ПРОГРАММА «Учитель – главный субъект образовательного процесса»
Происходящие в нашей стране процессы преобразований требуют от учителя принципиально новых подходов к совершенствованию педагогической деятельности. В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность выпускников школы нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Ведущую роль в решении этой задачи принадлежит учителю. От его личностных, профессиональных качеств, стиля общения с учащимися, от условий, в которых протекает это общение зависит будущее учеников, а следовательно, и будущее нации, общества, страны.
В месте с тем приходится констатировать что условия туда и жизни сельского учителя на сегодняшний день оставляет желать лучшего:
- Тотальная бюрократизация управленческой работы руководителей школ и их заместителей
- Погоня за новизной, суетливый авангардизм
- Иллюзия эффективности работы с педкадрами, связанная с магией новых терминов, слепо заимствованных из зарубежной практики
- Увеличившаяся (возрастающая) перегрузка учителей
- Утрата интереса учителя к самообразованию
- Ложное толкование чиновниками от образования, и даже руководителями школ, идеи усиления вертикали власти
- Падение общественного авторитета педагогов в социуме (в лице родителей, учащихся, прежде всего) из-за «позорно низкой» зарплаты (слова В.В.Путина), фактическое отстранение их от участия даже в обсуждении проблем образования, падение престижа учительской профессии
- Последовательное исчезновение из образовательной среды методистов – людей, специально подготовленных для повышения квалификации учителей, для обеспечения их профессионального роста.
Цель:
Разработка комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование индивидуального стиля учителя сельской школы-интерната.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития учительского потенциала.
- выявить критерии, определяющие уровень развития учительского потенциала.
- создать необходимые педагогические условия для развития учителя.
- создать систему мотивирования педагогов, успешно повышающих свою квалификацию, добивающихся высокого качества знаний учащихся и роста достижений, как собственных, так и школьников.
- проводить регулярный мониторинг, с целью объективной оценки труда педагогов.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Уська-Орочского сельского поселения
Ванинского муниципального района Хабаровского края
ПРОГРАММА
«Учитель – главный субъект образовательного процесса»
Актуализация:
Происходящие в нашей стране процессы преобразований требуют от учителя принципиально новых подходов к совершенствованию педагогической деятельности. В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность выпускников школы нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Ведущую роль в решении этой задачи принадлежит учителю. От его личностных, профессиональных качеств, стиля общения с учащимися, от условий, в которых протекает это общение зависит будущее учеников, а следовательно, и будущее нации, общества, страны.
В месте с тем приходится констатировать что условия туда и жизни сельского учителя на сегодняшний день оставляет желать лучшего:
-
Тотальная бюрократизация управленческой работы руководителей школ и их заместителей
-
Погоня за новизной, суетливый авангардизм
-
Иллюзия эффективности работы с педкадрами, связанная с магией новых терминов, слепо заимствованных из зарубежной практики
-
Увеличившаяся (возрастающая) перегрузка учителей
-
Утрата интереса учителя к самообразованию
-
Ложное толкование чиновниками от образования, и даже руководителями школ, идеи усиления вертикали власти
-
Падение общественного авторитета педагогов в социуме (в лице родителей, учащихся, прежде всего) из-за «позорно низкой» зарплаты (слова В.В.Путина), фактическое отстранение их от участия даже в обсуждении проблем образования, падение престижа учительской профессии
-
Последовательное исчезновение из образовательной среды методистов – людей, специально подготовленных для повышения квалификации учителей, для обеспечения их профессионального роста.
Эти негативные явления приводят к «синдрому эмоционального выгорания». Обнаруживается явное противоречие между динамикой профессиональных задач, требований к учителю и низким уровнем готовности учителя к их осуществлению.
Цель:
Разработка комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование индивидуального стиля учителя сельской школы-интерната.
Задачи:
-
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития учительского потенциала.
-
выявить критерии, определяющие уровень развития учительского потенциала.
-
создать необходимые педагогические условия для развития учителя.
-
создать систему мотивирования педагогов, успешно повышающих свою квалификацию, добивающихся высокого качества знаний учащихся и роста достижений, как собственных, так и школьников.
-
проводить регулярный мониторинг, с целью объективной оценки труда педагогов.
Сроки реализации программы: 2009 – 2013 гг.
Принципы:
-
гуманизм и демократизм;
-
научность и интегративность;
-
индивидуальность;
-
систематичность
-
культуросообразность
-
гуманитаризация
-
личностной ориентации
Результаты программы:
-
реконструирование методической работы в школе-интернате;
-
повышение квалификации и наращивание кадрового потенциала в школе-интернате;
-
положительное изменение качественных показателей труда педагогических работников и деятельности школы-интерната в целом;
-
создание условий для изменения статуса учителя, перевод его с позиции “урокодателя” на позиции педагога-менеджера, педагога-методиста, педагога-исследователя и экспериментатора.
Продукт программы:
-
создание системы работы с педагогическими кадрами по развитию учительского потенциал;
-
формирование банка данных педагогов;
-
портфолио учителя как совокупность личных достижений педагога в качестве стимула к развитию своей методической работы и основы для аттестации на повышение или подтверждение квалификационной категории.
Условия, обеспечивающие эффективный профессиональный рост педагога:
-
нормативно-правовые;
-
кадровые;
-
финансовые;
-
материально-технические;
-
научно-методические;
-
мотивационные;
-
временные.
Этапы:
Ι этап 2009-2010 гг. – подготовительный
Цель:
подготовить условия для формирования системы работы с педагогами школы для профессионального роста.
Задачи:
-
Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
-
Разработка программы «Учитель – главный субъект образовательного процесса».
-
Диагностика педагогов.
-
Работа по системе портфолио.
-
Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
ΙΙ этап 2010-2012 гг. – экспериментальный
Цель:
апробация системы работы с педагогами школы для профессионального роста.
Задачи:
-
Создание банка данных педагогов.
-
Обучение через методическую учёбу, педсоветы, самообразование.
-
Формирование методического кабинета школы-интерната, удовлетворяющего современным требованиям
-
Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс
-
Проведение методически выставок.
-
Участие в конкурсах профессионального мастерства.
ΙΙΙ этап 2012-2013 гг. – обобщающий этап
Цель:
Подведение итогов и определение задач на будущую работу.
Задачи:
-
Мониторинг результативности и обобщение результатов инновационной деятельности педагогов.
-
Создание банка педагогического опыта педагогов.
-
Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
План мероприятий по реализации программы “ Учитель – главный субъект образовательного процесса ” на 2009 – 2013 гг.
№ |
Направления деятельности (мероприятия) |
Сроки |
Ответственные |
Ι этап 2009-2010 гг. – подготовительный |
|||
|
Мотивация педагогов |
ежегодно |
Директор |
1 |
Создание творческой группы по составлению программы
|
2009 |
Директор |
2 |
Разработка программы «Учитель – главный субъект образовательного процесса» |
2009 |
Клещевникова Н.Ю. Паденкова М.А. Жуков А.В.
|
3 |
Создание инициативной группы по реализации программы. |
2009 |
Директор Заместитель директора по УВР
|
4 |
|
постоянно |
Директор Заместитель директора по УВР Библиотекарь |
5 |
Знакомство с имеющимся практическим опытом работы по проблеме. |
2009 |
Заместитель директора по УВР Руководители предметных МО Члены инновационной группы |
6 |
Изучение и подготовка нормативно-правовой базы, подзаконных актов:
|
2009 |
Инициативная группа |
7 |
Диагностика педагогов |
2009 |
Администрация |
8 |
Начало освоения технологии «Портфолио» для оценивания работы учителей: разработка положения о системе «Портфолио», поэтапное внедрение технологии «Портфолио» в образовательный процесс |
2009 |
Инициативная группа Учителя-предметники |
9 |
Прохождение курсов повышения квалификации педагогов:
|
Ноябрь 2009
Ноябрь 2009
Ноябрь 2009 Декабрь 2009 |
Абрамова Н.Ф.
Н.Ю. Клещевникова
Л.И. Сауленко
Н.Б. Наприенко |
10 |
Организация творческих отчётов по пропаганде передового и эффективного опыта работы на уровне коллектива школы, района. Проведение ЕМД |
Декабрь 2009 Февраль 2010 |
Администрация |
11 |
Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс: Мастер-класс учителей активно применяющих современные педагогические технологии в своей работе |
Март |
Учителя-предметники |
12 |
Участие учителей в конкурсе «Учитель года» и др. |
Раз в год |
Администрация Учителя-предметники |
13 |
Подготовка к созданию сайта школы-интерната |
|
Администрация |
ΙΙ этап 2010-2012 гг. – экспериментальный |
|||
1 |
Организация и проведение мониторинговых исследований новых образовательных достижений учителей. |
2010-2013 |
Администрация
|
2 |
Подготовка и публикация материалов учителей по применению современных педагогических технологий. Размещение итогов работы по внедрению технологий на своём сайте. |
ежегодно |
Учителя-предметники Администрация
|
3 |
Внедрение информационно-коммуникационных технологий. Обучение учителей методике работы с интерактивными досками |
Декабрь 2009 |
Администрация
|
4 |
Продолжить работу по проведению ЕМД |
ежегодно |
Администрация Учителя-предметники |
5 |
Проведение педсоветов по темам:
|
|
Н.Ф.Абрамова |
6 |
Создание планов по самообразованию |
2010 |
Учителя-предметники |
7 |
Совершенствование научно-методического кабинета школы-интерната, удовлетворяющего современным условиям. |
2010-2012 |
Администрация |
8 |
Совершенствование программы «Обновление содержание образования» (см. приложение 1) |
2009 |
Руководители МО |
ΙΙΙ этап 2012-2013 гг. – обобщающий этап
|
|||
1 |
Мониторинг реализации программы. |
ежегодно |
Заместитель директора по УВР |
2 |
Анализ работы в рамках реализации программы. |
2013 |
Директор |
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»