Урок русского языка во 2 классе по теме "Обобщение знаний о частях речи" (программа "Перспектива")
(2 класс, «Перспектива»)
Автор: Сайдахметова А.М.
Курс: Русский язык (2класс)
Раздел: Части речи
Тема: Обобщение знаний о частях речи
Учебно-методическое обеспечение: Л.Ф.Климанова «Русский язык» учебник и «Рабочая тетрадь» 2 класс, Просвещение, 2008 г
Образовательное учреждение: МОУ «Кунашакская СОШ»
Время реализации занятия (40 минут)
Авторский медиапродукт – презентация 30 слайдов (среда Power Point, Word)
Цель урока: Планируемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные: способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке и взаимооценке, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение анализировать и выстраивать доказательство своих взглядов, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (убеждать, доказывать), оценивать правильность выполнениея действий, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные: повторить, обобщить, систематизировать знания о частях речи; закрепить умение определять части речи в связном тексте. Развивать умение подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные
Формировать представления об основных грамматических признаках существительных, прилагательных, глаголов.
План урока
Этап урока | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | УУД метапредметные результаты |
Оргмомент | Звонкий прозвенел звонок, начинается урок Встаньте прямо, не шумите Всё ль на парте посмотрите | Проверяют готовность к уроку | | |
Мотива-ционный Физминутка музыкальная | Словарная работа Деревня, лисица, учитель, Россия, сахар, сапоги, язык, арбуз. -Подчеркните орфограммы. -Обменяйтесь тетрадками, проверьте работу соседа. Работа в парах Что общего у всех записанных слов? Какое слово имеет омоним? Назовите «лишнее слово» Что общего и чем отличаются арбуз и слово «арбуз»? Составьте с этим словом вопросительное(1ряд) побудительное (2ряд) повествовательное (3ряд) | дети угадывают слова по ребусам, по лексическому значению и по картинкам. Записывают их в тетрадь, подчёркивают орфограммы. Дети отвечают на вопросы, определяют «лишние слова» по разным признакам. Дети составляют предложения и записывают их в тетрадь | Учитель предъявляет детям словарные слова на экране (используется презентация) Организует взаимопроверку. Учитель выслушивает предложения. Просит назвать наиболее удачные | самопроверка, взаимопроверка, взаимооценка самопроверка, взаимопроверка, взаимооценка |
Постановка и решение учебной задачи рефлексия групповой работы | Ребята, к нам пришли гости. Узнаете ли вы их? К доске выходят дети в масках и читают стихи Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны, Я украшаю вашу речь, Меня вам нужно знать, беречь. (Имя прилагательное) Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду – всё в действие придет. Летит ракета, Люди строят здания, Цветут сады И хлеб в полях растет (Глагол) Давно живу и в мире этом Даю названия всем предметам Без меня никак нельзя. Как зовут меня, друзья? (имя существительное) Работа в группах Итак, у нас сформировались три группы. Каждая группа будет работать над своей проблемой. 1группа-из большого списка слов выбрать имена существительные и распределить их в две колонки: существительные собственные и нарицательные. Нашим гостям нужно рассказать всё, что вы о них знаете и привести примеры. Для этого нужно составить план ответа. 2 группа рассказывает глаголу всё, что о нём знает. Из большого списка выбирает глаголы и распределяет их в три колонки по временам. Третья группа работает с именами прилагательными. Распределяет их в три колонки: прилагательные, обозначающие цвет, характер, размер. Организация парной работы Пока группы обсуждают ход своего ответа, остальные ребята поработают в парах. 1ряд выписывает из орфографического словаря существительные и распределяет их в две группы: одушевлённые имена существительные и неодушевлённые. Второй ряд выписывает из литературного текста глаголы и подчёркивает орфограммы. Окончание работы в группах. Выслушивание версий Какую задачу вы решали? Каким образом решалась задача? (составили план ) А сейчас оцените, ребята, степень вашего участия в группе -в большей степени (лидер) -на равных ( партнёр) -в малой степени (исполнитель) оценка методом пяти пальцев. Окончание работы в группах | Имя сущ занимает 1 стол и приглашает в свою группу 2х ребят Имя прил -2 стол и т.д Дети работаю в группах, обсуждают, составляют план ответа, приводят примеры. Среди ста слов находят только имена существительные и наклеивают их на плакат, распределяя на группы. Группа выбирает лидера, который будет защищать групповую работу у доски. на помощь выходят ребята из групп и распределяют предложенные учителем слова в группы по частям речи, убирая зеленый листик со слов (объясняют орфограмму) Дети работают в парах, оказывают друг другу взаимопомощь Выслушиваются ответы из каждой группы выходит к доске лидер, составляет схему ответа, приводит примеры и показывает ленту собранных частей речи Дети оценивают свою роль работы в группах | Просит детей угадать героев(части речи) Организует групповую работу Наблюдает за работой в группах и парах Наблюдает за работой в группах и парах, прогнозирует дальнейших ход работы и рефлексии Наблюдает за ответом, поощряет словами. При ошибке просит помощи ребят | взаимопомощь Познавательные универ. действия (общеучебные универ. действия) — анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных) самоопределение, рефлексия Коммуникатив-ные действия — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей; — владение монологической речью Познавательные универ. действия (общеучебные универ. действия) — анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных) |
Физминутка. | | Проводят дети | | |
Решение частных задач | 1.Однажды на солнечной лужайке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Лес. (выходят дети с табличками) Стали они высказывать обиды на школьников. Дали им ребята в друзья постоянные прилагательные. Теперь от них никак не отделаешься. -Я во всех сочинениях голубое, — вздыхало Небо -А ко мне привязалось слово «широкая», чуть не плакала Дорога. — А я всегда зелёный и большой, безнадёжно говорил Лес. -Что тут будешь делать? — вздохнули все вместе,—Может быть, ребята нам помогут? Ребята, давайте поможем словам подобрать ещё прилагательные, которые их обрадуют. (работа по рядам) (запись на доске) Дорога — ровная, извилистая Небо — светлое, красивое, тёмное. 2.Работа в рабочих тетрадях на с. 53 3.Тест (презентация) Подумаем и выберем правильный ответ Для чего нам нужно хорошо знать части речи и их свойства? o Чтобы мама не ругала o Чтобы научиться правильно писать и говорить
| Дети подбирают красивые прилагательные к словам небо, дорога, солнце Ребята с помощью огоньков выбирают верный ответ | | — поиск и выделение необходимой информации Познавательные универ. действия (общеучебные универ. действия) — анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных) |
итог | Рефлексия Урок подходит к концу. Спасибо вам за работу. С помощь огоньков оцените себя.
| | | |
| Сегодня мы повторили всё, что знаем о частях речи. Слова помогают ярче, образнее представить ту или иную картину, сделать нашу речь красивой, выразительной Ребята, слово сопровождает нас в течение всей нашей жизни, и оно само её часть, дух и плоть. Известный русский философ Н. Бердяев писал: «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живём в их царстве». Пусть будет оно всегда чистым и новым. Сила слова – беспредельна ярче, образнее выражает он свою мысль. Чтобы речь не была «кривой», а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться, тогда вы будете хорошо понимать прочитанное и увиденное, сумеете точно рассказать об этом. | | | |
| Исполнение песни «Слово в словах» ( На мотив песни «Крылатые качели») Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай, не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьётся, То медью траурной поёт, Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полёт. Ведь слово до сердца доходит И может судьбу изменить Так сделай его своим другом И сдерживать научись | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Тема: Обобщение знаний о частях речи
(2 класс, «Перспектива»)
Автор: Сайдахметова А.М.
Курс: Русский язык (2класс)
Раздел: Части речи
Тема: Обобщение знаний о частях речи
Учебно-методическое обеспечение: Л.Ф.Климанова «Русский язык» учебник и «Рабочая тетрадь» 2 класс, Просвещение, 2008 г
Образовательное учреждение: МОУ «Кунашакская СОШ»
Время реализации занятия (4о минут)
Авторский медиапродукт – презентация 30 слайдов (среда Power Point, Word)
Цель урока: Планируемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные: способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке и взаимооценке, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение анализировать и выстраивать доказательство своих взглядов, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (убеждать, доказывать), оценивать правильность выполнениея действий, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные: повторить, обобщить, систематизировать знания о частях речи; закрепить умение определять части речи в связном тексте. Развивать умение подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные
Формировать представления об основных грамматических признаках существительных, прилагательных, глаголов.
План урока
Этап урока |
Содержание |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
УУД метапредметные результаты |
Оргмомент |
Звонкий прозвенел звонок, начинается урок Встаньте прямо, не шумите Всё ль на парте посмотрите |
Проверяют готовность к уроку |
|
|
Мотива-ционный Физминутка музыкальная |
Словарная работа Деревня, лисица, учитель, Россия, сахар, сапоги, язык, арбуз. -Подчеркните орфограммы. -Обменяйтесь тетрадками, проверьте работу соседа. Работа в парах Что общего у всех записанных слов? Какое слово имеет омоним? Назовите «лишнее слово» Что общего и чем отличаются арбуз и слово «арбуз»? Составьте с этим словом вопросительное(1ряд) побудительное (2ряд) повествовательное (3ряд) |
дети угадывают слова по ребусам, по лексическому значению и по картинкам. Записывают их в тетрадь, подчёркивают орфограммы. Дети отвечают на вопросы, определяют «лишние слова» по разным признакам. Дети составляют предложения и записывают их в тетрадь |
Учитель предъявляет детям словарные слова на экране (используется презентация) Организует взаимопроверку. Учитель выслушивает предложения. Просит назвать наиболее удачные |
самопроверка, взаимопроверка, взаимооценка самопроверка, взаимопроверка, взаимооценка
|
Постановка и решение учебной задачи рефлексия групповой работы |
Ребята, к нам пришли гости. Узнаете ли вы их? К доске выходят дети в масках и читают стихи Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны, Я украшаю вашу речь, Меня вам нужно знать, беречь. (Имя прилагательное)
И хлеб в полях растет (Глагол) Давно
живу и в мире этом (имя существительное) Работа в группах Итак, у нас сформировались три группы. Каждая группа будет работать над своей проблемой. 1группа-из большого списка слов выбрать имена существительные и распределить их в две колонки: существительные собственные и нарицательные. Нашим гостям нужно рассказать всё, что вы о них знаете и привести примеры. Для этого нужно составить план ответа. 2 группа рассказывает глаголу всё, что о нём знает. Из большого списка выбирает глаголы и распределяет их в три колонки по временам. Третья группа работает с именами прилагательными. Распределяет их в три колонки: прилагательные, обозначающие цвет, характер, размер. Организация парной работы Пока группы обсуждают ход своего ответа, остальные ребята поработают в парах. 1ряд выписывает из орфографического словаря существительные и распределяет их в две группы: одушевлённые имена существительные и неодушевлённые. Второй ряд выписывает из литературного текста глаголы и подчёркивает орфограммы. Окончание работы в группах. Выслушивание версий Какую задачу вы решали? Каким образом решалась задача ? (составили план ) А сейчас оцените, ребята, степень вашего участия в группе -в большей степени (лидер) -на равных ( партнёр) -в малой степени (исполнитель) оценка методом пяти пальцев. Окончание работы в группах |
Имя сущ занимает 1 стол и приглашает в свою группу 2х ребят Имя прил -2 стол и т.д Дети работаю в группах, обсуждают, составляют план ответа, приводят примеры. Среди ста слов находят только имена существительные и наклеивают их на плакат, распределяя на группы. Группа выбирает лидера, который будет защищать групповую работу у доски. на помощь выходят ребята из групп и распределяют предложенные учителем слова в группы по частям речи, убирая зеленый листик со слов (объясняют орфограмму) Дети работают в парах, оказывают друг другу взаимопомощь Выслушиваются ответы из каждой группы выходит к доске лидер, составляет схему ответа, приводит примеры и показывает ленту собранных частей речи Дети оценивают свою роль работы в группах |
Просит детей угадать героев(части речи) Организует групповую работу Наблюдает за работой в группах и парах Наблюдает за работой в группах и парах, прогнозирует дальнейших ход работы и рефлексии Наблюдает за ответом, поощряет словами. При ошибке просит помощи ребят
|
взаимопомощь Познавательные универ. действия (общеучебные универ. действия) - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных) самоопределение, рефлексия Коммуникатив-ные действия - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей; - владение монологической речью Познавательные универ. действия (общеучебные универ. действия) - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных) |
Физминутка. |
|
Проводят дети |
|
|
Решение частных задач |
1.Однажды на солнечной лужайке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Лес. (выходят дети с табличками) Стали они высказывать обиды на школьников. Дали им ребята в друзья постоянные прилагательные. Теперь от них никак не отделаешься. -Я во всех сочинениях голубое, - вздыхало Небо -А ко мне привязалось слово «широкая», чуть не плакала Дорога. - А я всегда зелёный и большой, безнадёжно говорил Лес. -Что тут будешь делать? - вздохнули все вместе,—Может быть, ребята нам помогут? Ребята, давайте поможем словам подобрать ещё прилагательные, которые их обрадуют. (работа по рядам) (запись на доске) Дорога - ровная, извилистая Небо - светлое, красивое, тёмное.
2.Работа в рабочих тетрадях на с. 53 3.Тест (презентация) Подумаем и выберем правильный ответ Для чего нам нужно хорошо знать части речи и их свойства?
и говорить Чтобы лучше понимать произведения поэтов и писателей
|
Дети подбирают красивые прилагательные к словам небо, дорога, солнце Ребята с помощью огоньков выбирают верный ответ |
|
- поиск и выделение необходимой информации Познавательные универ. действия (общеучебные универ. действия) - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных) |
итог |
Рефлексия Урок подходит к концу. Спасибо вам за работу. С помощь огоньков оцените себя.
|
|
|
|
|
Сегодня мы повторили всё, что знаем о частях речи. Слова помогают ярче, образнее представить ту или иную картину, сделать нашу речь красивой, выразительной
Ребята, слово
сопровождает нас в течение всей нашей
жизни, и оно само её часть, дух и
плоть. |
|
|
|
|
Исполнение песни «Слово в словах» ( На мотив песни «Крылатые качели»)
Когда ты хочешь молвить
слово,
Оно то жаворонком вьётся, Ведь
слово до сердца доходит |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО