Разнообразие растительного мира на Земле
Цель: Познакомить обучающихся с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы.
Задачи:
· Воспитательная:
• Содействовать воспитанию у обучающихся бережного отношения к окружающему миру, умение работать в группе, выслушивать мнение одноклассников, интерес к изучаемому предмету.
· Развивающая:
• Развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания, развитие устной речи.
· Образовательная:
• Сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок с элементами игры.
Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно—иллюстративный, частично—поисковый.
Формы работы: общеклассная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир»
Презентация «Разнообразие растительного мира»
Мини—сообщения обучающихся
Гербарий
Опорные слова
Памятки
Раздаточный материал
Ход урока.
1. Оргмомент
Слайд 1
Любя природу страстью нежной,
Жизнь проживая безмятежно,
В познанье отворяя дверь,
Ты в биологию поверь!
Она расскажет вам, ребята,
О рыбах, водорослях, мхах,
Лишайниках, и о ползучих, о крылатых,
И о растениях, грибах.
И вы узнаете однажды
Даль неизведанных дорог,
И утолите жажду знаний.
Итак, начнём скорей урок!
2. Изучение нового материала.
Целеполагание
Слайд 2
Мы продолжаем с вами путешествие по самому удивительному и разнообразному царству—царству природы.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм—
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
-- В пути нам будет помогать наш верный помощник Старичок—Лесовичок (на доску иллюстрацию). Он поможет узнать нам тайны природы и будет охранять в пути.
— Но для того, чтобы мы отправились в путь, необходимо заполнить опорную схему.
Работа в микрогруппах по заполнению опорной схемы.
--Проверим вашу работу.
Как называется наука, которая изучает живую природу?
На какие царства учёные—биологи делят живую природу? Слайд 3
Выступление по 1 ученику от каждой микрогруппы
--Сегодня мы совершим путешествие ещё по одному царству живой природы. А что это за царство вы узнаете, отгадав загадку.
Слайд 4
Дышит, растёт,
А ходить не может?
(Растение)
--Ребята, о каком царстве живой природы мы будем говорить на уроке?
--А на какие вопросы о растениях вы хотели бы получить ответы?
Записать вопросы на доску.
Реализация плана
С глубокой древности человек, собирая, а затем возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане»--трава.
Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико: растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой.
Учёные—биологи утверждают, что растения—живые организмы.
--А как вы думаете, это действительно так?
Учёные—ботаники делят царство растений на группы.
Слайд 5 Растения
НизшиеВысшие
--Как вы думаете, какие растения относятся к низшей группе?
--Верно, а все другие растения относятся к высшей группе.
--Итак, учёные к низшим растениям относят водоросли.
--Что вы знаете о водорослях?
--Где живут водоросли?
--Подробнее о водорослях нам расскажет…………
Мини—сообщение о водорослях.
--Какой вывод можно сделать из услышанного.
Слайд 6
Водоросли
--Обратимся к высшему классу растений.
Слайд 7
Высшие растения
Мхи
--К высшему классу растений учёные отнесли мхи.
--Где можно увидеть мхи?
--Как вы думаете, чем мхи отличаются от водорослей?
--Почему учёные отнесли мхи к высшему классу растений вы узнаете из сообщения………………….
Мини—сообщение «Мхи»
--Так в чём же отличие мхов от низшего класса растений?
Слайд 8
Мхи
--Так же к высшему классу относятся и папоротники.
Слайд 9
Папоротники
Работа с гербарием (или живым цветком)
--Подумайте, почему эти растения учёные отнесли к высшему классу?
Ответы учащихся на данный вопрос.
--Таким образом, можно сделать какой вывод, (Слайд Папоротники)
Папоротник—высшее растение, так как имеет корень, стебель, листья, но не имеет цветков и плодов с семенами, размножается спорами. Живут в сырых местах, очень жизнеспособны.
Физминутка
Мы немного отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете—
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали!
--Я предлагаю вам отгадать загадки.
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви-только на макушке.
(Сосна)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые,
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят, там и шумят.
(Березка)
Что же это за девица:
не швея, не мастерица,
ничего сама не шьет,
а в иголках круглый год?
(елка)
По ходу—на доску картинки с изображением деревьев.
--Как вы думаете, на какие группы можно разделить эти растения?
--Почему вы так распределили эти растения?
Слайд Разнообразие растений
Хвойные Цветковые
(лиственные)
--Учёные лиственные растения называют «цветковые».
--А чем отличаются эти растения друг от друга?
Слайд 11
Хвойные растения
--Почему эта группа растений называется «хвойные»?
--Что вы можете рассказать о хвойных растениях?
Слайд (продолжение)
имеют одеревенелый корень
Листья—хвоинки
Размножаются семенами
Слайд 12
Цветковые (лиственные) растения
Имеют одеревенелый или травянистый корень
Листовая пластинка и черенок
Размножаются: цветы, из них образуются плоды с
семенами
--Старичок Лесовичок предлагает вам задание. Каждая группа имеет своё задание. Попробуйте его выполнить. Удачи!
Групповая работа. Распределение по классам данных растений.
--Какие растения вы отнесли к хвойным?
--А какие к цветковым?
--Ещё раз обратим своё внимание на группы растений.
--Какие растения учёные отнесли к высшей группе?
Слайд 13 Высшие растения
Мхи Папоротники Хвойные Цветковые
3. Итог урока
--Теперь ваш багаж знаний пополнился. И ещё одно задание от нашего помощника.
Старичок—Лесовичок предлагает вам графический диктант.
Графический диктант
Да—квадрат
Нет—треугольник
Вопросы:
1. Верно ли, что наука, изучающая растения называется ботаникой? (да)
2. Учёные—ботаники делят царство растений на 3 группы: низшие, средние, высшие. (нет)
3. К низшим растениям относят водоросли и мхи? (нет)
4. К высшим растениям относят учёные мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения? (да)
5. Растение—живой организм? (да)
6. Водоросли имеют корень, стебель, листья и цветок. (нет)
— Проверьте правильность своих ответов. Оцените свою работу.
(на доска –правильные ответы)
— Кто остался доволен своим результатом?
--Что полезного для себя вы узнали на уроке?
--Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?
--Прочитайте высказывание Ж.Ж. Руссо. Если все растения у наших ног, то как мы должны относиться к ним?
--Надеюсь, что наш урок будет этому способствовать.
4. Выставление отметок за работу на уроке.
Учащиеся, которые готовили дополнительную информацию к уроку получают ……. Выставить за работу в группах, индивидуальную работу по карточкам.
5. Домашнее задание:
учебник с. 54-59,
по желанию—подготовить графический диктант, загадки о растениях, кроссворд по данной теме.
Список литературы:
1. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир»
2. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»».
3. Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»».
4. Петров В.В «Растительный мир нашей Родины».
Тема: Разнообразие растительного мира.
Цель: Познакомить обучающихся с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы.
Задачи:
-
Воспитательная:
-
Содействовать воспитанию у обучающихся бережного отношения к окружающему миру, умение работать в группе, выслушивать мнение одноклассников, интерес к изучаемому предмету.
-
Развивающая:
-
Развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания, развитие устной речи.
-
Образовательная:
-
Сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок с элементами игры.
Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно—иллюстративный, частично—поисковый.
Формы работы: общеклассная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир»
Презентация «Разнообразие растительного мира»
Мини—сообщения обучающихся
Гербарий
Опорные слова
Памятки
Раздаточный материал
Ход урока.
-
Оргмомент
Слайд 1
Любя природу страстью нежной,
Жизнь проживая безмятежно,
В познанье отворяя дверь,
Ты в биологию поверь!
Она расскажет вам, ребята,
О рыбах, водорослях, мхах,
Лишайниках, и о ползучих, о крылатых,
И о растениях, грибах.
И вы узнаете однажды
Даль неизведанных дорог,
И утолите жажду знаний.
Итак, начнём скорей урок!
-
Изучение нового материала.
Целеполагание
Слайд 2
Мы продолжаем с вами путешествие по самому удивительному и разнообразному царству—царству природы.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм—
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
-- В пути нам будет помогать наш верный помощник Старичок—Лесовичок (на доску иллюстрацию). Он поможет узнать нам тайны природы и будет охранять в пути.
-- Но для того, чтобы мы отправились в путь, необходимо заполнить опорную схему.
Работа в микрогруппах по заполнению опорной схемы.
--Проверим вашу работу.
Как называется наука, которая изучает живую природу?
На какие царства учёные—биологи делят живую природу? Слайд 3
Выступление по 1 ученику от каждой микрогруппы
--Сегодня мы совершим путешествие ещё по одному царству живой природы. А что это за царство вы узнаете, отгадав загадку.
Слайд 4
Дышит, растёт,
А ходить не может?
Растение
--Ребята, о каком царстве живой природы мы будем говорить на уроке?
--А на какие вопросы о растениях вы хотели бы получить ответы?
Записать вопросы на доску.
Реализация плана
С глубокой древности человек, собирая, а затем возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане»--трава.
Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико: растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой.
Учёные—биологи утверждают, что растения—живые организмы.
--А как вы думаете, это действительно так?
Учёные—ботаники делят царство растений на группы.
Слайд 5 Растения
Низшие Высшие
--Как вы думаете, какие растения относятся к низшей группе?
--Верно, а все другие растения относятся к высшей группе.
--Итак, учёные к низшим растениям относят водоросли.
--Что вы знаете о водорослях?
--Где живут водоросли?
--Подробнее о водорослях нам расскажет…………
Мини—сообщение о водорослях.
--Какой вывод можно сделать из услышанного.
Слайд 6 Водоросли
--Обратимся к высшему классу растений.
Слайд 7 Высшие растения
Мхи
--К высшему классу растений учёные отнесли мхи.
--Где можно увидеть мхи?
--Как вы думаете, чем мхи отличаются от водорослей?
--Почему учёные отнесли мхи к высшему классу растений вы узнаете из сообщения………………….
Мини—сообщение «Мхи»
--Так в чём же отличие мхов от низшего класса растений?
Слайд 8 Мхи
--Так же к высшему классу относятся и папоротники.
Слайд 9 Папоротники
Работа с гербарием (или живым цветком)
--Подумайте, почему эти растения учёные отнесли к высшему классу?
Ответы учащихся на данный вопрос.
--Таким образом, можно сделать какой вывод, (Слайд Папоротники)
Папоротник—высшее растение, так как имеет корень, стебель, листья, но не имеет цветков и плодов с семенами, размножается спорами. Живут в сырых местах, очень жизнеспособны.
Физминутка
Мы немного отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете—
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали!
--Я предлагаю вам отгадать загадки.
У
меня длинней иголки, чем у елки.
Очень
прямо я расту в высоту.
Если я не на
опушке,
Ветви-только на макушке.
(Сосна)
Я
из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил
и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь
ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и
белок,
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
Стоят
столбы белые,
На них шапки зеленые,
Летом
мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они
стоят, там и шумят.
(Березка)
Что же это за девица:
не швея, не мастерица,
ничего сама не шьет,
а в иголках круглый год?
(елка)
По ходу—на доску картинки с изображением деревьев.
--Как вы думаете, на какие группы можно разделить эти растения?
--Почему вы так распределили эти растения?
Слайд Разнообразие растений
Хвойные Цветковые
(лиственные)
--Учёные лиственные растения называют «цветковые».
--А чем отличаются эти растения друг от друга?
Слайд 11 Хвойные растения
--Почему эта группа растений называется «хвойные»?
--Что вы можете рассказать о хвойных растениях?
Слайд (продолжение) имеют одеревенелый корень
Листья—хвоинки
Размножаются семенами
Слайд 12 Цветковые (лиственные) растения
Имеют одеревенелый или травянистый корень
Листовая пластинка и черенок
Размножаются: цветы, из них образуются плоды с
семенами
--Старичок Лесовичок предлагает вам задание. Каждая группа имеет своё задание. Попробуйте его выполнить. Удачи!
Групповая работа. Распределение по классам данных растений.
--Какие растения вы отнесли к хвойным?
--А какие к цветковым?
--Ещё раз обратим своё внимание на группы растений.
--Какие растения учёные отнесли к высшей группе?
Слайд 13 Высшие растения
Мхи Папоротники Хвойные Цветковые
-
Итог урока
--Теперь ваш багаж знаний пополнился. И ещё одно задание от нашего помощника.
Старичок—Лесовичок предлагает вам графический диктант.
Графический диктант
Да—квадрат
Нет—треугольник
Вопросы:
-
Верно ли, что наука, изучающая растения называется ботаникой? (да)
-
Учёные—ботаники делят царство растений на 3 группы: низшие, средние, высшие. (нет)
-
К низшим растениям относят водоросли и мхи? (нет)
-
К высшим растениям относят учёные мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения? (да)
-
Растение—живой организм? (да)
-
Водоросли имеют корень, стебель, листья и цветок. (нет)
-- Проверьте правильность своих ответов. Оцените свою работу.
(на доска –правильные ответы)
-- Кто остался доволен своим результатом?
--Что полезного для себя вы узнали на уроке?
--Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?
--Прочитайте высказывание Ж.Ж. Руссо. Если все растения у наших ног, то как мы должны относиться к ним?
--Надеюсь, что наш урок будет этому способствовать.
-
Выставление отметок за работу на уроке.
Учащиеся, которые готовили дополнительную информацию к уроку получают ……. Выставить за работу в группах, индивидуальную работу по карточкам.
-
Домашнее задание:
учебник с. 54-59,
по желанию—подготовить графический диктант, загадки о растениях, кроссворд по данной теме.
Список литературы:
-
Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир»
-
Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»».
-
Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»».
-
Петров В.В «Растительный мир нашей Родины».
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО