В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Урок окружающего мира в 3 классе "За землю Русскую"

Урок окружающего мира в 3 классе "За землю Русскую"

Ольга Носова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 9244 комментариев: 2
Краткое описание
Урок разработан по учебнику Вахрушева "Моё Отечество" 2 часть по программе "Школа 2100"
Описание
Цели и задачи урока.
 Линии развития личности ученика:
 Линия 1Овладение картиной мира: познакомить учащихся с «военной историей» Древнерусского государства.
 Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: создать образ русского воина-защитника, способность формированию отрицательного отношения к насилию, грабежу, завоевателям в современном мире.
 
 
 Ход урока.
 
 
  1.   Постановка проблемы: почему древнерусские города окружали стены?
     
 
 
 Учитель: Представьте, что вы — иностранцы, путешественники и приехали в один из древнерусских городов. Как вы опишете город сво­им соотечественникам? (Ученики перечисляют характеристики: краси­вый, богатый, многолюдный, шумный, много домов и т.д.) Что являлось границей древнерусского города? (Стены с башнями и воротами.)
 На доске появляется запись: «Города древней Руси были красивые, шумные (и т.д., что скажут дети). Были окружены стенами».
 Учитель: Можно ли характеристики и определения, данные вами древнерусскому городу, отнести к современным городам? (Красивые, многолюдные и т.д. — все подходит.) Можем ли мы сказать, что города древние и современные в чем-то похожи? (Да.) А чем они отличаются? (Ученики могут отметить внешний вид зданий, новые транспортные средства, размеры современных городов и т.д.) Обносят ли современ­ные города стенами? (Нет.)
 На доске появляется запись: «Современные города — большие, шум­ные и т.д. Стенами не окружены».
 Учитель: Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?
 Ученики: Древние города обносили стенами, а современные не обносят.
 Учитель: Какой возникает вопрос?
 Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (пробле­му) урока: «Почему древнерусские города окружали стены?».
 Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
 
 
 II.Версии детей, актуализация знаний.
 Учитель: Как вы думаете, на Руси появилось слово «город»? (От слова «огораживать» — обносить оградой, стеной.)
 Учитель: Как вы думаете, почему современные города стенами не огораживают?
 Ученики высказывают свои предположения, суть которых, скорее всего, сведется к тому, что:
  •   оборона современных городов начинается уже на границе государ­ства;
     
  •   крепостные стены не спасут от современных видов вооружения;
     
  •   современные цивилизованные страны стараются решить возникаю­щие проблемы мирным путем, без применения военной силы.
     
  1.   Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
     
 
 1. Охрана границ Древней Руси.
 Защита фантастических проектов.
 Задание: подумайте, что из современных или сказочных средств защиты вы могли бы предложить великому князю Древней Руси, чтобы он лучше укрепил границы своего государства. Принимаются са­мые смелые предложения, главное — попробовать доказать, что ваше средство поможет князю не пустить врага на Русь.
 Учитель может предложить свои варианты средств вооружения: рации, сигнализацию, сапоги-скороходы, ковры-самолеты и все, что подскажет фантазия. Представители групп выступают с защитой сво­их проектов. Можно выбрать лучший проект охраны древнерусских границ.
 Учитель: Если бы все предложенные вами средства действительно были в распоряжении великого князя, то никакие враги не смогли бы напасть на Русь. Но, к сожалению, ничего этого у князя не было. Как же русским воинам удавалось защищать свое государство? Оказыва­ется, что при приближении неприятеля к границам государства рус­ские дружинники поджигали заранее собранные ветки, пучки соломы. От костра поднимался густой дым. Для чего они это делали? (Ученики высказывают предположения, что таким способом передовые отряды сообщали основному войску о приближении врага.)
 Учитель: Попробуйте сделать вывод — в каком состоянии находи­лась охрана границ Древней Руси.
 Ученики с помощью учителя делают вывод, что границы Древней Руси охранялись, но этого было недостаточно для защиты от набегов врага.
 
 
 2.Городские стены — последняя преграда на пути врага.
 Учитель: Представьте, что все мы живем в небольшом древнерус­ском городке или рядом с ним. Невдалеке запылали пожары, примчался гонец со страшной вестью — на нас идут полчища врагов. Что мы будем делать? {Уходить под защиту городских стен.) Что мы там будем де­лать? (Защищаться, пережидать осаду.)
 
 
 Учитель раздает группам карточки с зада­ниями:
  •   расскажите, как вы будете оборонять город от врагов;
     
  •   предположите, какие запасы должны были заранее сделать жители города на случай осады;
     
  •   составьте сообщение, которое гонец доставит в соседний крупный город;
     
  •   подготовьте речь, которую мог произнести князь, воевода, священ­ник (на выбор) перед защитниками города.
     
 После короткой подготовки представители групп отвечают по зада­ниям. Задача учителя — помочь ученикам создать эмоциональный образ обороняющегося города. Не забудьте отметить мужество защитников, предусмотрительность жителей города, необходимость взаимовыручки в трудную минуту.
 
 
 3.Враги Древней Руси.
 Учитель: Теперь давайте выясним, что за враги нападали на Древ­нюю Русь. Перед вами (на большом листе) незаполненная таблица. Сей­час вы по предложению будете читать вслух текст учебника (на с. 38 со слов «С юга...» до слов «… Ледовое побоище» на с. 40) и тот, в чьем предложении попадется информация для таблицы, должен вписать нужные сведения в соответствующую графу. Еще вам помогут иллюст­рации на с. 39.
 Ученики читают текст, заполняют графы. В итоге должна получить­ся такая таблица (кроме нижней строчки — она будет заполняться на следующем уроке).
 Враги Древней Руси
 
                                                                                                                        
  Откуда шла опасность
 
  Кто нападал на Русь
 
  С какой целью
 
  Итоги нападений
 
  С юга, со стороны
 
  Степняки-кочевни-
 
  Разграбление бога-
 
  Кочевники соверша-
 
  степей
 
  ки (половцы)
 
  тых русских горо-
 
  ли набеги (грабили
 
  
 
  
 
  дов
 
  города, уводили
 
  
 
  
 
  
 
  пленных, но затем
 
  
 
  
 
  
 
  возвращались на
 
  
 
  
 
  
 
  свои земли)
 
  С северо-запада
 
  Европейские рыца-
 
  Завоевание русских
 
  Ледовое побоище -
 
  
 
  ри
 
  земель
 
  победа русских вои-
 
  
 
  
 
  
 
  нов
 
 
 
Выполнение задания в тетради № 1, с. 14
 Учитель: Какие враги были более опасны? Почему? (Враги из Европы были более опасны, так как ставили своей целью завоевание русских зе­мель, присоединение их к своим государствам.)
 
 
  1.   Выражение решения проблемы.
     
 Учитель: Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
 Ученики: Почему древнерусские города окружали стенами?
 Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
 Вывод: Состояние современных государств позволяет на­дежно укрепить границы, и государства стремятся к мирному решению проблем. В древнерусском государстве границы преодолеть было проще, и потому стены города служили последней преградой на пути врага.
 
 
  1.   Применение нового знания    
     
 _ Тетрадь с.14-15 № 2,3,4 (по времени)
 
 
  1.   Итог урока   — организационный.   
     
 
 
 Учитель может попросить учени­ков оценить свою работу.  
 ___ Кому что показалось трудным на уроке, непонятным?
  Что на уроке было, на ваш взгляд, самым интересным?
 
 
  1.   Домашнее задание.   
     
 Обязательное для всех: выполнить одно из зада­ний рабочей тетради к теме 7, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе.
  Предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выбрать творческое задание:
  1.   Найди в старинных былинах эпизоды, в которых рассказыва­ется о подвигах русских богатырей.
     
  2.   Нарисуй или опиши словами древнерусского богатыря. Как ты считаешь, о чём думает изображённый тобой богатырь?
     
  3.   Подбери народные пословицы, в которых говорится о защите Родины.
     
  4.   Использую дополнительную литературу, подготовь сообщение об Александре Невском.
     
Использованная литература:
  1. Методическое пособие по окружающему миру «Моё Отечество» Д.Д. Данилова и др. БАЛЛАС, 2010
     
  2. Д.Д. Данилов и др. Учебник «Моё Отечество» БАЛЛАС 2010
     
  3. Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова, учебник «Наша Родина в прошлом» Беседы по истории России. «Ассоциация 21 век» Смоленск, 2001
     

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
За землю Русскую(план урока).doc Скачать


МОУ СОШ № 11

с углубленным изучением отдельных предметов

станицы Галюгаевской

Курского района Ставропольского края













Конспект урока

по окружающему миру

в 3 классе

« За землю Русскую!»






Подготовила

учитель начальных классов

Носова Ольга Михайловна






2010-2011 уч. г




Цели и задачи урока.

Линии развития личности ученика:

Линия 1. Овладение картиной мира: познакомить учащихся с «военной историей» Древнерусского государства.

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: создать образ русского воина-защитника, способность формированию отрицательного отношения к насилию, грабежу, завоевателям в современном мире.


Ход урока.


  1. Постановка проблемы: почему древнерусские города окружали стены?


Учитель: Представьте, что вы - иностранцы, путешественники и приехали в один из древнерусских городов. Как вы опишете город сво­им соотечественникам? (Ученики перечисляют характеристики: краси­вый, богатый, многолюдный, шумный, много домов и т.д.) Что являлось границей древнерусского города? (Стены с башнями и воротами.)

На доске появляется запись: «Города древней Руси были красивые, шумные (и т.д., что скажут дети). Были окружены стенами».

Учитель: Можно ли характеристики и определения, данные вами древнерусскому городу, отнести к современным городам? (Красивые, многолюдные и т.д. - все подходит.) Можем ли мы сказать, что города древние и современные в чем-то похожи? (Да.) А чем они отличаются? (Ученики могут отметить внешний вид зданий, новые транспортные средства, размеры современных городов и т.д.) Обносят ли современ­ные города стенами? (Нет.)

На доске появляется запись: «Современные города - большие, шум­ные и т.д. Стенами не окружены».

Учитель: Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?

Ученики: Древние города обносили стенами, а современные не обносят.

Учитель: Какой возникает вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (пробле­му) урока: «Почему древнерусские города окружали стены?».

Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.


II. Версии детей, актуализация знаний.

Учитель: Как вы думаете, на Руси появилось слово «город»? (От слова «огораживать» - обносить оградой, стеной.)

Учитель: Как вы думаете, почему современные города стенами не огораживают?

Ученики высказывают свои предположения, суть которых, скорее всего, сведется к тому, что:

  • оборона современных городов начинается уже на границе государ­ства;

  • крепостные стены не спасут от современных видов вооружения;

  • современные цивилизованные страны стараются решить возникаю­щие проблемы мирным путем, без применения военной силы.


  1. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).


1. Охрана границ Древней Руси.

Защита фантастических проектов.

Задание: подумайте, что из современных или сказочных средств защиты вы могли бы предложить великому князю Древней Руси, чтобы он лучше укрепил границы своего государства. Принимаются са­мые смелые предложения, главное - попробовать доказать, что ваше средство поможет князю не пустить врага на Русь.

Учитель может предложить свои варианты средств вооружения: рации, сигнализацию, сапоги-скороходы, ковры-самолеты и все, что подскажет фантазия. Представители групп выступают с защитой сво­их проектов. Можно выбрать лучший проект охраны древнерусских границ.

Учитель: Если бы все предложенные вами средства действительно были в распоряжении великого князя, то никакие враги не смогли бы напасть на Русь. Но, к сожалению, ничего этого у князя не было. Как же русским воинам удавалось защищать свое государство? Оказыва­ется, что при приближении неприятеля к границам государства рус­ские дружинники поджигали заранее собранные ветки, пучки соломы. От костра поднимался густой дым. Для чего они это делали? (Ученики высказывают предположения, что таким способом передовые отряды сообщали основному войску о приближении врага.)

Учитель: Попробуйте сделать вывод - в каком состоянии находи­лась охрана границ Древней Руси.

Ученики с помощью учителя делают вывод, что границы Древней Руси охранялись, но этого было недостаточно для защиты от набегов врага.


2. Городские стены - последняя преграда на пути врага.

Учитель: Представьте, что все мы живем в небольшом древнерус­ском городке или рядом с ним. Невдалеке запылали пожары, примчался гонец со страшной вестью - на нас идут полчища врагов. Что мы будем делать? {Уходить под защиту городских стен.) Что мы там будем де­лать? (Защищаться, пережидать осаду.)


Учитель раздает группам карточки с зада­ниями:

  • расскажите, как вы будете оборонять город от врагов;

  • предположите, какие запасы должны были заранее сделать жители города на случай осады;

  • составьте сообщение, которое гонец доставит в соседний крупный город;

  • подготовьте речь, которую мог произнести князь, воевода, священ­ник (на выбор) перед защитниками города.

После короткой подготовки представители групп отвечают по зада­ниям. Задача учителя - помочь ученикам создать эмоциональный образ обороняющегося города. Не забудьте отметить мужество защитников, предусмотрительность жителей города, необходимость взаимовыручки в трудную минуту.


3. Враги Древней Руси.

Учитель: Теперь давайте выясним, что за враги нападали на Древ­нюю Русь. Перед вами (на большом листе) незаполненная таблица. Сей­час вы по предложению будете читать вслух текст учебника (на с. 38 со слов «С юга...» до слов «...Ледовое побоище» на с. 40) и тот, в чьем предложении попадется информация для таблицы, должен вписать нужные сведения в соответствующую графу. Еще вам помогут иллюст­рации на с. 39.

Ученики читают текст, заполняют графы. В итоге должна получить­ся такая таблица (кроме нижней строчки - она будет заполняться на следующем уроке).

Враги Древней Руси



Откуда шла опасность

Кто нападал на Русь

С какой целью

Итоги нападений

С юга, со стороны

Степняки-кочевни-

Разграбление бога-

Кочевники соверша-

степей

ки (половцы)

тых русских горо-

ли набеги (грабили



дов

города, уводили




пленных, но затем




возвращались на




свои земли)

С северо-запада

Европейские рыца-

Завоевание русских

Ледовое побоище -


ри

земель

победа русских вои-




нов


Выполнение задания в тетради № 1, с. 14

Учитель: Какие враги были более опасны? Почему? (Враги из Европы были более опасны, так как ставили своей целью завоевание русских зе­мель, присоединение их к своим государствам.)


  1. Выражение решения проблемы.

Учитель: Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

Ученики: Почему древнерусские города окружали стенами?

Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Вывод: Состояние современных государств позволяет на­дежно укрепить границы, и государства стремятся к мирному решению проблем. В древнерусском государстве границы преодолеть было проще, и потому стены города служили последней преградой на пути врага.


  1. Применение нового знания

_ Тетрадь с.14-15 № 2,3,4 (по времени)


  1. Итог урока - организационный.


Учитель может попросить учени­ков оценить свою работу.

___ Кому что показалось трудным на уроке, непонятным?

Что на уроке было, на ваш взгляд, самым интересным?


  1. Домашнее задание.

Обязательное для всех: выполнить одно из зада­ний рабочей тетради к теме 7, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе.

Предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выбрать творческое задание:

  1. Найди в старинных былинах эпизоды, в которых рассказыва­ется о подвигах русских богатырей.

  2. Нарисуй или опиши словами древнерусского богатыря. Как ты считаешь, о чём думает изображённый тобой богатырь?

  3. Подбери народные пословицы, в которых говорится о защите Родины.

  4. Использую дополнительную литературу, подготовь сообщение об Александре Невском.





Использованная литература:

  1. Методическое пособие по окружающему миру «Моё Отечество» Д.Д. Данилова и др. БАЛЛАС, 2010

  2. Д.Д. Данилов и др. Учебник «Моё Отечество» БАЛЛАС 2010

  3. Н.И. Ворожейкина , Н.Ф. Виноградова ,учебник «Наша Родина в прошлом» Беседы по истории России. «Ассоциация 21 век» Смоленск, 2001

Как защитить город(карточка для групповой работы).doc Скачать


Как защитить город?


  • расскажите, как вы будете оборонять город от врагов;

  • предположите, какие запасы должны были заранее сделать жители города на случай осады;

  • составьте сообщение, которое гонец доставит в соседний крупный город;

  • подготовьте речь, которую мог произнести князь, воевода, священ­ник (на выбор) перед защитниками города.























Как защитить город?



  • расскажите, как вы будете оборонять город от врагов;

  • предположите, какие запасы должны были заранее сделать жители города на случай осады;

  • составьте сообщение, которое гонец доставит в соседний крупный город;

  • подготовьте речь, которую мог произнести князь, воевода, священ­ник (на выбор) перед защитниками города.


За землю Русскую(план урока).rar Скачать
За землю Русскую (PPTminimizer).ppt Скачать
Обсуждение материала
Ольга Бондарева
3.07.2011 14:08
Хороший качественный материал для урока. Я работаю в другом УМК, но обязательно использую вашу работу. Спасибо!
Светлана Калаева
23.08.2011 20:56
Ольга Михайловна!  Вы, как и всегда на высоте!. Понравился Ваш ресурс: информативный, интересный. Спасибо! Очень люблю нашу программу!!! Удачи Вам.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос