Авторская (адаптированная) программа для учащихся начальной школы "Мы и проект"
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития на основе личностно – ориентированной модели образования. Ведущую роль играют творческие методы обучения.
В списке инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Важную роль играет сам факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе. Стимулирование исследовательской активности, поддержка в ребёнке жажды новых впечатлений, любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – это главная задача учителя, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть « искру» исследовательского таланта, но и научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.
Учащийся с первых шагов должен понимать конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что, пройдя все этапы школьного обучения, ученик должен приобрести новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий. В связи с этим появляется проблема обеспечения новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей, навыков исследовательской деятельности. Учебно – исследовательская работа должна учитывать образовательные потребности ученика, выходящие за рамки того или иного курса, ориентировать на овладение методологией самостоятельного научного исследования. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Целями данного курса являются
- творческое развитие начинающих исследователей,
- развитие навыков самостоятельной научной работы.
- представление учащимся научного исследования как единой системы;
- формирование у учащихся чувства значимости и научного исследования;
- пробуждения интереса учащихся к изучению предметных вопросов.
- лекционные;
- практические.
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по риторике, информатике, а также индивидуальными программами исследовательской работы учащихся.
Построение программы обусловлено системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся учёных – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Занятия курса должны побуждать учащихся к активной мыслительной деятельности, учить наблюдать, понимать, осмысливать причинно – следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям вести устный диалог на заданную тему; участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; участвовать в работе конференций, чтений.
В процессе прохождения курса обучающиеся должны :
- усвоить систему понятий и представлений, позволяющих анализировать учебное исследование;
- научиться самостоятельно проектировать собственное исследование.
- организовывать, планировать, проводить учебное исследование;
- обрабатывать и анализировать результаты;
- формулировать выводы исследования.
- навыками применения основных методов исследования: наблюдения, опроса, измерения, эксперимента.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Программа факультативного курса «Мы и проект» разработана для учащихся 2-4 классов четырёхлетней начальной школы и рассчитана на 102 часа ( по 34 часа в год)
Учебно – тематический план
№п/п | Раздел и тема | Всего часов | Теория | Практика |
I. | Введение | 3 ч | | |
1. | Давайте знакомиться! | | | 1 ч |
2. | Исследовательские способности учащихся | 2ч | | 2 ч |
II. | Общая характеристика исследования | 18ч | | |
1. | Тема исследования | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
2 . | Актуальность выбора темы исследования | 2 ч | 1 ч | 1ч |
3. | Предмет и объект исследования | 3ч | 1 ч | 2ч |
4. | Цель и задачи исследования | 2ч | 1 ч | 1ч |
5. | Формулирование гипотезы | 2ч | 1ч | 1ч |
6. | Методы ведения исследования | 3ч | 1ч | 2ч |
7. | Этапы исследования | 4ч | 1ч | 3ч |
III. | Работа с источниками информации | 15ч | | |
1. | Работа с основными компонентами текста учебника | 3ч | | 3ч |
2. | Библиографическое описание книги | 1ч | | 1ч |
3. | Составление простого плана письменного текста | 2ч | | 2ч |
4. | Создание письменных текстов различных типов | 3ч | | 3ч |
5. | Виды изложения текста | 2ч | | 2ч |
6. | Виды обобщения информации | 4ч | 1ч | 3ч |
IV. | Составление индивидуальной рабочей программы | 2ч | | |
1. | Характеристика исходных данных. | 1ч | 1ч | |
2. | Рабочая программа | 1ч | | 1ч |
V. | Теоретическая подготовка исследования | 7ч | | |
1. | Понятия: источник, литература | 1ч | 1ч | |
2. | Посещение библиотеки | 1ч | | 1ч |
3. | Подбор материала, необходимого для исследования | 5ч | | 5ч |
VI. | Групповая исследовательская работа | 6ч | | |
1. | Распределение ролей при работе в команде | 1ч | | 1ч |
2. | Разработка проекта | 4ч | | 4ч |
3. | Защита проекта | 1ч | | 1ч |
VII. | Проведение индивидуального исследования | 10 ч | | |
1. | Планирование исследования | 1ч | 1ч | |
2. | Проведение экспериментальной части исследования | 5ч | | 5ч |
3. | Определение плюсов и минусов в работе | 1ч | | 1ч |
4. | Выводы и обобщения по работе | 2ч | | 2ч |
5. | Эффективность и значимость исследования | 1ч | | 1ч |
VIII. | Понятийный аппарат исследования | 2ч | | |
1. | Ведущие направления исследования | 2ч | 1ч | 1ч |
IX. | Оформление исследовательской работы | 10ч | | |
1. | Структура работы | 2ч | 1ч | 1ч |
2. | Введение. | 1ч | | 1ч |
3. | Основная часть | 3ч | | 3ч |
4. | Выводы | 1ч | | 1ч |
5. | Требования к оформлению работы | 3ч | 1ч | 2ч |
X. | Подготовка приложений к работе | 5ч | | |
1. | Требования к приложениям | 1ч | 1ч | |
2. | Виды приложений | 4ч | 1ч | 3ч |
XI. | Примечания в работе | 6ч | | |
1. | Виды примечаний | 2ч | 1ч | 1ч |
2. | Оформление примечаний | 4ч | 1ч | 3ч |
XII. | Размещение иллюстраций в работе | 4ч | | |
1. | Виды иллюстраций | 2ч | 1ч | 1ч |
2. | Подписи под иллюстрацией | 2ч | 1ч | 1ч |
XIII. | Основные подходы к составлению защиты своей работы | 11ч | | |
1. | Принципы и правила написания защитной речи | 3ч | 1ч | 2ч |
2. | Структура стендового доклада | 2ч | 1ч | 1ч |
3. | Презентация Power Point | 3ч | 1ч | 2ч |
4. | Тезисы работы | 3ч | 1ч | 2ч |
XIV. | Представление исследовательских работ | 3ч | | |
Содержание программы
1 раздел – « Введение» (3 ч.)
Предмет и значение дисциплины..Значимые личностные качества учащегося – исследователя. Исследовательские способности, пути их развития. Практические занятия.
2 раздел – « Общая характеристика исследования» ( 18 ч.)
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования –«поле» научных поисков. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса. Его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Требования к гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. Практические занятия.
3 раздел – « Работа с источниками информации» ( 15 ч.)
Виды источников информации. Поиск литературы: учебной, справочно – информационной, научной. Виды чтения: беглое, сканирование, аналитическое, предварительное, повторное. Правила чтения. Виды фиксирования информации: умение составлять простой о сложный планы письменного текста; тезисы; конспекты; делать пометки, выписки, цитирование. Виды обобщения информации: аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики. Структура книги: заголовок, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие, справочный материал. Библиографическое описание. Практические занятия.
4 раздел – « Составление индивидуальной рабочей программы» ( 2ч.)
Характеристика исходных данных перед началом поиска. Изложение теоретических идей. Практические занятия.
5 раздел – « Теоретическая подготовка исследования» ( 7 ч.)
Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений, необходимых для исследования. Посещение библиотеки. Практические занятия.
6 раздел – « Групповая исследовательская работа» ( 6 ч. )
Групповая исследовательская работа способствует развитию коммуникативных умений. Работа в команде. Распределение ролей: исследователь, творец, помощник, организатор, докладчик. Практические занятия.
7 раздел – « Проведение индивидуального исследования» ( 10 ч.)
Планирование исследовательской деятельности с учётом целей, задач и гипотезы исследования. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Предварительная теоретическая отработка проблемы. Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования. Наблюдение и другие описательные методы исследования ( опрос, анализ процесса и продуктов деятельности, биографические методы.) Обработка и анализ данных эмпирического исследования. Стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов. Практические занятия.
8 раздел – « Понятийный аппарат исследования» ( 2 ч.)
Понятия ведущих направлений исследования. Единая терминология. Практическое занятие.
9 раздел – «Оформление исследовательской работы» ( 10 ч.)
Основные формы представления результатов работы: статья, тезисы; доклад, сообщение; реферат; текст научного сочинения; отчёт. Требования к описанию исследовательских результатов. Структура работы. Этапы написания введения к работе. Композиция и правила оформления основных структурных элементов научно – исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список источников, приложения. Общие требования и правила оформления текстов. Практические занятия.
10 раздел – « Подготовка приложений к работе» ( 5 ч.)
Требования к приложениям. Виды приложений.Практические занятия.
11 раздел – « Примечания в работе» ( 6 ч.)
Примечания. Виды примечаний: библиографическая ссылка; определение терминов или устаревших слов; справочная информация о лицах, событиях, произведениях; перевод иностранных слов и предложений; пояснения основного текста. Практические занятия.
12 раздел – « Размещение иллюстраций в работе» ( 4ч. ) Иллюстрации: рисунки, таблицы, фотографии, схем, чертёж, графики, диаграммы. Практические занятия.
13 раздел – « Основные подходы к составлению защиты своей работы» ( 11 ч.)
Защитная речь. Принципы и правила её написания. Стендовый доклад, требования к нему. Структура стендового доклада. Презентация проекта и исследования: защита на конференции, деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог исторических или литературных персонажей, игра с залом, иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций, инсценировка реального или вымышленного исторического события, научный доклад, реклама, ролевая игра, спектакль, спортивная игра, театрализация. Компьютерная презентация. Практические занятия.
14 раздел – « Представление исследовательских работ» ( 3 ч.)
Учимся выступать и защищать свои работы ( мини – практикумы). Школьная научно – практическая конференция. Подготовка к городским, областным, Всероссийским конкурсам и фестивалям.
Информационные ресурсы :
для педагогов :
Интернет – ресурсы
1.http://www.irsh.redu.ru/ — сайт журнала « Исследовательская работа школьников»
2.http://www.researcher.ru/ — портал развития исследовательской деятельности учащихся.
3.http://www.news.redu.ru/ -рассылка новостей в рамках проекта “ Развитие исследовательской деятельности учащихся в России»
4.http://www.redu.ru/ -сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся
5.Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал « Исследовательская работа школьников» № 1, 2002. С.24 – 34.
6. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников.// Начальная школа № 10 / 2006, с. 8-12.
7. Карпенко К.А., Королёва Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно – исследовательской деятельности// Журнал « Исследовательская работа школьников». №1, 2002 г., с. 130 134.
8. Криволап Н.С. Исследовательская работа школьников// Минск, ИООО
«Красико – Принт», 2005 г.
9.Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование//Москва, ООО «5 за знания», 2008 г.
10.Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников « Малая Академия наук» // Волгоград, «Учитель», 2008 г.
11. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004 г.
Для учащихся :
1.Акимова М.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников/ М.К. Акимова, Т.В. Козлова.- Обнинск: Принтер, 1993. –.24с.
2. Андреев О.А. Учитесь быть внимательными. – Ростов н/Д: Фениксв, 2004.- 224с.
3.Букин В.Р. Школьникам о философии/ В.Р. Букин, А.Ф. Малышевский. – М: Просвещение, 1992,-159с.
4.Ипполитов Ф.В. Память школьника.- М.: Знание, 1978. – 48с.
5.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002 г.
6.Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1990 г.- 240 с.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №42 города Братска Иркутской области
Авторская(адаптированная) программа факультативного курса
«Мы и проект»
Учитель начальных классов первой квалификационной категории
Хващевская Наталия Борисовна
Братск 2010
Пояснительная записка
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития на основе личностно – ориентированной модели образования. Ведущую роль играют творческие методы обучения.
В списке инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Важную роль играет сам факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе. Стимулирование исследовательской активности, поддержка в ребёнке жажды новых впечатлений, любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – это главная задача учителя, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть « искру» исследовательского таланта, но и научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.
Учащийся с первых шагов должен понимать конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что, пройдя все этапы школьного обучения, ученик должен приобрести новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий. В связи с этим появляется проблема обеспечения новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей, навыков исследовательской деятельности. Учебно – исследовательская работа должна учитывать образовательные потребности ученика, выходящие за рамки того или иного курса, ориентировать на овладение методологией самостоятельного научного исследования. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Целями данного курса являются
-
творческое развитие начинающих исследователей,
-
развитие навыков самостоятельной научной работы.
Достижение данных целей будет осуществляться при решении следующих задач :
-
представление учащимся научного исследования как единой системы;
-
формирование у учащихся чувства значимости и научного исследования;
-
пробуждения интереса учащихся к изучению предметных вопросов.
Для выполнения поставленных учебно – воспитательных задач предусмотрены два вида занятий:
-
лекционные;
-
практические.
Виды занятий в процессе обучения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга и проводятся в виде игр, практических упражнений.
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по риторике, информатике, а также индивидуальными программами исследовательской работы учащихся.
Построение программы обусловлено системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности : от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся учёных – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Занятия курса должны побуждать учащихся к активной мыслительной деятельности, учить наблюдать, понимать, осмысливать причинно – следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям вести устный диалог на заданную тему; участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; участвовать в работе конференций, чтений.
В процессе прохождения курса обучающиеся должны :
-
усвоить систему понятий и представлений, позволяющих анализировать учебное исследование;
-
научиться самостоятельно проектировать собственное исследование.
Должны уметь :
-
организовывать, планировать, проводить учебное исследование;
-
обрабатывать и анализировать результаты;
-
формулировать выводы исследования.
Должны овладеть:
-
навыками применения основных методов исследования: наблюдения, опроса, измерения, эксперимента.
Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Программа факультативного курса «Мы и проект» разработана для учащихся 2-4 классов четырёхлетней начальной школы и рассчитана на 102 часа ( по 34 часа в год)
Учебно – тематический план
№п/п |
Раздел и тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
I. |
Введение |
3 ч |
|
|
1. |
Давайте знакомиться! |
|
|
1 ч |
2. |
Исследовательские способности учащихся |
2ч |
|
2 ч |
II. |
Общая характеристика исследования |
18ч |
|
|
1. |
Тема исследования |
2 ч |
1 ч |
1 ч |
2 . |
Актуальность выбора темы исследования |
2 ч |
1 ч |
1ч |
3. |
Предмет и объект исследования |
3ч |
1 ч |
2ч |
4. |
Цель и задачи исследования |
2ч |
1 ч |
1ч |
5. |
Формулирование гипотезы |
2ч |
1ч |
1ч |
6. |
Методы ведения исследования |
3ч |
1ч |
2ч |
7. |
Этапы исследования |
4ч |
1ч |
3ч |
III. |
Работа с источниками информации |
15ч |
|
|
1. |
Работа с основными компонентами текста учебника |
3ч |
|
3ч |
2. |
Библиографическое описание книги |
1ч |
|
1ч |
3. |
Составление простого плана письменного текста |
2ч |
|
2ч |
4. |
Создание письменных текстов различных типов |
3ч |
|
3ч |
5. |
Виды изложения текста |
2ч |
|
2ч |
6. |
Виды обобщения информации |
4ч |
1ч |
3ч |
IV. |
Составление индивидуальной рабочей программы |
2ч |
|
|
1. |
Характеристика исходных данных. |
1ч |
1ч |
|
2. |
Рабочая программа |
1ч |
|
1ч |
V. |
Теоретическая подготовка исследования |
7ч |
|
|
1. |
Понятия :источник, литература |
1ч |
1ч |
|
2. |
Посещение библиотеки |
1ч |
|
1ч |
3. |
Подбор материала, необходимого для исследования |
5ч |
|
5ч |
VI. |
Групповая исследовательская работа |
6ч |
|
|
1. |
Распределение ролей при работе в команде |
1ч |
|
1ч |
2. |
Разработка проекта |
4ч |
|
4ч |
3. |
Защита проекта |
1ч |
|
1ч |
VII. |
Проведение индивидуального исследования |
10 ч |
|
|
1. |
Планирование исследования |
1ч |
1ч |
|
2. |
Проведение экспериментальной части исследования |
5ч |
|
5ч |
3. |
Определение плюсов и минусов в работе |
1ч |
|
1ч |
4. |
Выводы и обобщения по работе |
2ч |
|
2ч |
5. |
Эффективность и значимость исследования |
1ч |
|
1ч |
VIII. |
Понятийный аппарат исследования |
2ч |
|
|
1. |
Ведущие направления исследования |
2ч |
1ч |
1ч |
IX. |
Оформление исследовательской работы |
10ч |
|
|
1. |
Структура работы |
2ч |
1ч |
1ч |
2. |
Введение. |
1ч |
|
1ч |
3. |
Основная часть |
3ч |
|
3ч |
4. |
Выводы |
1ч |
|
1ч |
5. |
Требования к оформлению работы |
3ч |
1ч |
2ч |
X. |
Подготовка приложений к работе |
5ч |
|
|
1. |
Требования к приложениям |
1ч |
1ч |
|
2. |
Виды приложений |
4ч |
1ч |
3ч |
XI. |
Примечания в работе |
6ч |
|
|
1. |
Виды примечаний |
2ч |
1ч |
1ч |
2. |
Оформление примечаний |
4ч |
1ч |
3ч |
XII. |
Размещение иллюстраций в работе |
4ч |
|
|
1. |
Виды иллюстраций |
2ч |
1ч |
1ч |
2. |
Подписи под иллюстрацией |
2ч |
1ч |
1ч |
XIII. |
Основные подходы к составлению защиты своей работы |
11ч |
|
|
1. |
Принципы и правила написания защитной речи |
3ч |
1ч |
2ч |
2. |
Структура стендового доклада |
2ч |
1ч |
1ч |
3. |
Презентация Power Point |
3ч |
1ч |
2ч |
4. |
Тезисы работы |
3ч |
1ч |
2ч |
XIV. |
Представление исследовательских работ |
3ч |
|
|
Содержание программы
1 раздел – « Введение» (3 ч.)
Предмет и значение дисциплины. .Значимые личностные качества учащегося – исследователя. Исследовательские способности, пути их развития. Практические занятия.
2 раздел – « Общая характеристика исследования» ( 18 ч.)
Характеристика понятий : тема , предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования –«поле» научных поисков. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса. Его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Требования к гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. Практические занятия.
3 раздел – « Работа с источниками информации» ( 15 ч.)
Виды источников информации. Поиск литературы : учебной, справочно – информационной, научной. Виды чтения : беглое, сканирование, аналитическое, предварительное, повторное. Правила чтения. Виды фиксирования информации : умение составлять простой о сложный планы письменного текста; тезисы ; конспекты; делать пометки , выписки, цитирование . Виды обобщения информации : аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики. Структура книги : заголовок, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие, справочный материал. Библиографическое описание. Практические занятия.
4 раздел – « Составление индивидуальной рабочей программы» ( 2ч.)
Характеристика исходных данных перед началом поиска. Изложение теоретических идей. Практические занятия.
5 раздел – « Теоретическая подготовка исследования» ( 7 ч.)
Понятия : источник, литература. Фактический материал , в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений , необходимых для исследования. Посещение библиотеки. Практические занятия.
6 раздел – « Групповая исследовательская работа» ( 6 ч. )
Групповая исследовательская работа способствует развитию коммуникативных умений. Работа в команде. Распределение ролей: исследователь, творец, помощник, организатор, докладчик. Практические занятия.
7 раздел – « Проведение индивидуального исследования» ( 10 ч.)
Планирование исследовательской деятельности с учётом целей, задач и гипотезы исследования. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Предварительная теоретическая отработка проблемы. Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования. Наблюдение и другие описательные методы исследования ( опрос, анализ процесса и продуктов деятельности, биографические методы.) Обработка и анализ данных эмпирического исследования. Стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов. Практические занятия.
8 раздел – « Понятийный аппарат исследования» ( 2 ч.)
Понятия ведущих направлений исследования. Единая терминология. Практическое занятие.
9 раздел – «Оформление исследовательской работы» ( 10 ч.)
Основные формы представления результатов работы : статья, тезисы; доклад, сообщение; реферат; текст научного сочинения; отчёт. Требования к описанию исследовательских результатов. Структура работы. Этапы написания введения к работе. Композиция и правила оформления основных структурных элементов научно – исследовательской работы : титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список источников, приложения. Общие требования и правила оформления текстов . Практические занятия.
10 раздел – « Подготовка приложений к работе» ( 5 ч.)
Требования к приложениям. Виды приложений .Практические занятия.
11 раздел – « Примечания в работе» ( 6 ч.)
Примечания. Виды примечаний : библиографическая ссылка; определение терминов или устаревших слов; справочная информация о лицах, событиях, произведениях; перевод иностранных слов и предложений; пояснения основного текста. Практические занятия.
12 раздел – « Размещение иллюстраций в работе» ( 4ч. ) Иллюстрации : рисунки, таблицы, фотографии, схем, чертёж, графики, диаграммы. Практические занятия.
13 раздел – « Основные подходы к составлению защиты своей работы» ( 11 ч.)
Защитная речь. Принципы и правила её написания. Стендовый доклад, требования к нему. Структура стендового доклада. Презентация проекта и исследования : защита на конференции, деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог исторических или литературных персонажей, игра с залом, иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций, инсценировка реального или вымышленного исторического события, научный доклад, реклама, ролевая игра, спектакль, спортивная игра, театрализация . Компьютерная презентация. Практические занятия.
14 раздел – « Представление исследовательских работ» ( 3 ч.)
Учимся выступать и защищать свои работы ( мини – практикумы). Школьная научно – практическая конференция. Подготовка к городским, областным, Всероссийским конкурсам и фестивалям.
Информационные ресурсы :
для педагогов :
Интернет – ресурсы
1.http://www.irsh.redu.ru/ - сайт журнала « Исследовательская работа школьников»
2.http://www.researcher.ru/ - портал развития исследовательской деятельности учащихся.
3.http://www.news.redu.ru/ -рассылка новостей в рамках проекта “ Развитие исследовательской деятельности учащихся в России»
4.http://www.redu.ru/ -сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся
5.Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал « Исследовательская работа школьников» № 1, 2002. С.24 – 34.
6. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников.// Начальная школа № 10 / 2006, с. 8-12.
7. Карпенко К.А., Королёва Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно – исследовательской деятельности// Журнал « Исследовательская работа школьников». №1, 2002 г., с. 130 134.
8. Криволап Н.С. Исследовательская работа школьников// Минск, ИООО
«Красико – Принт», 2005 г.
9.Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование//Москва, ООО «5 за знания», 2008 г.
10.Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников « Малая Академия наук» // Волгоград, «Учитель», 2008 г.
11. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004 г.
Для учащихся :
1.Акимова М.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников/ М.К. Акимова, Т.В. Козлова.- Обнинск : Принтер, 1993. –.24с.
2. Андреев О.А. Учитесь быть внимательными. – Ростов н/Д: Фениксв, 2004.- 224с.
3.Букин В.Р. Школьникам о философии/ В.Р. Букин, А.Ф. Малышевский. – М: Просвещение, 1992,-159с.
4.Ипполитов Ф.В. Память школьника.- М.: Знание, 1978. – 48с.
5.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002 г.
6.Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем : 50 часов творчества : Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1990 г.- 240 с.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»