Применение деятельностного подхода на уроках иностранного языка.
Должность: заместитель директора по УВР, учитель английского языка
Школа: МОУ "Няндомская муниципальная средняя общеобразовательная школа №3"
Адрес: г. Няндома, Архангельская область, ул.60-лет Октября, д. 20-А
Применение деятельностного подхода
на уроках иностранного языка.
В основе стандартов образования нового поколения лежит системно-деятельностный подход. Цель системно-деятельностного подхода — развитие личности. В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.
Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Учащиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации. Применима деловая игра (модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторой цели) и дискуссия (спор, обсуждение, упорядоченный обмен мнениями).
В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять парную работу. Примеры методик парной работы:
1. Использование метода Ривина А.Г. Каждый учащийся получает тему и прорабатывает ее по частям в парах сменного состава. Названия частей записывается в тетрадь. После проработки всего текста учащиеся выступает по теме.
2. Обратная методика Ривина А.Г. можно использовать при составления тем или как подготовку к пересказу текста по плану.
Каждый ученик получает подробный план своей темы. Его задача – по плану восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные учащиеся.
3. Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах. 1 учащийся пары повторяет одно правило, 2 учащийся второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом учащиеся меняются ролями.
4. Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик – без ответов.
5. Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос, второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов.
Примеры методов групповой работы:
1. Метод «разрезанной информации». Формируются команды учащихся, каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу.
2. Метод «учимся вместе». В разнородных группах дети работают над темой или лексикой. После этого группы сравнивают результаты своей работы. .
4. Методпроектов. Учащиеся ищут информацию, которая нужна им для выполнения и презентации своей работы.
В основе всех этих приёмов и методов лежат принципы деятельностного подхода:
Принцип минимакса – освоение материала на максимальном уровне и обеспечение усвоения на уровне минимума (государственного стандарта знаний). Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а ищет их сам осознанно. Принцип психологической комфортности – создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалогических и монологических форм общения. Принцип вариативности – формирование учащимися способностей к выбору вариантов. Принцип творчества – приобщение учеников к творческой деятельности.
Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.
Савичева
И.Б., заместитель директора по УВР первой
квалификационной категории, учитель
английского языка
высшей квалификационной
категории
МОУ «Няндомская МСОШ
№3»,
г.Няндома, Архангельская область
Применение
деятельностного подхода
на уроках
иностранного языка.
В основе
стандартов образования нового
поколения лежит системно-деятельностный
подход. Цель системно-деятельностного
подхода - развитие личности. В основе
технологии деятельностного подхода
лежит участие ребенка в учебном процессе
в качестве субъекта учения. Основной
принцип деятельностного подхода состоит
в том, что знания не преподносятся в
готовом виде, учащиеся получают
информацию, самостоятельно участвуя в
исследовательской деятельности. Задача
учителя при введении или отработке
материала состоит не в том, чтобы все
доступно объяснить и рассказать. Учитель
должен организовать исследовательскую
работу учеников, чтобы они сами нашли
решения проблемы, отработали в речи
грамматические и лексические структуры.
Для активизации познавательной и
практической деятельности учащихся на
уроках иностранного языка можно
использовать разнообразные приёмы,
формы и методы организации
учебно-воспитательного процесса.
Использование деятельностного подхода
формирует мотивацию учащихся к изучению
иностранного языка, создаёт положительный
эмоциональный фон урока. Приемы работы
могут быть разнообразны: игровые формы
деятельности при введении и закреплении
новой лексики, использование игрушек,
активизация речевой деятельности с
помощью разнообразного дидактического
и раздаточного материала, создание
компьютерной анимации и слайдов,
озвученных на иностранном языке.
Применение
ролевой игры
предполагает самостоятельное языковое
поведение, выбор лексики, интонаций и
стиля поведения в заданной ситуации.
Учащиеся выбирают роли, обыгрывая
жизненные ситуации.
Применима деловая
игра (модель
взаимодействия людей в процессе
достижения некоторой цели) и дискуссия
(спор, обсуждение, упорядоченный обмен
мнениями).
В рамках
деятельностного подхода на уроках
иностранного языка целесообразно
применять парную работу.
Примеры методик парной
работы:
1.
Использование метода
Ривина А.Г. Каждый
учащийся получает тему и прорабатывает
ее по частям в парах сменного состава.
Названия частей записывается в тетрадь.
После проработки всего текста учащиеся
выступает по теме.
2.
Обратная методика
Ривина А.Г. можно
использовать при составления тем или
как подготовку к пересказу текста по
плану.
Каждый
ученик получает подробный план своей
темы. Его задача – по плану восстановить
содержание темы по текстам, которые
имеют разные учащиеся.
3.
Методика взаимопередачи
тем предназначена
для организации изучения теоретического
учебного материала на основе работы
учащихся в парах. 1
учащийся пары повторяет одно правило,
2 учащийся второе правило. Сначала 1
объясняет, напоминает, учит второго,
проверяет уровень его понимания. Потом
учащиеся меняются ролями.
4.
Методика взаимотренажа.
Эта методика предназначена для организации
процессов повторения, закрепления,
тренировки. На специальных карточках
оформляются 5-6 упражнений с ответами.
Один ученик имеет при себе карточку с
ответами, а другой ученик – без ответов.
5. Методика
взаимопроверки индивидуальных заданий.
Индивидуальные задания представляют
собой набор карточек, включающий все
типы вопросов. Ученики, работая в парах,
отвечают на вопросы. Первый ученик
задаёт вопрос, второй отвечает. У первого
ученика есть объяснения ответов.
Примеры
методов групповой работы:
1.
Метод «разрезанной
информации». Формируются команды
учащихся, каждому из учеников
предоставляется только часть информации,
необходимой для выполнения какой-либо
учебной задачи. Учащимся приходится по
очереди учить друг друга и помогать
друг другу.
2. Метод
«учимся вместе». В
разнородных группах дети работают над
темой или лексикой. После этого группы
сравнивают результаты своей работы.
.
4. Метод проектов.
Учащиеся ищут информацию, которая нужна
им для выполнения и презентации своей
работы.
В основе всех
этих приёмов и методов лежат принципы
деятельностного подхода:
Принцип минимакса – освоение материала на максимальном уровне и обеспечение усвоения на уровне минимума (государственного стандарта знаний). Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а ищет их сам осознанно. Принцип психологической комфортности – создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалогических и монологических форм общения. Принцип вариативности – формирование учащимися способностей к выбору вариантов. Принцип творчества – приобщение учеников к творческой деятельности.
Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»