Педагогические технологии: технология опорных сигналов
Краткое описание
Понятия: опорный сигнал, опорный конспект; средства выражения опорного сигнала; принципы технологии, особенности ее содержания.
Описание
Опорный сигнал– ассоциативный символ (знак, слово, рисунок и т. п.), заменяющий некое смысловое значение. (Пример...)
Опорный конспект(может называться «пиктограмма» – говорящий рисунок) – наглядная схема, в которой отражена подлежащая усвоению информация, связи между блоками, выделение значимого цветом, шрифтом.
Средства выражения опорного сигнала
Средствами выражения опорного сигнала могут служить:
– рисунок;
– буквы;
– схемы;
– цифры;
– графики;
– шифры;
– чертежи;
– слова;
– цвет;
– условные знаки;
– форма;
– размер.
Требования к оформлению опорных сигналов:
– лаконизм;
– простота;
– доступность восприятия и воспроизведения;
– оригинальность;
– непохожесть;
– многообразие форм;
– поблочная компоновка;
– эмоциональность.
Принципы технологии, особенности ее содержания
Принципы:
– Многократное повторение, обязательная поэтапность, изучение материала крупными блоками.
– Гуманизм (все дети талантливы).
– Учение без принуждения.
– Бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспектив для исправления, роста, успеха.
– Соединение обучения и воспитания. Особенности содержания методики:
– материал вводится крупными дозами;
– поблочная компоновка материала;
– оформление информации в виде опорных схем-конспектов.
Возможные этапы работы с опорными конспектами
1. Изучение теории в классе:
– объяснение у доски, используется наглядность, ТСО;
– повторное объяснение по опорным конспектам;
– индивидуальная работа учащихся по своему конспекту в тетради;
– фронтальное закрепление по блокам конспекта.
2. Домашнее задание: опорный конспект + учебник + помощь родителей.
3. Первое повторение: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти, учитель проверяет.
4. Устное проговаривание опорного конспекта.
Подробнее >>>
Опорный конспект(может называться «пиктограмма» – говорящий рисунок) – наглядная схема, в которой отражена подлежащая усвоению информация, связи между блоками, выделение значимого цветом, шрифтом.
Средства выражения опорного сигнала
Средствами выражения опорного сигнала могут служить:
– рисунок;
– буквы;
– схемы;
– цифры;
– графики;
– шифры;
– чертежи;
– слова;
– цвет;
– условные знаки;
– форма;
– размер.
Требования к оформлению опорных сигналов:
– лаконизм;
– простота;
– доступность восприятия и воспроизведения;
– оригинальность;
– непохожесть;
– многообразие форм;
– поблочная компоновка;
– эмоциональность.
Принципы технологии, особенности ее содержания
Принципы:
– Многократное повторение, обязательная поэтапность, изучение материала крупными блоками.
– Гуманизм (все дети талантливы).
– Учение без принуждения.
– Бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспектив для исправления, роста, успеха.
– Соединение обучения и воспитания. Особенности содержания методики:
– материал вводится крупными дозами;
– поблочная компоновка материала;
– оформление информации в виде опорных схем-конспектов.
Возможные этапы работы с опорными конспектами
1. Изучение теории в классе:
– объяснение у доски, используется наглядность, ТСО;
– повторное объяснение по опорным конспектам;
– индивидуальная работа учащихся по своему конспекту в тетради;
– фронтальное закрепление по блокам конспекта.
2. Домашнее задание: опорный конспект + учебник + помощь родителей.
3. Первое повторение: все учащиеся воспроизводят конспект по памяти, учитель проверяет.
4. Устное проговаривание опорного конспекта.
Подробнее >>>
Ссылка на материал: перейти
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Администрация
Технологии, методики, формы работы
12 мая 2011
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»