Рабочая программа индивидуального коррекционно-развивающего курса «Формирование первоначальной речевой коммуникации» для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.2, 1 дополнительный класс)
Цель курса: развитие устной речи и коррекция речевых нарушений обучающегося.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №4»
Рабочая программа
индивидуального коррекционно-развивающего курса
«Формирование первоначальной речевой коммуникации»
для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
(вариант 8.2, 1 дополнительный класс)
Автор-составитель:
Юдина Татьяна
Петровна,
учитель-логопед
2017-2018 учебный год
\
Содержание
1. |
Пояснительная записка |
3 |
1.1 |
Характеристика речевых нарушений обучающегося |
4 |
1.2 |
Место индивидуального коррекционно-развивающего курса «Формирование первоначальной речевой коммуникации» |
5 |
1.3 |
Общая характеристика индивидуального коррекционно-развивающего курса «Формирование первоначальной речевой коммуникации» |
5 |
1.4 |
Цели и задачи индивидуального коррекционно-развивающего курса «Формирование первоначальной речевой коммуникации» |
5 |
1.5 |
Содержание индивидуального коррекционно-развивающего курса «Формирование первоначальной речевой коммуникации» |
6 |
1.6 |
Направления коррекционной работы |
6 |
1.7 |
Личностные и предметные результаты освоения индивидуального коррекционно-развивающего курса «Формирование первоначальной речевой коммуникации» |
6 |
2. |
Учебно-тематический план индивидуального коррекционно-развивающего курса «Формирование первоначальной речевой коммуникации» |
9 |
3. |
Календарно-тематическое планирование индивидуального коррекционно-развивающего курса «Формирование первоначальной речевой коммуникации» |
11 |
4. |
Материально-техническое обеспечение индивидуального коррекционно-развивающего курса «Формирование первоначальной речевой коммуникации» |
18 |
5 |
Список литературы |
19 |
6 |
Мониторинг достижения предметных (коррекционных) планируемых результатов освоения индивидуального коррекционно-развивающего курса «Формирование первоначальной речевой коммуникации» |
20 |
-
Пояснительная записка
-
Общие положения
Рабочая программа индивидуального коррекционно-развивающего курса «Формирование первоначальной речевой коммуникации» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 2).
1.2 Характеристика обучающегося:
Т. Б. обучается в МБОУ «Лянторская СОШ №4» с 01.09.2017г. Мальчик воспитывается в полной многодетной семье. Мать – домохозяйка. Отец – электрик. Основной уход за сыном осуществляет мама. Родители организовывают режим дня Б.
Согласно заключению ПМПК Сургутского района от 2017г. № Т. Б. рекомендована адаптированная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (СИПР).
У Б. сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которая сочетается с нарушениями опорно-двигательного аппарата, недоразвитием речи. Со слов мамы у ребенка эпилепсия. Ребенок испытывает постоянную потребность в уходе и присмотре. Мальчик по квартире передвигается ползком, навыками самообслуживания не владеет. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
Слабо понимает обращенную к нему речь. По просьбе учителя показывает части тела (голова, уши, рот, нос, глаза). Знает свое имя, имена родителей, свой возраст.
Эмоционально-волевая сфера не сформирована. Ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное поведение, что проявляется в негативных поведенческих реакциях (кусает свои руки). Положительные эмоции выражает, хлопая в ладоши, улыбаясь, говорит «Я тебя люблю».
Базовые учебные действия не сформированы. Наиболее привлекательны для мальчика занятия с музыкальным сопровождением. Действия по подражанию и образцу выполняет с трудом и не всегда, т.к. не понимает смысл поставленной задачи. Мальчик знает название цветов (красный, черный, желтый), но различить их не может. Считает механически до 20, не соотносит число и цифру.
Отмечаются трудности концентрации, распределения внимания. Наблюдается значительное недоразвитие памяти: словесно - логическая память не развита, механическая память развита слабо. Мальчик повторяет слова, заимствованные от окружающих его людей, не вкладывая в них определенный смысл.
Мотивационно - потребностная сфера не сформированна. Характер действий с предметами: хаотичный. Ребенок сам может взять кубики в руки и положить их друг на друга. Пирамидки, матрешку собирает с прямой помощью учителя, отмечаются элементы игры с мячиками. Нравится выполнять кратковременные элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов). Тактильное обследование материала (крупа, пластилин, бумага) игры с материалом вызывают эмоциональную активность, сопровождается улыбкой.
Дошкольная подготовка осуществлялась в БУ центр социальной помощи семье и детям "Апрель". Ребенок принят в 1 (дополнительный) класс школы в 7 лет на индивидуальное обучение на дому. Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции.
Характеристика речевых нарушений на Т. Б. ученика 1 дополнительного класса, полных 7 лет. По результатам диагностики выявлено, что Билолидин испытывает стойкие нарушения:
|
Общее звучание устной речи |
Речь бедная, говорит односложно. Самостоятельная речь проявляется преимущественно в виде отдельных слов, коротких фраз. |
|
Артикуляционная моторика |
Неточное и не в полном объёме выполнение артикуляционных упражнений:
Движения замедленные, не может удерживать положение органов артикуляции. Страдает объем, точность выполняемых движений. Речевая моторика развита недостаточно. Часто отказывается от выполнения упражнений. Хорошо получается повторять за педагогом артикуляцию губ гласных звуков. |
|
Звукопроизношение |
Может произнести отражённо по показу за педагогом все гласные звуки. Произношение согласных звуков, особенно свистящих и шипящих согласных – искажённое. |
|
Строение артикуляционного аппарата |
Нижняя губа толще верхней, нижняя губа закрывает верхнюю. Зубы – не ровные, кариозные, редкие, клыки острые. Нижняя челюсть сильно выступает вперед (прогения). |
|
Общая моторика |
Нарушена. |
|
Мелкая моторика |
Недостаточно развита мелкая моторика рук, ведущая рука – левая. Неправильно держит карандаш, ручку. Слабый нажим; разукрашивает неаккуратно, выходя карандашом за контур рисунка. Требуется помощь со стороны взрослого. |
|
Фонематическое восприятие |
Не сформировано |
|
Зрительно-пространственные функции |
Не сформировано |
|
Звучание устной речи |
Речь неразвита, сопровождается движениями рук. Не всегда понятно, что хочет сказать ребёнок. Мама понимает ребёнка не всегда. |
|
Звуко – слоговая структура слова |
Большинство слов воспроизводится с искажением слоговой структуры, требуется повторное предъявление материала. |
|
Навыки языкового анализа |
Не сформированы. |
|
Грамматический строй речи |
Не сформирован. |
|
Навыки словообразования |
Не сформированы. |
|
Понимание обращённой речи. |
Затруднено. Часто не понимает даже простые инструкции, требуется показ действия со стороны педагога. Иногда может выполнить простые инструкции на бытовом уровне. |
|
Связная речь |
Отсутствует. |
|
Навыки чтения |
Не владеет чтением. Не знает печатные буквы. Не любит слушать тексты, рассматривать картинный материал. |
|
Навыки письма |
Не сформированы |
|
Психологические особенности |
В контакт Б. вступает, но часто отказывается от выполнения предложенных заданий. Не всегда реагирует на обращённую речь. При выполнении заданий требуется неоднократный повтор инструкций. Задание выполняет не сразу, может отказаться от их выполнения. Низкая работоспособность. С удовольствием рассматривает и перебирает игрушки, складывает учебные принадлежности (карандаши, ручки), складывает счётный материал, предпочтения отдаёт в основном манипуляциям с предметами. |
Логопедическое заключение: общее недоразвитие речи 1 уровня (ОНР 1 уровня), обусловленное сенсорно-моторной алалией.
1.2.Место индивидуального коррекционно-развивающего курса «Формирование первоначальной речевой коммуникации» , 1 дополнительный класс в учебном плане
Количество учебных часов: на учебный год – 33 часов, в неделю -1час.
1.3.Общая характеристика индивидуального коррекционно-развивающего курса «Формирование первоначальной речевой коммуникации»
Коррекционно-развивающий курс «Формирование первоначальной речевой коммуникации» способствует речевому развитию обучающегося, коррекции речевых нарушений, развитию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей. Все занятия сопровождаются живой эмоциональной речью учителя и побуждают обучающегося к активной речи по ходу деятельности. Учитель стимулирует и организовывает двигательную активность ребенка.
Курс строится по принципу концентрических кругов. По мере расширения речевых возможностей ребенка, каждое направление коррекционно-развивающего курса расширяется.
1.4.Цели и задачи индивидуального коррекционно-развивающего курса
Цель курса: развитие устной речи и коррекция речевых нарушений обучающегося.
Задачи курса:
-
Создать условия для формирования правильного звукопроизношения, способности к подражанию речи исходя из индивидуальных особенностей обучающегося.
-
Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений.
-
Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы через коррекцию дефектов устной речи.
-
Развивать словарный запас, слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, фонематический слух, общую координацию движений, мелкую моторику.
-
Повышение мотивации речеговарения.
-
Обогащение речевого опыта.
Форма работы: индивидуальная, 1 раз в неделю, не более 25 минут
Индивидуальная программа развития реализуется с 01.09.2017г.
Методы работы:
-
словесные (рассказ, речевой образец, прием имитации, объяснение, указания, словесное упражнение, повторение (сопряженное, отраженное, индивидуальное, хоровое), вопросы (прямые, наводящие, подсказывающие, репродуктивные, поисковые), оценка детской речи, работа по инструкции);
-
наглядные (показ предмета, движения, игрушки, картинки; показ с называнием)
-
игровой.
1.5.Содержание индивидуального коррекционно-развивающего курса «Формирование первоначальной речевой коммуникации»
-
этап. Работа над артикуляцией и звукопроизношением.
Работа над артикуляцией. Развитие способности к имитации, подвижности артикуляционного аппарата, точности артикуляционных движений, выработка основных артикуляционных укладов.
Работа над звукопроизношением. Развитие четкости звучания речи. Формирование навыка и умения правильного речевого дыхания. Постановка, автоматизация, дифференциация неправильно произносимых звуков.
-
этап. Развитие фонематического слуха и слухового внимания.
Привлечение внимания к звучащему предмету. Различение и запоминание цепочки звукоподражаний. Знакомство с характером звучащих предметов; определение местонахождения и направленности звука. Запоминание последовательности звучаний (шумов предметов). Различение голосов. Выделение слов из речевого потока. Развитие подражания речевым и неречевым звукам. Реагирование на громкость звучания. Узнавание и различение гласных звуков.
-
этап. Развитие понимания обращенной к ребенку речи.
Развитие понимания отдельных простых просьб и обращений взрослого. Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речи. Формирование связей между предметами, действиями и их словесным обозначением. Формирование у обучающегося интереса к игрушкам, игре, обучение игровым действиям. Развитие подражательной речевой деятельности. Обучение выражать свои желания словесно, однословным или двухсловным несинтаксированным предложением.
-
этап. Обогащение словарного запаса у обучающегося и его активизация.
Расширение активного и пассивного словарного запаса. Построение и употребление обиходных словосочетаний. Употребление в речи однословных и двухсловных предложений. Развитие речевой подражательности.
1.6 Направления коррекционной работы:
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности;
- поддерживание собственной активности обучающегося;
- формирование положительного отношения и интереса к заданию;
- развитие мотивации деятельности.
1.7 Личностные, базовые, предметные (коррекционные) результаты освоения индивидуального коррекционно-развивающего курса «Формирование первоначальной речевой коммуникации»
Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации
- определяет состояние своего здоровья;
Возрастная идентификация
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, в создании совместных рисунков, аппликаций, конструкций и и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате.
Базовые учебные действия
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимает и оказывает помощь.
Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
использование по назначению учебных материалов:
- тетради;
- карандаш, ручка;
- линейка.
умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемым педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
Планируемые предметные (коррекционные) результаты:
Выполнять артикуляционную, пальчиковую гимнастику.
Ориентироваться в собственном теле.
Показывать и называть части тела: голова (глаза, нос, рот, уши), руки, ноги — совместно с учителем (с использованием невербальных и вербальных средств общения).
Сравнивать части тела и лица с частями тела и лица. Дидактической куклы (вместе с учителем).
Показывать части тела и лица на большой дидактической кукле, на антропоморфных игрушках большого размера (мишка, собака, кошка).
Произносить гласные звуки.
Произносить шипящие и свистящие согласные звуки.
Образовывать множественное число при наименовании предметов повседневного обихода.
Выражать с помощью вербальных и невербальных средств общения свои впечатления (звукоподражания, отдельные слова), возможности, желания: я могу, я хочу, мне нравится.
Играть с любимыми игрушками.
Играть с образными игрушками (учитель предлагает несколько игрушек и наблюдает за действиями обучающегося, вступая с ним в предметно-игровое сотрудничество).
Участвовать в играх на звукоподражание.
Узнавать игрушки по звуковым параметрам (звукоподражания животным, звукам двигателя машины, стуку молоточка и т. п.)..
Совместные с обучающимся игры с сюжетными игрушками, игры-имитации (передача в движении образов кукол, животных, птиц).
Выражать радость от достижения своих целей.
Вступать в общение с учителем-логопедом.
Участвовать в игровых ситуациях на узнавание игрушки по описанию учителя (один-два наиболее характерных признака).
Находить игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, картинка, нарисованная взрослым на глазах у ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей).
Узнавать знакомые игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.
-
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов, тем программ |
Кол-во часов по разделу |
1-2 |
Установление эмоционального контакта. Артикуляция гласных звуков. Подражание речевым и неречевым звукам. Выполнение инструкций «Покажи, где…» по лексической теме «Части лица». |
2 |
3-4 |
Артикуляция гласных звуков. Различение голосов птиц и животных. Выполнение инструкций «Покажи, где…» по лексической теме «Части лица». Классификация по теме: «Части лица». |
2 |
5-6 |
Артикуляция согласных звуков. Различение голосов птиц и животных. Выполнение инструкций «дай», «на». Классификация по теме: «Части тела». |
2 |
7-8 |
Артикуляция свистящих согласных звуков. Развитие силы выдоха. Определения звучания большого и маленького колокольчика. Выполнение инструкций: « Покажи маленький колокольчик», «Покажи большой колокольчик». Классификация предметов по величине «большой», «маленький» |
2 |
9-10 |
Артикуляция свистящих согласных звуков. Умение понимать значение слов «да», «нет». Классификация предметов по величине «длинный», «короткий». Выполнение пальчиковой гимнастики. |
2 |
11-12 |
Артикуляция шипящих согласных звуков. Автоматизация шипящих звуков в слогах. Имитация движений: постучи, похлопай, кивни. Классификация предметов по величине «длинный», «короткий». |
2 |
13-14 |
Артикуляция шипящих согласных звуков. Умение выделить «дежурный» звук в слове. Имитация движений: постучи, похлопай, кивни. Классификация и обобщение по лексической теме: «Еда» |
2 |
15-16 |
Артикуляция шипящих согласных звуков. Умение выделить «дежурный» звук в слове. Классификация и обобщение по лексической теме: «Еда». Составление однословных и двухсловных предложений. Выполнение пальчиковой гимнастики. |
2 |
17-18 |
Артикуляция шипящих согласных звуков. Умение выделить «дежурный» звук в слове. Образование множественного числа при наименовании предметов повседневного обихода. Выполнение пальчиковой гимнастики. |
2 |
19-20 |
Артикуляция шипящих согласных звуков. Образование множественного числа при наименовании предметов повседневного обихода. Понимание и показ нескольких предметов одной категории. |
2 |
21-22 |
Артикуляция шипящих согласных звуков. Понимание своего имени. Классификация и обобщение по лексической теме: «Геометрические фигуры» |
2 |
23-24 |
Артикуляция шипящих согласных звуков. Понимание своего имени, своих близких родственников, педагога. Классификация и обобщение по лексической теме: «Геометрические фигуры» |
2 |
25-26 |
Артикуляция шипящих согласных звуков. Умение выделить «дежурный» звук в слове. Понимание своего имени, своих близких родственников, педагога. Классификация и обобщение по лексической теме: «Семья». |
2 |
27-28 |
Артикуляция шипящих согласных звуков. Команды и действия по картинкам. Классификация предметов по цвету. Выполнение пальчиковой гимнастики. |
2 |
29-30 |
Артикуляция шипящих согласных звуков. Классификация и обобщение по лексической теме: «Одежда» |
2 |
31-32 |
Артикуляция шипящих согласных звуков. Подбор картинок по слову. Классификация и обобщение по лексической теме: «Обувь». Выполнение пальчиковой гимнастики |
2 |
33 |
Обобщение. Выявление уровня развития устной и письменной речи на конец учебного года. |
1 |
Итого 33 часа |
3.Календарно-тематическое планирование индивидуального коррекционно-развивающего курса «Формирование первоначальной речевой коммуникации», 1 дополнительный класс
№ |
Тема занятия |
Календарные сроки |
Виды деятельности |
Планируемые результаты |
Примечание |
||
личностные |
базовые |
Предметные (коррекционные) |
|||||
1-2 |
Установление эмоционального контакта. Артикуляция гласных звуков. Подражание речевым и неречевым звукам. Выполнение инструкций «Покажи, где…» по лексической теме «Части лица». |
|
Знакомится с учителем. Называет свое имя. Учится выполнять артикуляционную гимнастику. Упражняется в правильном произношении гласных звуков. Учится различать речевые и неречевые звуки, находить части лица человека на демонстрационной кукле, на себе. Называет предметные картинки отраженно за педагогом. Учится выражать желания словесно, однословным предложением, выполнять пальчиковую гимнастику с эмоциональным сопровождением. |
Проявляет интерес и желание к познанию окружающего мира. |
Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса |
Выполняет артикуляционныеупражнения для язычка, губ и щек. Ориентируется в собственном теле, произносит гласные звуки. |
|
3-4 |
Артикуляция гласных звуков. Различение голосов птиц и животных. Артикуляция гласных звуков. Выполнение инструкций «Покажи, где…» по лексической теме «Части лица». Классификация по теме: «Части лица». |
|
Учится выполнять артикуляционную гимнастику. Упражняется в различии голосов птиц и животных, правильном произношении гласных звуков. Учится находить части лица человека на демонстрационной кукле, на себе. Называет предметные картинки отраженно за педагогом. Учится выражать желания словесно, однословным предложением, выполнять пальчиковую гимнастику с эмоциональным сопровождением. |
Имеет желание и интерес к коррекционно-развивающим занятиям. |
Выполняет последовательно организованные движения |
Показывает на себе и на дидактической кукле глаза, нос, уши, рот. Произносит гласные звуки. |
|
5-6 |
Артикуляция согласных звуков. Различение голосов птиц и животных. Выполнение инструкций «дай», «на». Классификация по теме: «Части тела». |
|
Упражняется в правильном произношении согласных звуков. Выполняет упражнения для подвижности речевой мускулатуры. Учится узнавать животных на картинке, по словесному описанию, по звукоподражанию; находить, показывать и называть части тела (руки, ноги) на демонстрационной кукле, на себе; выполнять инструкции «дай», «на»; учится выражать желания словесно, однословным или двухсловным предложением. |
Проявляет усидчивость на занятии. |
Понимает и выполняет словесную инструкцию учителя-логопеда. |
Произносит согласные звуки. Показывает на дидактической кукле руки, ноги. Выполняет пальчиковую гимнастику: «Птичка». Имитирует действие, как клюет птица зернышки, движениями пальцев рук. |
|
7-8 |
Артикуляция свистящих согласных звуков. Развитие силы выдоха. Определения звучания большого и маленького колокольчика. Выполнение инструкций: « Покажи маленький колокольчик», «Покажи большой колокольчик». Различение предметов по величине «большой», «маленький». |
|
Упражняется в правильном произношении свистящих согласных звуков. Выполняет упражнения для подвижности речевой мускулатуры. Учится различать величины предметов (большой-маленький); выражать желания словесно, однословным или двухсловным предложением; выполнять словесные инструкции учителя-логопеда; выполнять пальчиковую гимнастику с эмоциональным сопровождением. |
Показывает положительные радостные эмоции от общения с учителем-логопедом. |
Фиксирует взгляд на звучащей игрушке. |
Выполняет инструкцию: «Покажи маленький колокольчик», «Покажи большой колокольчик». |
|
9-10 |
Артикуляция свистящих согласных звуков. Умение понимать значение слов «да», «нет». Различение предметов по величине «длинный», «короткий». Выполнение пальчиковой гимнастики. |
|
Упражняется в правильном произношении свистящих согласных звуков. Выполняет артикуляционную, пальчиковую гимнастику. Учится различать величины предметов, понимать значения слов «да» и «нет», выполнять двигательные упражнения с ритмическим звуковым сопровождением. |
Показывает положительные радостные эмоции от общения с учителем-логопедом. |
Подражает действиям, которые выполняет педагог. |
Выполняет пальчиковую гимнастику: «Мы капусту рубим…» вместе с педагогом. |
|
11-12 |
Артикуляция шипящих согласных звуков. Автоматизация шипящих звуков в слогах. Имитация движений: постучи, похлопай, кивни. Классификация предметов по величине «длинный», «короткий». Выполнение пальчиковой гимнастики. |
|
Упражняется в правильном произношении шипящих согласных звуков. Выполняет артикуляционную гимнастику. Учится правильно произносить слоги с шипящими звуками; различать величины предметов; выполнять движения постучи, похлопай, кивни по образцу педагога. |
Проявляет усидчивость на занятии. |
Переключает взгляд с одного предмета на другой. |
Выполняет пальчиковую гимнастику: «Домик». Стучит кулаком одной руки о ладонь другой руки, имитируя работу с молотком. |
|
13-14 |
Артикуляция шипящих согласных звуков. Умение выделить «дежурный» звук в слове. Имитация движений: постучи, похлопай, кивни. Классификация и обобщение по лексической теме: «Еда». Выполнение пальчиковой гимнастики. |
|
Упражняется в правильном произношении шипящих согласных звуков. Выполняет артикуляционную гимнастику. Выделяет «дежурный» звук в названиях картинок по лексической теме «Еда» отраженно за педагогом, затем самостоятельно, сохраняя ударение. Учится выполнять движения постучи, похлопай, кивни по образцу педагога, двигательные упражнения с ритмическим звуковым сопровождением. |
Проявляет навыки сотрудничества с учителем-логопедом, испытывает доверительное отношение к взрослым. |
Принимает помощь учителя. |
Выполняет артику ляционную гимнастику: «Грибок», «Чашечка» пальчиковую гимнастику: «Мы капусту рубим…» вместе с педагогом. |
|
15-16 |
Артикуляция шипящих согласных звуков. Умение выделить «дежурный» звук в слове. Классификация и обобщение по лексической теме: «Еда». Составление однословных и двухсловных предложений. Выполнение пальчиковой гимнастики. |
|
Упражняется в правильном произношении шипящих согласных звуков. Выполняет упражнения для подвижности речевой мускулатуры. Выделяет «дежурный» звук в названиях картинок по лексической теме «Еда». Учится выражать желания словесно, однословным или двухсловным предложением; выполнять пальчиковую гимнастику с эмоциональным сопровождением. |
Проявляет усидчивость на занятии. |
Понимает жестовую инструкцию. |
Выполняет пальчиковую гимнастику: «Мы капусту рубим…» Умеет имитировать шинковку капусты для салата движениями рук. |
|
17-18 |
Артикуляция шипящих согласных звуков. Образование множественного числа при наименовании предметов повседневного обихода. Выполнение пальчиковой гимнастики. |
|
Упражняется в правильном произношении шипящих согласных звуков. Выполняет артикуляционную гимнастику. Учится различать количество предметов; образовывать множественное число при наименовании предметов повседневного обихода; выражать желания словесно, однословным или двухсловным предложением; выполнять пальчиковую гимнастику с эмоциональным сопровождением. |
Проявляет доверительный контакт к учителю через игровые упражнения. |
Наблюдает за окружающими предметами. |
Выполняет пальчиковую гимнастику: «Птичка». Выполняет имитационные движения. Пальцами («клювом») стучит по столу. |
|
19-20 |
Артикуляция шипящих согласных звуков. Образование множественного числа при наименовании предметов повседневного обихода. Понимание и показ нескольких предметов одной категории. |
|
Проявляет усидчивость на занятии. |
Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу. |
Выполняет артикуляционныеупражнения для язычка, губ и щек. |
|
|
21-22 |
Артикуляция шипящих согласных звуков. Понимание своего имени. Классификация и обобщение по лексической теме: «Геометрические фигуры». Выполнение пальчиковой гимнастики. |
|
Упражняется в правильном произношении шипящих согласных звуков. Выполняет упражнения для подвижности речевой мускулатуры, пальчиковую гимнастику. Учится понимать свое имя, своих близких, родственников, педагога; выполнять двигательные упражнения с ритмическим звуковым сопровождением; находить по просьбе учителя-логопеда на картинках геометрические фигуры; обводить крупные рисунки (круги, овалы, квадраты, треугольники). |
Соотносит себя со своим именем |
Умеет четко произносить свое имя и показать себя на фотографии |
Реагирует на своё имя поворотом головы. Выполняет пальчиковую гимнастику: «Цветок». Соединяя пальцы обеих рук, изображая лепестки закрытого цветка. |
|
23-24 |
Артикуляция шипящих согласных звуков. Понимание своего имени, своих близких родственников, педагога. Классификация и обобщение по лексической теме: «Геометрические фигуры». Выполнение пальчиковой гимнастики. |
|
Проявляет навыки сотрудничества с учителем-логопедом, испытывает доверительное отношение к взрослым. |
Выполняет последовательно организованные движения. |
Умеет удерживать карандаш, проводит большие и маленькие линии. Выполняет пальчиковую гимнастику: «Моя семья». Сгибает пальчики поочередно на одной руке, затем на другой за педагогом. |
|
|
25-26 |
Артикуляция шипящих согласных звуков. Понимание своего имени, своих близких родственников, педагога. Классификация и обобщение по лексической теме: «Семья». Выполнение пальчиковой гимнастики. |
|
Упражняется в правильном произношении шипящих согласных звуков. Выполняет упражнения для подвижности речевой мускулатуры. Учится откликаться на своё имя; показывать на пальцах свой возраст; узнавать себя и других членов семьи на фотографиях; определять основные цвета и оттенки окружающих предметов; выполнять пальчиковую гимнастику. |
Проявляет интерес к занятиям. |
Уметь показать себя. близких родственников на фотографиях. |
Выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. Выполняет пальчиковую гимнастику: «Моя семья». Умеет сгибать пальчики поочередно на одной руке, затем на другой. |
|
27-28 |
Артикуляция шипящих согласных звуков. Команды и действия по картинкам. Классификация предметов по цвету. Выполнение пальчиковой гимнастики. |
|
Выражает эмоционально-положительное отношение к педагогу |
Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу. |
Выполняет артикуляционныеупражнения для язычка, губ и щек. Выполняет пальчиковую гимнастику: «Домик». Стучит кулаком одной руки о ладонь другой руки. |
|
|
29-30 |
Артикуляция шипящих согласных звуков. Классификация и обобщение по лексической теме: «Одежда». |
|
Упражняется в правильном произношении шипящих согласных звуков. Выполняет упражнения для подвижности речевой мускулатуры. Учится подбирать картинку по слову; подбирать одежду и обувь с помощью дидактических игр «Одень куклу»; выражать желания словесно, однословным или двухсловным предложением; выполнять пальчиковую гимнастику с эмоциональным сопровождением. |
Наблюдает за окружающими предметами. |
Переключает взгляд с одного предмета на другой. |
Выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. |
|
31-32 |
Артикуляция шипящих согласных звуков. Подбор картинок по слову. Классификация и обобщение по лексической теме: «Обувь». Выполнение пальчиковой гимнастики |
|
Проявляет радость от совместных действий. |
Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики. |
Выполняет пальчиковую гимнастику: «Замок». Ставит ладони ребром и переплетает пальцы, изображая забор. |
|
|
33 |
Обобщение. Выявление уровня развития устной и письменной речи на конец учебного года. |
|
Выполнять двигательные упражнения с ритмическим звуковым сопровождением. Учится различать звучания шумов, музыкальных инструментов, голосов |
Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов. |
Подражает действиям, выполняемым педагогом. |
Выполняет пальчиковую гимнастику: «Заборчик». Ударяет кулаком одной руки о ладонь другой руки, изображая работу с молотком. |
|
Итого 33 часа |
4.Материально-техническое обеспечение индивидуального коррекционно-развивающего курса «Формирование первоначальной речевой коммуникации»
для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
- Зеркало для выполнения артикуляционной гимнастики;
- Коммуникативные символы;
- Картины, наглядные пособия;
- предметы различной̆ формы, величины, цвета;
- Невербальные средства общения (жест, мимика, голос);
- Дид. игры по лексическим темам;
- Шнуровки, липучки;
- Игрушки-вкладыши;
- Виды одежды и обуви;
- Принадлежности для ухода за своим телом (зубная щетка, мыло, туалетная бумага)
- Оборудования, позволяющие выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам;
- Пазлы, мозаики, разрезные картинки;
-Альбомы с фотографиями детей, изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
- учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
5.Список литературы
-
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599)
-
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
-
Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного класса и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью, (интеллектуальными нарушениями), -М. «Просвещение», 2016г.
-
Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999, 61 с.)
-
Новиковская О.А. Логопедическая грамматика: Пособие для занятий с детьми 6–8 лет. – СПб.: Корона - Принт, 2004.
Логопедическая грамматика: Пособие для занятий с детьми 4–6 лет. – СПб.: Корона-Век, 2008.
Логопедическая грамматика: Пособие для занятий с детьми 2–4 лет. – СПб.: Корона-век, 2009.
6. Мониторинг достижения предметных (коррекционных) планируемых результатов освоения индивидуального коррекционно-развивающего курса «Формирование первоначальной речевой коммуникации» , 1 (дополнительный) класс.
Предметные (коррекционные) результаты связаны с овладением обучающимся содержанием индивидуального коррекционно-развивающего курса «Формирование первоначальной речевой коммуникации» и характеризуют достижения обучающегося в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Текущая аттестация обучающегося по учебному предмету «Математические представления» включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения адаптированной образовательной программы.
Годовая аттестация представляет собой оценку результатов освоения адаптированной образовательной программы по итогам учебного года. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающемуся оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Система оценочных показателей предметных результатов:
№ |
Степень самостоятельности обучающегося |
Оценочные показатели (в баллах) |
|
Действие не выполняет |
0 баллов |
|
Выполняет действие со значительной физической помощью |
1 балл |
|
Выполняет действие с частичной физической помощью |
2 балла |
|
Выполняет действие по образцу |
3 балла |
|
Выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) |
4 балла |
|
Выполняет действие самостоятельно |
5 баллов |
Карта оценки результатов индивидуального коррекционно-развивающего курса
«Формирование первоначальной речевой коммуникации»
ученика ___________ класса_____________________ за ________________ уч. год. Учитель-логопед_______________________ .
№ |
Критерии |
Параметры оценки |
Индикаторы |
Баллы |
||
Н.г |
С.г |
К.г |
||||
|
Артикуляция и звукопроизношение. |
Состояние артикуляционной моторики. |
Темп выполнения артикуляционных упражнений. |
|
|
|
Точность выполнения артикуляционных упражнений. |
|
|
|
|||
Состояние звукопроизношения |
Произнесение изолированных гласных звуков. |
|
|
|
||
Произнесение изолированных шипящих согласных звуков. |
|
|
|
|||
Произнесение изолированных свистящих согласных звуков. |
|
|
|
|||
Произнесение слов и соотношение их с предметами. Шапка, чашка, машина, щетка, жираф (шипящие согласные); зуб, зеркало, стол, собака, улица (свистящие согласные). |
|
|
|
|||
|
Фонематический слух и слуховое внимание. |
Состояние фонематического восприятия. |
Узнавание неречевых звуков (чириканье воробья за окном, гудение мотора машины, шум воды в кране, мурлыканье кота, шелест листьев, лай собаки, звон колокольчика). |
|
|
|
Различение звуков (тихо-громко). |
|
|
|
|||
Запоминание и повторение слоговых рядов (1-2 слога). |
|
|
|
|||
|
Понимание речи. |
Состояние импрессивной речи. |
Понимание обращенной речи. |
|
|
|
Показывание и называние частей тела (голова, руки. ноги). |
|
|
|
|||
Показывание и называние частей лица (глаза, нос, уши, рот, лоб, щеки. |
|
|
|
|||
|
Словарный запас |
Состояние устной речи. |
Увеличение словарного запаса. |
|
|
|
Навык словоизменения (по числу) |
|
|
|
|||
|
Итоговая оценка выявленных образовательных результатов обучения (%) |
|
|
|
||
|
АООП определяет три уровня овладения предметными результатами: низкий, минимальный и достаточный. «НИЗКИЙ» - способен выполнить действия от 1 до 34% (от максимального количества баллов). «МИНИМАЛЬНЫЙ» - способен выполнить действия от 35% до 65% (от максимального количества баллов). «ДОСТАТОЧНЫЙ» - способен выполнить действия свыше 65%(от максимального количества баллов). |
|
|
|
Таблица оценки динамики овладения обучающимся формируемыми знаниями и умениями коррекционно-развивающего курса
«Формирование первоначальной речевой коммуникации» ученика 1б дополнительного класса Т. Б. за 2017-2018 уч. год. Учитель-логопед: Юдина Татьяна Петровна.
№ |
Динамика продвижения
Ф.И. обучающихся |
«НЕТ» нет фиксируемой динамики (0%) |
«М» минимальная динамика (до 25%)
|
«У» удовлетворительная динамика (от 26 до 50%) |
«З» значительная динамика (свыше 50%) |
||||||||
Начало года |
Середина года |
Конец года |
Начало года |
Середина года |
Конец года |
Начало года |
Середина года |
Конец года |
Начало года |
Середина года |
Конец года |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»
- Рабочая программа индивидуального обучения на дому коррекционно-развивающего курса «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» 3 класс
- Рабочая программа по индивидуальным коррекционно-развивающим занятиям «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи при ринолалии»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»