Рабочая программа по экологии. (10, 11 класс)
Задачи:
— формирование понятийного аппарата, обеспечения понимания основных закономерностей, теорий и концепции экологии;
— развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду;
— формирование экологического мировоззрения и поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;
— закрепление знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней.
Содержание учебного материала дополняется национально – региональным компонентом по следующим темам: «Основные среды жизни», «Приспособительные формы организмов», «Типы взаимодействия организмов», «Популяции», «Биоценоз», «Агроценозы и агроэкосистемы», «Биологическое разнообразие», «Современные проблемы охраны природы» и др.
Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обучения (10 кл.) - 34 ч, изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы (11 кл.) — 34ч.
Пояснительная записка
Учебный предмет экология изучается на завершающем этапе базового образования. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с экологической логикой: общая экология - социальная экология.
Цель курса: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на этапах обучения биологии; обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу; формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды.
Задачи:
- формирование понятийного аппарата, обеспечения понимания основных закономерностей, теорий и концепции экологии;
- развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду;
- формирование экологического мировоззрения и поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;
- закрепление знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней.
Содержание учебного материала дополняется национально – региональным компонентом по следующим темам: «Основные среды жизни», «Приспособительные формы организмов», «Типы взаимодействия организмов», «Популяции», «Биоценоз», «Агроценозы и агроэкосистемы», «Биологическое разнообразие», «Современные проблемы охраны природы» и др.
Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обучения (10 кл.) - 34 ч, изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы (11 кл.) - 34ч.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тимшерская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на МО учителей Согласована: Утверждена:
биологии, экологии, географии, Зам. директора по УВР - Директор школы -
химии, истории, обществознания
Руководитель МО ____________ ___________________ ____________________
« 31» августа 2010 года «31» августа 2010 года
Протокол № _____
от «___» ___________ 2010 г.
Рабочая учебная программа
Экология, 10 - 11 класс.
Срок реализации - 2 год.
Программу разработала учитель биологии и экологии
Паршукова Надежда Алексеевна.
Основание: Примерная программа «Основы экологии», 10 - 11 класс.
Авторы: Чернов Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. М: «Дрофа»,2008 год
Тимшер
2010 год.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны знать:
• Взаимоотношения организмов с окружающей их средой.
• Обозначать основные экологические проблемы.
• Общие законы зависимости организмов от факторов среды.
• Практическую значимость всех обсуждаемых законов для жизни и
хозяйственной деятельности человека.
• Основные пути приспособления организмов к окружающей среде.
• Основные среды жизни.
• Пути воздействия организмов на среду обитания.
• Приспособительные формы организмов.
• Приспособительные ритмы жизни.
• Типы взаимодействия организмов.
• Законы и следствия пищевых отношений.
• Законы конкурентных отношений в природе.
• Популяции, их показатели и динамику роста численности.
• Демографическую структуру популяций.
• Регуляцию численности в природе.
• Структуры биоценоза и факторы его устойчивости.
• Законы организации экосистем.
• Законы биологической продуктивности.
• Особенности агроценозов и агроэкосистем.
-
Закономерности формирования устойчивых экосистем в природе.
-
Биологическое разнообразие, причины его уменьшения, богатство
видового состава биоценозов.
• Углубить понятие биосферы как общепланетарной оболочки.
• Особенности и причины сложности экологизации производств.
• Пути решения экологических проблем.
• Экологические связи человека.
Учащиеся должны уметь:
• Сопоставить способности организмов.
• Проводить наблюдения.
• Проводить практические работы.
• Работать
в малых группах
(с использованием
текста учебника).
•
Дискуссировать
с привлечением
материала
рубрики «Примеры
и
дополнительная информация», текста и иллюстраций учебника.
• Применять полученные на практике знания.
• Делать выводы и обобщать.
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
- определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);
- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;
- законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);
- о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);
- законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);
- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);
- о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);
- о динамике отношений системы «природа-общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);
- социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;
- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
- о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);
- о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);
- об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей);
- о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией);
- о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);
- о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье- промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).
Учащиеся должны уметь:
- решать простейшие экологические задачи;
- использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;
- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
- строить графики простейших экологических зависимостей;
- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;
- определять уровень загрязнения воздуха и воды;
- устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;
- объяснять значение устойчивого развития природы и человечества;
- прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества;
- проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем;
- проявлять активность в организации и проведении экологических акций;
- уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях.
Формируемые ключевые компетентности:
- компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, науки, производства, истории цивилизации;
- компетентность гражданственности: знания и соблюдения прав гражданина; свобода и ответственность, уверенность в собственных силах;
- компетентность социального взаимодействия: с обществом, коллективом, сотрудничество, социальная мобильность;
- компетентность познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение; продуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
- компетентность информационных технологий: приём, переработка, выдача информации; мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной и Интернет-технологией.
Учебно – методический комплект.
Литература для учащихся:
-
Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов Основы экологии – учебник 10 – 11 класс. Москва, издательство «Дрофа», 2007 год.
-
Экология. Система заданий для контроля образовательного уровня подготовки выпускников. Москва, издательство «Вентана – Граф», 2004 год.
-
В.Н.Кузнецов Экология – тесты. Учебно – методическое пособие 10 – 11 класс. Москва, издательство «Дрофа», 2002 год.
Литература для учителя:
-
1.Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов Основы экологии – учебник 10 – 11 класс. Москва, издательство «Дрофа», 2007 год.
-
Основы экологии. Поурочные планы по учебнику Н.М.Черновой, В.М.Галушина, В.М.Константинова. Волгоград, издательство «Учитель»,2007 год.
-
Экология. Система заданий для контроля образовательного уровня подготовки выпускников. Москва, издательство «Вентана – Граф», 2004 год.
-
В.Н.Кузнецов Экология – тесты. Учебно – методическое пособие 10 – 11 класс. Москва, издательство «Дрофа», 2002 год.
-
Г.А.Нечаева Экология в экспериментах. Методическое пособие. 10 – 11 классы. Москва, издательство «Вентана – Граф», 2006 год.
-
И.Г.Норенко Экологическое воспитание в школе. Волгоград, издательство «Учитель», 2007 год.
-
В.М.Суворова Опыт экологической работы со школьниками. Волгоград, издательство «Учитель», 2009 год.
-
Г.А.Фадеева Международные экологические акции в школе. Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год.
-
Г.А.Фадеева Неделя экологии в школе. Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год.
-
М.В.Высоцкая Экология – элективные курсы. Волгоград, издательство «Учитель», 2007 год.
Календарно – тематический план.
(Экология, 10 класс)
Чет-верть |
№ урока |
Наименование тематических разделов и поурочных тем |
Кол-во часов |
Количество часов на |
Корректи- ровка |
||||
к/р |
п/р |
л/р |
Экс. |
Зач. |
|
||||
1 |
|
Тема №1. Организм и среда. |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Введение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Потенциальные возможности размножения организмов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Общие законы зависимости организмов от факторов среды. |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Основные пути приспособления организмов к среде. |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Основные среды жизни. |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Пути воздействия организмов на среду обитания. |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Приспособительные формы организмов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Приспособительные ритмы жизни. |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Повторение по теме: «Организм и среда». (решение заданий и упражнений) |
|
|
1 |
|
|
|
|
2 |
10 |
Повторение по теме: «Организм и среда». |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Тема №2 Сообщества и популяции. |
13 |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Типы взаимодействия организмов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Законы и следствия пищевых отношений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
Законы конкурентных отношений в природе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
Популяции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
Демографическая структура популяций. |
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
Рост численности популяций |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
17 |
Плотность популяций. |
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
Численность популяций. |
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
Регуляция популяций в природе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
Биоценоз и его устойчивость. |
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
Биоценоз и его устойчивость. |
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
Повторение по теме: «Сообщества и популяции» (решение заданий и упражнений) |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
23 |
Повторение по теме: «Сообщества и популяции» |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Тема №3 Экосистемы. |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
24 |
Законы организации экосистем. |
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
Законы биологической продуктивности. |
|
|
|
|
|
|
|
|
26 |
Агроценозы. |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
27 |
Агроэкосистемы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
28 |
Саморазвитие экосистем. |
|
|
|
|
|
|
|
|
29 |
Биологическое разнообразие. |
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
Биосфера. |
|
|
|
|
|
|
|
|
31 |
Экология как научная основа природопользования. |
|
|
|
|
|
|
|
|
32 |
Экосистема в окрестностях поселка. |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
33 |
Повторение по теме: «Экосистемы» |
|
|
|
|
|
|
|
|
34 |
Повторение и обобщение по курсу. |
1 |
|
|
|
|
1 |
|
Календарно – тематический план.
(Экология, 11 класс)
Чет-верть |
№ урока |
Наименование тематических разделов и поурочных тем |
Кол-во часов |
Количество часов на |
Корректи- ровка |
||||
к/р |
п/р |
л/р |
Экс. |
Зач. |
|
||||
1 |
|
Тема №1. Экологические связи человека. |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Человек как биосоциальный вид. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Особенности пищевых и информационных связей человека. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Использование орудий и энергии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Древние гоминиды. |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Человек разумный. |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Современность. |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
История развития экологических связей, будущее. |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Повторение по теме: «Экологические связи человека». (решение зданий и упражнений) |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Повторение по теме: «Экологические связи человека». |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Тема №2 Экологическая демография. |
6 |
|
|
|
|
|
|
2 |
10 |
Социально – экологические особенности демографии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Рост численности человечества. |
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Социально – географические особенности демографии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
Демографические перспективы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
Повторение по теме: «Экологическая демография». (решение зданий и упражнений). |
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
Повторение по теме: «Экологическая демография». |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Тема №3 Экологические проблемы и их решения. |
18 |
|
|
|
|
|
|
|
16 |
Современные проблемы охраны природы. |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
17 |
Современные проблемы охраны природы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
Современное состояние и охрана атмосферы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
Современное состояние и охрана атмосферы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
Рациональное использование и охрана водных ресурсов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
Рациональное использование и охрана водных ресурсов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
Использование и охрана недр. |
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
Почвенные ресурсы и их использование. |
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
Почвенные ресурсы и их использование. |
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
Современное состояние и охрана растительности. |
|
|
|
|
|
|
|
|
26 |
Современное состояние и охрана растительности. |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
27 |
Рациональное использование и охрана животных. |
|
|
|
|
|
|
|
|
28 |
Рациональное использование и охрана животных. |
|
|
|
|
|
|
|
|
29 |
От кризисов и катастроф к устойчивому развитию. |
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
Экология и здоровье. |
|
|
|
|
|
|
|
|
31 |
Экология и здоровье. |
|
|
|
|
|
|
|
|
32 |
Повторение по теме: «Экологические проблемы и их решения» (решение зданий и упражнений). |
|
|
|
|
|
|
|
|
33 |
Повторение по теме: «Экологические проблемы и их решения». |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
34 |
Повторение и обобщение по курсу. |
1 |
|
|
|
|
1 |
|
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»