Конспект урока чтения и развития речи Е. Шварц "Сказка о Василисе - Работнице"
1.Знакомство с новым произведением, учить давать жанровую характеристику сказки, определять тему.
2.Способствовать формированию коммуникативно - речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, развивать творческое воображение.
3.Работать над укреплением памяти, внимания, сообразительности.
4.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету.
Конспект урока
чтения и развития речи
«Сказка о
Василисе-Работнице»
Е. Шварц
4 класс
Программа: АООП 1 вариант коррекционная школа
Учебник: Ильина С.Ю., Матвеева Л.В. Чтение 4 класс. - 6-е изд. - М: Просвещение, 2016 (9)
Подготовила: С.Л. Капуста,
учитель ГКОУ КК
школы-интерната
ст-цы Староминской
2018 г.
Предмет: чтение и развитие речи
Класс: 4
Тема урока: Е. Шварц "Сказка о Василисе-Работнице".
Цели:
1.Знакомство с новым произведением, учить давать жанровую характеристику сказки, определять тему.
2.Способствовать формированию коммуникативно - речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, развивать творческое воображение.
3.Работать над укреплением памяти, внимания, сообразительности.
4.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала..
План.
-
Оргмомент.
-
Вводная беседа.
-
Проверка домашнего задания.
-
Сообщение темы урока.
-
Основная часть:
А) логопедическая разминка
Б) словарная работа
В) физминутка
Г) первичное восприятие текста
Д) гимнастика для глаз
Е) дыхательная гимнастика
Ж) самостоятельное чтение текста учащимися
З) работа над текстом после чтения
6. Закрепление.
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание.
9. Итог.
Ход урока.
1.Организация класса.
Чтение – это прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет или рассказ,
Вы учите их - они учат вас.
2. Вводная беседа.
- Чему нас учат уроки чтения? - Беседовать с книгой. Высказывать свое отношение к прочитанному. Описывать героев произведений, давать характеристику героям.
-Каким вы хотите видеть наш урок? - Интересным, творческим, полезным.
-Какие цели вы поставите перед собой? - узнать что - то новое, выразительно, правильно читать, узнать значение новых слов.
- А что будем развивать? - устную речь, воображение, умение думать.
- Чтобы получился хороший творческий урок, какие качества мы должны проявить? - Сплоченность, активность, внимательность, прийти вовремя друг другу на помощь.
3. Проверка домашнего задания.
- Как вы понимаете значение слова «сказка»?
- Какие виды сказок вы знаете?
- Что значит «народная сказка»?
Пересказ прочитанных народных сказок.
4. Сообщение темы урока.
Сегодня мы продолжим знакомиться с удивительным миром сказок. Но сказка эта будет авторская.
-Что значит «авторская сказка»?
- Авторская литературная сказка. - В сказках есть волшебство, превращения, добро побеждает зло, вымысел, магические числа (3). В авторской сказке автор переживает за добрых героев, сами герои похожи на живых людей, каждый со своим характером.
- Мы познакомимся с произведением «Сказка о Василисе-Работнице», которую написал Евгений Львович Шварц. (Демонстрация портрета писателя, краткие сведения из биографии).
-Можете ли вы предположить, о чём будет эта сказка? Почему так называется?
5. Основная часть.
Логопедическая разминка.
Месим тесто
-
улыбнуться
-
пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"
-
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
- А люди, каких профессий месят тесто?
Маляр
-
губы в улыбке
-
приоткрыть рот
-
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо
- А что делает маляр?
Словарная работа.
СЛАВНО И ЛАДНО (здесь) – хорошо, красиво.
ПРИБАУТКА – смешная, весёлая поговорка, которую используют в речи.
Физминутка.
Первичное восприятие текста.
-После знакомства с текстом, вы сможете проверить свои предположения.
Образец чтения учителем.
- Верны ли были ваши предположения?
- Почему бабушку Василису прозвали Работницей?
Гимнастика для глаз.
Раз –налево, два –
направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А
теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше
видеть мир.
Взгляд направим ближе,
дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть
скоро будем лучше,
Убедитесь вы
сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки
возле своих глаз.
Сил дадим им
много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Дыхательная гимнастика.
Работает один только нос: вдох и выдох. Рот: вдох и выдох. Ртом вдох, выдох носом. Вдох носом, выдох ртом. (Повторять каждое упражнение 5 раз)
Самостоятельное чтение текста учащимися.
Жужжащее чтение.
Чтение «цепочкой».
Слова с непонятным значением выделяем, чтобы потом узнать, что они означают.
Работа с текстом после чтения.
- Объясните, как вы понимаете слова «всё у неё в руках так славно и ладно получается».
- Найдите в тексте сказки слова, подтверждающие что «Василиса – Работница».
- Почему у Василисы всё шло славно и ладно?
- Назовите признаки сказки, которые вы встретили.
6. Закрепление.
- Чему же учит нас эта сказка? Что нам хотел показать автор своим произведением?
Эта сказка учит добру и сочувствию чужим бедам, взаимопомощи. Чуткая, заботливая, трудолюбивая, умеющая сострадать Василиса-Работница без труда приобретает себе друзей в окружающем её мире. А все потому, что ее доброта покоряет всех. Ее стремление, во что бы то ни стало найти и выручить из беды получает отклик в душах зверей, птиц.
Сделаешь добро ты —
тебе ответят тем же. Такой вывод
напрашивается при чтении сказки.
Сказка
учит любви к природе.
7. Рефлексия.
- Что сегодня узнали нового на уроке?
- Подтвердилась ли поговорка, которую мы брали девизом урока "Кто много читает, тот много знает". Докажите, как это проявилось на сегодняшнем уроке.
Оцените работу друг друга, дайте советы, кому над чем поработать.
8 Домашнее задание.
Выберите себе домашнее задание:
1. Пересказ сказки.
2.Составить словесный портрет Василисы-Работницы.
4. Подобрать пословицы о труде.
9.Итог.
- Какое настроение у вас после урока?
- Спасибо всем за прекрасное общение на уроке.
Литература.
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1 – 4 классы/под ред. В. В. Воронковой; 4 –е издание. – М.: Просвещение, 2010
2. Ильина С.Ю., Матвеева Л.В. Чтение 4 класс. - 6-е изд. - М: Просвещение, 2016 (9)
3. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителя, Под ред. В.Г. Перовой. – 2-е изд., перераб. – М.: перераб. – М. Просвещение, 1982. – 285 с., ил.
- Вебинар «“Дружная семья – крепкая Россия!”: формирование представлений о семье, семейных ценностях и родственных связях у детей дошкольного возраста»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Вебинар «Направления и задачи коррекционно-развивающей работы в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования»
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Применение технологии сотрудничества на уроках в начальной школе как способ реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
С уважением, Дулатова Н.И.