Тьюториальное сопровождение самообразования педагога (обобщение опыта)
До недавнего времени в Краснодарском крае тьюторство рассматривалось как организация информирования о предметах ЕГЭ теми преподавателями, которые являлись проводниками от института повышения квалификации к муниципальным органам управления образования. Чем же отличается современный преподаватель от преподавателя-тьютора? Преподаватель обучает, планирует учебную деятельность, помогает школьнику усвоить материал в случае пропуска или неусвоения. Преподаватель-тьютор же, зная о способностях обучающихся, сопровождает их развитие, разрабатывает перспективный план развития личности, строит индивидуальный образовательный маршрут, помогает школьнику пройти по индивидуальному образовательному маршруту, помогает учащемуся скорректировать его собственный индивидуальный план развития личности.
Зная, что основная часть наших педагогов не стремится к самоизменению, к самопознанию, а тем более к развитию надпредметных способностей ребёнка, ограничиваясь проведением уроков, мы понимали, что необходимо изменить менталитет самого преподавателя, а лучше, используя технологию тьюторства, подвести к самоизменению.
Тьютор многофункционален: он может сопровождать проектную деятельность школьников, может творческую деятельность, может быть тьютор в области здоровьесбережения, и так далее, но какое направление сопровождения учащегося не выбрал бы преподаватель, это неизбежно ведёт к изменению учащегося, к формированию надпредметных компетентностей как учителя, так и школьника, а значит к улучшению качества обучения.
Итак, что же мы сделали, чтобы преподаватель-тьютор появился в наших школах? Во-первых, провели ряд методических семинаров для заместителей директоров всех школ района, на которых подробно рассказывали о технологии тьюторства, о формировании образовательного заказа в школах, о повышении квалификации по этому направлению.
В условиях модульной системы повышения квалификации мы предложили модуль «Технология тьюторского сопровождения в контексте открытого образовательного пространства» для четырех категорий преподавателей: учителей начальной школы, старшей и средней ступени, для заместителей директоров, сопровождающих повышение квалификации.
Наши преподаватели на модульном обучении для нас являются тьторируемыми и проходят путь саморазвития, который в свою очередь предложат своим учащимся и их родителям.
Чтобы узнать затруднения каждого преподавателя, диагностируем их, предлагая заполнить анкеты. На основе данных педагог сам составляет проект своего изменения, своего «роста».
Как же мы проводим обучение? Ответ очевиден: для педагога, стремящегося измениться, не нужна теория, поэтому и занятия у нас практические. Кроме этого, на выходе должен получиться продукт деятельности тьюторируемого: проект. У учащихся – проект саморазвития, у педагога-тьютора – тьюторский проект сопровождения развития ребёнка.
После обучения мы должны зафиксировать изменения, произошедшие с педагогом, и определить дальнейшие шаги его саморазвития. Для этого проводим диагностику на выходе.
Современные требования к образованию заставляют менять устоявшиеся взгляды на принципы образования. Помните, нельзя исправить другого человека, но можно подвести его к изменению. И если эти изменения действительно хороши, то и другие люди, глядя на изменившегося, сами будут меняться. Главным инструментом в этом процессе будет тьюториальное сопровождение самообразования, саморазвития, самоактуализации педагога.
Список литературы:
1. Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования
// Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика .)
Тьюториальное сопровождение самообразования педагога
Т.И. Трофименко, заместитель директора, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район
До недавнего времени в Краснодарском крае тьюторство рассматривалось как организация информирования о предметах ЕГЭ теми преподавателями, которые являлись проводниками от института повышения квалификации к муниципальным органам управления образования. Чем же отличается современный преподаватель от преподавателя-тьютора? Преподаватель обучает, планирует учебную деятельность, помогает школьнику усвоить материал в случае пропуска или неусвоения. Преподаватель-тьютор же, зная о способностях обучающихся, сопровождает их развитие, разрабатывает перспективный план развития личности, строит индивидуальный образовательный маршрут, помогает школьнику пройти по индивидуальному образовательному маршруту, помогает учащемуся скорректировать его собственный индивидуальный план развития личности.
Зная, что основная часть наших педагогов не стремится к самоизменению, к самопознанию, а тем более к развитию надпредметных способностей ребёнка, ограничиваясь проведением уроков, мы понимали, что необходимо изменить менталитет самого преподавателя, а лучше, используя технологию тьюторства, подвести к самоизменению.
Тьютор многофункционален: он может сопровождать проектную деятельность школьников, может творческую деятельность, может быть тьютор в области здоровьесбережения, и так далее, но какое направление сопровождения учащегося не выбрал бы преподаватель, это неизбежно ведёт к изменению учащегося, к формированию надпредметных компетентностей как учителя, так и школьника, а значит к улучшению качества обучения.
Итак, что же мы сделали, чтобы преподаватель-тьютор появился в наших школах? Во-первых, провели ряд методических семинаров для заместителей директоров всех школ района, на которых подробно рассказывали о технологии тьюторства, о формировании образовательного заказа в школах, о повышении квалификации по этому направлению.
В условиях модульной системы повышения квалификации мы предложили модуль «Технология тьюторского сопровождения в контексте открытого образовательного пространства» для четырех категорий преподавателей: учителей начальной школы, старшей и средней ступени, для заместителей директоров, сопровождающих повышение квалификации.
Наши преподаватели на модульном обучении для нас являются тьторируемыми и проходят путь саморазвития, который в свою очередь предложат своим учащимся и их родителям.
Чтобы узнать затруднения каждого преподавателя, диагностируем их, предлагая заполнить анкеты. На основе данных педагог сам составляет проект своего изменения, своего «роста».
Как же мы проводим обучение? Ответ очевиден: для педагога, стремящегося измениться, не нужна теория, поэтому и занятия у нас практические. Кроме этого, на выходе должен получиться продукт деятельности тьюторируемого: проект. У учащихся – проект саморазвития, у педагога-тьютора – тьюторский проект сопровождения развития ребёнка.
После обучения мы должны зафиксировать изменения, произошедшие с педагогом, и определить дальнейшие шаги его саморазвития. Для этого проводим диагностику на выходе.
Современные требования к образованию заставляют менять устоявшиеся взгляды на принципы образования. Помните, нельзя исправить другого человека, но можно подвести его к изменению. И если эти изменения действительно хороши, то и другие люди, глядя на изменившегося, сами будут меняться. Главным инструментом в этом процессе будет тьюториальное сопровождение самообразования, саморазвития, самоактуализации педагога.
Список литературы:
-
Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования
// Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика 2004 г.)
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»