
||||
28. Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А.Некрасова. |
Рассказ учителя, выразитель-ное чтение, анализ, беседа |
|
Знать: о реализа-ции декабристской темы в творчестве Некрасова |
|
|
Еременко, 33-37 |
29. Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе. Сказ «Левша». Особен-ности сказа. |
Рассказ учителя, выразитель-ное чтение, объяснение теоретичес-ких понятий, беседа |
|
Знать: сказ, особенности сказа, идейный смысл произведения; автор и сказитель (рассказчик) в сказе |
Уметь: характери-зовать идейное со-держание произве-дения; выполнять художественный пересказ эпизо-дов; выполнять ха-рактеристику ге-роя, характери-зовать язык и стиль писателя; составлять цитат-ный план произве-дения |
Осмысленное чтение и адекватное восприятие |
Егорова-1, 180, 193 Турьянская, 103-111 Турьянская (5-7), 127-133 РТ №1, 55 Еременко, 23-27 Миронова, 24 Скрипкина, 49 Читаем…, 72-85 Пособие к учеб-нику, 35 Егорова-2, 132-141 |
30. Судьба Левши. |
Беседа, аналитичес-кое чтение, устное рисование |
|
Знать: понятие «речевая характеристика» |
Трудолюбие, та-лант, патриотизм русского челове-ка из народа. |
||
31. Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочи-нению «Изображе-ние лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Желез-ная дорога» и сказе Н.С.Лескова «Лев-ша». |
Слово учителя, чтение, беседа |
сочинение |
Знать: фольклорные элементы в сказе, «цитата» |
Умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы |
||
32. А.П.Чехов. Крат-кий рассказ о писа-теле. «Толстый и тонкий». Разобла-чение лицемерия в рассказе. |
Слово учителя, чтение, анализ |
|
Знать: сведения из биографии Чехова; жанр юмористичес-кого рассказа; при-рода смешного в рассказах Чехова |
Уметь: характери-зовать поэтику и стиль |
Умение формулировать собственное отношение к произведению русской литературы, его оценка |
Егорова-1, 201, 203, 205 Турьянская, 114 Турьянская (5-7), 138-140 РТ №2, 1 Еременко, 60 Читаем…, 85 Егорова-2, 144 |
33-34. Родная при-рода в стихотво-рениях русских поэтов. (2 часа) Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмот-ри, какая мгла…». Е.А. Баратынский «Весна, весна!...», «Чудный град…»; А.К. Толстой «Где гнутся под омутом лозы…». |
Урок-концерт; выраз.чтение, беседа, сопоставле-ние стих-й, устное рисование |
Наизусть стихотворе-ние (на выбор) |
Знать: художест-венные средства, передающие сос-тояние природы и человека в пейзаж-ной лирике; лирика как род литерату-ры. |
Уметь: анализи-ровать лирическое произведение, на-ходить языковые средства вырази-тельности |
Природа как мир истины и красо-ты, как мерило человеческой нравственности. |
Егорова-1, 208, 214-221 Турьянская, 123, 133 Турьянская (5-7), 126 Миронова, 74, 81, 89 Пособие к учеб-нику, 42, 46, 50 Егорова-2, 147, 152, 156 |
35. Из русской ли-тературы XX века. А.П.Платонов. Крат-кий рассказ о писа-теле. «Неизвестный цветок». Прекрас-ное – вокруг нас. «Ни на кого не по-хожие» герои А.П. Платонова. |
Слово учителя, чтение, анализ |
|
Знать: сведения из биографии писате-ля; образную сис-тему рассказа; ав-торское отношение к изображаемому |
Уметь: откликнуть-ся на прочитанное, высказать свою точку зрения, ана-лизировать |
Осмысленное чтение и адекватное восприятие |
Егорова-1, 222 Турьянская, 137 Турьянская (5-7), 150 Еременко, 70 Читаем…, 96 Егорова-2, 159 |
36. А.С.Грин. «Алые паруса». Победа романтической меч-ты над реальностью жизни. |
Рассказ учителя, пересказ эпизодов, устное рисование |
|
Знать: содержание повести; авторс-кая позиция в про-изведении. |
Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проб-лематику повести; владеть различны-ми видами пере-сказа |
Понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою |
Турьянская (5-7), 242-246 |
37. М.М.Пришвин. Краткий рассказ о писателе. «Кладо-вая солнца». Нрав-ственная суть вза-имоотношений Мит-раши и Насти. |
Рассказ учи-теля, коммен-тированное чтение, уст-ное рисова-ние, беседа |
|
Знать: биографи-ческие сведения о Пришвине; жанр «сказка-быль» |
Уметь: давать ха-рактеристику ге-роям |
Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности |
Егорова-1, 241, 246, 249 Турьянская, 152-164 Турьянская (5-7), 159-162 РТ №2, 21 Евлампиева, 21-29 Еременко, 27-32 Миронова, 34 Скрипкина, 65 Читаем…, 112-119, 124 Пособие к учеб-нику, 56 Егорова-2, 172-178 |
38. Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладо-вая солнца». Тео-рия литературы. Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». |
Чтение, беседа, анализ |
|
Знать: особеннос-ти композиции; символическое со-держание пейзаж-ных образов; ос-новная мысль про-изведения; фило-софский смысл названия |
Уметь: проводить сопоставительный анализ героев, эпизодов; выра-жать свое отноше-ние к прочитанно-му; характеризо-вать художествен-ное своеобразие сказки; обсуждать нравственные воп-росы, поставлен-ные в произведе-нии |
Раскрыть замы-сел писателя – показать единст-во человека и природы |
|
39. Особенности композиции и смысл названия сказки-были. Под-готовка к сочине-нию «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришви-на «Кладовая сол-нца». |
|
Умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы |
||||
40. Произведения о Вов. К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщи-ны…»; Д.И.Самой-лов «Сороковые». Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. |
Литературно-музыкальная постановка |
Наизусть стихотворе-ние (на выбор) |
Знать: факты био-графии Симонова, Самойлова; лири-ческие произведе-ния о Вов |
Уметь: вырази-тельно читать сти-хотворные тексты; осмыслять темати-ку, нравственные аспекты произве-дений |
Воспитание пат-риотизма через осмысление те-мы войны; отражение темы войны в искусстве |
Егорова-1, 254 Егорова-2, 182 |
41. В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской де-ревни в послевоен-ное время. |
Слово учителя, чтение, беседа |
|
Знать: факты био-графии писателя; признаки рассказа как жанра; понятия «сюжет», «конф-ликт» |
Уметь: проводить анализ отдельных эпизодов; характе-ризовать сюжет-ную линию произ-ведения |
|
Егорова-1, 257-263 Турьянская, 185-190 РТ №2, 27 Миронова, 39 Читаем…, 138 Пособие к учеб-нику, 68 Егорова-2, 185-190 |
42. Самобытность героев рассказа «Конь с розовой гривой». Нравствен-ные проблемы рас-сказа. |
Комментиро-ванное чте-ние |
|
Знать: понятие «художественной детали»; пейзаж и его роль в произве-дении; речевая ха-рактеристика ге-роя. |
Уметь: выражать свое отношение к прочитанному, по-стичь нравствен-ные проблемы, за-тронутые в произ-ведении |
Умение формулировать собственное отношение к произведению русской литературы, его оценка |
|
43. Юмор в расска-зе. Особенности использования на-родной речи в худо-жественном произ-ведении. Подготов-ка к домашнему со-чинению «Роль ре-чевых характерис-тик в создании об-разов героев рас-сказа В.П. Астафь-ева «Конь с розовой гривой». |
сочинение |
Умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы |
||||
44. В.Г.Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Ге-рой рассказа и его сверстники. Отра-жение в повести трудностей военно-го времени. |
Слово учителя, чтение, комменти-рование |
|
Знать: факты био-графии писателя; отражение в рас-сказе послевоен-ной тематики; эле-менты композиции (посвящение, пре-дисловие) и их наз-начение; приемы характеристики ге-роя |
Уметь: характери-зовать героя; сос-тавлять устный портрет литера-турного героя; при-водить примеры сравнений из дру-гих произведений; проводить сравни-тельный анализ образов |
|
Егорова-1, 263-269 Турьянская, 180-184 РТ №2, 29 Евлампиева, 29 Еременко, 68 Миронова, 42 Читаем…, 145 Пособие к учеб-нику, 70 Егорова-2, 190-195 |
45. Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французско-го». Роль учитель-ницы Лидии Михай-ловны в жизни мальчика. Подго-товка к сочинению. |
Беседа-раз-мышление по прочитанному |
|
Знать: смысл на-звания рассказа; понятия «рас-сказ», «сюжет», «герой», «повест-вователь» |
Уметь: составлять устный портрет литературного героя; проводить сопоставительный анализ образов; характеризовать внутренние качес-тва человека |
Умение формулировать собственное отношение к произведению русской литературы, его оценка |
|
46. Н.М.Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «ти-хой» лирике. |
Слово учителя, чтение,анализ |
|
Знать: сведения о жизни и творчестве поэта; понятие «ассоциация»; поэтический мир поэта |
Уметь: «видеть» роль художествен-ной детали в текс-те произведения |
|
Турьянская, 205 Турьянская (5-7), 164 Миронова, 108 |
47. Ф.Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринад-цатый подвиг Герак-ла». Влияние учите-ля на формирова-ние детского харак-тера. |
Слово учителя, чтение, беседа |
|
Знать: факты био-графии писателя; содержание рас-сказа; роль юмора в повествовании |
Уметь: характери-зовать художест-венные особен-ности рассказа; постичь нравст-венные проблемы, затронутые в про-изведении |
|
Егорова-1, 269 Турьянская, 191 Миронова, 45 Читаем…, 148 Пособие к учеб-нику, 75 Егорова-2, 195 |
48. Родная приро-да в русской поэ-зии XX века. А.А.Блок «Летний вечер», «О, как бе-зумно за окном…». Поэтизация родной природы. С.А. Есе-нин «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине С.Есенина. А.А.Ах-матова «Перед вес-ной бывают дни та-кие…». |
Слово учителя, сообщения учеников, защита творческих работ |
|
Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов; темы лири-ки поэтов; понятие «аллитерация»; цветопись и звуко-пись поэзии; песни на стихи Есенина; средства создания поэтических обра-зов; способы выра-жения чувств в ли-рике |
Уметь: вырази-тельно читать сти-хотворный текст; находить фольк-лорные элементы в поэзии; выпол-нять частичный анализ текста поэ-тического произве-дения |
Чувство любви к родной природе и Родине. |
Егорова-1, 272 Турьянская, 196, 198-204 Турьянская (5-7), 162 Еременко, 82 Миронова, 102, 104, 106 Пособие к учеб-нику, 81-84 Егорова-2, 216 |
49. Писатели улы-баются. В.М.Шукшин. «Сре-зал». Особенности героев Шукшина. «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина. |
Слово учителя, чтение, беседа |
|
Знать: особенно-сти творчества Шукшина |
Уметь читать и анализировать прочитанное произведение |
|
|
50. Из литературы народов России. (Обзор) Габдулла Тукай. «Родная деревня», «Книга». Кайсын Кулиев. «Когда на меня на-валилась беда…», «Каким бы малым ни был мой на-род…». |
Слово учителя, чтение, беседа |
|
Знать: общечело-веческое и нацио-нальное в литера-туре разных наро-дов. |
Уметь читать и анализировать прочитанное произведение |
Великая роль книги в жизни человека. Любовь к малой родине, верность традициям народа. Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. |
|
Из зарубежной литературы. (10 часов) 51. Мифы народов мира. Мифы Древ-ней Греции. Подви-ги Геракла. «Скот-ный двор Авгия». |
Рассказ учителя, беседа, работа с книгой, опорные записи |
|
Знать: понятие ми-фа; понятие «ге-рой» в древнегре-ческой мифологии; содержание неко-торых мифов; значение образных выражений, заимствованных из древнегреческой мифологии; отличительные особенности мифа и сказки |
Уметь: выполнять художественный пересказ эпизо-дов; анализиро-вать и делать соб-ственные выводы |
Картина мира в представлениях древних |
Егорова-1, 15, 17 Турьянская, 17, 18 Турьянская (5-7), 91 РТ №1, 1 Еременко, 4-14 Егорова (ЗЛ), 57, 59 Егорова-2, 9, 12 Амбушева, 6-14 |
52. Миф «Яблоки Гесперид». |
Беседа, запи-си в тетрадях, работа с ил-люстрациями |
|
|
Турьянская, 21 Турьянская (5-7), 92 Егорова (ЗЛ), 62 Егорова-2, 14 |
||
53. Геродот. «Ле-генда об Арионе». |
Рассказ учителя, чтение, беседа, комментарий учителя |
|
Знать: понятие ле-генды, содержание «Легенды об Арио-не»; отличитель-ные особенности легенды |
Уметь: владеть на-выками пересказа |
|
Егорова-1, 22 Турьянская, 22 Егорова (ЗЛ), 64 Егорова-2, 16 |
54. Гомер. «Одис-сея», «Илиада» как эпические поэмы. |
|
Знать: эпос как род литературы; содер-жание фрагмента произведения, по-нятий «гипербо ла», «постоянный эпитет» |
Уметь: давать ха-рактеристику ге-рою, анализиро-вать его поступки; проводить сравни-тельный анализ образов (Одиссей и Геракл) |
|
Егорова-1, 25 Турьянская (5-7), 93-98 Егорова (ЗЛ), 67 Егорова-2, 19-26 |
|
55. «Олимпийские игры» |
Урок-конкурс |
Тест |
Знать: содержание изученных мифов, понятие мифа; основные образы древнегреческой мифологии |
Уметь: давать ха-рактеристику ге-рою, делать ана-лиз эпизода, вла-деть навыками пе-ресказа |
Развитие интереса к мифологии |
Егорова-1, 41-52 Турьянская, 34 РТ №1, 5 Миронова, 7 Егорова (ЗЛ), 75-82 Скрипкина, 38 Читаем…, 4 Пособие к учеб-нику, 3 Егорова-2, 26 |
56. М.Твен. «При-ключения Гекльбер-ри Финна». Дружба Тома и Гека. Их по-ведение в критиче-ских ситуациях. Том и Гек: общность и различие. |
Урок внекл. чтения; слово учителя, беседа |
Викторина |
Знать: жизненный и творческий путь Твена; содержание произведения; средства создания комического; юмор в произведении. |
Уметь: составлять словесный порт-рет героев (устное рисование); оцени-вать и анализиро-вать поступки ге-роев. |
|
Егорова-1, 276 Еременко, 52 Миронова, 48 Егорова (ЗЛ), 86 Читаем…, 181 Егорова-2, 197-201, 306-310 |
57. М.С.Сааведра. Роман «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом ми-ре. «Дон Кихот» как пародия на рыцар-ские романы. Образ Санчо Пансы. |
Урок внекл. чтения, беседа |
|
Знать: проблема-тику романа |
Уметь: давать оценку действиям героя; раскрывать содержание поня-тий «вечный об-раз», «иллюзия», «действитель-ность» |
Уметь строить рассуждение на нравственно-этические темы Народное пони-мание правды жизни как нрав-ственная цен-ность. |
Егорова (ЗЛ), 166 |
58. Ф.Шиллер. Бал-лада «Перчатка». Проблемы благо-родства, достоин-ства и чести. |
Слово учителя, чтение, беседа |
|
Знать: биографи-ческие сведения о Шиллере; содер-жание баллады; жанр баллады |
Уметь: проводить сравнительный анализ с баллада-ми других авторов |
|
Егорова (ЗЛ), 144 Скрипкина, 62 |
59. П.Мериме. Но-велла «Маттео Фальконе». Конф-ликт естественной жизни и цивилизо-ванного общества. |
Слово учителя, беседа |
|
Знать: биографи-ческие сведения о писателе; опреде-ление жанра «но-велла»; содержа-ние произведения |
Уметь: проводить сравнительный анализ жанров «новелла» и «рас-сказ» |
|
Егорова (ЗЛ), 152 |
60. А.де С. Экзюпе-ри. «Маленький принц» как фило-софская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о есте-ственных отноше-ниях между людь-ми. |
Урок внекл. чтения |
|
Знать: жанр «притча» |
Уметь: давать ха-рактеристику ге-рою, делать ана-лиз эпизода, вла-деть навыками пе-ресказа |
Вечные истины в сказке. |
РТ №2, 34 Егорова (ЗЛ), 175 Пособие к учеб-нику, 84 |
61. Письменная ра-бота. Выявление уровня литератур-ного развития уча-щихся. |
Ответ на вопрос: «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?». |
|
Знать: изученный материал |
|
Умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы |
Егорова-2, 324 |
62. Итоговый урок по литературе. За-дания для летнего чтения. |
Игра. |
|
Знать: теоретико-литературные по-нятия, изученные в курсе 6 класса; со-держание произве-дений |
Уметь: пересказы-вать эпизоды про-изведений, давать характеристику ге-роям; формулиро-вать тему и идею произведения |
Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности |
РТ №2, 35 Еременко, 50, 67, 72-81 Читаем…, 215 Егорова-2, 347, 348 |
63-68. Резервные уроки. |
|
|
|
|
|
|
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Психология профессионального образования: общая характеристика
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»