Подготовка к сочинению по картине И.Е. Репина «Бурлаки на Волге».
2. Рассмотреть картину Репина «Бурлаки на Волге», вникнуть в её содержание и художественные особенности.
3. Средствами урока воспитывать в учащихся любовь к трудовому народу и своей Родине.
Эпиграф. С «Бурлаков» началась моя слава по Руси великой.
И.Е. Репин.
Опережающее домашнее задание: найти в стихотворениях Некрасова строки, в которых поэт рассказывает о тяжёлой жизни бурлаков, и выучить их наизусть.
Подготовка к сочинению по картине И.Е. Репина
«Бурлаки на Волге».
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Бишевской средней общеобразовательной школы Апастовского района РТ
Алексеева Галина Юрьевна.
Цели: 1. Познакомить с жизнью и творчеством И.Е. Репина.
2. Рассмотреть картину Репина «Бурлаки на Волге», вникнуть в её содержание и художественные особенности.
3. Средствами урока воспитывать в учащихся любовь к трудовому народу и своей Родине.
Оборудование: портрет Репина, репродукции его картин, сборники стихов Н.А.Некрасова («Размышления у парадного подъезда», «На Волге»).
Запись на доске. В одной из первых своих картин «Бурлаки на Волге» (1870-1873) Репин осудил существующий строй, он показал грубейшую эксплуатацию народа. Записаны слова с пропущенными буквами (см. словарную работу).
Эпиграф. С «Бурлаков» началась моя слава по Руси великой.
И.Е. Репин.
Опережающее домашнее задание: найти в стихотворениях Некрасова строки, в которых поэт рассказывает о тяжёлой жизни бурлаков, и выучить их наизусть.
Найти и выписать из толкового словаря значение слов «бурлак», «коренник».
Два ученика готовят к уроку рассказ о художнике.
Ход урока.
1. Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель. Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет всё, что господь не пошлёт!
Вынесет всё – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Откуда эти строки? Кто их автор? (Эти строки из стихотворения Некрасова «Железная дорога»).
О чём рассказал Некрасов в своём стихотворении? (О каторжной работе тысяч людей, у которых отнято всё, а взамен оставлен лишь изнурительный труд).
Учитель. На уроках литературы мы с вами познакомились с творчеством поэта Некрасова, читали, анализировали его стихи «Железная дорога», «Размышление у парадного подъезда», «На Волге».
Многие поэты и художники обращались к теме тяжёлого крестьянского труда, к теме бурлачества. Н.А.Некрасов, Ф.М.Решетников, А.К.Саврасов, В.В.Верещагин – все они, изображая труд бурлаков, показывали страдания народа, для всех них бурлак был воплощением народной скорби.
Кто такой бурлак? (В старину: рабочий, который вместе с другими тянет на бечеве суда против течения).
¨ Ученики рассказывают наизусть строчки из стихотворений Некрасова о тяжёлом крестьянском труде.
Известный русский художник 19 века Илья Ефимович Репин не ограничился таким же решением этой темы, как другие. Герои его картины «Бурлаки на Волге» не только символизируют собой страдания народа, но и заставляют верить в будущее народа, в его творческие способности.
2. Запись темы урока, чтение эпиграфа.
3. Рассказ о художнике.
Ученик. Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве, Харьковской губернии, в семье военного поселянина. «Это звание очень презренное, — писал художник о своём происхождении, — ниже поселян считались разве ещё крепостные». В детские и юношеские годы Репин испытывал нужду и лишения. Приходилось с детских лет зарабатывать деньги писанием портретов и икон. Юноша поражал земляков своим талантом; не раз его приглашали в соседние сёла расписывать церкви.
В 1863 году осуществляется давняя мечта Репина. Ему удаётся накопить немного денег, и он приезжает в Петербург, чтобы поступить там в Академию художеств. Но перед этим он попадает в Рисовальную школу, где впервые встречает своего будущего друга и наставника Крамского.
За картину «Воскрешение дочери Иаира» Репин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. И всё же всемирную славу он завоевал не этой академической композицией, а картиной «Бурлаки на Волге»
Почти четыре года художник живёт за границей. Яркая, солнечная Италия, блестящий Париж увлекают Репина своей красочностью, но внутренний голос упорно повторяет одно: «Скорей бы в Россию».
Возвращение на Родину было для Репина настоящим праздником: своя природа, свои люди. Вывод, сделанный художником после поездки за границу, может быть выражен словами художника Стасова: «Русскому надо жить и работать в России, надо бросить сочинительство, а изображать жизнь, словом, надо продолжать линию «Бурлаков».
4. История создания картины.
Ученик. Впервые Репин увидел бурлаков на Неве летом 1868 года. Однажды утром художник отправился на прогулку на пароходе вверх по Неве. Илья Ефимович был в хорошем настроении. Причиной тому были разодетые барышни, которые высыпали на берег полюбоваться Невой. Но вдруг Репин заметил вдали движущееся «коричневое пятно», тянувшее за собой барку. Это были бурлаки. Репин присмотрелся к ним и увидел угрюмые, потные лица, грязную оборванную одежду, жилистые загорелые руки.
Репин был поражён контрастом между эти ми «чудовищами» и господами, беспечно гулявшими по берегу. С этого дня он не мог отделаться от образа бурлаков. Он поставил перед собой задачу изобразить их на полотне. В 1870 году Репин вместе с художниками Васильевым и Макаровым предпринял поездку на Волгу. Целое лето провели художники на берегах великой русской реки, зарисовывая живописные волжские пейзажи, приглядываясь к бурлакам, изучая их характеры. После долгих наблюдений, ему встречается замечательный бурлацкий тип – Канин, который поразил художника философским складом ума, необычной запоминающейся внешностью. Репин так говорил о Канине: «Боже, как дивно повязана у него тряпицей голова, как закурчавились волосы на шее, и, главное, цвет лица. Что-то в нём восточное, древнее… Была в его лице особая незлобивость человека, стоящего неизмеримо выше своей среды...» Репин решил поставить его впереди бурлаков, возглавляя им шествие этих измученных людей.
Анализ картины.
Где происходит действие картины? Каков пейзаж? (Действие разворачивается на фоне озарённой солнцем Волги. Широко раскинулись волжские просторы. Ровной линией тянется горизонт. Ветер волнует поверхность воды, волны просятся на берег).
Что на картине оживляет скупой пейзаж? (Одинокий парус и дымящийся у горизонта пароход).
Опишите композицию картины. (По песчаному берегу медленно движется группа оборванных и измученных бурлаков. Их одиннадцать. Они занимают центр картины, идут по диагонали к левому нижнему углу её. Их можно разделить на три группы. В каждом есть свой центр – персонаж, на который прежде других обратишь внимание. Первая группа – это четыре первых бурлака. Их центр – это Канин. Вторая группа – четыре следующих персонажа. Их центр – юноша в розовой рубахе. Завершают эту ватагу бурлаков третья группа из трёх человек. В глаза бросается крупный мужчина с чёрной бородой).
Учитель. Сотни вёрст исхожены этими загорелыми, обветренными, привыкшими к зною и стуже людьми, и нет конца их далёкому пути. Но жестокая жизнь не убила в этих людях живую человеческую душу, не согнула их, а, быть может, напротив – закалила в борьбе за существование.
Кто возглавляет эту группу? Опишите его. (Впереди бурлаков идёт Канин – широкоплечий коренник в заплатанной рубахе, с повязкой на голове. Его могучую грудь и плечи опоясывает бурлацкая лямка. Художник с симпатией рисует его доброе лицо с открытым светлым лбом и печальными глазами. Чувствуется физическая сила и стойкость этого человека. Он много пережил на своём веку).
Кто такой коренник? (Лошадь, впрягаемая в оглобли. В переносном значении так говорят об основном исполнителе работы).
Как автор описал бурлака, идущего по правую руку от Канина? (Рядом с Каниным, напрягаясь, тянет лямку бурлак, такой же сильный, как и коренник. На его голове копна густых волос, лицо заросло бородой и усами. Он чуть-чуть улыбается, посматривая на тех, что ближе к нему, может быть, по-доброму подшучивает над ними).
Опишите третьего бурлака. (По левую руку от Канина изо всех сил наваливается плечами на лямку бурлак с бронзовым лицом. Он смотрит прямо на зрителя, в его глазах и злоба, и усмешка. Он похож на индейца, волосы его повязаны тряпкой, одет в лохмотья).
Опишите четвёртого бурлака из первой группы. (Это высокий бурлак в шляпе и с трубкой. За спинами работающих товарищей он не очень старается тянуть свою лямку. Взгляд его не то пренебрежительный, не то безразличный).
Как художник изобразил центральную фигуру второй группы? (Он находится в центре ватаги, выделяется и по цвету: у всех тёмные лохмотья, а его рваная рубаха – розовая. Но главное, он выделяется своим поведением, своей позой. Все бурлаки тянут лямки покорно, в полном безмолвии, а он не может смириться с лямкой, которая давит грудь и плечи, схватил её руками, как бы стараясь сбросить её. Кажется, что он всем существом протестует против такого положения).
Опишите бурлаков второй группы. (Справа от юноши ещё крепкий старик привычно тянет лямку и даже набивает на ходу трубку табаком из кисета. С другой стороны, идёт еле-еле больной и измученный старик, вытирающий пот со лба. Двигаться ему невыносимо трудно. Видимо, недолго ему ещё осталось бурлачить).
Опишите бурлаков последней группы. (В последней группе выделяется чернобровый крепкий мужчина. Он недавно стал бурлаком, потому что его ещё не согнула бурлацкая жизнь, не успел он сносить свои сапоги. Держится этот бурлак гордо и смотрит куда-то вдаль. Одет он в длинную рубаху и жилетку с единственной пуговицей. За ним идёт бродячий грек, беспокойно озирающийся вокруг. Шествие замыкает бурлак в лаптях, опустивший голову на грудь, отставший от своих товарищей).
Учитель. Художник создал портреты одиннадцати бурлаков с разными характерами и судьбами.
Каков колорит картины? (Колорит картины построен на контрастах светлого и тёмного. Бурлаки в тёмной, рваной одежде выписаны на фоне светлой, широкой Волги. Их грязные ноги вязнут в светлом прибрежном песке. Всё освещено солнцем. Простор и гурьба измученных бурлаков).
Учитель. Контрастное сочетание тёмной, унылой одежды бурлаков, их тягостного, почти душевного состояния и светлых, сверкающих красок природы создаёт потрясающее впечатление и вызывает у зрителя протест против несправедливости.
В заключение прочитать слова В.В. Стасова: «Кто взглянет на «Бурлаков» Репина, сразу поймёт, что автор глубоко проникнут был и потрясён теми сценами, которые проносились перед его глазами… он видел эти лохмотья, эту нужду и бедность, эту загрубелость и вместе добродушие – всё это отпечаталось огненными чертами на солнечном фоне картины».
6. Составление плана.
1) История создания картины.
2) Описание места действия картины.
3) Композиция картины.
4) Три группы бурлаков и их центры.
5) Колорит картины.
6) Настроение от картины.
7. Словарная работа.
1) Подбор синонимов.
Идут – бредут, еле передвигаются, следуют.
Усталые – измождённые, измученные.
2) Составление словаря.
Одежда – оборванная, грязная, заплатанная, старая, выцветшая.
Взгляд – разочарованный, с усмешкой, испуганный, протестующий, гордый, сердитый.
Волосы – густые, завязанные тряпкой, светлые, нечёсаные.
Тянут лямку (как?) – стараясь изо всех сил, в полную силу, с прохладцей, напрягаясь, наваливаясь плечами.
3) Словарно-орфографическая работа. Вставить и объяснить пропущенные буквы.
Пр… гнуться, зар… сло б… р… дой, п… вязка на г… л… ве, г… ризонт, п… йзаж, заг… релые лица, выт… рающий пот, хл… бнули горя.
8. Составление устного рассказа по картине.
9. На втором уроке ученики пишут сочинение.
Подготовка к сочинению по картине И.Е. Репина
«Бурлаки на Волге».
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Бишевской средней общеобразовательной школы Апастовского района РТ
Алексеева Галина Юрьевна.
Цели: 1. Познакомить с жизнью и творчеством И.Е. Репина.
-
Рассмотреть картину Репина «Бурлаки на Волге», вникнуть в её содержание и художественные особенности.
-
Средствами урока воспитывать в учащихся любовь к трудовому народу и своей Родине.
Оборудование: портрет Репина, репродукции его картин, сборники стихов Н.А.Некрасова («Размышления у парадного подъезда», «На Волге»).
Запись на доске. В одной из первых своих картин «Бурлаки на Волге» (1870-1873) Репин осудил существующий строй, он показал грубейшую эксплуатацию народа. Записаны слова с пропущенными буквами (см. словарную работу).
Эпиграф. С «Бурлаков» началась моя слава по Руси великой.
И.Е. Репин.
Опережающее домашнее задание: найти в стихотворениях Некрасова строки, в которых поэт рассказывает о тяжёлой жизни бурлаков, и выучить их наизусть.
Найти и выписать из толкового словаря значение слов «бурлак», «коренник».
Два ученика готовят к уроку рассказ о художнике.
Ход урока.
-
Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель. Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет всё, что господь не пошлёт!
Вынесет всё – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Откуда эти строки? Кто их автор? (Эти строки из стихотворения Некрасова «Железная дорога»).
О чём рассказал Некрасов в своём стихотворении? (О каторжной работе тысяч людей, у которых отнято всё, а взамен оставлен лишь изнурительный труд).
Учитель. На уроках литературы мы с вами познакомились с творчеством поэта Некрасова, читали, анализировали его стихи «Железная дорога», «Размышление у парадного подъезда», «На Волге».
Многие поэты и художники обращались к теме тяжёлого крестьянского труда, к теме бурлачества. Н.А.Некрасов, Ф.М.Решетников, А.К.Саврасов, В.В.Верещагин – все они, изображая труд бурлаков, показывали страдания народа, для всех них бурлак был воплощением народной скорби.
Кто такой бурлак? (В старину: рабочий, который вместе с другими тянет на бечеве суда против течения).
-
Ученики рассказывают наизусть строчки из стихотворений Некрасова о тяжёлом крестьянском труде.
Известный русский художник 19 века Илья Ефимович Репин не ограничился таким же решением этой темы, как другие. Герои его картины «Бурлаки на Волге» не только символизируют собой страдания народа, но и заставляют верить в будущее народа, в его творческие способности.
-
Запись темы урока, чтение эпиграфа.
-
Рассказ о художнике.
Ученик. Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве, Харьковской губернии, в семье военного поселянина. «Это звание очень презренное, - писал художник о своём происхождении, - ниже поселян считались разве ещё крепостные». В детские и юношеские годы Репин испытывал нужду и лишения. Приходилось с детских лет зарабатывать деньги писанием портретов и икон. Юноша поражал земляков своим талантом; не раз его приглашали в соседние сёла расписывать церкви.
В 1863 году осуществляется давняя мечта Репина. Ему удаётся накопить немного денег, и он приезжает в Петербург, чтобы поступить там в Академию художеств. Но перед этим он попадает в Рисовальную школу, где впервые встречает своего будущего друга и наставника Крамского.
За картину «Воскрешение дочери Иаира» Репин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. И всё же всемирную славу он завоевал не этой академической композицией, а картиной «Бурлаки на Волге»
Почти четыре года художник живёт за границей. Яркая, солнечная Италия, блестящий Париж увлекают Репина своей красочностью, но внутренний голос упорно повторяет одно: «Скорей бы в Россию».
Возвращение на Родину было для Репина настоящим праздником: своя природа, свои люди. Вывод, сделанный художником после поездки за границу, может быть выражен словами художника Стасова: «Русскому надо жить и работать в России, надо бросить сочинительство, а изображать жизнь, словом, надо продолжать линию «Бурлаков».
-
История создания картины.
Ученик. Впервые Репин увидел бурлаков на Неве летом 1868 года. Однажды утром художник отправился на прогулку на пароходе вверх по Неве. Илья Ефимович был в хорошем настроении. Причиной тому были разодетые барышни, которые высыпали на берег полюбоваться Невой. Но вдруг Репин заметил вдали движущееся «коричневое пятно», тянувшее за собой барку. Это были бурлаки. Репин присмотрелся к ним и увидел угрюмые, потные лица, грязную оборванную одежду, жилистые загорелые руки.
Репин был поражён контрастом между эти ми «чудовищами» и господами, беспечно гулявшими по берегу. С этого дня он не мог отделаться от образа бурлаков. Он поставил перед собой задачу изобразить их на полотне. В 1870 году Репин вместе с художниками Васильевым и Макаровым предпринял поездку на Волгу. Целое лето провели художники на берегах великой русской реки, зарисовывая живописные волжские пейзажи, приглядываясь к бурлакам, изучая их характеры. После долгих наблюдений, ему встречается замечательный бурлацкий тип – Канин, который поразил художника философским складом ума, необычной запоминающейся внешностью. Репин так говорил о Канине: «Боже, как дивно повязана у него тряпицей голова, как закурчавились волосы на шее, и, главное, цвет лица. Что-то в нём восточное, древнее... Была в его лице особая незлобивость человека, стоящего неизмеримо выше своей среды...» Репин решил поставить его впереди бурлаков, возглавляя им шествие этих измученных людей.
Анализ картины.
Где происходит действие картины? Каков пейзаж? (Действие разворачивается на фоне озарённой солнцем Волги. Широко раскинулись волжские просторы. Ровной линией тянется горизонт. Ветер волнует поверхность воды, волны просятся на берег).
Что на картине оживляет скупой пейзаж? (Одинокий парус и дымящийся у горизонта пароход).
Опишите композицию картины. (По песчаному берегу медленно движется группа оборванных и измученных бурлаков. Их одиннадцать. Они занимают центр картины, идут по диагонали к левому нижнему углу её. Их можно разделить на три группы. В каждом есть свой центр – персонаж, на который прежде других обратишь внимание. Первая группа – это четыре первых бурлака. Их центр – это Канин. Вторая группа – четыре следующих персонажа. Их центр – юноша в розовой рубахе. Завершают эту ватагу бурлаков третья группа из трёх человек. В глаза бросается крупный мужчина с чёрной бородой).
Учитель. Сотни вёрст исхожены этими загорелыми, обветренными, привыкшими к зною и стуже людьми, и нет конца их далёкому пути. Но жестокая жизнь не убила в этих людях живую человеческую душу, не согнула их, а, быть может, напротив – закалила в борьбе за существование.
Кто возглавляет эту группу? Опишите его. (Впереди бурлаков идёт Канин – широкоплечий коренник в заплатанной рубахе, с повязкой на голове. Его могучую грудь и плечи опоясывает бурлацкая лямка. Художник с симпатией рисует его доброе лицо с открытым светлым лбом и печальными глазами. Чувствуется физическая сила и стойкость этого человека. Он много пережил на своём веку).
Кто такой коренник? (Лошадь, впрягаемая в оглобли. В переносном значении так говорят об основном исполнителе работы).
Как автор описал бурлака, идущего по правую руку от Канина? (Рядом с Каниным, напрягаясь, тянет лямку бурлак, такой же сильный, как и коренник. На его голове копна густых волос, лицо заросло бородой и усами. Он чуть-чуть улыбается, посматривая на тех, что ближе к нему, может быть, по-доброму подшучивает над ними).
Опишите третьего бурлака. (По левую руку от Канина изо всех сил наваливается плечами на лямку бурлак с бронзовым лицом. Он смотрит прямо на зрителя, в его глазах и злоба, и усмешка. Он похож на индейца, волосы его повязаны тряпкой, одет в лохмотья).
Опишите четвёртого бурлака из первой группы. (Это высокий бурлак в шляпе и с трубкой. За спинами работающих товарищей он не очень старается тянуть свою лямку. Взгляд его не то пренебрежительный, не то безразличный).
Как художник изобразил центральную фигуру второй группы? (Он находится в центре ватаги, выделяется и по цвету: у всех тёмные лохмотья, а его рваная рубаха – розовая. Но главное, он выделяется своим поведением, своей позой. Все бурлаки тянут лямки покорно, в полном безмолвии, а он не может смириться с лямкой, которая давит грудь и плечи, схватил её руками, как бы стараясь сбросить её. Кажется, что он всем существом протестует против такого положения).
Опишите бурлаков второй группы. (Справа от юноши ещё крепкий старик привычно тянет лямку и даже набивает на ходу трубку табаком из кисета. С другой стороны, идёт еле-еле больной и измученный старик, вытирающий пот со лба. Двигаться ему невыносимо трудно. Видимо, недолго ему ещё осталось бурлачить).
Опишите бурлаков последней группы. (В последней группе выделяется чернобровый крепкий мужчина. Он недавно стал бурлаком, потому что его ещё не согнула бурлацкая жизнь, не успел он сносить свои сапоги. Держится этот бурлак гордо и смотрит куда-то вдаль. Одет он в длинную рубаху и жилетку с единственной пуговицей. За ним идёт бродячий грек, беспокойно озирающийся вокруг. Шествие замыкает бурлак в лаптях, опустивший голову на грудь, отставший от своих товарищей).
Учитель. Художник создал портреты одиннадцати бурлаков с разными характерами и судьбами.
Каков колорит картины? (Колорит картины построен на контрастах светлого и тёмного. Бурлаки в тёмной, рваной одежде выписаны на фоне светлой, широкой Волги. Их грязные ноги вязнут в светлом прибрежном песке. Всё освещено солнцем. Простор и гурьба измученных бурлаков).
Учитель. Контрастное сочетание тёмной, унылой одежды бурлаков, их тягостного, почти душевного состояния и светлых, сверкающих красок природы создаёт потрясающее впечатление и вызывает у зрителя протест против несправедливости.
В заключение прочитать слова В.В. Стасова: «Кто взглянет на «Бурлаков» Репина, сразу поймёт, что автор глубоко проникнут был и потрясён теми сценами, которые проносились перед его глазами... он видел эти лохмотья, эту нужду и бедность, эту загрубелость и вместе добродушие – всё это отпечаталось огненными чертами на солнечном фоне картины».
-
Составление плана.
-
История создания картины.
-
Описание места действия картины.
-
Композиция картины.
-
Три группы бурлаков и их центры.
-
Колорит картины.
-
Настроение от картины.
-
Словарная работа.
-
Подбор синонимов.
Идут – бредут, еле передвигаются, следуют.
Усталые – измождённые, измученные.
-
Составление словаря.
Одежда – оборванная, грязная, заплатанная, старая, выцветшая.
Взгляд – разочарованный, с усмешкой, испуганный, протестующий, гордый, сердитый.
Волосы – густые, завязанные тряпкой, светлые, нечёсаные.
Тянут лямку (как?) – стараясь изо всех сил, в полную силу, с прохладцей, напрягаясь, наваливаясь плечами.
-
Словарно-орфографическая работа. Вставить и объяснить пропущенные буквы.
Пр...гнуться, зар...сло б...р...дой, п...вязка на г...л...ве, г...ризонт, п...йзаж, заг...релые лица, выт...рающий пот, хл...бнули горя.
-
Составление устного рассказа по картине.
-
На втором уроке ученики пишут сочинение.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»