Рабочая программа по биологии за курс 10-11 класса.
Данная программа является непосредственным продолжением программы по биологии для 6-9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономаревой, где биологическое образование завершается в 9 классе курсе «Основы общей биологии». Программа для 10 - 11 классов представляет содержание курса «Общая биология» как материалы более высокого уровня обучения, чего требует обязательный минимум содержания среднего (полного) образования, и с учетом дифференциации содержания биологического образования.
Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры молодежи.
Задачи: сформировать биологические знания на биосферном, биогеоценотическом, популяционно – видовом, организменном, клеточном, молекулярном уровнях жизни.
Содержание учебного материала дополняется национально – региональным компонентом.
На программу курса «Общая биология» (линия И.Н. Пономаревой, учебник «Общая биология», Москва, издательство «Вентана-Граф») отведено
· 34 часа, 1 час в неделю в 10 классе
· 68 часов, 2 часа в неделю в 11 классе.
Пояснительная записка
Программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования по биологии.
Данная программа является непосредственным продолжением программы по биологии для 6-9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономаревой, где биологическое образование завершается в 9 классе курсе «Основы общей биологии». Программа для 10 - 11 классов представляет содержание курса «Общая биология» как материалы более высокого уровня обучения, чего требует обязательный минимум содержания среднего (полного) образования, и с учетом дифференциации содержания биологического образования.
Целью курса биологии в 10 классе «Общая биология» состоит в подготовке высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.
Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры молодежи.
Задачи: сформировать биологические знания на биосферном, биогеоценотическом, популяционно – видовом, организменном, клеточном, молекулярном уровнях жизни.
Содержание учебного материала дополняется национально – региональным компонентом.
На программу курса «Общая биология» (линия И.Н. Пономаревой, учебник «Общая биология», Москва, издательство «Вентана-Граф») отведено
-
34 часа, 1 час в неделю в 10 классе
-
68 часов, 2 часа в неделю в 11 классе.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тимшерская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на МО учителей Согласована: Утверждена:
биологии, экологии, географии, Зам. директора по УВР - Директор школы -
химии, истории, обществознания
Руководитель МО ____________ ___________________ ____________________
_____________ « 31» августа 2010 года «31» августа 2010 года
Протокол № _____
от «___» ___________ 2010 г.
Рабочая учебная программа
Биология, 10 - 11 класс.
Срок реализации - 2 года.
Программу разработала учитель биологии и экологии
Паршукова Надежда Алексеевна.
Основание: Примерная программа по биологии, 10 - 11 класс.
Авторы: Пономарева И.Н., Кучменко В.С. М: «Вентана – Граф»,2008 год
Тимшер
2010 год.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате обучения учащиеся должны:
-
Характеризовать (описать) основные уровни организации живой природы, их компоненты, процессы и значение в природе; понятие «биосистема»; учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере; возникновение жизни на Земле и эволюции органического мира; значение живого вещества в биологическом круговороте веществ и потоке энергии; биосферу как глобальную биосистему и экосистему; влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу и меры, направленные на ее сохранение; биогеоценозы как биосистему и экосистему; агроэкосистемы и их структурные компоненты, их значение в круговороте веществ и потоке энергии в экосистеме; пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов в биогеоценозе, их значение; правило экологической пирамиды, правило 10% в экосистеме; саморегуляцию; причины устойчивости и смены экосистем; роль биологического разнообразия в устойчивости биогеоценоза (экосистемы); регулирование численности популяций для сохранения устойчивости экосистем; вид, его критерии, популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции; учение Ч.Дарвина об эволюции, его развитие; движущие силы эволюции, причины многообразия вводов и приспособленности организмов к среде обитания; видообразование как процесс увеличения видов; происхождение человека и движущие силы антропогенеза; основные направления эволюции, ароморфозы и идиоадаптации в растительном и животном мире; закономерности эволюции; основные царства органического мира, бактерии, растения, животных, грибы, вирусы, их роль в природе; учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений; методы выведения сортов растений и пород животных, роль биотехнологии в селекции растений; организм как биосистему; регуляцию процессов жизнедеятельности организмов; половое и бесполое размножение и его значение; онтогенез, зародышевое и послезародышевое развитие организма; основную генетическую терминологию и символику, методы генетики, особенности методов изучения генетики человека; законы наследственности; изменчивость, ее виды (мутационную, комбинативную и модификационную) и причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа, мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения; факторы, формирующие здоровье человека; многоклеточные и одноклеточные организмы; основные положения клеточной теории; химический состав клетки, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеродов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки; основные структурные элементы клетки и ее части, ядро, цитоплазму, органоиды и включения; строение и функции прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; деление клетки, митоз и мейоз; особенности половых клеток; клеточный метаболизм, особенности пластического и энергетического обмена в клетке; строение и функции хромосом, их роль в хранении и передаче наследственной информации; значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом; ген и генетический код; основные биополимерные молекулы; процессы биосинтеза и расщепления биополимеров; роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов; регулирование численности популяций для сохранения устойчивости экосистем;
-
Сравнивать (распознавать, узнавать, определять) свойства биосистем разных уровней организаций; природные биогеоценозы и агробиоценозы; роль полового и бесполого размножения; наследственную и ненаследственную изменчивость; естественный и искусственный отбор; ароморфозы и идиоадаптации; строение клеток прокариот и эукариот; митоз и мейоз; биосинтез белка и фотосинтез; РНК и ДНК; кислородный и бескислородный способы энергетического обмена;
-
Обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение уровней организации жизни в природе; роль биологического круговорота в устойчивости биосферы; роль многообразия популяций и видов в сохранении равновесия в экосистемах; регулирование численности популяций для сохранения устойчивости экосистем; роль продуцентов, консументов, редуцентов, абиотического окружения и человека в экосистемах и агроэкосистемах; значение биологического разнообразия в устойчивом развитии природы; меры охраны живой природы; роль эволюции в развитии живой природы; значение мутаций и естественного отбора для эволюции; роль законов генетики в селекции; роль хромосом и генов в передаче наследственности;
-
Применять знания по биологии для формирования картины мира; доказательства единства органического мира; оценки состояния окружающей среды; объяснения функций живого вещества, происхождения жизни и этапов эволюции, типов связей и зависимостей в биогеоценозе; гуманного, этического поведения в природе; охраны природы и редких, исчезающих видов; доказательства уникальной ценности жизни, всего живого; сохранения своего здоровья;
-
Владеть умениями сравнивать, доказывать; вычленять основные идеи в учебном материале; пользоваться предметным и именным указателями при работе с определителями растений и животных; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и литературой для дополнительного чтения по биологии.
Учебно – методический комплект.
Литература для учащихся:
1. Общая биология: 10 класс/ Под ред. И.Н. Пономаревой. — М., 2005.
2. Общая биология: 11 класс / Под ред. И.Н. Пономаревой. — М., 2005.
3. Рабочая тетрадь по общей биологии. 10 класс / Под ред. И.Н. Пономаревой.,М., 2009 г.
4. Рабочая тетрадь по общей биологии. 11 класс / Под ред. И.Н. Пономаревой.,М., 2009 г.
Литература для учителя:
1. Анастасова Л.П. Общая биология: Дидактический материал: 10-11 классы. - М., 1997.
2. Биологический энциклопедический словарь. — М., 1989.
3. Биология охраны природы / Под ред. А.В. Яблокова. — М., 1983.
4. Воронцов Н.Н, Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира: 10-11 классы.-М., 1996.
5. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. — Кострома, 1996.
6. Лисов Н.Д. Биология в вопросах и ответах. — Минск, 1997.
7. Мамзин А.С. Биология в системе культуры. — СПб. 1998.
8. Общая биология: 10-11 классы / Под ред. В.Б. Захарова. — М., 2000.
9 .Общая биология: 10 класс / Под ред. И.Н. Пономаревой. — М., 2007.
10. Общая
биология: 11 класс
/ Под ред.
И.Н.
Пономаревой. —
М., 2007.
11.
Общая биология:
10-11 классы /Под
ред. Ю.И.
Полянского.-М.,
2000.
12. Общая биология: 10-11 классы / Под ред. В.К. Шумского, Г.М. Дымшица и А.О. Рувинского. — М., 2001.
13 .Пасечник В.В., Кучмепко В.С. и др. Биология: Сборник задач и заданий с ответами: 9-11 классы. — М., 1999.
-
Пономарева И.Н. Экология. — М., 2001. — (Библиотека учителя).
-
Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. — М., 2006г.
-
Петров КМ. Экология человека и культура. — СПб., 1999.
-
Сухова Т.С. Урок биологии: Технология развивающего обучения. - М., 2000г.
-
.Сухова Т.С, Кучменко В.С. Вопросы пола в системе биологических знаний. — М.,2000
Календарно – тематический план.
(Биология, 10 класс)
Чет-верть |
№ урока |
Наименование тематических разделов и поурочных тем |
Кол-во часов |
Количество часов на |
Корректи- ровка |
||||
к/р |
п/р |
л/р |
Экс. |
Зач. |
|
||||
1 |
|
Тема №1. Введение в курс общей биологии |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Что изучает общая биология. Основные свойства жизни. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Уровни организации живой материи. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Методы биологических исследований. |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Значение практической биологии и биологических знаний. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема №2. Биосферный уровень жизни. |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Учение В.И.Вернадского о биосфере. |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Функции и происхождение живого вещества. |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Биологическая, физико-химическая эволюция в развитии биосферы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
История развития жизни на Земле. |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Биосфера как глобальная экосистема. |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
10 |
Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Повторение по теме: «Биосферный уровень жизни». |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Тема №3. Биогеоценотический уровень жизни. |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Биогеоценоз как особый уровень организации жизни. |
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
Строение, свойства, типы связей в биогеоценозе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
Приспособления организмов в биогеоценозах. |
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
Механизмы устойчивости, зарождение и смена биогеоценозов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
Суточные и сезонные изменения биогеоценозов. |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
17 |
Многообразие биогеоценозов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
Сохранение разнообразия биогеоценозов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
Экологические законы природопользования. |
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
Повторение по теме: «Биогеоценотический уровень жизни». |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Тема №4. Популяционно – видовой уровень жизни. |
13 |
|
|
|
|
|
|
|
21 |
Биологический вид: характеристика и структура. |
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
Популяция. |
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
Видообразование. |
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
Система живых организмов на Земле. |
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
Человек как уникальный вид живой природы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
26 |
Особенности популяционно-видового уровня жизни. |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
27 |
Основные закономерности эволюции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
28 |
Естественный отбор и его формы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
29 |
Искусственный отбор. |
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
Основные направления эволюции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
31 |
Прогресс и регресс в эволюции живой природы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
32 |
Проблема сохранения видов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
33 |
Повторение по теме: «Биогеоценотический уровень жизни». |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
34 |
Повторение и обобщение по курсу. |
1 |
|
|
|
|
1 |
|
Календарно – тематический план.
(Биология, 11 класс)
Чет-верть |
№ урока |
Наименование тематических разделов и поурочных тем |
Кол-во часов |
Количество часов на |
Корректи- ровка |
||||
к/р |
п/р |
л/р |
Экс. |
Зач. |
|
||||
1 |
|
Тема №1. Организменный уровень жизни |
28 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Организменный уровень жизни и его роль в природе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Организм как биосистема. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Типы питания организмов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Размножение организмов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Оплодотворение и его значение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Индивидуальное развитие организмов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
История развития генетики. |
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Изменчивость признаков организма и ее типы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Генетические закономерности. |
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Дигибридное скрещивание. |
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
Взаимодействие генов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
Решение элементарных задач по генетике. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
15 |
Решение элементарных задач по генетике. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
16 |
Генетические основы селекции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
Вклад Н.И.Вавилова в развитии селекции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
Генетика пола и наследование. |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
19 |
Наследственные болезни человека. |
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
Мутагены и их влияние. |
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
Этические аспекты медицинской генетики. |
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
Достижения биотехнологии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
Факторы определяющие здоровье человека. |
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
Творчество в жизни человека и общества. |
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
Царство вирусы: разнообразие и значение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
26 |
Вирусные заболевания. |
|
|
|
|
|
|
|
|
27 |
Вирусология – наука о вирусах. |
|
|
|
|
|
|
|
|
28 |
Повторение по теме: « Организменный уровень жизни». |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Тема №2. Клеточный уровень жизни. |
19 |
|
|
|
|
|
|
|
29 |
Клеточный уровень организации живой материи. |
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
Клетка как этап организации живой материи. |
|
|
|
|
|
|
|
|
31 |
Многообразие клеток и тканей. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
32 |
Строение клетки. |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
33 |
Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
34 |
Особенности клеток прокариот и эукариот. |
|
|
|
|
|
|
|
|
35 |
Клеточный цикл. |
|
|
|
|
|
|
|
|
36 |
Деление клетки – митоз и мейоз. |
|
|
|
|
|
|
|
|
37 |
Особенности образования половых клеток. |
|
|
|
|
|
|
|
|
38 |
Структура и функции хромосом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
39 |
Исследование фаз митоза. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
40 |
Многообразие прокариот. |
|
|
|
|
|
|
|
|
41 |
Роль бактерий в природе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
42 |
Многообразие одноклеточных эукариот. |
|
|
|
|
|
|
|
|
43 |
Микробиология на службе человека. |
|
|
|
|
|
|
|
|
44 |
История развития науки о клетке. |
|
|
|
|
|
|
|
|
45 |
Проблемы цитологии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
46 |
Гармония и целесообразность в живой природе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
47 |
Повторение по теме: « Клеточный уровень жизни». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема №3. Молекулярный уровень жизни. |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
48 |
Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
49 |
Основные химические соединения живой материи. |
|
|
|
|
|
|
|
|
50 |
Структура и функции нуклеиновых кислот. |
|
|
|
|
|
|
|
|
51 |
Процессы синтеза в живых клетках. |
|
|
|
|
|
|
|
|
52 |
Процессы биосинтеза белка. |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
53 |
Молекулярные процессы расщепления. |
|
|
|
|
|
|
|
|
54 |
Регуляторы биомолекулярных процессов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
55 |
Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем. |
|
|
|
|
|
|
|
|
56 |
Химическое загрязнение окружающей среды. |
|
|
|
|
|
|
|
|
57 |
Время экологической культуры. |
|
|
|
|
|
|
|
|
58 |
Структурные уровни организации живой природы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
59 |
Повторение по теме: « Молекулярный уровень жизни». |
|
|
|
|
|
|
|
|
60-61 |
Биологическое разнообразие живого мира. |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
62-68 |
Повторение и обобщение по курсу. |
7 |
|
|
|
|
|
|
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»