"Наречие"
«Заседание ученого совета»
Тип урока: изучение нового материала с элементами исследования.
Цели: а) распознавать наречия на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов;
б) уметь составлять словосочетания с наречиями.
Ход урока.
. Организационный момент.
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали.
Что особенного тем ты друг другу сказали?
Отчего же на капельку солнца
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
сделалась жизнь?
Здравствуйте... Много это или мало? С одной стороны как будто бы мало: что нового мы сообщили? А с другой? Сколько досадных минут переживаем мы, если знакомый человек прошел, не поздоровавшись. Здороваясь, мы желаем друг другу здоровья, поднимаем настроение. Помните об этом. И всегда здоровайтесь утром с близкими, на улице с односельчанами, в школе – с учителями, одноклассниками, друзьями. Пожелав друг другу здоровья, мы отправимся сегодня с вами на заседание «Ученого совета».
. Выступления учеников-членов «Ученого совета».
1 ученик:
– Уважаемые коллеги, сегодня на нашем заседании обсуждается НАРЕЧИЕ».
Как части речи наречия сформировались только в XVIII веке. Процесс образования наречий не прекращается до сих пор. Некоторые наречия образовались из местоимений:
доселе
дотоле
отсель
отколь
2 ученик:
– М.В.Ломоносов, известный русский ученый, писал, что «наречия по большей части имена прилагательные в среднем роде и неправильно к новой части причитаются»
3 ученик:
– А вот Ф.И.Буслаев в «Исторической грамматике» и в книге «О преподавании отечественного языка» о наречии отзывался так: «Наречие не есть особая часть речи. Это понятие синтаксическое, которое может быть выражено целым предложением».
4 ученик:
– М.В.Ломоносов, Ф.И.Буслаев – великие авторитеты, но я думаю, что они отнеслись к наречиям незаслуженно. Некоторые наречия, действительно, перешли в наречия из имен существительных. Например, в древнерусском языке были существительные «пешек», что означало «пешеход», и «мелек», что означало «миг», «мгновение». В творительном падеже у этих существительных появляются формы:
пешкóм
мéльком
Со временем эти формы существительных превратились в наречия. В современном русском языке «пешком» означает «на своих ногах», «мельком» — «на короткое время», «бегло».
5 ученик:
– Хочу заметить, коллеги, что с переходом этих слов в наречия, изменился и морфемный состав.
Имя существительное Наречие
пешком пешком
мельком мельком
. Слово учителя.
- Как известно, в споре рождается истина. Главные помощники ученых – это:
эксперимент,
наблюдения,
выводы.
Попробуем с вами доказать, что наречие – это самостоятельная часть речи.
IV. Работа у доски. Эксперимент. (Проводит ученик)
– Возьмем два предложения, в которых есть одинаковые слова:
Солнце невысоко.
Елка выросла невысоко.
Разберем эти предложения по членам.
В первом предложении подлежащее «солнце».
Солнце (каково?) невысоко.
«Невысоко» — сказуемое, выраженное именем прилагательным в краткой форме.
Во втором предложении грамматическая основа – «елка выросла»
Выросла (как?) невысоко.
У кратких прилагательных нет вопроса «как?». Значит, это наречие.
V. Работа в тетрадях. Продолжение эксперимента учащимися.
Учитель:
– Краткие прилагательные изменяются по родам и числам. А как изменяются наречия? Измените форму подлежащего и сказуемого во втором предложении. Сделайте вывод.
Елки выросли невысоко.
Наречие не изменяется, в предложении обычно бывает обстоятельством.
Вывод:
VI. Работа в группах. «Творческая лаборатория»
Задание. С какими частями речи сочетаются наречия? На какие вопросы они отвечают? Создайте возможные пары.
впереди сзади налево направо сверху снизу вчера строго | идти, повернуть, расположившись, опять, день, зимний, проехав, соблюдая, ехавший |
Выводы:
VII. Работа с учебником.
— На какие еще вопросы отвечают наречия? (Стр. 91, учебник 7 класса)
VIII. Физминутка.
Учитель:
– Наше здоровье – это самый драгоценный дар. Существует множество способов укрепить здоровье: систематические физические упражнения, длительный сон, отказ от курения… Помните: наше здоровье зависит от нас самих, от нашего поведения.
а) упражнения на профилактику глазных болезней.
«Жмурки». Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их. Повторить 6-8 раз (для укрепления мышц век, расслабления мышц глаз, улучшения глазного кровообращения).
«Моргалки». Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3-4 раза (для улучшения кровоснабжения глаз).
б) Упражнения, направленные на профилактику нарушения осанки и снятия напряжения.
«Буратино». Лепим нос для Буратино. Буратино «рисует» носом в воздухе: солнышко, морковку, цифры. Движения выполнять медленно и плавно.
IX. Работа с текстом.
Задание. Прочитайте текст. Найдите наречия. Какова их роль в тексте? Можно ли обойтись без наречий?
Некоторые наречия возникли в языке поздно, но они нередко восстанавливают историю давно забытого слова, помогают понять, что язык постоянно изменяется. В нем происходят процессы отмирания одних слов и рождения других. В древнерусском языке когда-то было существительное «дребезг» со значением «черепок», «осколок». От данного существительного в винительном падеже множественного числа образовалось наречие «вдребезги», оно означает «на мелкие куски». Например: «Стекло разбилось вдребезги».
Х. Работа с листом контроля.
Задание. Дополните предложения. Все ли вам понятно? (Лист контроля получает каждый ученик). Какие пункты вызвали у вас затруднения?
Лист контроля
____________________________________
(фамилия, имя учащегося)
1. Наречие – это __________________________________________
2. Наречие отвечает на вопросы: ___________________________
_________________________________________________________
3. Наречие не ____________________________________________
4. В предложении наречие бывает _________________________
_________________________________________________________
XI. Итог урока.
ХХ. Домашнее задание. Прочитать §32 (7 кл.), выучить правило на стр.91. Упр. 198 (выписать наречия вместе с тем словом, к которому они относятся)
Конспект урока по русскому языку
по теме «Наречие»
Обучение по сборнику рабочих программ по русскому языку. Программа М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского
5-9 классы.
Авторы учебника для 6 класса общеобразовательных учреждений М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.
Москва «Просвещение» 2010 год.
Урок по теме «Наречие»
«Заседание ученого совета»
Тип урока: изучение нового материала с элементами исследования.
Цели: а) распознавать наречия на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов;
б) уметь составлять словосочетания с наречиями.
Ход урока.
. Организационный момент.
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали.
Что особенного тем ты друг другу сказали?
Отчего же на капельку солнца
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
сделалась жизнь?
Здравствуйте... Много это или мало? С одной стороны как будто бы мало: что нового мы сообщили? А с другой? Сколько досадных минут переживаем мы, если знакомый человек прошел, не поздоровавшись. Здороваясь, мы желаем друг другу здоровья, поднимаем настроение. Помните об этом. И всегда здоровайтесь утром с близкими, на улице с односельчанами, в школе – с учителями, одноклассниками, друзьями. Пожелав друг другу здоровья, мы отправимся сегодня с вами на заседание «Ученого совета».
. Выступления учеников-членов «Ученого совета».
1 ученик:
– Уважаемые коллеги, сегодня на нашем заседании обсуждается НАРЕЧИЕ».
Как части речи наречия сформировались только в XVIII веке. Процесс образования наречий не прекращается до сих пор. Некоторые наречия образовались из местоимений:
доселе дотоле отсель отколь
2 ученик:
– М.В.Ломоносов, известный русский ученый, писал, что «наречия по большей части имена прилагательные в среднем роде и неправильно к новой части причитаются»
3 ученик:
– А вот Ф.И.Буслаев в «Исторической грамматике» и в книге «О преподавании отечественного языка» о наречии отзывался так: «Наречие не есть особая часть речи. Это понятие синтаксическое, которое может быть выражено целым предложением».
4 ученик:
– М.В.Ломоносов, Ф.И.Буслаев – великие авторитеты, но я думаю, что они отнеслись к наречиям незаслуженно. Некоторые наречия, действительно, перешли в наречия из имен существительных. Например, в древнерусском языке были существительные «пешек», что означало «пешеход», и «мелек», что означало «миг», «мгновение». В творительном падеже у этих существительных появляются формы:
пешкóм мéльком
Со временем эти формы существительных превратились в наречия. В современном русском языке «пешком» означает «на своих ногах», «мельком» - «на короткое время», «бегло».
5 ученик:
– Хочу заметить, коллеги, что с переходом этих слов в наречия, изменился и морфемный состав.
Имя существительное Наречие
пешком пешком
мельком мельком
. Слово учителя.
- Как известно, в споре рождается истина. Главные помощники ученых – это:
эксперимент,
наблюдения,
выводы.
Попробуем с вами доказать, что наречие – это самостоятельная часть речи.
IV. Работа у доски. Эксперимент. (Проводит ученик)
– Возьмем два предложения, в которых есть одинаковые слова:
Солнце невысоко.
Елка выросла невысоко.
Разберем эти предложения по членам.
В первом предложении подлежащее «солнце».
Солнце (каково?) невысоко.
«Невысоко» - сказуемое, выраженное именем прилагательным в краткой форме.
Во втором предложении грамматическая основа – «елка выросла»
Выросла (как?) невысоко.
У кратких прилагательных нет вопроса «как?». Значит, это наречие.
V. Работа в тетрадях. Продолжение эксперимента учащимися.
Учитель:
– Краткие прилагательные изменяются по родам и числам. А как изменяются наречия? Измените форму подлежащего и сказуемого во втором предложении. Сделайте вывод.
Елки выросли невысоко.
Наречие
не изменяется, в предложении обычно
бывает обстоятельством.
Вывод:
VI. Работа в группах. «Творческая лаборатория»
Задание. С какими частями речи сочетаются наречия? На какие вопросы они отвечают? Создайте возможные пары.
впереди сзади налево направо сверху снизу вчера строго |
идти, повернуть, расположившись, опять, день, зимний, проехав, соблюдая, ехавший |
Наречия
в предложении и словосочетании могут
быть связаны с наречиями, деепричастиями,
причастиями. При этом они отвечают на
вопросы: где? куда? когда? как?
Выводы:
VII. Работа с учебником.
- На какие еще вопросы отвечают наречия? (Стр. 91, учебник 7 класса)
VIII. Физминутка.
Учитель:
– Наше здоровье – это самый драгоценный дар. Существует множество способов укрепить здоровье: систематические физические упражнения, длительный сон, отказ от курения… Помните: наше здоровье зависит от нас самих, от нашего поведения.
а) упражнения на профилактику глазных болезней.
«Жмурки». Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их. Повторить 6-8 раз (для укрепления мышц век, расслабления мышц глаз, улучшения глазного кровообращения).
«Моргалки». Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3-4 раза (для улучшения кровоснабжения глаз).
б) Упражнения, направленные на профилактику нарушения осанки и снятия напряжения.
«Буратино». Лепим нос для Буратино. Буратино «рисует» носом в воздухе: солнышко, морковку, цифры. Движения выполнять медленно и плавно.
IX. Работа с текстом.
Задание. Прочитайте текст. Найдите наречия. Какова их роль в тексте? Можно ли обойтись без наречий?
Некоторые наречия возникли в языке поздно, но они нередко восстанавливают историю давно забытого слова, помогают понять, что язык постоянно изменяется. В нем происходят процессы отмирания одних слов и рождения других. В древнерусском языке когда-то было существительное «дребезг» со значением «черепок», «осколок». От данного существительного в винительном падеже множественного числа образовалось наречие «вдребезги», оно означает «на мелкие куски». Например: «Стекло разбилось вдребезги».
Х. Работа с листом контроля.
Задание. Дополните предложения. Все ли вам понятно? (Лист контроля получает каждый ученик). Какие пункты вызвали у вас затруднения?
Лист
контроля
____________________________________ (фамилия,
имя учащегося) 1.
Наречие – это __________________________________________ 2.
Наречие отвечает на вопросы:
___________________________ _________________________________________________________ 3.
Наречие не ____________________________________________ 4.
В предложении наречие бывает
_________________________ _________________________________________________________
XI. Итог урока.
ХХ. Домашнее задание. Прочитать §32 (7 кл.), выучить правило на стр.91. Упр. 198 (выписать наречия вместе с тем словом, к которому они относятся)
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»