Социальное проектирование как фактор становления гражданской идентичности
Под социальным проектированием понимается создание моделей решения актуальных социальных проблем на основе сбора и анализа информации о причинах возникновения и характерных чертах данного типа проблем.
Социальное проектирование является ярким примером проведения общественной политики, а значит и проявления элементов гражданского общества. Таким образом, актуальность социального проектирования особенно для государств, переживающих период становления институтов гражданского общества, очевидна.
I –Теоретическое обоснование
Вступление
Одним из интенсивных методов включения молодого поколения российских граждан в общественную жизнь является социальное проектирование.
Под социальным проектированием понимается создание моделей решения актуальных социальных проблем на основе сбора и анализа информации о причинах возникновения и характерных чертах данного типа проблем.
Социальное проектирование является ярким примером проведения общественной политики, а значит и проявления элементов гражданского общества. Таким образом, актуальность социального проектирования особенно для государств, переживающих период становления институтов гражданского общества, очевидна.
Успешность и эффективность социального проектирования в школе зависят от многих факторов, важнейшими из которых являются:
• Добровольность участия в проекте;
• Оптимальное распределение времени работы над проектом;
• Эффективное распределение обязанностей между участниками проекта;
• Корректная позиция педагога;
• Поддержка проекта администрацией школы;
• Заинтересованность в результатах проектной деятельности органов власти
Опыт проекта "Гражданин" свидетельствует о том, что предлагаемые школьниками проекты помогают представителям власти по-новому взглянуть на острые общественные проблемы, и даже оказать практическую помощь в их решении. Сегодняшние лидеры школьных команд могут рассматриваться как кадровый резерв органов государственной власти и местного самоуправления.
Практика социального проектирования является сравнительно новым элементом в современной российской системе образования и воспитания. После деидеологизации системы образования и отказа от форм организации детей и молодежи, основанных на коммунистической идеологии, в российской системе образования ощущался недостаток активных форм социальной практики, ранее осуществлявшейся в рамках пионерского и комсомольского движения. Социальное проектирование позволяет восполнить этот пробел, путем вовлечения учащихся в общественно-полезную социальную деятельность, основанную на принципах и ценностях демократического государства и гражданского общества.
Форма работы: групповая
Цель мастер-класса: папуляризация методики социального проектирования — от идеи до реализации проекта.
Образовательные задачи:
• закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках гражданского образования;
• освоение новых форм поиска и обработки информации;
• развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;
• развитие коммуникативных навыков;
• развитие навыков групповой работы.
• формирование у молодых людей навыков гражданского участия и взаимодействия с органами власти в целях решения актуальных социальных проблем.
Воспитательные задачи:
• привлечение внимания молодых людей к актуальным проблемам местного сообщества;
• формирование гражданского самосознания и активной гражданской позиции;
• формирование у молодых людей чувства гражданской ответственности за социальную обстановку в местном сообществе.
II –Практическая часть
Методика разработки и реализации социального проекта
руктура работы над проектом «Гражданин»
Ход работы
I – Этап работы над проектом
Каждый участник мастер-класса получает схему «Модель оценки социального проекта» после чего с помощью педагога методом мозгового штурма (большинством голосов) аудитория выбирает проблему, которую будут решать.
Модель оценки социального проекта «снизу вверх»
II – Этап работы над проектом
I – группа. Условное название: «Мы выбираем» Группа работает над актуализацией проблемы, ставит цель и обоснованные задачи для достижения цели.
(раздаточный материал для I – группы )
III – Этап работы над проектом
II – группа. Условное название: «Мы исследуем». На данном этапе работы инициативная группа согласно способностям и интересам участников делится на социологов, аналитиков, правоведов. Группа работает над сбором, анализом и систематизацией информации, касающейся решаемой социальной проблемы.
(раздаточный материал для II – группы )
VI – Этап работы над проектом
III – группа. Условное название: «Мы планируем» занимается разработкой собственного варианта решения проблемы
(раздаточный материал для III – группы )
V – Этап работы над проектом
IV – группа. Условное название: «Мы действуем» занимается реализацией плана действий проекта
(раздаточный материал для IV – группы )
VI – Этап работы над проектом
Итог работы
Подготовка к защите проектов составления сценария защиты и презентация проекта
VII – Этап работы над проектом
Презентация проекта
VIII – Этап работы над проектом
Рефлексия
Изложение основных идей педагогического опыта.
В 2006 году я впервые узнал о проекте «Гражданин». Интерес к этой методике возник сразу. Желание попробовать соседствовало со страхом: «А получится ли?». Первые шаги были трудны, так как поначалу не хватало опыта. Особые проблемы я испытывал в методике. Ответы на интересующие вопросы я получал из специальной литературы, из общения с коллегами, уже участвовавшими в акции. Наш первый проект «Мы против курения!» победил в районе и занял I место в крае, мы стали призерами акции. Второй проект «Сохраним нашу школу!» стал финалистом Всероссийской акции «Я – гражданин России» в 2009 г. Участие в финале акции стало хорошей школой для меня и моих ребят. Став финалистами акции, мы очень переживали. 5 ребят из маленького поселка стали героями в крае, ведь они представляли не только свою школу и поселок, но и весь регион. «Орленок» стал для нас школой. В 2009 году мы учились. Учились у других опытных команд, у методистов, координаторов и, конечно же, у ребят из разных уголков России. Особо хотелось бы отметить важность финалов Акции как замечательной площадки для получения опыта. Ты и твои ребята не только выступают сами, показывая то, чему научились и чего достигли, но и сами учатся у других, тем самым получая знания, умения и навыки, которые, несомненно, пригодятся им во взрослой жизни.
Если педагог руководил проектной группой единожды, скорее всего он не способен понять всех нюансов этой актуальной для общества деятельности, не способен получить ёмкий опыт, стать знатоком методики «Гражданин».
С помощью этой Акции я и мои ученики поняли, что способны изменить жизнь в обществе в лучшую сторону. Методика Акции стала применима как в больших образовательных центрах, так и в маленьких школах нашей Родины. Возможности проекта «Гражданин» безграничны. Тематика выбора проблем разнообразна. Работа по социальному проектированию дает бесценный опыт. Помогает в социализации личности, дает возможность каждому участнику проекта выразить свои потенциальные возможности.
Сейчас я четче осознаю нюансы социального проектирования. На личном опыте пришлось убедиться, что методика «Гражданин» готовит ребят к взрослой жизни, поскольку учит самостоятельно ставить проблему, находить способы ее решения, привлекать партнеров и помощников добиваться результата и многое другое. К старшеклассникам приходит уверенность в собственных силах, появляется желание не останавливаться на достигнутом, а сделать еще что-то важное для жителей села, города, района, края, страны. Расширяется кругозор, формируются навыки публичного выступления, приходит осознание того, что «И я могу изменить жизнь к лучшему!»
За годы работы по социальному проектированию нами был создан образцовый проект «Да будет свет!», с которым мы заняли II место. Впервые за 10 лет существования Акции «Я – гражданин России» команда Ставропольского края вошла в число победителей и лидер команды Карташева А.А. получит грант 30 тыс. руб.
Наш результат, к которому мы пришли, не позволяет нам оставаться на стороне насущных проблем нашего поселка и уже на I заседании нашей инициативной группы, мы снова наметили основные проблемы и определились с темой нашего нового проекта. Работа предстоит колоссальная, и мы надеемся, что у нас все получится.
Социальные проекты дают возможность учащимся связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села, района, города, края, наконец, страны в целом.
Социальный проект школьников является практически первым знакомством юных граждан с элементами гражданского общества, когда небольшое сообщество сознательных молодых людей может реализовать свой практический потенциал по улучшению дел на своей «малой» и большой Родине.
Григорян Арман Фрунзикович
Место работы и должность: учитель истории и обществознания МОУ СОШ №6
с. Спицевка Грачевского района
Педагогический стаж: 9 лет
Квалификационная категория: высшая
Социальное проектирование как фактор становления гражданской идентичности
I –Теоретическое обоснование
Вступление
Одним из интенсивных методов включения молодого поколения российских граждан в общественную жизнь является социальное проектирование.
Под социальным проектированием понимается создание моделей решения актуальных социальных проблем на основе сбора и анализа информации о причинах возникновения и характерных чертах данного типа проблем.
Социальное проектирование является ярким примером проведения общественной политики, а значит и проявления элементов гражданского общества. Таким образом, актуальность социального проектирования особенно для государств, переживающих период становления институтов гражданского общества, очевидна.
Успешность и эффективность социального проектирования в школе зависят от многих факторов, важнейшими из которых являются:
-
Добровольность участия в проекте;
-
Оптимальное распределение времени работы над проектом;
-
Эффективное распределение обязанностей между участниками проекта;
-
Корректная позиция педагога;
-
Поддержка проекта администрацией школы;
-
Заинтересованность в результатах проектной деятельности органов власти
Опыт проекта "Гражданин" свидетельствует о том, что предлагаемые школьниками проекты помогают представителям власти по-новому взглянуть на острые общественные проблемы, и даже оказать практическую помощь в их решении. Сегодняшние лидеры школьных команд могут рассматриваться как кадровый резерв органов государственной власти и местного самоуправления.
Практика социального проектирования является сравнительно новым элементом в современной российской системе образования и воспитания. После деидеологизации системы образования и отказа от форм организации детей и молодежи, основанных на коммунистической идеологии, в российской системе образования ощущался недостаток активных форм социальной практики, ранее осуществлявшейся в рамках пионерского и комсомольского движения. Социальное проектирование позволяет восполнить этот пробел, путем вовлечения учащихся в общественно-полезную социальную деятельность, основанную на принципах и ценностях демократического государства и гражданского общества.
Форма работы: групповая
Цель мастер-класса: папуляризация методики социального проектирования - от идеи до реализации проекта.
Образовательные задачи:
-
закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках гражданского образования;
-
освоение новых форм поиска и обработки информации;
-
развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;
-
развитие коммуникативных навыков;
-
развитие навыков групповой работы.
-
формирование у молодых людей навыков гражданского участия и взаимодействия с органами власти в целях решения актуальных социальных проблем.
Воспитательные задачи:
-
привлечение внимания молодых людей к актуальным проблемам местного сообщества;
-
формирование гражданского самосознания и активной гражданской позиции;
-
формирование у молодых людей чувства гражданской ответственности за социальную обстановку в местном сообществе.
II –Практическая часть
Методика разработки и реализации социального проекта
Структура работы над проектом «Гражданин»
Ход работы
I – Этап работы над проектом
Каждый участник мастер-класса получает схему «Модель оценки социального проекта» после чего с помощью педагога методом мозгового штурма (большинством голосов) аудитория выбирает проблему, которую будут решать.
Модель оценки социального проекта «снизу вверх»
Далее аудитория делится на 4 группы. Работа ведется согласно структуре методики проекта «Гражданин». Каждая группа получает необходимый набор раздаточного материала для работы, а так же все необходимые канцелярские принадлежности (ватман, маркеры и т.д.)
II – Этап работы над проектом
I – группа. Условное название: «Мы выбираем» Группа работает над актуализацией проблемы, ставит цель и обоснованные задачи для достижения цели.
(раздаточный материал для I – группы )
III – Этап работы над проектом
II – группа. Условное название: «Мы исследуем». На данном этапе работы инициативная группа согласно способностям и интересам участников делится на социологов, аналитиков, правоведов. Группа работает над сбором, анализом и систематизацией информации, касающейся решаемой социальной проблемы.
(раздаточный материал для II – группы )
VI – Этап работы над проектом
III – группа. Условное название: «Мы планируем» занимается разработкой собственного варианта решения проблемы
(раздаточный материал для III – группы )
V – Этап работы над проектом
IV – группа. Условное название: «Мы действуем» занимается реализацией плана действий проекта
(раздаточный материал для IV – группы )
VI – Этап работы над проектом
Итог работы
Подготовка к защите проектов составления сценария защиты и презентация проекта
VII – Этап работы над проектом
Презентация проекта
VIII – Этап работы над проектом
Рефлексия
Изложение основных идей педагогического опыта.
В 2006 году я впервые узнал о проекте «Гражданин». Интерес к этой методике возник сразу. Желание попробовать соседствовало со страхом: «А получится ли?». Первые шаги были трудны, так как поначалу не хватало опыта. Особые проблемы я испытывал в методике. Ответы на интересующие вопросы я получал из специальной литературы, из общения с коллегами, уже участвовавшими в акции. Наш первый проект «Мы против курения!» победил в районе и занял I место в крае, мы стали призерами акции. Второй проект «Сохраним нашу школу!» стал финалистом Всероссийской акции «Я – гражданин России» в 2009 г. Участие в финале акции стало хорошей школой для меня и моих ребят. Став финалистами акции, мы очень переживали. 5 ребят из маленького поселка стали героями в крае, ведь они представляли не только свою школу и поселок, но и весь регион. «Орленок» стал для нас школой. В 2009 году мы учились. Учились у других опытных команд, у методистов, координаторов и, конечно же, у ребят из разных уголков России. Особо хотелось бы отметить важность финалов Акции как замечательной площадки для получения опыта. Ты и твои ребята не только выступают сами, показывая то, чему научились и чего достигли, но и сами учатся у других, тем самым получая знания, умения и навыки, которые, несомненно, пригодятся им во взрослой жизни.
Если педагог руководил проектной группой единожды, скорее всего он не способен понять всех нюансов этой актуальной для общества деятельности, не способен получить ёмкий опыт, стать знатоком методики «Гражданин».
С помощью этой Акции я и мои ученики поняли, что способны изменить жизнь в обществе в лучшую сторону. Методика Акции стала применима как в больших образовательных центрах, так и в маленьких школах нашей Родины. Возможности проекта «Гражданин» безграничны. Тематика выбора проблем разнообразна. Работа по социальному проектированию дает бесценный опыт. Помогает в социализации личности, дает возможность каждому участнику проекта выразить свои потенциальные возможности.
Сейчас я четче осознаю нюансы социального проектирования. На личном опыте пришлось убедиться, что методика «Гражданин» готовит ребят к взрослой жизни, поскольку учит самостоятельно ставить проблему, находить способы ее решения, привлекать партнеров и помощников добиваться результата и многое другое. К старшеклассникам приходит уверенность в собственных силах, появляется желание не останавливаться на достигнутом, а сделать еще что-то важное для жителей села, города, района, края, страны. Расширяется кругозор, формируются навыки публичного выступления, приходит осознание того, что «И я могу изменить жизнь к лучшему!»
За годы работы по социальному проектированию нами был создан образцовый проект «Да будет свет!», с которым мы заняли II место. Впервые за 10 лет существования Акции «Я – гражданин России» команда Ставропольского края вошла в число победителей и лидер команды Карташева А.А. получит грант 30 тыс. руб.
Наш результат, к которому мы пришли, не позволяет нам оставаться на стороне насущных проблем нашего поселка и уже на I заседании нашей инициативной группы, мы снова наметили основные проблемы и определились с темой нашего нового проекта. Работа предстоит колоссальная, и мы надеемся, что у нас все получится.
Социальные проекты дают возможность учащимся связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села, района, города, края, наконец, страны в целом.
Социальный проект школьников является практически первым знакомством юных граждан с элементами гражданского общества, когда небольшое сообщество сознательных молодых людей может реализовать свой практический потенциал по улучшению дел на своей «малой» и большой Родине.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»