Экзаменационный материал для итоговой аттестации по информатике за курс основной средней школы
Билеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике в устной форме за курс основного общего образования составлены на основе экзаменационных билетов, рекомендованных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки для школ (классов), изучающих базовый курс информатики в основной школе (Вестник образования России, март 5'2006).
Каждый билет содержит один теоретический вопрос и одно практическое задание.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» государственная аттестация учащихся по завершении основного общего образования является обязательной. Итоговая государственная аттестация по информатике выпускников IX классов общеобразовательных учреждений проводится в форме устного экзамена.
Форма проведения устной аттестации может быть различной: по билетам, собеседование, защита реферата. В первом случае выпускник отвечает на вопросы, сформулированные в билетах, выполняет предложенные практические задания (решение задачи, лабораторная работа).
Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учетом рекомендаций учителя предметника, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата. Не позднее чем за неделю до экзамена реферат представляется выпускником на рецензию учителю предметнику. Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет оценку выпускнику после защиты реферата.
На аттестации по информатике и проверяется соответствие знаний выпускников требованиям государственной образовательной программы по предмету, глубина и прочность полученных знаний, практическое их применение.
Билеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике и в устной форме за курс основного общего образования составлены на базе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования РФ от 05 марта 2004 года № 1089).
Представленный комплект билетов отражает в полной мере федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. Состоит из 20 билетов, сформирован с учётом содержания учебной программы, наличия средств ИКТ и используемого программного обеспечения.
Билеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике в устной форме за курс основного общего образования составлены на основе экзаменационных билетов, рекомендованных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки для школ (классов), изучающих базовый курс информатики в основной школе (Вестник образования России, март 5'2006).
Каждый билет содержит один теоретический вопрос и одно практическое задание, предложенное в формах:
- задачи по кодированию, определению объема информации или представлению числовой информации в десятичной, двоичной и других системах счисления;
- задание на распознавание или разработку алгоритма;
- практическое задание по информационным технологиям.
Время подготовки учащегося к ответу от 10 до 30 минут. Время ответа на все вопросы билета не должно превышать 15 минут.
При оценке ответа используется традиционная форма оценивания по пятибалльной системе за ответ на каждый вопрос билета. Итоговая отметка выставляется как среднее значение отметок, полученных за ответ на каждый вопрос билета.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Павловская средняя общеобразовательная школа»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ
ПО ИНФОРМАТИКЕ
ВЫПУСКНИКОВ 9-ых КЛАССОВ
В 2010/2011 УЧЕБНОМ ГОДУ
Учитель информатики
МОУ «Павловская сош»
Ермолаева И.А.
Павловск 2011
Пояснительная записка
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» государственная аттестация учащихся по завершении основного общего образования является обязательной. Итоговая государственная аттестация по информатике выпускников IX классов общеобразовательных учреждений проводится в форме устного экзамена.
Форма проведения устной аттестации может быть различной: по билетам, собеседование, защита реферата. В первом случае выпускник отвечает на вопросы, сформулированные в билетах, выполняет предложенные практические задания (решение задачи, лабораторная работа).
Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учетом рекомендаций учителя предметника, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата. Не позднее чем за неделю до экзамена реферат представляется выпускником на рецензию учителю предметнику. Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет оценку выпускнику после защиты реферата.
На аттестации по информатике и проверяется соответствие знаний выпускников требованиям государственной образовательной программы по предмету, глубина и прочность полученных знаний, практическое их применение.
Билеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике и в устной форме за курс основного общего образования составлены на базе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования РФ от 05 марта 2004 года № 1089).
Представленный комплект билетов отражает в полной мере федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. Состоит из 20 билетов, сформирован с учётом содержания учебной программы, наличия средств ИКТ и используемого программного обеспечения.
Билеты
для государственной (итоговой) аттестации
по информатике в устной форме за курс
основного общего образования составлены
на основе экзаменационных билетов,
рекомендованных Федеральной службой
по надзору в сфере образования и науки
для школ (классов), изучающих базовый
курс информатики в основной школе
(Вестник образования России, март
5'2006).
Каждый билет содержит один
теоретический вопрос и одно практическое
задание, предложенное в формах:
-
задачи по кодированию, определению объема информации или представлению числовой информации в десятичной, двоичной и других системах счисления;
-
задание на распознавание или разработку алгоритма;
-
практическое задание по информационным технологиям.
Теоретический вопрос предполагает устный ответ учащегося с возможной демонстрацией на компьютере необходимой для ответа иллюстративной части.
Время подготовки учащегося к ответу от 10 до 30 минут. Время ответа на все вопросы билета не должно превышать 15 минут.
При оценке ответа используется традиционная форма оценивания по пятибалльной системе за ответ на каждый вопрос билета. Итоговая отметка выставляется как среднее значение отметок, полученных за ответ на каждый вопрос билета.
Темы рефератов для государственной (итоговой) аттестации по информатике в устной форме за курс основного общего образования:
-
Роль информационных технологий в жизни общества.
-
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
-
Передача, преобразование, хранение и использование информатики в технике.
-
Язык как способ представления информации, двоичная форма представления информации, её особенности и преимущества.
-
Принципы представления данных и команд в компьютере.
-
Принцип автоматического исполнения программ в ЭВМ.
-
Построение и использование компьютерных моделей.
-
Телекоммуникации, телекоммуникационные сети различного типа, их назначение и возможности.
-
Мультимедиа технологии и их применение.
-
Информатика в жизни общества.
-
Информация в общении людей.
-
Подходы к оценке количества информации.
-
История развития ЭВМ.
-
Современное состояние электронно-вычислительной техники.
-
Классы современных ЭВМ.
-
Вредное воздействие компьютера. Способы защиты.
-
Суперкомпьютеры и их применение.
-
Ноутбук – устройство для профессиональной деятельности.
-
Карманные персональные компьютеры.
-
Основные типы принтеров.
-
Сканеры и программное обеспечение распознавания символов.
-
Сеть Интернет и киберпреступность.
-
Компьютерная графика.
-
WWW. История создания и современность.
-
Проблемы создания искусственного интеллекта.
-
Использование Интернет в маркетинге.
-
Поиск информации в Интернет. Web-индексы. Web-каталоги.
-
Системы электронных платежей, цифровые деньги.
-
Компьютерная грамотность и информационная культура.
-
Устройства ввода информации.
-
Компьютерные сети. Интернет.
Критерии оценивания ответа учащегося при защите реферата:
-
Оценка «отлично» выставляется в случае наличия в реферате всех основных структурных компонентов с указанием их учеником при защите реферата, ответы на вопросы членов аттестационной комиссии полные, обоснованные и указывают на уверенное владение материалом по выбранной теме.
-
Защита реферата оценивается «хорошо», если в работе отсутствует хотя бы один из основных структурных компонентов и /или не отражен при защите реферата, ответы на вопросы членов аттестационной комиссии правильные, но неполные /или неразвернутые.
-
Ученик получает за экзамен в форме защиты реферата оценку «удовлетворительно» в случае неполного раскрытия темы или отсутствия в реферате нескольких структурных компонентов, ответы на вопросы членов аттестационной комиссии неполные или указывают на владение разработанной темой в недостаточной степени.
Примечание.
Основными структурными компонентами реферата являются:
-
обоснование актуальности выбранной темы,
-
её теоретическая и практическая значимость,
-
цель и задачи работы,
-
обоснование использованных методов при подготовке реферата,
-
логически обоснованное содержание,
-
выводы по выбранной теме в заключительной части реферата,
-
список использованной литературы.
Билет
№ 1
1. Информатизация общества.
Основные этапы развития вычислительной
техники.
2. Создание, редактирование,
сохранение и распечатка текста в среде
текстового редактора.
Билет
№ 2
1. Архитектура компьютера. Основные
устройства компьютера и их функции.
2.
Решение расчетной задачи с использованием
математических функций (среднее
арифметическое, минимум, максимум и
др.) среди чисел в среде электронной
таблицы.
Билет
№ 3
1. Характеристики процессора и
внутренней памяти компьютера
(быстродействие, разрядность, объем
памяти и др.).
2. Создание мультимедийной
презентации на основе шаблонов (5-10
слайдов). Применить шаблон оформления,
эффекты анимации.
Билет
№ 4
1. Внешняя память компьютера.
Носители информации (гибкие диски,
жесткие диски, CD-ROM диски, магнитооптические
диски и пр.) и их основные характеристики.
2.
Определение результата выполнения
алгоритма по его блок-схеме.
Билет
№ 5
1. Операционная система компьютера
(назначение, состав, способ организации
диалога с пользователем). Загрузка
компьютера.
2. Создание, преобразование,
сохранение, рисунка в среде графического
редактора.
Билет
№ 6
1. Файловая система. Папки. Файлы
(имя, тип, путь доступа). Операции с
папками и файлами в среде операционной
системы.
2. Решение задачи на построение
графика функции в среде электронной
таблицы.
Билет
№ 7
1. Информация и информационные
процессы в природе, обществе, технике.
Информационная деятельность человека.
Привести примеры.
2. Решение задачи на
упорядочивание данных в среде системы
управления базами данных.
Билет
№ 8
1. Управление как информационный
процесс. Замкнутые и разомкнутые схемы
управления, назначение обратной связи.
Привести примеры.
2. Практическое
задание на создание на диске архива
файлов и раскрытие архива с использованием
программы-архиватора.
Билет
№ 9
1. Текстовый редактор. Назначение
и основные возможности.
2. Разработка
алгоритма, формирующего на экране
рисунок.
Билет
№ 10
1. Графический редактор. Назначение
и основные возможности.
2. Решение
задачи по теме «Системы счисления».
Билет
№ 11
1. Электронные таблицы. Назначение
и основные возможности.
2. Решение
задачи по теме «Алгебра логики».
Билет
№ 12
1. Система управления базами
данных. Назначение и основные
возможности.
2. Решение задачи по
переводу числа из десятичной системы
счисления в двоичную, восьмеричную и
шестнадцатеричную:
Билет
№ 13
1. Понятие алгоритма. Свойства
алгоритмов. Возможность автоматизации
деятельности человека. Привести
примеры.
2. Работа с файлами (переименование,
копирование, удаление, поиск) в среде
операционной системы.
Билет
№ 14
1. «Линейная» алгоритмическая
структура. Команда присваивания. Привести
примеры.
2. Формирование запроса поиска
данных в среде системы управления базами
данных.
Билет
№ 15
1. Алгоритмическая структура
«ветвления». Команда ветвления. Привести
примеры.
2. Решение расчётной задачи
в среде табличного процессора с отражением
данных с помощью круговой диаграммы.
Билет
№ 16
1. Алгоритмическая структура
«цикл». Команда повторения. Привести
примеры.
2. Работа в среде текстового
процессора по набору и форматированию
текста.
Билет
№ 17
1. Исполнители команд: робот,
автомат, человек, компьютер. Компьютер
как формальный исполнитель алгоритмов
(программ).
2. Работа с архиваторами и
антивирусными программами.
Билет
№ 18
1. Технология решения задач с
помощью компьютера (моделирование,
формализация, алгоритмизация,
программирование, компьютерный
эксперимент). Показать на примере
задачи.
2. Решение задачи на определение
объема информации, преобразование
единиц измерения количества информации.
Билет
№ 19
1. Способы передачи информации.
Организация и структура локальных и
глобальных компьютерных сетей.
2.
Решение логической задачи.
Билет
№ 20
1. Глобальная сеть Интернет и ее
информационные ресурсы (электронная
почта, доски объявлений, телеконференции,
поисковые системы и т.д.). Этические и
правовые нормы работы с информацией.
2.
Создание мультимедийной презентации
на основе шаблонов (5-10 слайдов). Применить
шаблон оформления, эффекты анимации.
ЗАДАЧИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИНФОРМАТИКЕ ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
(вопрос 2)
Билет 1
-
Создайте текстовый документ в среде текстового редактора (OpenOffice.org или MS Word – по выбору учащегося) и введите текст:
Резюме
Резюме – это документ о личностных и профессиональных данных. Его составляют для приема на работу. Особенностью такого документа является краткость (его объем, как правило, не превышает одной страницы). В резюме информация о профессиональной деятельности и образовании представлена в обратном хронологическом порядке.
Графа «Дополнительная информация» содержит информацию о навыках или достижениях в какой-нибудь отрасли, например, сведения о владении иностранными языками и навыками работы на компьютере, умении управлять автомобилем, участии в научных конференциях, наличии печатных работ, общественной деятельности, интересах претендента и т.д.
В резюме можно определить цель – должность (работу), на которую претендует автор, и желаемую заработную плату.
-
Отредактируйте текстовый документ и сохраните.
-
Распечатайте созданный текстовый документ.
Билет 2
В
Используя
математические функции, вычислите
среднюю, максимальную и минимальную
величину для роста и веса.
ФАМИЛИЯ |
ВЕС (кг) |
РОСТ (см) |
Иванова |
50 |
150 |
Петренко |
80 |
170 |
Никоненко |
63 |
160 |
Борисенко |
65 |
168 |
Сидорчик |
48 |
165 |
Возняк |
45 |
158 |
. . . |
|
|
Средняя величина |
|
|
Максимальное значение |
|
|
Минимальное значение |
|
|
Билет 3
Создать мультимедийную презентацию на основе шаблонов (5-7 слайдов). Применить шаблон оформления, эффекты анимации (OpenOffice.org Презентации или MS PowerPoint – по выбору учащегося).
Билет 4
Определите результат выполнения алгоритма по его блок-схеме:
Билет 5
Создайте в среде графического редактора Paint рисунок и выполните его сохранение.
Билет 6
В среде табличного редактора (OpenOffice.org или MS Excel - по выбору учащегося) постройте график функции y = x2 на отрезке [-4;4].
Билет 7
Создайте базу данных в программном приложении Microsoft Access:
|
Название |
Площадь, тыс. км2 |
Население, тыс. чел |
Столица |
Население столицы, тыс. чел |
1 |
Болгария |
110,9 |
8470 |
София |
1100 |
2 |
Венгрия |
93 |
10300 |
Будапешт |
2000 |
3 |
Греция |
132 |
10300 |
Афины |
748 |
4 |
Испания |
504 |
39100 |
Мадрид |
3100 |
5 |
Люксембург |
2,6 |
392 |
Люксембург |
75 |
6 |
Хорватия |
56,6 |
4800 |
Загреб |
707 |
7 |
Словакия |
4,9 |
5800 |
Братислава |
441 |
8 |
Словения |
20,3 |
1990 |
Любляна |
323 |
Выполните упорядочивание данных в поле Население по возрастанию.
Билет 8
Создайте архив файлов с помощью программы-архиватора. Выполните раскрытие архива с помощью программы-архиватора.
Билет 9
Выполните рисунок снеговика в среде графического редактора Paint и запишите алгоритм построения изображения.
Билет 10
Решение задачи по теме «Системы счисления»:
Переведите в десятичную систему счисления числа 100112, 1768, 1С16
Билет 11
Решение задачи по теме «Алгебра логики»: Построить таблицу истинности логического выражения: (АVВ)Λ¬А
Билет 12
Решение задачи по переводу числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную:
Перевести число 127 из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную.
Билет 13
Работа с файловой системой, графическим интерфейсом (выполнение стандартных операций с файлами: создание, копирование, переименование, удаление):
-
Создайте на рабочем столе папку Экзамен.
-
Скопируйте в созданную папку Экзамен текстовый и графический документы из своей рабочей папки.
-
Переименуйте эти документы.
-
Определите, какой из файлов имеет больший размер.
-
Проверьте содержимое папки на наличие вирусов.
Билет 14
В среде системы управления базами данных создайте базу данных «Нобелевские лауреаты»
|
Фамилия |
Страна |
Год присуждения |
Область деятельности |
1 |
Э. Резерфорд |
Великобритания |
1908 |
Физика |
2 |
Ж.Алферов |
Россия |
2001 |
Физика |
3 |
Л.Ландау |
СССР |
1962 |
Физика |
4 |
И.Мечников |
Россия |
1908 |
Физиология |
5 |
М.Шолохов |
СССР |
1965 |
Литература |
6 |
В.Гейзенберг |
Германия |
1932 |
Физика |
7 |
Н.Семенов |
СССР |
1956 |
Химия |
8 |
Б.Шоу |
Великобритания |
1925 |
Литература |
Сформируйте запрос поиска нобелевских лауреатов соотечественников по физике.
Билет 15
В
В
столбце Сумма рассчитайте затраты
на каждый вид учебных принадлежностей
и общую сумму затрат. Отобразите
затраты на принадлежности первоклассника
с помощью круговой диаграммы.
Набор первоклассника |
|||
Наименование |
Цена |
Количество |
Сумма |
Тетрадь |
6,50р. |
12 |
|
Ручка |
3,40р. |
3 |
|
Карандаш |
1,20р. |
2 |
|
Линейка |
8,55р. |
1 |
|
Альбом |
15,10р. |
2 |
|
Обложки |
4,80р. |
22 |
|
Билет 16
В среде текстового редактора (OpenOffice.org или MS Word – по выбору учащегося) наберите текст:
Поле клавиш основного набора предназначено для ввода программ и данных. Клавиши основного набора позволяют вводить буквы латинского и русского алфавитов, цифры и специальные символы. В основной набор входит группа так называемых «управляющих клавиш», например, клавиш смены регистра, перемещения на позицию табуляции и некоторые другие клавиши. Клавиатура ПЭВМ допускает одновременное нажатие комбинации клавиш, что порождает новый код.
Код, вводимый в машину при нажатии некоторой клавиши, зависит от установленного в данный момент регистра и от того, в комбинации с какими другими клавишами нажата эта клавиша.
Задание:
-
Выполните форматирование текста, установив
-
В первой строке отступ вправо на 0,7 см
-
Размер шрифта – 14 пт
-
Гарнитура – Arial
-
Начертание – курсив
-
Интерлиньяж - одинарный.
Билет 17
Работа с архиваторами и антивирусными программами:
-
На рабочий стол скопируйте свою рабочую папку.
-
Проверьте папку на наличие вирусов.
-
Определите размер папки.
-
Заархивируйте папку.
-
Определите новый объём папки.
Билет 18
Решение задачи на определение объёма информации и преобразование единиц измерения количества информации:
Каков информационный объём сообщения "Я помню чудное мгновенье – передо мной явилась ты" при условии, что один символ кодируется одним байтом и соседние слова разделены одним пробелом?
Представьте ответ в разных единицах измерения информации.
Билет 19
Решите
логическую задачу: Пятеро одноклассников:
Ирена, Тимур, Камилла, Эльдар и Залим
стали победителями олимпиад школьников
по физике, математике, информатике,
литературе и географии.
Известно,
что:
-
победитель олимпиады по информатике учит Ирену и Тимура работе на компьютере;
-
Камилла и Эльдар тоже заинтересовались информатикой;
-
Тимур всегда побаивался физики;
-
Камилла, Тимур и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;
-
Тимур и Камилла поздравили победителя олимпиады по математике;
-
Ирена cожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу.
Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?
Билет 20
Создание мультимедийной презентации на основе шаблонов (5-7 слайдов). Применить шаблон оформления, эффекты анимации (OpenOffice.org Презентации или MS PowerPoint – по выбору учащегося).
Решение практических задач
Билет 4
Определить результат выполнения алгоритма по его блок-схеме:
Решение: S
= 2*3*2+32 = 12 + 9 = 21 Ответ:
S = 21
Билет 10
Решение задачи по теме «Системы счисления»:
Переведите в десятичную систему счисления числа 100112, 1768, 1С16
Решение:
100112 = 1*24 + 1*21 + 1*20 = 16 + 2 + 1 = 1910
1768 = 1*82 + 7*81 + 6*80 = 64 + 7*8 + 6 = 70 + 56 =126 10
1С16 = 1*161 + 12*160 = 16 + 12 = 2810
Билет 11
Решение задачи по теме «Алгебра логики»: Построить таблицу истинности логического выражения: (АVВ)Λ¬А
Решение:
А |
В |
(АVВ) |
¬А |
(АVВ)Λ¬А |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Билет 12
Решение задачи по переводу числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную:
Перевести число 127 из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную.
Решение:
127:2 = 63 (ост 1)
63:2 = 31 (ост 1)
31:2 = 15 (ост 1)
15:2 = 7 (ост 1)
7:2 = 3 (ост 1)
3:2 = 1 (ост 1)
1:2 = 0 (ост 1)
12710 = 11111112
127 : 8 = 15 (ост 7)
15 : 8 = 1 (ост 7) 12710 = 1778
1 : 8 = 0 (ост 1)
127 : 16 = 7 (ост 15) – F
7 : 16 = 0 (ост 7) 12710 = 7F16
Билет 18
Решение задачи на определение объёма информации и преобразование единиц измерения количества информации:
Каков информационный объём сообщения "Я помню чудное мгновенье – передо мной явилась ты" при условии, что один символ кодируется одним байтом и соседние слова разделены одним пробелом?
Представьте ответ в разных единицах измерения информации.
Решение:
Фраза Я помню чудное мгновенье – передо мной явилась ты содержит 40 букв, тире и 8 пробелов, всего 49 символов. Значит объём информации этой фразы 49 байт = 49*8 = 392 бит
Билет 19
Решить
логическую задачу: Пятеро одноклассников:
Ирена, Тимур, Камилла, Эльдар и Залим
стали победителями олимпиад школьников
по физике, математике, информатике,
литературе и географии.
Известно,
что:
-
победитель олимпиады по информатике учит Ирену и Тимура работе на компьютере;
-
Камилла и Эльдар тоже заинтересовались информатикой;
-
Тимур всегда побаивался физики;
-
Камилла, Тимур и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;
-
Тимур и Камилла поздравили победителя олимпиады по математике;
-
Ирена cожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу.
Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?
Решение.
Решим задачу с помощью логической таблицы:
|
физика |
математика |
информатика |
литература |
география |
Ирена |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Тимур |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Камилла |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Эльдар |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
Залим |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Вывод: победителями олимпиад стали: Ирена – по математике, Тимур – по географии, Камилла – по физике, Эльдар – по литературе, Залим – по информатике.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»