Творческая разработка «Три типа склонения имен существительных в единственном числе» с использованием групповых форм обучения.
В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной начальной школы становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения.
В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.
Урок русского языка
Тема: Три типа склонения имён существительных в единственном числе
Цель: Формирование понятия о типах склонения имен существительных;
развитие коммуникативных способностей учащихся, монологичес-
кой, диалогической и научной речи, мышления; формирование ин-
тереса к родному языку.
Оборудование: учебники, карточки для групповой работы, проектор, словари: толковый и орфографический.
№ | Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I | Организационный момент. | Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. | Положительный настрой на урок. |
II | Повторение изученного материала. | Организация работы по развитию внимания и памяти. Организация групповой работы по актуализации имеющихся у учащихся знаний об имени существительном (род, склоняемое — несклоняемое, с предлогом – без предлога). Организация повторения правил работы в группе. | Актуализация знаний о написании проверяемых и непроверяемых гласных в корне. Дети должны запомнить словосочетания. Во время групповой работы ученики «вспоминают», что им известно об имени существительном, находят несколько оснований для деления предложенных слов на группы; Работа в соответствии с правилами группы. |
III | Минутка чистописания. | Организация работы по наблюдению над словами, повторению правильного написания букв и соединений. | Анализ слов, выбор букв для написания согласно инструкции учителя. Отработка правильного письма букв, соединений. |
IV | Словарная работа. | Организация работы в парах, повторения правил работы в паре. Организация работы с толковым и орфографическим словарем | Работа в парах по предложенному алгоритму, цель которой: нахождение словарного слова: сначала каждый работает самостоятельно, затем обсуждают полученные результаты в паре. Самостоятельная работа с источниками информации (словари). |
V | Физминутка. | Направлена на сохранение здоровья детей. | Динамическая пауза. Гимнастика для глаз. |
VI | Изучение нового материала. | Организация обсуждения, в ходе которого дети формулируют учебную задачу и «открывают» новые знания. | Определение темы и задач урока. Самостоятельное определение уровня собственных знаний. «Открытие» способа действия по определению типа склонения имен существительных, соотнесение этого способа действия с тем, который дан в учебнике. |
VII | Первичное закрепление. | Организация групповой работы по закреплению полученных знаний. | Групповая работа: выполнение заданий на основе полученной информации и следуя алгоритму и правилам работы: подумать о решении самостоятельно, выслушать мнение каждого, найти общее решении, высказать мнение группы. Проверка уровня усвоения знаний по новой теме. |
VIII | Итог урока. | Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля. | Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции. |
IX | Домашнее задание. | Разъяснение задания на дом. | Запись в дневниках. |
Ход урока
- Организационный момент.
- Повторение изученного.
ехали (по) ш…с…е
ели з…фир
купил п…льто
вышел (из) м…тро
идти (на) т…ран
цв…ли (на) г…зоне
— Прочитать словосочетания, записанные на доске, постараться их запомнить (1-2 минуты).
— Записать словосочетания по памяти, ориентируясь на первое слово. (Существительные с предлогами закрываются.)
— Проверка работы. Вспомнить, как пишутся существительные с предлогами.
2. Работа в группах (5 минут).
Следующую работу вы будете выполнять в группах. Вспомним правила работы в группах.
- Чтобы попросить слово, подними руку.
- Говори по теме, понятно, кратко.
- Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.
- Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
- Критически отнесись к мыслям, а не к людям.
- Поощряй других к участию в обсуждении.
- Будь доброжелателен и терпим.
- Соблюдай правило «трёх нельзя»:
— нельзя говорить: «всё уже сказали»;
— нельзя отказываться сообщить своё мнение группе;
— нельзя прятать за высказыванием дурное настроение.
Разделить записанные словосочетания на 2 группы, найти для этого несколько оснований.
Словосочетания можно разделить на 2 группы:
— по составу (с предлогом и без предлога);
— в зависимости от рода существительных (среднего рода или мужского рода);
— в зависимости от того, склоняемое или несклоняемое существительное. Проверка: Одна группа объясняет, остальные группы проверяют сигнальными карточками.
III. Минутка чистописания.
1. На минутке чистописания мы будем писать три буквы.
— Первая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в винительном падеже. Какая это буква? В каком слове она находится? (Буква а в слове пальто.)
— Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в дательном падеже. Какая это буква и в каком слове она находится? (Буква о в слове шоссе.)
— Третья буква находится в несклоняемом существительном, которое стоит в родительном падеже и обозначает твердый глухой согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится? (Буква т в слове метро.)
2. Составьте цепочку из строчных букв а, о, т так, чтобы в каждой ячейке гласные стояли перед согласными и менялись местами. Запишите составленную цепочку букв в данной последовательности до конца строчки. (аот оат аот оат…)
- Словарная работа
Вспомним правила работы в паре.
- говорим вежливо
- называем собеседника по имени
- говорим по очереди, не перебивая друг друга
- внимательно слушаем
- если непонятно, переспросите партнера
- четко высказываем свое мнение
- уважаем мнение собеседника
— Назвать слово из словаря, с которым мы сегодня познакомимся. Его нужно составить на основе словосочетаний, с которыми работали в начале урока.
Алгоритм работы: (слайд №1 на экране)
Соединить первые слоги существительных
- мужского рода, которые находятся в предложном падеже;
- в винительном падеже без предлога;
- в винительном падеже с предлогом.
Проверка: фронтальная.
2. Выполнить задания:
а) Что такое газета? Найдите определение понятия в толковом словаре.
б) Найдите слово газета в орфографическом словаре. Что можно рассказать об этом слове, заглянув в орфографический словарь? Напишите, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
в) Охарактеризуйте слово газета как часть речи.
(Существительное, неодушевленное, женского рода, в единственном числе)
V. Физминутка
VI. Изучение нового материала.
1. Проблемная ситуация.
— Прочитайте предложение (слайд №2), вставьте пропущенные буквы в окончаниях слов:
Старая женщина волновалась о сестр… и дочер… .
— Что можно сказать об окончаниях? (Возможно, они одинаковые.)
— Какие? (Предположения детей.)
— Почему мы не можем правильно написать окончания? (В одном случае
окончание ударное, оно четкое, в другом – безударное, не знаем правил
написания безударных окончаний.)
— Прочитайте правильный вариант постановки пропущенных букв
(слайд №3):
П.п. П.п.
Старая женщина волновалась о сестре и дочери.
— Какие вопросы возникают?
На доске фиксируются вопросы:
а) Почему в одном и том же падеже окончания разные?
б) От чего зависит правописание безударного окончания?
2. Решение проблемы.
а) Прочитать слова (слайд №4), определить, что общего в этих словах.
герой, Миша, земля, дочь, море, дядя, стол, сестра, дерево, степь
(Это имена существительные в единственном числе.)
б) Разделить эти слова на 3 группы, ориентируясь на указания:
— Назвать имена существительные женского рода с окончаниями –а, -я.
( земля, сестра )
Учитель пишет на доске: Ж.Р.
земля
сестра
- Назвать имена существительные мужского рода с окончаниями –а, -я.
( Миша, дядя )
Учитель пишет на доске: М.Р.
Миша
дядя
— Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.
( герой, стол – без окончания )
Учитель продолжает запись: М.Р.
герой
стол
— Назовите существительные среднего рода и выделите окончания.
( море, дерево )
Учитель вносит дополнения в запись на доске:
Ж.Р. М.Р. М.Р. С.Р
земля Миша герой море
сестра дядя стол дерево
- Определите род и выделите окончания у оставшихся существительных.
( дочь, степь – женский род с ь на конце)
Учитель продолжает запись:
Ж.Р. М.Р. М.Р. С.Р. Ж.Р.
земля Миша герой море дочь
сестра дядя стол дерево степь
— По каким признакам мы группировали существительные?
(По роду и окончанию.)
— По роду и окончанию можно определить склонение имени существительного.
в) Наблюдение по учебнику.
— Просклоняем имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я в начальной форме.
И.п. земля сестра Миша дядя
Р.п. земли сестры Миши дяди
Д.п. земле сестре Мише дяде
В.п. землю сестру Мишу дядю
Т.п. землёй сестрой Мишей дядей
П.п. о земле о сестре о Мише о дяде
— Сравнение падежных окончаний у существительных женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в начальной форме. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Существительные м.р. и ж.р., у которых в начальной форме окончания -а, -я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.
— Просклоняем имена существительные мужского рода с нулевым окончанием
в начальной форме, а затем существительные среднего рода с окончаниями
–о, -е.
И.п. герой стол море дерево
Р.п. героя стола моря дерева
Д.п. морю столу морю дереву
В.п. героя стол море дерево
Т.п. героем столом морем деревом
П.п. о герое о столе о море о дереве
— Сравнение падежных окончаний у существительных мужского рода с нулевым окончанием и существительных среднего рода с окончаниями –о, -е. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями – о, -е имеют одинаковые окончания в одинаковых падежах.
— Просклоняем имена существительные женского рода с ь на конце.
И.п. дочь степь
Р.п. дочери степи
Д.п. дочери степи
В.п. дочь степь
Т.п. дочерью степью
П.п. о дочери о степи
— Наблюдение за падежными окончаниями существительных женского рода с ь на конце. Сравнение падежных окончаний этой группы существительных с двумя другими.
— Попытайтесь сделать вывод по результатам данных наблюдений.
Общий вывод: В русском языке существуют 3 группы имен существительных, у которых однотипные окончания в одинаковых падежах.
1-я группа 2-я группа 3 группа
м.р. и ж.р. м.р. – нулевое окончание ж.р. с ь на конце
— а, -я с.р. –о, -е
Исходя из этого у существительных различается 3 типа склонения (слайд №4):
I склонение II склонение III склонение
м.р. и ж.р. м.р. – нулевое окончание ж.р. с ь на конце
— а, -я с.р. –о, -е
в) Чтение вслух определения в учебнике на с. 76-77. Сравнение данного вывода с тем, который сделали сами.
г) Возвращение к предложению
Старая женщина волновалась о сестре и дочери.
— Почему же у слов (о) сестре и (о) дочери разные окончания, хотя род и падеж один? (Относятся к разным склонениям.)
— Как определить склонение имени существительного?
- Первичное закрепление
Учащиеся получают карточки с пословицами и с инструкцией.
Инструкция по выполнению работы в группе
— Прочитать пословицы, объяснить смысл. Расположить их в следующем порядке:
а) пословицы, в которых нет существительных 1-го склонения;
б) пословицы, в которых нет существительных 3-го склонения;
в) пословицы, в которых нет существительных 1-го и 3-го склонения.
Хлеб – батюшка, водица – матушка.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Худ обед, когда хлеба нет.
- Итог урока.
— Как вы думаете, для чего нам нужно знать типы склонений?
- Домашнее задание.
Заключение
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
Младшие школьники не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружением. В то же время именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
В своей практике я часто использую групповую работу и считаю, что
групповая форма учебной деятельности очень эффективна в обучении младшего школьника: совершенствуются умения и навыки осуществления тех действий, которые, как правило, выполняет сам учитель; определять тему, очерёдность участия в беседе и её предметное содержание, уточнять факты и обобщать поступившую информацию; появляются умения распределять внимание в равной мере между формой и содержанием высказываний, что определяет уровень коммуникативной компетенции учеников, увеличивается время общения школьников. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое, критическое и творческое мышление, способность совершенствоваться в создавшейся ситуации. Учащиеся в этой связи могут изложить свою точку зрения, согласиться или не согласиться с мнением товарища, делать выводы, заключения.
Литература
- Вахрушев, А. А. Как мы предлагаем использовать технологию работы в малых группах /А.А. Вахрушев, И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс до и после. — 2003. — № 6. — С.15-18.
- Ефимов, И. Методические рекомендации по организации групповой формы работы учеников начальной школы // Педагогическая техника. — 2005. — № 1. – С. 61 – 72.
- Как "открывать" новые знания вместе с детьми: [подборка материалов о технологии проблемно-диалогического обучения] // Начальная школа плюс до и после. — 2008. — № 8. — С. 3 -36.
- Кудряшова, Т. Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г. Кудряшова, О.В. Чиханова // Начальная школа плюс до и после. – 2003. — № 7. – С. 12.
- Лукьянова, М. А. Учебное сообщество детей и педагогов: [опыт использования технологии учебного взаимодействия, французских мастерских] // Начальная школа. — 2007. — № 9. — С. 44 — 46.
- Романова, Е. В. Групповое взаимодействие – эффективная форма организации учебного процесса: [комплект учебников Образовательной системы «Школа 2100»] // Начальная школа. – 2007. — № 5. – С. 57 – 59.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 2006. — С. 23.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М: Просвещение, 2010. – 31 с.
- Хижнякова, О. Н. Технология педагогических мастерских в практике начальной школы // Начальная школа. – 2007. — № 9. – С. 46 – 50
- Чиханова, О. В. Групповая форма организации урока введения нового знания // Начальная школа плюс до и после. — 2003. – № 2. — С. 36
- Носова, И. В. Особенности работы в малых группах // Начальная школа плюс до и после. – 2004. — № 6. – С. 69
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Формирование коммуникативных способностей у детей младшего
школьного возраста через групповую работу.
Выполнила: Минеева Р.А.
МОУ «ООШ №100
имени С.Е.Цветкова»
Курс № 7-4
Научный руководитель:
Автайкина Т.О., к.п.н.,
зав. кафедрой
начального образования
Новокузнецк, 2011
Оглавление
-
Введение.
-
Урок русского языка «Три типа склонения имен существительных в единственном числе» с использованием групповых форм обучения.
-
Заключение.
-
Литература.
Введение
В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной начальной школы становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения.
В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.
Урок русского языка
Тема: Три типа склонения имён существительных в единственном числе
Цель: Формирование понятия о типах склонения имен существительных;
развитие коммуникативных способностей учащихся, монологичес-
кой, диалогической и научной речи, мышления; формирование ин-
тереса к родному языку.
Оборудование: учебники, карточки для групповой работы, проектор, словари: толковый и орфографический.
№ |
Структурные элементы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I |
Организационный момент. |
Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. |
Положительный настрой на урок. |
II |
Повторение изученного материала. |
Организация работы по развитию внимания и памяти. Организация групповой работы по актуализации имеющихся у учащихся знаний об имени существительном (род, склоняемое - несклоняемое, с предлогом – без предлога). Организация повторения правил работы в группе. |
Актуализация знаний о написании проверяемых и непроверяемых гласных в корне. Дети должны запомнить словосочетания. Во время групповой работы ученики «вспоминают», что им известно об имени существительном, находят несколько оснований для деления предложенных слов на группы; Работа в соответствии с правилами группы. |
III |
Минутка чистописания. |
Организация работы по наблюдению над словами, повторению правильного написания букв и соединений. |
Анализ слов, выбор букв для написания согласно инструкции учителя. Отработка правильного письма букв, соединений. |
IV |
Словарная работа. |
Организация работы в парах, повторения правил работы в паре. Организация работы с толковым и орфографическим словарем |
Работа в парах по предложенному алгоритму, цель которой: нахождение словарного слова: сначала каждый работает самостоятельно, затем обсуждают полученные результаты в паре. Самостоятельная работа с источниками информации (словари). |
V |
Физминутка. |
Направлена на сохранение здоровья детей. |
Динамическая пауза. Гимнастика для глаз. |
VI |
Изучение нового материала. |
Организация обсуждения, в ходе которого дети формулируют учебную задачу и «открывают» новые знания. |
Определение темы и задач урока. Самостоятельное определение уровня собственных знаний. «Открытие» способа действия по определению типа склонения имен существительных, соотнесение этого способа действия с тем, который дан в учебнике. |
VII |
Первичное закрепление. |
Организация групповой работы по закреплению полученных знаний. |
Групповая работа:
выполнение заданий на основе полученной
информации и следуя алгоритму и
правилам работы: подумать
о решении самостоятельно, |
VIII |
Итог урока. |
Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля. |
Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции. |
IX |
Домашнее задание. |
Разъяснение задания на дом. |
Запись в дневниках. |
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Повторение изученного.
1. Самостоятельная работа. На доске написаны словосочетания:
ехали (по) ш…с…е
ели з…фир
купил п…льто
вышел (из) м…тро
идти (на) т…ран
цв…ли (на) г…зоне
- Прочитать словосочетания, записанные на доске, постараться их запомнить (1-2 минуты).
- Записать словосочетания по памяти, ориентируясь на первое слово. (Существительные с предлогами закрываются.)
- Проверка работы. Вспомнить, как пишутся существительные с предлогами.
2. Работа в группах (5 минут).
Следующую работу вы будете выполнять в группах. Вспомним правила работы в группах.
-
Чтобы попросить слово, подними руку.
-
Говори по теме, понятно, кратко.
-
Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.
-
Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
-
Критически отнесись к мыслям, а не к людям.
-
Поощряй других к участию в обсуждении.
-
Будь доброжелателен и терпим.
-
Соблюдай правило «трёх нельзя»:
- нельзя говорить: «всё уже сказали»;
- нельзя отказываться сообщить своё мнение группе;
- нельзя прятать за высказыванием дурное настроение.
Задача каждой группы:
Разделить записанные словосочетания на 2 группы, найти для этого несколько оснований.
Словосочетания можно разделить на 2 группы:
- по составу (с предлогом и без предлога);
- в зависимости от рода существительных (среднего рода или мужского рода);
- в зависимости от того, склоняемое или несклоняемое существительное. Проверка: Одна группа объясняет, остальные группы проверяют сигнальными карточками.
III. Минутка чистописания.
1. На минутке чистописания мы будем писать три буквы.
- Первая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в винительном падеже. Какая это буква? В каком слове она находится? (Буква а в слове пальто.)
- Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в дательном падеже. Какая это буква и в каком слове она находится? (Буква о в слове шоссе.)
- Третья буква находится в несклоняемом существительном, которое стоит в родительном падеже и обозначает твердый глухой согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится? (Буква т в слове метро.)
2. Составьте цепочку из строчных букв а, о, т так, чтобы в каждой ячейке гласные стояли перед согласными и менялись местами. Запишите составленную цепочку букв в данной последовательности до конца строчки. (аот оат аот оат…)
-
Словарная работа
1. Работа в парах (3 минуты).
Вспомним правила работы в паре.
-
говорим вежливо
-
называем собеседника по имени
-
говорим по очереди, не перебивая друг друга
-
внимательно слушаем
-
если непонятно, переспросите партнера
-
четко высказываем свое мнение
-
уважаем мнение собеседника
Задача каждой пары:
- Назвать слово из словаря, с которым мы сегодня познакомимся. Его нужно составить на основе словосочетаний, с которыми работали в начале урока.
Алгоритм работы: (слайд №1 на экране)
Соединить первые слоги существительных
-
мужского рода, которые находятся в предложном падеже;
-
в винительном падеже без предлога;
-
в винительном падеже с предлогом.
Какое это слово? Из каких слов его составили? (Га+зе+та: на газоне, зефир, на таран.)
Проверка: фронтальная.
2. Выполнить задания:
а) Что такое газета? Найдите определение понятия в толковом словаре.
б) Найдите слово газета в орфографическом словаре. Что можно рассказать об этом слове, заглянув в орфографический словарь? Напишите, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
в) Охарактеризуйте слово газета как часть речи.
(Существительное, неодушевленное, женского рода, в единственном числе)
V. Физминутка
VI. Изучение нового материала.
1. Проблемная ситуация.
- Прочитайте предложение (слайд №2), вставьте пропущенные буквы в окончаниях слов:
Старая женщина волновалась о сестр… и дочер… .
- Что можно сказать об окончаниях? (Возможно, они одинаковые.)
- Какие? (Предположения детей.)
- Почему мы не можем правильно написать окончания? (В одном случае
окончание ударное, оно четкое, в другом – безударное, не знаем правил
написания безударных окончаний.)
- Прочитайте правильный вариант постановки пропущенных букв
(слайд №3):
П.п. П.п.
Старая женщина волновалась о сестре и дочери.
- Какие вопросы возникают?
На доске фиксируются вопросы:
а) Почему в одном и том же падеже окончания разные?
б) От чего зависит правописание безударного окончания?
2. Решение проблемы.
а) Прочитать слова (слайд №4), определить, что общего в этих словах.
герой, Миша, земля, дочь, море, дядя, стол, сестра, дерево, степь
(Это имена существительные в единственном числе.)
б) Разделить эти слова на 3 группы, ориентируясь на указания:
- Назвать имена существительные женского рода с окончаниями –а, -я.
( земля, сестра )
Учитель пишет на доске: Ж.Р.
земля
сестра
- Назвать имена существительные мужского рода с окончаниями –а, -я.
( Миша, дядя )
Учитель пишет на доске: М.Р.
Миша
дядя
- Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.
( герой, стол – без окончания )
Учитель продолжает запись: М.Р.
герой
стол
- Назовите существительные среднего рода и выделите окончания.
( море, дерево )
Учитель вносит дополнения в запись на доске:
Ж.Р. М.Р. М.Р. С.Р
земля Миша герой море
сестра дядя стол дерево
- Определите род и выделите окончания у оставшихся существительных.
( дочь, степь – женский род с ь на конце)
Учитель продолжает запись:
Ж.Р. М.Р. М.Р. С.Р. Ж.Р.
земля Миша герой море дочь
сестра дядя стол дерево степь
- По каким признакам мы группировали существительные?
(По роду и окончанию.)
- По роду и окончанию можно определить склонение имени существительного.
в) Наблюдение по учебнику.
- Просклоняем имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я в начальной форме.
И.п. земля сестра Миша дядя
Р.п. земли сестры Миши дяди
Д.п. земле сестре Мише дяде
В.п. землю сестру Мишу дядю
Т.п. землёй сестрой Мишей дядей
П.п. о земле о сестре о Мише о дяде
- Сравнение падежных окончаний у существительных женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в начальной форме. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Существительные м.р. и ж.р., у которых в начальной форме окончания -а, -я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.
- Просклоняем имена существительные мужского рода с нулевым окончанием
в начальной форме, а затем существительные среднего рода с окончаниями
–о, -е.
И.п. герой стол море дерево
Р.п. героя стола моря дерева
Д.п. морю столу морю дереву
В.п. героя стол море дерево
Т.п. героем столом морем деревом
П.п. о герое о столе о море о дереве
- Сравнение падежных окончаний у существительных мужского рода с нулевым окончанием и существительных среднего рода с окончаниями –о, -е. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями – о, -е имеют одинаковые окончания в одинаковых падежах.
- Просклоняем имена существительные женского рода с ь на конце.
И.п. дочь степь
Р.п. дочери степи
Д.п. дочери степи
В.п. дочь степь
Т.п. дочерью степью
П.п. о дочери о степи
- Наблюдение за падежными окончаниями существительных женского рода с ь на конце. Сравнение падежных окончаний этой группы существительных с двумя другими.
- Попытайтесь сделать вывод по результатам данных наблюдений.
Общий вывод: В русском языке существуют 3 группы имен существительных, у которых однотипные окончания в одинаковых падежах.
1-я группа 2-я группа 3 группа
м.р. и ж.р. м.р. – нулевое окончание ж.р. с ь на конце
- а, -я с.р. –о, -е
Исходя из этого у существительных различается 3 типа склонения (слайд №4):
I склонение II склонение III склонение
м.р. и ж.р. м.р. – нулевое окончание ж.р. с ь на конце
- а, -я с.р. –о, -е
в) Чтение вслух определения в учебнике на с. 76-77. Сравнение данного вывода с тем, который сделали сами.
г) Возвращение к предложению
Старая женщина волновалась о сестре и дочери.
- Почему же у слов (о) сестре и (о) дочери разные окончания, хотя род и падеж один? (Относятся к разным склонениям.)
- Как определить склонение имени существительного?
-
Первичное закрепление
Работа в группах (7 минут).
Учащиеся получают карточки с пословицами и с инструкцией.
Инструкция по выполнению работы в группе
- Прочитать пословицы, объяснить смысл. Расположить их в следующем порядке:
а) пословицы, в которых нет существительных 1-го склонения;
б) пословицы, в которых нет существительных 3-го склонения;
в) пословицы, в которых нет существительных 1-го и 3-го склонения.
Хлеб – батюшка, водица – матушка.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Худ обед, когда хлеба нет.
-
Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как вы думаете, для чего нам нужно знать типы склонений?
-
Домашнее задание.
с. 78 упражнение 169, повторить правило на с. 76-77
Заключение
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
Младшие школьники не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружением. В то же время именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
В своей практике я часто использую групповую работу и считаю, что
групповая форма учебной деятельности очень эффективна в обучении младшего школьника: совершенствуются умения и навыки осуществления тех действий, которые, как правило, выполняет сам учитель; определять тему, очерёдность участия в беседе и её предметное содержание, уточнять факты и обобщать поступившую информацию; появляются умения распределять внимание в равной мере между формой и содержанием высказываний, что определяет уровень коммуникативной компетенции учеников, увеличивается время общения школьников. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое, критическое и творческое мышление, способность совершенствоваться в создавшейся ситуации. Учащиеся в этой связи могут изложить свою точку зрения, согласиться или не согласиться с мнением товарища, делать выводы, заключения.
Литература
-
Вахрушев, А. А. Как мы предлагаем использовать технологию работы в малых группах /А.А. Вахрушев, И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс до и после. - 2003. - № 6. - С.15-18.
-
Ефимов, И. Методические рекомендации по организации групповой формы работы учеников начальной школы // Педагогическая техника. - 2005. - № 1. – С. 61 – 72.
-
Как "открывать" новые знания вместе с детьми: [подборка материалов о технологии проблемно-диалогического обучения] // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - № 8. - С. 3 -36.
-
Кудряшова, Т. Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г. Кудряшова, О.В. Чиханова // Начальная школа плюс до и после. – 2003. - № 7. – С. 12.
-
Лукьянова, М. А. Учебное сообщество детей и педагогов: [опыт использования технологии учебного взаимодействия, французских мастерских] // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 44 - 46.
-
Романова, Е. В. Групповое взаимодействие – эффективная форма организации учебного процесса: [комплект учебников Образовательной системы «Школа 2100»] // Начальная школа. – 2007. - № 5. – С. 57 – 59.
-
Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 2006. - С. 23.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М : Просвещение, 2010. – 31 с.
-
Хижнякова, О. Н. Технология педагогических мастерских в практике начальной школы // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С. 46 – 50
-
Чиханова, О. В. Групповая форма организации урока введения нового знания // Начальная школа плюс до и после. - 2003. – № 2. - С. 36
-
Носова, И. В. Особенности работы в малых группах // Начальная школа плюс до и после. – 2004. - № 6. – С. 69
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Подготовка к всероссийским итоговым проверочным работам обучающихся 4 классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО