В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Статья "Здоровьесберегающая среда урока"

Статья "Здоровьесберегающая среда урока"

АЛЛА КОСЕНКОВА
Тип материала: другое
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 4175
Краткое описание
В статье представлен опыт работы по вопросам организации здоровьесберегающей среды на уроке.
Описание
Организация здоровьесберегающей среды урока.
 
В последние годы для многих учителей довольно актуальной является проблема «Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников». Если более глубоко рассмотреть психологические особенности детей младшего школьного возраста, то можно увидеть, что их гиперактивность за последние годы только увеличивается, и очень часто дети, приходя в первый класс, уже имеют отклонения в состоянии здоровья, в том числе и психофизеологические. Войдя впервые в школьный класс, ребенок попадает в совершенно новые для него условия. Сама атмосфера урока, необходимое длительное устойчивое внимание, ограничение двигательной активности — все это факторы, делающие начало обучения в школе одним из самых трудных этапов в жизни ребенка. Любая работа, выполняемая без перерыва на отдых, развивает утомление, снижает функциональные возможности организма. Умственный труд связан со значительной нагрузкой на высшие отделы центральной нервной системы и психические функции организма ребенка. Для того, чтобы наше обучение для детей стало успешным, за последние несколько лет очень часто стал подниматься вопрос: как сконцентрировать внимание ребёнка на уроке, как дать ему возможность усвоить материал на уроке, чередуя знания с возможностью максимального движения. Наша классно-урочная система, на протяжении многих лет оправдывает себя, и на данном этапе мы не планируем от неё отказываться. Тем не менее, остаётся острым вопрос: как совместить сидение за партой и высокую подвижность ребёнка, как совместить получение знаний и переключение внимания во время движения. Эти вопросы из года в год становятся всё более актуальными . Вынужденное ограничение двигательной активности при умственной деятельности сокращает поток импульсов от мышц к двигательным центрам коры головного мозга. Это снижает возбудимость нервных центров, а следовательно, и умственную работоспособность. Отсутствие мышечных напряжений и механическое сдавливание кровеносных сосудов задней поверхности бедра в положении сидя снижает интенсивность кровообращения, ухудшает кровоснабжение головного мозга, осложняет его работу.
 Появившееся чувство усталости, вызванное напряженной работой и длительным пребыванием в однообразной позе, как бы предупреждает о затруднениях, возникающих в организме. Для их устранения нужен отдых. Поэтому чередование периодов труда и отдыха – необходимое условие повышения работоспособности и, следовательно, снятия утомления.
Наблюдения за учащимися начальной школы показывают, что там, где учитель не обращает внимание на рабочую позу и двигательную активность детей свыше 90% из них находятся в аномальных позах на уроке, что ведет не только к ухудшению зрения, но и к нарушению опорно-двигательного аппарата. Аномальная поза угнетает деятельность важнейших функциональных систем организма, всю его регуляторную сферу. Угнетение центральной и вегетативной нервных систем, за счет неправильной позы, осложняет процесс восприятия и усвоения учебного материала.
 В связи с этим обосновано предложение профессора В.Ф. Базарного проводить занятия в системе периодической смены позы "сидя" на "стоя", т.е. в режиме динамической позы. Учитель планирует "подъем " детей в то время, когда они слушают объяснения учителя либо ответы товарищей. Режим чередования рабочей позы на уроке благоприятно действует на функциональное состояние и работоспособность учащихся.
 Известно, что более эффективное восстановление работоспособности происходит при активном отдыхе. Активизировать его можно с помощью специально организованных физических упражнений. Существуют разные формы занятий физическими упражнениями на уроке: физкультурная пауза, физкультурная минутка, физкультурная микропауза. С их помощью оказывается разнообразное воздействие на организм занимающихся, предупреждается или снимается утомление. Темп предложенных физических упражнений медленный и средний, исходные положения — сидя за партой либо стоя возле парты. Комплексы упражнений выполняются примерно на 10 и 20 минутах урока.
 ОЖИВЛЯЛКИ
 
 Представляют собой простые интегративные дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение, усталость в процессе умственных занятий. Упражнения выполняются не более 1 минуты во время урока.
 1. — С силой потереть ладони друг о друга 10 раз;
  — щеки — вверх — вниз 10 раз;
  — кончиками пальцев побарабанить по затылку и макушке 10 раз;
  — указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;
  — 3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.
 2. — Потянуть мочки ушей 10 раз;
  — "хлопание ушами", 4 пальца сзади прижать к ушам потом к щекам и опустить 10 раз;
  — "кручение козелка", большой палец вводится в слуховой проход, указательный палец охватывает ухо сверху (круговые движения 30 секунд).
 
 ОЖИВЛЯЛКА "Ворона"
 
 Звук "Ка-аа-аа-ааар". Постарайтесь поднять как можно выше мягкое небо и маленький язычок — 6 раз. Попробуйте делать это беззвучно и с закрытым ртом.
 ОЖИВЛЯЛКА "Колечко"
 
 С усилием, скользя кончиком языка назад по верхнему небу, постарайтесь дотронуться языком до маленького язычка. Попробуйте делать это беззвучно и с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее… 10-15 секунд.
 
 ОЖИВЛЯЛКА "Лев"
 
 Дотянитесь языком до подбородка. Еще дальше… Ну, еще немножко! Повторите 6 раз.
 
 ОЖИВЛЯЛКА "Замочек"
 
 Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно — так, чтобы было приятно, 10-15 секунд.
 
 ОЖИВЛЯЛКА "Ушко горит"
 
 Разотрите хорошенько уши — вначале мочки, а потом целиком, ладонями: вверх — вниз, вперед — назад 20-30 секунд.
 Техника выполнения: Спиралевидные движения от мочки уха вверх по противозавитку по слуховому проходу.
 
 ОЖИВЛЯЛКА "Лошадка"
 
 Поцокайте языком, как лошадка (10-15 секунд).
 
 ОЖИВЛЯЛКА "Смешилка"
 
 Улыбнитесь и разрешите детям посмеяться. Для этого достаточно вначале сказать: "Сы-ы-ы-р", а потом надавить на "хохотальную" точку — она на кончике носа — и произносить "хохотальные" звуки "ха-ха-ха" или "гы-гы-гы" — сначала медленно, потом быстрее, еще быстрее! Помните, смеются победители! Но, может быть, они победили потому, что смеялись?
 
 
 ОЖИВЛЯЛКА "Словесная говорилка"
 
 Быстро-быстро сжимаем и разжимаем пальцы рук и моргаем, затем крепко зажмуриваем глаза, сжимаем кулаки и говорим: "Я справлюсь! Я могу, человек все может! Я ничего не боюсь!". Как хотите — вслух или про себя.
 
 ОЖИВЛЯЛКА "Тишина"
 
 Быстро-быстро сжимаем и разжимаем пальцы рук и моргаем, затем крепко зажмуриваем глаза, сжимаем кулаки и говорим: "Я справлюсь! Я могу, человек все может! Я ничего не боюсь!". Как хотите — вслух или про себя.
 
 ОЖИВЛЯЛКА "Громоотвод"
 
Двумя пальцами руки потереть над верхней губой и под нижней губой. Указательный и средний палец положить на пупок и легко его помассировать. После 3 глубоких вздохов поменять положение рук и опять подышать 3 раза.  
 Цель: массаж этих точек влияет на расслабление центральной нервной системы, увеличение концентрации внимания, стимулирует при напряженном состоянии.
 
 
 ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА
 
 Физкультурная пауза повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.
 
 
 
 Физкультминутки на уроках чтения, письма, математики .
 
 
Комплекс 1  
 
 «Мы считали» — для урока математики  
Мы считали и устали. Дружно все и тихо встали.  
 
Ручками похлопали, раз-два-три.  
 
Ножками потопали, раз-два-три.  
 
И еще потопали и дружней похлопали.  
 
Сели, встали, и друг друга не задели,  
 
Мы немножко отдохнем и опять считать начнем.  
 Упражнения  
 
1. И.п.: сидя за партой, руки на пояс. 1-4 – одновременные круговые движения плечами назад. Вы полнить 1-2 раза. Темп медленный.  
 
2. И.п.: основная стойка (о.с.). 1-3 – руки через стороны вверх, потянуться, 2 хлопка над головой; 4 – и.п.; 5-7 – три притопа. Выполнить 2-3 раза. Темп средний.  
 
3. И.п.: стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – присед, руки вперед ладонями вниз – выдох; 2 – и.п. – вдох. Выполнить 2-3 раза. Темп средний.  
 
4. И.п.: сидя за партой, руки вниз. 1 – руки через стороны вверх, смот-реть на пальцы – вдох; 2 – руки через стороны вниз, расслабиться – выдох. Выполнить 2 раза. Темп медленный. 
Методические указания  
 
1Улучшает вентиляцию легких. Голову держать прямо, плечи развернуты, спина прямая, дыхание не задерживать.  
 
2 Способствует глубокому дыханию. Выполняя хлопки, смотреть на руки. Выполняя притопы следить за осанкой.  
 
 3 Направлено на формирование правильной осанки. Приседая, спина прямая. Смотреть вперед, сохранять равновесие.
 4 Направлено на улучшение вентиляции легких и расслабление. Учить детей правильно расслаблять мышцы.  
 
 
 Комплекс 2  
 
 «Паучок» — рекомендуется для урока чтения.  
Паучок на лавку упал. Нечаянно лапку сломал.  
 
В городскую лавку сходил и другую лапку купил.  
 
Ты смотри, паучок, не зевай, больше себе лапок не ломай.  
 
Комплекс выполняется в легком плясовом ритме. Дети произносят нараспев последнюю фразу.  
Упражнения  
 
1. И.п.: стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 – локти в стороны; 2 – и.п.; 3-4 – то же; 5 – упор присев; 6 – и.п. Выполнить 1-2 раза. Темп средний.  
 
2. И.п.: стоя на правой, левая согнута в колене, руки на пояс. 1-2 – легкие пружинистые подскоки на правой; 3-4 – то же на левой со сменой положения ног. Выполнить 8-10 раз. Темп средний.  
 
3. И.п.: стойка ноги вместе, руки за голову. 1 – левую вперед на пятку; 2 – левую назад на носок; 3-4 – в и.п., два притопа; 5-8 – то же с правой. Выполнить 4 раза. Темп средний. 
Методические указания  
 
1 Направлено на формирование правильной осанки. Выполняя упор присев, спину держать прямо.  
 
 
2 Способствует формированию чувства равновесия. Подскоки выполняются мягко, с приземлением на носки, туловище вперед не наклонять.  
 
 
3 Имитация танцевальных движений  
 
 Комплекс 3  
 
 Рекомендуется для уроков чтения  
 
 1. И.п.: сидя за партой, руки вниз. 1 – руки к плечам; 2 – руки вверх, потянуться, посмотреть на кисти – вдох; 3 – руки к плечам;, 4 – и.п., расслабиться – выдох.  
 
2. И.п.: о.с. 1 – руки вверх, левую назад на носок; 2 – и.п.; 3-4 – то же, но правую назад.  
 
3. И.п.: о.с., руки вперед. 1 – поворот налево, левую руку в сторону – назад, посмотреть на пальцы; 3-4 – то же с поворотом направо. Выполнить 2-4 раза. Темп медленный.  
 
4. Комплекс способствует обучению правильному глубокому дыханию, формированию правильной осанки.  
 
 
 Комплекс 4  
 
 «Лошадки» — рекомендуется для урока письма  
 Вот помощники мои, их как хочешь поверни.  
 
По дорожке белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки.  
 
Чок-чок, чок-чок-чок, скачет резвый табунок.  
 Упражнения  
 
1. И.п.: сидя за партой, руки на парте ладонями вниз. 1-4 – поочередное продвижение вперед то левой, то правой руки с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев. Выполнить 2-4 раза. Темп медленный.  
 
2. И.п.: то же. 1 – ладони вверх; 2 – и.п.; 3-4 то же.  
 
3. И.п.: то же. 1-3 – сгибание и разгибание пальцев; 4 – пауза.  
 
4. И.п.: о.с. 1-2 – одновременные круговые движения рук назад; 3-4 – то же поочередно то правой, то левой рукой.  
 
5. И.п.: стойка ноги врозь, наклон вперед, руки вниз. Маятнико-образные движения рук слева направо и справа налево. Выполнить 4 раза. Темп медленный. 
Методические указания  
 
Дети произносят последнюю фразу.  
 
Упражнений № 1, 2, 3 выполняются легко и энергично.  
 
 
 Комплекс 5  
 
 «Маятник» — рекомендуется для урока письма  
 
1. И.п.: о.в., руки вперед. Одновременные движения рук вперед-назад.  
 
2. И.п.: о.с., правую руку вперед, левую назад. Попеременная смена положения рук.  
 
3. И.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны. Слегка приседая, правую руку вперед, левую назад, затем наоборот. Каждое упражнение комплекса выполнить 4 раза в медленном темпе в течение 1 мин.  
 
Упражнения выполняются плавно, неторопливо. Следить за осанкой, выразительностью движений.  
 Комплекс 6  
 
 «Жук» — рекомендуется для урока письма.  
 
На лужайке по ромашкам жук летал в цветной рубашке.  
 
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу.  
 
Тихо на ветру качаюсь, низко-низко наклоняюсь.  
 Упражнения  
 
1. И.п.: сидя за партой, руки на парте ладонями вниз. 1-4 – сгибая и разгибая пальцы, медленно поднять руки вверх, развести пальцы веером; 5-8 – и.п.  
 
2. И.п.: о.с., руки в стороны. 1 – наклон влево, переступая ногами; 2 – то же вправо.  
 
3. И.п.: стойка ноги врозь, наклон вперед, руки вниз. 1-3 – одно-временные маятникообразные движения рук слева направо и справа налево; 4 – и.п. 
Методические указания  
 
Дети произносят последнюю фразу. Каждое упражнение 2-4 раза. Темп средний.  
 
 Комплекс 7  
 
 «Пружинки» — рекомендуется для урока чтения (под русскую народную мелодию)  
 Упражнения  
 
1. И.п.: о.с., руки на пояс. Такты 1-4 на счет 1 и 2 каждого такта – полуприседы, на «и» — вернуться в и.п.  
 
2. И.п.: то же. Такты 5-8 – прыжки на месте на двух ногах, слегка отрывая носки. 
Методические указания  
 
Движения легкие, пружинистые, ритмичные. Следить за осанкой, дыхание свободное. Упражнение 1 выполняется без остановок, упражнение 2 – при подскоках колени слегка сгибать.  
 
 
 Комплекс 8  
 
 Рекомендуется для уроков чтения  
 Упражнения  
 
1. И.п.: сидя за партой, руки к плечам. 1-3 – одновременные круговые движения руками назад; 4 – и.п.  
 
2. И.п.: стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 – поворот налево; 2 – и.п.; 3-4 – то же направо.  
 
3. И.п.: о.с., руки на пояс. 1-3 – медленно присесть; 4 – вернуться в и.п. 
Методические указания  
 
Направлено на формирование правильной осанки. Дыхание равномерное, круговые движения выполнять с полной амплитудой.  
 
Выполнять повороты, спину держать прямо
 
Имитирует «пружинку», сохранять равновесие.  
 
 
 
 Комплекс 9  
 
 «Физкульт-привет!» — рекомендуется для урока математики. (Дети произносят: «Физкульт- привет!»)  
 
На болоте две подружки, две зеленые лягушки  
 
Утром рано умывались, полотенцем растирались,  
 
Ножками топали, ручками хлопали,  
 
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.  
 
Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт-привет!  
 Упражнения  
 
1. И.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны. 1-4 сгибание и разгибание рук. Выполнить 2 раза. Темп медленный.  
 
2. И.п.: о.с., руки на пояс. 1 – наклон вперед, прогнуться; 2 – и.п. Выполнить 2 раза. Темп средний.  
 
3. И.п.: о.с. 1-3 – три шага на месте; 4-6 – три хлопка перед грудью. Выполнить 2-4 раза. Темп средний.  
 
4. И.п.: стойка ноги врозь, руки за спину. 1 – наклон влево, 2 – то же вправо.  
 
5. И.п.: о.с. Произнести приветствие, подняв руки вверх и соединив ладони. 1 раз. 
Методические указания  
 Следить за осанкой, локти не опускать.
При наклонах смотреть вперед.  
 
Шаги на месте, высоко поднимая колени.  
Имитирует качание маятника. Следить за осанкой, ноги прямые.  
 
 Комплекс 10  
 
 Рекомендуется для урока математики.  
 
Буратино потянулся. Раз – нагнулся. Два – нагнулся.  
 
Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел.  
 
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.  
 Упражнения  
 
1. И.п.: сидя за партой, руки к плечам. 1 — локти вверх; 2 – и.п. Выполнить 2-4 раза.  
 
2. И.п.: о.с. 1 – наклон к левой, коснуться пальцами пола; 2 – и.п.; 3 – то же к правой; 4 – и.п. 2-4 раза.  
 
3. И.п.: о.с. 1 – руки в стороны; 2 – и.п. 2-3 раза.  
 
4. И.п.: о.с. 1 – встать на носки, руки вверх, посмотреть на пальцы – вдох; 2 – и.п. – выдох. 2-3- раза. 
Методические указания  
 
Направлено на формирование правильной осанки. Плечи отвести назад.  
 
Вдох делать в и.п., выдох – в наклоне. Ноги прямые.  
 
 
Упражнения 3 и 4 способствуют глубокому дыханию.  
 
 
 Комплекс 11  
 
 «Елочка» — рекомендуется для урока математики.  
Елочки зеленые на ветру качаются,  
 
На ветру качаются, низко наклоняются.  
 
Сколько елочек зеленых, столько сделайте наклонов.  
 
Приседайте столько раз, сколько бабочек у нас.  
 
Сколько беленьких кружков, столько сделайте прыжков.  
 
 Упражнения  
 
1. И.п.: о.с., руки вверх. 1-2 – плавные движения рук слева направо и справа налево; 3 – наклон вперед, руки вниз; 4 – и.п. 2 раза. Темп медленный.  
 
2. И.п.: стойка ноги врозь. 1-3 пружинистые наклоны вперед прогнувшись, руки в стороны – выдох; 4 – и.п.  
 
3. И.п.: левая вперед правой, руки на пояс. 1-4 – прыжки на двух; 5-8 – то же со сменой положения ног. 8 прыжков. Темп средний.  
 
И.п.: о.с., руки в стороны. 1 – присед, руки за голову; 2 – и.п. 4 раза. Темп средний. 
Методические указания  
 
Направлено на расслабление мышц рук. Следить за осанкой.  
 
Ноги прямые, смотреть вперед, дыхание не задерживать.  
 
Направлено на укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Прыжки выполнять легко, мягко приземляясь.  
 
Формирование правильной осанки. В приседе спина прямая, колени слегка разведены
 
 Комплекс 12  
 
 «Веселые матрешки» — рекомендуется для урока чтения  
 
Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки,  
 
 На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки.  
 
В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки,  
 
Мы похожи, словно сестры, ладушки, ладушки.  
 
Упражнения  
 
И.п.: о.с., руки на пояс.  
 
Счет 1-8 – 1 поворот налево; 2 – и.п.; 3-4 – то же направо.  
 
Счет 9-12 – и.п., пуки перед грудью, правое предплечье над левым. 1 – левую вперед на пятку; 2-4 – покачаться носком слева направо; 4 – и.п. Счет 12-16 – то же самое сменой ногой. Счет 1-2 – два хлопка слева; 3-4 – то же справа. 
Методические указания  
 
Дети повторяют слова (поют) вместе с учителем. Следить за осанкой.  
Движения легкие, плясовые. Дыхание свободное.  
 
 
 Комплекс 13  
 
 Рекомендуется для урока письма  
 
 
Мы писали, мы писали, наши пальчики устали.  
 
Вы скачите пальчики, как солнечные зайчики.  
 
Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок.  
 
Ветер травушку качает, влево, вправо наклоняет.  
 
Вы не бойтесь ветра, зайки, веселитесь на лужайке.  
 Упражнения  
 
1. И.п.: сидя за партой, руки на парте. 1-4 поочередное сгибание и разгибание пальцев рук. 4-6 раз. Темп медленный.  
 
2. И.п.: то же. 1-4 – продвижение рук вперед с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев. 6 раз. Темп средний.  
 
3. И.п.: стойка ноги врозь, руки вверх. 1 – наклон влево; 2 – и.п.; 3-4 – то же вправо. 4 раза. Темп медленный.  
 
4. И.п.: о.с., руки на пояс. 1 – присед – выдох; 2 – и.п. – вдох; 3-4 – то же вправо. 4 раза. Темп медленный. 
Методические указания  
 
Дети произносят последнюю фразу. Упражнения 1 и 2 направлены на отдых пальцев рук.
Следить за осанкой, дыхание не задерживать
 
Спина прямая, смотреть вперед.  
 
   
 Комплекс упражнений  
 ФМ для улучшения мозгового кровообращения
 
                                                                                                                                     
  I
 
  II
 
  III
 
  IV
 
  Исходное положение
 
  Описание
 
  Дозировка
 
  Методические указания
 
 
  1. Сидя в кресле, руки на подлокотниках или на коленях
     
 
 
  1. руки за голову,   
     
  2. кисти в замок, развести локти, голову назад,   
     
  3. локти вперед, голову опустить,   
     
4 – исходное положение
 
  4-6
 
  1-2 — вдох, 3-4 выдох. Если при выполнении на счет 2 ощущается боль в позвоночнике, она должна служить ограничителем амплитуды движения
 
 
  1. Сидя, руки на поясе
     
 
  1-2-3-4 – вращение головы вправо, тоже влево
 
  4-6
 
  Дыхание произвольное. При ощущении головокружения упражнение прекратить или уменьшить амплитуду движения
 
 
  1. Сидя в кресле, руки на подлокотниках или на коленях
     
 
  1-2 – опуская голову наклон вперед, руки назад, 3-4 исходное положение
 
  6-8
 
  1-2- выдох, 3-4 вдох. Руки поднимаются назад как можно выше
 
 
  1. Сидя в кресле, руки на подлокотниках или на коленях
     
 
  1 – поворот головы вправо, 2 – наклон головы подбородком к плечу, 3 — поднять голову, 4 – исходное положение
 
  5+5
 
  Дыхание произвольное. При появлении боли амплитуда движений снижается.
 
 
  1. Сидя расслабив-шись, голова свободно опущена
     
 
  1-2 круговым движением вправо поднять голову, 3-4- обратным движением голову опустить, то же влево
 
  5+5
 
  Дыхание произвольное. Плечи не поднимать.
 
 
  1. Сидя в кресле, руки на подлокотниках или на коленях
     
 
 
  1. голову "уронить" вперед,
     
2-3- поднимая голову отвести ее назад, 4- исходное положение
 
  4-6
 
  Дыхание произвольное. Интенсивность движения на счет на счет 1 дозировать по субъективным ощущениям.
 
 
  1. Сидя в кресле, руки на подлокотниках или на коленях
     
 
  1- поднять плечи, 2- опустить, то же на 3-4
 
  8
 
  Дыхание произвольное. Голову держать прямо или немного вывести вперед.
 
 
  1. Сидя в кресле, руки на подлокотниках или на коленях
     
 
 
  1. плечи вперед, 2- исходное положение,   
     
  2. плечи назад,   
     
4- исходное положение
 
  6+6
 
  Дыхание произвольное. Голову держать прямо.
 
 
  1. Сидя в кресле, руки на подлокотниках или на коленях
     
 
  1-2-3-4- вращение плечевого пояса вперед, то же назад   
 
  4+4
 
  Дыхание произвольное. Амплитуда движений как можно больше.
 
 
  1. Сидя в кресле, руки на подлокотниках или на коленях
     
 
  1-2- дугами наружу 6-7 руки вверх и за голову,3- прогнутся, голову назад, 4- исходное положение
 
  6-7
 
  1-2-3- глубокий вдох, 4- выдох.
 
 
 Примечание. Все упражнения выполняются в медленном темпе. По мере тренировки темп следует ускорять.
 
 
 ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИКРОПАУЗЫ
 
 Физкультурные микропаузы повышают умственную работоспособность путем активизации нервных центров, снятия излишней возбудимости, а также путем усиления мозгового и периферического кровообращения. Выполняются ФМП непосредственно во время урока, на её выполнение требуется не более одной минуты.  
 
 
 Комплекс упражнений 1
 
 Каждое упражнение длятся 8 секунд.
 1. Вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам. 6 раз вправо, 6 — влево. И глаза быстро "сбросят" усталость.
 2. Сядьте прямо, положите руки на затылок. Сделав глубокий вдох, как можно крепче прижмите голову к ладоням. Это способствует укреплению мышц шеи и препятствует преждевременному появлению морщин на ней.
 3. Продолжая сидеть прямо, возьмитесь руками за сиденье стула и поднимите плечи как можно выше. Со временем это улучшит вашу осанку.
 4. Поставьте локти на стол, положите подбородок на ладони, глубоко вдохните и, сохраняя шею прямой, крепко прижмите подбородок к ладоням.
 5. Встаньте около стола, повернувшись к нему спиной и, в таком положении постарайтесь поднять стол.
 6. Сидя за столом сжать сильно какой-нибудь лежащий на нем предмет.
 Оба последних упражнения хорошо укрепляют мышцы плечевого пояса и грудной клетки.
 7. Сидя на стуле, поднимите согнутые ноги, а опустите их прямыми. Это упражнение укрепляет мышцы живота.
 
 
 Комплекс 2 (сидя за партой)
 1. И.п. — руки вытянуть вперед. Поднять руки вверх, прогнуться и посмотреть вверх, вернуться в исходное положение.
 2. И.п. — руки за голову. Повернуться на право, правую руку вытянуть в правую сторону; вернуться в исходное положение. То же в другую сторону левой рукой.
 3. И.п. — руками держаться за сиденье. Вытянуть ногу вперед, вернуться в исходное положение.
 
 Комплекс 3 (стоя за партой)
 
 1. И.п. — руки на поясе. Наклониться назад, прогнувшись, руки вверх — в стороны. Вернуться в исходное положение.
 2. И.п. — руки к плечам. Сесть за парту, руки вперед; вернуться в исходное положение.
 3. И.п. — руки на поясе. Поворот вправо, вернуться в и.п… Поворот влево, вернуться в исходное положение.
 
 Комплекс 4 (стоя около парты)
 
 1. И.п. — основная стойка. Поднимаясь на носки, медленно поднять руки вверх, сжимая и разжимая пальцы. Также опуская руки, вернуться в исходное положение.
 2. И.п. — руки за голову. Отвести правую ногу назад, руки вверх — в стороны, вернуться в исходное положение. То же с другой ногой.
 3. И.п. — руки на поясе. Поднять правую ногу, согнутую в колене, вперед, вернуться в исходное положение. То же другой ногой.
 
 
 Комплекс 5 (сидя за партой)
 
 1. И.п. — руки на поясе. Наклониться влево: вернуться в исходное положение, тоже вправо. Поворот влево, вернуться в исходное положение, то же вправо.
 2. И.п. — руки к плечам. Повернуть голову направо, локти отвести в стороны, вернуться в исходное положение. То же в другую сторону.
 3. И.п. — руки на поясе. Выпрямить ноги в коленях, руки вытянуть вперед, вернуться в исходное положение.
 
 Комплекс 6 (стоя за партой)
 
 1. И.п. — основная стойка. Медленно поднять руки вверх, сжимая и разжимая пальцы. Медленно опустить руки вниз, сжимая и разжимая пальцы.
 2. И.п. — основная стойка. Наклониться вправо, пальцами правой руки дотронуться до скамейки, левую руку скольжением поднять под подмышку; вернуться в исходное положение. То же самое в другую сторону.
 3. И.п. — опереться руками о край парты. Повернуться направо, правую руку назад, достать до кисти левой руки; вернуться в исходное положение. То же самое в другую сторону.
 
 Комплекс 7 (стоя около парты)
 
 1. И.п. — упор присев. Выпрямиться, поднимая руки вверх – в стороны, правую ногу отставить назад на носок, прогнуться, вернуться в исходное положение. Тоже с левой ногой.
 2. И.п. — руки на поясе. Круговые движения туловищем вправо — влево.
 3. И.п. — руки за спиной. Наклонить голову вперед, вернуться в исходное положение. Наклонить голову назад, вернуться в исходное положение. Наклонить голову направо, вернуться в исходное положение. Наклонить голову налево вернуться в исходное положение. Повернуть голову влево, вернуться в исходное положение. Повернуть голову вправо, вернуться в исходное положение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.   Базарный В.Ф., Уфимцева Л.П. Система массовой профилактики отклонений в развитии зрения и нарушений осанки у детей и подростков, организованных в детских дошкольных и школьных учреждениях. — М., 1983.
     
  2. Баллингер Э. Учебная гимнастика. – М.: Просвещение, 1996.
     
  3. Гоникман Э.И. Как вытащить себя из стресса. – М., 1996.
     
  4. Журавлева Е.Л. Целительные пальчики. – Кемерово, 1996.
     
  5. Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Санькин В.Д. Физиология школьника. – М.: Педагогика, 1990.
     
  6. Методы и средства оздоровления. Выпуск 1. Движение и здоровье (нетрадиционные виды гимнастики). – Барнаул, 1997.
     

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Организация здоровьесберегающей среды урока. Word.doc Скачать

Организация здоровьесберегающей среды урока.


В последние годы для многих учителей довольно актуальной является проблема «Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников». Если более глубоко рассмотреть психологические особенности детей младшего школьного возраста, то можно увидеть, что их гиперактивность за последние годы только увеличивается, и очень часто дети, приходя в первый класс, уже имеют отклонения в состоянии здоровья, в том числе и психофизеологические. Войдя впервые в школьный класс, ребенок попадает в совершенно новые для него условия. Сама атмосфера урока, необходимое длительное устойчивое внимание, ограничение двигательной активности - все это факторы, делающие начало обучения в школе одним из самых трудных этапов в жизни ребенка. Любая работа, выполняемая без перерыва на отдых, развивает утомление, снижает функциональные возможности организма. Умственный труд связан со значительной нагрузкой на высшие отделы центральной нервной системы и психические функции организма ребенка. Для того, чтобы наше обучение для детей стало успешным, за последние несколько лет очень часто стал подниматься вопрос: как сконцентрировать внимание ребёнка на уроке, как дать ему возможность усвоить материал на уроке, чередуя знания с возможностью максимального движения. Наша классно-урочная система, на протяжении многих лет оправдывает себя, и на данном этапе мы не планируем от неё отказываться. Тем не менее, остаётся острым вопрос: как совместить сидение за партой и высокую подвижность ребёнка, как совместить получение знаний и переключение внимания во время движения. Эти вопросы из года в год становятся всё более актуальными . Вынужденное ограничение двигательной активности при умственной деятельности сокращает поток импульсов от мышц к двигательным центрам коры головного мозга. Это снижает возбудимость нервных центров, а следовательно, и умственную работоспособность. Отсутствие мышечных напряжений и механическое сдавливание кровеносных сосудов задней поверхности бедра в положении сидя снижает интенсивность кровообращения, ухудшает кровоснабжение головного мозга, осложняет его работу.

Появившееся чувство усталости, вызванное напряженной работой и длительным пребыванием в однообразной позе, как бы предупреждает о затруднениях, возникающих в организме. Для их устранения нужен отдых. Поэтому чередование периодов труда и отдыха – необходимое условие повышения работоспособности и, следовательно, снятия утомления.

Наблюдения за учащимися начальной школы показывают, что там, где учитель не обращает внимание на рабочую позу и двигательную активность детей свыше 90% из них находятся в аномальных позах на уроке, что ведет не только к ухудшению зрения, но и к нарушению опорно-двигательного аппарата. Аномальная поза угнетает деятельность важнейших функциональных систем организма, всю его регуляторную сферу. Угнетение центральной и вегетативной нервных систем, за счет неправильной позы, осложняет процесс восприятия и усвоения учебного материала.

В связи с этим обосновано предложение профессора В.Ф. Базарного проводить занятия в системе периодической смены позы "сидя" на "стоя", т.е. в режиме динамической позы. Учитель планирует "подъем " детей в то время, когда они слушают объяснения учителя либо ответы товарищей. Режим чередования рабочей позы на уроке благоприятно действует на функциональное состояние и работоспособность учащихся.

Известно, что более эффективное восстановление работоспособности происходит при активном отдыхе. Активизировать его можно с помощью специально организованных физических упражнений. Существуют разные формы занятий физическими упражнениями на уроке: физкультурная пауза, физкультурная минутка, физкультурная микропауза. С их помощью оказывается разнообразное воздействие на организм занимающихся, предупреждается или снимается утомление. Темп предложенных физических упражнений медленный и средний, исходные положения - сидя за партой либо стоя возле парты. Комплексы упражнений выполняются примерно на 10 и 20 минутах урока.








ОЖИВЛЯЛКИ


Представляют собой простые интегративные дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение, усталость в процессе умственных занятий. Упражнения выполняются не более 1 минуты во время урока.

1. - С силой потереть ладони друг о друга 10 раз;

- щеки - вверх - вниз 10 раз;

- кончиками пальцев побарабанить по затылку и макушке 10 раз;

- указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;

- 3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.

2. - Потянуть мочки ушей 10 раз;

- "хлопание ушами", 4 пальца сзади прижать к ушам потом к щекам и опустить 10 раз;

- "кручение козелка", большой палец вводится в слуховой проход, указательный палец охватывает ухо сверху (круговые движения 30 секунд).


ОЖИВЛЯЛКА "Ворона"


Звук "Ка-аа-аа-ааар". Постарайтесь поднять как можно выше мягкое небо и маленький язычок - 6 раз. Попробуйте делать это беззвучно и с закрытым ртом.

ОЖИВЛЯЛКА "Колечко"


С усилием, скользя кончиком языка назад по верхнему небу, постарайтесь дотронуться языком до маленького язычка. Попробуйте делать это беззвучно и с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее... 10-15 секунд.




ОЖИВЛЯЛКА "Лев"


Дотянитесь языком до подбородка. Еще дальше... Ну, еще немножко! Повторите 6 раз.


ОЖИВЛЯЛКА "Замочек"


Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно - так, чтобы было приятно, 10-15 секунд.


ОЖИВЛЯЛКА "Ушко горит"


Разотрите хорошенько уши - вначале мочки, а потом целиком, ладонями: вверх - вниз, вперед - назад 20-30 секунд.

Техника выполнения: Спиралевидные движения от мочки уха вверх по противозавитку по слуховому проходу.


ОЖИВЛЯЛКА "Лошадка"


Поцокайте языком, как лошадка (10-15 секунд).


ОЖИВЛЯЛКА "Смешилка"


Улыбнитесь и разрешите детям посмеяться. Для этого достаточно вначале сказать: "Сы-ы-ы-р", а потом надавить на "хохотальную" точку - она на кончике носа - и произносить "хохотальные" звуки "ха-ха-ха" или "гы-гы-гы" - сначала медленно, потом быстрее, еще быстрее! Помните, смеются победители! Но, может быть, они победили потому, что смеялись?



ОЖИВЛЯЛКА "Словесная говорилка"


Быстро-быстро сжимаем и разжимаем пальцы рук и моргаем, затем крепко зажмуриваем глаза, сжимаем кулаки и говорим: "Я справлюсь! Я могу, человек все может! Я ничего не боюсь!". Как хотите - вслух или про себя.


ОЖИВЛЯЛКА "Тишина"


Быстро-быстро сжимаем и разжимаем пальцы рук и моргаем, затем крепко зажмуриваем глаза, сжимаем кулаки и говорим: "Я справлюсь! Я могу, человек все может! Я ничего не боюсь!". Как хотите - вслух или про себя.


ОЖИВЛЯЛКА "Громоотвод"


Двумя пальцами руки потереть над верхней губой и под нижней губой. Указательный и средний палец положить на пупок и легко его помассировать. После 3 глубоких вздохов поменять положение рук и опять подышать 3 раза.

Цель: массаж этих точек влияет на расслабление центральной нервной системы, увеличение концентрации внимания, стимулирует при напряженном состоянии.







ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА


Физкультурная пауза повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.



Физкультминутки на уроках чтения, письма, математики .


Комплекс 1


«Мы считали» - для урока математики

Мы считали и устали. Дружно все и тихо встали.


Ручками похлопали, раз-два-три.


Ножками потопали, раз-два-три.


И еще потопали и дружней похлопали.


Сели, встали, и друг друга не задели,


Мы немножко отдохнем и опять считать начнем.


Упражнения


1. И.п.: сидя за партой, руки на пояс. 1-4 – одновременные круговые движения плечами назад. Вы полнить 1-2 раза. Темп медленный.


2. И.п.: основная стойка (о.с.). 1-3 – руки через стороны вверх, потянуться, 2 хлопка над головой; 4 – и.п.; 5-7 – три притопа. Выполнить 2-3 раза. Темп средний.


3. И.п.: стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – присед, руки вперед ладонями вниз – выдох; 2 – и.п. – вдох. Выполнить 2-3 раза. Темп средний.


4. И.п.: сидя за партой, руки вниз. 1 – руки через стороны вверх, смот-реть на пальцы – вдох; 2 – руки через стороны вниз, расслабиться – выдох. Выполнить 2 раза. Темп медленный.

Методические указания


1Улучшает вентиляцию легких. Голову держать прямо, плечи развернуты, спина прямая, дыхание не задерживать.


2 Способствует глубокому дыханию. Выполняя хлопки, смотреть на руки. Выполняя притопы следить за осанкой.


3 Направлено на формирование правильной осанки. Приседая, спина прямая. Смотреть вперед, сохранять равновесие.

4 Направлено на улучшение вентиляции легких и расслабление. Учить детей правильно расслаблять мышцы.



Комплекс 2


«Паучок» - рекомендуется для урока чтения.

Паучок на лавку упал. Нечаянно лапку сломал.


В городскую лавку сходил и другую лапку купил.


Ты смотри, паучок, не зевай, больше себе лапок не ломай.


Комплекс выполняется в легком плясовом ритме. Дети произносят нараспев последнюю фразу.

Упражнения


1. И.п.: стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 – локти в стороны; 2 – и.п.; 3-4 – то же; 5 – упор присев; 6 – и.п. Выполнить 1-2 раза. Темп средний.


2. И.п.: стоя на правой, левая согнута в колене, руки на пояс. 1-2 – легкие пружинистые подскоки на правой; 3-4 – то же на левой со сменой положения ног. Выполнить 8-10 раз. Темп средний.


3. И.п.: стойка ноги вместе, руки за голову. 1 – левую вперед на пятку; 2 – левую назад на носок; 3-4 – в и.п., два притопа; 5-8 – то же с правой. Выполнить 4 раза. Темп средний.

Методические указания


1 Направлено на формирование правильной осанки. Выполняя упор присев, спину держать прямо.



2 Способствует формированию чувства равновесия. Подскоки выполняются мягко, с приземлением на носки, туловище вперед не наклонять.



3 Имитация танцевальных движений









Комплекс 3


Рекомендуется для уроков чтения


1. И.п.: сидя за партой, руки вниз. 1 – руки к плечам; 2 – руки вверх, потянуться, посмотреть на кисти – вдох; 3 – руки к плечам;, 4 – и.п., расслабиться – выдох.


2. И.п.: о.с. 1 – руки вверх, левую назад на носок; 2 – и.п.; 3-4 – то же, но правую назад.


3. И.п.: о.с., руки вперед. 1 – поворот налево, левую руку в сторону – назад, посмотреть на пальцы; 3-4 – то же с поворотом направо. Выполнить 2-4 раза. Темп медленный.


4. Комплекс способствует обучению правильному глубокому дыханию, формированию правильной осанки.



Комплекс 4


«Лошадки» - рекомендуется для урока письма

Вот помощники мои, их как хочешь поверни.


По дорожке белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки.


Чок-чок, чок-чок-чок, скачет резвый табунок.


Упражнения


1. И.п.: сидя за партой, руки на парте ладонями вниз. 1-4 – поочередное продвижение вперед то левой, то правой руки с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев. Выполнить 2-4 раза. Темп медленный.


2. И.п.: то же. 1 – ладони вверх; 2 – и.п.; 3-4 то же.


3. И.п.: то же. 1-3 – сгибание и разгибание пальцев; 4 – пауза.


4. И.п.: о.с. 1-2 – одновременные круговые движения рук назад; 3-4 – то же поочередно то правой, то левой рукой.


5. И.п.: стойка ноги врозь, наклон вперед, руки вниз. Маятнико-образные движения рук слева направо и справа налево. Выполнить 4 раза. Темп медленный.

Методические указания


Дети произносят последнюю фразу.


Упражнений № 1, 2, 3 выполняются легко и энергично.



Комплекс 5


«Маятник» - рекомендуется для урока письма


1. И.п.: о.в., руки вперед. Одновременные движения рук вперед-назад.


2. И.п.: о.с., правую руку вперед, левую назад. Попеременная смена положения рук.


3. И.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны. Слегка приседая, правую руку вперед, левую назад, затем наоборот. Каждое упражнение комплекса выполнить 4 раза в медленном темпе в течение 1 мин.


Упражнения выполняются плавно, неторопливо. Следить за осанкой, выразительностью движений.


Комплекс 6


«Жук» - рекомендуется для урока письма.


На лужайке по ромашкам жук летал в цветной рубашке.


Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу.


Тихо на ветру качаюсь, низко-низко наклоняюсь.


Упражнения


1. И.п.: сидя за партой, руки на парте ладонями вниз. 1-4 – сгибая и разгибая пальцы, медленно поднять руки вверх, развести пальцы веером; 5-8 – и.п.


2. И.п.: о.с., руки в стороны. 1 – наклон влево, переступая ногами; 2 – то же вправо.


3. И.п.: стойка ноги врозь, наклон вперед, руки вниз. 1-3 – одно-временные маятникообразные движения рук слева направо и справа налево; 4 – и.п.

Методические указания


Дети произносят последнюю фразу. Каждое упражнение 2-4 раза. Темп средний.


Комплекс 7


«Пружинки» - рекомендуется для урока чтения (под русскую народную мелодию)


Упражнения


1. И.п.: о.с., руки на пояс. Такты 1-4 на счет 1 и 2 каждого такта – полуприседы, на «и» - вернуться в и.п.


2. И.п.: то же. Такты 5-8 – прыжки на месте на двух ногах, слегка отрывая носки.

Методические указания


Движения легкие, пружинистые, ритмичные. Следить за осанкой, дыхание свободное. Упражнение 1 выполняется без остановок, упражнение 2 – при подскоках колени слегка сгибать.



Комплекс 8


Рекомендуется для уроков чтения


Упражнения


1. И.п.: сидя за партой, руки к плечам. 1-3 – одновременные круговые движения руками назад; 4 – и.п.


2. И.п.: стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 – поворот налево; 2 – и.п.; 3-4 – то же направо.


3. И.п.: о.с., руки на пояс. 1-3 – медленно присесть; 4 – вернуться в и.п.

Методические указания


Направлено на формирование правильной осанки. Дыхание равномерное, круговые движения выполнять с полной амплитудой.


Выполнять повороты, спину держать прямо


Имитирует «пружинку», сохранять равновесие.




Комплекс 9


«Физкульт-привет!» - рекомендуется для урока математики. (Дети произносят: «Физкульт- привет!»)


На болоте две подружки, две зеленые лягушки


Утром рано умывались, полотенцем растирались,


Ножками топали, ручками хлопали,


Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.


Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт-привет!


Упражнения


1. И.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны. 1-4 сгибание и разгибание рук. Выполнить 2 раза. Темп медленный.


2. И.п.: о.с., руки на пояс. 1 – наклон вперед, прогнуться; 2 – и.п. Выполнить 2 раза. Темп средний.


3. И.п.: о.с. 1-3 – три шага на месте; 4-6 – три хлопка перед грудью. Выполнить 2-4 раза. Темп средний.


4. И.п.: стойка ноги врозь, руки за спину. 1 – наклон влево, 2 – то же вправо.


5. И.п.: о.с. Произнести приветствие, подняв руки вверх и соединив ладони. 1 раз.

Методические указания

Следить за осанкой, локти не опускать.

При наклонах смотреть вперед.


Шаги на месте, высоко поднимая колени.

Имитирует качание маятника. Следить за осанкой, ноги прямые.









Комплекс 10


Рекомендуется для урока математики.


Буратино потянулся. Раз – нагнулся. Два – нагнулся.


Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел.


Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.


Упражнения


1. И.п.: сидя за партой, руки к плечам. 1 - локти вверх; 2 – и.п. Выполнить 2-4 раза.


2. И.п.: о.с. 1 – наклон к левой, коснуться пальцами пола; 2 – и.п.; 3 – то же к правой; 4 – и.п. 2-4 раза.


3. И.п.: о.с. 1 – руки в стороны; 2 – и.п. 2-3 раза.


4. И.п.: о.с. 1 – встать на носки, руки вверх, посмотреть на пальцы – вдох; 2 – и.п. – выдох. 2-3- раза.

Методические указания


Направлено на формирование правильной осанки. Плечи отвести назад.


Вдох делать в и.п., выдох – в наклоне. Ноги прямые.



Упражнения 3 и 4 способствуют глубокому дыханию.



Комплекс 11


«Елочка» - рекомендуется для урока математики.

Елочки зеленые на ветру качаются,


На ветру качаются, низко наклоняются.


Сколько елочек зеленых, столько сделайте наклонов.


Приседайте столько раз, сколько бабочек у нас.


Сколько беленьких кружков, столько сделайте прыжков.



Упражнения


1. И.п.: о.с., руки вверх. 1-2 – плавные движения рук слева направо и справа налево; 3 – наклон вперед, руки вниз; 4 – и.п. 2 раза. Темп медленный.


2. И.п.: стойка ноги врозь. 1-3 пружинистые наклоны вперед прогнувшись, руки в стороны – выдох; 4 – и.п.


3. И.п.: левая вперед правой, руки на пояс. 1-4 – прыжки на двух; 5-8 – то же со сменой положения ног. 8 прыжков. Темп средний.


И.п.: о.с., руки в стороны. 1 – присед, руки за голову; 2 – и.п. 4 раза. Темп средний.

Методические указания


Направлено на расслабление мышц рук. Следить за осанкой.


Ноги прямые, смотреть вперед, дыхание не задерживать.


Направлено на укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Прыжки выполнять легко, мягко приземляясь.


Формирование правильной осанки. В приседе спина прямая, колени слегка разведены


Комплекс 12


«Веселые матрешки» - рекомендуется для урока чтения


Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки,


На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки.


В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки,


Мы похожи, словно сестры, ладушки, ладушки.


Упражнения


И.п.: о.с., руки на пояс.


Счет 1-8 – 1 поворот налево; 2 – и.п.; 3-4 – то же направо.


Счет 9-12 – и.п., пуки перед грудью, правое предплечье над левым. 1 – левую вперед на пятку; 2-4 – покачаться носком слева направо; 4 – и.п. Счет 12-16 – то же самое сменой ногой. Счет 1-2 – два хлопка слева; 3-4 – то же справа.

Методические указания


Дети повторяют слова (поют) вместе с учителем. Следить за осанкой.

Движения легкие, плясовые. Дыхание свободное.



Комплекс 13


Рекомендуется для урока письма



Мы писали, мы писали, наши пальчики устали.


Вы скачите пальчики, как солнечные зайчики.


Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок.


Ветер травушку качает, влево, вправо наклоняет.


Вы не бойтесь ветра, зайки, веселитесь на лужайке.


Упражнения


1. И.п.: сидя за партой, руки на парте. 1-4 поочередное сгибание и разгибание пальцев рук. 4-6 раз. Темп медленный.


2. И.п.: то же. 1-4 – продвижение рук вперед с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев. 6 раз. Темп средний.


3. И.п.: стойка ноги врозь, руки вверх. 1 – наклон влево; 2 – и.п.; 3-4 – то же вправо. 4 раза. Темп медленный.


4. И.п.: о.с., руки на пояс. 1 – присед – выдох; 2 – и.п. – вдох; 3-4 – то же вправо. 4 раза. Темп медленный.

Методические указания


Дети произносят последнюю фразу. Упражнения 1 и 2 направлены на отдых пальцев рук.

Следить за осанкой, дыхание не задерживать


Спина прямая, смотреть вперед.


Комплекс упражнений

ФМ для улучшения мозгового кровообращения

I

II

III

IV

Исходное положение

Описание

Дозировка

Методические указания

  1. Сидя в кресле, руки на подлокотниках или на коленях

  1. руки за голову,

  2. кисти в замок, развести локти, голову назад,

  3. локти вперед, голову опустить,

4 – исходное положение

4-6

1-2 - вдох, 3-4 выдох. Если при выполнении на счет 2 ощущается боль в позвоночнике, она должна служить ограничителем амплитуды движения

  1. Сидя, руки на поясе

1-2-3-4 – вращение головы вправо, тоже влево

4-6

Дыхание произвольное. При ощущении головокружения упражнение прекратить или уменьшить амплитуду движения


  1. Сидя в кресле, руки на подлокотниках или на коленях

1-2 – опуская голову наклон вперед, руки назад, 3-4 исходное положение

6-8

1-2- выдох, 3-4 вдох. Руки поднимаются назад как можно выше

  1. Сидя в кресле, руки на подлокотниках или на коленях

1 – поворот головы вправо, 2 – наклон головы подбородком к плечу, 3 - поднять голову, 4 – исходное положение

5+5

Дыхание произвольное. При появлении боли амплитуда движений снижается.


  1. Сидя расслабив-шись, голова свободно опущена

1-2 круговым движением вправо поднять голову, 3-4- обратным движением голову опустить, то же влево

5+5

Дыхание произвольное. Плечи не поднимать.

  1. Сидя в кресле, руки на подлокотниках или на коленях

  1. голову "уронить" вперед,

2-3- поднимая голову отвести ее назад, 4- исходное положение

4-6

Дыхание произвольное. Интенсивность движения на счет на счет 1 дозировать по субъективным ощущениям.

  1. Сидя в кресле, руки на подлокотниках или на коленях

1- поднять плечи, 2- опустить, то же на 3-4

8

Дыхание произвольное. Голову держать прямо или немного вывести вперед.

  1. Сидя в кресле, руки на подлокотниках или на коленях

  1. плечи вперед, 2- исходное положение,

  2. плечи назад,

4- исходное положение


6+6

Дыхание произвольное. Голову держать прямо.

  1. Сидя в кресле, руки на подлокотниках или на коленях

1-2-3-4- вращение плечевого пояса вперед, то же назад


4+4

Дыхание произвольное. Амплитуда движений как можно больше.

  1. Сидя в кресле, руки на подлокотниках или на коленях

1-2- дугами наружу 6-7 руки вверх и за голову,3- прогнутся, голову назад, 4- исходное положение

6-7

1-2-3- глубокий вдох, 4- выдох.

Примечание. Все упражнения выполняются в медленном темпе. По мере тренировки темп следует ускорять.


ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИКРОПАУЗЫ


Физкультурные микропаузы повышают умственную работоспособность путем активизации нервных центров, снятия излишней возбудимости, а также путем усиления мозгового и периферического кровообращения. Выполняются ФМП непосредственно во время урока, на её выполнение требуется не более одной минуты.


Комплекс упражнений 1


Каждое упражнение длятся 8 секунд.

1. Вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам. 6 раз вправо, 6 - влево. И глаза быстро "сбросят" усталость.

2. Сядьте прямо, положите руки на затылок. Сделав глубокий вдох, как можно крепче прижмите голову к ладоням. Это способствует укреплению мышц шеи и препятствует преждевременному появлению морщин на ней.

3. Продолжая сидеть прямо, возьмитесь руками за сиденье стула и поднимите плечи как можно выше. Со временем это улучшит вашу осанку.

4. Поставьте локти на стол, положите подбородок на ладони, глубоко вдохните и, сохраняя шею прямой, крепко прижмите подбородок к ладоням.

5. Встаньте около стола, повернувшись к нему спиной и, в таком положении постарайтесь поднять стол.

6. Сидя за столом сжать сильно какой-нибудь лежащий на нем предмет.

Оба последних упражнения хорошо укрепляют мышцы плечевого пояса и грудной клетки.

7. Сидя на стуле, поднимите согнутые ноги, а опустите их прямыми. Это упражнение укрепляет мышцы живота.






Комплекс 2 (сидя за партой)

1. И.п. - руки вытянуть вперед. Поднять руки вверх, прогнуться и посмотреть вверх, вернуться в исходное положение.

2. И.п. - руки за голову. Повернуться на право, правую руку вытянуть в правую сторону; вернуться в исходное положение. То же в другую сторону левой рукой.

3. И.п. - руками держаться за сиденье. Вытянуть ногу вперед, вернуться в исходное положение.


Комплекс 3 (стоя за партой)


1. И.п. - руки на поясе. Наклониться назад, прогнувшись, руки вверх - в стороны. Вернуться в исходное положение.

2. И.п. - руки к плечам. Сесть за парту, руки вперед; вернуться в исходное положение.

3. И.п. - руки на поясе. Поворот вправо, вернуться в и.п.. Поворот влево, вернуться в исходное положение.


Комплекс 4 (стоя около парты)


1. И.п. - основная стойка. Поднимаясь на носки, медленно поднять руки вверх, сжимая и разжимая пальцы. Также опуская руки, вернуться в исходное положение.

2. И.п. - руки за голову. Отвести правую ногу назад, руки вверх - в стороны, вернуться в исходное положение. То же с другой ногой.

3. И.п. - руки на поясе. Поднять правую ногу, согнутую в колене, вперед, вернуться в исходное положение. То же другой ногой.



Комплекс 5 (сидя за партой)


1. И.п. - руки на поясе. Наклониться влево: вернуться в исходное положение, тоже вправо. Поворот влево, вернуться в исходное положение, то же вправо.

2. И.п. - руки к плечам. Повернуть голову направо, локти отвести в стороны, вернуться в исходное положение. То же в другую сторону.

3. И.п. - руки на поясе. Выпрямить ноги в коленях, руки вытянуть вперед, вернуться в исходное положение.


Комплекс 6 (стоя за партой)


1. И.п. - основная стойка. Медленно поднять руки вверх, сжимая и разжимая пальцы. Медленно опустить руки вниз, сжимая и разжимая пальцы.

2. И.п. - основная стойка. Наклониться вправо, пальцами правой руки дотронуться до скамейки, левую руку скольжением поднять под подмышку; вернуться в исходное положение. То же самое в другую сторону.

3. И.п. - опереться руками о край парты. Повернуться направо, правую руку назад, достать до кисти левой руки; вернуться в исходное положение. То же самое в другую сторону.


Комплекс 7 (стоя около парты)


1. И.п. - упор присев. Выпрямиться, поднимая руки вверх – в стороны, правую ногу отставить назад на носок, прогнуться, вернуться в исходное положение. Тоже с левой ногой.

2. И.п. - руки на поясе. Круговые движения туловищем вправо - влево.

3. И.п. - руки за спиной. Наклонить голову вперед, вернуться в исходное положение. Наклонить голову назад, вернуться в исходное положение. Наклонить голову направо, вернуться в исходное положение. Наклонить голову налево вернуться в исходное положение. Повернуть голову влево, вернуться в исходное положение. Повернуть голову вправо, вернуться в исходное положение.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Базарный В.Ф., Уфимцева Л.П. Система массовой профилактики отклонений в развитии зрения и нарушений осанки у детей и подростков, организованных в детских дошкольных и школьных учреждениях. - М., 1983.

  2. Баллингер Э. Учебная гимнастика. – М.: Просвещение, 1996.

  3. Гоникман Э.И. Как вытащить себя из стресса. – М., 1996.

  4. Журавлева Е.Л. Целительные пальчики. – Кемерово, 1996.

  5. Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Санькин В.Д. Физиология школьника. – М.: Педагогика, 1990.

  6. Методы и средства оздоровления. Выпуск 1. Движение и здоровье (нетрадиционные виды гимнастики). – Барнаул, 1997.





Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос