В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

ВЕБ-КВЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»

ВЕБ-КВЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»

Инна Николайчук
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 21745 комментариев: 2
Краткое описание
В основе разработки – интернет – технология «Образовательный веб-квест».
Описание
Тема:     «Что значит счастливая семья?
(По рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени»).
 Класс – 8. Программа - Литература. 5-11 классы. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев и др. – М.: Просвещение.
 Учебник  — Литература: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях под ред. Коровиной В.Я. и др. – М.: Просвещение.
 Тип урока – подготовка к сочинению-рассуждению.
 Форма урока – веб-квест «Счастливая семья».
 Продолжительность   — 2 урока по 40 минут.
 Цель урока - подготовиться к сочинению-рассуждению на тему:
"Что значит счастливая семья" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви").
 Задачи:
• проследить истории семей (по рассказам "О любви", "Куст сирени", "Кавказ");
• проанализировать особенности взаимоотношений каждой семейной пары;
• познакомиться с христианской точкой зрения на семью;
• выявить художественно-композиционные особенности рассказов (проблематика, психологизм портретной и пейзажной характеристики, лексико-тематическая структура текста).
 Оборудование: мультимедийный проектор, не менее 4-х ПК.
 Технологии
v интернет-технология «Образовательный веб-квест»;
v интерактивная модель обучения: работа в малых группах, экспресс-диспут, ролевая игра;
v технология проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, самостоятельная поисковая деятельность, презентации-отчеты;
v технология критического мышления (на стадии рефлексии): составление кластера к слову «счастье».
 Аннотация
 
 Место урока в учебной программе (Литература. 5-11 классы. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев и др. – М.: Просвещение.):
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени», А.П.Чехова «О любви».
 Система уроков
     
 Тематическое содержание урока
 
 Кол-во часов
 
 А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история упущенного счастья. Психологизм рассказа.
 
  
1
 
 И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика.
 
  
1
 
 А.И.Куприн.   Слово   о   писателе.   Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». 
 
  
 
 Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению.
 Веб-квест «Что значит счастливая семья?» (по рассказам И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени», А.П.Чехова «О любви»).
 
  
 
2
 
 В основе разработки – интернет – технология «Образовательный веб-квест». Веб-квест (webquest) в педагогике — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.
 Структура веб-квеста
 Интернет – адрес проекта http://www.inna-nikolai4uk.narod.ru
Во введении четко описаны главные роли участников квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста. 
 Центральное задание - написать сочинение-рассуждение на тему "Что значит счастливая семья?" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви"). Таким образом, четко определен итоговый результат самостоятельной работы.
 Рабочие материалы проекта  — ссылки на ресурсы, адреса веб-страниц по теме, необходимые для выполнения задания. В качестве рабочих материалов проекта учащимся предложены тексты произведений (А.П.Чехов «О любви», А.И.Куприн «Куст сирени», И.А.Бунин «Кавказ»), отчетные карты, страницы помощи, памятки.
 Ролевые группы - Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при выполнении задания (этапы). Данный квест предусматривает четыре ролевые группы: «Хранитель семейных историй», «Семейный психоаналитик», «Семейный духовник», «Пейзажист».
 Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Стадия рефлексии. Составление кластера к понятию «счастье».
 Описание критериев и параметров оценки веб-квеста
 Особенности веб-квестабогатый иллюстративный материал, четко прописанные задачи и этапы  работы для каждой ролевой группы, «рассыпанные» по страницам проекта цитаты, поэтические строки, литературоведческая терминология; наличие различных памяток: «Правила диспута», «Законы диспута», «Памятка участника диспута», «Как писать сочинение-рассуждение»; в качестве рабочих материалов проекта используются, в первую очередь, тексты произведений, а также исследовательские литературоведческие статьи (адаптированные для учащихся), видеоролики; на странице «Оценка проекта» прописаны критерии оценки выполненной работы, что стимулирует учащихся к самооценке.
 ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
 Ход урока
1.     Оргмомент   — 1мин.
2.     Подготовительный этап – 3 мин.
Просмотр отрывка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»
3.     Определение цели урока, формулировка учебных задач – 2 мин.
 Цель урока  — подготовиться к сочинению-рассуждению на тему:
"Что значит счастливая семья" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви").
 Задачи:
– проследить истории семей (по рассказам "О любви", "Куст сирени", "Кавказ");
– проанализировать особенности взаимоотношений каждой семейной пары;
– познакомиться с христианской точкой зрения на семью;
– выявить художественно-композиционные особенности рассказов (психологизм портретной и пейзажной характеристики, лексико-тематическая структура текста).
4.     Знакомство учащихся с формой урока – 3 мин.
На данном этапе учитель знакомит учащихся с понятием веб-квест, его структурой, распределяет ролевые группы. 
5.     Прохождение веб-квеста, индивидуальные и групповые консультации учителя – 20 мин.
Подробное описание, задания, вопросы, рекомендации см. на страницах веб-квеста.
   
 Этапы работы над квестом
§  Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями темы, материалами проекта. Учащиеся самостоятельно распределяю роли в команде.
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
§  Ролевой этап 
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с определенной ему учителем ролевой группой, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет (по возможности). Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.
§  Заключительный этап
Команда работает совместно, под руководством координатора веб-квеста (т.е. учителя), ощущает свою ответственность за работу.
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. 
 6.     Презентации-отчеты групп. Выводы – 30 мин:
• Хранители семейных историй – 5 мин.,
• Просмотр видеоролика «Таинство брака» — 10 мин.,
• Семейные духовники – 5 мин.,
• Семейные психоаналитики – 5 мин.,
• Пейзажисты – 5 мин.
На данном этапе урока учащиеся представляют результаты своей работы: отчеты, выводы, дают с позиции ролевой группы советы, рекомендации (как психоаналитики, семейные духовники), направленные на укрепление семейных отношений. 
 
7.     Экспресс-диспут – 10 -12 мин.
На данном этапе предполагается актуализация личного субъективного опыта учащихся, поскольку вопросы экспресс-диспута обращены к ранее накопленным знаниям по данной проблеме (подробнее см. на странице веб-квеста «Экспресс-диспут»).
  Вопросы для диспута:
 Хранители семейных историй  — Сколько раз в жизни может любить человек?
 Семейные психоаналитики  — Что делает людей родными?
 Семейные духовники  — Что делать, если испытываешь сильные чувства к человеку, который уже состоит в браке?
 Пейзажисты -  Следует ли прислушиваться к мнению других, например,  родителей, когда любишь?
 
8.     Рефлексия. Составление кластера – 5 мин.
 Сегодня на уроке мы совершили с вами увлекательное путешествие в удивительный мир произведений А.П.Чехова, А.И.Куприна, И.А.Бунина. Нам интересно было познакомиться с героями рассказов, узнать их семейные драмы, радости, переживания.
 Самое ценное в жизни человека - любовь, семья, дружба. Это  главные составляющие счастья человеческого. В заключение нашей работы предлагаю составить кластер с ключевым понятием "счастье".
9.     Оценки, домашнее задание – 5 мин.
На данном этапе обращается внимание учеников на критерии выполненной работы, учитель выставляет и комментирует оценки.
Домашнее задание – написать сочинение-рассуждение «Что значит счастливая семья?» (По рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени») (см. памятку «Как писать сочинение-рассуждение»).

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
ВЕБ-КВЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.doc Скачать











ВЕБ-КВЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»

http://www.inna-nikolai4uk.narod.ru


















Автор - Николайчук Инна Владимировна.

Должность - учитель русского языка и литературы.

Квалификация- 1 квалификационная категория.

Стаж - 9 лет.

Наименование учебного заведения – Муниципальная основная общеобразовательная школа № 5 г.Ярцево Смоленской области






















Тема: «Что значит счастливая семья?

(По рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени»).

Класс – 8. Программа - Литература. 5-11 классы. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев и др. – М.: Просвещение.

Учебник - Литература: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях под ред. Коровиной В.Я. и др. – М.: Просвещение.

Тип урока – подготовка к сочинению-рассуждению.

Форма урока – веб-квест «Счастливая семья».

Продолжительность - 2 урока по 40 минут.

Цель урока - подготовиться к сочинению-рассуждению на тему:

"Что значит счастливая семья" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви").

Задачи:

  • проследить истории семей (по рассказам "О любви", "Куст сирени", "Кавказ");

  • проанализировать особенности взаимоотношений каждой семейной пары;

  • познакомиться с христианской точкой зрения на семью;

  • выявить художественно-композиционные особенности рассказов (проблематика, психологизм портретной и пейзажной характеристики, лексико-тематическая структура текста).

Оборудование: мультимедийный проектор, не менее 4-х ПК.

Технологии:

  • интернет-технология «Образовательный веб-квест»;

  • интерактивная модель обучения: работа в малых группах, экспресс-диспут, ролевая игра;

  • технология проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, самостоятельная поисковая деятельность, презентации-отчеты;

  • технология критического мышления (на стадии рефлексии): составление кластера к слову «счастье».

Аннотация


Место урока в учебной программе (Литература. 5-11 классы. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев и др. – М.: Просвещение.):

Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени», А.П.Чехова «О любви».

Система уроков

Тематическое содержание урока

Кол-во часов

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история упущенного счастья. Психологизм рассказа.


1

И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика.


1

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».


Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению.

Веб-квест «Что значит счастливая семья?» (по рассказам И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени», А.П.Чехова «О любви»).



2

В основе разработки – интернет – технология «Образовательный веб-квест». Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.

Структура веб-квеста

Интернет – адрес проекта - http://www.inna-nikolai4uk.narod.ru

Во введении четко описаны главные роли участников квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

Центральное задание - написать сочинение-рассуждение на тему "Что значит счастливая семья?" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви"). Таким образом, четко определен итоговый результат самостоятельной работы.

Рабочие материалы проекта - ссылки на ресурсы, адреса веб-страниц по теме, необходимые для выполнения задания. В качестве рабочих материалов проекта учащимся предложены тексты произведений (А.П.Чехов «О любви», А.И.Куприн «Куст сирени», И.А.Бунин «Кавказ»), отчетные карты, страницы помощи, памятки.

Ролевые группы - Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при выполнении задания (этапы). Данный квест предусматривает четыре ролевые группы: «Хранитель семейных историй», «Семейный психоаналитик», «Семейный духовник», «Пейзажист».

Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Стадия рефлексии. Составление кластера к понятию «счастье».

Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.

Особенности веб-квеста: богатый иллюстративный материал, четко прописанные задачи и этапы работы для каждой ролевой группы, «рассыпанные» по страницам проекта цитаты, поэтические строки, литературоведческая терминология; наличие различных памяток: «Правила диспута», «Законы диспута», «Памятка участника диспута», «Как писать сочинение-рассуждение»; в качестве рабочих материалов проекта используются, в первую очередь, тексты произведений, а также исследовательские литературоведческие статьи (адаптированные для учащихся), видеоролики; на странице «Оценка проекта» прописаны критерии оценки выполненной работы, что стимулирует учащихся к самооценке.







ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Ход урока


  1. Оргмомент - 1мин.

  2. Подготовительный этап – 3 мин.

Просмотр отрывка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»

  1. Определение цели урока, формулировка учебных задач – 2 мин.

Цель урока - подготовиться к сочинению-рассуждению на тему:

"Что значит счастливая семья" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви").

Задачи:

  • проследить истории семей (по рассказам "О любви", "Куст сирени", "Кавказ");

  • проанализировать особенности взаимоотношений каждой семейной пары;

  • познакомиться с христианской точкой зрения на семью;

  • выявить художественно-композиционные особенности рассказов (психологизм портретной и пейзажной характеристики, лексико-тематическая структура текста).

  1. Знакомство учащихся с формой урока – 3 мин.

На данном этапе учитель знакомит учащихся с понятием веб-квест, его структурой, распределяет ролевые группы.

  1. Прохождение веб-квеста, индивидуальные и групповые консультации учителя – 20 мин.

Подробное описание, задания, вопросы, рекомендации см. на страницах веб-квеста.




Этапы работы над квестом

  • Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями темы, материалами проекта. Учащиеся самостоятельно распределяю роли в команде.

Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

  • Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с определенной ему учителем ролевой группой, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет (по возможности). Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.

  • Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством координатора веб-квеста (т.е. учителя), ощущает свою ответственность за работу.

По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения.

  1. Презентации-отчеты групп. Выводы – 30 мин:

  • Хранители семейных историй – 5 мин.,

  • Просмотр видеоролика «Таинство брака» - 10 мин.,

  • Семейные духовники – 5 мин.,

  • Семейные психоаналитики – 5 мин.,

  • Пейзажисты – 5 мин.

На данном этапе урока учащиеся представляют результаты своей работы: отчеты, выводы, дают с позиции ролевой группы советы, рекомендации (как психоаналитики, семейные духовники), направленные на укрепление семейных отношений.


  1. Экспресс-диспут – 10 -12 мин.

На данном этапе предполагается актуализация личного субъективного опыта учащихся, поскольку вопросы экспресс-диспута обращены к ранее накопленным знаниям по данной проблеме (подробнее см. на странице веб-квеста «Экспресс-диспут»).

  Вопросы для диспута:

Хранители семейных историй - Сколько раз в жизни может любить человек?

Семейные психоаналитики - Что делает людей родными?

Семейные духовники - Что делать, если испытываешь сильные чувства к человеку, который уже состоит в браке?

Пейзажисты -  Следует ли прислушиваться к мнению других, например,  родителей, когда любишь?


  1. Рефлексия. Составление кластера – 5 мин.

Сегодня на уроке мы совершили с вами увлекательное путешествие в удивительный мир произведений А.П.Чехова, А.И.Куприна, И.А.Бунина. Нам интересно было познакомиться с героями рассказов, узнать их семейные драмы, радости, переживания.

Самое ценное в жизни человека - любовь, семья, дружба. Это  главные составляющие счастья человеческого. В заключение нашей работы предлагаю составить кластер с ключевым понятием "счастье".

  1. Оценки, домашнее задание – 5 мин.

На данном этапе обращается внимание учеников на критерии выполненной работы, учитель выставляет и комментирует оценки.

Домашнее задание – написать сочинение-рассуждение «Что значит счастливая семья?» (По рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени») (см. памятку «Как писать сочинение-рассуждение»).





























Обсуждение материала
Татьяна Прядкина
3.06.2011 09:51
Интересно, ново, замечательно. Хочется тоже создать собственный веб-квест. Надеюсь, что получится. До скорых встреч!
Скребнева Светлана
11.03.2012 15:25
8) Оригинально! Большая подготовка учителя, однако интересно. Хочется попробовать...
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос