Урок "Нуклеиновые кислоты"
Тема урока: Нуклеиновые кислоты
Образовательная цель: изучить строение, функции нуклеиновых кислот
Развивающая цель: формировать умения и навыки, используя принцип комплементарности, осуществлять репликацию ДНК; сравнивать ДНК и РНК; объяснять их значение в хранении и передаче наследственной информации.
Воспитательная цель: способствовать профориентации – знакомство с профессиями микробиолога и генетика эксперта.
Тип урока: урок изучения нового
Методы проведения: словесный, проблемный, наглядный, игровой, самостоятельная работа.
Средства обучения: модель ДНК; наглядные пособия — таблицы:«Нуклеиновые кислоты», «ДНК», «Строение клетки», «Белки»; модели нуклеотидов; раздаточный материал – таб. «Единицы измерения», вопросы к в/фильму, видеофильм «Секретная азбука жизни»,
Ход урока
1.Организационный момент
-Приветствие
-Проверка готовности к уроку.
2.Актуализация знаний
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Сегодня на уроке мы продолжим изучение органических соединений. -Какие органические вещества содержатся в клетке? -Какие органические вещества выполняют строительную функцию? -Какие органические вещества выполняют защитную функцию? -Какие органические вещества выполняют энергетическую функцию? -Какие органические вещества выполняют транспортную функцию? -Какие органические вещества выполняют каталитическую функцию? -Какие органические вещества являются основой жизни по определению Ф. Энгельса? -Какие органические вещества участвуют во всех функциях, протекающих в клетке? Да – это белки. (внимание уч-ся обращаю к таблице «Структура и функции белков» Молекулы белков выполняющих различные функции отличаются друг от друга последовательностью аминокислот. Если последовательность аминокислот в молекуле нарушается, то и нарушается их функция. Например, замена аминокислоты глютамина в молекуле белка гемоглобина на аминокислоту валин приводит к нарушению свойств и функции белка гемоглобина. –Какой вывод следует из этого? Общий вывод: каждая молекула белка имеет строгую последовательность аминокислот. Проблемный вопрос. Где же в клетке хранится информация о последовательности аминокислот в молекулах белков? | Отвечают на вопросы Уч-ся делают вывод. |
Сообщение темы урока «Нуклеиновые кислоты» | Записывают в тетрадь |
3.Мотивация учебной деятельности.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Видеофильм «Секреты ДНК». (фрагмент страшной стихийной катастрофы – цунами. Сотни тысяч погибших. Найден двух месячный ребенок. 9 супружеских пар заявили, что они являются его родителями. Проблемная ситуация: – Каким способом была разрешена данная ситуация? Проблемный вопрос: - Что же собой представляет ДНК — молекула, помогающая родным людям найти друг друга. | Смотрят в/фильм Решают проблемную ситуацию. Это можно сделать при помощи теста ДНК |
Сообщение целей урока: -изучить строение нуклеиновых кислот – ДНК и РНК; -выяснить каким образом строение нуклеиновых кислот связано с выполняемыми ими функциями – хранение и передача наследственной информации; -научиться осуществлять репликацию ДНК; -познакомиться с практическим применением знаний о ДНК; -использовать материал урока для выбора будущей профессии. | слушают |
4. Изучение нового материала
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Сообщение плана изучения нового материала План 1.Открытие ДНК 2.Локализация ДНК в клетке 3.Строение молекулы ДНК 4.Строение РНК 5.Практическое применение знаний о ДНК. 6.Закрепление знаний и умений | Слушают и записывают в тетрадь план изучения нового материала |
Вопрос: «Кто впервые открыл структуру ДНК?»
| Узнают при просмотре в/фильма о ученых, открывших структуру ДНК и записывают фамилии ученых в тетрадь. Рассматривают клетку и называют органоиды, где локализована ДНК (ядро, митохондрии, хлоропласты), запись в тетрадь. Отвечают на вопрос Записывают в тетрадь характеристику ДНК. Сравнивают нуклеотиды, находят сходство и отличия. Записывают название нуклеотидов в тетрадь Отвечают на вопрос, после просмотра фрагмента в/ф. Записывают схему двойной цепочки ДНК |
Репликация или удвоение ДНК. ДНК не только хранит наследственную информацию, но и передает её. Клетки постоянно делятся и вновь возникшие дочерние клетки являются копией материнской клетки. –Проблемный вопрос: Каким образом происходит равномерное распределение наследственной информации? Объяснение механизма репликации ДНК по принципу комплементарности | Обсуждают проблемный вопрос Слушают и записывают в тетрадь схему репликации ДНК. |
| |
Первичное закрепление знаний о структуре и функции ДНК. 1)Игра – соревнование: «Кто быстрее». Условие: необходимо достроит вторую цепочку ДНК. Каждый ряд – команда, получает лист с фрагментом одной цепи ДНК, который передается по цепочке. 1 команда: цепочка № 1 Т-Ц-Г-Т-А-Ц-А-Г-А-Г-Т-Ц цепочка № 2 ? 2 команда: цепочка № 1 А-Г-Ц-А-Т-Г-Т-Ц-Т-Ц-А-Г цепочка № 2 ? 3, 4, 5,6 команды получают аналогичные задания. На выполнение дается 1 минута — Подведение итогов соревнования . 2)Вопрос: Что вы узнали на уроке о ДНК? Каждый из вас должен сказать одно предложение о ДНК, связанное со строением или функцией. (условие: не повторяться). 3)Обобщение знаний о ДНК в форме стихотворения (называю имя и фамилию ученика, который накануне урока получил задание выучить стих) | Каждый уч-ся команды указывает один из нуклеотидов второй цепочки ДНК Уч-ся сами проверяют правильность написания второй цепи ДНК Уч-ся рассказывают всё, что узнали на уроке о строение, функции ДНК. Ученик читает стих о строении ДНК: ДНК – она двойная И строеньем не простая. Мономер- нуклеотид, Из трех штучек состоит За азотным основаньем Как в строю – вот красота. Углевод дезоксирибоза, Фосфорная кислота. Есть четыре основанья, Мы запомним их названья: Цитозин + гуанин, А тимин + аденин. |
4.Строение РНК Проблемная ситуация: Информация о последовательности аминокислот в молекуле белка хранится в ДНК ядра клетки, а сборку производят рибосомы, расположенные в цитоплазме. Молекула ДНК из-за своей громадной молекулярной массы не способны покинуть ядро. Каким образом план сборки молекулы белка передается на рибосомы? Какая структура клетки осуществляет связь между ДНК и рибосомами? О РНК нам расскажет (называю имя и фамилию уч-ся, который получил опережающее задание) — В чем сходство и различие ДНК и РНК? Используя таблицу «Нуклеиновые кислоты» сравните нуклеиновые кислоты. | Участвуют в решении проблемной ситуации. Уч-ся рассказывает о РНК, особенностях строения, о видах РНК. -Сравнивают РНК и ДНК |
Вопросы к в/фильму на каждой парте. Вопросы к в/фильму: -Клетки, каких тканей используют для теста ДНК? -Как проводят анализ ДНК? -Для чего делают тест ДНК? -Люди, какой профессии работают в лабораториях генетической экспертизы? | Смотрят в/фильм. Отвечают на вопросы |
Задание №1 Укажите последовательность нуклеотидов второй цепочки ДНК, если первая цепочка имеет следующую последовательность нуклеотидов: А-Г-Т-Ц-А-Г-Т-А-Ц-Ц-Г-Т-Г-Ц-Т Задание № 2 Найдите ошибки в структуре молекулы ДНК А-Ц-Т-Г-А-Ц-Г-А-Т-Ц-Т-Г Т-Г-Ц-Ц-Т-Г-Ц-Т-А-Т-А-Ц Задание № 3 Тест 1.Мономером ДНК является: а)нуклеотид; б)аминокислота; в)глюкоза; г)глицерин. 2.В состав ДНК НЕ входит: а)дезоксирибоза; б)аденин; в)урацил; г)фосфат. 3.Модель структуры ДНК открыли в 1953 г.: а)И.П. Павлов и И.М. Сеченов; б)Ф. Крик и Д. Уотсон; в)Ч.Дарвин и Ж. Ламарк. 4.Функции ДНК в клетке: а)является одним из источников энергии; б)принимает непосредственное участие в синтезе белков; в)участвует в синтезе углеводов и липидов; г)обеспечивает хранение и передачу наследственной информации. 5.Нуклеотиду Ц комплементарен нуклеотид: а)А; б)Г; в)Т; г)У. *Задание № 4 Решите задачу, используя правило Э. Чаргаффа. В молекуле ДНК адениновых нуклеотидов насчитывается 20% от общего числа нуклеотидов. Определите количество в % Т, Ц, Г нуклеотидов. | Выполняют задания |
7.Домашнее задание п.22 вопросы 11,12 стр 112; Используя интернет ресурсы, найдите ответ на вопрос: «Почему результат теста ДНК подтверждающий отцовство равен 99,9%, а не 100%? | Записывают д/з |
8.Итог урока: -Какие новые знания вы сегодня получили на уроке? -Чему вы научились? -Что на уроке было интересное, познавательное? -Какие вопросы урока вызвали у вас затруднение? -Что вы узнали о профессии генетика эксперта? (выставление оценок, их комментирование). | Участвуют в подведении итога урока |
Урок биологии
Тема: «Нуклеиновые кислоты»
Класс 9 г
СОШ № 1 г. Нерюнгри
Учитель: Кузнецова Нина Вениаминовна
Тема урока: Нуклеиновые кислоты
Образовательная цель: изучить строение, функции нуклеиновых кислот
Развивающая цель: формировать умения и навыки , используя принцип комплементарности, осуществлять репликацию ДНК; сравнивать ДНК и РНК; объяснять их значение в хранении и передаче наследственной информации.
Воспитательная цель: способствовать профориентации – знакомство с профессиями микробиолога и генетика эксперта.
Тип урока: урок изучения нового
Методы проведения: словесный, проблемный, наглядный, игровой, самостоятельная работа.
Средства обучения: модель ДНК; наглядные пособия - таблицы:«Нуклеиновые кислоты», «ДНК», «Строение клетки», «Белки»; модели нуклеотидов; раздаточный материал – таб. «Единицы измерения», вопросы к в/фильму, видеофильм «Секретная азбука жизни»,
Ход урока
1.Организационный момент
-Приветствие
-Проверка готовности к уроку.
2.Актуализация знаний
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Сегодня на уроке мы продолжим изучение органических соединений. -Какие органические вещества содержатся в клетке? -Какие органические вещества выполняют строительную функцию? -Какие органические вещества выполняют защитную функцию? -Какие органические вещества выполняют энергетическую функцию? -Какие органические вещества выполняют транспортную функцию? -Какие органические вещества выполняют каталитическую функцию? -Какие органические вещества являются основой жизни по определению Ф. Энгельса? -Какие органические вещества участвуют во всех функциях, протекающих в клетке? Да – это белки. (внимание уч-ся обращаю к таблице «Структура и функции белков» Молекулы белков выполняющих различные функции отличаются друг от друга последовательностью аминокислот. Если последовательность аминокислот в молекуле нарушается, то и нарушается их функция. Например, замена аминокислоты глютамина в молекуле белка гемоглобина на аминокислоту валин приводит к нарушению свойств и функции белка гемоглобина. –Какой вывод следует из этого? Общий вывод: каждая молекула белка имеет строгую последовательность аминокислот. Проблемный вопрос. Где же в клетке хранится информация о последовательности аминокислот в молекулах белков? |
Отвечают на вопросы Уч-ся делают вывод. |
Сообщение темы урока «Нуклеиновые кислоты» |
Записывают в тетрадь |
3.Мотивация учебной деятельности.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Видеофильм «Секреты ДНК». (фрагмент страшной стихийной катастрофы – цунами. Сотни тысяч погибших. Найден двух месячный ребенок. 9 супружеских пар заявили, что они являются его родителями. Проблемная ситуация: – Каким способом была разрешена данная ситуация? Проблемный вопрос: - Что же собой представляет ДНК - молекула , помогающая родным людям найти друг друга. |
Смотрят в/фильм Решают проблемную ситуацию. Это можно сделать при помощи теста ДНК |
Сообщение целей урока: -изучить строение нуклеиновых кислот – ДНК и РНК; -выяснить каким образом строение нуклеиновых кислот связано с выполняемыми ими функциями – хранение и передача наследственной информации; -научиться осуществлять репликацию ДНК; -познакомиться с практическим применением знаний о ДНК; -использовать материал урока для выбора будущей профессии. |
слушают |
4. Изучение нового материала
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Сообщение плана изучения нового материала План 1.Открытие ДНК 2.Локализация ДНК в клетке 3.Строение молекулы ДНК 4.Строение РНК 5.Практическое применение знаний о ДНК. 6.Закрепление знаний и умений |
Слушают и записывают в тетрадь план изучения нового материала |
Просмотр фрагмента в/фильма «Секреты ДНК» Вопрос : «Кто впервые открыл структуру ДНК?»
Вопрос классу: «Можете ли вы назвать органоиды клетки, в которых находится ДНК?
|
Узнают при просмотре в/фильма о ученых, открывших структуру ДНК и записывают фамилии ученых в тетрадь.
Рассматривают клетку и называют органоиды, где локализована ДНК (ядро, митохондрии, хлоропласты), запись в тетрадь.
Отвечают на вопрос
Записывают в тетрадь характеристику ДНК.
Сравнивают нуклеотиды, находят сходство и отличия. Записывают название нуклеотидов в тетрадь
Отвечают на вопрос, после просмотра фрагмента в/ф.
Записывают схему двойной цепочки ДНК |
Репликация или удвоение ДНК. ДНК не только хранит наследственную информацию, но и передает её. Клетки постоянно делятся и вновь возникшие дочерние клетки являются копией материнской клетки. –Проблемный вопрос: Каким образом происходит равномерное распределение наследственной информации? Объяснение механизма репликации ДНК по принципу комплементарности |
Обсуждают проблемный вопрос
Слушают и записывают в тетрадь схему репликации ДНК. |
|
|
Первичное закрепление знаний о структуре и функции ДНК. 1)Игра – соревнование: «Кто быстрее». Условие: необходимо достроит вторую цепочку ДНК. Каждый ряд – команда, получает лист с фрагментом одной цепи ДНК, который передается по цепочке. 1 команда: цепочка № 1 Т-Ц-Г-Т-А-Ц-А-Г-А-Г-Т-Ц цепочка № 2 ? 2 команда: цепочка № 1 А-Г-Ц-А-Т-Г-Т-Ц-Т-Ц-А-Г цепочка № 2 ? 3, 4, 5,6 команды получают аналогичные задания. На выполнение дается 1 минута - Подведение итогов соревнования .
2)Вопрос: Что вы узнали на уроке о ДНК? Каждый из вас должен сказать одно предложение о ДНК, связанное со строением или функцией. (условие: не повторяться).
3)Обобщение знаний о ДНК в форме стихотворения (называю имя и фамилию ученика, который накануне урока получил задание выучить стих) |
Каждый уч-ся команды указывает один из нуклеотидов второй цепочки ДНК
Уч-ся сами проверяют правильность написания второй цепи ДНК
Уч-ся рассказывают всё, что узнали на уроке о строение, функции ДНК.
Ученик читает стих о строении ДНК: ДНК – она двойная И строеньем не простая. Мономер- нуклеотид, Из трех штучек состоит За азотным основаньем Как в строю – вот красота. Углевод дезоксирибоза, Фосфорная кислота. Есть четыре основанья, Мы запомним их названья: Цитозин + гуанин, А тимин + аденин.
|
4.Строение РНК Проблемная ситуация: Информация о последовательности аминокислот в молекуле белка хранится в ДНК ядра клетки, а сборку производят рибосомы, расположенные в цитоплазме. Молекула ДНК из-за своей громадной молекулярной массы не способны покинуть ядро. Каким образом план сборки молекулы белка передается на рибосомы? Какая структура клетки осуществляет связь между ДНК и рибосомами?
О РНК нам расскажет (называю имя и фамилию уч-ся, который получил опережающее задание)
- В чем сходство и различие ДНК и РНК ? Используя таблицу «Нуклеиновые кислоты» сравните нуклеиновые кислоты. |
Участвуют в решении проблемной ситуации.
Уч-ся рассказывает о РНК, особенностях строения, о видах РНК. -Сравнивают РНК и ДНК |
Просмотр фрагмента в/фильма «Секреты ДНК» Вопросы к в/фильму на каждой парте. Вопросы к в/фильму: -Клетки, каких тканей используют для теста ДНК? -Как проводят анализ ДНК? -Для чего делают тест ДНК? -Люди, какой профессии работают в лабораториях генетической экспертизы?
|
Смотрят в/фильм.
Отвечают на вопросы |
Вариант № 1 Задание №1 Укажите последовательность нуклеотидов второй цепочки ДНК, если первая цепочка имеет следующую последовательность нуклеотидов: А-Г-Т-Ц-А-Г-Т-А-Ц-Ц-Г-Т-Г-Ц-Т Задание № 2 Найдите ошибки в структуре молекулы ДНК А-Ц-Т-Г-А-Ц-Г-А-Т-Ц-Т-Г Т-Г-Ц-Ц-Т-Г-Ц-Т-А-Т-А-Ц Задание № 3 Тест 1.Мономером ДНК является: а)нуклеотид; б)аминокислота; в)глюкоза; г)глицерин. 2.В состав ДНК НЕ входит: а)дезоксирибоза; б)аденин; в)урацил; г)фосфат. 3.Модель структуры ДНК открыли в 1953 г.: а)И.П. Павлов и И.М. Сеченов; б)Ф. Крик и Д. Уотсон; в)Ч.Дарвин и Ж. Ламарк. 4.Функции ДНК в клетке: а)является одним из источников энергии; б)принимает непосредственное участие в синтезе белков; в)участвует в синтезе углеводов и липидов; г)обеспечивает хранение и передачу наследственной информации. 5.Нуклеотиду Ц комплементарен нуклеотид: а)А; б)Г; в)Т; г)У. *Задание № 4 Решите задачу, используя правило Э. Чаргаффа. В молекуле ДНК адениновых нуклеотидов насчитывается 20% от общего числа нуклеотидов. Определите количество в % Т, Ц, Г нуклеотидов. |
Выполняют задания |
7.Домашнее задание п.22 вопросы 11,12 стр 112; Используя интернет ресурсы, найдите ответ на вопрос: «Почему результат теста ДНК подтверждающий отцовство равен 99,9%, а не 100%? |
Записывают д/з |
8.Итог урока: -Какие новые знания вы сегодня получили на уроке? -Чему вы научились? -Что на уроке было интересное, познавательное? -Какие вопросы урока вызвали у вас затруднение? -Что вы узнали о профессии генетика эксперта? (выставление оценок, их комментирование). |
Участвуют в подведении итога урока |
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»