"Мировой океан и его части"
Краткое описание
Данная разработка урока представляет интегрированный урок географии и искусства. Разработка включает конспект урока и видеоролик. в котором представлен весь необходимый для урока материал: видеоряд и музыкальный материал.
Описание
Интегрированный урок
Тема урока: «Мировой океан и его части: океан, море».
Класс: 6 класс
Учебник «Начальный курс географии 6 класс».
Авторы учебника: Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова.
Автор урока: учитель Орлова Ольга Владимировна
Образовательное учреждение: ГОУ «Санаторная школа-интернат» г.Калининска, Саратовской области
Тип урока: урок формирования новых знаний;
Цель урока: Показать море и океан не только как географические понятия и явления, но и как часть красоты природы.
Задачи:
1. Сформировать понятия: «Мировой океан», «океан», «море» окраинное, внутреннее.
2. Ознакомить учащихся с физической картой океанов в атласе и настенной картой океанов.
3. Учить учащихся правильно показывать на карте океанов границы океанов, морей, материков.
4. Приобщать учащихся к искусству посредством музыки, живописи, поэзии.
5. Развивать эмоционально – образную сферу учащихся, логическое и абстрактное мышление.
В ходе урока учащиеся приобретут знания о Мировом океане, 4-х океанах Земли, морях внутренних и окраинных, познакомятся с картинами И.К.Айвазовского и стихами Е.Баратынского.
Оснащение: карта полушарий, карта океанов, наборы для моделирования, проекционная установка, Flashvideo «Мировой океан и его части».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие: «Здравствуйте, ребята! Откройте ваши тетради. Сегодня число…
Запишите тему урока: «Мировой океан».
II. Новый материал.
1.Беседа.
ØКак вы понимаете, что такое Мировой океан?
После ответов учитель даёт определение понятию «Мировой океан»
«Мировой океан – непрерывная водная поверхность Земли».
Материками и островами Мировой океан разделён на отдельные части: океаны, моря, заливы, проливы, каналы. Сегодня на уроке мы разберём только две составные части М.О., а как они называются, вы попробуете определить с помощью такой подсказки: французский писатель Жюль Верн называл эти части М.О. «живым существом». По вашему мнению, какие части М.О. мы можем называть живым существом?
(если дети затрудняются ответить, задать наводящий вопрос: «Как можно назвать необозримое количество солёной воды?»
Дети дописывают: океан, море.
ØКогда-то, в далекие времена, слова «океан» и «Море» использовали для обозначения огромного пространства солёной воды. Но в настоящее время «океан» и «море» немного разные понятия, хотя и части единого Мирового океана.
ØСегодня на уроке мы разберём, что означают понятия «океан» и «море», чем они отличаются и что у них общего.
Ø«Встречаясь с морем, вы совершите удивительное путешествие в страну чудес: смена впечатлений взволнует ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному. Доверьтесь океану и он раскроет перед вами свои тайны», - говорил Жюль Верн.
ØПод шум моря демонстрируется видеоряд морских и океанский пейзажей.
2. Работа с картами атласа и настенной картой.
Откройте атласы на стр. 16-17.
1.Как называется карта на данных страницах?
Мировой океан един, он нигде не прерывается.
2. Подумайте, как можно это доказать? Покажите на карте.
(Из любой точки М.О. можно попасть в другую, не пересекая сушу, фрагмент из романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» - случай с бутылкой, кругосветные плавания).
3. Какие материки разделяют М.О. на части? Покажите материки.
4. Назовите и покажите океаны Земли.
5. Если сравнивать по размерам океаны и материки – чья площадь больше: материков или М.О.? (табличка-схема на доске)
Надпись на слайде – понятие «ОКЕАН- крупная часть М.О., отделённая от него материками» (запись в тетрадь)
3. Музыкальная часть.
1. А теперь немного музыки. Внимательно послушайте фрагмент музыкального произведения, которое написал итальянский композитор Антонио Вивальди и постарайтесь почувствовать характер какого океана выражает музыка А. Вивальди?
Ø Звучит «Шторм» А.Вивальди (30 сек.) Дети отвечают, что это – (Тихий океан).
ØЧто вам помогло найти правильный ответ? (мелодия, ритм, динамика).
ØПо количеству тайфунов, штормов Тихий океан можно было бы назвать океаном Бурь. Второе название Тихого океана – Великий.
ØПочему такое название – Великий? (потому что только один Тихий океан имеет площадь большую, чем вся суша).
ØПочему за этим грозным бушующим океаном осталось название - Тихий? Кто дал этому океану такое название и почему? (Ф. Магеллан).
2. После Тихого океана второй по величине - ? (Атлантический)
Ребята, кто подготовил информацию о происхождении названия Атлантического океана?
Учащиеся рассказывают, что происхождение его названия таково:
«Когда корабли древних греков, двигаясь на запад, выходили в Атлантический океан, взорам моряков открывалась безбрежная водная гладь. В представлении древних греков океан окружал Землю во всех сторон. В нём начинались все реки, и в него же стекались все воды с Земли. Из океана восходили и в океан погружались Солнце, Луна и все звёзды, кроме созвездия Большой Медведицы. Согласно греческой мифологии, на крайнем западе океана обитал титан Атлант, который держал на своих плечах небесный свод. По имени этого титана всё водное пространство к западу от Европы и стали называть Атлантическим океаном».
Давайте полюбуемся красотами Атлантики (звучит «Прибой»)
ØКакие материки омывает Атлантический океан? Покажите на карте.Из любой точки М.О. можно попасть в другую, не пересекая сушу, фрагмент из романа Ж. тайны"тель ты природы.иями "
3. И вновь звучит музыка.
ØОбраз какого океана рисует эта музыка?
ØЧто вас натолкнуло на эту мысль?
Акватория Индийского океана меньше, чем Атлантического и тем более Тихого, но на занимаемой им площади свободно могу разместиться материки Северная Америка, Южная Америка и Африка вместе взятые.
ØВ каком полушарии находится основная акватория Индийского океана? (в южном)
ØА сейчас звучит музыка А. Зацепина. (А. Зацепин. «Берег моря»).
4. На этот раз перед нами музыкальная картина, которую пишет океан под названием…?
(Северный Ледовитый Океан)
Это Северный Ледовитый океан, который на Руси называли Студёным морем. В центральной части С.Л.О. находится Северный Полюс Земли.
ØИспользуя атлас, что вы можете сказать о С.Л.О.? (самый маленький по площади, самый северный, самый холодный, самый мелкий)
ØКакой из океанов самый глубокий? Почему вы так считаете?
ØА теперь вопрос на смекалку: «У какого океана все берега самые южные?» (С.Л.О.)
4. Музыкальная пауза.
Музыкальное сопровождение Э. Морикконе или Вангелис.
5. Другая составная часть Мирового океана – море.
1. Море – часть океана, отделена от него участками суши или
подводными поднятиями. (табличка на доске, запись в тетрадь)
ØНапример, Средиземное море отделено участками суши материков Африка и Евразия от какого океана? (Атлантического)
ØОхотское море – часть…(Тихого океана), отделено от него полуостровом Камчатка, Курильскими островами.
ØАравийское море – часть…(Индийского океана), отделено Аравийско – Индийским хребтом.
2. В зависимости от того, насколько моря вдаются в сушу, их разделяют на: а) внутренние – сильно врезаются в сушу
б) окраинные – незначительно вдаются в сушу.
3. Дети приводят примеры и показывают на карте:
А) внутренние: Черное, Средиземное, Красное, Балтийское.
Б) окраинные: Берингово, Аравийское, Чукотское.
4. Вывод:
ØЧто общего у «океана» и «моря»? (они - составные части М.О.)
ØЧем отличаются «море» и «океан»? (океан – крупная часть М.О., а море – составная часть океана и более мелкая часть М.О.)
6. Море и океан – не только географические понятия, но и часть
красоты природы, которая пленяет человека своей гармонией.
Людей, которые своим творчеством создают образ моря или океана, называют МАРИНИСТАМИ.
ØЕсли бы вы были художниками, гамму каких цветов использовали для изображения моря или океана?
1. Самый яркий представитель среди художников – маринистов – И.К.Айвазовский. (вниманию учащихся представляется видеоряд картин И.К.Айвазовского).
ØКакое по состоянию море чаще всего изображал Айвазовский? (бурное, штормовое)
ØКакую цветовую гамму художник использовал для изображения моря?
ØКак называется море, изображение которого чаще всего встречается в творчестве Айвазовского? (Черное)
ØСреди русских композиторов – маринистов нельзя не выделить Н.А.Римского – Корсакова.
3. Несмотря на свою красоту и гармонию, море и океан – очень грозные явления природы. Об этом очень хорошо сказал русский поэт Е. Баратынский:
« Так ныне, океан, я жажду бурь твоих,
Волнуйся, восставай на каменные грани.
Он веселит меня, твой грозный дикий рёв,
Как зов давно желанной брани,
Как мощного врага мне чем – то лестный гнев…»
Благодаря таким составным частям М.О., как океан и море образуются такие чудеса, как стихи, художественные полотна, музыкальные произведения.
III. Закрепление.
А теперь из набора геометрических фигур смоделируйте, как вы поняли, что
такое океан и море. (Дети моделируют, 1 ученик у доски)
IV.Заключение
1. Домашнее задание. § 25.
2 . Оценки.
3. Заключительная песня «Море существует для чего?...»
Тема урока: «Мировой океан и его части: океан, море».
Класс: 6 класс
Учебник «Начальный курс географии 6 класс».
Авторы учебника: Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова.
Автор урока: учитель Орлова Ольга Владимировна
Образовательное учреждение: ГОУ «Санаторная школа-интернат» г.Калининска, Саратовской области
Тип урока: урок формирования новых знаний;
Цель урока: Показать море и океан не только как географические понятия и явления, но и как часть красоты природы.
Задачи:
1. Сформировать понятия: «Мировой океан», «океан», «море» окраинное, внутреннее.
2. Ознакомить учащихся с физической картой океанов в атласе и настенной картой океанов.
3. Учить учащихся правильно показывать на карте океанов границы океанов, морей, материков.
4. Приобщать учащихся к искусству посредством музыки, живописи, поэзии.
5. Развивать эмоционально – образную сферу учащихся, логическое и абстрактное мышление.
В ходе урока учащиеся приобретут знания о Мировом океане, 4-х океанах Земли, морях внутренних и окраинных, познакомятся с картинами И.К.Айвазовского и стихами Е.Баратынского.
Оснащение: карта полушарий, карта океанов, наборы для моделирования, проекционная установка, Flashvideo «Мировой океан и его части».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие: «Здравствуйте, ребята! Откройте ваши тетради. Сегодня число…
Запишите тему урока: «Мировой океан».
II. Новый материал.
1.Беседа.
ØКак вы понимаете, что такое Мировой океан?
После ответов учитель даёт определение понятию «Мировой океан»
«Мировой океан – непрерывная водная поверхность Земли».
Материками и островами Мировой океан разделён на отдельные части: океаны, моря, заливы, проливы, каналы. Сегодня на уроке мы разберём только две составные части М.О., а как они называются, вы попробуете определить с помощью такой подсказки: французский писатель Жюль Верн называл эти части М.О. «живым существом». По вашему мнению, какие части М.О. мы можем называть живым существом?
(если дети затрудняются ответить, задать наводящий вопрос: «Как можно назвать необозримое количество солёной воды?»
Дети дописывают: океан, море.
ØКогда-то, в далекие времена, слова «океан» и «Море» использовали для обозначения огромного пространства солёной воды. Но в настоящее время «океан» и «море» немного разные понятия, хотя и части единого Мирового океана.
ØСегодня на уроке мы разберём, что означают понятия «океан» и «море», чем они отличаются и что у них общего.
Ø«Встречаясь с морем, вы совершите удивительное путешествие в страну чудес: смена впечатлений взволнует ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному. Доверьтесь океану и он раскроет перед вами свои тайны», - говорил Жюль Верн.
ØПод шум моря демонстрируется видеоряд морских и океанский пейзажей.
2. Работа с картами атласа и настенной картой.
Откройте атласы на стр. 16-17.
1.Как называется карта на данных страницах?
Мировой океан един, он нигде не прерывается.
2. Подумайте, как можно это доказать? Покажите на карте.
(Из любой точки М.О. можно попасть в другую, не пересекая сушу, фрагмент из романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» - случай с бутылкой, кругосветные плавания).
3. Какие материки разделяют М.О. на части? Покажите материки.
4. Назовите и покажите океаны Земли.
5. Если сравнивать по размерам океаны и материки – чья площадь больше: материков или М.О.? (табличка-схема на доске)
Надпись на слайде – понятие «ОКЕАН- крупная часть М.О., отделённая от него материками» (запись в тетрадь)
3. Музыкальная часть.
1. А теперь немного музыки. Внимательно послушайте фрагмент музыкального произведения, которое написал итальянский композитор Антонио Вивальди и постарайтесь почувствовать характер какого океана выражает музыка А. Вивальди?
Ø Звучит «Шторм» А.Вивальди (30 сек.) Дети отвечают, что это – (Тихий океан).
ØЧто вам помогло найти правильный ответ? (мелодия, ритм, динамика).
ØПо количеству тайфунов, штормов Тихий океан можно было бы назвать океаном Бурь. Второе название Тихого океана – Великий.
ØПочему такое название – Великий? (потому что только один Тихий океан имеет площадь большую, чем вся суша).
ØПочему за этим грозным бушующим океаном осталось название - Тихий? Кто дал этому океану такое название и почему? (Ф. Магеллан).
2. После Тихого океана второй по величине - ? (Атлантический)
Ребята, кто подготовил информацию о происхождении названия Атлантического океана?
Учащиеся рассказывают, что происхождение его названия таково:
«Когда корабли древних греков, двигаясь на запад, выходили в Атлантический океан, взорам моряков открывалась безбрежная водная гладь. В представлении древних греков океан окружал Землю во всех сторон. В нём начинались все реки, и в него же стекались все воды с Земли. Из океана восходили и в океан погружались Солнце, Луна и все звёзды, кроме созвездия Большой Медведицы. Согласно греческой мифологии, на крайнем западе океана обитал титан Атлант, который держал на своих плечах небесный свод. По имени этого титана всё водное пространство к западу от Европы и стали называть Атлантическим океаном».
Давайте полюбуемся красотами Атлантики (звучит «Прибой»)
ØКакие материки омывает Атлантический океан? Покажите на карте.Из любой точки М.О. можно попасть в другую, не пересекая сушу, фрагмент из романа Ж. тайны"тель ты природы.иями "
3. И вновь звучит музыка.
ØОбраз какого океана рисует эта музыка?
ØЧто вас натолкнуло на эту мысль?
Акватория Индийского океана меньше, чем Атлантического и тем более Тихого, но на занимаемой им площади свободно могу разместиться материки Северная Америка, Южная Америка и Африка вместе взятые.
ØВ каком полушарии находится основная акватория Индийского океана? (в южном)
ØА сейчас звучит музыка А. Зацепина. (А. Зацепин. «Берег моря»).
4. На этот раз перед нами музыкальная картина, которую пишет океан под названием…?
(Северный Ледовитый Океан)
Это Северный Ледовитый океан, который на Руси называли Студёным морем. В центральной части С.Л.О. находится Северный Полюс Земли.
ØИспользуя атлас, что вы можете сказать о С.Л.О.? (самый маленький по площади, самый северный, самый холодный, самый мелкий)
ØКакой из океанов самый глубокий? Почему вы так считаете?
ØА теперь вопрос на смекалку: «У какого океана все берега самые южные?» (С.Л.О.)
4. Музыкальная пауза.
Музыкальное сопровождение Э. Морикконе или Вангелис.
5. Другая составная часть Мирового океана – море.
1. Море – часть океана, отделена от него участками суши или
подводными поднятиями. (табличка на доске, запись в тетрадь)
ØНапример, Средиземное море отделено участками суши материков Африка и Евразия от какого океана? (Атлантического)
ØОхотское море – часть…(Тихого океана), отделено от него полуостровом Камчатка, Курильскими островами.
ØАравийское море – часть…(Индийского океана), отделено Аравийско – Индийским хребтом.
2. В зависимости от того, насколько моря вдаются в сушу, их разделяют на: а) внутренние – сильно врезаются в сушу
б) окраинные – незначительно вдаются в сушу.
3. Дети приводят примеры и показывают на карте:
А) внутренние: Черное, Средиземное, Красное, Балтийское.
Б) окраинные: Берингово, Аравийское, Чукотское.
4. Вывод:
ØЧто общего у «океана» и «моря»? (они - составные части М.О.)
ØЧем отличаются «море» и «океан»? (океан – крупная часть М.О., а море – составная часть океана и более мелкая часть М.О.)
6. Море и океан – не только географические понятия, но и часть
красоты природы, которая пленяет человека своей гармонией.
Людей, которые своим творчеством создают образ моря или океана, называют МАРИНИСТАМИ.
ØЕсли бы вы были художниками, гамму каких цветов использовали для изображения моря или океана?
1. Самый яркий представитель среди художников – маринистов – И.К.Айвазовский. (вниманию учащихся представляется видеоряд картин И.К.Айвазовского).
ØКакое по состоянию море чаще всего изображал Айвазовский? (бурное, штормовое)
ØКакую цветовую гамму художник использовал для изображения моря?
ØКак называется море, изображение которого чаще всего встречается в творчестве Айвазовского? (Черное)
ØСреди русских композиторов – маринистов нельзя не выделить Н.А.Римского – Корсакова.
3. Несмотря на свою красоту и гармонию, море и океан – очень грозные явления природы. Об этом очень хорошо сказал русский поэт Е. Баратынский:
« Так ныне, океан, я жажду бурь твоих,
Волнуйся, восставай на каменные грани.
Он веселит меня, твой грозный дикий рёв,
Как зов давно желанной брани,
Как мощного врага мне чем – то лестный гнев…»
Благодаря таким составным частям М.О., как океан и море образуются такие чудеса, как стихи, художественные полотна, музыкальные произведения.
III. Закрепление.
А теперь из набора геометрических фигур смоделируйте, как вы поняли, что
такое океан и море. (Дети моделируют, 1 ученик у доски)
IV.Заключение
1. Домашнее задание. § 25.
2 . Оценки.
3. Заключительная песня «Море существует для чего?...»
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Рабочие программы, тематическое планирование
География
6 класс
08 мая 2011
Файлы
Мировой океан и его части.flv
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»