Массаж карандашами в логопедической практике.
Краткое описание
Создатель известного среди логопедов сайта "ЛОГОПЕДИЯ по ПЯТНИЦАМ" Т.В. Пятница является автором книги «Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами». – Мн.: Аверсвэв, 2005. Она предложила практикам дошкольной логопедии эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа. Это не совсем знакомый для педагогов массаж. Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета, с помощью карандаша. Автором статьи дополнены рифмовки и инструкции к некоторым видам упражнений, а так же добавлены рекомендации к проведению данного вида массажа.
Описание
Массаж карандашами в логопедической практике.
Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга, тонизируют весь организм, благоприятствуют психоэмоциональной устойчивости.
Создатель известного среди логопедов сайта "ЛОГОПЕДИЯ по ПЯТНИЦАМ" Т.В. Пятница является автором книги «Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами». – Мн.: Аверсвэв, 2005. Она предложила практикам дошкольной логопедии эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа. Это не совсем знакомый для педагогов массаж. Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета, с помощью карандаша.
Все педагоги знают, как дошкольники любят рисовать. А если предложить ребенку поиграть с карандашами, помассировать ладони и пальцы?
С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.
Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.
Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Вот с какой вводной беседы можно начинать игры с карандашами.
«Мой маленький друг!
В твоем доме, конечно, живут карандаши. Посмотри, какие они разные: длинные, короткие, тонкие, толстые, шестигранные, разноцветные.
Ты рисуешь карандашами замечательные картинки – яркие и веселые.
А знаешь ли ты, что карандаши могут играть с твоими пальчиками? Это очень полезные игры. Скоро ты пойдешь в школу, будешь учиться красиво и аккуратно писать в тетрадке. Нужно, чтобы твои пальцы стали ловкими, подвижными и умелыми.
Возьми свои карандаши и поиграй с ними!"
Автором статьи дополнены рифмовки и инструкции к некоторым видам упражнений, а так же добавлены рекомендации к проведению данного вида массажа:
1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.
3. Каждому упражнению соответствует своя рифмовка. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими рифмованными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за тем, как выполняются заданные движения.
4.Предлагаемые Вам ниже упражнения с помощью карандашей можно использовать как динамическую паузу на фронтальном занятии.
Варианты упражнений:
• «Скольжение» (фотография в приложении «Скольжение»)
Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании, и с упором острым концом в стол.
Инструкция: «Держи пальцами длинный карандаш так, как ты его держишь, когда рисуешь. Крепко сожми пальцы рук. Двигайся по карандашу сначала вверх, потом вниз».
Проговаривание рифмовки: «По карандашу скольжу, съехать вниз скорей спешу».
• «Ладошка» (фотография в приложении «Ладошка»)
Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе. Массаж карандашом межпальцевых зон.
Инструкция: «Положи на стол ладонь. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша».
Проговаривание рифмовки: «Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко».
• «Эстафета» (фотография в приложении «Эстафета»)
Передача карандаша поочередно каждому пальчику из правой в левую руку.
Инструкция: «Сожми карандаш указательным пальцем правой руки, подержи, передай его указательному пальцу левой руки. Удерживай карандаш средним пальцем правой руки. Передай его среднему пальцу левой руки. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцам».
Проговаривание рифмовки: «Карандаш я подержу, в гости к пальчику приду».
• «Качалочка» (фотография в приложении «Качалочка»)
Прокатывание карандаша между пальцами. Массаж межпальцевой зоны.
Инструкция: «Прокати карандаш между пальчиками. Постарайся его не уронить».
Проговаривание рифмовки: «Карандаш не отдыхает, между пальцами гуляет».
• «Добывание огня» (фотография в приложении «Добывание огня 1», «Добывание огня 2»)
Прокатывание карандаша ладонями.
Инструкция: «Положи карандаш на правую ладошку. Прикрой его левой ладонью. Катай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям. Попробуй сделать это сразу с двумя карандашами».
Проговаривание рифмовки: «Карандаш катать я буду, может быть, огонь добуду».
• «Утюжок»
Прокатывание карандаша по поверхности стола.
Инструкция: «Возьми карандаш. Положи его на стол. «Прокати карандаш сначала ладонью правой руки, а потом левой».
Проговаривание рифмовки: «Карандаш по столу прокачу, вверх и вниз, как захочу».
Систематическое использование автором перечисленных упражнений доказало следующее:
· Они создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
· Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
· Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения пальцев рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
· В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Уважаемые коллеги, Желаю и Вам больших успехов!
Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга, тонизируют весь организм, благоприятствуют психоэмоциональной устойчивости.
Создатель известного среди логопедов сайта "ЛОГОПЕДИЯ по ПЯТНИЦАМ" Т.В. Пятница является автором книги «Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами». – Мн.: Аверсвэв, 2005. Она предложила практикам дошкольной логопедии эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа. Это не совсем знакомый для педагогов массаж. Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета, с помощью карандаша.
Все педагоги знают, как дошкольники любят рисовать. А если предложить ребенку поиграть с карандашами, помассировать ладони и пальцы?
С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.
Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.
Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Вот с какой вводной беседы можно начинать игры с карандашами.
«Мой маленький друг!
В твоем доме, конечно, живут карандаши. Посмотри, какие они разные: длинные, короткие, тонкие, толстые, шестигранные, разноцветные.
Ты рисуешь карандашами замечательные картинки – яркие и веселые.
А знаешь ли ты, что карандаши могут играть с твоими пальчиками? Это очень полезные игры. Скоро ты пойдешь в школу, будешь учиться красиво и аккуратно писать в тетрадке. Нужно, чтобы твои пальцы стали ловкими, подвижными и умелыми.
Возьми свои карандаши и поиграй с ними!"
Автором статьи дополнены рифмовки и инструкции к некоторым видам упражнений, а так же добавлены рекомендации к проведению данного вида массажа:
1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.
3. Каждому упражнению соответствует своя рифмовка. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими рифмованными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за тем, как выполняются заданные движения.
4.Предлагаемые Вам ниже упражнения с помощью карандашей можно использовать как динамическую паузу на фронтальном занятии.
Варианты упражнений:
• «Скольжение» (фотография в приложении «Скольжение»)
Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании, и с упором острым концом в стол.
Инструкция: «Держи пальцами длинный карандаш так, как ты его держишь, когда рисуешь. Крепко сожми пальцы рук. Двигайся по карандашу сначала вверх, потом вниз».
Проговаривание рифмовки: «По карандашу скольжу, съехать вниз скорей спешу».
• «Ладошка» (фотография в приложении «Ладошка»)
Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе. Массаж карандашом межпальцевых зон.
Инструкция: «Положи на стол ладонь. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша».
Проговаривание рифмовки: «Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко».
• «Эстафета» (фотография в приложении «Эстафета»)
Передача карандаша поочередно каждому пальчику из правой в левую руку.
Инструкция: «Сожми карандаш указательным пальцем правой руки, подержи, передай его указательному пальцу левой руки. Удерживай карандаш средним пальцем правой руки. Передай его среднему пальцу левой руки. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцам».
Проговаривание рифмовки: «Карандаш я подержу, в гости к пальчику приду».
• «Качалочка» (фотография в приложении «Качалочка»)
Прокатывание карандаша между пальцами. Массаж межпальцевой зоны.
Инструкция: «Прокати карандаш между пальчиками. Постарайся его не уронить».
Проговаривание рифмовки: «Карандаш не отдыхает, между пальцами гуляет».
• «Добывание огня» (фотография в приложении «Добывание огня 1», «Добывание огня 2»)
Прокатывание карандаша ладонями.
Инструкция: «Положи карандаш на правую ладошку. Прикрой его левой ладонью. Катай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям. Попробуй сделать это сразу с двумя карандашами».
Проговаривание рифмовки: «Карандаш катать я буду, может быть, огонь добуду».
• «Утюжок»
Прокатывание карандаша по поверхности стола.
Инструкция: «Возьми карандаш. Положи его на стол. «Прокати карандаш сначала ладонью правой руки, а потом левой».
Проговаривание рифмовки: «Карандаш по столу прокачу, вверх и вниз, как захочу».
Систематическое использование автором перечисленных упражнений доказало следующее:
· Они создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
· Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
· Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения пальцев рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
· В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Уважаемые коллеги, Желаю и Вам больших успехов!
Ссылка на материал: перейти
11 июня 2011
Файлы
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного запроса котировок»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Маршрут непрерывного образования педагога: нормативно-правовые основы и эффективные технологии»
- Мастер-класс как эффективная педагогическая технология успешной аттестации и повышения профессиональной компетентности
- Новый порядок проведения аттестации педагогических работников. Комментарии и разъяснения к приказу от 7 апреля 2014 года № 276 и положению
Внимательно прочитал материал. Как мне представляется, Вам удалось очень удачно доработать и дополнить начальный материал. Как мне кажется, у Вас бы получилось научной работой заниматься.
Спасибо