Использование проектного метода в работе руководителя
Краткое описание
Использование проектного метода в работе руководителя.
Описание
Название статьи: Использование проектного метода в работе руководителя Автор: Титкова Светлана Владимировна, заведующий муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 19 города Новочеркасска, Ростовской области. Контактный телефон (сот): 89508657175
Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования и к ДОУ, и к организации в них воспитательно-образовательного процесса. В рамках реализации Закона «Об образовании» РФ статья 14 пункт 5 «Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно» и в связи с выходом приказа Минобразования РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», ДОУ необходимо пересмотреть содержание образовательной программы с точки зрения распределения содержания реализуемых программ и технологий по образовательным областям в условиях их интеграции. Реализация содержания документов требует обновления по всем направлениям деятельности ДОУ, в том числе и планирования.
На современном этапе новые подходы к планированию возможны только при условии интеграции различных образовательных областей. Наиболее оптимальной формой работы по созданию методического обеспечения педагогического процесса является проект.
Проект – работа, которая должна быть выполнена для достижения уникального заранее определённого результата в рамках заданных сроков и бюджета. Проектный метод был разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюл, а так же его учеником В.Х. Килпатриком. В ходе работы над проектом создаётся всегда что-то новое: товар или услуга. У каждого проекта есть жизненный цикл – набор последовательных фаз, выделяемых для лучшего контроля и управления. Завершение каждой фазы свидетельствует о достижении его очередного результата. В состав жизненного цикла входят четыре фазы: начальная (концепция), разработки, реализации и завершения. Проект заканчивает существование тогда, когда разрабатываемый продукт начинает использоваться, признаётся жизнеспособным. (О.В. Никифорова, к.п.н. МПГУ).
Интеграция – объединение, взаимопроникновение, объединение каких-либо элементов (частей) в целое. Процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей. Психологическим обоснованием интегрированного обучения выступают концепция развивающего обучения как стратегия современного образования, разработанная на основе положений Л.С. Выгодского (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), теория амплификации (обогащения) развития личности ребёнка, разработанная на основе исследований А.В. Запорожца, положения о двух тенденциях в умственном развитии дошкольников Н.Н. Подъякова. Следует отметить, что интеграция, как педагогическое явление имеет давние традиции. Наиболее ярко этот процесс проявился в школьной педагогике. Проблема межпредметных связей, возникших в результате отражения в школьном обучении исторически сложившейся дифференциации научного знания, выделения в процессе развития наук о природе и об обществе, всегда было предметом пристального внимания передовых педагогов. Классики педагогики, начиная с Я.А.Каменского, обращали внимание на вредные последствия отсутствия связей между предметами, преподаваемыми в школе, считали взаимосвязь отдельных учебных дисциплин важнейшим условием формирования в занятиях учащихся системных, целостных представлений и понятий об изучаемых предметах и явлениях. Так Я.А.Каменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк — истории и географии. Тенденция к интеграции наблюдается в теории и практике дошкольного образования. Педагогическими исследованиями по проблеме интеграции в условиях дошкольного учреждения занимались Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, И.Л.Дзержинский, И.С.Карпинская, Е.Ф.Корой, О.П.Радынова, Р.М.Чумичёва. Они уделяли внимание теоретическому обоснованию различных занятий интегрированного характера.
Совершенствование дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в сфере физического воспитания. Между тем, по мнению многих авторитетных специалистов, сложившаяся система физического воспитания дошкольников ориентирована главным образом на телесное развитие детей, поскольку в процессе физкультурной деятельности решаются задачи преимущественно двигательного характера. Однако работ, связанных с обоснованием теоретико-методических и организационно-практических аспектов реализации интегрированного подхода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста, явно не хватает. Интеграционные связи между различными разделами программ дошкольного образования разработаны недостаточно, изложены противоречиво, имеется много разногласий в понимании сущности этих связей. Физическое воспитание традиционно рассматривается лишь как средство оптимизации физического статуса человека в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому развитию, чем заметно ограничиваются возможности целостного формирования личности (Л.П.Матвеев, 1997; Ю.М.Николаев, 1999). Недостаточная ясность механизмов реализации единовременного решения задач физического совершенствования и духовного развития занимающихся, возвращает теоретиков и практиков к развитию в основном двигательной сферы учащихся (Ю.М. Николаев, 1999). При этом обращает на себя внимание стандартный набор средств физического воспитания и узконаправленный характер их использования (И.К.Спирина, 2000).Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях разрабатывается многими специалистами. Понимание успеха этой работы, ее результативности привело к необходимости рассмотрения вопроса о многовариантном решении данной проблемы. Многовариантность будет зависеть от направленности работы дошкольного учреждения, от выбора им той или иной программы и технологии работы с детьми, наконец, от личности воспитателя, его профессионализма.
Задачи по гармоническому развитию личности ребёнка, его благополучному вхождению в социум не ставятся ни одной из существующих современных программ и методик по физическому развитию дошкольников. Занимая одно из центральных мест в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, раздел физического воспитания содержит лишь перечень двигательных действий, которым следует обучать детей. Личностно-ориентированная педагогическая технология, используемая в работе всех дошкольных учреждений, предполагает возможность такой организации процесса обучения ребенка, при котором занятия проводятся в индивидуальном, свойственном ему темпе. Личностно-ориентированная модель обучения обладает наибольшим здоровьесберегающим потенциалом и поэтому наиболее результативна.
В соответствии с нормативными требованиями, на этапе дошкольного образования основной акцент должен делаться на интеграцию предметных областей знаний. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция. Многие специалисты определяют ее как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении здоровья и свободного пространства детства. Этот тезис мы взяли за основу в своей деятельности.
Интеграцию мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она, с нашей точки зрения, должна охватывать все виды здоровьесохранной деятельности ДОУ.
Механизм интеграции может быть составлен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех».
Интегрированные занятия — это занятия, которые в рамках одного раздела воспитания решают различные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Интегрированные занятия – это особым образом организованная элементарная учебная деятельность дошкольников, содержание которой имеет сложную структуру, состоящую из нескольких, прежде разных компонентов (видов художественной деятельности, разделов учебной деятельности и других), характеризующихся однотипностью, определенными отношениями и силой взаимодействия и способствующие формированию целостной картины мира. Основой методики интегрированных занятий является сочетание методики физического развития с другими методиками (развитие речи, музыкальное воспитание, экология и др.), так как все методики разработаны на общей дидактической основе (дидактических принципах дошкольной педагогики). Такой выбор методики характерен для интегрированных занятий по физическому развитию в качестве главного компонента. Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок осваивает базовые движения с различных точек зрения, в различных образовательных сферах и осваивает способы перевода содержания с одного языка на другой.
Таким образом, перед нами возникла проблема: привести образовательную программу ДОУ в соответствие с нормативными документами в части содержания образовательных областей «Физическое развитие» и «Здоровье».
Для решения проблемы был создан инновационный проект, который способствовал решению проблемы и созданию методического продукта, реализуемого ДОУ города.
Тема проекта: «Интегративный подход к созданию здоровьесохранной деятельности ДОУ ».
Участники проекта: научный консультант — Калайтанова Г.Н., к.п.н., РОИПК и ПРО, Агуреева Т.И. - методист ГМК, творческая группа, состоящая из руководителя и участников городского методического объединения инструкторов по физкультуре: Титкова С.В., заведующий МДОУ д/с № 19, руководитель ГМО инструкторов по физкультуре, Ткачук Е.В., инструктор по физкультуре МОУ № 4, руководитель ГМО инструкторов по физкультуре, инструкторы по физкультуре МДОУ города.
Ресурсное обеспечение: нормативно-правовые документы, программы, методическая литература, информация из интернета.
Этапы реализации:
1этап – подготовительный (2010 – 2011г.г.)
2 этап – формирующий (2011-2012г.г.)
3 этап – итоговый (2012 – 2013г.г.)
Цель: проектирование содержания здоровьесохранной деятельности ДОУ в рамках интеграции образовательных областей.
Предполагаемый результат: методические рекомендации к реализации образовательных областей «Физическое развитие» и «Здоровье» на основе интеграции.
Тип проекта:
· По доминирующей деятельности – инновационный.
· По предметно-содержательной деятельности – физическое развитие и здоровье.
· По продолжительности — долгосрочный.
· По целевой группе – коллективный.
Главным результатом реализации проекта станет создание продукта, а именно: методические рекомендации к реализации образовательных областей «Физическое развитие» и «Здоровье» на основе интеграции. Будет сформирован банк комплексно-тематического планирования, конспектов интегрированных занятий, диагностических методик, что позволит:
· сформировать позитивный имидж ДОУ как лидера, ориентированного на устойчивое развитие,
· организовать комплексно-системную деятельность всего педагогического коллектива,
· обеспечить такое взаимодействие педагога и ребёнка, при котором ребёнок сможет реализовать своё право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, возможностями и способностями, а педагог сможет повысить свои профессиональные и личностные качества,
· совершенствовать инновационную модель образовательного пространства в условиях демократического уклада и здоровьесберегающей среды ДОУ.
Критерии оценки ожидаемых результатов:
1. Эффективность и результативность созданного методического продукта.
2. Личная результативность воспитанников (состояние физического и психологического здоровья, социализация личности ребёнка, уровень обученности, уровень воспитанности, успехи в конкурсах).
3. Личная результативность педагогов (повышение квалификации, обобщение и распространение опыта работы, уровень овладения современными образовательными технологиями, победы в конкурсах).
Диагностический инструментарий:
• Диагностика физического развития и состояния здоровья детей.
• Диагностика освоения детьми образовательных областей «Физическое развитие» и «Здоровье».
• Динамика изменений в развитии профессионального уровня педагогов.
Методы проекта:
§ Изучение научно-практической литературы по теме, нормативных и инструктивных документов.
§ Анализ имеющегося опыта.
§ Теоретическое моделирование.
§ Методы педагогического анализа.
§ Метод изучения, теоретического анализа и обобщения опыта.
Стратегия осуществления проекта:
Общее руководство и координацию программного и научно-методического обеспечения, научное консультирование, экспертизу, рецензирование осуществляет Г.Н. Калайтанова, к.п.н., РОИПК и ПРО.
Тактическое руководство, оперативную коррекцию – Т.И. Агуреева, методист ГМК, С.В. Титкова, заведующий МДОУ д/с № 19, руководитель ГМО инструкторов по физкультуре.
Оперативное исполнение – творческая группа (инструкторы по физической культуре г. Новочеркасска).
• На первом (подготовительном) этапе, целью которого является создание научно-методических условий реализации проекта, проходит выявление и изучение имеющегося позитивного практического опыта работы ДОУ города по данной теме, обеспечивающего получение положительного результата в педагогической практике.
Результатом работы творческой группы на первом этапе станет создание банка передового опыта по образовательным областям «Физическое развитие» и «Здоровье».
• На втором (формирующем) этапе, целью которого является проектирование содержания образовательных областей «Физическое развитие» и «Здоровье» на основе интеграции, будут разработаны календарно-перспективные планы и конспекты интегрированных занятий по физической культуре и валеологии для разных возрастных групп, будут проведены мастер-классы и семинары-практикумы для педагогов ДОУ, позволяющие повысить уровень профессионального мастерства.
• На третьем (итоговом) этапе, цель которого - разработать методические рекомендации к реализации образовательных областей «Физическое развитие» и «Здоровье» на основе интеграции, будет проведён мониторинг выявления динамики в физическом развитии детей и профессионального уровня педагогов, а также разработаны методические рекомендации по внедрению интегрированного содержания образовательных областей «Физическое развитие» и «Здоровье».
Презентация и распространение результатов. Презентация результатов переставляется в следующих вариантах:
§ Отчёты работы творческой группы по завершению каждого этапа.
§ Представление опыта работы на городских семинарах, конференциях, методических объединениях.
§ Публикация в печатных и электронных СМИ.
Устойчивость проекта. Предполагается, что настоящий проект даст начало новым оригинальным проектам, направленным на дальнейшее развитие и совершенствование системы дошкольного образования.
Примерная модель проекта
Наименование этапа - подготовительный,
Цель: создание научно-методических условий реализации проекта,
Содержание:
1.Выявление и изучение имеющегося позитивного практического опыта работы ДОУ по данной теме, обеспечивающего получение положительного результата в педагогической практике.
2.Создание творческой группы, распределение функциональных обязанностей.
3.Разработка плана деятельности творческой группы.
Промежуточный результат:
1.Приказ о создании творческой группы.
2.Положение о творческой группе.
3. Банк передового опыта.
4.План работы творческой группы.
Наименование этапа – формирующий.
Цель: Проектирование содержания образовательных областей «Физическое развитие» и «Здоровье» на принципах интеграции.
Содержание:
1.Проведение заседаний творческой группы по разработке и обсуждению комплексно-тематических планов по возрастным группам.
2.Предоставление промежуточных результатов работы творческой группы в ГМК.
3.Реализация отобранного содержания в практической деятельности.
Промежуточный результат:
1.Перспективные комплексно-тематические планы работы с детьми по возрастам.
2.Отчёты о работе ТГ.
3.Конспекты интегрированных занятий.
Наименование этапа – итоговый.
Цель: Разработка методических рекомендаций.
Содержание:
1.Подведение итогов диагностики освоения детьми образовательных областей «Физическое развитие» и «Здоровье».
2.Выявление динамики изменений в развитии профессионального уровня педагогов.
3.Презентация итогов работы ТГ.
4.Подготовка к публикации методических рекомендаций.
5.Публикация методических рекомендаций.
Промежуточный результат:
1.Протоколы обследования и заключение уровня освоения детьми образовательных областей «Физическое развитие» и «Здоровье».
2. Протоколы обследования и заключение уровня профессионализма педагогов.
3.Презентация итогов работы ТГ.
4.Методическое обеспечение образовательных областей «Физическое развитие» и «Здоровье».
5.Статья.
Литература:
1. «Об образовании» ФЗ РФ от 10.06.1992 г. № 3266-1
2. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» приказ от 23 ноября 2009 г. N 655
3. Д.И. Фельдштейн, д.п.н., действительный член РАО, А.Г. Асмолов, д.п.н., действительный член РАО, Н.В. Федина, к.п.н. «Успех» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, Москва, «Просвещение», 2010г.
4. О.В. Никифорова, к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии МГПУ, Москва «Управление проектами», статья в журнале «Управление ДОУ», № 1, 2010г.
5. Е.В. Безрукова, Т.В. Малышева, Л.А. Иванова, ЦРР-д/с № 14 «Журавушка» г. Бугульма Республика Татарстан «Концептуальный проект инновационной деятельности ДОУ», статья в журнале «Управление ДОУ», № 2, 2010г.
6. С.Б. Шарманова, к.п.н., А.И. Федоров, к.п.н., доцент, Н.Ю. Мищенко, Уральская государственная академия физической культуры, Челябинск, «ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА», статья, интернет.
АНКЕТА АВТОРА
• Титкова Светлана Владимировна
• 11.11.1969г.
• заведующий муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 19 города Новочеркасска, Ростовской области
• 346404, Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Титова 17, кв. 3,
тел.: (8635) 290075, мобильный тел.: 89508657175
• Паспорт: 6002 381261, выдан: вторым отделом милиции УВД г. Новочеркасска, Ростовской области, дата выдачи: 21.02.2002г.
• ИНН 615002033839
• Страховое пенсионное свидетельство № 034-217-730-23
Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования и к ДОУ, и к организации в них воспитательно-образовательного процесса. В рамках реализации Закона «Об образовании» РФ статья 14 пункт 5 «Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно» и в связи с выходом приказа Минобразования РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», ДОУ необходимо пересмотреть содержание образовательной программы с точки зрения распределения содержания реализуемых программ и технологий по образовательным областям в условиях их интеграции. Реализация содержания документов требует обновления по всем направлениям деятельности ДОУ, в том числе и планирования.
На современном этапе новые подходы к планированию возможны только при условии интеграции различных образовательных областей. Наиболее оптимальной формой работы по созданию методического обеспечения педагогического процесса является проект.
Проект – работа, которая должна быть выполнена для достижения уникального заранее определённого результата в рамках заданных сроков и бюджета. Проектный метод был разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюл, а так же его учеником В.Х. Килпатриком. В ходе работы над проектом создаётся всегда что-то новое: товар или услуга. У каждого проекта есть жизненный цикл – набор последовательных фаз, выделяемых для лучшего контроля и управления. Завершение каждой фазы свидетельствует о достижении его очередного результата. В состав жизненного цикла входят четыре фазы: начальная (концепция), разработки, реализации и завершения. Проект заканчивает существование тогда, когда разрабатываемый продукт начинает использоваться, признаётся жизнеспособным. (О.В. Никифорова, к.п.н. МПГУ).
Интеграция – объединение, взаимопроникновение, объединение каких-либо элементов (частей) в целое. Процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей. Психологическим обоснованием интегрированного обучения выступают концепция развивающего обучения как стратегия современного образования, разработанная на основе положений Л.С. Выгодского (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), теория амплификации (обогащения) развития личности ребёнка, разработанная на основе исследований А.В. Запорожца, положения о двух тенденциях в умственном развитии дошкольников Н.Н. Подъякова. Следует отметить, что интеграция, как педагогическое явление имеет давние традиции. Наиболее ярко этот процесс проявился в школьной педагогике. Проблема межпредметных связей, возникших в результате отражения в школьном обучении исторически сложившейся дифференциации научного знания, выделения в процессе развития наук о природе и об обществе, всегда было предметом пристального внимания передовых педагогов. Классики педагогики, начиная с Я.А.Каменского, обращали внимание на вредные последствия отсутствия связей между предметами, преподаваемыми в школе, считали взаимосвязь отдельных учебных дисциплин важнейшим условием формирования в занятиях учащихся системных, целостных представлений и понятий об изучаемых предметах и явлениях. Так Я.А.Каменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк — истории и географии. Тенденция к интеграции наблюдается в теории и практике дошкольного образования. Педагогическими исследованиями по проблеме интеграции в условиях дошкольного учреждения занимались Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, И.Л.Дзержинский, И.С.Карпинская, Е.Ф.Корой, О.П.Радынова, Р.М.Чумичёва. Они уделяли внимание теоретическому обоснованию различных занятий интегрированного характера.
Совершенствование дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в сфере физического воспитания. Между тем, по мнению многих авторитетных специалистов, сложившаяся система физического воспитания дошкольников ориентирована главным образом на телесное развитие детей, поскольку в процессе физкультурной деятельности решаются задачи преимущественно двигательного характера. Однако работ, связанных с обоснованием теоретико-методических и организационно-практических аспектов реализации интегрированного подхода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста, явно не хватает. Интеграционные связи между различными разделами программ дошкольного образования разработаны недостаточно, изложены противоречиво, имеется много разногласий в понимании сущности этих связей. Физическое воспитание традиционно рассматривается лишь как средство оптимизации физического статуса человека в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому развитию, чем заметно ограничиваются возможности целостного формирования личности (Л.П.Матвеев, 1997; Ю.М.Николаев, 1999). Недостаточная ясность механизмов реализации единовременного решения задач физического совершенствования и духовного развития занимающихся, возвращает теоретиков и практиков к развитию в основном двигательной сферы учащихся (Ю.М. Николаев, 1999). При этом обращает на себя внимание стандартный набор средств физического воспитания и узконаправленный характер их использования (И.К.Спирина, 2000).Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях разрабатывается многими специалистами. Понимание успеха этой работы, ее результативности привело к необходимости рассмотрения вопроса о многовариантном решении данной проблемы. Многовариантность будет зависеть от направленности работы дошкольного учреждения, от выбора им той или иной программы и технологии работы с детьми, наконец, от личности воспитателя, его профессионализма.
Задачи по гармоническому развитию личности ребёнка, его благополучному вхождению в социум не ставятся ни одной из существующих современных программ и методик по физическому развитию дошкольников. Занимая одно из центральных мест в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, раздел физического воспитания содержит лишь перечень двигательных действий, которым следует обучать детей. Личностно-ориентированная педагогическая технология, используемая в работе всех дошкольных учреждений, предполагает возможность такой организации процесса обучения ребенка, при котором занятия проводятся в индивидуальном, свойственном ему темпе. Личностно-ориентированная модель обучения обладает наибольшим здоровьесберегающим потенциалом и поэтому наиболее результативна.
В соответствии с нормативными требованиями, на этапе дошкольного образования основной акцент должен делаться на интеграцию предметных областей знаний. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция. Многие специалисты определяют ее как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении здоровья и свободного пространства детства. Этот тезис мы взяли за основу в своей деятельности.
Интеграцию мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она, с нашей точки зрения, должна охватывать все виды здоровьесохранной деятельности ДОУ.
Механизм интеграции может быть составлен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех».
Интегрированные занятия — это занятия, которые в рамках одного раздела воспитания решают различные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Интегрированные занятия – это особым образом организованная элементарная учебная деятельность дошкольников, содержание которой имеет сложную структуру, состоящую из нескольких, прежде разных компонентов (видов художественной деятельности, разделов учебной деятельности и других), характеризующихся однотипностью, определенными отношениями и силой взаимодействия и способствующие формированию целостной картины мира. Основой методики интегрированных занятий является сочетание методики физического развития с другими методиками (развитие речи, музыкальное воспитание, экология и др.), так как все методики разработаны на общей дидактической основе (дидактических принципах дошкольной педагогики). Такой выбор методики характерен для интегрированных занятий по физическому развитию в качестве главного компонента. Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок осваивает базовые движения с различных точек зрения, в различных образовательных сферах и осваивает способы перевода содержания с одного языка на другой.
Таким образом, перед нами возникла проблема: привести образовательную программу ДОУ в соответствие с нормативными документами в части содержания образовательных областей «Физическое развитие» и «Здоровье».
Для решения проблемы был создан инновационный проект, который способствовал решению проблемы и созданию методического продукта, реализуемого ДОУ города.
Тема проекта: «Интегративный подход к созданию здоровьесохранной деятельности ДОУ ».
Участники проекта: научный консультант — Калайтанова Г.Н., к.п.н., РОИПК и ПРО, Агуреева Т.И. - методист ГМК, творческая группа, состоящая из руководителя и участников городского методического объединения инструкторов по физкультуре: Титкова С.В., заведующий МДОУ д/с № 19, руководитель ГМО инструкторов по физкультуре, Ткачук Е.В., инструктор по физкультуре МОУ № 4, руководитель ГМО инструкторов по физкультуре, инструкторы по физкультуре МДОУ города.
Ресурсное обеспечение: нормативно-правовые документы, программы, методическая литература, информация из интернета.
Этапы реализации:
1этап – подготовительный (2010 – 2011г.г.)
2 этап – формирующий (2011-2012г.г.)
3 этап – итоговый (2012 – 2013г.г.)
Цель: проектирование содержания здоровьесохранной деятельности ДОУ в рамках интеграции образовательных областей.
Предполагаемый результат: методические рекомендации к реализации образовательных областей «Физическое развитие» и «Здоровье» на основе интеграции.
Тип проекта:
· По доминирующей деятельности – инновационный.
· По предметно-содержательной деятельности – физическое развитие и здоровье.
· По продолжительности — долгосрочный.
· По целевой группе – коллективный.
Главным результатом реализации проекта станет создание продукта, а именно: методические рекомендации к реализации образовательных областей «Физическое развитие» и «Здоровье» на основе интеграции. Будет сформирован банк комплексно-тематического планирования, конспектов интегрированных занятий, диагностических методик, что позволит:
· сформировать позитивный имидж ДОУ как лидера, ориентированного на устойчивое развитие,
· организовать комплексно-системную деятельность всего педагогического коллектива,
· обеспечить такое взаимодействие педагога и ребёнка, при котором ребёнок сможет реализовать своё право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, возможностями и способностями, а педагог сможет повысить свои профессиональные и личностные качества,
· совершенствовать инновационную модель образовательного пространства в условиях демократического уклада и здоровьесберегающей среды ДОУ.
Критерии оценки ожидаемых результатов:
1. Эффективность и результативность созданного методического продукта.
2. Личная результативность воспитанников (состояние физического и психологического здоровья, социализация личности ребёнка, уровень обученности, уровень воспитанности, успехи в конкурсах).
3. Личная результативность педагогов (повышение квалификации, обобщение и распространение опыта работы, уровень овладения современными образовательными технологиями, победы в конкурсах).
Диагностический инструментарий:
• Диагностика физического развития и состояния здоровья детей.
• Диагностика освоения детьми образовательных областей «Физическое развитие» и «Здоровье».
• Динамика изменений в развитии профессионального уровня педагогов.
Методы проекта:
§ Изучение научно-практической литературы по теме, нормативных и инструктивных документов.
§ Анализ имеющегося опыта.
§ Теоретическое моделирование.
§ Методы педагогического анализа.
§ Метод изучения, теоретического анализа и обобщения опыта.
Стратегия осуществления проекта:
Общее руководство и координацию программного и научно-методического обеспечения, научное консультирование, экспертизу, рецензирование осуществляет Г.Н. Калайтанова, к.п.н., РОИПК и ПРО.
Тактическое руководство, оперативную коррекцию – Т.И. Агуреева, методист ГМК, С.В. Титкова, заведующий МДОУ д/с № 19, руководитель ГМО инструкторов по физкультуре.
Оперативное исполнение – творческая группа (инструкторы по физической культуре г. Новочеркасска).
• На первом (подготовительном) этапе, целью которого является создание научно-методических условий реализации проекта, проходит выявление и изучение имеющегося позитивного практического опыта работы ДОУ города по данной теме, обеспечивающего получение положительного результата в педагогической практике.
Результатом работы творческой группы на первом этапе станет создание банка передового опыта по образовательным областям «Физическое развитие» и «Здоровье».
• На втором (формирующем) этапе, целью которого является проектирование содержания образовательных областей «Физическое развитие» и «Здоровье» на основе интеграции, будут разработаны календарно-перспективные планы и конспекты интегрированных занятий по физической культуре и валеологии для разных возрастных групп, будут проведены мастер-классы и семинары-практикумы для педагогов ДОУ, позволяющие повысить уровень профессионального мастерства.
• На третьем (итоговом) этапе, цель которого - разработать методические рекомендации к реализации образовательных областей «Физическое развитие» и «Здоровье» на основе интеграции, будет проведён мониторинг выявления динамики в физическом развитии детей и профессионального уровня педагогов, а также разработаны методические рекомендации по внедрению интегрированного содержания образовательных областей «Физическое развитие» и «Здоровье».
Презентация и распространение результатов. Презентация результатов переставляется в следующих вариантах:
§ Отчёты работы творческой группы по завершению каждого этапа.
§ Представление опыта работы на городских семинарах, конференциях, методических объединениях.
§ Публикация в печатных и электронных СМИ.
Устойчивость проекта. Предполагается, что настоящий проект даст начало новым оригинальным проектам, направленным на дальнейшее развитие и совершенствование системы дошкольного образования.
Примерная модель проекта
Наименование этапа - подготовительный,
Цель: создание научно-методических условий реализации проекта,
Содержание:
1.Выявление и изучение имеющегося позитивного практического опыта работы ДОУ по данной теме, обеспечивающего получение положительного результата в педагогической практике.
2.Создание творческой группы, распределение функциональных обязанностей.
3.Разработка плана деятельности творческой группы.
Промежуточный результат:
1.Приказ о создании творческой группы.
2.Положение о творческой группе.
3. Банк передового опыта.
4.План работы творческой группы.
Наименование этапа – формирующий.
Цель: Проектирование содержания образовательных областей «Физическое развитие» и «Здоровье» на принципах интеграции.
Содержание:
1.Проведение заседаний творческой группы по разработке и обсуждению комплексно-тематических планов по возрастным группам.
2.Предоставление промежуточных результатов работы творческой группы в ГМК.
3.Реализация отобранного содержания в практической деятельности.
Промежуточный результат:
1.Перспективные комплексно-тематические планы работы с детьми по возрастам.
2.Отчёты о работе ТГ.
3.Конспекты интегрированных занятий.
Наименование этапа – итоговый.
Цель: Разработка методических рекомендаций.
Содержание:
1.Подведение итогов диагностики освоения детьми образовательных областей «Физическое развитие» и «Здоровье».
2.Выявление динамики изменений в развитии профессионального уровня педагогов.
3.Презентация итогов работы ТГ.
4.Подготовка к публикации методических рекомендаций.
5.Публикация методических рекомендаций.
Промежуточный результат:
1.Протоколы обследования и заключение уровня освоения детьми образовательных областей «Физическое развитие» и «Здоровье».
2. Протоколы обследования и заключение уровня профессионализма педагогов.
3.Презентация итогов работы ТГ.
4.Методическое обеспечение образовательных областей «Физическое развитие» и «Здоровье».
5.Статья.
Литература:
1. «Об образовании» ФЗ РФ от 10.06.1992 г. № 3266-1
2. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» приказ от 23 ноября 2009 г. N 655
3. Д.И. Фельдштейн, д.п.н., действительный член РАО, А.Г. Асмолов, д.п.н., действительный член РАО, Н.В. Федина, к.п.н. «Успех» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, Москва, «Просвещение», 2010г.
4. О.В. Никифорова, к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии МГПУ, Москва «Управление проектами», статья в журнале «Управление ДОУ», № 1, 2010г.
5. Е.В. Безрукова, Т.В. Малышева, Л.А. Иванова, ЦРР-д/с № 14 «Журавушка» г. Бугульма Республика Татарстан «Концептуальный проект инновационной деятельности ДОУ», статья в журнале «Управление ДОУ», № 2, 2010г.
6. С.Б. Шарманова, к.п.н., А.И. Федоров, к.п.н., доцент, Н.Ю. Мищенко, Уральская государственная академия физической культуры, Челябинск, «ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА», статья, интернет.
7. И.В. Стародубцева «Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5-7 лет в процессе физического воспитания», диссертация к.п.н., Тюмень, 2004, статья, интернет.
8. Белая К.Ю., к.п.н., заслуженный учитель РФ, научный руководитель экспериментальной площадки; Павленко И.Н., директор прогимназии № 1633; Горохова Л.А., директор прогимназии № 1834; Карачунская Т.Н., заведующая ГОУ № 1003 «Интеграция — как инструмент создания новой модели ДОУ», Москва, статья, интернет.АНКЕТА АВТОРА
• Титкова Светлана Владимировна
• 11.11.1969г.
• заведующий муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 19 города Новочеркасска, Ростовской области
• 346404, Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Титова 17, кв. 3,
тел.: (8635) 290075, мобильный тел.: 89508657175
• Паспорт: 6002 381261, выдан: вторым отделом милиции УВД г. Новочеркасска, Ростовской области, дата выдачи: 21.02.2002г.
• ИНН 615002033839
• Страховое пенсионное свидетельство № 034-217-730-23
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Администрация
Информационно-справочные материалы
19 мая 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
Актуальный, разноплановый, креативный, поэтапно распланированный опыт деятельности в данном направлении, который будет полезен в практике работы как руководителей дошкольных учреждений, так и для педагогических коллективов ДОУ по проектированию содержания здоровьесохранной деятельности в рамках интеграции образовательных областей ДОУ.
Спасибо огромное!
Творчества!
Вдохновения!
Обширная библиография, изученная С.Титковой, свидетельствует о серьезном подходе, научном обосновании построенной авторской концепции Использования проектного метода в работе руководителя!
Особенно заинтересовала примерная модель проекта!
Обязательно буду использовать её аналогично при создании подобных проектов!
Если есть возможность и соответствующий материал, разместите, пожалуйста, на этом сайте новые проекты!
Желаю Вам интересных идей, новых, ярких работ!