Рабочая программа по биологии "Растения, бактерии, грибы, лишайники"(6 класс)
Задачи: обеспечение эмоциаонально — ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как «результата» эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также навыков практической деятельности.
Содержание учебного материала дополняется национально – региональным компонентом. Разнообразие растительного мира рассматривается на примерах растений, произрастающих на территории республики Коми; подчеркивается значение растений, как источника витаминов в условиях Севера; вопросы охраны растений сопровождается информацией об охраняемых растениях Коми.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны знать:
-строение органов цветкового растения, клеточное строение растений, части
растительной клетки, ткани;
-основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание,
испарение воды, передвижение веществ;
-способы размножения растений (семенами и вегетативными органами), рост и
развитие растений;
-взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы, приспособленность
растений к совместному обитанию;
-элементарные сведения о виде, роде, семействе, классе, отделе, типе, главные
признаки классов и семейств цветковых растений, основные виды местных
дикорастущих и культурных растений;
-особенности строения и жизнедеятельности растений разных отделов, бактерий,
грибов и лишайников;
-признаки усложнения строения растений изученных групп;
-значение растений в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека, редкие и
исчезающие виды растений местной флоры;
-мероприятия по охране и рациональному использованию растений.
Учащиеся должны уметь:
-распознавать органы цветкового растения;
-определять растения с помощью определителя;
-применять знания по биологии для выращивания сельскохозяйственных культур;
-проводить рыхление, полив, окучивание, пикировку, вносить удобрения;
-проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями в растительном мире и
оформлять результаты наблюдений;
-пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
-соблюдать привила поведения в природе;
-ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.
Пояснительная записка
Целью курса биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» состоит в формировании учащихся определенного минимума знаний в области ботаники, использование накопленных знаний в жизни.
Задачи: обеспечение эмоциаонально - ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как «результата» эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также навыков практической деятельности.
Содержание учебного материала дополняется национально – региональным компонентом. Разнообразие растительного мира рассматривается на примерах растений, произрастающих на территории республики Коми; подчеркивается значение растений, как источника витаминов в условиях Севера; вопросы охраны растений сопровождается информацией об охраняемых растениях Коми.
На программу курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (линия И.Н. Пономаревой, учебник «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.», Москва, издательство «Вентана-Граф») отведено 68 часов, 2 часа в неделю.
Программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего биологического образования.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны знать:
-строение органов цветкового растения, клеточное строение растений, части
растительной клетки, ткани;
-основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание,
испарение воды, передвижение веществ;
-способы размножения растений (семенами и вегетативными органами), рост и
развитие растений;
-взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы, приспособленность
растений к совместному обитанию;
-элементарные сведения о виде, роде, семействе, классе, отделе, типе, главные
признаки классов и семейств цветковых растений, основные виды местных
дикорастущих и культурных растений;
-особенности строения и жизнедеятельности растений разных отделов, бактерий,
грибов и лишайников;
-признаки усложнения строения растений изученных групп;
-значение растений в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека, редкие и
исчезающие виды растений местной флоры;
-мероприятия по охране и рациональному использованию растений.
Учащиеся должны уметь:
-распознавать органы цветкового растения;
-определять растения с помощью определителя;
-применять знания по биологии для выращивания сельскохозяйственных культур;
-проводить рыхление, полив, окучивание, пикировку, вносить удобрения;
-проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями в растительном мире и
оформлять результаты наблюдений;
-пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
-соблюдать привила поведения в природе;
-ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.
Календарно – тематический план.
Чет-верть |
№ урока |
Наименование тематических разделов и поурочных тем |
Кол-во часов |
Количество часов на |
Корректи- ровка |
||||
к/р |
п/р |
л/р |
Экс. |
Зач. |
|
||||
1 |
1 |
Введение. Наука о растениях - ботаника. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Мир растений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Строение растений. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
4 |
Семенные и споровые растения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Растения – живой организм. |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Условия жизни растений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Среды жизни растений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
9 |
Строение растительной клетки. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
10 |
Жизнедеятельность клетки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Ткани растений и их виды. |
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Повторение по теме: «Клеточное строение растений» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
13 |
Семя и его строение. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
14 |
Условия прорастания семян. |
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
Значение семян. |
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
Корень и его внешнее строение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
Внутреннее строение корня. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
18 |
Значение корней и их разнообразие. |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
19 |
Побег, строение и значение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
Почка – зачаточный побег растения. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
21 |
Лист, внешнее и внутреннее строение. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
22 |
Функции листа в жизни растения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
Стебель, внешнее и внутреннее строение. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
24 |
Многообразие стеблей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
Видоизменение подземных побегов. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
26 |
Цветок, его строение значение. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
27 |
Цветение и опыление. |
|
|
|
|
|
|
|
|
28 |
Плод, его значение и многообразие форм. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
29 |
Взаимосвязь органов растения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
Повторение по теме: «Органы цветковых растений». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
31 |
Корневое питание растений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
32 |
Воздушное питание растений. |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
33 |
Космическая роль зеленых растений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
34 |
Дыхание растений и обмен веществ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
35 |
Значение воды в жизни растений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
36 |
Размножение и оплодотворение растений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
37 |
Вегетативное размножение растений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
38 |
Использование вегетативного размножения. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
39 |
Рост и развитие растительного организма. |
|
|
|
|
|
|
|
|
40 |
Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. |
|
|
|
|
|
|
|
|
41 |
Повторение по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
42 |
Понятие о систематике растений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
43 |
Водоросли. Общая характеристика. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
44 |
Многообразие водорослей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
45 |
Отдел мохообразные. Общая характеристика. |
|
|
|
|
|
|
|
|
46 |
Отдел папоротникообразные. Общая характеристика. |
|
|
|
|
|
|
|
|
47 |
Отдел голосеменные. Общая характеристика. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
48 |
Отдел покрытосеменные. Общая характеристика. |
|
|
|
|
|
|
|
|
49 |
Семейства двудольных растений. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
50 |
Семейства однодольных растений. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
51 |
Повторение по теме: «Основные отделы царства растений ». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
52 |
Понятие об эволюции растительного мира. |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
53 |
Эволюция высших растений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
54 |
Многообразие и происхождение культурных растений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
55 |
Дары старого и Нового Света. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
56 |
Бактерии. Общая характеристика. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
57 |
Разнообразие бактерий. |
|
|
|
|
|
|
|
|
58 |
Значение бактерий в природе и для человека. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
59 |
Общая характеристика царства грибов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
60 |
Многообразие и значение грибов. |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
61 |
Лишайники. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
62 |
Понятие о биогеоценозе, экосистеме и растительном сообществе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
63 |
Приспособленность растений к совместной жизни. |
|
|
|
|
|
|
|
|
64 |
Смена природных сообществ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
65 |
Многообразие природных сообществ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
66 |
Взаимосвязь организмов и неживой природы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
67 |
Весна в жизни природных сообществ. |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
68 |
Повторение и обобщение по курсу. Задание на лето. |
1 |
|
|
|
|
|
|
Учебно-методический комплект:
•литература для учащихся:
1. Учебник:
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко
В.С.
"Биология: растения, бактерии,
грибы, лишайники" (М., "Вентана-Граф",
2007 г.)
2. Рабочая тетрадь по биологии: растения, бактерии, грибы, лишайники
(в двух частях). Пономарева И.Н. и др. - М., изд. центр "Вентана-Граф",2009 г.
3. "Книга для чтения по ботанике" (сост. Д.И. Трайтак") М., "Просвещение", 1985 г.
•литература для учителя:
-
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" (М., "Вентана-Граф", 2007 г.) - методическое пособие.
-
Беркинблит М.Б., Чуб В.В. "Биология - 6 кл." (экспериментальный учебник) М., изд. "Вентана-Граф", 2007 г.
-
Малеева Н.В., Чуб В.В . "Биология: флора - 7 кл." (экспериментальный учебник) М., изд. дом "Дрофа", 20006 г.
-
Программно-методические материалы: Биология 6-11 классы / Сост. В.С. Кучменко. — 4-е изд. — М.: Дрофа, 207.
5. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 6-9 классы. / Сост. В.С. Кучменко. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 2007.
-
Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. — М.: НЦЭНАС, 2002.
-
Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 2007.
-
Пасечник В.В., Кучменко В.С. и др. Биология: Сб. тестов, задач и заданий с ответами: По материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся средних и старших классов. — М.: Мнемозина, 2006.
-
Сухова Т.С Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2005.
-
Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 2000.
-
Сухова Т.С, Кучменко В.С. Вопросы пола в системе биологических знаний: Растения. Животные. Человек: Методическое пособие. — М.: Вентана -Граф, 2001.
-
Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. Пособие для учителя / В.З. Резникова, Г.С. Калинова, ТВ. Иванова. — М.: Просвещение / Учебная литература, 1997.
14. Розенштейн А.М."Самостоятельные работы учащихся по биологии: растения", М., «Просвещение», 1988г.
15. Петров В.В. "Растительный мир нашей родины" (М., "Просвещение", 1991 г.)
16. Демьяненков Е.Н. "Биология в вопросах и ответах" (М., "Просвещение", 1996г.)
17. П.Рохлов В.С, Теремов А.В., Петросова Р.А."Занимательная ботаника" (М., "АСТ- Пресс", 1999 г.)
18. Боброва Н.Г "Эта увлекательная ботаника" (Самара, 1994 г.)
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»