В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Тематическое занятие «Недаром помнит вся Россия...», посвященное 200-летию Бородинского сражения

Тематическое занятие «Недаром помнит вся Россия...», посвященное 200-летию Бородинского сражения

Ольга Свириденко
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 12345 голосов:4просмотров: 18797 комментариев: 1
Краткое описание
Цель: формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы; воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, полученных от просмотра картин, посвященных Бородинскому сражению.
Описание
«Недаром помнит вся Россия ...» 

(для старшего дошкольного возраста)

  
 Цель и задачи
— формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы;
— воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, полученных от просмотра картин, посвященных Бородинскому сражению;
-развитие интеллектуальной компетентности детей. 
  
 Оборудование
— портреты героев войны 1812г.: Кутузов М.И., Давыдов Д. В., Багратион П.И., Барклай де Толли М.Б.; 
— выставка литературы по данной теме; 
— мультимедийный проектор, экран, презентация «Бородинское сражение — 1812г.»;
 — магнитофон, аудиозапись с записью музыки: П.И.Чайковского «Увертюра 1812 год», марш Г.Свиридова «Пушкинский венок», вальс на музыку и слова Б. Окуджавы; 
— атрибуты для игр: мячи, кегли, обручи, канат и т.д. 
  
 Предварительная работа:
-рассматривание картин, посвящённых войне 1812 г.;
— рассматривание иллюстраций с изображением знамён, вооружения и обмундирование воинов русской армии 1812 г.; 
— чтение отрывка из поэмы Лермонтова М.Ю. «Бородино»;
-просмотр отрывка из кинофильма «Гусарская баллада».
 Дети входят в зал под марш, делают перестроение и с концом музыки
 садятся на стульчики.
 Ведущая: Дети, сегодня мы поговорим о Бородинском сражении 1812 года. М.Ю. Лермонтов — великий русский поэт посвятил этой теме свою поэму «Бородино», в ней есть такие строки:
 «Недаром помнит вся Россия про день Бородина! ».
 Начало показа презентации «Бородинское сражение — 1812г.».
 1 слайдНаполеон — император Франции мечтал о мировом господстве. В 1812 году Наполеон привел к границам России огромную армию, чтобы завоевать Россию.
 2 слайд: Главнокомандующим русской армии был сам император Александр IВскоре его убедили уехать из армии, и был назначен новый главнокомандующий.
 3 слайд: Главнокомандующим русской армии был назначен Михаил Илларионович Кутузов. 
 4 слайд: Все русские солдаты очень уважали Кутузова и любя говорили «Приехал Кутузов бить французов»!
 5 слайд: А командовать Кутузову прошлось армией, состоящей из следующих родов войск: пехота, кавалерия, артиллерия. 
 6 слайд: Вот каким представил художник Герасимов С.В. Кутузова М.И. на командном пункте в день Бородинского сражения.
 7 слайд: Бородинское сражение началось рано утром 7 сентября (26 августа по старому стилю) 1812 года у села Бородино. С 6 до 18 часов численно превосходящие силы французов постоянно нападали на русские войска.  Кутузов, понимая, что время для перехода в контрнаступление еще не настало, приказал войскам отступить. Москва была отдана без боя.
 
 8 слайд: Войска Наполеона дошли до Москвы. Наполеон въехал на Поклонную гору и остановился… Он был убежден, что взятие им Москвы знаменует конец войны. Наполеон ждал, что сейчас явится депутация от этого знаменитого города с мольбою о пощаде, и он, император, скажет им милостивые слова… Но никого не было, никто не подносил ему ключей от столицы… и тогда он дал приказ войскам войти в Москву.
 9-10 слайд: Едва Наполеон расположился со своей свитой в Кремле, как в городе начались пожары один за другим, и никакие усилия, направленные к их прекращению, не могли ничего сделать. В то время как тушили в одном месте, загоралось в другом, и так перебегая с квартала на квартал, огонь охватил почти всю Москву.
 11 слайд: Наполеону с войсками пришлось покинуть Москву. Уходя, французы заминировали Кремль, Собор Василия Блаженного и др., но русские патриоты смогли обезвредить заряды.
 12 слайд:  Наполеон уходил из России, наши войска преследовали его по пятам. Французы вынуждены были отступать по Смоленской дороге, т. е. по тому пути, каким они пришли в Москву; последний был совершенно опустошен, и двигаться по нему — значило обречь себя на голодовку за полной невозможностью обеспечить армию провиантом. 
 13 слайд: Огромный урон наносили французам партизанские отряды. Руководителем партизанского движения стал полковник Денис Давыдов, получивший на это согласие М. Кутузова еще до Бородинского сражения. Вскоре на занятых врагом территориях начали возникать отряды из числа местных жителей. Вклад партизан в разгром врага с полным основанием позволил назвать войну 1812 г. Отечественной.
 14 слайд: В ознаменование победы в войне 1812 года было поставлено множество памятников и мемориалов, из которых наиболее известным является ансамбль Дворцовой площади с Александровской колонной.
 15 слайд:  Своеобразным памятником является Военная галерея Зимнего дворца, входящая в экспозицию Государственного Эрмитажа. Здесь находятся 332 портрета военачальников русской армии.
 16 слайд: Храм Христа Спасителя.
 17 слайд: В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и через 12 лет, в 1826 г., было решено заменить деревянную Триумфальную арку каменной.
 18 слайд: Памятник Петру Ивановичу Багратиону на Кутузовском проспекте Москвы был торжественно открыт 5 сентября 1999 г. Знаменитый полководец вознесся в бронзе над Кутузовским проспектом: натянутые поводья придерживают бег горячего жеребца, правая рука генерала замахом клинка призывает русские полки к атаке.
Автору скульптуры — известному грузинскому скульптору, академику Мерабу Мерабишвили очень точно удалось передать в форме кипучую, неукротимую и стремительную натуру Багратиона. Перед нами летящий на крыльях славы воин, такой, каким его видели солдаты в роковой для генерала день Бородина.
 19 слайд: Осенью 1817 г. Москва готовилась торжественно отметить пятую годовщину победы в Отечественной войне. Для смотра и парада войск было приказано построить «экзерциргауз» — манеж, в котором мог бы развернуться пехотный полк, т. е. почти 2 тысячи солдат. 
 20 слайд: Бородинский мост сооружен в 1912 году в память Отечественной войны 1812 года. Реконструирован в 1952 году.
 21 слайд: Музей-панорама «Бородинская битва».
 22 слайд: Кутузовская изба  — дом Военного совета в Филях.
 23 слайд: Бородинское поле — место святое для каждого русского человека.
 24 слайд: На кургане, оказавшемся теперь в центре деревни Горки, был поставлен памятник полководцу Кутузову М.И.:
 На сужающемся кверху четырехгранном обелиске, застыл распластавший свои могучие крылья бронзовый орел, который сжимает в лапах лавровый позолоченный венок. Это символ победы, одержанной войсками под командованием Кутузова в Бородинском сражении. На лицевой грани обелиска выбиты золотыми буквами слова Кутузова о Бородинском сражении: «Неприятель отражен на всех пунктах». 
 25 слайд: Бородинское битва положило начало разгрому «знаменитой армии» Наполеона. К концу 1812 года война окончилась практически полным истреблением врага. Остатки армии Наполеона были изгнаны за границы России.
 Ведущая: А теперь, ребята, я хочу проверить, как вы внимательно слушали и смотрели презентацию. Я задаю вопрос, а вы — отвечаете:
 — Кто напал на Россию? (ответы детей)
 — Кто такой Наполеон Бонапарт? (ответы детей)
 Ведущая: Послушайте, ребята, что говорил Наполеон о войне с Россией.
 Наполеон: «Если я захвачу Киев, то отрублю России ноги; если я захвачу
 Петербург, то отрублю России голову, а если я захвачу Москву — то попаду ей в самое сердце».
 Ведущая:  — Кто такой Михаил Илларионович Кутузов? (ответы детей)
— Посмотрите на портреты и назовите, каких еще полководцев вы знаете? 
 (ответы детей)
 Ведущая:  — А какие войска были в России в то время? (ответы детей)
 Ведущая:  — Дети, вспомните и назовите знаменательные места в Москве, посвященные Бородинской битве (ответы детей)
  Ведущая: — Русская армия и народ победили в Отечественной войне 1812 года, разгромив войска Наполеона, проявив при этом мужество и героизм. Главное сражение этой войны — Бородинское, навсегда осталось в памяти народа и нашло отражение в различных произведениях живописи, музыке...
 Ведущая: Композитор П.И. Чайковский 1882 г. написал торжественную увертюру под названием «1812 год» для симфонического оркестра (и хора) посвященную победе русских войск и сейчас я предлагаю вам, ребята, послушать отрывок из этого музыкального сочинения.
 Дети слушают отрывок из увертюры «1812 год».
 Ведущая: — Что отражает эта музыка? (ответы детей)
 Ведущая: — Дети, вы сегодня одеты празднично, на многих мальчиках
гусарские костюмы. А кто же такие гусары? (ответы детей)
  Да, гусары были отважны и смелы в военных сражения, но в минуты затишья они умели и веселиться. Они были галантными кавалерами и часто бывали на балах, а одним из любимых танцев у них был вальс. Господа гусары, приглашайте своих барышень на танец.
  
  Дети танцуют вальс под музыку и слова Б. Окуджавы.
 Ведущая: Гусары были меткими стрелками, а какие наши мальчики стрелки мы сейчас узнаем. 
  Игра-аттракцион «Меткий стрелок»:
 Каждому игроку дают три маленьких мячика. Условия игры: каждым броском мяча нужно сбить кеглю. 
 Ведущая:  — Как вы уже, ребята, знаете — одним из родов войск в той войне была артиллерия, а главным оружие — пушки. Чем же стреляли пушки? (ответы детей)
— Вот и сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Кто быстрее принесёт ядра к пушке».  Роль ядер у нас выполняют мячи, а вы, ребята, смелые артиллеристы. Кто же из вас быстрее приготовит своё орудие к бою?
 Ведущая: И в силе не было гусарам равных, и поэтому следующее соревнование «Перетяни канат».
 Ведущая: А как же на поле боя обойтись без санитарки? Следующий конкурс для девочек. Конкурс «Кто быстрее перевяжет бойца?»
 Ведущая: Да, сегодня мы увидели, какие наши мальчик и девочки сильные, ловкие и умелые, именно такими и должны быть будущие защитники Отечества. Молодцы, ребята! 
 Итог: — Какому же памятному событию было посвящено наше мероприятие? (ответы детей)
 Да, в российской военной и народной традиции Бородинское сражение осталось как символ стойкости и героизма в защите Родины. И до сих пор Бородино для русских — символ величия народного духа и предмет национальной гордости… На этом наше занятие заканчивается.
  Под марш дети уходят из зала.
  
  
 Используемая литература:
1. Брагин М. Г. «В грозную пору. 1812», М.: Малыш, 1970.
2. Винниченко М. В. «Атлас великих сражений», М.: РОСМЭН, 2005.
3. Воточникова А.П. «Чудо-богатыри России», М. 2002.
4. Лубченков Ю.Н. «Война 1812 года», М.: Белый город, 2008.
5. журнал «Музыкальный руководитель», №2, 2005, «Великий русский полководец», с.60-64.
6. www. 1812. ru. Интернет- проект «1812 год».

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Бородино.pptx Скачать
Обсуждение материала
Лариса Трегубова
1.04.2012 15:13
Уважаемая Ольга Ивановна, спасибо за сценарий, презентацию. Сама работаю над этой темой. В Вашем материале тема раскрыта полностью, доступно для детей. Хотелось бы еще и музыкальный материал прослушать. Спасибо.:)
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос