Урок в форме деловой игры "Человек, природа и будущее цивилизации"
"ЧЕДОВЕК, ПРИРОДА И БУДУЩЕЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ"
1.Вступительное слово учителя .
Сегодня мы проводим с вами обобщающий урок по теме "Человек, природа и будущее цивилизации". Он пройдет у нас в форме деловой игры.
Цель нашего у рока:
1) на основе публицистики, художественных произведений обобщить большую, очень актуальную для нынешних дней тему, связанную с циклом наших уроков,
2)подготовиться к сочинению на тему "Человек и природа".
Среди основ человеческого бытия, среди несомненных ценностей, на которые опирается человек, природе принадлежит одно из первых мест.
Природа родного края остается в нашем сердце навеки. Любовь к ней-
самое богатое, благородное чувство. Оно несет в себе связь с землей и солнцем, с плугом
и звездным небом, родным колодцем и домом отчим.
Природа – это вечная жизнь, она постоянно меняется. Помните, у Тютчева:
Не то, что мните вы, природа.
Не слепок, не бездумный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Природа создала человека, сделала его хозяином. А человек? Помнит ли он
это? Нет, не всегда.
И сегодня острее, чем когда- либо, проблема экологического состояния
природы уже превратилась в глобальную. Оглянитесь вокруг. Страшно смотреть на картину, окружающую нас: огромные свалки, загрязненные водоемы. И все это сделали мы, люди. Вспомните слова Астафьева: "Самый опасный браконьер — в душе каждого из нас".
Вот почему писатели, публицисты в своих произведениях, статьях все
чаще стали отражать проблему отношений человека и природы, проблему экологии.Мы собрались сегодня здесь за "круглым "столом, чтобы поговорить об экологии. Этот разговор будут вести как специалисты:
Биолог,
гл. санитарный врач,
руководитель промышленного предприятия,
эколог,
медик,
так и литературные герои, которые выступят в качестве свидетелей экологических бедствий. От их лица будете говорить вы.
Помогать нам будет наш добрый друг и помощник В.В. Замчалова, библиотекарь ЦГБ.
Коль мы будем говорить об экологических проблемах, хочу предоставить
слово нашему экологу. Пожалуйста, объясните значение слова "экология".
( Слово "экология" придумал более 100 лет назад выдающийся немецкий ученый Эрнст Геккель. Размышляя о структуре биологической науки,
он сказал, что должна быть наука о доме. "Экос" — дом, наша среда обитания, то, что связано о человеком напрямую. Так что прежде всего экология — взаимосвязь.
Еще десять лет назад, поднимая экологические проблемы, говорили о гибели лесов, рек, озер и упускали из поля зрения человека.)
Библиотекарь: Сегодня основной проблемой является проблема жизни человека. Все больше начинаем осознавать, что главной жертвой технологического террора являемся мы с вами. И мой первый вопрос к биологу:
— Считаете ли Вы, что человечество обречено на гибель, если учесть сегодняшние темпы освоения природы?
/звучит ответ/
Библиотекарь :
Да, прогрессирующее загрязнение и отравление пресных вод, почв, продолжающийся выруб лесов, бессмысленное разрушение по мелочам. Нехватка чистого воздуха для дыхания людей в городах-гигантах. Вероятность нарушения генетической информации и вспышек мутаций-уродств у растений, животных и даже у человека. Действительно, ужасная картина.
Учитель: Так кто мы на этой земле: хозяева или пришельцы?
На этот вопрос пытаются ответить и наши писатели: Валентин Распутин, Борис Васильев, Виктор Астафьев, Гавриил Троепольский, В. Песков и другие, кто первым встал на защиту нашей планеты, нашей земли, природы.
Об огромном вреде природе и человеку, нанесенном "стройками века", говорит В. Распутин в своих повестях "Прощание с Матерой" и "Пожар".Тяжело и больно читать эти произведения.
Что же случилось с жителями Сосновки и Матеры? Чувствуют ли они боль родной земли? Что общего у героев В. Распутина и Б. Васильева?
Так ли необходимо было Егору Полушкину жертвовать собственной жизнью
из-за каких-то лебедей?
/отвечают участники/
Преклонение перед земной красотой, готовность отдать все силы души, для того чтобы оградить эту красоту от равнодушных и жестоких рук – такова главная жизненная устремленность Егора Полушкина. Расскажите о нем.
Б. Васильев в романе "Не стреляйте в белых лебедей" призывает беречь природу, хранить красоту.
Егор Полушкин – главный радетель и защитник природы — выражает авторскую позицию: "Страдает человек, сильно страдает. А почему? Потому сиротиночки мы; с землей — матушкой в разладе, с лесом- батюшкой в ссоре, с речкой — сестричкой в разлуке горькой. И стоять не на чем, и прислониться не к чему”.Библиотекарь: Но все ли думают и поступают так, как Егор? Конечно, нет. Иначе о чем бы мы сегодня говорили.
И следующий свой вопрос я хочу задать главному санитарному врачу:
-Чем и как мы засоряем окружающий нас ландшафт? Куда же девать мусор, отходы? Что посоветуете нам?
/ответ/
Библиотекарь: Действительно, в наш век бурного развития и техники, невиданного роста промышленности, появления больших городов, необходимо особенно внимательное, бережное отношение к природе, понимание законов ее развития, грубое вторжение в которые может привести к огромнымматериальным и моральным потерям.
Учитель: Тревогу бьют и поэты, наши современники. Послушайте стихотворение Леонида Мартынова.
Земные блага!
Где б мы ни летали,
Каких ни достигали бы высот,
Каких бы элексиров ни глотали,
А по душе нам натуральный мед.
И на поверку нам всего дороже,
Какую бы синтетику ни славь,
Овечья шерсть, мех зверя, бычья кожа,
Обыкновенная земная явь.
И, как бы ни межзвездны наши судьбы,
Важней всего нам благ земных достичь,
Чтоб все богатства древние вернуть бы
Лес вырубленный, выбитую дичь
И, наконец, привольный русский воздух,
Не тонущий ни в газе, ни в пыли,
Чтоб не был он ни в язвах, ни в коростах,
Ни в синяках великий лик земли
Чтоб нам лица смущенного не пряча,
Припасть устами к чистому ключу...
Такая величайшая задача...
Стихи Леонида Мартынова — это призыв к тому, чтобы в каждом человеке жили не только любовь и уважение к природе, но и чувство ответственности за будущее.
Библиотекарь: А как известно, свое будущее мы делаем сегодня. И мой следующий вопрос к руководителю промышленного предприятия:
-Как сделать производство экологически чистым? Как решается проблема очистки отходов на предприятиях?
/ответ/
Учитель: Послушаем стихотворение поэта Михаила Дудина.
Все, словно должное, приемля Без передышки, в полчаса,
Мы губим океан и земли,
И жжем, как лампу, небеса,
Чем мы еще потешим души?
Каких наделаем чудес?
Куда мы двинемся без суши?
Без океанов, без небес?
Библиотекарь: С этим вопросом обращается к нам поэт Михаил Дудин. А с
обгоревших небес на нас падает звезда “Полынь”. Это выражение мы связываем с Чернобыльской трагедией. Как же его понимать?
Священное писание представляет человеческие пороки под видом полыни, как крайне горькие по их последствиям • Слово "полынь" часто соединяется со словом "яд".
Наверное, поэтому Чернобыль и полынь стали синонимами.
Так что же такое атомная станция: зло или необходимость? На этот вопрос
я прошу ответить эколога.
/ответ/
Учитель: Землю нашу надо спасать: угроза ядерной или экологической катастрофы ставит сегодня человечество у той роковой черты, за которой нет бытия.
Из книг Алексиевич “Чернобыльская молитва" и Юрия Щербака "Чернобыль” до нас доходят голоса тех, кто принял на себя смертоносные стрелы радиации, кто спас миллионы жизней ценой своей собственной. Поговорим об этих произведениях.
Расскажите о трагедии, произошедшей на Чернобыльской АЭС, и ее последствиях.
/рассказы учеников/
Учитель: И который год весной зацветают в Чернобыле сады, летают
пчелы, собирая смерть. Но ни из одного дома не выбегут дети. И только аисты, не ведая о том, почему иссякла жизнь, почему люди допустили смерть, вновь прилетают на старое место.
И останется символом Чернобыля на долгие годы не пара аистов на крыше, а детская рука, держащая в руке дозиметр,
Учитель:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя,
Писатели поднимают свой голос и против пренебрежительного равнодушия к животным, преступной халатности в отношении с ними. Тому примеры мы найдем у Чингиза Айтматова в "Плахе", и у Виктора Астафьева в его произведении "Царь-рыба".
Давайте предоставим слово тем, кто хочет высказаться.
/ответ/
Библиотекарь: Как нет предела человеческому падению, так нет предела
и его совершенству. Но, стремясь к совершенству, мы порой забываем о главном принципе -"Не навреди"! И как следствие развития науки и техники мы получили "кислотный дождь", озонную дыру", "фотохимический смог"и другие явления. Так как же они влияют на здоровье человека? На этот вопрос я прошу ответить нашего медика.
/ответ/
Учитель: Предупрежден, значит вооружен. Так давайте учиться внимательному и доброму отношению ко всему живому на земле. И в этом нам поможет наша литература. Верность добрым, дружеским связям с природой, радость общения с животным миром, обогащающие душу человека – основной мотив произведений Гавриила Троепольского и Константина Паустовского.
/рассказы о произведениях, прочитанных самостоятельно/
III. Заключение
Учитель: Природа терпелива, а мы выжимаем из нее соки и днем, и ночьюПрирода сегодня – храм, в котором ведут себя осторожно, заботливо,
преклоняясь перед вечной красотой, радуясь каждому восходу солнца,
росистой заре, шелесту трав, всему живому.
Пусть еще раз прозвучит поэтическое слово:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:Она — твой давний добрый лекарь,
Она — союзница души,
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую.
Нас много, а она – одна.
Факел жизни не удержать одному человеку, одному народу, одному государству, если все мы, кто живет на земле, кто нарек себя "гомосапиенс” — человеком мыслящим,- не будем его охранять. Биосфера — это мы. Это — любовь. Это- жизнь.
И пусть душа каждого человека останется чистой и преданной ей, природе, нашей Родине, красавице России.
Пусть она
Останется чиста
До конца,
До смертного креста.
Н. Рубцов.
ДЕЛОВАЯ ИГРА в 11классе
"ЧЕДОВЕК, ПРИРОДА И БУДУЩЕЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ"
1.Вступительное слово учителя .
Сегодня мы проводим с вами обобщающий урок по теме "Человек, природа и будущее цивилизации". Он пройдет у нас в форме деловой игры.
Цель нашего у рока:
1) на основе публицистики, художественных произведений обобщить большую, очень актуальную для нынешних дней тему, связанную с циклом наших уроков,
2)подготовиться к сочинению на тему "Человек и природа".
Среди основ человеческого бытия, среди несомненных ценностей, на которые опирается человек, природе принадлежит одно из первых мест.
Природа родного края остается в нашем сердце навеки. Любовь к ней-
самое богатое, благородное чувство. Оно несет в себе связь с землей и солнцем, с плугом
и звездным небом, родным колодцем и домом отчим.
Природа – это вечная жизнь, она постоянно меняется. Помните , у Тютчева:
Не то, что мните вы, природа.
Не слепок, не бездумный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Природа создала человека, сделала его хозяином. А человек? Помнит ли он
это? Нет, не всегда.
И сегодня острее, чем когда- либо, проблема экологического состояния
природы уже превратилась в глобальную. Оглянитесь вокруг. Страшно смотреть на картину, окружающую нас: огромные свалки, загрязненные водоемы. И все это сделали мы, люди. Вспомните слова Астафьева: "Самый опасный браконьер - в душе каждого из нас".
Вот почему писатели, публицисты в своих произведениях, статьях все
чаще стали отражать проблему отношений человека и природы, проблему экологии.
Мы собрались сегодня здесь за "круглым "столом, чтобы поговорить об экологии. Этот разговор будут вести как специалисты:
Биолог,
гл. санитарный врач,
руководитель промышленного предприятия,
эколог,
медик,
так и литературные герои, которые выступят в качестве свидетелей экологических бедствий. От их лица будете говорить вы.
Помогать нам будет наш добрый друг и помощник В.В. Замчалова, библиотекарь ЦГБ.
Коль мы будем говорить об экологических проблемах, хочу предоставить
слово нашему экологу. Пожалуйста, объясните значение слова "экология".
( Слово "экология" придумал более 100 лет назад выдающийся немецкий ученый Эрнст Геккель. Размышляя о структуре биологической науки,
он сказал, что должна быть наука о доме. "Экос" - дом, наша среда обитания, то, что связано о человеком напрямую. Так что прежде всего экология - взаимосвязь.
Еще десять лет назад, поднимая экологические проблемы, говорили о гибели лесов, рек, озер и упускали из поля зрения человека.)
Библиотекарь: Сегодня основной проблемой является проблема жизни человека. Все больше начинаем осознавать, что главной жертвой технологического террора являемся мы с вами. И мой первый вопрос к биологу:
- Считаете ли Вы, что человечество обречено на гибель, если учесть сегодняшние темпы освоения природы?
/звучит ответ/
Библиотекарь :
Да, прогрессирующее загрязнение и отравление пресных вод, почв, продолжающийся выруб лесов, бессмысленное разрушение по мелочам. Нехватка чистого воздуха для дыхания людей в городах-гигантах. Вероятность нарушения генетической информации и вспышек мутаций-уродств у растений, животных и даже у человека. Действительно, ужасная картина.
Учитель: Так кто мы на этой земле: хозяева или пришельцы?
На этот вопрос пытаются ответить и наши писатели: Валентин Распутин, Борис Васильев, Виктор Астафьев, Гавриил Троепольский, В. Песков и другие, кто первым встал на защиту нашей планеты, нашей земли, природы.
Об огромном вреде природе и человеку, нанесенном "стройками века", говорит В. Распутин в своих повестях "Прощание с Матерой" и "Пожар".Тяжело и больно читать эти произведения.
Что же случилось с жителями Сосновки и Матеры? Чувствуют ли они боль родной земли? Что общего у героев В. Распутина и Б. Васильева?
Так ли необходимо было Егору Полушкину жертвовать собственной жизнью
из-за каких-то лебедей?
/отвечают участники/
Преклонение перед земной красотой, готовность отдать все силы души, для того чтобы оградить эту красоту от равнодушных и жестоких рук – такова главная жизненная устремленность Егора Полушкина. Расскажите о нем.
Б. Васильев в романе "Не стреляйте в белых лебедей" призывает беречь природу, хранить красоту.
Егор Полушкин – главный радетель и защитник природы - выражает авторскую позицию: "Страдает человек, сильно страдает. А почему ? Потому сиротиночки мы; с землей - матушкой в разладе, с лесом- батюшкой в ссоре, с речкой - сестричкой в разлуке горькой. И стоять не на чем, и прислониться не к чему”.
Библиотекарь: Но все ли думают и поступают так, как Егор? Конечно, нет. Иначе о чем бы мы сегодня говорили.
И следующий свой вопрос я хочу задать главному санитарному врачу:
-Чем и как мы засоряем окружающий нас ландшафт? Куда же девать мусор, отходы? Что посоветуете нам?
/ответ/
Библиотекарь: Действительно, в наш век бурного развития и техники, невиданного роста промышленности, появления больших городов, необходимо особенно внимательное, бережное отношение к природе, понимание законов ее развития, грубое вторжение в которые может привести к огромнымматериальным и моральным потерям.
Учитель: Тревогу бьют и поэты, наши современники. Послушайте стихотворение Леонида Мартынова.
Земные блага!
Где б мы ни летали,
Каких ни достигали бы высот,
Каких бы элексиров ни глотали,
А по душе нам натуральный мед.
И на поверку нам всего дороже,
Какую бы синтетику ни славь,
Овечья шерсть, мех зверя, бычья кожа,
Обыкновенная земная явь.
И, как бы ни межзвездны наши судьбы,
Важней всего нам благ земных достичь,
Чтоб все богатства древние вернуть бы
Лес вырубленный, выбитую дичь
И, наконец, привольный русский воздух,
Не тонущий ни в газе, ни в пыли,
Чтоб не был он ни в язвах, ни в коростах,
Ни в синяках великий лик земли
Чтоб нам лица смущенного не пряча,
Припасть устами к чистому ключу...
Такая величайшая задача...
Стихи Леонида Мартынова - это призыв к тому, чтобы в каждом человеке жили не только любовь и уважение к природе, но и чувство ответственности за будущее.
Библиотекарь: А как известно, свое будущее мы делаем сегодня. И мой следующий вопрос к руководителю промышленного предприятия:
-Как сделать производство экологически чистым? Как решается проблема очистки отходов на предприятиях?
/ответ/
Учитель: Послушаем стихотворение поэта Михаила Дудина.
Все, словно должное, приемля
Без передышки, в полчаса,
Мы губим океан и земли,
И жжем, как лампу, небеса,
Чем мы еще потешим души?
Каких наделаем чудес?
Куда мы двинемся без суши?
Без океанов, без небес?
Библиотекарь: С этим вопросом обращается к нам поэт Михаил Дудин. А с
обгоревших небес на нас падает звезда “Полынь”. Это выражение мы связываем с Чернобыльской трагедией. Как же его понимать?
Священное писание представляет человеческие пороки под видом полыни, как крайне горькие по их последствиям • Слово "полынь" часто соединяется со словом "яд".
Наверное, поэтому Чернобыль и полынь стали синонимами.
Так что же такое атомная станция: зло или необходимость? На этот вопрос
я прошу ответить эколога.
/ответ/
Учитель: Землю нашу надо спасать: угроза ядерной или экологической катастрофы ставит сегодня человечество у той роковой черты, за которой нет бытия.
Из книг Алексиевич “Чернобыльская молитва" и Юрия Щербака "Чернобыль” до нас доходят голоса тех, кто принял на себя смертоносные стрелы радиации, кто спас миллионы жизней ценой своей собственной. Поговорим об этих произведениях.
Расскажите о трагедии, произошедшей на Чернобыльской АЭС, и ее последствиях.
/рассказы учеников/
Учитель: И который год весной зацветают в Чернобыле сады, летают
пчелы, собирая смерть. Но ни из одного дома не выбегут дети. И только аисты, не ведая о том, почему иссякла жизнь, почему люди допустили смерть, вновь прилетают на старое место.
И останется символом Чернобыля на долгие годы не пара аистов на крыше, а детская рука, держащая в руке дозиметр,
Учитель:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя,
Писатели поднимают свой голос и против пренебрежительного равнодушия к животным, преступной халатности в отношении с ними. Тому примеры мы найдем у Чингиза Айтматова в "Плахе", и у Виктора Астафьева в его произведении "Царь-рыба".
Давайте предоставим слово тем, кто хочет высказаться.
/ответ/
Библиотекарь: Как нет предела человеческому падению, так нет предела
и его совершенству. Но, стремясь к совершенству, мы порой забываем о главном принципе -"Не навреди"! И как следствие развития науки и техники мы получили "кислотный дождь", озонную дыру", "фотохимический смог"и другие явления. Так как же они влияют на здоровье человека? На этот вопрос я прошу ответить нашего медика.
/ответ/
Учитель: Предупрежден, значит вооружен. Так давайте учиться внимательному и доброму отношению ко всему живому на земле. И в этом нам поможет наша литература. Верность добрым, дружеским связям с природой, радость общения с животным миром, обогащающие душу человека – основной мотив произведений Гавриила Троепольского и Константина Паустовского.
/рассказы о произведениях, прочитанных самостоятельно/
III. Заключение
Учитель: Природа терпелива, а мы выжимаем из нее соки и днем, и ночью
Природа сегодня – храм, в котором ведут себя осторожно, заботливо,
преклоняясь перед вечной красотой, радуясь каждому восходу солнца,
росистой заре, шелесту трав, всему живому.
Пусть еще раз прозвучит поэтическое слово:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она - твой давний добрый лекарь,
Она - союзница души,
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую.
Нас много, а она – одна.
Факел жизни не удержать одному человеку, одному народу, одному государству, если все мы, кто живет на земле, кто нарек себя "гомосапиенс” - человеком мыслящим,- не будем его охранять. Биосфера - это мы. Это - любовь. Это- жизнь.
И пусть душа каждого человека останется чистой и преданной ей, природе, нашей Родине, красавице России.
Пусть она
Останется чиста
До конца,
До смертного креста.
Н. Рубцов.
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»