Образовательная программа группы предшкольного образования
Краткое описание
Образовательная программа группы предшкольного образования на базе ДОУ, для детей, не посещающих дошкольные учреждения. Главная цель - выравнивание стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе, социализация детей.
Описание
Образовательная программа
группы предшкольного образования
Составитель:
воспитатель ДОУ Кудрина Н.Б.
Содержание:
Раздел I. Актуальность
По признанию мирового педагогического сообщества в конце XX века в России сложилась уникальная система дошкольного образования. Уникальность заключается в создании многофункциональной сети дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированных на возросшие потребности общества, имеющие разнообразный спектр образовательных услуг, рассчитанных на особенности индивидуального развития ребенка и состояния его здоровья.
Изменения содержательной стороны дошкольного образования выражены в принципиальном отказе от учебно – дисциплинарной модели воспитания детей. Педагогическая общественность стала ориентироваться на реализацию принципов гуманистической педагогики, личностно – ориентированного стиля общения с детьми. Кроме того появилась реальная альтернатива в программном обеспечении образовательного процесса ДОУ.
Государственный подход к созданию обновленной системы дошкольного образования в России нашел свое отражение в Концепции дошкольного воспитания (1989 год), а в дальнейшем в Концепции содержания непрерывного образования (2003 год). В этих документах выдвинута идея о самоценности дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, а не только как «этап подготовки к будущей жизни – к школе», подчеркивается недопустимость искусственной акселерации развития ребенка, излишнего увлечения школьными технологиями, а также игнорирования или недооценки игровой деятельности в дошкольный период детства. В этой связи возникла особая необходимость решения проблем преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования.
Отмечая бесспорную позитивную роль Концепции содержания непрерывного образования в построении преемственности образовательных программ, следует учесть тот факт, что на практике пока не удается снять остроту проблемы выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении в первый класс. Основная причина заключается в том, что образовательные программы дошкольного воспитания реализуются лишь для определенной части детей. Кроме того, приходя в начальную школу, одни дети умеют читать, писать, другие – не обучены основам грамоты. Таким образом, проблема разной подготовленности детей к школе остается нерешенной. Такое положение дел существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать альтернативные способы «активной» подготовки детей к школе, что безусловно отрицательно влияет на психическое, физическое развитие и здоровье детей.
Учитывая изложенное выше, необходимо рационализировать процесс образования детей старшего дошкольного возраста, построить преемственность программ дошкольного и начального общего образования, максимально полно охватить детей дошкольным образованием.
Для решения проблем преемственности и выравнивания стартовых возможностей детей в настоящее время принимаются действенные меры как на государственном, так и на региональном уровнях. Примером тому служит опыт Белгородского региона.
Проведенный анализ состояния дошкольного образования в Белгородской области стал основанием для разработки и внедрения региональной Модели предшкольного образования на 2006 – 2008 годы. Было выявлено, что в области стабильно функционируют 487 дошкольных образовательных учреждения всех типов и видов, которые посещают 69 % детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. Охват детей дошкольным образованием 5 -7 лет составляет 72,6 %. Учитывая такую статистику очевидно, что главная задача в сфере дошкольного образования – это обеспечение его общедоступности, поскольку 31 % детей дошкольного возраста и 27,4 % детей от 5 до 7 лет остаются за рамками системы дошкольного образования по различным причинам. Основными причинами являются: уровень состояния здоровья детей, острый дефицит свободных мест в учреждениях, отсутствие финансовых возможностей у родителей.
Приоритетным направлением Модели предшкольного образования является выстраивание системы дошкольного предшкольного и начального образования через создание условий для обеспечения равного стартового уровня детей при поступлении в школу. Структура предшкольного образования должна представлять собой целенаправленный организованный социальный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, выполняющий функцию социального контроля за физическим, психологическим, интеллектуальным состоянием детей перед поступлением в школу.
В целях решения задач региональной Модели развития предшкольного образования и в соответствии с рекомендациями управления образования и науки Белгородской области наше учреждение МДОУ «Детский сад комбинированного вида №39 «Золотая рыбка» включилось в работу по практической реализации предшкольного образования. Была создана данная программа предшкольного образования, намечены пути выравнивания стартовых возможностей детей, пути интеграции усилий всех специалистов учреждения, учителей начальных классов, родителей.
В основу программы положена идея развития личности ребенка посредством творческо-познавательного освоения окружающего мира. Как известно, в процессе познавательной деятельности активно формируется психоэмоциональная сфера дошкольника, художественный вкус, нравственные качества, творческий потенциал, расширяется кругозор.
Поэтому в программу включены следующие занятия:
— познавательное развитие
— английский язык
— развитие речи
— физическая культура
— плавание
— изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка)
— обучение грамоте
— музыкальное воспитание
Программа разработана в соответствии с п.3. ст.17, 18 Закона РФ «Об образовании» (преемственность образовательных программ, доступность школьного образования), Конвенцией о правах ребенка, Концепцией организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом МДОУ.
Раздел II. Цели и задачи
Стратегической целью предшкольного образования является формирование готовности ребенка к вхождению в социум, обогащение его психического развития, сохранение и укрепление здоровья.
Основные задачи предшкольного образования:
— обеспечение максимального охвата программой предшкольного обучения детей 5-6 лет, проживающих в микрорайоне, в первую очередь из малообеспеченных семей, путем открытия на базе МДОУ группы кратковременного пребывания (ГКП);
— развитие предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей ГКП;
— обогащение познавательного, социально-нравственного, художественно-эстетического, речевого развития детей, посещающих ГКП;
— обеспечение единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс;
— построение модели взаимодействия детского сада, начальной школы и семьи во всестороннем развитии ребенка и подготовки его к школьному обучению.
Раздел III. Принципы
В основе организации образовательного процесса в КГП заложены следующие принципы:
· уход от жестко регламентированного школьного типа обучения;
· обеспечение двигательной активности детей в различных формах;
· использование многообразных форм организации обучения, включающих в себя разные специфические детские вида деятельности;
· обеспечение взаимосвязи занятий с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др);
· использование цикличности и проектной организации содержания обучения;
· создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее;
· широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей, введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
· широкое использование игровых приемов, игрушек, создание эмоционально значимых для детей ситуаций;
· обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);
· выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому;
· формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.
Раздел IV. Реализация программы
4.1. Организация работы группы
Группа кратковременного пребывания как форма предшкольного
образования предназначена для подготовки к школе на бесплатной основе детей 5-7 лет, не охваченных дошкольным образованием. Прием детей в группе осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей), медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка.
Отношения между МДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключенным в установленном порядке. Организация работы ГКП регламентируется локальными актами учреждения, законодательными актами РФ.
Кроме воспитателей к организации педагогического процесса в группе привлекаются узкие специалисты детского сада: музыкальные руководители, инструктор по физической культуре; преподаватель английского языка, воспитатель ИЗО; логопед, психолог.
Медицинское обслуживание, коррекция здоровья детей осуществляется штатным медицинским персоналом, который наряду с педагогическими работниками несет ответственность за жизнь и здоровье детей группы. Диагностика и коррекция развития детей проводится штатным психологом и воспитателями учреждения.
Функциональные обязанности участников образовательного процесса определены должностными инструкциями. Для открытия ГКП необходим следующий пакет документов:
— приказ органов управления образованием;
— штатное расписание;
— режим дня и распорядок организации жизнедеятельности детей;
— список детей;
— заявления родителей (законных представителей);
— образовательная программа.
4.2. Создание условий работы.
Особое внимание уделяется организации предметно-развивающей среды помещений ГКП, игрового участка, которые должны соответствовать санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям, отвечать правилам пожарной безопасности. Общее устройство групповых помещений должно обеспечивать свободный доступ к играм и игрушками, материалам и оборудованию для рисования, лепки, конструирования и др. деятельности. В группе необходимо организовать развивающие центры: изобразительной и конструктивной деятельности, национальных игр, уединения, книжный, природы и т.д.Центры должны соответствовать интереса и потребностям детей, ориентированы на индивидуальное развитие каждого ребенка.
Система предметно-развивающей среды
4.3. Содержание учебно-воспитательного процесса
Основными участниками воспитательно-образовательного процесса ГКП являются дети, родители, педагоги.
Содержание воспитания и образования в ГКП реализуется по комплексной программе «Детство» (под редакцией Логиновой) в соответствии с учебным планом и сеткой занятий (приложение №1, 2)
Форма организации занятий – фронтальная, по подгруппам, индивидуальная.
Руководствуясь принципом отказа от учебно-дисциплинарной модели воспитания детей, педагогами уделяется большое внимание игровой деятельности детей. На занятиях широко применяются имитационные игры, игры-упражнения с предметами, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и др.В игре у детей рождается учебный мотив, формируется необходимый для успешного обучения в школе внутренний план действия, т.е. способность действовать в уме.
Активно используются и продуктивные виды деятельности — все, что связано с ручным трудом: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Эти виды деятельности характеризуются особой направленностью на получение определенного продукта, обладающего заданными качествами. У ребенка формируется умение добиваться нужного результата, что также положительно влияет на воспитание общеучебных навыков.
Общие основы организации всех занятий, направленных на развитие школьно-значимых функций в ГКП определяют следующие принципы:
· Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребенка
· Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других функций.
· Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа подготовки к школе может и должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
· Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению и эффективности, и дает опору на функции, не имеющие недостатков при одновременном «подтягивании» дефицитарных (отстающих) функций.
· Постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
· Индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
· Повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
Взаимоотношения педагогов с детьми должны строиться в соответствии с личностно-ориентированной моделью общения, содействовать становлению личности каждого ребенка, формированию их жизненных умений и навыков.
В этой связи важно применять следующие формы взаимодействия:
— проведение развивающих занятий в малых группах,
— проведение индивидуальной работы с каждым ребенком,
— проведение работы с одаренными детьми,
— создание речевых ситуаций для выражения детьми своего личного мнения, приведения аргументов,
— изобретательно-ограниченной регламентации детской деятельности со стороны педагогов,
— построение партнерских взаимоотношений между всеми участниками педагогического процесса.
Еще одним важным звеном учебно-воспитательного процесса является работа с родителями воспитанников, посещающих ГКП.
В процессе взаимодействия с семьей, педагог осуществляет:
1. Исследование семьи в целях выявления необходимых сведений о потребности родителей на образовательные услуги для детей, об образовательном, социальном и материальном уровне семьи, об опыте семейного воспитания.
2. Индивидуальное собеседование с родителями для выявления их проблем в обучении и воспитании детей.
3. Консультирование родителей по интересующим их вопросам развития и воспитания дошкольников; знакомство с программными документами МДОУ.
4. Вовлечение родителей в общепедагогические мероприятия МДОУ: дни открытых дверей, родительские собрания, конференции, праздничные мероприятия, спортивные соревнования.
5. Проведение индивидуальной коррекционной работы с проблемными семьями:
— выделение семей группы риска;
— наблюдение и профилактическая работа по предупреждению нарушений прав ребенка в семье;
— консультирование узкими специалистами;
— организация тренингов, практикумов.
6. Сотрудничество с отделами социальной защиты населения, правоохранительными органами.
4.4. Ожидаемые результаты
Готовность ребенка к школьному обучению определяется физической, личностной, интеллектуальной готовностью
Физическая готовность – состояние здоровья, определенный уровень морфофункциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.
Личностная готовность – определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации к учению (познавательной и социальной), активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.
Интеллектуальная готовность - развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления: владение средствами познавательной деятельности, родным языком и основными формами речи, элементами учебной деятельности внутри других специфических видов детской деятельности.
Библиографический список:
1. Бабаева Т.Н., Михайлова З.А., Гурович Л.М. «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду. 2003г.
2. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: Методическое пособие, 2005г.
3. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. 2000. №1.
4. Реморенко И.Н. О предшкольном образовании. // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2005. №8.
5. Семененко Н.Ю. Группа кратковременного пребывания: нормативные акты // Управление ДОУ. 2005. №8.
6. Стародубова Н.Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе //Система воспитания и дополнительного образования детей. НИЦ БПГУ, 2001.
7. Федосова Н.А. Преемственность: Программа. 1999.
8. Предшкола, или зачем нужно дошкольное образование?// Обруч. 2004. №5.
9. Предшкольник или дошкольник? // Обруч. 2005. №5.
группы предшкольного образования
Составитель:
воспитатель ДОУ Кудрина Н.Б.
Содержание:
Раздел I. Актуальность
По признанию мирового педагогического сообщества в конце XX века в России сложилась уникальная система дошкольного образования. Уникальность заключается в создании многофункциональной сети дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированных на возросшие потребности общества, имеющие разнообразный спектр образовательных услуг, рассчитанных на особенности индивидуального развития ребенка и состояния его здоровья.
Изменения содержательной стороны дошкольного образования выражены в принципиальном отказе от учебно – дисциплинарной модели воспитания детей. Педагогическая общественность стала ориентироваться на реализацию принципов гуманистической педагогики, личностно – ориентированного стиля общения с детьми. Кроме того появилась реальная альтернатива в программном обеспечении образовательного процесса ДОУ.
Государственный подход к созданию обновленной системы дошкольного образования в России нашел свое отражение в Концепции дошкольного воспитания (1989 год), а в дальнейшем в Концепции содержания непрерывного образования (2003 год). В этих документах выдвинута идея о самоценности дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, а не только как «этап подготовки к будущей жизни – к школе», подчеркивается недопустимость искусственной акселерации развития ребенка, излишнего увлечения школьными технологиями, а также игнорирования или недооценки игровой деятельности в дошкольный период детства. В этой связи возникла особая необходимость решения проблем преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования.
Отмечая бесспорную позитивную роль Концепции содержания непрерывного образования в построении преемственности образовательных программ, следует учесть тот факт, что на практике пока не удается снять остроту проблемы выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении в первый класс. Основная причина заключается в том, что образовательные программы дошкольного воспитания реализуются лишь для определенной части детей. Кроме того, приходя в начальную школу, одни дети умеют читать, писать, другие – не обучены основам грамоты. Таким образом, проблема разной подготовленности детей к школе остается нерешенной. Такое положение дел существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать альтернативные способы «активной» подготовки детей к школе, что безусловно отрицательно влияет на психическое, физическое развитие и здоровье детей.
Учитывая изложенное выше, необходимо рационализировать процесс образования детей старшего дошкольного возраста, построить преемственность программ дошкольного и начального общего образования, максимально полно охватить детей дошкольным образованием.
Для решения проблем преемственности и выравнивания стартовых возможностей детей в настоящее время принимаются действенные меры как на государственном, так и на региональном уровнях. Примером тому служит опыт Белгородского региона.
Проведенный анализ состояния дошкольного образования в Белгородской области стал основанием для разработки и внедрения региональной Модели предшкольного образования на 2006 – 2008 годы. Было выявлено, что в области стабильно функционируют 487 дошкольных образовательных учреждения всех типов и видов, которые посещают 69 % детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. Охват детей дошкольным образованием 5 -7 лет составляет 72,6 %. Учитывая такую статистику очевидно, что главная задача в сфере дошкольного образования – это обеспечение его общедоступности, поскольку 31 % детей дошкольного возраста и 27,4 % детей от 5 до 7 лет остаются за рамками системы дошкольного образования по различным причинам. Основными причинами являются: уровень состояния здоровья детей, острый дефицит свободных мест в учреждениях, отсутствие финансовых возможностей у родителей.
Приоритетным направлением Модели предшкольного образования является выстраивание системы дошкольного предшкольного и начального образования через создание условий для обеспечения равного стартового уровня детей при поступлении в школу. Структура предшкольного образования должна представлять собой целенаправленный организованный социальный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, выполняющий функцию социального контроля за физическим, психологическим, интеллектуальным состоянием детей перед поступлением в школу.
В целях решения задач региональной Модели развития предшкольного образования и в соответствии с рекомендациями управления образования и науки Белгородской области наше учреждение МДОУ «Детский сад комбинированного вида №39 «Золотая рыбка» включилось в работу по практической реализации предшкольного образования. Была создана данная программа предшкольного образования, намечены пути выравнивания стартовых возможностей детей, пути интеграции усилий всех специалистов учреждения, учителей начальных классов, родителей.
В основу программы положена идея развития личности ребенка посредством творческо-познавательного освоения окружающего мира. Как известно, в процессе познавательной деятельности активно формируется психоэмоциональная сфера дошкольника, художественный вкус, нравственные качества, творческий потенциал, расширяется кругозор.
Поэтому в программу включены следующие занятия:
— познавательное развитие
— английский язык
— развитие речи
— физическая культура
— плавание
— изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка)
— обучение грамоте
— музыкальное воспитание
Программа разработана в соответствии с п.3. ст.17, 18 Закона РФ «Об образовании» (преемственность образовательных программ, доступность школьного образования), Конвенцией о правах ребенка, Концепцией организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом МДОУ.
Раздел II. Цели и задачи
Стратегической целью предшкольного образования является формирование готовности ребенка к вхождению в социум, обогащение его психического развития, сохранение и укрепление здоровья.
Основные задачи предшкольного образования:
— обеспечение максимального охвата программой предшкольного обучения детей 5-6 лет, проживающих в микрорайоне, в первую очередь из малообеспеченных семей, путем открытия на базе МДОУ группы кратковременного пребывания (ГКП);
— развитие предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей ГКП;
— обогащение познавательного, социально-нравственного, художественно-эстетического, речевого развития детей, посещающих ГКП;
— обеспечение единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс;
— построение модели взаимодействия детского сада, начальной школы и семьи во всестороннем развитии ребенка и подготовки его к школьному обучению.
Раздел III. Принципы
В основе организации образовательного процесса в КГП заложены следующие принципы:
· уход от жестко регламентированного школьного типа обучения;
· обеспечение двигательной активности детей в различных формах;
· использование многообразных форм организации обучения, включающих в себя разные специфические детские вида деятельности;
· обеспечение взаимосвязи занятий с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др);
· использование цикличности и проектной организации содержания обучения;
· создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее;
· широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей, введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
· широкое использование игровых приемов, игрушек, создание эмоционально значимых для детей ситуаций;
· обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);
· выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому;
· формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.
Раздел IV. Реализация программы
4.1. Организация работы группы
Группа кратковременного пребывания как форма предшкольного
образования предназначена для подготовки к школе на бесплатной основе детей 5-7 лет, не охваченных дошкольным образованием. Прием детей в группе осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей), медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка.
Отношения между МДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключенным в установленном порядке. Организация работы ГКП регламентируется локальными актами учреждения, законодательными актами РФ.
Кроме воспитателей к организации педагогического процесса в группе привлекаются узкие специалисты детского сада: музыкальные руководители, инструктор по физической культуре; преподаватель английского языка, воспитатель ИЗО; логопед, психолог.
Медицинское обслуживание, коррекция здоровья детей осуществляется штатным медицинским персоналом, который наряду с педагогическими работниками несет ответственность за жизнь и здоровье детей группы. Диагностика и коррекция развития детей проводится штатным психологом и воспитателями учреждения.
Функциональные обязанности участников образовательного процесса определены должностными инструкциями. Для открытия ГКП необходим следующий пакет документов:
— приказ органов управления образованием;
— штатное расписание;
— режим дня и распорядок организации жизнедеятельности детей;
— список детей;
— заявления родителей (законных представителей);
— образовательная программа.
4.2. Создание условий работы.
Особое внимание уделяется организации предметно-развивающей среды помещений ГКП, игрового участка, которые должны соответствовать санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям, отвечать правилам пожарной безопасности. Общее устройство групповых помещений должно обеспечивать свободный доступ к играм и игрушками, материалам и оборудованию для рисования, лепки, конструирования и др. деятельности. В группе необходимо организовать развивающие центры: изобразительной и конструктивной деятельности, национальных игр, уединения, книжный, природы и т.д.Центры должны соответствовать интереса и потребностям детей, ориентированы на индивидуальное развитие каждого ребенка.
Система предметно-развивающей среды
Раздел I. Актуальность………………………………………………… | 3 – 5 |
Раздел II. Цели и задачи…………………… X span> | 5 |
Раздел III. Принципы……………………… X span> | 5 -6 |
Раздел IV. Реализация программы………………………………….… | 6 |
4.1. Организация работы группы………………………………… 4.2. Создание условий работы……………………..…………….. 4.3. Содержание учебно – воспитательного процесса………….. 4.4. Ожидаемые результаты……………………………...………. | 6 – 7 7 8- 9 10 |
Библиографический список …………………………………………… | 11 |
Помещения | Процессы | Участники |
Групповая комната | Занятия; игровая деятельность; творческая мастерская; индивидуальная работа с детьми и родителями; родительские собрания | Воспитатели, педагог дополнительного образования, дети, родители воспитанников |
Музыкальный зал | Музыкальные занятия; праздники и развлечения; индивидуальная работа с детьми и воспитанниками | Музыкальный руководитель, воспитатель, дети, родители |
Физкультурный зал Бассейн | Физкультурные занятия, физкультурные паузы, спортивные праздники и развлечения, индивидуальная работа с детьми и родителями | Руководитель физического воспитания, воспитатель, дети, родители |
Территория образовательного учреждения | Спортивно-подвижные игры, праздники, досуги и развлечения; природоведческая работа; занятия, труд на огороде, цветнике | Воспитатель, руководитель физического воспитания, родители |
Кабинет английского языка | Занятия по английскому языку; индивидуальная консультация для родителей; индивидуальная работа с детьми | Преподаватель англ.языка, воспитатели, дети, родители |
Кабинет ИЗО | Занятия, творческие конкурсы, индивидуальная работа с детьми | Воспитатель ИЗО, воспитатели, дети, родители |
Кабинет психолога | Индивидуальные, групповые занятия, мини-тренинги, диагностика, работа с родителями | Педагог-психолог, дети, родители |
Основными участниками воспитательно-образовательного процесса ГКП являются дети, родители, педагоги.
Содержание воспитания и образования в ГКП реализуется по комплексной программе «Детство» (под редакцией Логиновой) в соответствии с учебным планом и сеткой занятий (приложение №1, 2)
Форма организации занятий – фронтальная, по подгруппам, индивидуальная.
Руководствуясь принципом отказа от учебно-дисциплинарной модели воспитания детей, педагогами уделяется большое внимание игровой деятельности детей. На занятиях широко применяются имитационные игры, игры-упражнения с предметами, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и др.В игре у детей рождается учебный мотив, формируется необходимый для успешного обучения в школе внутренний план действия, т.е. способность действовать в уме.
Активно используются и продуктивные виды деятельности — все, что связано с ручным трудом: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Эти виды деятельности характеризуются особой направленностью на получение определенного продукта, обладающего заданными качествами. У ребенка формируется умение добиваться нужного результата, что также положительно влияет на воспитание общеучебных навыков.
Общие основы организации всех занятий, направленных на развитие школьно-значимых функций в ГКП определяют следующие принципы:
· Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребенка
· Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других функций.
· Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа подготовки к школе может и должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
· Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению и эффективности, и дает опору на функции, не имеющие недостатков при одновременном «подтягивании» дефицитарных (отстающих) функций.
· Постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
· Индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
· Повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
Взаимоотношения педагогов с детьми должны строиться в соответствии с личностно-ориентированной моделью общения, содействовать становлению личности каждого ребенка, формированию их жизненных умений и навыков.
В этой связи важно применять следующие формы взаимодействия:
— проведение развивающих занятий в малых группах,
— проведение индивидуальной работы с каждым ребенком,
— проведение работы с одаренными детьми,
— создание речевых ситуаций для выражения детьми своего личного мнения, приведения аргументов,
— изобретательно-ограниченной регламентации детской деятельности со стороны педагогов,
— построение партнерских взаимоотношений между всеми участниками педагогического процесса.
Еще одним важным звеном учебно-воспитательного процесса является работа с родителями воспитанников, посещающих ГКП.
В процессе взаимодействия с семьей, педагог осуществляет:
1. Исследование семьи в целях выявления необходимых сведений о потребности родителей на образовательные услуги для детей, об образовательном, социальном и материальном уровне семьи, об опыте семейного воспитания.
2. Индивидуальное собеседование с родителями для выявления их проблем в обучении и воспитании детей.
3. Консультирование родителей по интересующим их вопросам развития и воспитания дошкольников; знакомство с программными документами МДОУ.
4. Вовлечение родителей в общепедагогические мероприятия МДОУ: дни открытых дверей, родительские собрания, конференции, праздничные мероприятия, спортивные соревнования.
5. Проведение индивидуальной коррекционной работы с проблемными семьями:
— выделение семей группы риска;
— наблюдение и профилактическая работа по предупреждению нарушений прав ребенка в семье;
— консультирование узкими специалистами;
— организация тренингов, практикумов.
6. Сотрудничество с отделами социальной защиты населения, правоохранительными органами.
4.4. Ожидаемые результаты
Готовность ребенка к школьному обучению определяется физической, личностной, интеллектуальной готовностью
Физическая готовность – состояние здоровья, определенный уровень морфофункциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.
Личностная готовность – определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации к учению (познавательной и социальной), активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.
Интеллектуальная готовность - развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления: владение средствами познавательной деятельности, родным языком и основными формами речи, элементами учебной деятельности внутри других специфических видов детской деятельности.
Библиографический список:
1. Бабаева Т.Н., Михайлова З.А., Гурович Л.М. «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду. 2003г.
2. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: Методическое пособие, 2005г.
3. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. 2000. №1.
4. Реморенко И.Н. О предшкольном образовании. // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2005. №8.
5. Семененко Н.Ю. Группа кратковременного пребывания: нормативные акты // Управление ДОУ. 2005. №8.
6. Стародубова Н.Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе //Система воспитания и дополнительного образования детей. НИЦ БПГУ, 2001.
7. Федосова Н.А. Преемственность: Программа. 1999.
8. Предшкола, или зачем нужно дошкольное образование?// Обруч. 2004. №5.
9. Предшкольник или дошкольник? // Обруч. 2005. №5.
Размещено в
разделе:
Дошкольное образование
Методист
Планирование работы, программы
Подготовительная группа
21 июня 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Портфолио воспитателя: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО
- Вебинар "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста (ФГОС ДО)"
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей