Статья "Мультимедийные презентации как наиболее доступное и эффективное средство ЦОР"
Шкулова Елена Васильевна
Краснодарский край Крымский район станица Нижнебаканская
МАОУ СОШ №11
Учитель английского языка
lenchik682010@yandex.ru
Перенасыщенная информационная среда, в которой существует современное общество, оказывает серьёзное влияние на образование. Дети, родившиеся в XXI веке — «The millennials and post-millennials learn differently from previous generations» - сильно отличаются от предыдущих поколений.
Они с рождения привыкают к восприятию информации посредством средств информационной коммуникации и часами пропадают в Интернете, что оказывает негативное влияние на мыслительную активность. «Мышление становится отрывочным, чтение – поверхностным, нагрузка на мозг непрерывно снижается. Развивая способности оперативно обрабатывать информацию и эффективно принимать решения, люди катастрофически начинают терять навыки общения и интуиции», происходит деградация абстрактного мышления.
В связи с этим учителю приходится использовать средства информатизации в своей профессиональной деятельности для того, чтобы соответствовать новому поколению учеников. Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе воздействуют на развитие способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования. При этом важно определить истинную роль и то место, которое должно быть отведено использованию этих цифровых ресурсов в учебном процессе.
Использование разнообразных цифровых образовательных ресурсов для учащихся привлекательно тем, что ассоциируется с той коммуникационной средой, в которой большинство молодёжи чувствует себя легко и свободно. ЦОР представляют часть реального или воображаемого мира, выполняя определённую функцию интеграции предметных областей, и преобразуя учебную деятельность в метапредметную. Однако применение ЦОР не только расширяет рамки учебника, углубляет и иллюстрирует, но делает учебный процесс по освоению его содержания деятельностным.
Взаимодействие с окружающей природной и социальной средой привычной для учащихся — это интерактивность, позволяющая развивать деятельностные формы обучения.
Из психологии известно, что информация, воспринятая зрительно, более осмыслена и лучше сохраняется в памяти. При использовании на уроке ЦОР кроме основного источника информации — речи учителя и воспроизводимого иноязычного аудиотекста, воздействующих на слуховые анализаторы, происходит положительное воздействие на зрительные и зрительно-слуховые средства подачи информации. Восприятие осуществляется по всем каналам "текст — звук — видео — цвет".
Использование ЦОР позволяет увеличить время общения с учениками, вовлекая их в процесс приобретения знаний, а также выполнить часть традиционных заданий самостоятельно. При этом происходит изменение характера взаимодействия учителя и ученика.
Однако не во всех школах имеются в наличии мультимедийные доски, мультимедийные учебники и возможность работать в компьютерном классе. В связи с этим наиболее доступным средством организации познавательной деятельности на уроке с использованием ЦОР является создание мультимедийных презентаций. Использование этого вида ЦОР затрудняет отсутствие методических пособий, помогающих в создании мультимедийных презентаций. Очень часто, учитель, оказавшийся без методической помощи, создает и использует мультимедийную презентацию в качестве яркого красочного наглядного пособия. Эта иллюстративная последовательная презентация предполагает пошаговый переход от слайда к слайду по сценарию, заданному учителем. Пассивное просматривание такой презентации блокирует внутреннюю активность мыслительной деятельности мозга.
При создании мультимедийной презентации необходимо производить тщательный отбор материала в соответствии с целями и задачами урока. Красочные изображения, анимацию, видеоматериал можно без особого труда найти в Интернете. Но всегда ли есть необходимость поиска такого материала? Прежде всего, следует определить, для чего будет использована мультимедийная презентация:
- для более углубленного изучения материала за счёт дополнительных объектов
- для более эффективного использования материалов УМК и придания упражнениям речевой направленности
- для создания условий развивающего обучения
Для целенаправленного формирования системы знаний, развития аналитического, логического мышления учащихся необходимо включать задания продуктивного, развивающего и творческого характера. Такие задания развивают универсальные умения для реализации предметной, социальной и коммуникативной компетентности, требуют сосредоточенности, внимания и применения умений в изменяющихся учебных и жизненных ситуациях.
Иллюстративно последовательная или линейная презентация не даёт учителю возможность быстро реагировать на создавшуюся педагогическую ситуацию, так как невозможно оперативно возвратиться к нужному слайду. Однако даже построенная по принципу слайд за слайдом такая мультимедийная презентация может стать очень эффективной, если материал будет интегрирован, задания будут иметь коммуникативную направленность, и будет активизирована самостоятельная, творческая или поисковая деятельность учащихся.
Создание интерактивных мультимедийных презентаций дает возможность построить урок по индивидуальной схеме изучения материала, делая акцент на определенные этапы урока, при необходимости возвращаясь к интегрированной по объёму информации и расположенной на определенном слайде. При использовании гипертекста мультимедийная презентация приобретает интерактивный характер, что выражается в разнообразном сочетании и интеграции ЦОР с традиционными средствами обучения. В интерактивном представлении учитель может предъявить разноуровневые задания, организовать с учениками повторение, обобщение учебного материала, в общем, обеспечить постоянную обратную связь.
Один из новейших УМК по английскому языку «Forward» под редакцией профессора Вербицкой М.В. создавался параллельно с разработкой новых стандартов образования. Учебник привлекателен и хорошо иллюстрирован. К этому УМК ещё не выпущено мультимедийное приложение. Поэтому создание презентаций на материалах учебника даёт возможность предъявления лексико-грамматического материала в различных формах, переключая внимание учащихся от учебника к презентации, от рабочей тетради к раздаточному или дидактическому материалу и обратно. Смена видов деятельность при постоянной ротации предъявляемого материала увеличивает наглядность и информативность учебного материала, уменьшает время его подачи, способствует усвоению и запоминанию, повышает интерес к предмету, позволяет контролировать уровень внимания учащихся в классе.
Яркие и отчетливые иллюстрации учебника – безупречный материал для создания различных по направленности мультимедийных презентаций. Презентации помогают анимировать героев учебника, выделить значимую на данном этапе урока лексико-грамматическую информацию, помогают осуществить самоконтроль.
Учащимся нравится выполнять фонетические упражнения, когда на слайде слова передвигаются в соответствии с правилами чтения. Демонстрация такого слайда позволяет придать фонетической зарядке коммуникативную направленность, а также перейти от фонетической зарядки к речевой.
Коммуникативная ситуация может быть создана и на уровне слова (ведь люди часто выражают мысли перечислением или повторением) Так, например, фонетическая зарядка, которая может предшествовать этапу ознакомления или входить в него, может быть проведена следующим образом:
Слайд №2
После распределения слов по столбикам можно задать вопрос «Who likes cheese/fish/crisps/milk/bees?» и затем посчитать, сколько учащихся любят тот или иной продукт. Сделать вывод о том, какой продукт популярен среди одноклассников. При этом происходит активизация уже изученного материала- повторение числительных. Все слова на слайде, за исключением sleep и seals, известны учащимся. При этом внимание детей привлечет слово seals. Перейдя на следующий слайд, учащиеся ассоциируют новое слово с уже известными словами и легко классифицируют слово, соотнося его с темой «Животные». Теперь учащимся предстоит определить названия диких животных.
Слайд №3
Это можно сделать, используя уже знакомые названия домашних животных, которые исчезают при их озвучивании. Учитель объясняет учащимся, что сначала можно определить названия животных, которых они уже встречали в учебнике -поиск ведется индуктивным методом исключения уже известной информации. Такие интеллектуальные операции как опознавание, выбор, синтез, анализ способствуют развитию именно внутренней мыслительной активности.
Этот пример демонстрирует как главный стимулятор внутренней речемыслительной активности, отвечающий за работу мыслительной деятельности в виде речемыслительной задачи, вызывает познавательный интерес.
Мультимедийные презентации, созданные по принципу использования сознательно коммуникативного метода, и придание условно-коммуникативным упражнениям речевой направленности помогают более эффективно использовать материалы УМК при разработке урока. Помогают увидеть разнообразность использования одного и того же задания при различном предъявлении материала и постановке разных речевых задач, связать эти задания с реальной жизнью, помогают повысить интерес к предмету и приводят к появлению желания «научиться учиться». Ведь это же желание возникает и у педагога, когда он сталкивается с новыми возможностями совершенствования учебного процесса, а именно с использованием доступных на данный момент видов ЦОР.
Список использованной литературы:
1. УМК для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией профессора М.В.Вербицкой Издательский центр «Вентана — Граф», 2010 Pearson Education Limited, 2010
2. Практическая методика обучения иностранному языку Колкер Я.М, Устинова Е.С., Еналиева Т.М., 2000. Издательский центр «Академия», 2000.
3. Берлинский конгресс по медиаобразованию: авторские комментарии didaktor.ru/berlinskij-kongress-po-mediaobrazovaniyu/
4. Статья из «Комсомольской правды» «Интернет съедает наш мозг « www.kp.ru/
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК НАИБОЛЕЕ ДОСТУПНОЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ЦОР.
Шкулова Елена Васильевна
Краснодарский край Крымский район станица Нижнебаканская
МАОУ СОШ №11
Учитель английского языка
Перенасыщенная информационная среда, в которой существует современное общество, оказывает серьёзное влияние на образование. Дети, родившиеся в XXI веке- «The millennials and post-millennials learn differently from previous generations» - сильно отличаются от предыдущих поколений.
Они с рождения привыкают к восприятию информации посредством средств информационной коммуникации и часами пропадают в Интернете, что оказывает негативное влияние на мыслительную активность. «Мышление становится отрывочным, чтение – поверхностным, нагрузка на мозг непрерывно снижается. Развивая способности оперативно обрабатывать информацию и эффективно принимать решения, люди катастрофически начинают терять навыки общения и интуиции», происходит деградация абстрактного мышления.
В связи с этим учителю приходится использовать средства информатизации в своей профессиональной деятельности для того, чтобы соответствовать новому поколению учеников. Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе воздействуют на развитие способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования. При этом важно определить истинную роль и то место, которое должно быть отведено использованию этих цифровых ресурсов в учебном процессе.
Использование разнообразных цифровых образовательных ресурсов для учащихся привлекательно тем, что ассоциируется с той коммуникационной средой, в которой большинство молодёжи чувствует себя легко и свободно. ЦОР представляют часть реального или воображаемого мира, выполняя определённую функцию интеграции предметных областей, и преобразуя учебную деятельность в метапредметную. Однако применение ЦОР не только расширяет рамки учебника, углубляет и иллюстрирует, но делает учебный процесс по освоению его содержания деятельностным.
Взаимодействие с окружающей природной и социальной средой привычной для учащихся - это интерактивность, позволяющая развивать деятельностные формы обучения.
Из психологии известно, что информация, воспринятая зрительно, более осмыслена и лучше сохраняется в памяти. При использовании на уроке ЦОР кроме основного источника информации - речи учителя и воспроизводимого иноязычного аудиотекста, воздействующих на слуховые анализаторы, происходит положительное воздействие на зрительные и зрительно-слуховые средства подачи информации. Восприятие осуществляется по всем каналам "текст - звук - видео - цвет".
Использование ЦОР позволяет увеличить время общения с учениками, вовлекая их в процесс приобретения знаний, а также выполнить часть традиционных заданий самостоятельно. При этом происходит изменение характера взаимодействия учителя и ученика.
Однако не во всех школах имеются в наличии мультимедийные доски, мультимедийные учебники и возможность работать в компьютерном классе. В связи с этим наиболее доступным средством организации познавательной деятельности на уроке с использованием ЦОР является создание мультимедийных презентаций. Использование этого вида ЦОР затрудняет отсутствие методических пособий, помогающих в создании мультимедийных презентаций. Очень часто, учитель, оказавшийся без методической помощи, создает и использует мультимедийную презентацию в качестве яркого красочного наглядного пособия. Эта иллюстративная последовательная презентация предполагает пошаговый переход от слайда к слайду по сценарию, заданному учителем. Пассивное просматривание такой презентации блокирует внутреннюю активность мыслительной деятельности мозга.
При создании мультимедийной презентации необходимо производить тщательный отбор материала в соответствии с целями и задачами урока. Красочные изображения, анимацию, видеоматериал можно без особого труда найти в Интернете. Но всегда ли есть необходимость поиска такого материала? Прежде всего, следует определить, для чего будет использована мультимедийная презентация:
-
для более углубленного изучения материала за счёт дополнительных объектов
-
для более эффективного использования материалов УМК и придания упражнениям речевой направленности
-
для создания условий развивающего обучения
Для целенаправленного формирования системы знаний, развития аналитического, логического мышления учащихся необходимо включать задания продуктивного, развивающего и творческого характера. Такие задания развивают универсальные умения для реализации предметной, социальной и коммуникативной компетентности, требуют сосредоточенности, внимания и применения умений в изменяющихся учебных и жизненных ситуациях.
Иллюстративно последовательная или линейная презентация не даёт учителю возможность быстро реагировать на создавшуюся педагогическую ситуацию, так как невозможно оперативно возвратиться к нужному слайду. Однако даже построенная по принципу слайд за слайдом такая мультимедийная презентация может стать очень эффективной, если материал будет интегрирован, задания будут иметь коммуникативную направленность, и будет активизирована самостоятельная, творческая или поисковая деятельность учащихся.
Создание интерактивных мультимедийных презентаций дает возможность построить урок по индивидуальной схеме изучения материала, делая акцент на определенные этапы урока, при необходимости возвращаясь к интегрированной по объёму информации и расположенной на определенном слайде. При использовании гипертекста мультимедийная презентация приобретает интерактивный характер, что выражается в разнообразном сочетании и интеграции ЦОР с традиционными средствами обучения. В интерактивном представлении учитель может предъявить разноуровневые задания, организовать с учениками повторение, обобщение учебного материала, в общем, обеспечить постоянную обратную связь.
Один из новейших УМК по английскому языку «Forward» под редакцией профессора Вербицкой М.В. создавался параллельно с разработкой новых стандартов образования. Учебник привлекателен и хорошо иллюстрирован. К этому УМК ещё не выпущено мультимедийное приложение. Поэтому создание презентаций на материалах учебника даёт возможность предъявления лексико-грамматического материала в различных формах, переключая внимание учащихся от учебника к презентации, от рабочей тетради к раздаточному или дидактическому материалу и обратно. Смена видов деятельность при постоянной ротации предъявляемого материала увеличивает наглядность и информативность учебного материала, уменьшает время его подачи, способствует усвоению и запоминанию, повышает интерес к предмету, позволяет контролировать уровень внимания учащихся в классе.
Яркие и отчетливые иллюстрации учебника – безупречный материал для создания различных по направленности мультимедийных презентаций. Презентации помогают анимировать героев учебника, выделить значимую на данном этапе урока лексико-грамматическую информацию, помогают осуществить самоконтроль.
Учащимся нравится выполнять фонетические упражнения, когда на слайде слова передвигаются в соответствии с правилами чтения. Демонстрация такого слайда позволяет придать фонетической зарядке коммуникативную направленность, а также перейти от фонетической зарядки к речевой.
Коммуникативная ситуация может быть создана и на уровне слова (ведь люди часто выражают мысли перечислением или повторением) Так, например, фонетическая зарядка, которая может предшествовать этапу ознакомления или входить в него, может быть проведена следующим образом:
После распределения слов по столбикам можно задать вопрос «Who likes cheese/fish/crisps/milk/bees?» и затем посчитать, сколько учащихся любят тот или иной продукт. Сделать вывод о том, какой продукт популярен среди одноклассников. При этом происходит активизация уже изученного материала- повторение числительных. Все слова на слайде, за исключением sleep и seals, известны учащимся. При этом внимание детей привлечет слово seals. Перейдя на следующий слайд, учащиеся ассоциируют новое слово с уже известными словами и легко классифицируют слово, соотнося его с темой «Животные». Теперь учащимся предстоит определить названия диких животных.
Это можно сделать, используя уже знакомые названия домашних животных, которые исчезают при их озвучивании. Учитель объясняет учащимся, что сначала можно определить названия животных, которых они уже встречали в учебнике -поиск ведется индуктивным методом исключения уже известной информации. Такие интеллектуальные операции как опознавание, выбор, синтез, анализ способствуют развитию именно внутренней мыслительной активности.
Этот пример демонстрирует как главный стимулятор внутренней речемыслительной активности, отвечающий за работу мыслительной деятельности в виде речемыслительной задачи, вызывает познавательный интерес.
Мультимедийные презентации, созданные по принципу использования сознательно коммуникативного метода, и придание условно-коммуникативным упражнениям речевой направленности помогают более эффективно использовать материалы УМК при разработке урока. Помогают увидеть разнообразность использования одного и того же задания при различном предъявлении материала и постановке разных речевых задач, связать эти задания с реальной жизнью, помогают повысить интерес к предмету и приводят к появлению желания «научиться учиться». Ведь это же желание возникает и у педагога, когда он сталкивается с новыми возможностями совершенствования учебного процесса, а именно с использованием доступных на данный момент видов ЦОР.
Список использованной литературы:
-
УМК для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией профессора М.В.Вербицкой Издательский центр «Вентана - Граф», 2010 Pearson Education Limited, 2010
-
Практическая методика обучения иностранному языку Колкер Я.М, Устинова Е.С., Еналиева Т.М., 2000. Издательский центр «Академия», 2000.
-
Берлинский конгресс по медиаобразованию: авторские комментарии http://didaktor.ru/berlinskij-kongress-po-mediaobrazovaniyu/
-
Статья из «Комсомольской правды» «Интернет съедает наш мозг « http://www.kp.ru/
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»