Программа элективного курса для обучающихся 10 класса "Письменный научный текст"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Процессы модернизации современного образования обозначили проблему формирования у обучающихся не столько абстрактно-теоретических, сколько социально-практических знаний, умений и навыков, в том числе в процессе обучения русскому языку. Традиционная предметность должна сочетаться с реальной действительностью, социумом, в котором предстоит жить и трудиться школьникам.
Формирование у обучающихся речевой компетенции, культуры общения особенно актуальны сегодня, когда необходимо динамично и грамотно ориентироваться в потоке самой разнообразной информации.
Современная школа должна давать не только информацию, но и способы работы с ней.
Выпускник, помимо знаний, должен обладать определенными качествами личности, например:
— гибко адаптироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять на практике;
— самостоятельно критически мыслить, быть способным генерировать новые идеи;
— грамотно работать с информацией; уметь интегрировать знания из различных областей;
— самостоятельно трудиться над повышением над развитием своего интеллекта, повышением культурного уровня.
Названные тенденции требуют современного подхода к изучению предметов гуманитарного цикла в целях совершенствования коммуникативных способностей, повышения культуры устной и письменной речи обучающихся.
Необходимость углубленного изучения научного текста вызвана активными процессами в современной науке и образовании. Вопросы стилистики и теории текста входят в школьную программу, но в учебниках представлены достаточно кратко, требуют систематизации и детального рассмотрения.
В соответствии с Концепцией профильного обучения элективный курс «Письменный научный текст» позволяет сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области, познакомить старшеклассников со способами переработки научного текста, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность, подготовить к учебно-исследовательской деятельности, что составляет актуальность программы данного элективного курса.
Программа элективного курса для обучающихся 10 класса курса филологического профиля «Письменный научный текст» рассчитана на 17 учебных часов.
Цель курса — расширение и углубление знаний, совершенствование коммуникативных умений и навыков, необходимых для общей и профессиональной культуры.
Задачи:
- углубить теоретические знания учащихся о тексте как единице речи;
- совершенствовать у школьников умения и навыки анализа научного текста;
- познакомить обучающихся с основными приемами компрессии научного текста;
- подготовить обучающихся к реферированию и аннотированию текстов научного стиля;
- повысить уровень языкового (речевого) развития учащихся;
- воспитать коммуникативную компетенцию;
- подготовить учащихся к самостоятельному исследованию в области языкознания.
Программа элективного курса предполагает реализацию практико-ориентированного подхода к организации обучения. В освоении курса основные формы организации работы учащихся должны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать умения обучающихся, необходимые в их дальнейшей профессиональной подготовке.
Данный элективный курс предполагает использование активных методов обучения, лекционно-семинарских форм проведения занятий, организацию конференций, вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность. Основные виды творческих работ учащихся – создание рефератов-презентаций, написанных на основе нескольких учебных и научных источников, а также выполнение и защита проектных и реферативных работ проблемного характера, содержащих сопоставление точек зрения авторов источников, рассуждение, выражение собственного мнения по проблеме.
Форма итогового контроля: написание и защита реферата.
Планируемый результат обучения
Обучающиеся, успешно окончившие курс, смогут реферировать и аннотировать научный текст:
- сокращать текст, выделять главную и второстепенную информацию;
- правильно использовать и оформлять цитаты;
- конспектировать текст;
- писать реферат по одному или нескольким источникам;
- оформлять реферат в соответствии с требованиями;
- составлять тезисы доклада;
- составлять библиографическое описание.
Тематическое планирование элективного курса
«Письменный научный текст»
№ п/п | Тема | Коли- чество часов | Виды деятельности | | | |||
Введение (2) | | | | | ||||
| Стилистика. Функциональные стили речи | 1 | лекция | | | |||
| Текст. Признаки текста | 1 | лингвистиче- ский эксперимент | | | |||
Научный стиль речи (15) | | | | | ||||
| Научный стиль речи. Общая характеристика | 1 | лекция | | | |||
| Словообразовательные и морфологические ресурсы научного стиля. | 1 | практикум | | | |||
| Лексические особенности научного стиля. Общенаучная лексика. Терминология | 1 | практикум | | | |||
| Синтаксис научной речи | 1 | практикум | | | |||
| Письменный научный текст: структурные элементы и языковое оформление. | 1 | стилистический эксперимент | | | |||
| Справочно-библиографический аппарат научного произведения | 1 | практикум | | | |||
| Аннотация | 1 | лекция | | | |||
| Рецензия | 1 | лекция | | | |||
| Реферат. Оформление цитат. | 1 | лекция | | | |||
| Практикум. Стилистический анализ письменного научного текста | 1 | практикум | | | |||
| Практикум. Написание аннотации, рецензии. | 1 | лингвистиче- ский эксперимент | | | |||
| Проектная деятельность | 2 | практикум, консультация | | | |||
| | | ||||||
| Подготовка к защите работы | 1 | консультация | | | |||
| Защита работы | 1 | защита проекта | | |
Содержание курса
«Письменный научный текст»
1. Стилистика. Функциональные стили речи. Функционально-стилевая типология текста. Понятие функционального стиля. Стилеобразующие факторы и функциональные стили.
Сфера применения (каждый литературный стиль отражает определенную сторону общественной жизни, имеет свой круг тем). Условия общения (официальные, неофициальные, непринужденные). Задачи речи. Форма речи (преобладает устная или письменная речь, диалог или монолог). Нормы функционального стиля: лексические, синтаксические и др. Жанры (общая функция стиля реализуется в жанрах, которые приспособлены для выполнения внутренней задачи, установки стиля).
2. Текст. Признаки текста. Речь и текст. Структура текста. Микротема. Данное и новое. Интонация. Логические ошибки и способы их устранения. Текст как смысловое и структурное единство. Способы связи предложений в тексте. Слово – основа для понимания текста.
3. Научный стиль речи. Общая характеристика. Основные черты научного стиля: точность, абстрактность, логичность и объективность изложения.
4. Словообразовательные и морфологические ресурсы научного стиля. Стилистические средства частей речи. Синонимия форм рода, числа и падежа существительных; полных и кратких форм, степеней сравнения прилагательных; количественных и собирательных числительных; глагольных форм. Лексические и фразеологические средства научного стиля. Стилистические возможности многозначности, синонимии, антонимии и омонимии.
5. Лексические особенности научного стиля. Общенаучная лексика. Терминология. Лексические и фразеологические средства научного стиля. Стилистические возможности многозначности, синонимии, антонимии и омонимии.ие качества служебных слов и междометий.
6. Синтаксис научной речи. Особая роль синтаксических средств в выражении экспрессивных качеств речи. Своеобразие синтаксической синонимии. Стилистические синонимы и параллельные синтаксические конструкции.
7. Письменный научный текст: структурные элементы и языковое оформление. Композиция научного письменного текста. Основные виды исследовательских работ: аннотация, доклад, конспект, реферат, рецензия, научно-исследовательская работа, тезисы, отзыв. Компоненты содержания каждого вида работ, требования к содержанию.
8. Справочно-библиографический аппарат научного произведения.
Композиция научного письменного текста. Элементы библиографического описания. Условные разделительные знаки. Библиографическая ссылка (внутритекстовая, подстрочная).
9. Аннотация. Композиция, структурные элементы и языковое оформление.
10. Рецензия. Композиция, структурные элементы и языковое оформление.
11. Реферат. Оформление цитат. Композиция, структурные элементы и языковое оформление. Этапы работы над рефератом, требования к оформлению, критерии оценки. Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила оформления ссылок.
12. Практикум. Стилистический анализ письменного научного текста.
13. Практикум. Написание реферата по нескольким источникам.
14-15. Проектная деятельность. Подготовка проекта по вопросам проблемам научного стиля речи.
16. Подготовка к защите работы. Подготовка к публичной защите проекта.
17. Защита работы. Защита проектной работы. Анализ выступления учащихся. Рефлексия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М… 1981.
- Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975.
- Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М., 1986
- Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М., 1986
- Гальперин. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
- Грановская Л.М. Русский литературный язык в конце ХIХ и ХХ вв. М., 2005.
- Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2006.
- Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. – 10-е изд. – М., 2004.
- Лосева Л.М. Как строится текст. – М.,1980
- Москальская О.И. Грамматика текста. – М., 1981.
- Солганик Г.Я. От слова к тексту. М., 1993.
- Солганик Г.Я. Публицистический стиль // Стилистический словарь русского языка. М., 2003. С. 312-315.
- Солганик Г.Я. Стилистика. М., 1995.
- Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 2005.
- Стилистический словарь русского языка. М., 2003.
- Усачева И.В. Курс эффективного чтения учебного и научного текста. М., 1993.
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 134 «Дарование»
Красноармейского района г. Волгограда
Письменный научный текст
Элективный курс для обучающихся 10 класса
Автор-составитель: Яковенко Лариса Александровна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Волгоград 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Процессы модернизации современного образования обозначили проблему формирования у обучающихся не столько абстрактно-теоретических, сколько социально-практических знаний, умений и навыков, в том числе в процессе обучения русскому языку. Традиционная предметность должна сочетаться с реальной действительностью, социумом, в котором предстоит жить и трудиться школьникам.
Формирование у обучающихся речевой компетенции, культуры общения особенно актуальны сегодня, когда необходимо динамично и грамотно ориентироваться в потоке самой разнообразной информации.
Современная школа должна давать не только информацию, но и способы работы с ней.
Выпускник, помимо знаний, должен обладать определенными качествами личности, например:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять на практике;
- самостоятельно критически мыслить, быть способным генерировать новые идеи;
- грамотно работать с информацией; уметь интегрировать знания из различных областей;
- самостоятельно трудиться над повышением над развитием своего интеллекта, повышением культурного уровня.
Названные тенденции требуют современного подхода к изучению предметов гуманитарного цикла в целях совершенствования коммуникативных способностей, повышения культуры устной и письменной речи обучающихся.
Необходимость углубленного изучения научного текста вызвана активными процессами в современной науке и образовании. Вопросы стилистики и теории текста входят в школьную программу, но в учебниках представлены достаточно кратко, требуют систематизации и детального рассмотрения.
В соответствии с Концепцией профильного обучения элективный курс «Письменный научный текст» позволяет сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области, познакомить старшеклассников со способами переработки научного текста, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность, подготовить к учебно-исследовательской деятельности, что составляет актуальность программы данного элективного курса.
Программа элективного курса для обучающихся 10 класса курса филологического профиля «Письменный научный текст» рассчитана на 17 учебных часов.
Цель курса — расширение и углубление знаний, совершенствование коммуникативных умений и навыков, необходимых для общей и профессиональной культуры.
Задачи:
-
углубить теоретические знания учащихся о тексте как единице речи;
-
совершенствовать у школьников умения и навыки анализа научного текста;
-
познакомить обучающихся с основными приемами компрессии научного текста;
-
подготовить обучающихся к реферированию и аннотированию текстов научного стиля;
-
повысить уровень языкового (речевого) развития учащихся;
-
воспитать коммуникативную компетенцию;
-
подготовить учащихся к самостоятельному исследованию в области языкознания.
Цель и задачи элективного курса направлены на индивидуализацию обучения и социализацию школьников.
Программа элективного курса предполагает реализацию практико-ориентированного подхода к организации обучения. В освоении курса основные формы организации работы учащихся должны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать умения обучающихся, необходимые в их дальнейшей профессиональной подготовке.
Данный элективный курс предполагает использование активных методов обучения, лекционно-семинарских форм проведения занятий, организацию конференций, вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность. Основные виды творческих работ учащихся – создание рефератов-презентаций, написанных на основе нескольких учебных и научных источников, а также выполнение и защита проектных и реферативных работ проблемного характера, содержащих сопоставление точек зрения авторов источников, рассуждение, выражение собственного мнения по проблеме.
Форма итогового контроля: написание и защита реферата.
Планируемый результат обучения
Обучающиеся, успешно окончившие курс, смогут реферировать и аннотировать научный текст:
-
сокращать текст, выделять главную и второстепенную информацию;
-
правильно использовать и оформлять цитаты;
-
конспектировать текст;
-
писать реферат по одному или нескольким источникам;
-
оформлять реферат в соответствии с требованиями;
-
составлять тезисы доклада;
-
составлять библиографическое описание.
В рамках прохождения элективного курса предусмотрена проектная деятельность разных видов (исследовательская, творческая, информационная).
Тематическое планирование элективного курса
«Письменный научный текст»
№ п/п |
Тема |
Коли- чество часов |
Виды деятельности |
|
|
|||
Введение (2) |
|
|
|
|
||||
|
Стилистика. Функциональные стили речи |
1 |
лекция |
|
|
|||
|
Текст. Признаки текста |
1 |
лингвистиче- ский эксперимент |
|
|
|||
Научный стиль речи (15) |
|
|
|
|
||||
|
Научный стиль речи. Общая характеристика |
1 |
лекция |
|
|
|||
|
Словообразовательные и морфологические ресурсы научного стиля. |
1 |
практикум |
|
|
|||
|
Лексические особенности научного стиля. Общенаучная лексика. Терминология |
1 |
практикум |
|
|
|||
|
Синтаксис научной речи |
1 |
практикум |
|
|
|||
|
Письменный научный текст: структурные элементы и языковое оформление. |
1 |
стилистический эксперимент |
|
|
|||
|
Справочно-библиографический аппарат научного произведения |
1 |
практикум |
|
|
|||
|
Аннотация |
1 |
лекция |
|
|
|||
|
Рецензия |
1 |
лекция |
|
|
|||
|
Реферат. Оформление цитат. |
1 |
лекция |
|
|
|||
|
Практикум. Стилистический анализ письменного научного текста |
1 |
практикум |
|
|
|||
|
Практикум. Написание аннотации, рецензии. |
1 |
лингвистиче- ский эксперимент |
|
|
|||
|
Проектная деятельность |
2 |
практикум, консультация |
|
|
|||
|
|
|
||||||
|
Подготовка к защите работы |
1 |
консультация |
|
|
|||
|
Защита работы |
1 |
защита проекта |
|
|
Содержание курса
«Письменный научный текст»
1. Стилистика. Функциональные стили речи. Функционально-стилевая типология текста. Понятие функционального стиля. Стилеобразующие факторы и функциональные стили.
Сфера применения (каждый литературный стиль отражает определенную сторону общественной жизни, имеет свой круг тем). Условия общения (официальные, неофициальные, непринужденные). Задачи речи. Форма речи (преобладает устная или письменная речь, диалог или монолог). Нормы функционального стиля: лексические, синтаксические и др. Жанры (общая функция стиля реализуется в жанрах, которые приспособлены для выполнения внутренней задачи, установки стиля).
2. Текст. Признаки текста. Речь и текст. Структура текста. Микротема. Данное и новое. Интонация. Логические ошибки и способы их устранения. Текст как смысловое и структурное единство. Способы связи предложений в тексте. Слово – основа для понимания текста.
3. Научный стиль речи. Общая характеристика. Основные черты научного стиля: точность, абстрактность, логичность и объективность изложения.
4. Словообразовательные и морфологические ресурсы научного стиля. Стилистические средства частей речи. Синонимия форм рода, числа и падежа существительных; полных и кратких форм, степеней сравнения прилагательных; количественных и собирательных числительных; глагольных форм. Лексические и фразеологические средства научного стиля. Стилистические возможности многозначности, синонимии, антонимии и омонимии.
5. Лексические особенности научного стиля. Общенаучная лексика. Терминология. Лексические и фразеологические средства научного стиля. Стилистические возможности многозначности, синонимии, антонимии и омонимии.ие качества служебных слов и междометий.
6. Синтаксис научной речи. Особая роль синтаксических средств в выражении экспрессивных качеств речи. Своеобразие синтаксической синонимии. Стилистические синонимы и параллельные синтаксические конструкции.
7. Письменный научный текст: структурные элементы и языковое оформление. Композиция научного письменного текста. Основные виды исследовательских работ: аннотация, доклад, конспект, реферат, рецензия, научно-исследовательская работа, тезисы, отзыв. Компоненты содержания каждого вида работ, требования к содержанию.
8. Справочно-библиографический аппарат научного произведения.
Композиция научного письменного текста. Элементы библиографического описания. Условные разделительные знаки. Библиографическая ссылка (внутритекстовая, подстрочная).
9. Аннотация. Композиция, структурные элементы и языковое оформление.
10. Рецензия. Композиция, структурные элементы и языковое оформление.
11. Реферат. Оформление цитат. Композиция, структурные элементы и языковое оформление. Этапы работы над рефератом, требования к оформлению, критерии оценки. Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила оформления ссылок.
12. Практикум. Стилистический анализ письменного научного текста.
13. Практикум. Написание реферата по нескольким источникам.
14-15. Проектная деятельность. Подготовка проекта по вопросам проблемам научного стиля речи.
16. Подготовка к защите работы. Подготовка к публичной защите проекта.
17. Защита работы. Защита проектной работы. Анализ выступления учащихся. Рефлексия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М.. 1981.
-
Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975.
-
Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М., 1986
-
Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М., 1986
-
Гальперин. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
-
Грановская Л.М. Русский литературный язык в конце ХIХ и ХХ вв. М., 2005.
-
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2006.
-
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. – 10-е изд. – М., 2004.
-
Лосева Л.М. Как строится текст. – М.,1980
-
Москальская О.И. Грамматика текста. – М., 1981.
-
Солганик Г.Я. От слова к тексту. М., 1993.
-
Солганик Г.Я. Публицистический стиль // Стилистический словарь русского языка. М., 2003. С. 312-315.
-
Солганик Г.Я. Стилистика. М., 1995.
-
Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 2005.
-
Стилистический словарь русского языка. М., 2003.
-
Усачева И.В. Курс эффективного чтения учебного и научного текста. М., 1993.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»