Программа элективного курса для обучающихся 10 класса "Основы лингвистического исследования"
В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.
В соответствии с Концепцией профильного обучения элективный курс «Основы лингвистического исследования» позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность.
Данный элективный курс предназначен для обучающихся 10 класса старших классов филологического профиля, а также для обучающихся классов универсального направления, желающих овладеть техникой выполнения научно-исследовательской работы, основами стиля изложения, подачи научного материала.
Программа элективного курса «Основы лингвистического исследования» рассчитана на 17 учебных часов.
Цель курса — познакомить школьников с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.
Задачи:
- сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы.
- повысить уровень языкового (речевого) развития обучающихся;
- воспитать у старшеклассников чувства значимости научных исследований, понимание роли и значимости отечественной науки и научной школы;
- подготовить обучающихся к самостоятельному лингвистическому исследованию.
В освоении курса основные формы организации работы учащихся должны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать умения обучающихся, необходимые в их дальнейшей профессиональной подготовке.
Данный элективный курс предполагает использование активных методов обучения, лекционно-семинарских форм проведения занятий, тренингов, практических занятий, организацию конференций, экскурсий на кафедру Волгоградского государственного университета. Основные виды творческих работ учащихся – создание рефератов, проведение собственных исследований, выполнение и защита проектных работ проблемного характера.
В рамках программы элективного курса предусмотрены экскурсии в Волгоградский государственный университет, работа с научной лингвистической литературы на кафедре русского языка ВолГУ, участие в заседаниях студенческого клуба «Русичи», участие в конкурсах и конференциях учебно-исследовательских работ районного, городского, всероссийского уровней.
Форма итогового контроля: защита учебно-исследовательской работы, выступление на научно-практической конференции.
В результате изучения элективного курса обучающиеся должны знать:
- методику сбора и оформления найденного материала;
- основные виды рефератов;
- особенности речевой организации реферата, доклада;
- приёмы построения речи научного стиля.
- логично излагать материал;
- создавать различные по виду рефераты;
- формулировать проблему исследования,
- выдвигать гипотезу;
- умения оформлять доклад, реферат;
- осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста;
- писать учебно-исследовательскую работу;
- составлять тезисы своего исследования;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
«Основы лингвистического исследования»
№ п/п | Тема | Количе- ство часов | Виды деятельности |
ВВЕДЕНИЕ (4) | |||
| Наука и научное мировоззрение. Отличие науки от других явлений духовной жизни человека. | 1 | лекция |
| Гуманитарные и естественные науки. Сближение наук. | 1 | лекция |
| Семинар: «Выдающиеся русские ученые-лингвисты и их достижения». | 1 | семинар |
| Деятельность ученых-лингвистов на современном этапе | 1 | Экскурсия на кафедру русского языка ВолГУ |
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (13) | |||
| Структура научно-исследовательской работы | 1 | лекция |
| Введение | 1 | консультации |
| Практикум. Обзор литературы по проблеме исследования | 1 | практическая работа |
| Гипотеза | 1 | тренинг на выдвижение и обоснование гипотез, моделирование ситуации |
| Практикум. Работа с лингвистическими словарями | 1 | практическая работа |
| Практикум. Работа с поисковыми системами в сети Интернет | | практическая работа в компьютерном классе |
| Практикум. Обработка материала исследования. | 1 | практическая работа, консультация |
| Заключение. Обобщение результатов, перспектива исследования, выводы. | 1 | защита проектов |
| Оформление библиографии | 1 | практическая работа |
| Оформление приложения | 1 | практическая работа |
| Практикум. Подготовка к защите работы. Составление тезисов выступления. | 1 | практическая работа, консультация |
| Защита работы | 1 | выступление с мультимедийной презентацией |
| Научно-практическая конференция | 1 | конференция |
Содержание курса
ВВЕДЕНИЕ (4 часа)
1.Наука и научное мировоззрение. Отличие науки от других явлений духовной жизни человека. Отличие научного знания от обыденного, лженаучного, паранаучного. Взгляд В.И. Вернадского. Место науки в духовной жизни общества. Принципы научного мышления. Объяснительное и описательное в науке. Могут ли существовать две теории, объясняющие одни и те же факты. Факты и их интерпретация. Критерий истины. Доказательства. Научные теории.
2. Гуманитарные и естественные науки. Сближение наук. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.
3. Семинар: «Выдающиеся русские ученые в различных областях наук и их достижения».
4. Деятельность ученых-лингвистов на современном этапе. Экскурсия на кафедру русского языка Волгоградского государственного университета.
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(13 часов)
5. Структура учебно-исследовательской работы. Научное исследование. Виды научно-исследовательских работ. Выбор темы и обоснование ее актуальности.
Объект и предмет исследования. Понятие о целях и задачах научного исследования. Гипотеза в научном исследовании. Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ. Методы лингвистического исследования. Описательный метод. Сравнительно-исторический метод. Экспериментальные методы.
6. Введение. Введение в проблему, основные задачи работы, аргументация актуальности и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследований. Проблемы работы с источниками. Ретроспективный анализ литературных источников, изученных исследователем. Составление индивидуального рабочего плана.
7. Обзор литературы по проблеме исследования. Оформление цитат. Работа с литературными источниками. Принципы и приемы работы с каталогами. Методика изучения литературных источников с применением рациональных приемов работы над текстом. Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила оформления ссылок.
8. Гипотеза. Тренинг на выдвижение и обоснование гипотез.
9. Практикум. Работа с лингвистическими словарями. Составление картотеки. Обработка материла исследования.
10. Практикум. Работа с поисковыми системами в Интернете. Создание списка полезных ресурсов. Работа с электронными лингвистическими словарями. Возможности Internet для поиска информации. Ключевые слова как средство поиска информации в Internet. Поиск информации по теме исследования. Электронные библиотеки, их возможности в проведении исследования.
11. Практикум. Обработка материала исследования. Работа над основной частью исследования: материал и методика, описание места и условий исследования, основные результаты исследования, обобщение и вывод. Методы сбора языкового материала. Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации. Стиль изложения материала. Знакомство с разными стилями изложения научных работ. Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.
Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.
12. Заключение. Обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования. Результаты в научном исследовании и их обработка. Способы обработки информации и представления. Выводы.
13. Оформление библиографии. Принципы составления библиографии. Правила оформления библиографических ссылок.
14. Оформление приложения. Правила оформления приложений. Таблицы. Схемы и диаграммы. Способы представления информации. Способы представления материала: таблицы и схемы, презентация Power point, стендовый доклад.
15. Практикум. Подготовка к защите работы. Составление тезисов выступления. Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Доклад, компоненты содержания доклада. Подготовка доклада о научном исследовании. Требования к тезисам и докладу.
Практическое занятие: составление тезисов своего исследования в соответствии с предъявляемыми требованиями. Критерии оценки исследовательской работы.
16. Защита работы. Защита учебно-исследовательской работы с мультимедийной поддержкой.
17. Научно-практическая конференция. Выступление на научно-практической конференции. Анализ выступления учащихся. Рефлексия.
ЛИТЕРАТУРА
- Абрамова С.В. Материалы курса «Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку». – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
- Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев. 2-е, испр. доп. изд. / Под ред. А.С. Обухова. – Ижевск, 2007.
- Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. — №1. – С 105-107.
- Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. — №1. – С.102-105.
- Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. — №5. — С. 51-60.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.
- Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. — №5. — С. 61-66.
- htth://school1.ekibastuz.kz/…/systema_deyat.doc.
- Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. — №4. – С. 34-45.
- Юдина Ю.Г. Основы исследовательской деятельности. Программа по курсу. — festival.1september.ru/articles/502200/.
- Янченко В.Д. Занимательное путешествие. По страницам истории русской лингвистической науки / В.Д.Янченко // М., 2002.
СЛОВАРИ
1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. -
2-е изд. — М.: Русский язык, 1999.
2. Словарь русского языка: в 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз. / Под ред. А. П. Евгеньевой. — 3-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1985-1988.
3. Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. — М.:
Л.: Наука, 1948-1965.
4. Словарь церковнославянского и русского языка, составленный
вторым отделением Императорской Академии Наук. Репр. изд.: в 2 кн. — : СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.
5. Толковый словарь русского языка: в 3 т. / Под ред. проф.
Д. Н. Ушакова. — 2-е изд. — М.: 1935-1940.
6. Лексико-семантические группы русских глаголов: учеб, слов.-справ. / Под общ. ред. Т. В. Матвеевой. — Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. 7. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / РАН. Ин-т рус. яз.; Под I общей ред. Н. Ю. Шведовой. Т. 3, 4. — М.: РАН Ин-т рус. яз., 2003, 2007.
8. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь / СПбГУ; Межкаф. словарный каб. им. Б.А. Ларина; А. К. Бирих, В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова; под ред. В. М. Мокиенко. 3-е изд., испр. и доп. — М. : Астрель: АСТ: Люкс, 2005.
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 134 «Дарование»
Красноармейского района г. Волгограда
Основы лингвистического исследования
Элективный курс для обучающихся 10 класса
Автор-составитель: Яковенко Лариса Александровна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Волгоград 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.
В соответствии с Концепцией профильного обучения элективный курс «Основы лингвистического исследования» позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность.
Данный элективный курс предназначен для обучающихся 10 класса старших классов филологического профиля, а также для обучающихся классов универсального направления, желающих овладеть техникой выполнения научно-исследовательской работы, основами стиля изложения, подачи научного материала.
Программа элективного курса «Основы лингвистического исследования» рассчитана на 17 учебных часов.
Цель курса — познакомить школьников с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.
Задачи:
-
сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы.
-
повысить уровень языкового (речевого) развития обучающихся;
-
воспитать у старшеклассников чувства значимости научных исследований, понимание роли и значимости отечественной науки и научной школы;
-
подготовить обучающихся к самостоятельному лингвистическому исследованию.
Цель и задачи элективного курса направлены на индивидуализацию обучения и социализацию старшеклассников.
В освоении курса основные формы организации работы учащихся должны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать умения обучающихся, необходимые в их дальнейшей профессиональной подготовке.
Данный элективный курс предполагает использование активных методов обучения, лекционно-семинарских форм проведения занятий, тренингов, практических занятий, организацию конференций, экскурсий на кафедру Волгоградского государственного университета. Основные виды творческих работ учащихся – создание рефератов, проведение собственных исследований, выполнение и защита проектных работ проблемного характера.
В рамках программы элективного курса предусмотрены экскурсии в Волгоградский государственный университет, работа с научной лингвистической литературы на кафедре русского языка ВолГУ, участие в заседаниях студенческого клуба «Русичи», участие в конкурсах и конференциях учебно-исследовательских работ районного, городского, всероссийского уровней.
Форма итогового контроля: защита учебно-исследовательской работы, выступление на научно-практической конференции.
В результате изучения элективного курса обучающиеся должны знать:
-
методику сбора и оформления найденного материала;
-
основные виды рефератов;
-
особенности речевой организации реферата, доклада;
-
приёмы построения речи научного стиля.
Обучающиеся должны уметь:
-
логично излагать материал;
-
создавать различные по виду рефераты;
-
формулировать проблему исследования,
-
выдвигать гипотезу;
-
умения оформлять доклад, реферат;
-
осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста;
-
писать учебно-исследовательскую работу;
-
составлять тезисы своего исследования;
-
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
-
участвовать в работе конференций, чтений.
Тематическое планирование элективного курса
«Основы лингвистического исследования»
№ п/п |
Тема |
Количе- ство часов |
Виды деятельности |
ВВЕДЕНИЕ (4) |
|||
|
Наука и научное мировоззрение. Отличие науки от других явлений духовной жизни человека. |
1 |
лекция |
|
Гуманитарные и естественные науки. Сближение наук. |
1 |
лекция |
|
Семинар: «Выдающиеся русские ученые-лингвисты и их достижения». |
1 |
семинар |
|
Деятельность ученых-лингвистов на современном этапе |
1 |
Экскурсия на кафедру русского языка ВолГУ |
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (13) |
|||
|
Структура научно-исследовательской работы |
1 |
лекция |
|
Введение |
1 |
консультации |
|
Практикум. Обзор литературы по проблеме исследования |
1 |
практическая работа |
|
Гипотеза |
1 |
тренинг на выдвижение и обоснование гипотез, моделирование ситуации |
|
Практикум. Работа с лингвистическими словарями |
1 |
практическая работа |
|
Практикум. Работа с поисковыми системами в сети Интернет |
|
практическая работа в компьютерном классе |
|
Практикум. Обработка материала исследования. |
1 |
практическая работа, консультация |
|
Заключение. Обобщение результатов, перспектива исследования, выводы. |
1 |
защита проектов |
|
Оформление библиографии |
1 |
практическая работа |
|
Оформление приложения |
1 |
практическая работа |
|
Практикум. Подготовка к защите работы. Составление тезисов выступления. |
1 |
практическая работа, консультация |
|
Защита работы |
1 |
выступление с мультимедийной презентацией |
|
Научно-практическая конференция |
1 |
конференция |
Содержание курса
ВВЕДЕНИЕ (4 часа)
1.Наука и научное мировоззрение. Отличие науки от других явлений духовной жизни человека. Отличие научного знания от обыденного, лженаучного, паранаучного. Взгляд В.И. Вернадского. Место науки в духовной жизни общества. Принципы научного мышления. Объяснительное и описательное в науке. Могут ли существовать две теории, объясняющие одни и те же факты. Факты и их интерпретация. Критерий истины. Доказательства. Научные теории.
2. Гуманитарные и естественные науки. Сближение наук. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.
3. Семинар: «Выдающиеся русские ученые в различных областях наук и их достижения».
4. Деятельность ученых-лингвистов на современном этапе. Экскурсия на кафедру русского языка Волгоградского государственного университета.
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(13 часов)
5. Структура учебно-исследовательской работы. Научное исследование. Виды научно-исследовательских работ. Выбор темы и обоснование ее актуальности.
Объект и предмет исследования. Понятие о целях и задачах научного исследования. Гипотеза в научном исследовании. Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ. Методы лингвистического исследования. Описательный метод. Сравнительно-исторический метод. Экспериментальные методы.
6. Введение. Введение в проблему, основные задачи работы, аргументация актуальности и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследований. Проблемы работы с источниками. Ретроспективный анализ литературных источников, изученных исследователем. Составление индивидуального рабочего плана.
7. Обзор литературы по проблеме исследования. Оформление цитат. Работа с литературными источниками. Принципы и приемы работы с каталогами. Методика изучения литературных источников с применением рациональных приемов работы над текстом. Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила оформления ссылок.
8. Гипотеза. Тренинг на выдвижение и обоснование гипотез.
9. Практикум. Работа с лингвистическими словарями. Составление картотеки. Обработка материла исследования.
10. Практикум. Работа с поисковыми системами в Интернете. Создание списка полезных ресурсов. Работа с электронными лингвистическими словарями. Возможности Internet для поиска информации. Ключевые слова как средство поиска информации в Internet. Поиск информации по теме исследования. Электронные библиотеки, их возможности в проведении исследования.
11. Практикум. Обработка материала исследования. Работа над основной частью исследования: материал и методика, описание места и условий исследования, основные результаты исследования, обобщение и вывод. Методы сбора языкового материала. Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации. Стиль изложения материала. Знакомство с разными стилями изложения научных работ. Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.
Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.
12. Заключение. Обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования. Результаты в научном исследовании и их обработка. Способы обработки информации и представления. Выводы.
13. Оформление библиографии. Принципы составления библиографии. Правила оформления библиографических ссылок.
14. Оформление приложения. Правила оформления приложений. Таблицы. Схемы и диаграммы. Способы представления информации. Способы представления материала: таблицы и схемы, презентация Power point, стендовый доклад.
15. Практикум. Подготовка к защите работы. Составление тезисов выступления. Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Доклад, компоненты содержания доклада. Подготовка доклада о научном исследовании. Требования к тезисам и докладу.
Практическое занятие: составление тезисов своего исследования в соответствии с предъявляемыми требованиями. Критерии оценки исследовательской работы.
16. Защита работы. Защита учебно-исследовательской работы с мультимедийной поддержкой.
17. Научно-практическая конференция. Выступление на научно-практической конференции. Анализ выступления учащихся. Рефлексия.
ЛИТЕРАТУРА
-
Абрамова С.В. Материалы курса «Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку». – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
-
Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев. 2-е, испр. доп. изд. / Под ред. А.С. Обухова. – Ижевск, 2007.
-
Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
-
Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
-
Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
-
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.
-
Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.
-
htth://school1.ekibastuz.kz/…/systema_deyat.doc.
-
Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.
-
Юдина Ю.Г. Основы исследовательской деятельности. Программа по курсу. - http://festival.1september.ru/articles/502200/.
-
Янченко В.Д. Занимательное путешествие. По страницам истории русской лингвистической науки / В.Д.Янченко // М., 2002.
СЛОВАРИ
1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. -
2-е изд. - М.: Русский язык, 1999.
2. Словарь русского языка : в 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз. / Под ред. А. П. Евгеньевой. — 3-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1985-1988.
3. Словарь современного русского литературного языка : в 17 т. - М.:
Л.: Наука, 1948-1965.
4. Словарь церковнославянского и русского языка, составленный
вторым отделением Императорской Академии Наук. Репр. изд.: в 2 кн. — : СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.
5. Толковый словарь русского языка: в 3 т. / Под ред. проф.
Д. Н. Ушакова. - 2-е изд. - М.: 1935-1940.
6. Лексико-семантические группы русских глаголов: учеб, слов.-справ. / Под общ. ред. Т. В. Матвеевой. — Свердловск : Изд-во Урал, ун-та, 1988. 7. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / РАН. Ин-т рус. яз.; Под I общей ред. Н. Ю. Шведовой. Т. 3, 4. - М. : РАН Ин-т рус. яз., 2003, 2007.
8. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь / СПбГУ; Межкаф. словарный каб. им. Б.А. Ларина; А. К. Бирих, В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова; под ред. В. М. Мокиенко. 3-е изд., испр. и доп. - М. : Астрель : АСТ : Люкс, 2005.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»