Урок окружающего мира в 3 классе "За землю Русскую"
Линии развития личности ученика:
Линия 1. Овладение картиной мира: познакомить учащихся с «военной историей» Древнерусского государства.
Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: создать образ русского воина-защитника, способность формированию отрицательного отношения к насилию, грабежу, завоевателям в современном мире.
Ход урока.
- Постановка проблемы: почему древнерусские города окружали стены?
Учитель: Представьте, что вы — иностранцы, путешественники и приехали в один из древнерусских городов. Как вы опишете город своим соотечественникам? (Ученики перечисляют характеристики: красивый, богатый, многолюдный, шумный, много домов и т.д.) Что являлось границей древнерусского города? (Стены с башнями и воротами.)
На доске появляется запись: «Города древней Руси были красивые, шумные (и т.д., что скажут дети). Были окружены стенами».
Учитель: Можно ли характеристики и определения, данные вами древнерусскому городу, отнести к современным городам? (Красивые, многолюдные и т.д. — все подходит.) Можем ли мы сказать, что города древние и современные в чем-то похожи? (Да.) А чем они отличаются? (Ученики могут отметить внешний вид зданий, новые транспортные средства, размеры современных городов и т.д.) Обносят ли современные города стенами? (Нет.)
На доске появляется запись: «Современные города — большие, шумные и т.д. Стенами не окружены».
Учитель: Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?
Ученики: Древние города обносили стенами, а современные не обносят.
Учитель: Какой возникает вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: «Почему древнерусские города окружали стены?».
Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
II.Версии детей, актуализация знаний.
Учитель: Как вы думаете, на Руси появилось слово «город»? (От слова «огораживать» — обносить оградой, стеной.)
Учитель: Как вы думаете, почему современные города стенами не огораживают?
Ученики высказывают свои предположения, суть которых, скорее всего, сведется к тому, что:
- оборона современных городов начинается уже на границе государства;
- крепостные стены не спасут от современных видов вооружения;
- современные цивилизованные страны стараются решить возникающие проблемы мирным путем, без применения военной силы.
- Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1. Охрана границ Древней Руси.
Защита фантастических проектов.
Задание: подумайте, что из современных или сказочных средств защиты вы могли бы предложить великому князю Древней Руси, чтобы он лучше укрепил границы своего государства. Принимаются самые смелые предложения, главное — попробовать доказать, что ваше средство поможет князю не пустить врага на Русь.
Учитель может предложить свои варианты средств вооружения: рации, сигнализацию, сапоги-скороходы, ковры-самолеты и все, что подскажет фантазия. Представители групп выступают с защитой своих проектов. Можно выбрать лучший проект охраны древнерусских границ.
Учитель: Если бы все предложенные вами средства действительно были в распоряжении великого князя, то никакие враги не смогли бы напасть на Русь. Но, к сожалению, ничего этого у князя не было. Как же русским воинам удавалось защищать свое государство? Оказывается, что при приближении неприятеля к границам государства русские дружинники поджигали заранее собранные ветки, пучки соломы. От костра поднимался густой дым. Для чего они это делали? (Ученики высказывают предположения, что таким способом передовые отряды сообщали основному войску о приближении врага.)
Учитель: Попробуйте сделать вывод — в каком состоянии находилась охрана границ Древней Руси.
Ученики с помощью учителя делают вывод, что границы Древней Руси охранялись, но этого было недостаточно для защиты от набегов врага.
2.Городские стены — последняя преграда на пути врага.
Учитель: Представьте, что все мы живем в небольшом древнерусском городке или рядом с ним. Невдалеке запылали пожары, примчался гонец со страшной вестью — на нас идут полчища врагов. Что мы будем делать? {Уходить под защиту городских стен.) Что мы там будем делать? (Защищаться, пережидать осаду.)
Учитель раздает группам карточки с заданиями:
- расскажите, как вы будете оборонять город от врагов;
- предположите, какие запасы должны были заранее сделать жители города на случай осады;
- составьте сообщение, которое гонец доставит в соседний крупный город;
- подготовьте речь, которую мог произнести князь, воевода, священник (на выбор) перед защитниками города.
3.Враги Древней Руси.
Учитель: Теперь давайте выясним, что за враги нападали на Древнюю Русь. Перед вами (на большом листе) незаполненная таблица. Сейчас вы по предложению будете читать вслух текст учебника (на с. 38 со слов «С юга...» до слов «… Ледовое побоище» на с. 40) и тот, в чьем предложении попадется информация для таблицы, должен вписать нужные сведения в соответствующую графу. Еще вам помогут иллюстрации на с. 39.
Ученики читают текст, заполняют графы. В итоге должна получиться такая таблица (кроме нижней строчки — она будет заполняться на следующем уроке).
Враги Древней Руси
Откуда шла опасность | Кто нападал на Русь | С какой целью | Итоги нападений |
С юга, со стороны | Степняки-кочевни- | Разграбление бога- | Кочевники соверша- |
степей | ки (половцы) | тых русских горо- | ли набеги (грабили |
| | дов | города, уводили |
| | | пленных, но затем |
| | | возвращались на |
| | | свои земли) |
С северо-запада | Европейские рыца- | Завоевание русских | Ледовое побоище - |
| ри | земель | победа русских вои- |
| | | нов |
Выполнение задания в тетради № 1, с. 14
Учитель: Какие враги были более опасны? Почему? (Враги из Европы были более опасны, так как ставили своей целью завоевание русских земель, присоединение их к своим государствам.)
- Выражение решения проблемы.
Ученики: Почему древнерусские города окружали стенами?
Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Вывод: Состояние современных государств позволяет надежно укрепить границы, и государства стремятся к мирному решению проблем. В древнерусском государстве границы преодолеть было проще, и потому стены города служили последней преградой на пути врага.
- Применение нового знания
- Итог урока — организационный.
Учитель может попросить учеников оценить свою работу.
___ Кому что показалось трудным на уроке, непонятным?
Что на уроке было, на ваш взгляд, самым интересным?
- Домашнее задание.
Предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выбрать творческое задание:
- Найди в старинных былинах эпизоды, в которых рассказывается о подвигах русских богатырей.
- Нарисуй или опиши словами древнерусского богатыря. Как ты считаешь, о чём думает изображённый тобой богатырь?
- Подбери народные пословицы, в которых говорится о защите Родины.
- Использую дополнительную литературу, подготовь сообщение об Александре Невском.
- Методическое пособие по окружающему миру «Моё Отечество» Д.Д. Данилова и др. БАЛЛАС, 2010
- Д.Д. Данилов и др. Учебник «Моё Отечество» БАЛЛАС 2010
- Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова, учебник «Наша Родина в прошлом» Беседы по истории России. «Ассоциация 21 век» Смоленск, 2001
МОУ СОШ № 11
с углубленным изучением отдельных предметов
станицы Галюгаевской
Курского района Ставропольского края
Конспект урока
по окружающему миру
в 3 классе
« За землю Русскую!»
Подготовила
учитель начальных классов
Носова Ольга Михайловна
2010-2011 уч. г
Цели и задачи урока.
Линии развития личности ученика:
Линия 1. Овладение картиной мира: познакомить учащихся с «военной историей» Древнерусского государства.
Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: создать образ русского воина-защитника, способность формированию отрицательного отношения к насилию, грабежу, завоевателям в современном мире.
Ход урока.
-
Постановка проблемы: почему древнерусские города окружали стены?
Учитель: Представьте, что вы - иностранцы, путешественники и приехали в один из древнерусских городов. Как вы опишете город своим соотечественникам? (Ученики перечисляют характеристики: красивый, богатый, многолюдный, шумный, много домов и т.д.) Что являлось границей древнерусского города? (Стены с башнями и воротами.)
На доске появляется запись: «Города древней Руси были красивые, шумные (и т.д., что скажут дети). Были окружены стенами».
Учитель: Можно ли характеристики и определения, данные вами древнерусскому городу, отнести к современным городам? (Красивые, многолюдные и т.д. - все подходит.) Можем ли мы сказать, что города древние и современные в чем-то похожи? (Да.) А чем они отличаются? (Ученики могут отметить внешний вид зданий, новые транспортные средства, размеры современных городов и т.д.) Обносят ли современные города стенами? (Нет.)
На доске появляется запись: «Современные города - большие, шумные и т.д. Стенами не окружены».
Учитель: Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?
Ученики: Древние города обносили стенами, а современные не обносят.
Учитель: Какой возникает вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: «Почему древнерусские города окружали стены?».
Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
II. Версии детей, актуализация знаний.
Учитель: Как вы думаете, на Руси появилось слово «город»? (От слова «огораживать» - обносить оградой, стеной.)
Учитель: Как вы думаете, почему современные города стенами не огораживают?
Ученики высказывают свои предположения, суть которых, скорее всего, сведется к тому, что:
-
оборона современных городов начинается уже на границе государства;
-
крепостные стены не спасут от современных видов вооружения;
-
современные цивилизованные страны стараются решить возникающие проблемы мирным путем, без применения военной силы.
-
Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1.
Охрана границ Древней Руси.
Защита фантастических проектов.
Задание: подумайте, что из современных или сказочных средств защиты вы могли бы предложить великому князю Древней Руси, чтобы он лучше укрепил границы своего государства. Принимаются самые смелые предложения, главное - попробовать доказать, что ваше средство поможет князю не пустить врага на Русь.
Учитель может предложить свои варианты средств вооружения: рации, сигнализацию, сапоги-скороходы, ковры-самолеты и все, что подскажет фантазия. Представители групп выступают с защитой своих проектов. Можно выбрать лучший проект охраны древнерусских границ.
Учитель: Если бы все предложенные вами средства действительно были в распоряжении великого князя, то никакие враги не смогли бы напасть на Русь. Но, к сожалению, ничего этого у князя не было. Как же русским воинам удавалось защищать свое государство? Оказывается, что при приближении неприятеля к границам государства русские дружинники поджигали заранее собранные ветки, пучки соломы. От костра поднимался густой дым. Для чего они это делали? (Ученики высказывают предположения, что таким способом передовые отряды сообщали основному войску о приближении врага.)
Учитель: Попробуйте сделать вывод - в каком состоянии находилась охрана границ Древней Руси.
Ученики с помощью учителя делают вывод, что границы Древней Руси охранялись, но этого было недостаточно для защиты от набегов врага.
2. Городские стены - последняя преграда на пути врага.
Учитель: Представьте, что все мы живем в небольшом древнерусском городке или рядом с ним. Невдалеке запылали пожары, примчался гонец со страшной вестью - на нас идут полчища врагов. Что мы будем делать? {Уходить под защиту городских стен.) Что мы там будем делать? (Защищаться, пережидать осаду.)
Учитель раздает группам карточки с заданиями:
-
расскажите, как вы будете оборонять город от врагов;
-
предположите, какие запасы должны были заранее сделать жители города на случай осады;
-
составьте сообщение, которое гонец доставит в соседний крупный город;
-
подготовьте речь, которую мог произнести князь, воевода, священник (на выбор) перед защитниками города.
После короткой подготовки представители групп отвечают по заданиям. Задача учителя - помочь ученикам создать эмоциональный образ обороняющегося города. Не забудьте отметить мужество защитников, предусмотрительность жителей города, необходимость взаимовыручки в трудную минуту.
3. Враги Древней Руси.
Учитель: Теперь давайте выясним, что за враги нападали на Древнюю Русь. Перед вами (на большом листе) незаполненная таблица. Сейчас вы по предложению будете читать вслух текст учебника (на с. 38 со слов «С юга...» до слов «...Ледовое побоище» на с. 40) и тот, в чьем предложении попадется информация для таблицы, должен вписать нужные сведения в соответствующую графу. Еще вам помогут иллюстрации на с. 39.
Ученики читают текст, заполняют графы. В итоге должна получиться такая таблица (кроме нижней строчки - она будет заполняться на следующем уроке).
Враги Древней Руси
Откуда шла опасность |
Кто нападал на Русь |
С какой целью |
Итоги нападений |
С юга, со стороны |
Степняки-кочевни- |
Разграбление бога- |
Кочевники соверша- |
степей |
ки (половцы) |
тых русских горо- |
ли набеги (грабили |
|
|
дов |
города, уводили |
|
|
|
пленных, но затем |
|
|
|
возвращались на |
|
|
|
свои земли) |
С северо-запада |
Европейские рыца- |
Завоевание русских |
Ледовое побоище - |
|
ри |
земель |
победа русских вои- |
|
|
|
нов |
Выполнение задания в тетради № 1, с. 14
Учитель: Какие враги были более опасны? Почему? (Враги из Европы были более опасны, так как ставили своей целью завоевание русских земель, присоединение их к своим государствам.)
-
Выражение решения проблемы.
Учитель: Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
Ученики: Почему древнерусские города окружали стенами?
Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Вывод: Состояние современных государств позволяет надежно укрепить границы, и государства стремятся к мирному решению проблем. В древнерусском государстве границы преодолеть было проще, и потому стены города служили последней преградой на пути врага.
-
Применение нового знания
_ Тетрадь с.14-15 № 2,3,4 (по времени)
-
Итог урока - организационный.
Учитель может попросить учеников оценить свою работу.
___ Кому что показалось трудным на уроке, непонятным?
Что на уроке было, на ваш взгляд, самым интересным?
-
Домашнее задание.
Обязательное для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 7, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе.
Предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выбрать творческое задание:
-
Найди в старинных былинах эпизоды, в которых рассказывается о подвигах русских богатырей.
-
Нарисуй или опиши словами древнерусского богатыря. Как ты считаешь, о чём думает изображённый тобой богатырь?
-
Подбери народные пословицы, в которых говорится о защите Родины.
-
Использую дополнительную литературу, подготовь сообщение об Александре Невском.
Использованная литература:
-
Методическое пособие по окружающему миру «Моё Отечество» Д.Д. Данилова и др. БАЛЛАС, 2010
-
Д.Д. Данилов и др. Учебник «Моё Отечество» БАЛЛАС 2010
-
Н.И. Ворожейкина , Н.Ф. Виноградова ,учебник «Наша Родина в прошлом» Беседы по истории России. «Ассоциация 21 век» Смоленск, 2001
Как защитить город?
-
расскажите, как вы будете оборонять город от врагов;
-
предположите, какие запасы должны были заранее сделать жители города на случай осады;
-
составьте сообщение, которое гонец доставит в соседний крупный город;
-
подготовьте речь, которую мог произнести князь, воевода, священник (на выбор) перед защитниками города.
Как защитить город?
-
расскажите, как вы будете оборонять город от врагов;
-
предположите, какие запасы должны были заранее сделать жители города на случай осады;
-
составьте сообщение, которое гонец доставит в соседний крупный город;
-
подготовьте речь, которую мог произнести князь, воевода, священник (на выбор) перед защитниками города.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО