В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Разнообразие растительного мира на Земле

Разнообразие растительного мира на Земле

Елена Губина
Тип материала: Урок
просмотров: 13408
Краткое описание
Урок окружающего мира по теме "Разнообразие растительного мира на Земле"  является вторым в изучении раздела. Структура урока строилась таким образом, чтобы обучающиеся  делали акцент на жизненный опыт и свои наблюдения. Особое внимание уделяется на уроке классификации растений, формируется определённый уровень информированности о растениях, как особом царстве органического мира природы.
Описание
Тема: Разнообразие растительного мира.
  
 Цель: Познакомить обучающихся с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы.
 
 Задачи:
 ·  Воспитательная:
 • Содействовать воспитанию у обучающихся бережного отношения к окружающему миру, умение работать в группе, выслушивать мнение одноклассников, интерес к изучаемому предмету.
 ·  Развивающая:
 • Развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания, развитие устной речи.
·  Образовательная:
 • Сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы. 
  
 Тип урока: изучение нового материала.
  
 Вид урока: урок с элементами игры.
  
 Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно—иллюстративный, частично—поисковый.
   
 Формы работы: общеклассная, индивидуальная, работа в парах.
  
 Оборудование: Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир»
 
   Презентация «Разнообразие растительного мира»
 
   Мини—сообщения обучающихся
 
   Гербарий 
 
   Опорные слова
 
   Памятки 
 
   Раздаточный материал
  
 Ход урока.
 
 1.     Оргмомент 
 

 Слайд 1 
 
 Любя природу страстью нежной,
 
 Жизнь проживая безмятежно, 
 
 В  познанье отворяя дверь,
 
 Ты в биологию поверь!
 
 Она расскажет вам, ребята, 
 
 О рыбах, водорослях, мхах,
 
 Лишайниках, и о ползучих, о крылатых,
 
 И о растениях, грибах.
 И вы узнаете однажды
 Даль неизведанных дорог,
 И утолите жажду знаний.
 Итак, начнём скорей урок!
  
 2.     Изучение нового материала.

 Целеполагание 
 

 Слайд 2
 
 Мы продолжаем с вами путешествие по самому удивительному и разнообразному царству—царству природы.
Есть просто храм,
 Есть храм науки.
 А есть ещё природы храм—
 С лесами, тянущими руки
 Навстречу солнцу и ветрам.
   
 --   В пути нам будет помогать наш верный помощник Старичок—Лесовичок   (на доску иллюстрацию).  Он  поможет  узнать нам тайны природы и будет охранять в пути.
 
  — Но для того, чтобы мы отправились в путь, необходимо заполнить опорную схему.
  
 Работа в микрогруппах по заполнению опорной схемы.
 
  
 --Проверим вашу работу. 
 
 Как называется наука, которая изучает живую природу?
 На какие царства учёные—биологи делят живую природу? Слайд 3
 Выступление по 1 ученику от каждой микрогруппы
  

 --Сегодня мы совершим путешествие ещё по одному царству живой природы. А что это за царство вы узнаете, отгадав загадку.
  
 Слайд 4
 
 Дышит, растёт,
 А ходить не может?
 (Растение)
 
 --Ребята, о каком царстве живой природы мы будем говорить на уроке?
 
 --А на какие вопросы о растениях вы хотели бы получить ответы?
  
 Записать вопросы на доску.
 

 Реализация плана
  

      С глубокой древности человек, собирая, а затем возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане»--трава.  
 
      Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они  растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико: растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой.
 
 Учёные—биологи утверждают, что растения—живые организмы.
 
 --А как вы думаете, это действительно так?
 
       Учёные—ботаники делят царство растений на группы.
  
 Слайд 5   Растения
 
      НизшиеВысшие
 
 --Как вы думаете, какие растения относятся к низшей группе?
 
 --Верно, а все другие растения относятся к высшей группе.
 
 --Итак, учёные к низшим растениям относят водоросли.
 
 --Что вы знаете о водорослях?
 
 --Где живут водоросли?
 
 --Подробнее о водорослях нам расскажет…………
 
 Мини—сообщение о водорослях.
 

 --Какой вывод можно сделать из услышанного.
  
 Слайд 6    
Водоросли
  
 --Обратимся к высшему классу растений.
  
 Слайд 7
Высшие растения   
Мхи   
 --К высшему классу растений учёные отнесли мхи. 
 --Где можно увидеть мхи?
 --Как вы думаете, чем мхи отличаются от водорослей?
 --Почему учёные отнесли мхи к высшему классу растений вы узнаете из сообщения………………….
 
 Мини—сообщение «Мхи»
 
--Так в чём же отличие мхов от низшего класса растений?
  
 Слайд 8
Мхи 
  
 --Так же к высшему классу относятся и папоротники.
  
 Слайд 9 
Папоротники
  
 Работа с гербарием (или живым цветком)
 
 --Подумайте,  почему эти растения учёные отнесли к высшему классу?
   
 Ответы учащихся на данный вопрос.
  

 --Таким образом, можно сделать какой вывод,   (Слайд   Папоротники)
  

 Папоротник—высшее растение, так как имеет корень, стебель, листья, но не имеет цветков и плодов с семенами, размножается спорами. Живут в сырых местах, очень жизнеспособны.
  
 
 Физминутка
  

 Мы немного отдохнём
 Встанем, глубоко вздохнём. 
 Дети по лесу гуляли, 
 За природой наблюдали.
 Вверх на солнце посмотрели, 
 И их всех лучи согрели.
 Чудеса у нас на свете—
 Стали карликами дети.
 А потом все дружно встали,
 Великанами мы стали.
 Дружно хлопаем,
 Ногами топаем!
 Хорошо мы погуляли!
 И немножечко устали!
  
 --Я предлагаю вам отгадать загадки.
  
 У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви-только на макушке. 
(Сосна)
   
 Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб) 
  
 Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые,
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят, там и шумят.
(Березка) 
  
 Что же это за девица: 
 не швея, не мастерица, 
 ничего сама не шьет, 
 а в иголках круглый год? 
 (елка) 
 
 По ходу—на доску картинки с изображением деревьев.
  
 --Как вы думаете, на какие группы можно разделить эти растения?
 --Почему вы так распределили эти растения?
   
 
   Слайд            Разнообразие растений
 
    Хвойные   Цветковые
  (лиственные)
 
 --Учёные лиственные растения называют «цветковые».
--А чем отличаются эти растения друг от друга?
  
 Слайд 11
Хвойные растения
 
 --Почему эта группа растений называется «хвойные»?
 --Что вы можете рассказать о хвойных растениях?
   
 Слайд (продолжение)
имеют одеревенелый корень 
Листья—хвоинки
Размножаются семенами
  
 Слайд 12    
Цветковые (лиственные) растения
 Имеют одеревенелый или травянистый корень
 Листовая пластинка и черенок
Размножаются: цветы, из них образуются плоды с
семенами
   
 --Старичок Лесовичок  предлагает вам задание. Каждая группа имеет своё задание. Попробуйте его выполнить. Удачи!
  
 Групповая работа. Распределение по классам данных растений.
  

 --Какие растения вы отнесли к хвойным? 
 --А какие к цветковым?
  
 --Ещё раз обратим своё внимание на группы растений.
 --Какие растения учёные отнесли к высшей группе?
  
 Слайд 13    Высшие растения
   
  Мхи    Папоротники    Хвойные    Цветковые
  
 3.     Итог урока
  

 --Теперь ваш багаж знаний пополнился.  И ещё одно задание от нашего помощника. 
  Старичок—Лесовичок предлагает вам графический диктант.
   
 Графический диктант
 

 Да—квадрат
 

 Нет—треугольник 
 

 Вопросы: 
 
 1.     Верно ли, что наука, изучающая растения называется ботаникой? (да)
 2.     Учёные—ботаники делят царство растений на 3 группы: низшие, средние, высшие.     (нет)
 3.     К низшим растениям относят водоросли и мхи? (нет)
 4.     К высшим растениям относят учёные мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения? (да)
 5.      Растение—живой организм? (да)
 6.     Водоросли имеют корень, стебель, листья и цветок.  (нет)
  
       — Проверьте правильность своих ответов. Оцените свою работу.
   (на доска –правильные ответы)
      — Кто остался доволен своим результатом?
     --Что полезного для себя  вы узнали на уроке?
      --Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?
     --Прочитайте высказывание Ж.Ж. Руссо. Если все растения у наших ног, то как мы должны относиться к ним?
     --Надеюсь, что наш урок будет этому способствовать.
  
 4.     Выставление отметок за работу на уроке.
 
  Учащиеся, которые готовили дополнительную информацию к уроку получают ……. Выставить за работу в группах, индивидуальную работу по карточкам.
  
 5.     Домашнее задание: 
 
 учебник с. 54-59, 
 
 по желанию—подготовить графический диктант, загадки о растениях, кроссворд по данной теме.
 
Список литературы:
 

 1.     Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир»
 2.     Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»».
 3.     Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»».
 4.     Петров В.В «Растительный мир нашей Родины».

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
урок окружающего мира Растения.docx Скачать

Тема: Разнообразие растительного мира.


Цель: Познакомить обучающихся с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы.


Задачи:

  • Воспитательная:

  • Содействовать воспитанию у обучающихся бережного отношения к окружающему миру, умение работать в группе, выслушивать мнение одноклассников, интерес к изучаемому предмету.


  • Развивающая:

  • Развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания, развитие устной речи.


  • Образовательная:

  • Сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.


Тип урока: изучение нового материала.


Вид урока: урок с элементами игры.


Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно—иллюстративный, частично—поисковый.


Формы работы: общеклассная, индивидуальная, работа в парах.


Оборудование: Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир»

Презентация «Разнообразие растительного мира»

Мини—сообщения обучающихся

Гербарий

Опорные слова

Памятки

Раздаточный материал








Ход урока.


  1. Оргмомент

Слайд 1

Любя природу страстью нежной,

Жизнь проживая безмятежно,

В познанье отворяя дверь,

Ты в биологию поверь!

Она расскажет вам, ребята,

О рыбах, водорослях, мхах,

Лишайниках, и о ползучих, о крылатых,

И о растениях, грибах.

И вы узнаете однажды

Даль неизведанных дорог,

И утолите жажду знаний.

Итак, начнём скорей урок!


  1. Изучение нового материала.


Целеполагание

Слайд 2

Мы продолжаем с вами путешествие по самому удивительному и разнообразному царству—царству природы.


Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм—

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.


-- В пути нам будет помогать наш верный помощник Старичок—Лесовичок (на доску иллюстрацию). Он поможет узнать нам тайны природы и будет охранять в пути.

-- Но для того, чтобы мы отправились в путь, необходимо заполнить опорную схему.


Работа в микрогруппах по заполнению опорной схемы.


--Проверим вашу работу.

Как называется наука, которая изучает живую природу?

На какие царства учёные—биологи делят живую природу? Слайд 3


Выступление по 1 ученику от каждой микрогруппы


--Сегодня мы совершим путешествие ещё по одному царству живой природы. А что это за царство вы узнаете, отгадав загадку.


Слайд 4

Дышит, растёт,

А ходить не может?

Растение


--Ребята, о каком царстве живой природы мы будем говорить на уроке?

--А на какие вопросы о растениях вы хотели бы получить ответы?


Записать вопросы на доску.

Реализация плана


С глубокой древности человек, собирая, а затем возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане»--трава.

Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико: растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой.

Учёные—биологи утверждают, что растения—живые организмы.

--А как вы думаете, это действительно так?


Учёные—ботаники делят царство растений на группы.


Слайд 5 Растения

Низшие Высшие

--Как вы думаете, какие растения относятся к низшей группе?

--Верно, а все другие растения относятся к высшей группе.

--Итак, учёные к низшим растениям относят водоросли.

--Что вы знаете о водорослях?

--Где живут водоросли?

--Подробнее о водорослях нам расскажет…………

Мини—сообщение о водорослях.

--Какой вывод можно сделать из услышанного.


Слайд 6 Водоросли


--Обратимся к высшему классу растений.


Слайд 7 Высшие растения

Мхи


--К высшему классу растений учёные отнесли мхи.

--Где можно увидеть мхи?

--Как вы думаете, чем мхи отличаются от водорослей?

--Почему учёные отнесли мхи к высшему классу растений вы узнаете из сообщения………………….

Мини—сообщение «Мхи»

--Так в чём же отличие мхов от низшего класса растений?


Слайд 8 Мхи

--Так же к высшему классу относятся и папоротники.


Слайд 9 Папоротники


Работа с гербарием (или живым цветком)

--Подумайте, почему эти растения учёные отнесли к высшему классу?


Ответы учащихся на данный вопрос.


--Таким образом, можно сделать какой вывод, (Слайд Папоротники)


Папоротник—высшее растение, так как имеет корень, стебель, листья, но не имеет цветков и плодов с семенами, размножается спорами. Живут в сырых местах, очень жизнеспособны.


Физминутка


Мы немного отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете—

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали!


--Я предлагаю вам отгадать загадки.


У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви-только на макушке.
(Сосна)


Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)


Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые,
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят, там и шумят.
(Березка)


Что же это за девица:

не швея, не мастерица,

ничего сама не шьет,

а в иголках круглый год?

(елка)

По ходу—на доску картинки с изображением деревьев.


--Как вы думаете, на какие группы можно разделить эти растения?

--Почему вы так распределили эти растения?



Слайд Разнообразие растений

Хвойные Цветковые

(лиственные)

--Учёные лиственные растения называют «цветковые».


--А чем отличаются эти растения друг от друга?

Слайд 11 Хвойные растения


--Почему эта группа растений называется «хвойные»?

--Что вы можете рассказать о хвойных растениях?


Слайд (продолжение) имеют одеревенелый корень

Листья—хвоинки

Размножаются семенами


Слайд 12 Цветковые (лиственные) растения

Имеют одеревенелый или травянистый корень

Листовая пластинка и черенок

Размножаются: цветы, из них образуются плоды с

семенами


--Старичок Лесовичок предлагает вам задание. Каждая группа имеет своё задание. Попробуйте его выполнить. Удачи!


Групповая работа. Распределение по классам данных растений.


--Какие растения вы отнесли к хвойным?

--А какие к цветковым?


--Ещё раз обратим своё внимание на группы растений.

--Какие растения учёные отнесли к высшей группе?


Слайд 13 Высшие растения


Мхи Папоротники Хвойные Цветковые




  1. Итог урока


--Теперь ваш багаж знаний пополнился. И ещё одно задание от нашего помощника.

Старичок—Лесовичок предлагает вам графический диктант.


Графический диктант

Да—квадрат

Нет—треугольник

Вопросы:

  1. Верно ли, что наука, изучающая растения называется ботаникой? (да)

  2. Учёные—ботаники делят царство растений на 3 группы: низшие, средние, высшие. (нет)

  3. К низшим растениям относят водоросли и мхи? (нет)

  4. К высшим растениям относят учёные мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения? (да)

  5. Растение—живой организм? (да)

  6. Водоросли имеют корень, стебель, листья и цветок. (нет)


-- Проверьте правильность своих ответов. Оцените свою работу.

(на доска –правильные ответы)


-- Кто остался доволен своим результатом?


--Что полезного для себя вы узнали на уроке?

--Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?


--Прочитайте высказывание Ж.Ж. Руссо. Если все растения у наших ног, то как мы должны относиться к ним?


--Надеюсь, что наш урок будет этому способствовать.


  1. Выставление отметок за работу на уроке.


Учащиеся, которые готовили дополнительную информацию к уроку получают ……. Выставить за работу в группах, индивидуальную работу по карточкам.


  1. Домашнее задание:

учебник с. 54-59,

по желанию—подготовить графический диктант, загадки о растениях, кроссворд по данной теме.



Список литературы:

  1. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир»

  2. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»».

  3. Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»».

  4. Петров В.В «Растительный мир нашей Родины».
















Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос