Урок-КВН по русской словесности в 7 классе
Цели: способствовать развитию и повышению интереса к предмету; использовать различные виды занимательного материала познавательного характера; активизировать творческие силы учащихся, их способности.
Ход урока
I. Организационный момент.
Обмен приветствиями команд.
II. Конкурсные задания.
1. Разминка.
Учитель. В нашу разминку мы включали следующие задания:
1) Найти устойчивые сочетания слов (фразеологические обороты):
Оказался молодцом, смог осилить ношу –
Не ударил в грязь лицом и не сел в калошу;
За домом едва пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава.
2) Дать толкование найденных фразеологизмов.
2. Конкурс «Творческая командировка».
Учитель. Разминка окончена. За разминкой последует подготовка к творческой командировке. В этом вы знакомились с понятием портрета литературного героя, поэтому предлагаю командам ответить на вопрос: «С какой целью писатели используют в художественном произведении портрет литературного героя?». Затем каждая команда выбирает одного «писателя», который отправляется в творческую командировку, чтобы создать портрет-характер одного из своих одноклассников.
3. Конкурс «Кроссворд».
Учитель. В решении кроссворда принимают участие все члены команд, кроме «писателей». Успехов вам! Чья команда окажется находчивей и опередит соперников, разгадав все задания правильно, покажет время.
Кроссворд — см. вложенный документ
Вопросы к кроссворду:
По вертикали: 1. Одна из законченных частей, на которые делится пьеса или спектакль. 2. Вид драматического рода словесности: произведение, в котором человек гибнет или переживает крушение. 3. Вид эпической устной народной словесности: повествование о вымышленных, фантастических, невероятных событиях. 4. Противоречие, столкновение, борьба, на которых основано развитие сюжета. 5. Подражание чужому стилю с целью его высмеивания.
По горизонтали: 1. Вид эпической народной словесности: краткий юмористический рассказ с остроумной концовкой. 2. Образ человека или того, о ком (о чем) рассказывается в произведении словесности. 3. Результат употребления языка, связное законченное высказывание, письменное или устное. 4. Употребление слова в переносном значении. 5. Вид эпической словесности: произведение, содержащее религиозно-моральное поучение.
4. Конкурс «Узнайте литературного героя и назовите художественное произведение, действующим лицом которого этот герой является».
Учитель. Следующий наш конкурс литературный. Мы обратимся к портрету, но теперь уже к портрету литературного героя. Командам надо узнать литературного героя по его описанию, а также назвать художественное произведение, действующим лицом которого этот герой является, и автора.
Примечание. Конкурс проходит по произведениям, изученным на уроках литературы. Описание литературного героя читается каждой команде поочередно.
1)Глаза черные, светлые и лицом красивая, одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие, с высокими каблучками; на шее монисто, все из русских полтинников. (Дина из рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)
2)Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в жилого старика. (Самсон Вырин, повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель»)
3)Маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. (Денис Григорьев Акинфов, рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник»)
4)
Сама бледная, простоволосая,
Косы русые расплетенные,
Снегом-инеем пересыпаны;
Смотрят очи мутные как безумные,
Уста шепчут речи непонятные.
(Алена Дмитриевна, поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
Учитель. Завершен литературный конкурс, наши «писатели», вернувшиеся из творческой командировки, сейчас зачитают нам портреты-характеры одноклассников.
Выступления «писателей» из каждой команды.
5. Конкурс поэтический.
Следующим в нашей программе будет конкурс поэтический. Нужно закончить строфу, назвать стихотворение и его автора.
Например:
1) «Ягненок в жаркий день...».
2) «Волк ночью, думая залезть в овчарню...».
3) «Под голубыми небесами...».
4) «Играют волны, ветер свищет...».
5) «Скажи-ка, дядя, ведь не даром...».
6) «Буря мглою небо кроет...».
6. Конкурс «Домашнее задание».
Учитель. Пока «писатели» отчитывались о творческой командировке и шел конкурс болельщиков, команды готовились к конкурсу домашних заданий. Теперь они покажут нам свои пародии на литературные произведения и продемонстрируют актерские способности.
Выступления команд (например, пародия на сказки «Курочка Ряба» и «Красная Шапочка»).
7. Конкурс капитанов (литературный).
Учитель. Вам предстоит решить литературные задачи:
1) Откуда эти строки?
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…
(Из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».)
2) Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(А.С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане».)
3) О ком и о чем идет речь? Назовите произведение и автора.
Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
(О кулачном бое Калашникова с Кирибеевичем. М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича…»)
4) Кто и кому из героев гоголевских произведений признается: «Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты»?
а) Тарас Бульба – Запорожской сечи;
б) Андрий – панночке;
в) Хлестаков – Марье Антоновне;
г) Вакула – Оксане.
(«Тарас Бульба».)
5. При наличии времени Викторина по гоголевским произведениям
Назовите содержимое люльки гоголевского Тараса Бульбы. (Табак, люлька – это ещё и курительная трубка..)
Как называлось село, в котором жил гоголевский персонаж Вакула? (Диканька.)
Кем по родству приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле? (Матерью.)
Кем по профессии был Вакула из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»? (Кузнецом.)
Назовите «транспортное средство» кузнеца Вакулы при полёте в Петербург. (Чёрт.)
Викторина по произведениям А.П. Чехова
Какие "родственные" отношения А.П. Чехов установил между немногословностью и одаренностью? (Краткость – сестра таланта.)
Какое животное стало причиной скандала в рассказе Чехова «Хамелеон»? (Собака.)
Какое произведение Чехова особенно любимо всеми программистами? («Дама с @» — «Дама с собачкой».)
В каком произведении герои Иван Иванович, Фёдор Тимофеевич и Тётка вовсе не люди, хотя и носят человеческие имена? («Каштанка», А.П. Чехов.)
В рассказе Чехова «Свадьба» читаем: «В столовой, где покоем накрыт закусочный стол, толпятся старики и нетанцующая молодежь...». Как понимать выражение о том, что стол накрыт покоем? (Покоем – то есть по форме буквы «п», которая в церковнославянском алфавите называется «покой».)
III. Подведение итогов конкурсной игры.
ИТОГОВЫЙ УРОК-квн ПО СЛОВЕСНОСТИ
Цели: способствовать развитию и повышению интереса к предмету; использовать различные виды занимательного материала познавательного характера; активизировать творческие силы учащихся, их способности.
Ход урока
I. Организационный момент.
Обмен приветствиями команд.
II. Конкурсные задания.
1. Разминка.
Учитель. В нашу разминку мы включали следующие задания:
1) Найти устойчивые сочетания слов (фразеологические обороты):
Оказался молодцом, смог осилить ношу –
Не ударил в грязь лицом и не сел в калошу;
За домом едва пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава.
2) Дать толкование найденных фразеологизмов.
2. Конкурс «Творческая командировка».
Учитель. Разминка окончена. За разминкой последует подготовка к творческой командировке. В этом вы знакомились с понятием портрета литературного героя, поэтому предлагаю командам ответить на вопрос: «С какой целью писатели используют в художественном произведении портрет литературного героя?». Затем каждая команда выбирает одного «писателя», который отправляется в творческую командировку, чтобы создать портрет-характер одного из своих одноклассников.
3. Конкурс «Кроссворд».
Учитель. В решении кроссворда принимают участие все члены команд, кроме «писателей». Успехов вам! Чья команда окажется находчивей и опередит соперников, разгадав все задания правильно, покажет время.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
З |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 А |
Н |
Е |
К |
Д |
О |
2 Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К |
|
|
А |
|
|
Р |
|
|
|
|
|
|
3 Т |
Е |
4 К |
С |
Т |
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
2 Г |
Е |
Р |
О |
Й |
|
|
|
|
Н |
|
|
5 П |
|
|
|
|
Е |
|
|
|
|
4 М |
Е |
Т |
А |
Ф |
О |
Р |
А |
|
|
|
|
Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
Л |
|
|
Р |
|
|
5 П |
Р |
И |
Т |
Ч |
А |
|
|
|
|
|
И |
|
|
О |
|
|
|
|
Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
К |
|
|
Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т |
|
|
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы к кроссворду:
По вертикали: 1. Одна из законченных частей, на которые делится пьеса или спектакль. 2. Вид драматического рода словесности: произведение, в котором человек гибнет или переживает крушение. 3. Вид эпической устной народной словесности: повествование о вымышленных, фантастических, невероятных событиях. 4. Противоречие, столкновение, борьба, на которых основано развитие сюжета. 5. Подражание чужому стилю с целью его высмеивания.
По горизонтали: 1. Вид эпической народной словесности: краткий юмористический рассказ с остроумной концовкой. 2. Образ человека или того, о ком (о чем) рассказывается в произведении словесности. 3. Результат употребления языка, связное законченное высказывание, письменное или устное. 4. Употребление слова в переносном значении. 5. Вид эпической словесности: произведение, содержащее религиозно-моральное поучение.
4. Конкурс «Узнайте литературного героя и назовите художественное произведение, действующим лицом которого этот герой является».
Учитель. Следующий наш конкурс литературный. Мы обратимся к портрету, но теперь уже к портрету литературного героя. Командам надо узнать литературного героя по его описанию, а также назвать художественное произведение, действующим лицом которого этот герой является, и автора.
Примечание. Конкурс проходит по произведениям, изученным на уроках литературы. Описание литературного героя читается каждой команде поочередно.
-
Глаза черные, светлые и лицом красивая, одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие, с высокими каблучками; на шее монисто, все из русских полтинников. (Дина из рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)
-
Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в жилого старика. (Самсон Вырин, повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель»)
-
Маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. (Денис Григорьев Акинфов, рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник»)
-
Сама бледная, простоволосая,
Косы русые расплетенные,
Снегом-инеем пересыпаны;
Смотрят очи мутные как безумные,
Уста шепчут речи непонятные.
(Алена Дмитриевна, поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
Учитель. Завершен литературный конкурс, наши «писатели», вернувшиеся из творческой командировки, сейчас зачитают нам портреты-характеры одноклассников.
Выступления «писателей» из каждой команды.
5. Конкурс поэтический.
Следующим в нашей программе будет конкурс поэтический. Нужно закончить строфу, назвать стихотворение и его автора.
Например:
1) «Ягненок в жаркий день...».
2) «Волк ночью, думая залезть в овчарню...».
3) «Под голубыми небесами...».
4) «Играют волны, ветер свищет...».
5) «Скажи-ка, дядя, ведь не даром...».
6) «Буря мглою небо кроет...».
6. Конкурс «Домашнее задание».
Учитель. Пока «писатели» отчитывались о творческой командировке и шел конкурс болельщиков, команды готовились к конкурсу домашних заданий. Теперь они покажут нам свои пародии на литературные произведения и продемонстрируют актерские способности.
Выступления команд (например, пародия на сказки «Курочка Ряба» и «Красная Шапочка»).
7. Конкурс капитанов (литературный).
Учитель. Вам предстоит решить литературные задачи:
1) Откуда эти строки?
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…
(Из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».)
2) Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(А.С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане».)
3) О ком и о чем идет речь? Назовите произведение и автора.
Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
(О кулачном бое Калашникова с Кирибеевичем. М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича…»)
4) Кто и
кому из героев гоголевских произведений
признается: «Отчизна есть то, что ищет
душа наша, что милее для нее всего.
Отчизна моя – ты»?
а) Тарас Бульба –
Запорожской сечи;
б) Андрий – панночке;
в) Хлестаков – Марье Антоновне;
г)
Вакула – Оксане.
(«Тарас Бульба».)
5. При наличии времени Викторина по гоголевским произведениям
Назовите содержимое люльки гоголевского Тараса Бульбы. (Табак, люлька – это ещё и курительная трубка..)
Как называлось село, в котором жил гоголевский персонаж Вакула? (Диканька.)
Кем по родству приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле? (Матерью.)
Кем по профессии был Вакула из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»? (Кузнецом.)
Назовите «транспортное средство» кузнеца Вакулы при полёте в Петербург. (Чёрт.)
Викторина по произведениям А.П. Чехова
Какие "родственные" отношения А.П. Чехов установил между немногословностью и одаренностью? (Краткость – сестра таланта.)
Какое животное
стало причиной скандала в рассказе
Чехова «Хамелеон»? (Собака.)
Какое
произведение Чехова особенно любимо
всеми программистами? («Дама с @» -
«Дама с собачкой».)
В каком произведении герои Иван Иванович, Фёдор Тимофеевич и Тётка вовсе не люди, хотя и носят человеческие имена? («Каштанка», А.П. Чехов.)
В рассказе Чехова «Свадьба» читаем: «В столовой, где покоем накрыт закусочный стол, толпятся старики и нетанцующая молодежь...». Как понимать выражение о том, что стол накрыт покоем? (Покоем – то есть по форме буквы «п», которая в церковнославянском алфавите называется «покой».)
III. Подведение итогов конкурсной игры.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»