Многогранник
Тема «Многогранники» (1-ый урок)
Задачи урока:
1. Повторить соотношения единиц длины и площади.
2. Дать учащимся представление о многограннике.
3. Тренировать навыки устных вычислений, навыки решения задач на нахождение периметра и площади квадрата и прямоугольника.
4. Развивать логическое мышление, речь, внимание, познавательный интерес.
Оборудование:
1. М/м презентация
2. Карточки с пословицей, единицами длины и площади.
3. Цветные карандаши (красный, синий, желтый, зеленый)
4. Спички, пластилин.
Ход урока.
I. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на урок математики.
- Перед вами на партах лежат листочки, на которых написаны части предложения. Составьте из них пословицу.
Ответы детей.
«День прошел впустую, если ты не узнал ничего нового»
-Постараемся, чтобы сегодняшний день принес вам что-то новое.
II. Устный счет
1. К доске вызываются 3 ученика.
Задание №1
Расположите в порядке возрастания, начиная с самой маленькой единицы. Установите соотношения между единицами длины.
1. На доске карточки с единицами длины. (Мм, см, дм, м, км) и (10мм, 1см, 10см, 1дм ,10 дм, 1м,1000м, 1км ,100см, 1м, 1дм, 100см)
Ответ:
Мм, см, дм, м, км
10мм=1см10см=1дм 10 дм=1м1000м=1км 100см =1м1дм=100см
Задание №2.
Расположите в порядке возрастания, начиная с самой маленькой единицы. Установите соотношения между единицами площади. (Мм2, см2, дм2, м2 ) и (100мм2, см, 100см 2,1дм2 100дм2 ,1м, 10000см2,1м2 ,1м2,1000000мм2 )
Ответ:
Мм2, см2, дм2, м2
100мм2 =1см2 100см 2=1дм2 100дм2 =1м 10000см2=1м2 1м2=1000000мм2
Задание №3.
2х10 | 2х100 | 2х1000 | 70:10 | 700:100 | 7000:1000 |
20х10 | 20х100 | 20х1000 | 700:10 | 7000:100 | 70000:1000 |
200х10 | 200х100 | 200х100 | 7000:10 | 70000:100 | 700000:1000 |
2. Работа с классом.
А. Показ на экране.
— Что это за фигуры?
Ответ: многоугольники
— Чем фигуры 1-ой группы отличаются от 2-ой?
— Какие виды четырехугольников вы здесь видите?
Ответ: прямоугольник и квадрат
— Какие свойства прямоугольника вы знаете?
Ответ: противоположные стороны одинаковые, углы прямые, диагонали в точке пересечения делятся пополам.
-Дайте определение прямоугольника.
-Какие свойства квадрата вы знаете?
Ответ: все стороны одинаковые, углы прямые, диагонали в точке пересечения делятся пополам.
— Дайте определение квадрата.
Б. Логическая задача.
— Как вы думаете, кто это?
-Из каких геометрических фигур они изображены?
-Посмотрите внимательно, найдите закономерность и нарисуйте недостающую кошку.
3. Проверка работ у доски.
4. Перевод величин длины и площади.
8м = …дм 80см =…дм 184дм =… м … дм 1160см =…м…дм | 7дм 2 =…см 2 2000 см2 =…дм2 4дм26см2 =…см2 1300дм2 = …м2 8м2 =…мм2 | |
III. Новый материал
1. Введение в новый материал.
- Отгадайте загадку. Первые упоминания об этих фигурах известны еще за три тысячи лет до нашей эры в Египте и Вавилоне. Математиков поражала их красота, совершенство, гармония. Ученые считали эти фигуры божественными и использовали в своих философских сочинениях как первоосновы бытия: огонь, земля, воздух, вода.
- Что это за фигуры?
-Посмотрите на экран. (На слайде разные виды многогранников) Сейчас вы сможете назвать, что это такое?
— Это – многогранник. Сегодня на уроке мы узнаем, что это за фигура, из чего она состоит.
— Откройте учебник на стр. 85. Прочитайте тему урока.
- Прочитайте задание № 358. Рассмотрите фигуры. Из каких многоугольников состоит поверхность каждой из них?
— Прочитайте, как называются эти фигуры.
-Что называется гранью многогранника?
— Ребром?
— Вершиной?
— Сколько вершин, ребер, граней у каждого многогранника?
— Почему некоторые ребра обозначены сплошной чертой, а другие – пунктирной? (невидимые)
— Какие из известных фигур вы можете назвать многогранниками? (прямоугольный параллелепипед, куб, призма, пирамида) Показать фигуры.
- Выполнение №359,360
2. Практическая работа.
-Используя спички и пластилин, сделайте модель многогранника.
— Покажите ручкой вершины многогранника, ребра, грани.
3. Работа в Рабочей тетради.
— Открыли Рабочие тетради на с. 50 № 158.
-Выделите красным карандашом вершины, а синим — ребра каждого многогранника
— Выполнение №159. Объясните правописание пропущенных букв.
— Выполнение №160
4. Нахождение периметра и площади.
— Скажите, пожалуйста, какие известные строения на земле имеют форму многогранника?
Показ слайдов.
А.- Пирамида фараона Джосера-первое большое каменное строение на земле.
-Вычислите периметр и площадь основания пирамиды Джосера, если оно имеет форму прямоугольника со сторонами около и100 м
— Что такое периметр? Как найти периметр и площадь прямоугольника?
— Ответ: Р = (а + в ) х 2; S= а х в
-Открыли тетради. Решаем задачу.
1-ин ученик решает у доски.
Р = (25+100)х2=450(м)
S= 125*100=12.500(м2)
— Проверка.
Б. (Если останется время.)
Пирами́да Хео́пса- крупнейшая из египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней. Представляет собой остроконечный каменный холм высотой , стоящий на квадратном основании, каждая сторона которого равна 227м. На постройку ее пошло такое количество камня, что из него можно было бы воздвигнуть стену выше человеческого роста и толщиной в полметра, а длиной в ..
— Вычислите периметр и площадь квадратного основания пирамиды.
— Как найти периметр и площадь квадрата?
Ответ: P = a х 4 , S = a х a
227х4 =908м; 227х227=51.529м2
IV.Домашнее задание
— Выполнить задания № 161,162 на с.51.
V. Итог урока.
— Подведем итог урока. Вернемся к пословице. Узнаем, впустую прошел урок или нет. Продолжите фразу.
-На уроке я узнал …
-На уроке я повторил …
-На уроке я еще раз вспомнил …
-На уроке я научился …
— Спасибо за урок!
Конспект урока математики
по программе «Начальная школа XXI века»
4 класс
Тема «Многогранники» (1-ый урок)
Задачи урока:
1. Повторить соотношения единиц длины и площади.
2. Дать учащимся представление о многограннике.
3. Тренировать навыки устных вычислений, навыки решения задач на нахождение периметра и площади квадрата и прямоугольника.
4. развивать логическое мышление, речь, внимание, познавательный интерес.
Оборудование:
1. М/м презентация
2. Карточки с пословицей, единицами длины и площади.
3. Цветные карандаши (красный, синий, желтый, зеленый)
4. Спички, пластилин.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на урок математики.
- Перед вами на партах лежат листочки, на которых написаны части предложения. Составьте из них пословицу.
Ответы детей.
«День прошел впустую, если ты не узнал ничего нового»
-Постараемся, чтобы сегодняшний день принес вам что-то новое.
II. Устный счет
1. К доске вызываются 3 ученика.
Задание №1
Расположите в порядке возрастания, начиная с самой маленькой единицы. Установите соотношения между единицами длины.
1. На доске карточки с единицами длины. (Мм, см, дм, м, км) и (10мм, 1см, 10см, 1дм , 10 дм, 1м,1000м, 1км ,100см, 1м , 1дм, 100см)
Ответ:
Мм, см, дм, м, км
10мм=1см 10см=1дм 10 дм=1м 1000м=1км 100см =1м 1дм=100см
Задание №2.
Расположите в порядке возрастания, начиная с самой маленькой единицы. Установите соотношения между единицами площади. (Мм2, см2, дм2, м2 ) и (100мм2, см, 100см 2,1дм2 100дм2 ,1м, 10000см2,1м2 ,1м2,1000000мм2 )
Ответ:
Мм2, см2, дм2, м2
100мм2 =1см2 100см 2=1дм2 100дм2 =1м 10000см2=1м2 1м2=1000000мм2
Задание №3.
2х10 |
2х100 |
2х1000 |
70:10 |
700:100 |
7000:1000 |
20х10 |
20х100 |
20х1000 |
700:10 |
7000:100 |
70000:1000 |
200х10 |
200х100 |
200х100 |
7000:10 |
70000:100 |
700000:1000 |
2. Работа с классом.
А. Показ на экране.
- Что это за фигуры?
Ответ: многоугольники
- Чем фигуры 1-ой группы отличаются от 2-ой?
- Какие виды четырехугольников вы здесь видите?
Ответ: прямоугольник и квадрат
- Какие свойства прямоугольника вы знаете?
Ответ: противоположные стороны одинаковые, углы прямые, диагонали в точке пересечения делятся пополам.
-Дайте определение прямоугольника.
-Какие свойства квадрата вы знаете?
Ответ: все стороны одинаковые, углы прямые, диагонали в точке пересечения делятся пополам.
- Дайте определение квадрата.
Б. Логическая задача.
- Как вы думаете, кто это?
-Из каких геометрических фигур они изображены?
-Посмотрите внимательно, найдите закономерность и нарисуйте недостающую кошку.
3. Проверка работ у доски.
4. Перевод величин длины и площади.
8м = …дм 80см =…дм 184дм =... м … дм 1160см =…м…дм |
7дм 2 =…см 2 2000 см2 =…дм2 4дм26см2 =…см2 1300дм2 = …м2 8м2 =…мм2 |
|
5. Итог: повторенный материал поможет вам в дальнейшем на уроке.
III. Новый материал
1. Введение в новый материал.
- Отгадайте загадку. Первые упоминания об этих фигурах известны еще за три тысячи лет до нашей эры в Египте и Вавилоне. Математиков поражала их красота, совершенство, гармония. Ученые считали эти фигуры божественными и использовали в своих философских сочинениях как первоосновы бытия: огонь, земля, воздух, вода.
- Что это за фигуры?
-Посмотрите на экран. (На слайде разные виды многогранников) Сейчас вы сможете назвать, что это такое?
- Это – многогранник. Сегодня на уроке мы узнаем, что это за фигура, из чего она состоит.
- Откройте учебник на стр. 85. Прочитайте тему урока.
- Прочитайте задание № 358. Рассмотрите фигуры. Из каких многоугольников состоит поверхность каждой из них?
- Прочитайте, как называются эти фигуры.
-Что называется гранью многогранника?
- Ребром?
- Вершиной?
- Сколько вершин, ребер, граней у каждого многогранника?
- Почему некоторые ребра обозначены сплошной чертой, а другие – пунктирной? (невидимые)
- Какие из известных фигур вы можете назвать многогранниками? (прямоугольный параллелепипед, куб, призма, пирамида) Показать фигуры.
- Выполнение №359,360
2. Практическая работа.
-Используя спички и пластилин, сделайте модель многогранника.
- Покажите ручкой вершины многогранника, ребра, грани.
3. Работа в Рабочей тетради.
- Открыли Рабочие тетради на с. 50 № 158.
-Выделите красным карандашом вершины, а синим - ребра каждого многогранника
- Выполнение №159. Объясните правописание пропущенных букв.
- Выполнение №160
4. Нахождение периметра и площади.
- Скажите, пожалуйста, какие известные строения на земле имеют форму многогранника?
Показ слайдов.
А.- Пирамида фараона Джосера-первое большое каменное строение на земле.
-Вычислите периметр и площадь основания пирамиды Джосера, если оно имеет форму прямоугольника со сторонами около 125 м и100 м
- Что такое периметр? Как найти периметр и площадь прямоугольника?
- Ответ: Р = (а + в ) х 2; S= а х в
-Открыли тетради. Решаем задачу.
1-ин ученик решает у доски.
Р = (25+100)х2=450(м)
S= 125*100=12.500(м2)
- Проверка.
Б. (Если останется время.)
Пирами́да Хео́пса- крупнейшая из египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней. Представляет собой остроконечный каменный холм высотой 137 м, стоящий на квадратном основании, каждая сторона которого равна 227м. На постройку ее пошло такое количество камня, что из него можно было бы воздвигнуть стену выше человеческого роста и толщиной в полметра, а длиной в 25000 км..
- Вычислите периметр и площадь квадратного основания пирамиды.
- Как найти периметр и площадь квадрата?
Ответ: P = a х 4 , S = a х a
227х4 =908м; 227х227=51.529м2
IV.Домашнее задание
- Выполнить задания № 161,162 на с.51.
V. Итог урока.
- Подведем итог урока. Вернемся к пословице. Узнаем, впустую прошел урок или нет. Продолжите фразу.
-На уроке я узнал …
-На уроке я повторил …
-На уроке я еще раз вспомнил …
-На уроке я научился …
- Спасибо за урок!
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
Подобрана интересная, разносторонняя информация для объяснения понятия многогранников. В материалах прослеживается развивающая направленность, дополнительный материал позволит учащимся узнать много нового о многогранниках и сферах их применения.
Понравилось использование рефлексии в конце урока, что является элементом личностно – ориентированного обучения.
При переходе к объяснению нового материала не сделан акцент на теме урока, она упоминается вскользь. Новую тему следует обязательно записать в тетради, тем более, после ее объявления начинается выполнение упражнений по учебнику.
Хотелось бы увидеть презентацию к данному уроку, о которой говорится в текстовом документе, автора учебника, список информационных источников, используемых при подготовке к уроку.
В изложении хода урока имеются неточности (опечатки), их не должно быть.
Материалы к уроку можно использовать при условии их доработки и устранении замечаний.