Развитие общей культуры учащихся через формирование орфографической грамотности на уроках русского языка
Русский язык – богатейшее культурное наследие. Задача учителя – филолога работать над развитием общей культуры учащихся через формирование орфографической грамотности на уроках русского языка. В чем актуальность проблемы? Повышение уровня речевой культуры учащихся – одна из основных задач, стоящих перед школой. Ребенку надо всмотреться в слово, познакомиться с его предками и родственниками, узнать, как оно работает, вслушаться в звучание, осознать значимость самого слова.
Можно ли всех научить грамотности на уроках русского языка всех детей?
Да, если будем помнить следующее:
· правила не приводят к грамотности, если они не востребованы. Это ключ к открытию тайны слова. Поэтому нужно учить детей запоминать не правила, а ситуации написания морфемы, слова, словосочетания, предложения; необходимо создать возможность писать интуитивно;
· если будет исключение ошибок, вызванных неверными аналогиями. Почему большинство пишет «аппеляция? Потому что в подсознании «аппарат», «аппетит». Поэтому происходит прочное запечатление первого сигнала, перенесение его на аналогичные и рождение в результате ошибочного тождества;
· минимизация словесного материала правила. Вместо слов зрительно-опорные графические схемы, которые визуальный объем информации сокращают в несколько раз. А зрительная память ребенка более цепкая, чем словесно-логическая ( это доказал еще Бехтерев).
С какими проблемами сталкивается учитель при изучении орфографии?
· трудности в самой системе русского правописания, второго в мире по сложности, после японского;
· дефицит времени для тренировочных упражнений, которые обеспечили бы и усвоение правил, и достаточно прочные орфографические навыки;
· учебные возможности учащихся, ведь ни для кого не секрет, что число детей с нарушением фонематики, дисграфиков возросло.
Каковы пути формирования грамотности?
Прежде всего формирование интуиции, так как абсолютная грамотность – это работа интуиции. А для того, чтобы она работала, надо сталкивать случаи разного написания в рамках единой графической схемы ( преграда- приходить, прекрасный – приклеить, препятствие- прикрыть); погружать детей в текст, где требуется объяснить все орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях.
Итак, приобрести и привить врожденную грамотность возможно, для этого
· нужно моделировать диалогическое взаимодействие ( проблемные вопросы, ситуации выбора);
· формировать умения видеть смысловые различия слов;
· формировать внутреннюю мотивацию учащихся в овладении орфографической культурой.
Таким образом формирую и развиваю компетенции ребят:
· умения наблюдать и анализировать;
· истолковывать увиденное в форме суждения;
· умения самостоятельно выделять общие признаки для ряда предметов, классифицировать в группы по одному или нескольким признакам;
· классифицировать предстоящие мыслительные операции и выражать в слове ход выполняемых действий.
Абсолютная грамотность – это умение видеть слово на разных этапах его становления. Особо нужно остановиться на исключениях. Как правило, это исторически объяснимые словоформы, которые пишутся так в силу этимологических и структурных причин.
Известно, что грамотным ученик становится только в результате многократных упражнений в письме и систематического повторения теоретических сведений. Этому способствуют разнообразные формы работы на уроке: орфографические зарядки, дуэли, словарные диктанты по блочным темам, диктанты, составленные учащимися, и т.д. Большое внимание уделяю работе над ошибками во всех видах работы: домашних, классных, контрольных, творческих. На уроке должно быть поменьше учителя – побольше ученика.
Почва скуки – пассивность, и активизировать деятельность ученика на уроке- важная педагогическая задача. Поэтому стараюсь в своей педагогической практике разнообразить формы работы, находить оптимальные методы и приемы. С этой целью мною составлен сборник словарных диктантов по орфографии, который поможет учителю качественно осуществлять проверку знаний учащихся, а также даст возможность школьникам совершенствовать орфографические навыки; сборник теоретических материалов по орфографии и пунктуации; сводная таблица по анализу поэтического текста.
При оценивании ответов ребят отметки выставляю не за конечный результат, а за процесс его получения; ученик сравнивается не с одноклассниками в плане выполнения каких -либо действий, а с самим собой вчерашним.
Какова же результативность опыта?
· Повышение общей культуры учащихся. мотивации к обучению, качества обученности, уровня орфографической и речевой грамотности.
· Развитие орфографической зоркости и всех видов памяти ребенка.
Каковы же параметры успешного освоения опыта?
· любовь к детям;
· знание психологических, возрастных особенностей учащихся;
· использование технологии личностно ориентированного обучения, позволяющей учить детей в зоне их ближайшего развития.
Результативность: качество знаний по русскому языку за 3 года составляет 66.7%, по литературе – 82.2%
Развитие общей культуры учащихся через формирование орфографической грамотности на уроках русского языка.
Русский язык – богатейшее культурное наследие. Задача учителя – филолога работать над развитием общей культуры учащихся через формирование орфографической грамотности на уроках русского языка. В чем актуальность проблемы? Повышение уровня речевой культуры учащихся – одна из основных задач, стоящих перед школой. Ребенку надо всмотреться в слово, познакомиться с его предками и родственниками, узнать, как оно работает, вслушаться в звучание, осознать значимость самого слова.
Можно ли всех научить грамотности на уроках русского языка всех детей?
Да, если будем помнить следующее:
-
правила не приводят к грамотности, если они не востребованы. Это ключ к открытию тайны слова. Поэтому нужно учить детей запоминать не правила, а ситуации написания морфемы, слова, словосочетания, предложения; необходимо создать возможность писать интуитивно;
-
если будет исключение ошибок, вызванных неверными аналогиями. Почему большинство пишет «аппеляция? Потому что в подсознании «аппарат», «аппетит». Поэтому происходит прочное запечатление первого сигнала, перенесение его на аналогичные и рождение в результате ошибочного тождества;
-
минимизация словесного материала правила. Вместо слов зрительно-опорные графические схемы, которые визуальный объем информации сокращают в несколько раз. А зрительная память ребенка более цепкая, чем словесно-логическая ( это доказал еще Бехтерев).
С какими проблемами сталкивается учитель при изучении орфографии?
-
трудности в самой системе русского правописания, второго в мире по сложности, после японского;
-
дефицит времени для тренировочных упражнений, которые обеспечили бы и усвоение правил, и достаточно прочные орфографические навыки;
-
учебные возможности учащихся, ведь ни для кого не секрет, что число детей с нарушением фонематики, дисграфиков возросло.
Каковы пути формирования грамотности?
Прежде всего формирование интуиции, так как абсолютная грамотность – это работа интуиции. А для того, чтобы она работала, надо сталкивать случаи разного написания в рамках единой графической схемы ( преграда- приходить, прекрасный – приклеить, препятствие- прикрыть); погружать детей в текст, где требуется объяснить все орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях.
Итак, приобрести и привить врожденную грамотность возможно, для этого
-
нужно моделировать диалогическое взаимодействие ( проблемные вопросы, ситуации выбора);
-
формировать умения видеть смысловые различия слов;
-
формировать внутреннюю мотивацию учащихся в овладении орфографической культурой.
Таким образом формирую и развиваю компетенции ребят:
-
умения наблюдать и анализировать;
-
истолковывать увиденное в форме суждения;
-
умения самостоятельно выделять общие признаки для ряда предметов, классифицировать в группы по одному или нескольким признакам;
-
классифицировать предстоящие мыслительные операции и выражать в слове ход выполняемых действий.
Абсолютная грамотность – это умение видеть слово на разных этапах его становления. Особо нужно остановиться на исключениях. Как правило, это исторически объяснимые словоформы, которые пишутся так в силу этимологических и структурных причин.
Известно, что грамотным ученик становится только в результате многократных упражнений в письме и систематического повторения теоретических сведений. Этому способствуют разнообразные формы работы на уроке: орфографические зарядки, дуэли, словарные диктанты по блочным темам, диктанты, составленные учащимися, и т.д. Большое внимание уделяю работе над ошибками во всех видах работы: домашних, классных, контрольных, творческих. На уроке должно быть поменьше учителя – побольше ученика.
Почва скуки – пассивность, и активизировать деятельность ученика на уроке- важная педагогическая задача. Поэтому стараюсь в своей педагогической практике разнообразить формы работы, находить оптимальные методы и приемы. С этой целью мною составлен сборник словарных диктантов по орфографии, который поможет учителю качественно осуществлять проверку знаний учащихся, а также даст возможность школьникам совершенствовать орфографические навыки; сборник теоретических материалов по орфографии и пунктуации; сводная таблица по анализу поэтического текста.
При оценивании ответов ребят отметки выставляю не за конечный результат, а за процесс его получения; ученик сравнивается не с одноклассниками в плане выполнения каких -либо действий, а с самим собой вчерашним.
Какова же результативность опыта?
-
Повышение общей культуры учащихся. мотивации к обучению, качества обученности, уровня орфографической и речевой грамотности.
-
Развитие орфографической зоркости и всех видов памяти ребенка.
Каковы же параметры успешного освоения опыта?
-
любовь к детям;
-
знание психологических, возрастных особенностей учащихся;
-
использование технологии личностно ориентированного обучения, позволяющей учить детей в зоне их ближайшего развития.
Результативность : качество знаний по русскому языку за 3 года составляет 66.7%, по литературе – 82.2%
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Современные технологии обучения детей с ОВЗ
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»