Программа внеурочной деятельности "Мир профессий"
Пояснительная записка
О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе.
Курс «Мир профессий» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
- познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
- формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
- развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Структура занятий
- Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
- Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
- что я знаю об этой профессии;
- что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
- какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
- что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
- что я знаю об этой профессии;
- Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
- Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
На реализацию курса «Мир профессий» в 1 классе отводится 30 ч в год ( 1 час в неделю)
Ожидаемые результаты прожождения курса:
- участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
- расширение кругозора о мире профессий,
- заинтересованность в развитии своих способностей,
- участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
- возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.
- Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий», Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО, 2008 г
- Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998г./
- Развитие интеллектуальных способностей школьника. Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
- Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
- Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
- Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября», 2004г. Содержание курса
№п/п Раздел | Кол-во часов | Планируемые результаты |
Опыт коллективно-творческой деятельности | ||
Введение в мир профессий | 5 |
|
Профессии в школе | 2 | |
Знакомство с различными профессиями | 12 | |
Проект «Азбука профессий» | 6 | |
Профессия моих родителей | 3 | |
Викторина «Что мы узнали?» | 1 | |
Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | 1 | |
Итого | 30 час. |
Тематическое планирование занятий
Дата | № | Тема занятия | Кол-во часов | Основное содержание | Ресурсы, оборудова ние |
Введение в мир профессий 5 ч | |||||
| | Зачем человек трудится? | 1 | Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде» | Презентация Разрезные карточки с пословицами |
| | Какие профессии ты знаешь? | 1 | Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. Игра «Угадай профессию!» | Презентация |
| | Мир интересных профессий | 1 | Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель. | Презентация |
| | Чем пахнут ремесла? | 1 | Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак? | Презентация |
| | Кем я хочу стать? | 1 | Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?» | Листы, краски, иллюстрации с изображением людей различных профессий |
Профессии в школе 2 ч | |||||
| | Профессия — учитель | 1 | Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке» Конкурс загадок на тему «Школа» | Презентация — клип «Учитель» |
| | Профессия -библиотекарь | 1 | Экскурсия в школьную библиотеку. | |
Знакомство с различными профессиями 12 ч | |||||
| | Профессия — продавец | 2 | Разминка. Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине» | Презентация Весы |
| | Профессия — парикмахер | 2 | Разминка. Знакомство с профессией парикмахера. Экскурсия в парикмахерскую | |
| | Профессия — повар | 2 | Разминка. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара . | |
| | Профессия — почтальон | 2 | Разминка. Знакомство с профессией почтальона. Экскурсия на почту. | |
| | Профессия — врач | 2 | Разминка. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице» | Презентация Халат врача, аптечка. |
| | Профессия — художник | 2 | Разминка. Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник» | |
Проект «Азбука профессий» 6ч | |||||
| | Организационное занятие. Предъявление заданий группам | 1 | Разминка. Коллективная работа: составление азбуки профессий. | |
| | Представление мини-проектов на буквы А-Д | 1 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Д | |
| | Представление мини-проектов на буквы Е-К | 1 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Е-К | |
| | Представление мини-проектов на буквы Л-Р | 1 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р | |
| | Представление мини-проектов на буквы С-Я | 1 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я | |
| | Оформление результатов проекта | 1 | Создание папки «Азбука профессий». | |
Профессия моих родителей | |||||
| | Кем работают мои родители? | 2 | Защита мини-проектов «Профессия моих родителей» | |
| | Встреча с родителями | 1 | Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» | |
Итоговые занятия 2 ч | |||||
| | Викторина «Что мы узнали?» | 1 | Разминка. Викторина «Что мы узнали?» | Презентация |
| | Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | 1 | Праздник для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!» | |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Рабочая программа
курса
«Мир профессий»
( общеинтеллектуальное направление
внеучебной деятельности )
1 класс
Составитель: учитель начальных классов
Плотникова О.В.
г.Донецк
Ростовская область
Пояснительная записка
О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе.
Курс «Мир профессий» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
-
познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
-
формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
-
развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Структура занятий
-
Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
-
Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
-
что я знаю об этой профессии;
-
что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
-
какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
-
что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
-
-
Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
-
Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Объем программы:
На реализацию курса «Мир профессий» в 1 классе отводится 30 ч в год ( 1 час в неделю)
Ожидаемые результаты прожождения курса:
-
участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
-
расширение кругозора о мире профессий,
-
заинтересованность в развитии своих способностей,
-
участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
-
возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.
Используемая литература:
-
Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий», Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО,
2008 г
-
Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998г./
-
Развитие интеллектуальных способностей школьника.
Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
-
Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
-
Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
-
Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября», 2004г.
Содержание курса
№п/п Раздел |
Кол-во часов |
Планируемые результаты |
Опыт коллективно-творческой деятельности |
||
Введение в мир профессий |
5 |
|
Профессии в школе |
2 |
|
Знакомство с различными профессиями |
12 |
|
Проект «Азбука профессий» |
6 |
|
Профессия моих родителей |
3 |
|
Викторина «Что мы узнали?» |
1 |
|
Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» |
1 |
|
Итого |
30 час. |
Тематическое планирование занятий
Дата |
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Основное содержание |
Ресурсы, оборудова ние |
Введение в мир профессий 5 ч |
|||||
|
|
Зачем человек трудится? |
1 |
Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде» |
Презентация Разрезные карточки с пословицами |
|
|
Какие профессии ты знаешь? |
1 |
Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. Игра «Угадай профессию!» |
Презентация |
|
|
Мир интересных профессий |
1 |
Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель. |
Презентация |
|
|
Чем пахнут ремесла? |
1 |
Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак? |
Презентация |
|
|
Кем я хочу стать? |
1 |
Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?» |
Листы, краски, иллюстрации с изображением людей различных профессий |
Профессии в школе 2 ч |
|||||
|
|
Профессия - учитель |
1 |
Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке» Конкурс загадок на тему «Школа» |
Презентация — клип «Учитель» |
|
|
Профессия -библиотекарь |
1 |
Экскурсия в школьную библиотеку. |
|
Знакомство с различными профессиями 12 ч |
|||||
|
|
Профессия - продавец |
2 |
Разминка. Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине» |
Презентация Весы |
|
|
Профессия - парикмахер |
2 |
Разминка. Знакомство с профессией парикмахера. Экскурсия в парикмахерскую |
|
|
|
Профессия - повар |
2 |
Разминка. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара . |
|
|
|
Профессия - почтальон |
2 |
Разминка. Знакомство с профессией почтальона. Экскурсия на почту. |
|
|
|
Профессия - врач |
2 |
Разминка. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице» |
Презентация Халат врача, аптечка. |
|
|
Профессия - художник |
2 |
Разминка. Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник» |
|
Проект «Азбука профессий» 6ч |
|||||
|
|
Организационное занятие. Предъявление заданий группам |
1 |
Разминка. Коллективная работа: составление азбуки профессий. |
|
|
|
Представление мини-проектов на буквы А-Д |
1 |
Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Д |
|
|
|
Представление мини-проектов на буквы Е-К |
1 |
Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Е-К |
|
|
|
Представление мини-проектов на буквы Л-Р |
1 |
Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р |
|
|
|
Представление мини-проектов на буквы С-Я |
1 |
Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я |
|
|
|
Оформление результатов проекта |
1 |
Создание папки «Азбука профессий». |
|
Профессия моих родителей |
|||||
|
|
Кем работают мои родители? |
2 |
Защита мини-проектов «Профессия моих родителей» |
|
|
|
Встреча с родителями |
1 |
Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» |
|
Итоговые занятия 2 ч |
|||||
|
|
Викторина «Что мы узнали?» |
1 |
Разминка. Викторина «Что мы узнали?» |
Презентация |
|
|
Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» |
1 |
Праздник для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!» |
|
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Международный вебинар «Современные образовательные технологии физического воспитания дошкольников в инклюзивном образовании»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО