Урок "Селекция микроорганизмов. Биотехнология – наука будущего"
Тема урока: Селекция микроорганизмов. Биотехнология – наука будущего.
Цели урока. Образовательная: рассмотреть основные методы селекции
микроорганизмов, выявить значение селекции микроорганизмов
в хозяйственной деятельности человека; сформировать знания о
биотехнологии ;
Развивающая: продолжить развитие познавательного интереса к изучению
проблем современной селекции; формирование умений сравнивать, делать
выводы, решать проблемные вопросы.
Воспитательная: профориентация – знакомство с профессией микробиолога;
экологическое воспитание – защита окружающей среды от загрязнения.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы урока: словесный, проблемный, наглядный
Оборудование: видеофильм «Будущее. Микробы»; Видеофильм «Антибиотики»; микроскопы; культура дрожжей; предметные стекла; презентации «Лаборатории кафедры микробиологии» и «Учебные заведения с кафедрой микробиологии и биотехнологии».
Ход урока
1.Орг. м.
2.Актуализация знаний.
Вспомните! Прокариоты. Витамины. Незаменимые аминокислоты. Интерферон. Инсулин.
3.Изучение нового материала
— постановка проблемы
«Микроб, этот гадкий утенок первых лет эпидемиологии, благодаря успехам науки и техники, достижениям человеческого гения, превратился в прекрасного лебедя генетической инженерии современной биотехнологии и индустрии живых клеток»
Б. А. Нейман
Решение проблемы:
1. Видеоэкскурсия в лаборатории кафедры микробиологии (презентация)
2.Сообщение о микроорганизмах, о особенностях их строения.
Микробиолог: микробы- мельчайшие организмы, различаемые только под микроскопом. Открыты в 17 веке А.Левенгуком. Среди микроорганизмов – представители разных царств живой природы, относящихся к прокариотам (бактерии и сине-зеленые водоросли), к эукариотам (микроскопические грибы, микроскопические формы водорослей и простейших). Большинство микроорганизмов – одноклеточные организмы. Иногда к микробам относят вирусы.
3.Демострация микроорганизмов. Микроскоп, культуры дрожжей, бактерии сенной палочки, простейших
Вывод: микроорганизмы – это группа организмов, имеющая микроскопические размеры и состоящие в основном из одной клетки.
4.Значение микроорганизмов. Микробиолог. Только несведущий в микробиологии видит в микроорганизмах один вред, но их роль как полезных организмов существенно преобладает. Именно они помогут человечеству решить глобальные проблемы- обеспечение населения продуктами питания, охрана окружающей среды от загрязнения. Возможно микробы наша последняя надежда на выживание. На данный момент микроорганизмы используют не только в хлебопечении, пивоварении, виноделии, приготовлении молочных продуктов, но и в получении гормона инсулина, интерферона, аминокислот, ферментов, кормового белка, антибиотиков.
Фрагмент видеофильма «Антибиотики». Получение антибиотиков и их значение.
Учитель: какими преимуществами обладают микроорганизмами перед другими организмами.
Самостоятельная работа с текстом.
Текст № 1 Проанализируйте следующие данные. Сделайте вывод, о том какие организмы более выгодно использовать для получения белка. Почему?
-Одна корова с живой массой в 500 кг за сутки образует около 0,5 кг белка;
-Соя массой 500 кг за сутки образует 5 кг белка;
-Дрожжи массой кг за сутки вырабатывают в биореакторе 50 тонн белка.
Микробная клетка потребляет дешевые вещества – крахмальные растворы, сточные воды, нефтепродукты и др. вещества. Корове требуются хорошие и, следовательно, дорогие корма.
Задание: 1)прочитать текст;
2)найти в тексте свойства микроорганизмов, обеспечивающие их преимущество перед животными, растениями.
Вывод: 1)микроорганизмы обладают высокой продуктивностью;
2)микроорганизмы выращивают на дешевых субстратах.
3)высокая скорость получения нужной продукции.
Учитель: в чем секрет высокой продуктивности микроорганизмов?
Самостоятельная работа с текстом
Текст № 2 Прочитав текст выясните, секрет высокой продуктивности микроорганизмов.
Диаметр большинства бактерий не превышает тысячной доли миллиметра. Эта величина – 1 микрометр (микрон), или 10-3 мм.
Размеры цианобактерий, дрожжей находятся в пределах 10 мкм.
У этих столь малых организмов соотношение между поверхностью и объемом очень велико. Если куб с длинной граней 1 см (объемом 1 см3) разбить на кубики с длинной граней 1 мкм, получим 1012 кубиков объемом по 1 мкм3 каждый. Суммарная поверхность этих кубиков в 10000 раз больше, чем площадь поверхности исходного куба.
Вывод: малые размеры микроорганизмов приводит их к интенсивнейшему
взаимодействию с внешней средой и обеспечивает очень быстрый обмен
веществами между средой и клетками микроорганизмов- в этом секрет
высокой продуктивности.
Учитель: задача микробиологов создать высокопродуктивные штаммы микроорганизмов. Какие методы они для этого используют? Почему?
4.Методы селекции микроорганизмов.
Отбор
Мутагенез.
(Мутагенез обеспечивает получение многообразия генетического материала.)
Новейший метод селекции микроорганизмов: генная инженерия.
Сообщение уч-ся о генной инженерии.
Генный инженер: генная инженерия основана на выделении нужного гена из генома одного организма и введении его в геном другого организма. «Вырезание» генов проводят с помощью специальных «генетических ножниц», ферментов –рестриктаз, затем ген «вшивают» в вектор (носитель) – плазмиду, с помощью которой ген вводится в бактерию. «Вшивание» осуществляется с помощью других ферментов – лигаз. Кроме того, вектор должен содержать маркерные гены, которые позволяют отличить эту клетку от исходных клеток.
Достижения генной инженерии.
С помощью генной инженерии получают соматотропил – гормон роста, гормон инсулин человеческий, которые раньше получали из поджелудочных желез убитых коров, свиней, белок интерферон, который помогает справиться со многими вирусными инфекциями.
В природе существует бактерия бацилиус турингинсис, которая нарабатывает белок, называемый эндотоксином. Свое название он получил, что при попадании этой бактерии в желудок насекомых- вредителей сельскохозяйственных растений этот белок вызывает лизис (растворение) стенки желудка и гибель насекомого – вредителя. Это свойство белка генные инженеры решили использовать для создания форм полезных сельскохозяйственных растений, устойчивых к насекомым- вредителям. Для этого ген эндотоксина ввели в геном растения. Гусеницы, съев листья растения, погибают. Белок токсин оказался губительным только для насекомых и совершенно безвреден для человека и животных.
Учитель: повышение продуктивности микроорганизмов и создание новых штаммов проводится с целью использования их или веществ созданных ими в производстве продуктов в промышленных масштабах.
Технология получения необходимых человеку продуктов из живых клеток или с их помощью называют биотехнологией.
Биотехнология является и наукой.
5. Биотехнология – наука будущего.
Видеофильм «Микробы»- показ фрагмента о генной инженерии и перспективах развития генной инженерии, её значении в решении глобальных проблем человечества – загрязнении окружающей среды
Учитель: Почему биотехнологию считают наукой будущего?
Раскройте смысл высказывания Б.А. Неймана о микробах.
4. Закрепление
1.Вопросы стр.
2.Люди, какой профессии, занимаются созданием штаммов микроорганизмов, повышением их продуктивности, внедрением в биотехнологические процессы генной инженерии?
Слайды с указанием учебных заведений, где можно получить профессию микробиолога.
Д/з п.45.
Микроорганизмы
Микробиолог:
Микроорганизмы, микробы – мельчайшие организмы, различаемые только под микроскопом. Открыты в 17 веке А. Левенгуком. Среди микроорганизмов представители разных царств органического мира, относящихся к прокариотам – это бактерии и сине-зеленые водоросли и эукариоты (микроскопические грибы, микроскопические формы водорослей и простейшие). Иногда к микроорганизмам относят и вирусы.
Микроскопические размеры обусловливают использование особых методов культивирования и исследования. Это позволяет изучать их в рамках единой науки- микробиологии.
Большинство микроорганизмов – одноклеточные организмы.
Генная инженерия
Генная инженерия основана на выделении нужного гена из генома одного организма и введении его в геном другого организма. «Вырезание» генов проводят с помощью специальных «генетических ножниц», ферментов – рестриктаз, затем ген «вшивают» в вектор (носитель) – плазмиду, с помощью которой ген вводится в бактерию. «Вшивание» осуществляется с помощью других ферментов – лигаз. Кроме того, вектор должен содержать маркерные гены, которые придают клетке – реципиенту такие свойства, которые позволяют отличить эту клетку от исходных клеток. Затем вектор вводится в бактерию, и на последнем этапе отбираются те бактерии, в которых введенные гены успешно работают.
Достижения генной инженерии.
С помощью генной инженерии получают соматотропил – гормон роста, гормон инсулин человеческий, которые раньше получали из поджелудочных желез убитых коров, свиней, белок интерферон, который помогает справиться со многими вирусными инфекциями.
В природе существует бактерия бацилиус турингинсис, которая нарабатывает белок, называемый эндотоксином. Свое название он получил, что при попадании этой бактерии в желудок насекомых- вредителей сельскохозяйственных растений этот белок вызывает лизис (растворение) стенки желудка и гибель насекомого – вредителя. Это свойство белка генные инженеры решили использовать для создания форм полезных сельскохозяйственных растений, устойчивых к насекомым- вредителям. Для этого ген эндотоксина ввели в геном растения. Гусеницы, съев листья растения, погибают. Белок токсин оказался губительным только для насекомых и совершенно безвреден для человека и животных.
Урок биологии в 9 классе
Тема урока: Селекция микроорганизмов. Биотехнология – наука будущего.
Цели урока. Образовательная: рассмотреть основные методы селекции
микроорганизмов, выявить значение селекции микроорганизмов
в хозяйственной деятельности человека; сформировать знания о
биотехнологии ;
Развивающая: продолжить развитие познавательного интереса к изучению
проблем современной селекции; формирование умений сравнивать, делать
выводы, решать проблемные вопросы.
Воспитательная: профориентация – знакомство с профессией микробиолога;
экологическое воспитание – защита окружающей среды от загрязнения.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы урока: словесный, проблемный, наглядный
Оборудование: видеофильм «Будущее. Микробы»; Видеофильм «Антибиотики»; микроскопы; культура дрожжей; предметные стекла; презентации «Лаборатории кафедры микробиологии» и «Учебные заведения с кафедрой микробиологии и биотехнологии».
Ход урока
1.Орг. м.
2.Актуализация знаний.
Вспомните! Прокариоты. Витамины. Незаменимые аминокислоты. Интерферон. Инсулин.
3.Изучение нового материала
- постановка проблемы
«Микроб, этот гадкий утенок первых лет эпидемиологии, благодаря успехам науки и техники, достижениям человеческого гения, превратился в прекрасного лебедя генетической инженерии современной биотехнологии и индустрии живых клеток»
Б. А. Нейман
Решение проблемы:
1. Видеоэкскурсия в лаборатории кафедры микробиологии (презентация)
2.Сообщение о микроорганизмах, о особенностях их строения.
Микробиолог: микробы- мельчайшие организмы, различаемые только под микроскопом. Открыты в 17 веке А.Левенгуком. Среди микроорганизмов – представители разных царств живой природы, относящихся к прокариотам (бактерии и сине-зеленые водоросли), к эукариотам (микроскопические грибы, микроскопические формы водорослей и простейших). Большинство микроорганизмов – одноклеточные организмы. Иногда к микробам относят вирусы.
3.Демострация микроорганизмов. Микроскоп, культуры дрожжей, бактерии сенной палочки, простейших
Вывод: микроорганизмы – это группа организмов, имеющая микроскопические размеры и состоящие в основном из одной клетки.
4.Значение микроорганизмов. Микробиолог. Только несведущий в микробиологии видит в микроорганизмах один вред, но их роль как полезных организмов существенно преобладает. Именно они помогут человечеству решить глобальные проблемы- обеспечение населения продуктами питания, охрана окружающей среды от загрязнения. Возможно микробы наша последняя надежда на выживание. На данный момент микроорганизмы используют не только в хлебопечении, пивоварении, виноделии, приготовлении молочных продуктов, но и в получении гормона инсулина, интерферона, аминокислот, ферментов, кормового белка, антибиотиков.
Фрагмент видеофильма «Антибиотики». Получение антибиотиков и их значение.
Учитель: какими преимуществами обладают микроорганизмами перед другими организмами.
Самостоятельная работа с текстом.
Текст № 1 Проанализируйте следующие данные. Сделайте вывод, о том какие организмы более выгодно использовать для получения белка. Почему?
-Одна корова с живой массой в 500 кг за сутки образует около 0,5 кг белка;
-Соя массой 500 кг за сутки образует 5 кг белка;
-Дрожжи массой кг за сутки вырабатывают в биореакторе 50 тонн белка.
Микробная клетка потребляет дешевые вещества – крахмальные растворы, сточные воды, нефтепродукты и др. вещества. Корове требуются хорошие и, следовательно, дорогие корма.
Задание: 1)прочитать текст;
2)найти в тексте свойства микроорганизмов, обеспечивающие их преимущество перед животными, растениями.
Вывод: 1)микроорганизмы обладают высокой продуктивностью;
2)микроорганизмы выращивают на дешевых субстратах.
3)высокая скорость получения нужной продукции.
Учитель: в чем секрет высокой продуктивности микроорганизмов?
Самостоятельная работа с текстом
Текст № 2 Прочитав текст выясните, секрет высокой продуктивности микроорганизмов.
Диаметр большинства бактерий не превышает тысячной доли миллиметра. Эта величина – 1 микрометр (микрон), или 10-3 мм.
Размеры цианобактерий, дрожжей находятся в пределах 10 мкм.
У этих столь малых организмов соотношение между поверхностью и объемом очень велико. Если куб с длинной граней 1 см (объемом 1 см3) разбить на кубики с длинной граней 1 мкм, получим 1012 кубиков объемом по 1 мкм3 каждый. Суммарная поверхность этих кубиков в 10000 раз больше, чем площадь поверхности исходного куба.
Вывод: малые размеры микроорганизмов приводит их к интенсивнейшему
взаимодействию с внешней средой и обеспечивает очень быстрый обмен
веществами между средой и клетками микроорганизмов- в этом секрет
высокой продуктивности.
Учитель: задача микробиологов создать высокопродуктивные штаммы микроорганизмов. Какие методы они для этого используют? Почему?
4.Методы селекции микроорганизмов.
Отбор
Мутагенез.
(Мутагенез обеспечивает получение многообразия генетического материала.)
Новейший метод селекции микроорганизмов: генная инженерия.
Сообщение уч-ся о генной инженерии.
Генный инженер: генная инженерия основана на выделении нужного гена из генома одного организма и введении его в геном другого организма. «Вырезание» генов проводят с помощью специальных «генетических ножниц», ферментов –рестриктаз, затем ген «вшивают» в вектор (носитель) – плазмиду, с помощью которой ген вводится в бактерию. «Вшивание» осуществляется с помощью других ферментов – лигаз. Кроме того, вектор должен содержать маркерные гены, которые позволяют отличить эту клетку от исходных клеток.
Достижения генной инженерии.
С помощью генной инженерии получают соматотропил – гормон роста, гормон инсулин человеческий, которые раньше получали из поджелудочных желез убитых коров, свиней, белок интерферон, который помогает справиться со многими вирусными инфекциями.
В природе существует бактерия бацилиус турингинсис, которая нарабатывает белок, называемый эндотоксином. Свое название он получил, что при попадании этой бактерии в желудок насекомых- вредителей сельскохозяйственных растений этот белок вызывает лизис (растворение) стенки желудка и гибель насекомого – вредителя. Это свойство белка генные инженеры решили использовать для создания форм полезных сельскохозяйственных растений, устойчивых к насекомым- вредителям . Для этого ген эндотоксина ввели в геном растения. Гусеницы, съев листья растения, погибают. Белок токсин оказался губительным только для насекомых и совершенно безвреден для человека и животных.
Учитель: повышение продуктивности микроорганизмов и создание новых штаммов проводится с целью использования их или веществ созданных ими в производстве продуктов в промышленных масштабах.
Технология получения необходимых человеку продуктов из живых клеток или с их помощью называют биотехнологией.
Биотехнология является и наукой.
5. Биотехнология – наука будущего.
Видеофильм «Микробы»- показ фрагмента о генной инженерии и перспективах развития генной инженерии, её значении в решении глобальных проблем человечества – загрязнении окружающей среды
Учитель: Почему биотехнологию считают наукой будущего?
Раскройте смысл высказывания Б.А. Неймана о микробах.
4. Закрепление
1.Вопросы стр.
2.Люди, какой профессии, занимаются созданием штаммов микроорганизмов, повышением их продуктивности, внедрением в биотехнологические процессы генной инженерии?
Слайды с указанием учебных заведений, где можно получить профессию микробиолога.
Д/з п.45.
Микроорганизмы
Микробиолог:
Микроорганизмы, микробы – мельчайшие организмы, различаемые только под микроскопом. Открыты в 17 веке А. Левенгуком. Среди микроорганизмов представители разных царств органического мира, относящихся к прокариотам – это бактерии и сине-зеленые водоросли и эукариоты (микроскопические грибы, микроскопические формы водорослей и простейшие). Иногда к микроорганизмам относят и вирусы.
Микроскопические размеры обусловливают использование особых методов культивирования и исследования. Это позволяет изучать их в рамках единой науки- микробиологии.
Большинство микроорганизмов – одноклеточные организмы.
Генная инженерия
Генная инженерия основана на выделении нужного гена из генома одного организма и введении его в геном другого организма. «Вырезание» генов проводят с помощью специальных «генетических ножниц», ферментов – рестриктаз, затем ген «вшивают» в вектор (носитель) – плазмиду, с помощью которой ген вводится в бактерию. «Вшивание» осуществляется с помощью других ферментов – лигаз. Кроме того, вектор должен содержать маркерные гены, которые придают клетке – реципиенту такие свойства, которые позволяют отличить эту клетку от исходных клеток. Затем вектор вводится в бактерию, и на последнем этапе отбираются те бактерии, в которых введенные гены успешно работают.
Достижения генной инженерии.
С помощью генной инженерии получают соматотропил – гормон роста, гормон инсулин человеческий, которые раньше получали из поджелудочных желез убитых коров, свиней, белок интерферон, который помогает справиться со многими вирусными инфекциями.
В природе существует бактерия бацилиус турингинсис, которая нарабатывает белок, называемый эндотоксином. Свое название он получил, что при попадании этой бактерии в желудок насекомых- вредителей сельскохозяйственных растений этот белок вызывает лизис (растворение) стенки желудка и гибель насекомого – вредителя. Это свойство белка генные инженеры решили использовать для создания форм полезных сельскохозяйственных растений, устойчивых к насекомым- вредителям . Для этого ген эндотоксина ввели в геном растения. Гусеницы, съев листья растения, погибают. Белок токсин оказался губительным только для насекомых и совершенно безвреден для человека и животных.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»