"Байкал-голубая жемчужина Сибири"
Класс: 8 класс
Автор урока: учитель географии Орлова Ольга Владимировна
Образовательное учреждение: ГОУ «Санаторная школа-интернат" г. Калининска, Саратовской области»
Тип урока: урок формирования знаний;
Цель урока: Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал.
Задачи урока: 1. Определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод, животного мира озера; вывить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала.
2. Формировать умение работать с различными источникам информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение делать логические выводы.
3. Воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету.
В ходе урока учащиеся приобретут знания о географическом положении, происхождение, климате, водах и живых организмах Байкала.
Оснащение: физическая карта России и мира, атлас, учебник «География: природа России. 8 класс» (автор Э.М.Раковская), листы с модулями для учащихся, кроссворды для учащихся, видеоролик о Байкале, телевизор, DVD — плеер.
План – конспект урока
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. На экране телевизора слайд, на котором написана тема урока, но не до конца: «…… — жемчужина Сибири».
Учитель: Чтобы узнать тему нашего урока и определить какой природный объект может быть жемчужиной Сибири, послушайте легенду о его происхождении.
А) Легенда
«Посмотрел господь: неласкова вышла земля… как бы не стала она на него обижаться!.. И чтоб не держала обиды, вымахнул ей не какую – нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него».
Б) Такова легенда о происхождении жемчужины Сибири, «чуда природы во всех отношениях».
Вопросы: 1. Что это за географический объект?
2.Как будет звучать тема нашего урока?
На слайде появляется тема урока полностью («Байкал – голубая жемчужина Сибири». –
Дети пишут тему урока в тетрадь.
3. Актуализация опорных знаний.
1. Что вы знаете о Байкале? (ответы детей)
2. Видеоряд о Байкале. На фоне видеоряда слова учителя: « Байкал в 1996 году включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня в него внесены 506 объектов из 105 стран мира. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. Летом 2008 года по итогам голосования Байкал вошел в список 7 чудес России. Буряты называют Байкал – «Байгал – далай» — «Байкал – море»».
(После просмотра видеоряда)
Учитель: Здесь возникает вопрос – а много ли мы знаем о Байкале?
3. Какие сведения сегодня на уроке вы хотели бы узнать?
4. Компоненты природы: (учащиеся называют их вразброс, а учитель записывает на доске или открывает карточки в определенном порядке):
1. Географическое положение
2. Происхождение
3. Климат
4. Воды
5. Живые организмы.
В природе все взаимосвязано и все компоненты зависят от географического положения.
Это и есть план нашего урока.
4. Работа по модулям:
Учебный материал (основные вопросы, на которые должны ответить учащиеся в данном модуле) | Руководство по усвоению | ||||||||
Модуль №1 Географическое положение Байкала. На экране телевизора – слайд с физической картой Байкала. | |||||||||
1. Дайте характеристику особенностей географического положения Байкала. | Используя карту атласа стр. 44 — 45 ответьте на вопросы: 1. В какой части России расположено озеро? 2. Как расположено озеро по отношению к океанам? 3. Каково направление протяженности Байкала? 4. Вычислите протяженность озера Байкал? (630 км) Слайд с фактами на экране. Факты (записывают в тетрадь): площадь: 5500000 км2; длина 636 км; ширина 25 – 79 км; средняя глубина — 730 м; максимальная глубина – 1637 м. ( в 2008 г. – 1680 м.) 5. Как называется остров в центре Байкала? (Ольхон) Видеоряд об Ольхоне. На фоне видеоряда слова: « На озере 22 остова, самый большой из них – Ольхон (73 км в длину, 11 км. в ширину). Ольхон – значит «сухой». И, действительно, дожди на острове – большая редкость. По легендам местных жителей, на Ольхоне обитают грозные духи Байкала». | ||||||||
Модуль №2. Природа Байкала. | |||||||||
2. Каково происхождение котловины озера. | Посмотрите видеосюжет№1. Ответьте на вопросы. На экране – геологическая карта. 1. По карте назовите максимальную глубину озера. 2. Назовите причину такой большой глубины озера. – происхождение озерной котловины. 3. Вид озерной котловины? (тектоническая впадина) Как образовалась озерная котловина Байкала? (разлом земной коры – грабен). На экране – сейсмическая карта Байкала. 4. Как вы думаете, какие процессы происходят в зоне разломов земной коры? (сильные землетрясения, поднимаются и опускаются байкальские берега). Видеосюжет о Байкале №2 Учитель (после просмотра): Байкал – древнейшее озеро мира. Его возраст – 15 – 20 млн. лет. Если другие озера со временем стареют и зарастают, то Байкал, наоборот, до сих пор сохраняет свою молодость – его водная площадь и глубина продолжают увеличиваться. В 2008 г. в ходе экспедиции была зафиксирована максимальная глубина Байкала – 1680 м., а берега озера ежегодно расходятся на 2 см/год. 6. Какие факторы вызывают такие процессы? (тектонические движения, размывание берегов и давление на дно массы рыхлых осадков и водной массы самого озера). | ||||||||
3. Дайте характеристику климатических особенностей Байкала. | На экране – слайд «Климат». Используя учебник стр. 246 и климатической карты стр. 14 1. Заполните таблицу:
(Огромная водная масса озера медленно нагревается летом (на экране — Байкал летом) и медленно остывает осенью, Байкал долго не замерзает (на экране — Байкал зимой). В декабре озеро начинает сковываться панцирем и лишь в мае освобождается тот льда (слайд — Байкал весной). Зима на берегах Байкала значительно теплее (на 6 — 10°С), а лето прохладнее, чем в соседних районах. Значительные перепады температур и давления воздуха над озером и окружающими горными хребтами приводит к возникновению сильных ветров.( на экране – ветер на Байкале). По числу штормовых дней (картина шторма на Байкале) Байкал превосходит Черное море. В каждом районе озера дуют свои местные ветры, имеющие собственное название. 3. Учебник стр. 247, 1 абзац – как называются ветры на Байкале? (верховик, сарма, баргузин, култук) В тетрадь названия ветров: Сарма – ураганный ветер, поднимает штормовые волны на Байкале, скорость – 60 м/с; Баргузин – северо – восточный ветер; Верховик – свежий ветер, дует вдоль озера. | ||||||||
Музыкально – физкультурная пауза. | |||||||||
4. Каковы особенности вод Байкала. | На экране слайд – «Воды». Учебник стр. 246 – 247. 1. Байкал уникален огромным объемом воды – по объему воды равен Балтийскому морю. ( 5 американских озер, 2 раза озеро Танганьика, 90 раз Азовское море) — сравнительная схема. 2. На воде Байкала все люди могут прожить 40 лет. 3. В Байкале содержится 20% всех пресных вод планеты. 4. Имеет уникальную чистую прозрачную воду( до глубины 40 м.) 5. По химическому составу вода озера очень близка к дистиллированной воде ( соленость 0,1 ‰) и богата кислородом. Ответить на вопросы: 1. Сколько рек вытекает из Байкала? (1- Ангара) 2. Крупнейшая река, впадающая в Байкал? ( Селенга) Видеоряд о реках. | ||||||||
5. Какова неповторимость живых организмов озера. | На экране слайд «Органический мир». Учебник стр. 247. Ответить на вопросы: 1. Сколько видов животных и растений обитает в Байкале? (1500 видов животных, 1000 видов растений – большая часть из них – водоросли). 2. 70% обитателей Байкала – эндемики – не встречаются в других водоемах и территориях планеты. 3. Видеоряд о животном и растительном мире Байкала. 4. Кроссворд. Если вы ответили верно, то в выделенных клеточках прочтете название рачка, благодаря которому поддерживается чистота Байкала. (эпишура – слайд). Рачки эпишура – «санитары» Байкала, которые в мире больше нигде не встречаются. Именно эти существа (тысяча таких малюток весит всего один миллиграмм) производят биологическую очистку байкальских вод. Они питаются микроорганизмами, вызывающими цветение. | ||||||||
Модуль №3. Повторение и обобщение. | |||||||||
6. Выполните задания и определите уровень своих знаний. | 1. Что обозначают эти цифры? а) 40м. б) 1637 м. в) 20 млн. г) 636 км. д) 20% е) 40 лет. 2. В чем уникальность озера Байкал? В чем Байкал является «Чудом природы во всех отношениях», как говорил Л.С. Берг? Почему его называют «голубой жемчужиной Сибири»? а) самое древнее, б) самое глубокое, в) самое чистое и прозрачное, г) уникален органический мир д) в озере содержится большой объем пресной воды. | ||||||||
Модуль №4. Рефлексия. | |||||||||
7. Ответьте на вопросы. | 1. На все ли ваши вопросы мы сегодня ответили? 2. С помощью каких источников информации вы достигли поставленных целей? 3. Что вы узнали о Байкале на уроке? | ||||||||
5. Домашнее задание. § 43, стр. 248 – 249, проблемы Байкала. |
6. Итоги. Выставление оценок.
6. (на фоне видеоряда и музыкального сопровождения)
Урок я хочу закончить стихами М.Сергеева:
Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал.
И сам он – величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь – до донышка просвечен,
И весь – до капельки – родной.
И Ангары полёт строптивый,
И ветра гул, и гул турбин,
И птицы – сосны над обрывом,
И дикий ветер – баргузин.
В этом, без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь!
Кроссворд для учащихся
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Организмы, обитающие только на одной территории. |
|
||||||||||||||||
2. Байкальский тюлень - …? |
|
||||||||||||||||
3. Промысловая рыба. |
|
||||||||||||||||
4. Чего нет у голомянки? |
|
||||||||||||||||
5. Ценная рыба, достигающая на Байкале до 7 кг., |
|
||||||||||||||||
эндемик, местное население говорит: |
|
||||||||||||||||
"Нет Байкала без …" О ком? |
|
||||||||||||||||
6. Промысловая рыба, которая есть и в других реках? |
|
||||||||||||||||
7. Живородящая рыба. |
|
План работы по модулям для учащихся
Основополагающие вопросы модуля |
Руководство по усвоению |
||||||||
Модуль №1 Географическое положение Байкала. |
|||||||||
1. Дайте характеристику особенностей географического положения Байкала. |
Используя карту атласа стр. 44 - 45 ответьте на вопросы:
|
||||||||
Модуль №2. Природа Байкала. |
|||||||||
2. Каково происхождение котловины озера. |
Посмотрите видеосюжет№1. Ответьте на вопросы.
Видеосюжет о Байкале №2 6. Какие факторы вызывают такие процессы? (тектонические движения, размывание берегов и давление на дно массы рыхлых осадков и водной массы самого озера). |
||||||||
3. Дайте характеристику климатических особенностей Байкала. |
На экране – слайд «Климат». Используя учебник стр. 246 и климатической карты стр. 14 1. Заполните таблицу:
2. Почему климат озера суровый, хотя солнечной радиации территория получает на уровне Средиземноморья? 3. Учебник стр. 247, 1 абзац – как называются ветры на Байкале? 4. В тетрадь выписать названия ветров |
||||||||
|
Музыкально – физкультурная пауза. |
||||||||
4. Каковы особенности вод Байкала. |
На экране слайд – «Воды». Учебник стр. 246 – 247. Ответить на вопросы:
|
||||||||
5. Какова неповторимость живых организмов озера. |
На экране слайд «Органический мир». Учебник стр. 247 . Ответить на вопросы:
|
||||||||
Модуль №3. Повторение и обобщение. |
|||||||||
6. Выполните задания и определите уровень своих знаний.
|
1. Что обозначают эти цифры? а) 40м. б) 1637 м. в) 20 млн. г) 636 км. д) 20% е) 40 лет. 2. В чем уникальность озера Байкал? В чем Байкал является «Чудом природы во всех отношениях», как говорил Л.С. Берг? Почему его называют «голубой жемчужиной Сибири»? |
||||||||
Модуль №4. Рефлексия. |
|||||||||
7. Ответьте на вопросы. |
1. На все ли ваши вопросы мы сегодня ответили? 2. С помощью каких источников информации вы достигли поставленных целей? 3. Что вы узнали о Байкале на уроке? |
||||||||
5. Домашнее задание. § 43, стр. 248 – 249, проблемы Байкала. |
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»