В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Авторская (адаптированная) программа для учащихся начальной школы "Мы и проект"

Авторская (адаптированная) программа для учащихся начальной школы "Мы и проект"

Наталия Хващевская
Тип материала: Программа
просмотров: 3617
Краткое описание
   Построение программы обусловлено системой последовательной  работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности : от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся учёных – к изучению составных частей исследовательской деятельности.
Описание
Пояснительная записка
 В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития на основе личностно – ориентированной модели образования. Ведущую роль играют творческие методы обучения.
 В списке инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Важную роль играет сам факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе. Стимулирование исследовательской активности, поддержка в ребёнке жажды новых впечатлений, любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – это главная задача учителя, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть « искру» исследовательского таланта, но и научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.
Учащийся с первых шагов должен понимать конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане.
 Актуальность данной программы обусловлена тем, что, пройдя все этапы школьного обучения, ученик должен приобрести новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий. В связи с этим появляется проблема обеспечения новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей, навыков исследовательской деятельности. Учебно – исследовательская работа должна учитывать образовательные потребности ученика, выходящие за рамки того или иного курса, ориентировать на овладение методологией самостоятельного научного исследования. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
 Целями данного курса являются  
  • творческое развитие начинающих исследователей,
  •  развитие навыков самостоятельной научной работы.
     
 Достижение данных целей будет осуществляться при решении следующих задач :
  • представление учащимся научного исследования как единой системы;
  • формирование у учащихся чувства значимости и научного исследования;
  • пробуждения интереса учащихся к изучению предметных вопросов.
     
 Для выполнения поставленных учебно – воспитательных задач предусмотрены два вида занятий:
  • лекционные;
  • практические.
     
 Виды занятий в процессе обучения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга и проводятся в виде игр, практических упражнений.
 Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по риторике, информатике, а также индивидуальными программами исследовательской работы учащихся.
 Построение программы обусловлено системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся учёных – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Занятия курса должны побуждать учащихся к активной мыслительной деятельности, учить наблюдать, понимать, осмысливать причинно – следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
 Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихсяумениям вести устный диалог на заданную тему; участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; участвовать в работе конференций, чтений.
 В процессе прохождения курса обучающиеся должны :
  • усвоить систему понятий и представлений, позволяющих анализировать учебное исследование;
  • научиться самостоятельно проектировать собственное исследование.
     
 Должны уметь :
  • организовывать, планировать, проводить учебное исследование;
     
  • обрабатывать и анализировать результаты;
  • формулировать выводы исследования.
     
 Должны овладеть:
  • навыками применения основных методов исследования: наблюдения, опроса, измерения, эксперимента.
     
 Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности.
 По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
 
 
 Программа факультативного курса «Мы и проект» разработана для учащихся 2-4 классов четырёхлетней начальной школы и рассчитана на 102 часа ( по 34 часа в год)
 Учебно – тематический план
 
 
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 
  №п/п
  Раздел и тема
  Всего
часов
  Теория
  Практика
  I.
  Введение
  3 ч
 
 
  1.
  Давайте знакомиться!
 
 
  1 ч
  2.
  Исследовательские способности
учащихся
  2ч
 
  2 ч
  II.
  Общая характеристика
исследования
  18ч
 
 
  1.
  Тема исследования
  2 ч
  1 ч
  1 ч
  2 .
  Актуальность выбора темы исследования
  2 ч
  1 ч
  1ч
  3.
  Предмет и объект исследования
  3ч
  1 ч
  2ч
  4.
  Цель и задачи исследования
  2ч
  1 ч
  1ч
  5.
  Формулирование гипотезы
  2ч
  1ч
  1ч
  6.
  Методы ведения исследования
  3ч
  1ч
  2ч
  7.
  Этапы исследования
  4ч
  1ч
  3ч
  III.
  Работа с   источниками информации
  15ч
 
 
  1.
  Работа с основными компонентами текста учебника
  3ч
 
  3ч
  2.
  Библиографическое описание книги
  1ч
 
   1ч
  3.
  Составление простого плана письменного текста
  2ч
 
  2ч
  4.
  Создание письменных текстов различных типов  
  3ч
 
  3ч
  5.
  Виды изложения текста
  2ч
 
  2ч
  6.
  Виды обобщения информации
  4ч
  1ч
  3ч
  IV.
  Составление индивидуальной рабочей программы
 
 
 
  1.
  Характеристика исходных  данных.
  1ч
  1ч
 
  2.
  Рабочая программа
  1ч
 
  1ч
  V.
  Теоретическая подготовка исследования
 
 
 
  1.
  Понятия: источник, литература  
  1ч
  1ч
 
  2.
  Посещение библиотеки
  1ч
 
  1ч
  3.
  Подбор материала, необходимого для исследования
  5ч
 
  5ч
  VI.
  Групповая исследовательская
работа
 
 
 
  1.
  Распределение ролей при работе в команде
  1ч
 
  1ч
  2.
  Разработка проекта
  4ч
 
  4ч
  3.
  Защита проекта
  1ч
 
  1ч
  VII.
  Проведение индивидуального исследования
  10 ч
 
 
  1.
  Планирование исследования
  1ч
  1ч
 
  2.
  Проведение экспериментальной части исследования
  5ч
 
  5ч
  3.
  Определение плюсов и минусов в работе
  1ч
 
  1ч
  4.
  Выводы и обобщения по работе
  2ч
 
  2ч
  5.
  Эффективность и значимость исследования
  1ч
 
  1ч
  VIII.
  Понятийный аппарат исследования
 
 
 
  1.
  Ведущие направления исследования
  2ч
  1ч
  1ч
  IX.
  Оформление исследовательской работы
  10ч
 
 
  1.
  Структура работы
  2ч
  1ч
  1ч
  2.
  Введение.
  1ч
 
  1ч
  3.
  Основная часть
  3ч
 
  3ч
  4.
  Выводы
  1ч
 
  1ч
  5.
  Требования к оформлению работы
  3ч
  1ч
  2ч
  X.
  Подготовка приложений к работе
 
 
 
  1.
  Требования к приложениям
  1ч
  1ч
 
  2.
  Виды приложений
  4ч
  1ч
  3ч
  XI.
  Примечания  в работе
 
 
 
  1.
  Виды примечаний
  2ч
  1ч
  1ч
  2.
  Оформление примечаний
  4ч
  1ч
  3ч
  XII.
  Размещение иллюстраций в работе
 
 
 
  1.
  Виды иллюстраций
  2ч
  1ч
  1ч
  2.
  Подписи под иллюстрацией
  2ч
  1ч
  1ч
  XIII.
  Основные подходы к составлению защиты своей работы
  11ч
 
 
  1.
  Принципы и правила написания защитной речи
  3ч
  1ч
  2ч
  2.
   Структура стендового доклада
  2ч
  1ч
  1ч
  3.
  Презентация Power Point
  3ч
  1ч
  2ч
  4.
  Тезисы работы
  3ч
  1ч
  2ч
  XIV.
  Представление исследовательских работ
 
 
 
 
 
 
 Содержание программы
 
1 раздел – « Введение» (3 ч.)
Предмет и значение дисциплины..Значимые личностные качества учащегося – исследователя. Исследовательские способности, пути их развития. Практические занятия.
 
2 раздел – « Общая характеристика исследования» ( 18 ч.)
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования –«поле» научных поисков. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса. Его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Требования к гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. Практические занятия.
 
3 раздел – « Работа с источниками информации» ( 15 ч.)
Виды источников информации. Поиск литературы: учебной, справочно – информационной, научной. Виды чтения: беглое, сканирование, аналитическое, предварительное, повторное. Правила чтения. Виды фиксирования информации: умение составлять простой о сложный планы письменного текста; тезисы; конспекты; делать пометки, выписки, цитирование. Виды обобщения информации: аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики. Структура книги: заголовок, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие, справочный материал. Библиографическое описание. Практические занятия.
 
4 раздел – « Составление индивидуальной рабочей программы» ( 2ч.)
Характеристика исходных данных перед началом поиска. Изложение теоретических идей. Практические занятия.
 
5 раздел – « Теоретическая подготовка исследования» ( 7 ч.)
Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений, необходимых для исследования. Посещение библиотеки. Практические занятия.
 
6 раздел – « Групповая исследовательская работа» ( 6 ч. )
Групповая исследовательская работа способствует развитию коммуникативных умений. Работа в команде. Распределение ролей: исследователь, творец, помощник, организатор, докладчик. Практические занятия.
 
7 раздел – « Проведение индивидуального исследования» ( 10 ч.)
Планирование исследовательской деятельности с учётом целей, задач и гипотезы исследования. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Предварительная теоретическая отработка проблемы. Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования. Наблюдение и другие описательные методы исследования ( опрос, анализ процесса и продуктов деятельности, биографические методы.) Обработка и анализ данных эмпирического исследования. Стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов. Практические занятия.
 
8 раздел – « Понятийный аппарат исследования» ( 2 ч.)
Понятия ведущих направлений исследования. Единая терминология. Практическое занятие.
 
9 раздел – «Оформление исследовательской работы» ( 10 ч.)
Основные формы представления результатов работы: статья, тезисы; доклад, сообщение; реферат; текст научного сочинения; отчёт. Требования к описанию исследовательских результатов. Структура работы. Этапы написания введения к работе. Композиция и правила оформления основных структурных элементов научно – исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список источников, приложения. Общие требования и правила оформления текстов. Практические занятия.
 
 
10 раздел – « Подготовка приложений к работе» ( 5 ч.)
Требования к приложениям. Виды приложений.Практические занятия.
 
11 раздел – « Примечания в работе» ( 6 ч.)
Примечания. Виды примечаний: библиографическая ссылка; определение терминов или устаревших слов; справочная информация о лицах, событиях, произведениях; перевод иностранных слов и предложений; пояснения основного текста. Практические занятия.
 
12 раздел – « Размещение иллюстраций в работе» ( 4ч. ) Иллюстрации: рисунки, таблицы, фотографии, схем, чертёж, графики, диаграммы. Практические занятия.
 
13 раздел – « Основные подходы к составлению защиты своей работы» ( 11 ч.)
Защитная речь. Принципы и правила её написания. Стендовый доклад, требования к нему. Структура стендового доклада. Презентация проекта и исследования: защита на конференции, деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог исторических или литературных персонажей, игра с залом, иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций, инсценировка реального или вымышленного исторического события, научный доклад, реклама, ролевая игра, спектакль, спортивная игра, театрализация. Компьютерная презентация. Практические занятия.
 
14 раздел – « Представление исследовательских работ» ( 3 ч.)
Учимся выступать и защищать свои работы ( мини – практикумы). Школьная научно – практическая конференция. Подготовка к городским, областным, Всероссийским конкурсам и фестивалям.
 
 
Информационные ресурсы :
для педагогов :
 Интернет – ресурсы
1.http://www.irsh.redu.ru/ — сайт журнала « Исследовательская работа школьников»
2.http://www.researcher.ru/ — портал развития исследовательской деятельности учащихся.
3.http://www.news.redu.ru/ -рассылка новостей в рамках проекта “ Развитие исследовательской деятельности учащихся в России»
4.http://www.redu.ru/ -сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся
 
5.Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал « Исследовательская работа школьников» № 1, 2002. С.24 – 34.
6. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников.// Начальная школа № 10 / 2006, с. 8-12.
7. Карпенко К.А., Королёва Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно – исследовательской деятельности// Журнал « Исследовательская работа школьников». №1, 2002 г., с. 130 134.
 8. Криволап Н.С. Исследовательская работа школьников// Минск, ИООО
«Красико – Принт», 2005 г.
9.Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование//Москва, ООО «5 за знания», 2008 г.
10.Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников « Малая Академия наук» // Волгоград, «Учитель», 2008 г.
11. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004 г.
 
Для учащихся :
1.Акимова М.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников/ М.К. Акимова, Т.В. Козлова.- Обнинск: Принтер, 1993. –.24с.
2. Андреев О.А. Учитесь быть внимательными. – Ростов н/Д: Фениксв, 2004.- 224с.
3.Букин В.Р. Школьникам о философии/ В.Р. Букин, А.Ф. Малышевский. – М: Просвещение, 1992,-159с.
4.Ипполитов Ф.В. Память школьника.- М.: Знание, 1978. – 48с.
5.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002 г.
6.Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1990 г.- 240 с.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
мы и прjект.doc Скачать

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №42 города Братска Иркутской области













Авторская(адаптированная) программа факультативного курса

«Мы и проект»









Учитель начальных классов первой квалификационной категории

Хващевская Наталия Борисовна









Братск 2010

Пояснительная записка

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития на основе личностно – ориентированной модели образования. Ведущую роль играют творческие методы обучения.

В списке инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Важную роль играет сам факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе. Стимулирование исследовательской активности, поддержка в ребёнке жажды новых впечатлений, любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – это главная задача учителя, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть « искру» исследовательского таланта, но и научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.

Учащийся с первых шагов должен понимать конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что, пройдя все этапы школьного обучения, ученик должен приобрести новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий. В связи с этим появляется проблема обеспечения новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей, навыков исследовательской деятельности. Учебно – исследовательская работа должна учитывать образовательные потребности ученика, выходящие за рамки того или иного курса, ориентировать на овладение методологией самостоятельного научного исследования. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

Целями данного курса являются

  • творческое развитие начинающих исследователей,

  • развитие навыков самостоятельной научной работы.

Достижение данных целей будет осуществляться при решении следующих задач :

  • представление учащимся научного исследования как единой системы;

  • формирование у учащихся чувства значимости и научного исследования;

  • пробуждения интереса учащихся к изучению предметных вопросов.

Для выполнения поставленных учебно – воспитательных задач предусмотрены два вида занятий:

  • лекционные;

  • практические.

Виды занятий в процессе обучения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга и проводятся в виде игр, практических упражнений.

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по риторике, информатике, а также индивидуальными программами исследовательской работы учащихся.

Построение программы обусловлено системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности : от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся учёных – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Занятия курса должны побуждать учащихся к активной мыслительной деятельности, учить наблюдать, понимать, осмысливать причинно – следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям вести устный диалог на заданную тему; участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; участвовать в работе конференций, чтений.

В процессе прохождения курса обучающиеся должны :

  • усвоить систему понятий и представлений, позволяющих анализировать учебное исследование;

  • научиться самостоятельно проектировать собственное исследование.

Должны уметь :

  • организовывать, планировать, проводить учебное исследование;

  • обрабатывать и анализировать результаты;

  • формулировать выводы исследования.

Должны овладеть:

  • навыками применения основных методов исследования: наблюдения, опроса, измерения, эксперимента.

Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.


Программа факультативного курса «Мы и проект» разработана для учащихся 2-4 классов четырёхлетней начальной школы и рассчитана на 102 часа ( по 34 часа в год)

Учебно – тематический план


п/п

Раздел и тема

Всего

часов

Теория

Практика

I.

Введение

3 ч



1.

Давайте знакомиться!



1 ч

2.

Исследовательские способности

учащихся


2 ч

II.

Общая характеристика

исследования

18ч



1.

Тема исследования

2 ч

1 ч

1 ч

2 .

Актуальность выбора темы исследования

2 ч

1 ч

3.

Предмет и объект исследования

1 ч

4.

Цель и задачи исследования

1 ч

5.

Формулирование гипотезы

6.

Методы ведения исследования

7.

Этапы исследования

III.

Работа с источниками информации

15ч



1.

Работа с основными компонентами текста учебника


2.

Библиографическое описание книги


3.

Составление простого плана письменного текста


4.

Создание письменных текстов различных типов


5.

Виды изложения текста


6.

Виды обобщения информации

IV.

Составление индивидуальной рабочей программы



1.

Характеристика исходных данных.


2.

Рабочая программа


V.

Теоретическая подготовка исследования



1.

Понятия :источник, литература


2.

Посещение библиотеки


3.

Подбор материала, необходимого для исследования


VI.

Групповая исследовательская

работа



1.

Распределение ролей при работе в команде


2.

Разработка проекта


3.

Защита проекта


VII.

Проведение индивидуального исследования

10 ч



1.

Планирование исследования


2.

Проведение экспериментальной части исследования


3.

Определение плюсов и минусов в работе


4.

Выводы и обобщения по работе


5.

Эффективность и значимость исследования


VIII.

Понятийный аппарат исследования



1.

Ведущие направления исследования

IX.

Оформление исследовательской работы

10ч



1.

Структура работы

2.

Введение.


3.

Основная часть


4.

Выводы


5.

Требования к оформлению работы

X.

Подготовка приложений к работе



1.

Требования к приложениям


2.

Виды приложений

XI.

Примечания в работе



1.

Виды примечаний

2.

Оформление примечаний

XII.

Размещение иллюстраций в работе



1.

Виды иллюстраций

2.

Подписи под иллюстрацией

XIII.

Основные подходы к составлению защиты своей работы

11ч



1.

Принципы и правила написания защитной речи

2.

Структура стендового доклада

3.

Презентация Power Point

4.

Тезисы работы

XIV.

Представление исследовательских работ





Содержание программы


1 раздел – « Введение» (3 ч.)

Предмет и значение дисциплины. .Значимые личностные качества учащегося – исследователя. Исследовательские способности, пути их развития. Практические занятия.


2 раздел – « Общая характеристика исследования» ( 18 ч.)

Характеристика понятий : тема , предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования –«поле» научных поисков. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса. Его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Требования к гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. Практические занятия.


3 раздел – « Работа с источниками информации» ( 15 ч.)

Виды источников информации. Поиск литературы : учебной, справочно – информационной, научной. Виды чтения : беглое, сканирование, аналитическое, предварительное, повторное. Правила чтения. Виды фиксирования информации : умение составлять простой о сложный планы письменного текста; тезисы ; конспекты; делать пометки , выписки, цитирование . Виды обобщения информации : аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики. Структура книги : заголовок, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие, справочный материал. Библиографическое описание. Практические занятия.


4 раздел – « Составление индивидуальной рабочей программы» ( 2ч.)

Характеристика исходных данных перед началом поиска. Изложение теоретических идей. Практические занятия.


5 раздел – « Теоретическая подготовка исследования» ( 7 ч.)

Понятия : источник, литература. Фактический материал , в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений , необходимых для исследования. Посещение библиотеки. Практические занятия.


6 раздел – « Групповая исследовательская работа» ( 6 ч. )

Групповая исследовательская работа способствует развитию коммуникативных умений. Работа в команде. Распределение ролей: исследователь, творец, помощник, организатор, докладчик. Практические занятия.


7 раздел – « Проведение индивидуального исследования» ( 10 ч.)

Планирование исследовательской деятельности с учётом целей, задач и гипотезы исследования. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Предварительная теоретическая отработка проблемы. Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования. Наблюдение и другие описательные методы исследования ( опрос, анализ процесса и продуктов деятельности, биографические методы.) Обработка и анализ данных эмпирического исследования. Стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов. Практические занятия.


8 раздел – « Понятийный аппарат исследования» ( 2 ч.)

Понятия ведущих направлений исследования. Единая терминология. Практическое занятие.


9 раздел – «Оформление исследовательской работы» ( 10 ч.)

Основные формы представления результатов работы : статья, тезисы; доклад, сообщение; реферат; текст научного сочинения; отчёт. Требования к описанию исследовательских результатов. Структура работы. Этапы написания введения к работе. Композиция и правила оформления основных структурных элементов научно – исследовательской работы : титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список источников, приложения. Общие требования и правила оформления текстов . Практические занятия.



10 раздел – « Подготовка приложений к работе» ( 5 ч.)

Требования к приложениям. Виды приложений .Практические занятия.


11 раздел – « Примечания в работе» ( 6 ч.)

Примечания. Виды примечаний : библиографическая ссылка; определение терминов или устаревших слов; справочная информация о лицах, событиях, произведениях; перевод иностранных слов и предложений; пояснения основного текста. Практические занятия.


12 раздел – « Размещение иллюстраций в работе» ( 4ч. ) Иллюстрации : рисунки, таблицы, фотографии, схем, чертёж, графики, диаграммы. Практические занятия.


13 раздел – « Основные подходы к составлению защиты своей работы» ( 11 ч.)

Защитная речь. Принципы и правила её написания. Стендовый доклад, требования к нему. Структура стендового доклада. Презентация проекта и исследования : защита на конференции, деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог исторических или литературных персонажей, игра с залом, иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций, инсценировка реального или вымышленного исторического события, научный доклад, реклама, ролевая игра, спектакль, спортивная игра, театрализация . Компьютерная презентация. Практические занятия.


14 раздел – « Представление исследовательских работ» ( 3 ч.)

Учимся выступать и защищать свои работы ( мини – практикумы). Школьная научно – практическая конференция. Подготовка к городским, областным, Всероссийским конкурсам и фестивалям.




















Информационные ресурсы :

для педагогов :

Интернет – ресурсы

1.http://www.irsh.redu.ru/ - сайт журнала « Исследовательская работа школьников»

2.http://www.researcher.ru/ - портал развития исследовательской деятельности учащихся.

3.http://www.news.redu.ru/ -рассылка новостей в рамках проекта “ Развитие исследовательской деятельности учащихся в России»

4.http://www.redu.ru/ -сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся


5.Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал « Исследовательская работа школьников» № 1, 2002. С.24 – 34.

6. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников.// Начальная школа № 10 / 2006, с. 8-12.

7. Карпенко К.А., Королёва Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно – исследовательской деятельности// Журнал « Исследовательская работа школьников». №1, 2002 г., с. 130 134.

8. Криволап Н.С. Исследовательская работа школьников// Минск, ИООО

«Красико – Принт», 2005 г.

9.Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование//Москва, ООО «5 за знания», 2008 г.

10.Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников « Малая Академия наук» // Волгоград, «Учитель», 2008 г.

11. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004 г.


Для учащихся :

1.Акимова М.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников/ М.К. Акимова, Т.В. Козлова.- Обнинск : Принтер, 1993. –.24с.

2. Андреев О.А. Учитесь быть внимательными. – Ростов н/Д: Фениксв, 2004.- 224с.

3.Букин В.Р. Школьникам о философии/ В.Р. Букин, А.Ф. Малышевский. – М: Просвещение, 1992,-159с.

4.Ипполитов Ф.В. Память школьника.- М.: Знание, 1978. – 48с.

5.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002 г.

6.Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем : 50 часов творчества : Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1990 г.- 240 с.













Мы и проект.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров