прощание с азбукой
Дети. Это буквы русского алфавита.
Учитель. Верно, это буквы. Сейчас мы проведём перекличку, посмотрим, как вы подружились с ними.
Дети, выходя со своими буквами, выстроившись в ряд, произносят слова. (Стихи С.Я. Маршака)
Буква А. Абрикос, арбуз, айва – очень сладкие слова и все они на букву А.
Буква Б. Букве Б и страх неведом – бой, барабан, боец, победа!
Буква В. Ветер веет в чистом поле, волком воет он на воле.
Буква Г. Гриб растёт среди дорожки – голова на тонкой ножке.
Буква Д. Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил, как долотом.
Буквы Е, Ё. Ель на ёжика похожа, ёж в иголках, ёлка тоже.
Буква Ж. Жук упал и встать не может, ждёт он, кто ему поможет.
Буква З. В звезде найдёшь ты букву З, и в золоте, и в розе, земле, алмазе, бирюзе, заре, морозе.
Буква И. Иней лёг на ветви ели, иглы за ночь побелели.
Буква Й. Йод ребёнок знает каждый, йодом врач нам раны мажет.
Буква К. Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.
Буква Л. Лодки по морю плывут, люди вёслами гребут.
Буква М. Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёду, много пчёл.
Буква Н. На коне наездник мчит, настоящий он джигит.
Буква О. Ослик был сегодня зол – он узнал, что он осёл.
Буква П. Панцирь носит черепаха, прячет голову от страха.
Буква Р. Роет землю старый крот – разоряет огород.
Буква С. Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.
Буква Т. Таракан живёт за печкой, то-то тёплое местечко.
Буква У. Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
Буква Ф. Флот плывёт к родной земле, флаг на каждом корабле.
Буква Х. Ходит по лесу хорёк, хищный маленький зверёк.
Буква Ц. Цапля важная, носатая, целый день стоит, как статуя.
Буква Ч. Часовщик прищурил глаз, чинит часики для нас.
Буква Ш. Шалуны! Прибавьте шагу! Скорей несите мушкетёру шпагу!
Буква Щ. Щёголь щётку уважает, щёткой щёголь пыль счищает.
Буквы Ь, Ъ. Мягкий знак живёт беспечно, он без кепки ходит вечно. А упрямый твёрдый знак носит кепку
Только так.
Буква Э. Экскаватор землю роет – это школу детям строят.
Буква Ю. Юнга – будущий матрос – южных рыбок нам привёз.
Буква Я. Вы запомнили, друзья, в алфавите Я – последняя.
Учитель. Вот какие дружные буквы русского алфавита, но не всегда буквы были такими, не всегда мирно жили и крепко дружили. Хотите узнать, что с ними однажды произошло?
Дети. Хотим!
Учитель. Ну так слушайте рассказ.
Ученики 3 класса инсценируют стихотворение «Буква Я»
Учитель. Буквы в азбуке у нас
Жили, не тужили,
Весело дружили.
Где никто не ссориться-
Там и дело спориться.
Только раз всё дело стало
Из-за страшного скандала.
Буква «Я» в строку не встала,
Взбунтовалась буква «Я».
-Я,- сказала буква «Я»,-
Главная, заглавная!
Буква Я. Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояло «Я».
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду.
Учитель . Говорят ей:
Встань на место!
Отвечает…
Буква Я. Не пойду,
А ведь я не просто буква,
Я – местоимение!
Вы в сравнении со мной – недоразумение,
Не, более, не менее!
Учитель. Тут вся азбука пришла в страшное волнение.
Буква Ф. Фу-ты, ну-ты!
Учитель. Фыркнул «Эф»,
От обиды покраснев.
Буква С. Срам.
Учитель. Сердито «Эс» сказала.
Буква В (кричит). Воображала! Это всякий так бы смог!
Мягкий знак. Попробуй, потолкуй с такой особой!
Нужен к ней подход, особый.
Учитель. Вдруг промямлил мягкий знак,
А сердитый твёрдый знак молча показал кулак.
Буква И. Тише, буквы! Стыдно знаки!
Учитель. Закричали гласные.
Буква А. Не хватало только драки, а ещё согласные!
Буква О. Надо раньше разобраться, а потом уже и драться.
Буква У. Мы же грамотный народ! Буква «Я» сама поймёт.
Буква Н. Разве мыслимое дело всюду «Я» вперёд совать!
Буква Э. Ведь никто в таком письме не поймёт ни «бэ», ни «мэ».
Буква Я. Не хочу водиться с вами!!!
Буду делать всё сама!
Хватит у меня ума!
Учитель. Тут все буквы улыбнулись,
Меж собой переглянулись,
И ответил дружный хор.
Буквы. Хорошо, идём на спор!
Буква М. Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку,
Правда, стало быть, твоя !
Буква Я. Чтобы я, да не сумела, я ж не кто-нибудь, а «Я».
Учитель. Буква «Я» взялась за дело.
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела,
Написать она сумела только «я, я, я, я, я, я».
Буквы. Ха-ха-ха-хаха-ха-ха.
Учитель. «О» от смеха покатилась,
«А» за голову схватилась.
«В» и «Б» поджали рот.
Буква «Я» сперва крепилась,
А потом как заревёт.
Буква Я. Я, ребята, виновата! Признаю свою вину!
Я согласна встать, ребята, даже после буквы «Ю».
Буква Б. Что ж, решил весь алфавит,
Если хочет – пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Буквы. Дело в том, что все мы –вместе!
В том, чтобы все от «А» до «Я»
Жили, как одна семья.
Учитель. Буква «Я» всегда была всем и каждому мила.
Но советуем, друзья, помнить место буквы «Я»
Отныне и навсегда буквы – наши верные друзья и помощники.
Ребята, нам пора отправляться в путешествие. Мы отправимся в путь на поезде. Третьеклассники нам помогут. Из каких частей состоит поезд? Как называется место, где поезд делает остановку?
Ученик 3 класса – паровозик, ученики 1 класса – вагончики. Дети встают друг за другом и,
имитируя поезд, передвигаются по классу.
Учитель. Наш поезд отправился в путь в страну Литературию. Остановка… Хором читаем название 1
станции. Станция «Угадай-ка»
Ученики 3 класса загадают вам загадки.
1. Новый дом несу в руке, 2. То я в клетку, то в линейку,
Двери дома на замке. Написать по ним сумей-ка!
Тут жильцы бумажные, Можешь и нарисовать.
Все ужасно важные. (Портфель) Что такое я? (Тетрадь)
3. Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (Карандаш)
Следующее задание «Слушай внимательно»
Я читаю слова, вы внимательно слушаете, выделяете первый звук в каждом слове. Из этих звуков получится слово. Крот Бабушка
Ночь Умница
Иволга Кран
Грач Волк
Астра Анна
(дети работают в группах)
Какие слова получились? Составьте эти слова из букв разрезной азбуки. (книга, буква)
Что общего у данных слов? (по 5 звуков, 5 букв, по 2 гл., 3 согл., по 2 слога. Ударение падает на 1 слог.
Отвечают на вопрос что?.Стоят в единственном числе.)
Учитель. А сейчас нашим ребятам пора отправляться на следующую станцию. Поехали!
Итак, станция…. (читают хором) Спортивная.
1. На нашей станции есть тир. Но стреляют в нём словами. По очереди быстро называйте слова в которых в середине есть буква …Р (крот – цирк – огород……)
2. А сейчас займёмся аэробикой.
Звучит музыка, а дети класса – комплекта (вместе) выполняют спортивные движения.
Учитель. И снова в путь. Мы приближаемся к станции…… Сказочная.
Наши первоклассники покажут сказку, но не простую, а поучительную. А почему она поучительная, вы и сами догадаетесь, когда её посмотрите. Будьте внимательны!
Инсценировка «Сказка про овощи» — ученики 1 класса.
(см. в приложении к утреннику)
Учитель. В стране Литературии мы будем читать много сказок. А вот с какими сказками и с кем из сказочных героев вам предстоит в ней встретиться, мы сейчас и узнаем.
Ученики 1 класса читают отрывки из сказок, угадывают название сказки и сказочных героев.
Ученики 3 класса помогают.
Учитель. А теперь снова в путь. Вы отправляетесь на следующую станцию.
Станция Игровая.
Игра «Кто быстрее?» с последующим заданием.
На полу разбросаны макеты букв. Пока играет музыка, кружимся, танцуем.Когда
музыка заканчивается, быстро собираем буквы. Кто быстрее и больше?
Задание:
Выбрать любую букву и дать характеристику звуку, обозначенным данной буквой.
Учитель. А теперь вас ждёт следующая, последняя станция. Поехали! Станция Строительная.
Нужно правильно расставить «кирпичики», чтобы получились слова. А потом из этих слов построить предложения.
(Азбука- к мудрости ступенька. Век- живи, век- учись.) -Первоклассники работают в группах.
На этом наше путешествие закончилось. Мы хорошо путешествовали вместе с Русской азбукой. Настало время с ней попрощаться, и познакомиться с новой книгой, которая продолжит наше знакомство со Страной Знаний.
Слово для поздравления предоставляется директору школы. (Вручает школьникам дипломы).
Слово для поздравления – ученикам 3 класса. (стихотворение и дарят подарки – закладки для книг).
(См. в приложении)
Слово для поздравления предоставляется родителям. (Родители поздравляют детей и дарят им подарки)
Теперь музыкальный подарок для наших родителей. (Первоклассники поют частушки о школе).
(См. в приложении)
Прощание с азбукой.
С.В. Шишкина,
МОУ «СОШ № 20» с.Измайлиха, Приморский край.
Исполняется песня «Чему учат в школе» В.Шаинского учащимися класса-комплекта 1-3.
Учитель. Дорогие ребята! Уважаемые гости! Мы сегодня собрались на замечательный праздник – праздник прощания с азбукой. Первоклассники! Вот и пришло время проститься с «Русской азбукой» и отправиться в далёкое путешествие – в мир книг, в страну Литературию. Но верная дружина «33 богатыря» будет сопровождать вас. Они никогда вас не покинут и помогут в трудную минуту. Но при одном условии: всех их вы должны знать по именам. А что это за 33 богатыря?
Дети. Это буквы русского алфавита.
Учитель. Верно, это буквы. Сейчас мы проведём перекличку, посмотрим, как вы подружились с ними.
Дети, выходя со своими буквами, выстроившись в ряд, произносят слова. (Стихи С.Я. Маршака)
Буква А. Абрикос, арбуз, айва – очень сладкие слова и все они на букву А.
Буква Б. Букве Б и страх неведом – бой, барабан, боец, победа!
Буква В. Ветер веет в чистом поле, волком воет он на воле.
Буква Г. Гриб растёт среди дорожки – голова на тонкой ножке.
Буква Д. Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил, как долотом.
Буквы Е,Ё. Ель на ёжика похожа, ёж в иголках, ёлка тоже.
Буква Ж. Жук упал и встать не может, ждёт он, кто ему поможет.
Буква З. В звезде найдёшь ты букву З, и в золоте, и в розе, земле , алмазе, бирюзе, заре, морозе.
Буква И. Иней лёг на ветви ели, иглы за ночь побелели.
Буква Й. Йод ребёнок знает каждый, йодом врач нам раны мажет.
Буква К. Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.
Буква Л. Лодки по морю плывут, люди вёслами гребут.
Буква М. Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёду, много пчёл.
Буква Н. На коне наездник мчит, настоящий он джигит.
Буква О. Ослик был сегодня зол – он узнал, что он осёл.
Буква П. Панцирь носит черепаха, прячет голову от страха.
Буква Р. Роет землю старый крот – разоряет огород.
Буква С. Спит спокойно старый слон, стоя спать умеет он.
Буква Т. Таракан живёт за печкой, то-то тёплое местечко.
Буква У. Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
Буква Ф. Флот плывёт к родной земле, флаг на каждом корабле.
Буква Х. Ходит по лесу хорёк, хищный маленький зверёк.
Буква Ц. Цапля важная, носатая, целый день стоит, как статуя.
Буква Ч. Часовщик прищурил глаз, чинит часики для нас.
Буква Ш. Шалуны! Прибавьте шагу! Скорей несите мушкетёру шпагу!
Буква Щ. Щёголь щётку уважает, щёткой щёголь пыль счищает.
Буквы Ь, Ъ. Мягкий знак живёт беспечно, он без кепки ходит вечно. А упрямый твёрдый знак носит кепку
Только так.
Буква Э. Экскаватор землю роет – это школу детям строят.
Буква Ю. Юнга – будущий матрос – южных рыбок нам привёз.
Буква Я. Вы запомнили, друзья, в алфавите Я – последняя.
Учитель. Вот какие дружные буквы русского алфавита, но не всегда буквы были такими, не всегда мирно жили и крепко дружили. Хотите узнать, что с ними однажды произошло?
Дети. Хотим!
Учитель. Ну так слушайте рассказ.
Ученики 3 класса инсценируют стихотворение «Буква Я»
Учитель. Буквы в азбуке у нас
Жили, не тужили,
Весело дружили.
Где никто не ссориться-
Там и дело спориться.
Только раз всё дело стало
Из-за страшного скандала.
Буква «Я» в строку не встала,
Взбунтовалась буква «Я».
-Я,- сказала буква «Я»,-
Главная, заглавная!
Буква Я. Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояло «Я».
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду.
Учитель . Говорят ей:
Встань на место!
Отвечает…
Буква Я. Не пойду,
А ведь я не просто буква,
Я – местоимение!
Вы в сравнении со мной – недоразумение,
Не, более, не менее!
Учитель. Тут вся азбука пришла в страшное волнение.
Буква Ф. Фу-ты, ну-ты!
Учитель. Фыркнул «Эф»,
От обиды покраснев.
Буква С. Срам.
Учитель. Сердито «Эс» сказала.
Буква В (кричит). Воображала! Это всякий так бы смог!
Мягкий знак. Попробуй, потолкуй с такой особой!
Нужен к ней подход, особый.
Учитель. Вдруг промямлил мягкий знак,
А сердитый твёрдый знак молча показал кулак.
Буква И. Тише, буквы! Стыдно знаки!
Учитель. Закричали гласные.
Буква А. Не хватало только драки, а ещё согласные!
Буква О. Надо раньше разобраться, а потом уже и драться.
Буква У. Мы же грамотный народ! Буква «Я» сама поймёт.
Буква Н. Разве мыслимое дело всюду «Я» вперёд совать!
Буква Э. Ведь никто в таком письме не поймёт ни «бэ», ни «мэ».
Буква Я. Не хочу водиться с вами!!!
Буду делать всё сама!
Хватит у меня ума!
Учитель. Тут все буквы улыбнулись,
Меж собой переглянулись,
И ответил дружный хор.
Буквы. Хорошо, идём на спор!
Буква М. Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку,
Правда, стало быть, твоя !
Буква Я. Чтобы я, да не сумела, я ж не кто-нибудь, а «Я».
Учитель. Буква «Я» взялась за дело.
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела,
Написать она сумела только «я, я, я, я, я, я».
Буквы. Ха-ха-ха-хаха-ха-ха.
Учитель. «О» от смеха покатилась,
«А» за голову схватилась.
«В» и «Б» поджали рот.
Буква «Я» сперва крепилась,
А потом как заревёт.
Буква Я. Я, ребята, виновата! Признаю свою вину!
Я согласна встать, ребята, даже после буквы «Ю».
Буква Б. Что ж, решил весь алфавит,
Если хочет – пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Буквы. Дело в том, что все мы –вместе!
В том, чтобы все от «А» до «Я»
Жили, как одна семья.
Учитель. Буква «Я» всегда была всем и каждому мила.
Но советуем, друзья, помнить место буквы «Я»
Отныне и навсегда буквы – наши верные друзья и помощники.
Ребята, нам пора отправляться в путешествие. Мы отправимся в путь на поезде. Третьеклассники нам помогут. Из каких частей состоит поезд? Как называется место, где поезд делает остановку?
Ученик 3 класса – паровозик ,ученики 1 класса – вагончики. Дети встают друг за другом и,
имитируя поезд, передвигаются по классу.
Учитель. Наш поезд отправился в путь в страну Литературию. Остановка… Хором читаем название 1
станции. Станция «Угадай-ка»
Ученики 3 класса загадают вам загадки.
1. Новый дом несу в руке, 2. То я в клетку, то в линейку,
Двери дома на замке. Написать по ним сумей-ка!
Тут жильцы бумажные, Можешь и нарисовать.
Все ужасно важные. (Портфель) Что такое я? (Тетрадь)
3. Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (Карандаш)
Следующее задание «Слушай внимательно»
Я читаю слова, вы внимательно слушаете, выделяете первый звук в каждом слове. Из этих звуков получится слово. Крот Бабушка
Ночь Умница
Иволга Кран
Грач Волк
Астра Анна
(дети работают в группах)
Какие слова получились? Составьте эти слова из букв разрезной азбуки. (книга, буква)
Что общего у данных слов? (по 5 звуков, 5 букв, по 2 гл., 3 согл., по 2 слога. Ударение падает на 1 слог.
Отвечают на вопрос что? .Стоят в единственном числе.)
Учитель. А сейчас нашим ребятам пора отправляться на следующую станцию. Поехали!
Итак, станция…. (читают хором) Спортивная.
1. На нашей станции есть тир. Но стреляют в нём словами. По очереди быстро называйте слова в которых в середине есть буква …Р (крот – цирк – огород……)
2. А сейчас займёмся аэробикой.
Звучит музыка, а дети класса – комплекта (вместе) выполняют спортивные движения.
Учитель. И снова в путь. Мы приближаемся к станции….. Сказочная.
Наши первоклассники покажут сказку, но не простую, а поучительную. А почему она поучительная, вы и сами догадаетесь, когда её посмотрите. Будьте внимательны!
Инсценировка «Сказка про овощи» - ученики 1 класса.
(см. в приложении к утреннику)
Учитель. В стране Литературии мы будем читать много сказок. А вот с какими сказками и с кем из сказочных героев вам предстоит в ней встретиться, мы сейчас и узнаем.
Ученики 1 класса читают отрывки из сказок, угадывают название сказки и сказочных героев.
Ученики 3 класса помогают.
Учитель. А теперь снова в путь. Вы отправляетесь на следующую станцию.
Станция Игровая.
Игра «Кто быстрее?» с последующим заданием.
На полу разбросаны макеты букв. Пока играет музыка, кружимся, танцуем.Когда
музыка заканчивается, быстро собираем буквы. Кто быстрее и больше?
Задание:
Выбрать любую букву и дать характеристику звуку, обозначенным данной буквой.
Учитель. А теперь вас ждёт следующая, последняя станция. Поехали! Станция Строительная.
Нужно правильно расставить «кирпичики», чтобы получились слова. А потом из этих слов построить предложения.
(Азбука- к мудрости ступенька. Век- живи, век- учись.) -Первоклассники работают в группах.
На этом наше путешествие закончилось. Мы хорошо путешествовали вместе с Русской азбукой. Настало время с ней попрощаться, и познакомиться с новой книгой, которая продолжит наше знакомство со Страной Знаний.
Слово для поздравления предоставляется директору школы. (Вручает школьникам дипломы).
Слово для поздравления – ученикам 3 класса. (стихотворение и дарят подарки – закладки для книг).
(См. в приложении)
Слово для поздравления предоставляется родителям. (Родители поздравляют детей и дарят им подарки)
Теперь музыкальный подарок для наших родителей. (Первоклассники поют частушки о школе).
(См. в приложении)
ПРИЛОЖЕНИЕ.
1. СКАЗКА ПРО ОВОЩИ.
Ведущий. В давние времена жили на одном острове овощи. (По одному выходят овощи и представляются)
Огурец. Я весёлый молодец,
Я зелёный огурец
Капуста Без меня на грядке пусто,
А зовут меня капуста
Лук Без меня вы как без рук,
В каждом блюде нужен лук
Помидор Любят дети с давних пор
Вкусный сладкий помидор
Ведущий. Хозяйка любила свой маленький огородик и каждый день поливала его
Хозяйка Я полью свой огород
Он ведь тоже воду пьёт
Ведущий Овощи с каждым днём всё росли и зрели. Жили они дружно, никогда не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех и начал хвастаться.
Помидор Я на свете всех вкуснее,
Всех круглее, зеленее.
Меня взрослые и дети
Любят больше всех на свете
Огурец Слушай, это просто смех –
Хвастать, что ты лучше всех
Лук Не поймёт никак он братцы,
Некрасиво задаваться
Ведущий А помидор всё своё твердил
Помидор те же слова
Овощи (хором) Хвалился, хвалился
И с куста свалился
Ведущий В это время на огород пришла хозяйка, чтобы собрать овощи на обед. Всех с собой взяла, А помидор не заметила. (хозяйка уводит все овощи. Летит ворона)
Ворона Кар! Кар! Позор! Кошмар!
Не хотел быть с нами дружен,
Будешь никому не нужен.
Стыдно стало помидору. Заплакал он….и покраснел от стыда.
Помидор Вы меня, друзья, простите,
Вы с собой меня возьмите
Услышала эти слова хозяйка, сжалилась над помидором, пришла и взяла его с собой.
Хотите верьте, хотите нет, с тех пор осенью помидоры всегда становятся красными.
2. «Азбуку « прочли до корки,
Вам по чтению- пятёрки!
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения,
Вам сегодня выдают
Удостоверения!
В том, что «Азбуку» прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Вы прочтёте любые книжки!
3. ЧАСТУШКИ.
Мы ребята – семилетки Эх, топни, нога,
Вам частушки пропоём, Топни правенькая
Мы в своей любимой школе В школу я пришла учиться,
Замечательно живём. Хоть и маленькая.
Форма новая надета, Мы ребята – семилетки
Белая рубашечка, Любим бегать и играть.
Полюбуйтесь на меня, А учиться обещаем
Какой я первоклашечка. На «4» и на «5»!
Раньше мамы нам читали Все науки одолеем,
Про зайчат и про лису, Всё у нас получится,
А теперь читаем сами Потому что наши мамы
Про любовь и про луну. С нами тоже учатся.
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»