ВЕБ-КВЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»
(По рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени»).
Класс – 8. Программа - Литература. 5-11 классы. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев и др. – М.: Просвещение.
Учебник — Литература: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях под ред. Коровиной В.Я. и др. – М.: Просвещение.
Тип урока – подготовка к сочинению-рассуждению.
Форма урока – веб-квест «Счастливая семья».
Продолжительность — 2 урока по 40 минут.
Цель урока - подготовиться к сочинению-рассуждению на тему:
"Что значит счастливая семья" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви").
Задачи:
• проследить истории семей (по рассказам "О любви", "Куст сирени", "Кавказ");
• проанализировать особенности взаимоотношений каждой семейной пары;
• познакомиться с христианской точкой зрения на семью;
• выявить художественно-композиционные особенности рассказов (проблематика, психологизм портретной и пейзажной характеристики, лексико-тематическая структура текста).
Оборудование: мультимедийный проектор, не менее 4-х ПК.
Технологии:
v интернет-технология «Образовательный веб-квест»;
v интерактивная модель обучения: работа в малых группах, экспресс-диспут, ролевая игра;
v технология проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, самостоятельная поисковая деятельность, презентации-отчеты;
v технология критического мышления (на стадии рефлексии): составление кластера к слову «счастье».
Аннотация
Место урока в учебной программе (Литература. 5-11 классы. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев и др. – М.: Просвещение.):
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени», А.П.Чехова «О любви».
Система уроков
Тематическое содержание урока | Кол-во часов |
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история упущенного счастья. Психологизм рассказа. | 1 |
И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика. | 1 |
А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». | |
Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению. Веб-квест «Что значит счастливая семья?» (по рассказам И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени», А.П.Чехова «О любви»). | 2 |
Структура веб-квеста
Интернет – адрес проекта - http://www.inna-nikolai4uk.narod.ru
Во введении четко описаны главные роли участников квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Центральное задание - написать сочинение-рассуждение на тему "Что значит счастливая семья?" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви"). Таким образом, четко определен итоговый результат самостоятельной работы.
Рабочие материалы проекта — ссылки на ресурсы, адреса веб-страниц по теме, необходимые для выполнения задания. В качестве рабочих материалов проекта учащимся предложены тексты произведений (А.П.Чехов «О любви», А.И.Куприн «Куст сирени», И.А.Бунин «Кавказ»), отчетные карты, страницы помощи, памятки.
Ролевые группы - Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при выполнении задания (этапы). Данный квест предусматривает четыре ролевые группы: «Хранитель семейных историй», «Семейный психоаналитик», «Семейный духовник», «Пейзажист».
Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Стадия рефлексии. Составление кластера к понятию «счастье».
Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.
Особенности веб-квеста: богатый иллюстративный материал, четко прописанные задачи и этапы работы для каждой ролевой группы, «рассыпанные» по страницам проекта цитаты, поэтические строки, литературоведческая терминология; наличие различных памяток: «Правила диспута», «Законы диспута», «Памятка участника диспута», «Как писать сочинение-рассуждение»; в качестве рабочих материалов проекта используются, в первую очередь, тексты произведений, а также исследовательские литературоведческие статьи (адаптированные для учащихся), видеоролики; на странице «Оценка проекта» прописаны критерии оценки выполненной работы, что стимулирует учащихся к самооценке.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока
1. Оргмомент — 1мин.
2. Подготовительный этап – 3 мин.
Просмотр отрывка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»
3. Определение цели урока, формулировка учебных задач – 2 мин.
Цель урока — подготовиться к сочинению-рассуждению на тему:
"Что значит счастливая семья" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви").
Задачи:
– проследить истории семей (по рассказам "О любви", "Куст сирени", "Кавказ");
– проанализировать особенности взаимоотношений каждой семейной пары;
– познакомиться с христианской точкой зрения на семью;
– выявить художественно-композиционные особенности рассказов (психологизм портретной и пейзажной характеристики, лексико-тематическая структура текста).
4. Знакомство учащихся с формой урока – 3 мин.
На данном этапе учитель знакомит учащихся с понятием веб-квест, его структурой, распределяет ролевые группы.
5. Прохождение веб-квеста, индивидуальные и групповые консультации учителя – 20 мин.
Подробное описание, задания, вопросы, рекомендации см. на страницах веб-квеста.
Этапы работы над квестом
§ Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями темы, материалами проекта. Учащиеся самостоятельно распределяю роли в команде.
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
§ Ролевой этап
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с определенной ему учителем ролевой группой, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет (по возможности). Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.
§ Заключительный этап
Команда работает совместно, под руководством координатора веб-квеста (т.е. учителя), ощущает свою ответственность за работу.
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения.
6. Презентации-отчеты групп. Выводы – 30 мин:
• Хранители семейных историй – 5 мин.,
• Просмотр видеоролика «Таинство брака» — 10 мин.,
• Семейные духовники – 5 мин.,
• Семейные психоаналитики – 5 мин.,
• Пейзажисты – 5 мин.
На данном этапе урока учащиеся представляют результаты своей работы: отчеты, выводы, дают с позиции ролевой группы советы, рекомендации (как психоаналитики, семейные духовники), направленные на укрепление семейных отношений.
7. Экспресс-диспут – 10 -12 мин.
На данном этапе предполагается актуализация личного субъективного опыта учащихся, поскольку вопросы экспресс-диспута обращены к ранее накопленным знаниям по данной проблеме (подробнее см. на странице веб-квеста «Экспресс-диспут»).
Вопросы для диспута:
Хранители семейных историй — Сколько раз в жизни может любить человек?
Семейные психоаналитики — Что делает людей родными?
Семейные духовники — Что делать, если испытываешь сильные чувства к человеку, который уже состоит в браке?
Пейзажисты - Следует ли прислушиваться к мнению других, например, родителей, когда любишь?
8. Рефлексия. Составление кластера – 5 мин.
Сегодня на уроке мы совершили с вами увлекательное путешествие в удивительный мир произведений А.П.Чехова, А.И.Куприна, И.А.Бунина. Нам интересно было познакомиться с героями рассказов, узнать их семейные драмы, радости, переживания.
Самое ценное в жизни человека - любовь, семья, дружба. Это главные составляющие счастья человеческого. В заключение нашей работы предлагаю составить кластер с ключевым понятием "счастье".
9. Оценки, домашнее задание – 5 мин.
На данном этапе обращается внимание учеников на критерии выполненной работы, учитель выставляет и комментирует оценки.
Домашнее задание – написать сочинение-рассуждение «Что значит счастливая семья?» (По рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени») (см. памятку «Как писать сочинение-рассуждение»).
ВЕБ-КВЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
«СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»
http://www.inna-nikolai4uk.narod.ru
Автор - Николайчук Инна Владимировна.
Должность - учитель русского языка и литературы.
Квалификация- 1 квалификационная категория.
Стаж - 9 лет.
Наименование учебного заведения – Муниципальная основная общеобразовательная школа № 5 г.Ярцево Смоленской области
Тема: «Что значит счастливая семья?
(По рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени»).
Класс – 8. Программа - Литература. 5-11 классы. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев и др. – М.: Просвещение.
Учебник - Литература: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях под ред. Коровиной В.Я. и др. – М.: Просвещение.
Тип урока – подготовка к сочинению-рассуждению.
Форма урока – веб-квест «Счастливая семья».
Продолжительность - 2 урока по 40 минут.
Цель урока - подготовиться к сочинению-рассуждению на тему:
"Что значит счастливая семья" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви").
Задачи:
-
проследить истории семей (по рассказам "О любви", "Куст сирени", "Кавказ");
-
проанализировать особенности взаимоотношений каждой семейной пары;
-
познакомиться с христианской точкой зрения на семью;
-
выявить художественно-композиционные особенности рассказов (проблематика, психологизм портретной и пейзажной характеристики, лексико-тематическая структура текста).
Оборудование: мультимедийный проектор, не менее 4-х ПК.
Технологии:
-
интернет-технология «Образовательный веб-квест»;
-
интерактивная модель обучения: работа в малых группах, экспресс-диспут, ролевая игра;
-
технология проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, самостоятельная поисковая деятельность, презентации-отчеты;
-
технология критического мышления (на стадии рефлексии): составление кластера к слову «счастье».
Аннотация
Место урока в учебной программе (Литература. 5-11 классы. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев и др. – М.: Просвещение.):
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени», А.П.Чехова «О любви».
Система уроков
Тематическое содержание урока |
Кол-во часов |
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история упущенного счастья. Психологизм рассказа. |
1 |
И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика. |
1 |
А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». |
|
Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению. Веб-квест «Что значит счастливая семья?» (по рассказам И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени», А.П.Чехова «О любви»). |
2 |
В основе разработки – интернет – технология «Образовательный веб-квест». Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.
Структура веб-квеста
Интернет – адрес проекта - http://www.inna-nikolai4uk.narod.ru
Во введении четко описаны главные роли участников квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Центральное задание - написать сочинение-рассуждение на тему "Что значит счастливая семья?" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви"). Таким образом, четко определен итоговый результат самостоятельной работы.
Рабочие материалы проекта - ссылки на ресурсы, адреса веб-страниц по теме, необходимые для выполнения задания. В качестве рабочих материалов проекта учащимся предложены тексты произведений (А.П.Чехов «О любви», А.И.Куприн «Куст сирени», И.А.Бунин «Кавказ»), отчетные карты, страницы помощи, памятки.
Ролевые группы - Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при выполнении задания (этапы). Данный квест предусматривает четыре ролевые группы: «Хранитель семейных историй», «Семейный психоаналитик», «Семейный духовник», «Пейзажист».
Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Стадия рефлексии. Составление кластера к понятию «счастье».
Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.
Особенности веб-квеста: богатый иллюстративный материал, четко прописанные задачи и этапы работы для каждой ролевой группы, «рассыпанные» по страницам проекта цитаты, поэтические строки, литературоведческая терминология; наличие различных памяток: «Правила диспута», «Законы диспута», «Памятка участника диспута», «Как писать сочинение-рассуждение»; в качестве рабочих материалов проекта используются, в первую очередь, тексты произведений, а также исследовательские литературоведческие статьи (адаптированные для учащихся), видеоролики; на странице «Оценка проекта» прописаны критерии оценки выполненной работы, что стимулирует учащихся к самооценке.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока
-
Оргмомент - 1мин.
-
Подготовительный этап – 3 мин.
Просмотр отрывка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»
-
Определение цели урока, формулировка учебных задач – 2 мин.
Цель урока - подготовиться к сочинению-рассуждению на тему:
"Что значит счастливая семья" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Куприна "Куст сирени", А.Чехова "О любви").
Задачи:
-
проследить истории семей (по рассказам "О любви", "Куст сирени", "Кавказ");
-
проанализировать особенности взаимоотношений каждой семейной пары;
-
познакомиться с христианской точкой зрения на семью;
-
выявить художественно-композиционные особенности рассказов (психологизм портретной и пейзажной характеристики, лексико-тематическая структура текста).
-
Знакомство учащихся с формой урока – 3 мин.
На данном этапе учитель знакомит учащихся с понятием веб-квест, его структурой, распределяет ролевые группы.
-
Прохождение веб-квеста, индивидуальные и групповые консультации учителя – 20 мин.
Подробное описание, задания, вопросы, рекомендации см. на страницах веб-квеста.
Этапы работы над квестом
-
Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями темы, материалами проекта. Учащиеся самостоятельно распределяю роли в команде.
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
-
Ролевой этап
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с определенной ему учителем ролевой группой, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет (по возможности). Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.
-
Заключительный этап
Команда работает совместно, под руководством координатора веб-квеста (т.е. учителя), ощущает свою ответственность за работу.
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения.
-
Презентации-отчеты групп. Выводы – 30 мин:
-
Хранители семейных историй – 5 мин.,
-
Просмотр видеоролика «Таинство брака» - 10 мин.,
-
Семейные духовники – 5 мин.,
-
Семейные психоаналитики – 5 мин.,
-
Пейзажисты – 5 мин.
На данном этапе урока учащиеся представляют результаты своей работы: отчеты, выводы, дают с позиции ролевой группы советы, рекомендации (как психоаналитики, семейные духовники), направленные на укрепление семейных отношений.
-
Экспресс-диспут – 10 -12 мин.
На данном этапе предполагается актуализация личного субъективного опыта учащихся, поскольку вопросы экспресс-диспута обращены к ранее накопленным знаниям по данной проблеме (подробнее см. на странице веб-квеста «Экспресс-диспут»).
Вопросы для диспута:
Хранители семейных историй - Сколько раз в жизни может любить человек?
Семейные психоаналитики - Что делает людей родными?
Семейные духовники - Что делать, если испытываешь сильные чувства к человеку, который уже состоит в браке?
Пейзажисты - Следует ли прислушиваться к мнению других, например, родителей, когда любишь?
-
Рефлексия. Составление кластера – 5 мин.
Сегодня на уроке мы совершили с вами увлекательное путешествие в удивительный мир произведений А.П.Чехова, А.И.Куприна, И.А.Бунина. Нам интересно было познакомиться с героями рассказов, узнать их семейные драмы, радости, переживания.
Самое ценное в жизни человека - любовь, семья, дружба. Это главные составляющие счастья человеческого. В заключение нашей работы предлагаю составить кластер с ключевым понятием "счастье".
-
Оценки, домашнее задание – 5 мин.
На данном этапе обращается внимание учеников на критерии выполненной работы, учитель выставляет и комментирует оценки.
Домашнее задание – написать сочинение-рассуждение «Что значит счастливая семья?» (По рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени») (см. памятку «Как писать сочинение-рассуждение»).
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»