Отряды Плацентарных: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные.
Цель: Формировать представление детей о разнообразии млекопитающих.
Задачи:
1. Изучить особенности строения и жизнедеятельности животных разных экологических групп, определить их роль в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.
2. Способствовать развитию умений классифицировать, различать по групповым признакам животных.
3. Расширять кругозор, совершенствовать коммуникативные навыки школьников (умение взаимодействовать в группах), развивать у учащихся познавательный интерес и воспитывать любовь к животным.
Оборудование:
- Таблицы;
- Предметные карточки с изображением животных;
- Фотографии, картинки, рисунки животных;
- Компьютер;
- Индивидуальные карточки;
- Тесты.
1. Оргмомент
Класс делится на 5 групп.
Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке всех приключенья ждут.
В мир удивительной природы животные придут.
Узнаем все про них секреты.
Старательным, пытливым будь.
Открыть все тайны сможем сразу.
Млекопитающие нас зовут!
2. Актуализация знаний
Но, прежде чем приступить к изучению и рассмотрению новых групп млекопитающих, давайте вспомним, какими отличительными признаками обладают эти животные?
- Рассмотрите на таблице млекопитающее. На какие отделы можно мысленно разделить его тело?
- Какие органы имеются на голове у млекопитающего?
- Как передвигаются млекопитающие?
- Равномерно ли располагается волосяной покров на теле млекопитающих?
- Какие железы есть в коже млекопитающих?
- Как называется мускулистая перегородка у млекопитающих, которая разделяет грудную и брюшную полости?
- Поясните, чем отличается строение коры больших полушарий хищников и приматов от коры грызунов?
- Какие усложнения произошли в строении и деятельности систем внутренних органов млекопитающих по сравнению с рептилиями?
- На какие подклассы подразделяются млекопитающие?
Учитель: Подкласс Настоящие или живородящие звери включает в себя несколько отрядов. Сегодня на уроке мы рассмотрим важнейшие отряды Высших или Плацентарных животных — это насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные.
Учитель приглашает к доске по одному ученику от группы и предлагает сыграть в игру “Цветик-семицветик ”(на доске из цветной бумаги наклеен цветок, учащиеся срывают лепестки, на которых с другой стороны написаны названия отрядов Млекопитающих животных). Каждая группа характеризует выдранный ими отряд по плану.
а) представители;
б) среда и место обитания;
в) характерные признаки, приспособленность к среде;
г) значение в природе и жизни человека;
д) интересные факты из жизни представителей данного отряда
(На выполнение это задания ученикам отводится 10 минут).
По истечению времени каждая группа характеризует выбранный ими отряд.
(основные положения по характеристике каждого отряда учащиеся записывают в тетрадь).
Рассмотрев характеристику и представителей каждого из отрядов учитель предлагает учащимся поиграть:
Игра № 1 «Кто это такой?»
А) Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, он и не знает.
Ответ: Крот
— К какому отряду относится это животное?
Ответ: Насекомоядные
— Какие приспособления имеются у крота к жизни в почве?
Ответ: Тело плотное, цилиндрической формы, голова лишена ушных раковин, шея почти незаметна. Сильные передние конечности – короткие, но с широкой кистью, вооруженной мощными когтями. В связи с жизнью в темной норе глаза крота недоразвиты, величиной с булавочную головку.
— Знает ли кто-нибудь интересный факт из жизни крота?
Ответ: Крот может за одну ночь прорыть туннель длиной в 70 метров.
Б) Это что за зверь лесной,
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы – уши больше головы?
Ответ: Заяц
— К какому отряду он относится?
Ответ: Отряд Зайцеобразные
— Какими отличительными признаками обладает это животное?
Ответ: Зайцы – грызущие млекопитающие, имеющие в верхней челюсти две пары резцов. Более крупные резцы передние.
— Почему зайцы не строят нор, а кролики строят?
Ответ: Самки-крольчихи в норе устраивают теплое гнездо, так как в отличие от зайчат крольчата рождаются слепыми, голыми и беспомощными.
— Какое значение имеют уши в жизни зайца?
Ответ: Не имея потовых желез, зайцы, при быстром передвижении, осуществляют регуляцию температуры и теплоотдачу через большую поверхность ушных раковин.
В) Острые когти, превосходный слух.
Домашний хищник подкрался вдруг.
Ответ: Кошка.
— К какому отряду и семейству относятся кошки?
Ответ: отряд Хищные, семейство Кошачьи.
— Почему, если спрятать кусочек мяса, собака быстро найдет его, а кошка нет?
Ответ: Обоняние у кошек, в отличие от волка, слабое.
— Какую роль играют усы у кошки?
Ответ: Вибриссы располагаются на мордочке кошки, около глаз, носа, на верхней губе и выполняют осязательную функцию.
— Какой интересный факт из жизни кошки и собаки вам известен?
Ответ: 1. Собаки, обнюхивая след, по запаху понимают, в какую сторону побежало животное.
2. Кошки издают более 100 звуков, когда собаки только около 10.
Г) Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины.
И добротные плотины
Ответ: бобры
— К какому отряду относятся бобры?
Ответ: Отряд Грызуны
— Назовите других представителей этого отряда.
Ответ: Полевки, суслики, белки, ондатры, нутрии, шиншиллы
— Чем питаются эти животные?
Ответ: Грызуны питаются растительной пищей, отгрызая части растений резцами и перетирая их коренными зубами.
Д) Рукокрылые животные.
Ответ: Летучие мыши
— Почему этих животных также называют рукокрылыми?
Ответ: Они способны к длительному активному полету с помощью передних конечностей, превращенных в крылья. Между длинными тонкими костями передних конечностей, боками тела, задними ногами и хвостом у них натянута тонкая кожистая перепонка. Первый палец на передних конечностях остается свободным – им рукокрылые цепляются за стволы деревьев или стенки пещер, когда садятся.
— Как рукокрылые ориентируются в темноте?
Ответ: Эти зверьки способны к эхолакации. Если летучей мыши закрыть не глаза, а ушные раковины и рот, они не делают даже попыток подняться в воздух. Они обладают замечательной способностью ориентироваться в воздухе с помощью звуков очень высокого тона, неслышимых человеческим ухом, — ультрозвуков. Ультрозвуки, прерывисто издаваемые животными, хорошо отражаются от предметов, находящихся на пути, и в виде эха улавливаются чутким ухом зверька.
— Но летучие мыши не реагируют на свет, однако залетают в освещенные помещения, например, на открытые веранды, где находятся люди и горит свет. Объясните причину такого поведения этих животных?
Ответ: Свет лампы привлекает ночных бабочек и других насекомых, которыми питаются летучие мыши.
Игра № 2 «Знаете ли вы?»
- Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубок? (Ответ: потому что таким образом уменьшается поверхность тела и его контакт с холодным воздухом, резко сокращается отдача тепла в окружающую среду).
- Почему добычу пушных зверей производят зимой? (Ответ: волосяной покров зверей подвержен периодической линьке. Звери могут линять дважды в год – весной и осенью (белка, крот, лисица) или только раз — весной (суслик). После осенней линьки подшерсток зверей становиться гуще, поэтому добычу зверей осуществляют зимой.
На доске написаны отряды животных класса Млекопитающих, учащиеся должны с помощью магнитов из предложенных рисунков выбрать и разместить на доске представителей этих отрядов. (Насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные).
Игра № 4 «Попробуй-ка, отыщи меня!»
Учитель раздает каждой группе учащихся отпечатанные на А4 картинку с изображением огромного количества животных, спрятанных в зарослях, стоящих на полянах и т.д. Учащимся необходимо найти представителей отрядов, которые были изучены на этом уроке.
Каждая группа по очереди находит и называет животных. Если ученики из группы не могут найти животного, то эта группа выбывают из игры, и так пока не останется одна группа, она и будет победителем.
Вопросы всему классу:
- На основании каких признаков отряд Насекомоядные относят к наиболее примитивным плацентарным млекопитающим?
- Каковы особенности внешнего и внутреннего строения представителей отряда рукокрылые?
- Используя картинки и фотографии (на партах), докажите сходство в строении и жизнедеятельности представителей отрядов Грызуны и Зайцеобразные?
- Рассмотрите картинки и фотографии хищных зверей и назовите черты строения и поведения представителей этого отряда? Какую роль они играют в биоценозах?
Выводы и обобщение:
Животные класса Млекопитающие расселились повсеместно и приспособились ко всем средам жизни, так как они имеют очень высокую организацию по сравнению с другими представителями животного мира. И как бы они не отличались друг от друга у них можно выделить следующие общие признаки:
- волосяной покров;
- температура тела постоянная, сердце четырёхкамерное;
- живорождение, выкармливание детёнышей молоком;
- хорошо развитый головной мозг, сложное поведение.
§ 55, вопросы ст. 268
Подведение итогов. Выставление оценок.
Тема урока: Отряды Плацентарных: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищники.
Цель: Формировать представление детей о разнообразии млекопитающих.
Задачи:
1. Изучить особенности строения и жизнедеятельности животных разных экологических групп, определить их роль в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.
2. Способствовать развитию умений классифицировать, различать по групповым признакам животных.
3. Расширять кругозор, совершенствовать коммуникативные навыки школьников (умение взаимодействовать в группах), развивать у учащихся познавательный интерес и воспитывать любовь к животным.
Оборудование:
-
Таблицы;
-
Предметные карточки с изображением животных;
-
Фотографии, картинки, рисунки животных;
-
Компьютер;
-
Индивидуальные карточки;
-
Тесты.
Ход урока
1. Оргмомент
Класс делится на 5 групп.
Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке всех приключенья ждут.
В мир удивительной природы животные придут.
Узнаем все про них секреты.
Старательным, пытливым будь.
Открыть все тайны сможем сразу.
Млекопитающие нас зовут!
2. Актуализация знаний
Но, прежде чем приступить к изучению и рассмотрению новых групп млекопитающих, давайте вспомним, какими отличительными признаками обладают эти животные?
-
Рассмотрите на таблице млекопитающее. На какие отделы можно мысленно разделить его тело?
-
Какие органы имеются на голове у млекопитающего?
-
Как передвигаются млекопитающие?
-
Равномерно ли располагается волосяной покров на теле млекопитающих?
-
Какие железы есть в коже млекопитающих?
-
Как называется мускулистая перегородка у млекопитающих, которая разделяет грудную и брюшную полости?
-
Поясните, чем отличается строение коры больших полушарий хищников и приматов от коры грызунов?
-
Какие усложнения произошли в строении и деятельности систем внутренних органов млекопитающих по сравнению с рептилиями?
-
На какие подклассы подразделяются млекопитающие?
Ответ уч-ся: Подкласс Первозвери, Подкласс Настоящие или Живородящие звери.
Учитель: Подкласс Настоящие или живородящие звери включает в себя несколько отрядов. Сегодня на уроке мы рассмотрим важнейшие отряды Высших или Плацентарных животных - это насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные.
Учитель приглашает к доске по одному ученику от группы и предлагает сыграть в игру “Цветик-семицветик ”(на доске из цветной бумаги наклеен цветок, учащиеся срывают лепестки, на которых с другой стороны написаны названия отрядов Млекопитающих животных). Каждая группа характеризует выдранный ими отряд по плану.
а) представители;
б) среда и место обитания;
в) характерные признаки, приспособленность к среде;
г) значение в природе и жизни человека;
д) интересные факты из жизни представителей данного отряда
(На выполнение это задания ученикам отводится 10 минут).
По истечению времени каждая группа характеризует выбранный ими отряд.
(основные положения по характеристике каждого отряда учащиеся записывают в тетрадь).
Рассмотрев характеристику и представителей каждого из отрядов учитель предлагает учащимся поиграть:
Игра № 1 «Кто это такой?»
А) Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, он и не знает.
Ответ: Крот
- К какому отряду относится это животное?
Ответ: Насекомоядные
- Какие приспособления имеются у крота к жизни в почве?
Ответ: Тело плотное, цилиндрической формы, голова лишена ушных раковин, шея почти незаметна. Сильные передние конечности – короткие, но с широкой кистью, вооруженной мощными когтями. В связи с жизнью в темной норе глаза крота недоразвиты, величиной с булавочную головку.
- Знает ли кто-нибудь интересный факт из жизни крота?
Ответ: Крот может за одну ночь прорыть туннель длиной в 70 метров.
Б) Это что за зверь лесной,
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы – уши больше головы?
Ответ: Заяц
- К какому отряду он относится?
Ответ: Отряд Зайцеобразные
- Какими отличительными признаками обладает это животное?
Ответ: Зайцы – грызущие млекопитающие, имеющие в верхней челюсти две пары резцов. Более крупные резцы передние.
- Почему зайцы не строят нор, а кролики строят?
Ответ: Самки-крольчихи в норе устраивают теплое гнездо, так как в отличие от зайчат крольчата рождаются слепыми, голыми и беспомощными.
- Какое значение имеют уши в жизни зайца?
Ответ: Не имея потовых желез, зайцы, при быстром передвижении, осуществляют регуляцию температуры и теплоотдачу через большую поверхность ушных раковин.
В) Острые когти, превосходный слух.
Домашний хищник подкрался вдруг.
Ответ: Кошка.
- К какому отряду и семейству относятся кошки?
Ответ: отряд Хищные, семейство Кошачьи.
- Почему, если спрятать кусочек мяса, собака быстро найдет его, а кошка нет?
Ответ: Обоняние у кошек, в отличие от волка, слабое.
- Какую роль играют усы у кошки?
Ответ: Вибриссы располагаются на мордочке кошки, около глаз, носа, на верхней губе и выполняют осязательную функцию.
- Какой интересный факт из жизни кошки и собаки вам известен?
Ответ: 1. Собаки, обнюхивая след, по запаху понимают, в какую сторону побежало животное.
2. Кошки издают более 100 звуков, когда собаки только около 10.
Г) Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины.
И добротные плотины
Ответ: бобры
- К какому отряду относятся бобры?
Ответ: Отряд Грызуны
- Назовите других представителей этого отряда.
Ответ: Полевки, суслики, белки, ондатры, нутрии, шиншиллы
- Чем питаются эти животные?
Ответ: Грызуны питаются растительной пищей, отгрызая части растений резцами и перетирая их коренными зубами.
Д) Рукокрылые животные.
Ответ: Летучие мыши
- Почему этих животных также называют рукокрылыми?
Ответ: Они способны к длительному активному полету с помощью передних конечностей, превращенных в крылья. Между длинными тонкими костями передних конечностей, боками тела, задними ногами и хвостом у них натянута тонкая кожистая перепонка. Первый палец на передних конечностях остается свободным – им рукокрылые цепляются за стволы деревьев или стенки пещер, когда садятся.
- Как рукокрылые ориентируются в темноте?
Ответ: Эти зверьки способны к эхолакации. Если летучей мыши закрыть не глаза, а ушные раковины и рот, они не делают даже попыток подняться в воздух. Они обладают замечательной способностью ориентироваться в воздухе с помощью звуков очень высокого тона, неслышимых человеческим ухом, - ультрозвуков. Ультрозвуки, прерывисто издаваемые животными, хорошо отражаются от предметов, находящихся на пути, и в виде эха улавливаются чутким ухом зверька.
- Но летучие мыши не реагируют на свет, однако залетают в освещенные помещения, например, на открытые веранды, где находятся люди и горит свет. Объясните причину такого поведения этих животных?
Ответ: Свет лампы привлекает ночных бабочек и других насекомых, которыми питаются летучие мыши.
Игра № 2 «Знаете ли вы?»
-
Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубок? (Ответ: потому что таким образом уменьшается поверхность тела и его контакт с холодным воздухом, резко сокращается отдача тепла в окружающую среду).
-
Почему добычу пушных зверей производят зимой? (Ответ: волосяной покров зверей подвержен периодической линьке. Звери могут линять дважды в год – весной и осенью (белка, крот, лисица) или только раз - весной (суслик). После осенней линьки подшерсток зверей становиться гуще, поэтому добычу зверей осуществляют зимой.
Игра № 3 «Найди животное»
На доске написаны отряды животных класса Млекопитающих, учащиеся должны с помощью магнитов из предложенных рисунков выбрать и разместить на доске представителей этих отрядов. (Насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные).
Игра № 4 «Попробуй-ка, отыщи меня!»
Учитель раздает каждой группе учащихся отпечатанные на А4 картинку с изображением огромного количества животных, спрятанных в зарослях, стоящих на полянах и т.д. Учащимся необходимо найти представителей отрядов, которые были изучены на этом уроке.
Каждая группа по очереди находит и называет животных. Если ученики из группы не могут найти животного, то эта группа выбывают из игры, и так пока не останется одна группа, она и будет победителем.
Вопросы всему классу:
-
На основании каких признаков отряд Насекомоядные относят к наиболее примитивным плацентарным млекопитающим?
-
Каковы особенности внешнего и внутреннего строения представителей отряда рукокрылые?
-
Используя картинки и фотографии (на партах), докажите сходство в строении и жизнедеятельности представителей отрядов Грызуны и Зайцеобразные?
-
Рассмотрите картинки и фотографии хищных зверей и назовите черты строения и поведения представителей этого отряда? Какую роль они играют в биоценозах?
Выводы и обобщение:
Животные класса Млекопитающие расселились повсеместно и приспособились ко всем средам жизни, так как они имеют очень высокую организацию по сравнению с другими представителями животного мира. И как бы они не отличались друг от друга у них можно выделить следующие общие признаки:
-
волосяной покров;
-
температура тела постоянная, сердце четырёхкамерное;
-
живорождение, выкармливание детёнышей молоком;
-
хорошо развитый головной мозг, сложное поведение.
Домашнее задание
§ 55, вопросы ст. 268
Подведение итогов. Выставление оценок.
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»