Дополнение. Виды дополнений.
Тема: Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений.
Цели:
Углубить понятие о дополнении;
Развить умение видеть и выделять из текста прямые и косвенные дополнения;
Воспитывать культуру речи.
Методические приёмы: повторение пройденного, объяснение учителя, наблюдение, поисковый метод.
Формы обучения: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: ПК, мультимедиа, карточки.
Ход урока:
Сл. № 1 Д/з: стр. 160-161, 163; задание на карточках. Приложение 1.
сл. № 2,3, Тест ГИА (взаимопроверка)
1.Укажите предложение, в котором неверно выделено определение.
1) Наступила ранняя осень.
2) Возьми эту книгу.
3) Это был дом из дерева.
4) Столовая находилась в том же здании.
2. Укажите предложение с несогласованным определением.
1) Ранней весной хорошо выйти в поле!
2) Этот случай удивил многих.
3) Встреча с одноклассниками состоится в эту субботу.
4) Прозрачный лес один чернеет.
3. Укажите предложение с согласованным определением.
1) Грозовая туча прошла мимо.
2) Недалеко был особняк в три этажа.
3) Недалеко был особняк с лепниной.
4) Этот рассказ интересней.
Синтаксическая минутка.
сл. № 4 Запишите предложение в тетрадь, (ученик у доски) подчеркните существительные как члены предложения. Старик ловил неводом рыбу. (А. Пушкин )
· Какие второстепенные члены предложения вы подчеркнули? (дополнение).
· Что мы будем с вами изучать сегодня на уроке?
Сл. № 5 Тема урока: Дополнение. Виды дополнений. (в тетрадь)
Сл. № 6 Беседа на повторение:
· Расскажите, что вы знаете о дополнении как второстепенном члене предложения?
· Словами каких частей речи чаще всего бывают выражены дополнения?
· Бегло просмотрите текст на стр. 160-161 и определите, какую новую информацию для вас он содержит?
Сл. № 7 Тренировочное упражнение (устно). Найти дополнение, указать падеж и вид.
1. Зелёная плесень уже покрыла ветхое дерево.(В.п., прямое)
2. Чичиков оскорбился таким замечанием.(Т.п., косвенное)
3. Плюшкин надел очки (В.п., прямое) и стал рыться в бумагах (П.п., косвенное)
4. Скоро девочка показала рукою (Т.п., косвенное) на черневшее вдали строение. ( В.п. косвенное т.к. есть предлог).
Упр. 334. 2 предложения у доски.
1.Детей (В.п. пр,) вводит в мир (В.п. кос.) сказки (Р.п. кос.) не только народная поэзия, но и театр. 2. Но сразу я узнал солдата (В.п.пр.), войну прошедшего в боях.
Сл. № 8. Упр. 334 - 3,5 предложения самостоятельно (взаимопроверка).
3.Чужую беду (В.п. пр.) руками( Т.п.кос.) разведу, а к своей ума(Р.п.кос.) не приложу. 5. Наконец около полуночи усталый хозяин прекратил танцы (В.п. пр.), приказал давать ужин (В.п. пр), а сам отправился спать.
Сл. № 9 Упр. 335. Рассмотреть рисунок и подписи к ним. На основании этого наблюдения сделайте выводы о том, когда при переходном глаголе употребляется форма винительного падежа, а когда- родительного.
Стр.163- рубрика «Обратите внимание!».
Упр. 336. Прочитать и объяснить, почему в данных примерах после переходных глаголов прямое дополнение употреблено в форме не винительного, а родительного падежа.
Итог урока:
· Что такое дополнение?
· Какие виды дополнений вы знаете?
Сл. № 10спасибо за работу
Срез.
Найти дополнения в каждом предложении и указать их вид.
1. Все обрадовались приятной новости.
2. Через поток лежали длинные бревна.
3. Мы собирались купить конфет.
4. Гости по очереди рассказывали истории.
5. Старик не любил вспоминать о войне.
6. Он карандашом чертил план.
7. Я хочу выразить своё мнение.
Литература
1.Львова С. И., Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.- Мнемозина, 2008г.
2.Богданова Г. А., Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку, М.- Просвещение, 2009г.
3.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8-9 классы.
Приложение 1
Д/з
Спишите предложения. Подчеркните дополнения, указав, прямое оно или косвенное.
1. Бурной жизнью деловою день встречают москвичи.
2. Высокие окна снаружи были наглухо забраны досками.
3. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.
4. Мне навстречу шел поезд. Уснувшая степь слушала его шум.
5. Высоко в небе кто-то невидимый чертил белые пушистые полосы.
6. Она сняла с полки маленького скачущего оленя из отполированной стали.
7. Утром я без особых приключений добрался до родительского дома.
Приложение 2
Найти дополнения в каждом предложении и указать их вид.
1. Все обрадовались приятной новости.
2. Через поток лежали длинные бревна.
3. Мы собирались купить конфет.
4. Гости по очереди рассказывали истории.
5. Старик не любил вспоминать о войне.
6. Он карандашом чертил план.
7. Я хочу выразить своё мнение.
Урок русского языка в 8 классе
Тема: Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений.
Цели:
Углубить понятие о дополнении;
Развить умение видеть и выделять из текста прямые и косвенные
дополнения;
Воспитывать культуру речи.
Методические приёмы: повторение пройденного, объяснение учителя, наблюдение, поисковый метод.
Формы обучения: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: ПК, мультимедиа, карточки.
Ход урока:
Сл. № 1 Д/з: стр. 160-161, 163; задание на карточках. Приложение 1.
сл. № 2,3, Тест ГИА (взаимопроверка)
1.Укажите предложение, в котором неверно выделено определение.
1) Наступила ранняя осень.
2) Возьми эту книгу.
3) Это был дом из дерева.
4) Столовая находилась в том же здании.
2. Укажите предложение с несогласованным определением.
1) Ранней весной хорошо выйти в поле!
2) Этот случай удивил многих.
3) Встреча с одноклассниками состоится в эту субботу.
4) Прозрачный лес один чернеет.
3. Укажите предложение с согласованным определением.
1) Грозовая туча прошла мимо.
2) Недалеко был особняк в три этажа.
3) Недалеко был особняк с лепниной.
4) Этот рассказ интересней.
Синтаксическая минутка.
сл. № 4 Запишите предложение в тетрадь, (ученик у доски) подчеркните существительные как члены предложения. Старик ловил неводом рыбу. (А. Пушкин )
-
Какие второстепенные члены предложения вы подчеркнули? (дополнение).
-
Что мы будем с вами изучать сегодня на уроке?
Сл. № 5 Тема урока: Дополнение. Виды дополнений. (в тетрадь)
Сл. № 6 Беседа на повторение:
-
Расскажите, что вы знаете о дополнении как второстепенном члене предложения?
-
Словами каких частей речи чаще всего бывают выражены дополнения?
-
Бегло просмотрите текст на стр. 160-161 и определите, какую новую информацию для вас он содержит?
Сл. № 7 Тренировочное упражнение (устно). Найти дополнение, указать падеж и вид.
-
Зелёная плесень уже покрыла ветхое дерево.(В.п.,прямое)
-
Чичиков оскорбился таким замечанием.(Т.п.,косвенное)
-
Плюшкин надел очки (В.п., прямое) и стал рыться в бумагах (П.п.,косвенное)
-
Скоро девочка показала рукою (Т.п.,косвенное) на черневшее вдали строение. ( В.п. косвенное т.к. есть предлог).
Упр. 334. 2 предложения у доски.
1.Детей (В.п. пр,) вводит в мир (В.п. кос.) сказки (Р.п. кос.) не только народная поэзия , но и театр. 2. Но сразу я узнал солдата (В.п.пр.), войну прошедшего в боях.
Сл. № 8. Упр. 334 - 3,5 предложения самостоятельно (взаимопроверка).
3.Чужую беду (В.п. пр.) руками( Т.п.кос.) разведу, а к своей ума(Р.п.кос.) не приложу. 5. Наконец около полуночи усталый хозяин прекратил танцы (В.п. пр.), приказал давать ужин (В.п. пр), а сам отправился спать.
Сл. № 9 Упр. 335. Рассмотреть рисунок и подписи к ним. На основании этого наблюдения сделайте выводы о том, когда при переходном глаголе употребляется форма винительного падежа, а когда- родительного.
Стр.163- рубрика «Обратите внимание!».
Упр. 336. Прочитать и объяснить, почему в данных примерах после переходных глаголов прямое дополнение употреблено в форме не винительного, а родительного падежа.
Итог урока:
-
Что такое дополнение?
-
Какие виды дополнений вы знаете?
Сл. № 10 спасибо за работу
Срез.
Найти дополнения в каждом предложении и указать их вид.
-
Все обрадовались приятной новости.
-
Через поток лежали длинные бревна.
-
Мы собирались купить конфет.
-
Гости по очереди рассказывали истории.
-
Старик не любил вспоминать о войне.
-
Он карандашом чертил план.
-
Я хочу выразить своё мнение.
Литература
-
Львова С. И., Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.- Мнемозина, 2008г.
-
Богданова Г. А., Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку, М.- Просвещение, 2009г.
-
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8-9 классы.
Приложение 1
Д/з
Спишите предложения. Подчеркните дополнения, указав, прямое оно или косвенное.
-
Бурной жизнью деловою день встречают москвичи.
-
Высокие окна снаружи были наглухо забраны досками.
-
Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.
-
Мне навстречу шел поезд. Уснувшая степь слушала его шум.
-
Высоко в небе кто-то невидимый чертил белые пушистые полосы.
-
Она сняла с полки маленького скачущего оленя из отполированной стали.
-
Утром я без особых приключений добрался до родительского дома.
__________________________________________________________________
Д/з
Спишите предложения. Подчеркните дополнения, указав, прямое оно или косвенное.
-
Бурной жизнью деловою день встречают москвичи.
-
Высокие окна снаружи были наглухо забраны досками.
-
Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.
-
Мне навстречу шел поезд. Уснувшая степь слушала его шум.
-
Высоко в небе кто-то невидимый чертил белые пушистые полосы.
-
Она сняла с полки маленького скачущего оленя из отполированной стали.
-
Утром я без особых приключений добрался до родительского дома.
__________________________________________________________________
Д/з
Спишите предложения. Подчеркните дополнения, указав, прямое оно или косвенное.
-
Бурной жизнью деловою день встречают москвичи.
-
Высокие окна снаружи были наглухо забраны досками.
-
Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.
-
Мне навстречу шел поезд. Уснувшая степь слушала его шум.
-
Высоко в небе кто-то невидимый чертил белые пушистые полосы.
-
Она сняла с полки маленького скачущего оленя из отполированной стали.
-
Утром я без особых приключений добрался до родительского дома.
Приложение 2
Найти дополнения в каждом предложении и указать их вид.
-
Все обрадовались приятной новости.
-
Через поток лежали длинные бревна.
-
Мы собирались купить конфет.
-
Гости по очереди рассказывали истории.
-
Старик не любил вспоминать о войне.
-
Он карандашом чертил план.
-
Я хочу выразить своё мнение.
______________________________________________________________
Найти дополнения в каждом предложении и указать их вид.
-
Все обрадовались приятной новости.
-
Через поток лежали длинные бревна.
-
Мы собирались купить конфет.
-
Гости по очереди рассказывали истории.
-
Старик не любил вспоминать о войне.
-
Он карандашом чертил план.
-
Я хочу выразить своё мнение.
__________________________________________________________________
Найти дополнения в каждом предложении и указать их вид.
-
Все обрадовались приятной новости.
-
Через поток лежали длинные бревна.
-
Мы собирались купить конфет.
-
Гости по очереди рассказывали истории.
-
Старик не любил вспоминать о войне.
-
Он карандашом чертил план.
-
Я хочу выразить своё мнение.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»