В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

"Байкал-голубая жемчужина Сибири"

"Байкал-голубая жемчужина Сибири"

Ольга Орлова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 8923 комментариев: 1
Краткое описание
Данная разработка предназначена для учащихся 8 класса, которые обучаются по учебнику Э.М.Раковской "География:природа России.8 класс" издательства "Просвещение". Разработка содержит развернутый конспект урока, кроссворд для учащихся, план работы по модулям для учащихся и видеофильм, который можно использовать с первых до последних минут урока.
Описание
Тема урока: «Байкал – голубая жемчужина Сибири».
 Класс: 8 класс
 
 Автор урока: учитель географии  Орлова Ольга Владимировна
 
Образовательное учреждение: ГОУ «Санаторная школа-интернат" г. Калининска, Саратовской области»
 
Тип урока: урок формирования знаний;
 
 
Цель урока: Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал.
 
Задачи урока: 1. Определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод, животного мира озера; вывить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала.
 
2. Формировать умение работать с различными источникам информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение делать логические выводы.
 
3. Воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету.
 
В ходе урока учащиеся приобретут знания о географическом положении, происхождение, климате, водах и живых организмах Байкала.
 
Оснащение: физическая карта России и мира, атлас, учебник «География: природа России. 8 класс» (автор Э.М.Раковская), листы с модулями для учащихся, кроссворды для учащихся, видеоролик о Байкале, телевизор, DVD — плеер.
 
                                                                                     План – конспект урока
 
Ход урока.
 
1. Организационный момент.
 
2. На экране телевизора слайд, на котором написана тема урока, но не до конца: «…… — жемчужина Сибири».
 
Учитель: Чтобы узнать тему нашего урока и определить какой природный объект может быть жемчужиной Сибири, послушайте легенду о его происхождении.
 
А) Легенда
 
«Посмотрел господь: неласкова вышла земля… как бы не стала она на него обижаться!.. И чтоб не держала обиды, вымахнул ей не какую – нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него».
 
Б) Такова легенда о происхождении жемчужины Сибири, «чуда природы во всех отношениях».
 
Вопросы: 1. Что это за географический объект?
 
2.Как будет звучать тема нашего урока?
 
На слайде появляется тема урока полностью («Байкал – голубая жемчужина Сибири». –
 

 
Дети пишут тему урока в тетрадь.
 

 
3. Актуализация опорных знаний.
 
1. Что вы знаете о Байкале? (ответы детей)
 
2. Видеоряд о Байкале. На фоне видеоряда слова учителя: « Байкал в 1996 году включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня в него внесены 506 объектов из 105 стран мира. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. Летом 2008 года по итогам голосования Байкал вошел в список 7 чудес России. Буряты называют Байкал – «Байгал – далай» — «Байкал – море»».
 
(После просмотра видеоряда)
 
Учитель: Здесь возникает вопрос – а много ли мы знаем о Байкале?
 
3. Какие сведения сегодня на уроке вы хотели бы узнать?
 
4. Компоненты природы: (учащиеся называют их вразброс, а учитель записывает на доске или открывает карточки в определенном порядке):
 
1. Географическое положение
 
2. Происхождение
 
3. Климат
 
4. Воды
 
5. Живые организмы.
 
В природе все взаимосвязано и все компоненты зависят от географического положения.
 
Это и есть план нашего урока.
 
4. Работа по модулям:
 
     
Учебный материал
(основные вопросы, на которые должны ответить учащиеся в данном модуле)
 
Руководство по усвоению
 
Модуль №1 Географическое положение Байкала.
 На экране телевизора – слайд с физической картой Байкала.
 
1. Дайте характеристику особенностей географического положения Байкала.
 
Используя карту атласа стр. 44 — 45 ответьте на вопросы:
1. В какой части России расположено озеро?
2. Как расположено озеро по отношению к океанам?
3. Каково направление протяженности Байкала?
4. Вычислите протяженность озера Байкал? (630 км)
 Слайд с фактами на экране.
 Факты (записывают в тетрадь):
площадь: 5500000 км2;
длина 636 км;
ширина 25 – 79 км;
средняя глубина — 730 м;
максимальная глубина – 1637 м. ( в 2008 г. – 1680 м.)
5. Как называется остров в центре Байкала? (Ольхон)
 Видеоряд об Ольхоне.
 На фоне видеоряда слова: « На озере 22 остова, самый большой из них – Ольхон (73 км в длину, 11 км. в ширину). Ольхон – значит «сухой». И, действительно, дожди на острове – большая редкость. По легендам местных жителей, на Ольхоне обитают грозные духи Байкала».
 
Модуль №2. Природа Байкала.
 
2. Каково происхождение котловины озера.
 
Посмотрите видеосюжет№1.
 Ответьте на вопросы.
 На экране – геологическая карта.
1. По карте назовите максимальную глубину озера.
2. Назовите причину такой большой глубины озера. – происхождение озерной котловины.
3. Вид озерной котловины? (тектоническая впадина)
Как образовалась озерная котловина Байкала? (разлом земной коры – грабен).
 На экране – сейсмическая карта Байкала.
4. Как вы думаете, какие процессы происходят в зоне разломов земной коры? (сильные землетрясения, поднимаются и опускаются байкальские берега).
 Видеосюжет о Байкале №2
 
 Учитель (после просмотра): Байкал – древнейшее озеро мира. Его возраст – 15 – 20 млн. лет. Если другие озера со временем стареют и зарастают, то Байкал, наоборот, до сих пор сохраняет свою молодость – его водная площадь и глубина продолжают увеличиваться. В 2008 г. в ходе экспедиции была зафиксирована максимальная глубина Байкала – 1680 м., а берега озера ежегодно расходятся на 2 см/год.
6. Какие факторы вызывают такие процессы? (тектонические движения, размывание берегов и давление на дно массы рыхлых осадков и водной массы самого озера).
 
3. Дайте характеристику климатических особенностей Байкала.
 
На экране – слайд «Климат».
 Используя учебник стр. 246 и климатической карты стр. 14
 1. Заполните таблицу:
    
ср.t июля
 
ср.t янв.
 
осадки
 
тип климата
 

 

 

 

 
2. Почему климат озера суровый, хотя солнечной радиации территория получает на уровне Средиземноморья?
(Огромная водная масса озера медленно нагревается летом (на экране — Байкал летом) и медленно остывает осенью, Байкал долго не замерзает (на экране — Байкал зимой). В декабре озеро начинает сковываться панцирем и лишь в мае освобождается тот льда (слайд — Байкал весной). Зима на берегах Байкала значительно теплее (на 6 — 10°С), а лето прохладнее, чем в соседних районах.
Значительные перепады температур и давления воздуха над озером и окружающими горными хребтами приводит к возникновению сильных ветров.( на экране – ветер на Байкале).
По числу штормовых дней (картина шторма на Байкале) Байкал превосходит Черное море. В каждом районе озера дуют свои местные ветры, имеющие собственное название.
 3. Учебник стр. 247, 1 абзац – как называются ветры на Байкале? (верховик, сарма, баргузин, култук)
В тетрадь названия ветров:
 Сарма – ураганный ветер, поднимает штормовые волны на Байкале, скорость – 60 м/с;
 Баргузин – северо – восточный ветер;
 Верховик – свежий ветер, дует вдоль озера.
 

 
Музыкально – физкультурная пауза.
 
4. Каковы особенности вод Байкала.
 
На экране слайд – «Воды».
 Учебник стр. 246 – 247.
1. Байкал уникален огромным объемом воды – по объему воды равен Балтийскому морю.
( 5 американских озер,
2 раза озеро Танганьика,
90 раз Азовское море) — сравнительная схема.
2. На воде Байкала все люди могут прожить 40 лет.
3. В Байкале содержится 20% всех пресных вод планеты.
4. Имеет уникальную чистую прозрачную воду( до глубины 40 м.)
5. По химическому составу вода озера очень близка к дистиллированной воде ( соленость 0,1 ‰) и богата кислородом.
 Ответить на вопросы:
1. Сколько рек вытекает из Байкала? (1- Ангара)
2. Крупнейшая река, впадающая в Байкал? ( Селенга)
 Видеоряд о реках.
 
5. Какова неповторимость живых организмов озера.
 
На экране слайд «Органический мир».
 Учебник стр. 247. Ответить на вопросы:
1. Сколько видов животных и растений обитает в Байкале? (1500 видов животных, 1000 видов растений – большая часть из них – водоросли).
2. 70% обитателей Байкала – эндемики – не встречаются в других водоемах и территориях планеты.
 3. Видеоряд о животном и растительном мире Байкала.
4. Кроссворд. Если вы ответили верно, то в выделенных клеточках прочтете название рачка, благодаря которому поддерживается чистота Байкала. (эпишура – слайд).
Рачки эпишура – «санитары» Байкала, которые в мире больше нигде не встречаются. Именно эти существа (тысяча таких малюток весит всего один миллиграмм) производят биологическую очистку байкальских вод. Они питаются микроорганизмами, вызывающими цветение.
 
Модуль №3. Повторение и обобщение.
 
6. Выполните задания и определите уровень своих знаний.
 
 
1. Что обозначают эти цифры?
 а) 40м.
 б) 1637 м.
 в) 20 млн.
 г) 636 км.
 д) 20%
 е) 40 лет.
 2. В чем уникальность озера Байкал? В чем Байкал является «Чудом природы во всех отношениях», как говорил Л.С. Берг? Почему его называют «голубой жемчужиной Сибири»?
а) самое древнее,
б) самое глубокое,
в) самое чистое и прозрачное,
г) уникален органический мир
д) в озере содержится большой объем пресной воды.
 
Модуль №4. Рефлексия.
 
7. Ответьте на вопросы.
 
1. На все ли ваши вопросы мы сегодня ответили?
2. С помощью каких источников информации вы достигли поставленных целей?
3. Что вы узнали о Байкале на уроке?
 
5. Домашнее задание. § 43, стр. 248 – 249, проблемы Байкала.
 
 
 
6. Итоги. Выставление оценок.
 

 
6. (на фоне видеоряда и музыкального сопровождения)
 
Урок я хочу закончить стихами М.Сергеева:
 

 
Лесистых гор полуовалы,
 
Касанье голубых лекал,
 
И скалы, срезанные валом,
 
И небо, павшее в Байкал.
 
И сам он – величав и вечен,
 
В гранитной раме вырезной,
 
И весь – до донышка просвечен,
 
И весь – до капельки – родной.
 
И Ангары полёт строптивый,
 
И ветра гул, и гул турбин,
 
И птицы – сосны над обрывом,
 
И дикий ветер – баргузин.
 
В этом, без чего не в силах
 
Быть далью даль и ширью ширь,
 
И ты немыслима, Россия,
 
И ты немыслима, Сибирь!
Ссылка на материал: перейти

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Кроссворд для учащихся.doc Скачать

Кроссворд для учащихся











1

 

 

 

 

 

 

 







2.

 

 

 

 















3.

 

 














4.

 

 

 

 













5.

 

 

 

 













6.

 

 

 

 

 






7.

 

 

 

 

 

 

 

 











































1. Организмы, обитающие только на одной территории.


2. Байкальский тюлень - …?


3. Промысловая рыба.


4. Чего нет у голомянки?


5. Ценная рыба, достигающая на Байкале до 7 кг.,


эндемик, местное население говорит:


"Нет Байкала без …" О ком?


6. Промысловая рыба, которая есть и в других реках?


7. Живородящая рыба.




План работы по модулям для учащихся.doc Скачать

План работы по модулям для учащихся

Основополагающие вопросы модуля

Руководство по усвоению

Модуль №1 Географическое положение Байкала.

1. Дайте характеристику особенностей географического положения Байкала.

Используя карту атласа стр. 44 - 45 ответьте на вопросы:

  1. В какой части России расположено озеро?

  2. Как расположено озеро по отношению к океанам?

  3. Каково направление протяженности Байкала?

  4. Вычислите протяженность озера Байкал?

  5. Как называется остров в центре Байкала?

Модуль №2. Природа Байкала.

2. Каково происхождение котловины озера.

Посмотрите видеосюжет№1.

Ответьте на вопросы.

  1. По карте назовите максимальную глубину озера.

  2. Назовите причину такой большой глубины озера. –

  3. Вид озерной котловины?

  4. Как образовалась озерная котловина Байкала? (разлом земной коры – грабен).

  5. Как вы думаете, какие процессы происходят в зоне разломов земной коры? (сильные землетрясения, поднимаются и опускаются байкальские берега).

Видеосюжет о Байкале №2

6. Какие факторы вызывают такие процессы? (тектонические движения, размывание берегов и давление на дно массы рыхлых осадков и водной массы самого озера).

3. Дайте характеристику климатических особенностей Байкала.

На экране – слайд «Климат».

Используя учебник стр. 246 и климатической карты стр. 14

1. Заполните таблицу:

ср.t июля

ср.t янв.

осадки

тип климата





2. Почему климат озера суровый, хотя солнечной радиации территория получает на уровне Средиземноморья?

3. Учебник стр. 247, 1 абзац – как называются ветры на Байкале?

4. В тетрадь выписать названия ветров



Музыкально – физкультурная пауза.

4. Каковы особенности вод Байкала.

На экране слайд – «Воды».

Учебник стр. 246 – 247.

Ответить на вопросы:

  1. Сколько рек вытекает из Байкала? (1- Ангара)

  2. Крупнейшая река, впадающая в Байкал? ( Селенга)

5. Какова неповторимость живых организмов озера.

На экране слайд «Органический мир».

Учебник стр. 247 . Ответить на вопросы:

  1. Сколько видов животных и растений обитает в Байкале? (1500 видов животных, 1000 видов растений – большая часть из них – водоросли).

  2. Кто такие эндемики?

  3. Видеоряд о животном и растительном мире Байкала.

  4. Кроссворд. Если вы ответили верно, то в выделенных клеточках прочтете название рачка, благодаря которому поддерживается чистота Байкала.

Модуль №3. Повторение и обобщение.

6. Выполните задания и определите уровень своих знаний.







1. Что обозначают эти цифры?

а) 40м.

б) 1637 м.

в) 20 млн.

г) 636 км.

д) 20%

е) 40 лет.

2. В чем уникальность озера Байкал? В чем Байкал является «Чудом природы во всех отношениях», как говорил Л.С. Берг? Почему его называют «голубой жемчужиной Сибири»?

Модуль №4. Рефлексия.

7. Ответьте на вопросы.

1. На все ли ваши вопросы мы сегодня ответили?

2. С помощью каких источников информации вы достигли поставленных целей?

3. Что вы узнали о Байкале на уроке?

5. Домашнее задание. § 43, стр. 248 – 249, проблемы Байкала.



3


Обсуждение материала
Клавдия Аврамченко
1.10.2011 14:37
Урок хорошо продуман. Спасибо за работу.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос